Научная статья на тему 'Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений'

Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
947
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / МЕТОД МЕДИАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / CONVICTED TO IMPRISONMENT / METHOD OF MEDIATION / CORRECTIONAL TREATMENT IN PENITENTIARIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В статье рассматривается возможность использования медиации как альтернативного метода разрешения конфликтов в местах лишения свободы. Применение данного метода имеет свои особенности, обусловленные спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы и характером совершенного преступления осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author sets forth the use of mediation as an alternative method of resolving conflicts at penitentiaries. Using this method is of peculiar character determined by the specifics of imprisonment and the nature of the crime committed by the convict.

Текст научной работы на тему «Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений»

Зауторова Э. В. Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений

использованию методов арт-терапии в условиях изоляции. Например, на одном из занятий предлагалось выполнить упражнение «Интуитивная живопись», которое способствует развитию образного мышления и творческого воображения участников процесса. Осужденным нужно было представить себе что-то очень красивое, красочное, яркое, а потом «увиденное» изобразить на листе бумаги с помощью красок. В итоге интуитивной работы получается абстрактное изображение, состоящее из пятен различной тональности. На следующих этапах работы идет обсуждение: следует решить, что нарисовано на этой картине. Поиск художественного образа осуществляется до тех пор, пока не появилась возможность увидеть в абстрактной работе реалистическое изображение. На заключительном этапе задача участника — сделать изображение более четким, прописав отдельные детали или добавив их. В результате может получиться портрет, натюрморт, композиция, изображение, понятное постороннему зрителю. Нередко получаются интересные работы за счет необычных колористических отношений.

Включение методов арт-терапии в работу исправительных учреждений может помочь осужденному осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы. Искусство является источником новых положительных переживаний. Человек, вовлеченный в художественно-эстетическую деятельность, достигает определенной гармонии с ми-

УДК 376.63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Э. В. Зауторова

В статье рассматривается возможность использования медиации как альтернативного метода разрешения конфликтов в местах лишения свободы. Применение данного метода имеет свои особенности, обусловленные спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы и характером совершенного преступления осужденного.

Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, метод медиации, воспитательный процесс в исправительных учреждениях.

Воспитательный процесс в пенитенциарных (исправительных) учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления и осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Специфику воспитательного воздействия в условиях

ром и самим собой, осознает себя как личность, более полно реализует свои возможности и интересы.

Таким образом, в пенитенциарной практике необходимо шире использовать методы арт-терапии, опирающиеся на движение, рисование, живопись, скульптуру, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию и т. д. В условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления применение методов арт-терапии создает возможности для активной познавательной, социально-творческой деятельности осужденного, что будет способствовать расширению психологических мер воздействия на лиц, находящихся в условиях изоляции, и большей эффективности процесса их исправления. 1 2 3 4 5

1 Зауторова Э. В. Арт-педагогика в формировании культуры правонарушителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. № 1(23). С. 65-67.

2 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. С. 239.

3 Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени // К. Г. Юнг. Структура Души. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 A._%D0%93._%D0%AE%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 19.05.2015).

4 Корсаков С. С. Избранные произведения по психиатрии. URL: http://soft.maiLm/program_page.php?grp=43569&ver =249125&tab=2 (дата обращения: 19.05.2015).

5 Зауторова Э. В. Роль театрального искусства в процессе исправления осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2(26). С. 115-118.

отбывания наказания составляет исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных '.

Организация воспитательного процесса в местах лишения свободы требует значительных усилий со стороны сотрудников исправительного учреждения, участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых. Главный признак личности, преступившей закон, это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Нередко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, при наличии негативизма и внутреннего сопротивления, составляют огромную трудность в их перестройке. В связи с этим актуальными становятся поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социальнодемографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики.

60

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Зауторова Э. В. Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений

Сегодня появляются первые попытки использования и освоения в деятельности сотрудников исправительного учреждения нового для пенитенциарной практики метода медиации (от латинского слова «mediare», обозначающего «посредничать») 2. Медиация является одним из методов конфликтологии (изучает закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня 3). Это технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору. При этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения; это путь к осмысленному взаимоприемлемому решению, основанному на консенсусе между сторонами, вовлеченными в спор 4.

Основной целью медиации является выработка взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по разрешению спора на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы. Основными принципами медиации, отличающими этот метод разрешения конфликтов, являются: присутствие медиатора, выполняющего функцию посредника; присутствие всех сторон, участвующих в конфликте; неформальный уровень проведения переговоров; добровольность участия в медиации всех сторон; необходимость достижения консенсуса и конкретных договоренностей 5.

Данный метод был разработан еще в конце 60-х — начале 70-х гг. в США как новая, несудебная процедура урегулирования правовых конфликтов, которая применяется до обращения в суд или в суде, но до начала судебного разбирательства 6. Следует отметить, что сегодня медиация достаточно успешно используется во многих областях современной жизни при разрешении различных конфликтных ситуаций.

Использование метода медиации в пенитенциарной практике имеет свои особенности, специфику, которые проявляются прежде всего в том, что вовлеченными в процедуру медиации являются лица, совершившие преступное деяние и отбывающие наказание в виде лишения свободы 7. Так, в случае совершения преступления мы рассматриваем не только сам конфликт, а большей частью — его следствие, причину и заключительную стадию. Это может быть как уже проявленный межличностный конфликт или конфликт между личностью и обществом, так и внутриличностный конфликт, при этом любой социальный конфликт понимается как проявление внутриличностного конфликта (Ф. Глазл) 8. Появляется необходимость рассмотрения таких конфликтов, которые касаются уголовно-правовой сферы или так называемых криминальных конфликтов, они представляют разновидность юридических конфликтов.

Криминальные конфликты в своей массе неоднородны. Прежде всего различны преступления, которыми они завершаются 9. Кроме того, подобные конфлик-

ты имеют разное количество участников: нередко это лишь два человека (преступник и потерпевший), но достаточно часто конфликтующих субъектов больше, встречаются межгрупповые криминальные конфликты. Различны предметы и объекты этих конфликтов, поводы к их возникновению, а также временной критерий, т. е. их длительность и количество эпизодов конфликтного взаимодействия.

Введение метода медиации в пенитенциарную практику требует аккуратности, грамотности и компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы. Есть разные мнения о том, кто может быть медиатором. Одни считают, что профессиональный медиатор должен обязательно обладать юридическим образованием, другие утверждают, что наличие такого образования только повредит делу, поскольку профессиональный юрист обладает смещенным углом правового сознания, соответственно, настроен на выигрыш дела одной стороной.

Медиация стремится к несколько другому развитию событий. Основная задача, стоящая перед сотрудниками пенитенциарных учреждений, это внедрение в практику работы с осужденными специальных методов, позволяющих соединить процесс их исправления с процессом психологической реабилитации. Здесь применяется так называемая восстановительная медиация, направленная на реализацию примирительных программ (программ по заглаживанию вреда) 10. Поэтому в местах лишения свободы целесообразно использовать метод медиации в деятельности сотрудников воспитательного отдела (психологи, педагоги, воспитатели, социальные работники).

Так, в УФСИН России по Республике Адыгея был реализован пилотный проект по внедрению методов медиации в практику работы пенитенциарных психологов. Для применения медиации при работе с осужденными разработаны специальные тренинги, они проводятся без присутствия второго лица. Планировалось, что в качестве медиаторов будут выступать психологи исправительных учреждений, прошедшие курс обучения (обучающий семинар «Введение в медиацию»). По мнению специалистов, использование потенциальных возможностей медиации в процессе исполнения наказаний позволяет снизить интенсивность конфликтов.

Другим примером может стать деятельность сотрудников Некоммерческого благотворительного фонда социальной реабилитации «Доверие» г. Вологда. При осуществлении воспитательной программы в рамках проекта «Мне женщиной назначил Бог родиться» (грант Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, 2014 г.) используются возможности метода медиации в работе с осужденными женщинами в исправительных учреждениях Вологодской области. Данный метод применяется в ходе проведения индивидуально-воспитательной работы с осужденными женщинами, при оказании им психологической помощи в форме консультаций,

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

61

Зауторова Э. В. Использование медиации в воспитательном процессе исправительных учреждений

разъяснений, необходимых запросов, на занятиях духовно-нравственной направленности.

Особенностью этой практики было вовлечение самих участников в процесс урегулирования конфликтов. Данный процесс сопровождался сотрудниками воспитательного отдела исправительных учреждений. В ходе таких занятий были усвоены основные этапы медиации: анализ ситуации и отношений, определение проблемы, снятие психологических и эмоциональных барьеров, поиск и принятие решений, заключение соглашения п. В роли медиатора выступает один из положительно характеризующихся осужденных, в дальнейшем после проведения ряда занятий другие осужденные постепенно становятся медиаторами. Для работы в данном направлении важно создать не только определенную атмосферу, но и обеспечить помещение (специальное место для медиации), необходимо также продумать организационные моменты.

Положительным результатом занятий являлось улучшение климата в коллективах осужденных, изменение общей атмосферы, так как спорящие стороны были заинтересованы в хороших отношениях друг с другом и стремились к согласованному разрешению конфликтов. Осужденные женщины, вовлеченные в данный процесс, получили полезные знания, которые им пригодятся в повседневной жизни, особенно после освобождения.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе проводится работа по обучению сотрудников методу медиации. Так, сотрудники уголовноисполнительной инспекции г. Северодвинска УФСИН России по Архангельской области изучают технологии восстановительного правосудия в уголовном процессе с целью осуществления примирения потерпевших и несовершеннолетних правонарушителей (в рамках российско-норвежского пилотного проекта «Медиация»). Данный проект, по мнению организаторов, должен помочь подросткам преодолеть негативные последствия от совершенного преступления и избежать совершения повторных преступлений. В рамках обучения зарубежными коллегами проводятся мастер-классы, а осуществление процедуры медиации при помощи посредников, прошедших специальное обучение, можно увидеть в конкретной практической деятельности местной полиции Норвегии, имеющей опыт в этой сфере. Здесь восстановительное правосудие с участием посредника практикуют уже двадцать лет. За счет присутствия третьего лица соблюдается равноправие сторон и беспристрастность процедуры. Главным в использовании метода медиации является то, чтобы преступник искренне раскаивался в произошедшем 12.

Примером может служить также реализация проекта в Казанском институте социальных исследований «Консенсус». Кафедра конфликтологии совместно с Центром медиации проводит обучение сотрудников пенитенциарной системы с целью использования ими метода медиации при решении разного рода конфликтов в трудовой деятельности 13.

Для выявления отношения сотрудников пенитенциарной службы к целесообразности применения метода медиации в воспитательной работе с осужденными были проведены анкетирование и беседа (на базе исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской области). В нем приняли участие 60 сотрудников, стаж которых от 3 до 15 лет. Анализ полученных данных показал, что большинство из них (75%) положительно относятся к данной практике и готовы получить знания в этой области; 15% сотрудников не видят в этом смысла, у них отсутствует педагогический оптимизм по использованию метода медиации в работе с осужденными, и 10% опрашиваемых не могли дать точную оценку, сомневаясь в результативности данной работы.

Результаты опроса показывают, что большинство сотрудников поддерживают возможность применения метода медиации в местах лишения свободы, использование которого в пенитенциарной практике имеет свои особенности, обусловленные спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы и характером совершенного преступления осужденного. В настоящее время использование данного метода в деятельности исправительных учреждений еще не получило широкого распространения, пока инициатива принадлежит только отдельным учреждениям. Причин здесь множество, но главная видится в том, что для этого в первую очередь необходимы специальная подготовка и обучение сотрудников. Это, например, могут быть различные образовательные программы в рамках курсов повышения квалификации, предполагающие углубленное изучение данного метода в различных сферах его применения, приобретение сотрудниками узкоспециальных навыков, необходимых для успешной работы по использованию метода медиации в исправительном процессе в местах лишения свободы.

Таким образом, одной из главных задач социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года 14 является обеспечение ресоциализации осужденных, освоение ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения. В связи с этим актуальными становятся поиск и внедрение новых, индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. Поэтому сотрудники исправительных учреждений в поиске новых форм и возможностей воздействия на личность преступника начинают осваивать метод медиации. 1

1 Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. 2 изд., испр. и доп. Вологда, 2012. С. 17.

62

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления...

2 Ковач К. Медиация: краткий курс. М., 2013. С. 8.

3 Цибульская М. В. и др. Конфликтология. М., 1998. URL: http://profiHb.com/chtenie/97689/m-v-tsibuIskaya-konfliktologiya. php (дата обращения: 01.02.2015).

4 Методические рекомендации по проведению процедуры медиации. URL: //www.mediacia.com/files/Documents/ metoda.pdf (дата обращения: 06.02.2015).

5 Павлова Т. И. Использование медиации в психологической работе с несовершеннолетними осужденными. URL: mediator-kz. narod.ru/stat/mediasiya-nesovershennoletnie-osuzhdennie-mediator-kazakhstan.html (дата обращения: 30.03.2014).

6 Носырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. С. 17.

7 Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Педагогические аспекты медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2013. № 4(55). С. 57-58.

УДК 159.9.072.43

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Е. А. Гунченкова, Е. П. Кораблина

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций на примере четырех категорий женщин — матерей-одиночек, ВИЧ-инфицированных женщин, женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, и женщин, живущих вне трудной жизненной ситуации. Предложено внедрение аксиологического подхода в практику оказания психологической помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, ценностные ориентации, смысл, аксиологический подход, психологическая помощь.

Проблема, касающаяся трудных жизненных ситуаций и успешности их преодоления, не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. С кризисными, стрессовыми, конфликтными ситуациями люди сталкиваются в разных областях своего бытия, на всем протяжении жизни. Поэтому актуальным остается изучение ряда вопросов: социальнопсихологические детерминанты устойчивости человека в стрессовых ситуациях, механизм актуализации ресурсов, способствующих преодолению трудностей, влияние кризиса на самоотношение личности, содержание и структуру ее ценностно-смысловой сферы, процесс социализации и др.

Практически повсеместным становится утверждение, что женщины России являются уязвимой и незащищенной частью населения, они чаще попадают в трудные жизненные ситуации и обращаются за психологической помощью. Тем актуальнее становится поиск ресурсов и способов преодоления жизненных трудностей.

Мы полагаем, что для процесса оказания психологической помощи важным является изучение цен-

8 Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000. С. 2-3.

9 Лукьяновская О. В., Мельниченко Р Г. Основы юридической конфликтологии и медиации. Волгоград, 2011. С. 33.

10 Максудов Р Р Восстановительная медиация: идеи и технологии. М., 2009. С. 7.

11 Медиация — национальный информационный портал. URL: http://mnip.pro/blog/?id=39dzw5wr (дата обращения: 05.02. 2015).

12 Там же.

13 URL: http://consensus-russia.ru/index.php/2013-11-10-11-39-43/item/71-novosti (дата обращения: 01.02. 2015).

14 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902241566 (дата обращения: 11.12.2014).

ностных ориентаций женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ценностные ориентации личности, связывающие внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов '. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двоякие функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. С другой — в качестве высшего контролирующего органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя возможные способы их реализации. Система ценностных ориентаций, тем самым, наделена важнейшим психологическим свойством саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Проблема ценностных ориентаций достаточно широко представлена в философии. Понятие ценности появилось в этой науке в работах И. Канта для обозначения должного, в отличие от сущего 2. В 1860-е гг. понятие ценности как определение значимости чего-либо вводится в специальный философский лексикон Г. Лотце, а область философского исследования ценностей начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину — аксиологию 3. По словам немецкого философа Г. Риккерта, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не их фактичности, о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только — что они значат или не имеют значимости» 4. Тем самым ценности выступают как идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл.

Широкое распространение изучение ценностных ориентаций получило в работах зарубеж-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.