Борисова С. Е. Психологическая техника «самопознание» и ее применение...
6. Дайте пострадавшему высказаться. Будьте внимательны к его чувствам и мыслям, пересказывайте позитивное из его высказываний.
7. При расставании найдите себе замену и проинструктируйте этого человека о том, что нужно делать с пострадавшим.
8. Привлеките людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания ему помощи. Инструктируйте их и давайте простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
9. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
10. Снимайте возникшее у вас в процессе работы напряжение с помощью релаксации и профессиональной супервизии 6.
Выводы.
Психологическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России должна включать знания и навыки оказания психологической помощи пострадавшим с признаками острого или хронического стресса, включая лиц, подлежащих государственной защите.
УДК 159.9.07+18+378
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «САМОПОЗНАНИЕ» И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ТРЕНИНГОВОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЕ
С. Е. Борисова
Раскрываются сущность и методика применения психологической техники «Самопознание». Обосновываются концептуальная база, алгоритм, стимульный материал, методические приемы, составляющие в совокупности оригинальность предлагаемой психотехники. Приводятся примеры (конкретные случаи) ее реализации в практике проведения тренинга личностного роста с психологами подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: психологическая техника, личностный рост, изобразительное искусство, тренинг, индивидуальное психологическое консультирование, обратная связь, метафорические карты.
В настоящее время наблюдается активная интеграция психологического знания в жизнедеятельность общества, меняются взгляды на будущее психологии и расширяются ее возможности в решении жизненных проблем, растет востребованность эффективных психологических техник, применяемых в психотерапевтической, тренинговой и консультативной работе.
Видными современными учеными России аргументируется мнение об актуальности совершенствования существующих видов психологической практики и дополнении их новыми, способствующими оптимизации психологического состояния общества '.
В связи с этим возрастает значимость внедрения психологических техник, позволяющих реализовать гуманистический и экзистенциальный подходы, признаю-
Для обеспечения достаточного уровня психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел необходима регулярная отработка практических навыков психологического сопровождения при наиболее часто возникающих состояниях нарушения психического равновесия у пострадавших, особенно у лиц, подлежащих государственной защите.
1 Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 114-115.
2 Бурцева Е. В. Система органов внутренних дел как ресурс и антиресурс совладающего поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1(48). С. 19.
3 Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М., 2008. С. 111.
4 Старшенбаум Г. В. Указ. соч. С. 116.
5 Таганова А. А. Вопросы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты. Краснодар, 2012. С. 24.
6 Линевич В. Л. Семейная кризисная социальнопсихологическая помощь при суицидальном риске // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1(48). С. 78-79.
щие главным предметом психологии уникальную личность и рассматривающие в числе своих целей создание условий для достижения целостности личностью, понимания ею смысла своего существования и восстановления собственной аутентичности 1 2.
Состояние общества во многом зависит от психологического состояния, удовлетворенности жизнью, осмысленности бытия отдельно взятой личности и наоборот.
Раскрывая сущность и методику применения авторской психологической техники «Самопознание», мы определим возможности и ожидаемые результаты ее использования в тренинговой и консультативной работе. Отметим, что предлагаемая психотехника основана не только на гуманистическом и экзистенциальном подходах. В ней учитываются положения психоаналитической психологии (метод свободных ассоциаций), гештальтпсихологии (понимание восприятия, мышление и социальное поведение, искусство и философия), когнитивной психологии (организация знания в памяти и мысленных образах), понимающей психологии (объяснение душевной жизни человека путем соотнесения переживаний с миром культурно-исторических ценностей) 3 4 5 6.
Говоря о замысле психотехники «Самопознание», стоит отметить, что мы исходим также из следующих концептуальных суждений и профессиональных наблюдений.
Во-первых, в предлагаемой психотехнике используются произведения изобразительного искусства, являющиеся воплощением философских взглядов, эмоционального состояния, мировосприятия и самоощущения автора картины — конкретного художника, творившего в определенное историческое время. Эти произведения
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
69
Борисова С. Е. Психологическая техника «самопознание» и ее применение...
несут в себе существенный смысловой, энергетический и информационный компонент, транслируемый другим людям.
Наибольшая восприимчивость участника тренинга или клиента, обратившегося за консультацией психолога, к тем или иным изображениям может объясняться значимостью, ценностью содержания картины, вкладываемого в него художником и отражающего настроение эпохи.
Причем выбор изображения осуществляется и в результате психической деятельности на сознательном уровне, и благодаря некоторым бессознательным процессам психики, откликающимся на предлагаемый сти-мульный материал.
Во-вторых, одним из концептуальных преимуществ является использование оригинальной метафорической обратной связи. При этом участнику тренинга или клиенту не прямо, а опосредованно, путем информирования о биографии, мировоззрении и творческом поиске художника раскрывается смысл его собственных переживаний и восприятия действительности.
В-третьих, суть используемой психотехники имеет сходство с методикой применения набирающих популярность метафорических карт, или, как их еще называют, проективных, ассоциативных карт.
При этом наблюдается ряд общих достоинств, а именно создание доверительной атмосферы и контекста диалога, метафорический язык для общения, возможность решения психологической проблемы на символическом уровне, активизация мышления и чувственной сферы психики 4.
В-четвертых, важнейшим методическим аспектом выступает этап формулировки психологом вопросов участнику тренинга или клиенту во время индивидуального психологического консультирования.
Вопросы формулируются во многом по аналогии с теми, которые используются в ряде проективных психодиагностических методик, например, в методике «Тематический апперцептивный тест»: кто является действующими лицами? что происходит? что предшествовало данной ситуации? что будет дальше? что чувствуют действующие лица? 5
Среди важнейших правил формулировки вопросов и обратной связи главным в данном случае является постулат о том, что не следует подсказывать участнику тренинга или клиенту варианты ответов на эти вопросы, тем более — предлагать собственную интерпретацию значения изображения психологом.
В-пятых, желательно, чтобы используемые произведения наряду с проблемным характером обладали и ресурсным содержанием, позволяющим завершить позитивным смыслом беседу об изображении, вызванных им ассоциациях, внутриличностном состоянии и переживаемом опыте участника тренинга.
Стоит сказать, что психотехника «Самопознание» применяется нами не впервые, что позволяет учесть накопленный опыт ее апробирования 6. Переходя конкретно к характеристике предлагаемой психотехники «Самопознание», отметим, что в процессе ее разработки
проанализированы биографии тридцати отечественных и зарубежных художников, отобрано семьдесят произведений, выполненных в разных жанрах изобразительного искусства.
Отобранные изображения сканированы и оформлены в виде презентации в программе Microsoft PowerPoint. Они демонстрировались учебной группе психологов подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД), участвующих в тренинге личностного роста в ходе повышения квалификации в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова в ноябре 2013 г.
При этом пояснялось, что участникам тренинга личностного роста предстоит следовать определенному алгоритму. Первое звено алгоритма можно условно обозначить как метафору произведения искусства, когда происходит выбор изображения, второе звено — познание своего внутреннего мира, или обоснование выбора, третье — отражение себя в глазах других, или получение обратной связи.
Ведущий тренинга формулирует задание: «Выберите из предложенных изображений то, которое наиболее понятно и близко по духу или более других впечатляет, или вызывает яркие ассоциации, связанные с вашей жизнью и внутренним состоянием. Осуществив выбор, подготовьтесь к краткому обоснованию его причин перед другими участниками тренинга и постарайтесь дать самостоятельное название картине».
Демонстрация произведений изобразительного искусства сопровождается негромким звучанием инструментальной музыки альбома «Без слов» (части 1, 2) композитора Игоря Крутого, создающей спокойный и лирический настрой, позволяющий участнику тренинга непринужденно вести внутренний диалог с самим собой. Стоит отметить, что демонстрация картин в виде слайд-шоу может осуществляться неоднократно, чтобы каждому предоставить возможность более точно определиться с собственным выбором, хотя, как правило, достаточно двух предъявлений.
Затем каждый участник тренинга обосновывает выбор того или иного изображения. Причем во время выступления участника тренинга предъявляется выбранное им изображение с указанием автора-художника, названия картины и даты ее создания, т. е. изображение дополняется информацией, отсутствующей в момент первоначальной демонстрации произведений.
После этого происходит обсуждение выбора произведения изобразительного искусства с помощью вопросов ведущего тренинга и его участников-психологов подразделений ГИБДД.
Завершается обсуждение опосредованной обратной связью со стороны ведущего в виде краткого комментария, подготовленного на основе анализа литературных источников о биографии и творчестве художников.
Приведем сокращенные варианты примеров выполнения участниками тренинга личностного роста задания психотехники «Самопознание».
70
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Борисова С. Е. Психологическая техника «самопознание» и ее применение...
Рис. 1. И. К. Айвазовский. «Кораблекрушение у скал» (1870-е) 7.
Пример 1. Выбор участника тренинга А — картина Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900) «Кораблекрушение у скал» (рис. 1).
Участник тренинга A: Я выбрала эту картину. Она немного мрачная, но соответствует моему состоянию. Здесь все рушится на моем пути, но я пытаюсь удержаться на плаву, так как мне это необходимо. Картина вызывает чувство опасения и страха, но там есть просвет.
Участник тренинга B: Где Вы находитесь на этой картине?
Участник тренинга A: Я на корабле, и сама им управляю.
Участник тренинга C: Каковы перспективы этого корабля?
Участник тренинга A: Мне необходимо преодолеть бурю и условия непогоды, которые могут погубить меня, но все в моих руках.
Ведущий тренинга: И. К. Айвазовский — один из лучших маринистов, он часто писал по памяти. Произведение «Кораблекрушение у скал» было создано благодаря путешествию И. К. Айвазовского в 1842 г. через Швейцарию и Германию по Рейну, а затем в Голландию и другие страны Европы. Во время поездки пароход попал в сильный шторм. Он был настолько сокрушительным, что судно сочли утонувшим, а в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели русского живописца. Позднее, вспоминая это происшествие, художник писал: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное на меня бурею, как живою картиной» 8. Показательным является обстоятельство, согласно которому, несмотря на трагичность события, русский художник преодолел его и выстоял, а созданное им произведение транслирует силу духа и жизнеспособность человека.
Пример 2. Выбор участника тренинга D — картина Клода-Оскара Моне (1840-1926) «Кувшинки» (рис. 2).
Участник тренинга D: Я выбрала эту картину, потому что она отражает мое состояние сейчас. Больше при выборе картины я ориентировалась на цветовую гамму, но и то, что изображено, мне очень нравится.
Рис. 2. К.-О. Моне. «Кувшинки» (1916) 9.
Участник тренинга I: Вызывают ли у Вас какие-то ассоциации кувшинки?
Участник тренинга D: Мне нравится, что кувшинка — это цветок открытый. За период обучения здесь я встретила ярких людей, получила много разнообразной информации, мне комфортно.
Ведущий тренинга: стоит сказать, что творчество Клода-Оскара Моне не сразу было признано, но в 1879 г. он достиг успеха, были получены положительные отзывы о выставке его работ, что, как следствие, улучшило материальное положение художника. В 1883 г. он снял домик возле Парижа, где создал сад с прудом и кувшинками, ставшими предметом его картин. Он сам вырастил их и подолгу любовался этими нежными цветами, бликами солнца и отражением облаков в воде. В 1899 г. он приступил к созданию серии «Кувшинки», эти цветы владели помыслами художника более двадцати лет, до самой смерти 10. Весьма примечательно, что уют и комфорт, достигнутый им в жизни, являются воплощением его собственных усилий и творений.
Отметим, что, безусловно, реализация данной психотехники в случае организации не групповой, а индивидуальной психологической работы будет иметь свои отличия. Так, в психологическом тренинге поведение участников, несмотря на доверительную атмосферу, сопровождается проявлением защитных механизмов и естественной осторожностью в вербализации собственных ощущений и размышлений при обосновании выбора изображения.
Во время индивидуального психологического консультирования выше вероятность большей открытости в общении с психологом и готовности к детализации и конкретизации своих состояний, переживаний, ассоциаций с произведением изобразительного искусства. Более того, в индивидуальной работе предпочтительно предъявление изображений не в виде презентаций, а в виде
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
71
Гунченкова Е. А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации
карточек, которые можно перебирать, подробнее рассматривать или даже осуществлять выбор сразу нескольких картин, выстраивая логическую связь между ними.
Отметим, что в нашем случае тренинг личностного роста проведен с психологами, поэтому в завершение занятия важно уточнить у коллег, что они открыли для себя как профессионалы и каковы возможности использования психотехники «Самопознание» в психологической работе и морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений ГИБДД.
В целом рассмотренное психотехническое упражнение «Самопознание», применяемое в тренинге личностного роста или на индивидуальном психологическом консультировании, позволяет достичь определенных положительных результатов. Так, предложенная психологическая техника способствует обращению к собственному внутреннему миру личности, актуализирует переживание ею своего психологического состояния и предназначения, создает условия для осмысления бытия и жизненных ценностей, а также вероятных способов их обретения и сохранения.
Кроме того, прикосновение к произведениям изобразительного искусства, психологический анализ процесса их создания и содержания, сопоставление его с собственным внутренним миром и существованием благоприятствуют личностному росту, повышают культурный и духовный уровень развития человека.
Признавая целесообразность дальнейшей апробации и совершенствования представленной психотехни-
УДК 159.9.072.43
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРЕШЕНИЮ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Е. А. Гунченкова
В данной статье в фокусе внимания оказываются женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций на примере трех категорий женщин-матерей-одиночек, женщин, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и женщин, воспитывающих ребенка-инвалида. Предложено внедрение аксиологического подхода в практику индивидуального консультирования женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
Ключевые слова: кризис, трудная жизненная ситуация, личностный ресурс, ценностные ориентации, значимость, пространство, психологическая помощь, аксиологический подход.
Происходящие социально-экономические изменения в стране, политическая и идеологическая переориентация России неукоснительно приводят к размыванию высших ценностей, быстро расширяются группы риска, распространяются различные формы отклоняющегося поведения. Нормальный ход жизни человека могут нарушить болезнь, разрыв привычных социальных связей, смерть близких и др. В этих условиях возрастает интерес к изучению такого понятия, как кризис.
ки, считаем уместным ее использование в психологической работе, в социально-психологических тренингах и индивидуальном психологическом консультировании. Психологическая техника «Самопознание» может быть эффективно реализована в образовательном процессе, при осуществлении психологического сопровождения учебной деятельности и проведении практических занятий по изучаемым психологическим дисциплинам.
1 Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Ч. 1 : Постановка проблемы и теоретико-методологические задачи // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 3-14.
2 Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. С. 91, 455.
3 Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Классический психоанализ // Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск, 1999. С. 43-79 ; Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб., 2005. С. 38-47, 460-466 ; Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. С. 506, 518-519, 464-468.
4 Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога : полное руководство. Одесса, 2013. С. 10.
5 Там же.
6 Борисова С. Е., Леонова И. А. Междисциплинарный подход к повышению квалификации психологов подразделений ГИБДД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 49-51.
7 Великие художники. Т. 2 : Айвазовский. М., 2009. С. 9.
8 Там же. С. 23.
9 Там же. С. 35.
10 Там же. С. 33.
В отечественной и зарубежной психологической литературе существует много классификаций ситуаций, которые характеризуют как трудные, критические: напряженная (М. И. Дьяченко, Л. Н. Кандыбович) ', патогенная (В. Н. Мясищев) 1 2 , критическая (Ф. Е. Василюк) 3, конфликтная (К. Левин) 4, психологического кризиса (А. Г. Амбрумова) 5, трудная ситуация (А. Я. Анцупов) 6 и др. Все они предъявляют к людям требования, которые превышают их обычный потенциал и оказывают особое влияние на формирование индивидуального опыта, а также на развитие личности и ее поведение.
Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, имеют традиционную классификацию:
1. Стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т. п.), способные провоцировать отсроченную реакцию на стресс (от 2 месяцев до 5 лет — посттравматическое стрессовое расстройство) и сверх-отсроченную реакцию на стресс (шоковую травму).
2. Переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы).
3. Переход на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы) 7 8 9 10.
Кризис можно определить как состояние, возникающее под воздействием естественного (возрастного и экзистенциального кризиса) или искусственного
72
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)