Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы'

Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1052
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ / ОБРАЗ МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / PERSON’S IDENTITY / VALUE AND MEANING-RELATED SPHERE / VALUES / ORIENTATIONS RELATED TO MEANINGS OF LIFE / INSTRUMENTAL AND TERMINAL VALUES / LIMITED MEANINGS / PERCEPTION OF THE WORLD / PROFESSIONAL SPHERE / LIFE GOALS / PERSONAL MEANING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нефедова Дарья Игоревна

В статье рассматривается изменчивость системы ценностей и смыслов человека, обусловленная меняющейся социальной средой и статусом личности в ней. Описываются особенности ценностно-смысловых характеристик идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы. Примененный комплекс психодиагностических методик позволил детализировать существующие представления о структуре ценностей и процессе их формирования у сотрудников ОВД, а также наиболее полно описать содержательную направленность их идентичности. С помощью качественного анализа изучен характер изменения ценностных ориентаций и жизненных смыслов у сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессионализации, что позволило раскрыть основные механизмы формирования и общую динамику различных личностных характеристик, а их вариативное описание позволило говорить о смысловой регуляции как об одном из главных компонентов психологической архитектоники человеческой жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author focuses on changeability of the system of a person’s values and meanings determined by the changing social environment and the person’s status in it. The article describes the peculiarities of value and meaning-related features of the law enforcement officer’s identity at different stages of service. The applied complex of psycho-diagnostic methods enables the author to detail available views on the structure of values and their formation by law enforcement officers and to comprehensively specify the content of their identity. The researcher analyzes the character of changes of law enforcement officers’ values and meanings of life when they master their profession, which leads to discovery of the main mechanisms of formation and general dynamics of different personality characteristics, and their varied description allows considering the regulation of meanings as one of the main components of psychological architectonics of human life activity.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы»

Ценностные ориентации и нравственная активность имеют общее функциональное назначение, проявляясь в деятельности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека и объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая обусловливает нравственную активность ингдивида, выраженную в интенсивности освоения им нравственных ценностей.

Ценностные ориентации — это качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место в регуляции его поведения.

Поскольку выбор ценностей и ценностных ориен-таций человеком во многом предопределяется уровнем развития общества и его морали, мы попытались на примере студентов Омского государственного педагогического и Омского государственного технического университетов выявить доминирующие ценности и соотнести их с приведенными выше данными по подросткам. Студентам было предложено (согласно методике М. Рокича «Ценностные ориентации» ") проранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Было выявлено, что ценностные ориентации студентов противоречивы. Например, такая гуманистическая ценность, как «счастье других людей» заняла в иерархии ценностей низкую позицию, хотя следование ей наиболее полно выражает нравственную сущность человека, его альтруистическую потребность. Высокие ранги заняли такие ценности, как здоровье, любовь, уверенность в себе, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), что отражает возрастные особенности студентов. Низкие ранги в иерархии ценностей заняли преимущественно те категории, которые в наибольшей степени отражают нравственную направленность личности: нетерпимость к недостаткам, ответственность, творчество 12. Эти же данные приведены выше и по подростковой группе, что приводит к следующему выводу: как в школе, так и в вузе необходимо чаще обращаться к вопросам нравственности, определения цели и смысла жизни человека, его ценностных ори-ентаций, простраивания жизненного пути.

Ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

1 Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». 2013. № 5. С. 10.

2 Там же. С. 10.

3 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993. С. 43.

4 Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания: монография. Новосибирск, 2012. С. 37.

5 Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н /Д, 1998. С. 436.

6 Яницкий М. С. Указ соч. С. 38.

7 Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984. С. 128.

8 Там же.

9 Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности : монография. Омск, 1999. С. 5.

10 Ядов В. А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. С. 16.

11 Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. С. 637-641.

12 Антилогова Л. Н., Фаламеева Ю. В. Профессиональная подготовка студентов вуза и ее влияние на выбор ценностей и ценностных ориентаций // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе : сб. науч. ст. / под ред. Л. А. Антилоговой. Омск, 2016. С. 52-57 ; Антилогова Л. Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(50). С. 71-73 ; Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 63-67 ; Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С 28-31 ; Кузнецов А. А., Кузнецова Л. Б. Социально-психологические условия развития социальной активности курсантов в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С 25-27.

УДК 159.9.07

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

Д. И. Нефедова

В статье рассматривается изменчивость системы ценностей и смыслов человека, обусловленная меняющейся социальной средой и статусом личности в ней. Описываются особенности ценностно-смысловых характеристик идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы. Примененный комплекс психодиагностических методик позволил детализировать существующие представления о структуре ценностей и процессе их формирования у сотруд-

ников ОВД, а также наиболее полно описать содержательную направленность их идентичности. С помощью качественного анализа изучен характер изменения ценностных ориентаций и жизненных смыслов у сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессионализации, что позволило раскрыть основные механизмы формирования и общую динамику различных личностных характеристик, а их вариативное описание позволило говорить о смысловой регуляции как об одном из главных компонентов психологической архитектоники человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: идентичность человека, ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, смысложизнен-ные ориентации, инструментальные и терминальные ценности, предельные смыслы, образ мира, профессиональная сфера, жизненные цели, личностный смысл.

Выполняя функции регуляции человеческого поведения, ценностные ориентации и жизненные смыслы человека всегда представляли научный и практический интерес для психологов. В современной науке все больше внимания уделяется рассмотрению человека как субъекта жизненных изменений, признается важность субъективного понимания мира, возрастает значимость ценностных и смысловых аспектов человеческого бытия '.

Взаимосвязь смыслов и ценностей не вызывает сомнения, однако содержание данной связи, как показывает анализ существующих теоретических концепций, трактуется учеными по-разному: согласно некоторым концепциям смыслы являются фундаментом формирования ценностных образований (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Б. С. Братусь, Г. Л. Буди-найте, Е. В. Корнилова) 2 ; другие концепции сходятся в положении, что, напротив, смыслы формируются на базе ценностных образований (Ф. Е. Василюк, Г. Е. За-лесский) 3. Еще одно направление, объединяющее ряд теоретических работ, позиционирует взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер развития и функционирования ценностных ориентаций и личностных смыслов (Д. А. Леонтьев, В. Ф. Сержантов, А. В. Серый, М. С. Яницкий) 4.

Рассмотрение ценностей и смыслов как взаимоде-терминирующих образований позволяет более глубоко отразить сложную природу соотношения ценностных ориентаций и личностных смыслов в качестве неразделимых составных сложной и многофункциональной системы ценностно-смысловой сферы 5.

С точки зрения Д. А. Леонтьева, система ценностей человека представляет собой осознаваемую, интернали-зованную часть системы его личностных смыслов. Результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека 6.

Ключевым для нашего исследования является положение об изменчивости ценностно-смысловой сферы, а также о том, что в основании идентичности лежат разные характеристики (ценностно-смысловые конструкты) устойчивости, определяющие условия социальной реальности. Так, на похожие положения опираются В. Л. Цветков и А. М. Танов, которые показывают, что личность в организации имеет несколько уровней смыслов, которые могут быть как ситуативны, так и устойчивы 7. А. В. Созонник 8, исследуя формирование профессиональной идентичности личности курсанта в процессе военно-профессиональной социализации, делает вывод, что в социально-психологической структуре его личности происходят серьезные сдвиги, меняется относительная доля различных социальных установок, ценностей, появляются новые потребности и устремления. А. В. Серый 9 и М. С. Яницкий 10 отмечают, что изменчивость системы ценностей человека зависит от меняющейся социальной среды и статуса личности в ней. По мнению авторов, изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором

система ценностей проявляется, который выступает их отражением. Таким образом, динамический характер ценностно-смысловых ориентаций обусловливает общую динамику характеристик идентичности человека.

В данном исследовании приняли участие 150 сотрудников органов внутренних дел в возрасте от 20 до 46 лет (средний возраст 29,4), из них 52 женщины и 98 мужчин. Выборка представлена тремя группами:

1) молодые люди, которые на этапе профессионального становления являются молодыми сотрудниками ОВД (стаж до 3-5 лет);

2) сотрудники, имеющие стаж службы в ОВД от 5 до 10 лет;

3) сотрудники, имеющие стаж более 10 лет службы в ОВД.

Для изучения динамики ценностно-смысловых характеристик идентичности сотрудников на разных этапах прохождения службы были использованы следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева; методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича и методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева.

Данный набор методик позволил широко и подробно описать картину ценностно-смыслового образа мира сотрудников органов внутренних дел, систему их ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону идентичности человека, составляет основу его отношения к окружающему миру, другим людям, к себе, ядро мировоззрения и мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Первый срез был направлен на получение информации относительно общих характеристик степени осмысленности жизни. Использованный нами и широко применяемый в исследовательской и диагностической практике тест «Смысложизненные ориентации» включает (наряду с общим показателем осмысленности жизни) пять субшкал, отражающих три конкретные смысло-жизненные ориентации («цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни») и два локуса контроля («локус контроля-Я», т. е. Я — хозяин жизни и «ло-кус контроля-жизнь», т. е. управляемость жизни). Обобщенные результаты представлены в табл. 1.

Исходя из результатов, представленных в табл. 1, можно говорить о том, что наиболее выраженные смысловые ориентации по всем пяти субшкалам теста продемонстрировали сотрудники 1 и 2 групп, а наименее выраженные — сотрудники 3 группы. Отметим, что в целом только незначительная часть всей выборки продемонстрировала низкий уровень смысловых ориентаций (от 0 до 7% по группам). Это дает основание говорить, что все сотрудники характеризуются наличием целей в будущем, придающих их жизни осмысленность, направленность и некоторую перспективу, но отличаются степенью выраженности (в зависимости от выслуги лет в органах внутренних дел).

Наиболее показательны выявленные тенденции в группах сотрудников, имеющих разный стаж службы в системе ОВД:

Таблица 1. Распределение по группам степени выраженности смысложизненных ориентаций сотрудников

на разных этапах прохождения службы

Количество испытуемых, %

Шкалы СЖО Группа ниже средних в границах выше средних

значении средних значении значении

1 0 38 62

Осмысленность жизни 2 3 38 59

3 4 48 48

1 0 36 64

Цели в жизни 2 0 46 54

3 2 52 46

1 2 57 41

Процесс жизни 2 7 47 46

3 7 57 36

1 2 34 64

Результативность жизни 2 3 24 73

3 2 52 46

1 0 30 7

Локус контроля-Я 2 0 27 73

3 0 36 64

1 4 32 64

Локус контроля-жизнь 2 3 43 54

3 5 43 52

1) наиболее высокие результаты по шкале «цели в жизни» наблюдаются в 1 группе сотрудников. Это говорит о том, что на начальном этапе своего профессионального пути сотрудники имеют большое количество целей и планов на будущее, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Данную группу выборки составляют молодые по возрасту сотрудники, в связи с чем полученные результаты можно объяснить и психологическими особенностями их возрастного периода — устремленность в будущее и осмысленное выстраивание своего индивидуального жизненного пути;

2) наиболее высокие показатели по шкалам «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» и «результативность жизни» наблюдаются во 2 группе сотрудников, что отражает их удовлетворенность самореализацией, пройденным отрезком жизни, его осмысленность и продуктивность. Такие люди обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с поставленными целями;

3) сотрудники, относящиеся к 3 группе выборки, отличаются сниженными показателями по шкале «процесс жизни», что говорит о наличии некоторой неудовлетворенности и сниженном интересе к своей жизни в настоящем.

4) данные, полученные по показателям «локус контроля-Я» и «локус контроля-жизнь», свидетельствуют о том, что представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими це-

лями, характерно для сотрудников 2 группы, а убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, — сотрудникам 1 группы. Представители 3 группы продемонстрировали меньший процент высоких показателей, что свидетельствует об их сниженной убежденности в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Полученные результаты позволяют говорить о прямой зависимости степени выраженности смысложизненных ориентаций от стажа службы в органах внутренних дел — по всем шести субшкалам теста наблюдается снижение показателей у 3 группы выборки (в сравнении с двумя другими группами). Таким образом, с возрастающей выслугой лет у сотрудников снижаются целеустремленность, эмоциональная насыщенность жизни, ощущение продуктивности и осмысленности прожитого отрезка жизни.

Максимальная удовлетворенность процессом своей жизни и самореализацией наблюдается у сотрудников на втором этапе службы (от 5 до 10 лет).

Для конкретизации общей направленности смыс-ложизненных ориентаций нами был проведен еще один срез, дополняющий общую картину, отражающую своеобразие ценностно-смысловых характеристик идентичности сотрудников. Он был направлен на изучение инструментальных и терминальных ценностей сотрудников органов внутренних дел с помощью методики М. Рокича.

Анализируя иерархию ценностей по методике М. Рокича, мы использовали способ группировки по со-

Таблица 2. Средние показатели значимости типов терминальных ценностей (по методике М. Рокича) у сотрудников на разных этапах прохождения службы

№ п/п Терминальные ценности Место в жизни (средние значения в рейтинге)

1 группа 2 группа 3 группа

1. Здоровье 2,40 2,02 2,68

2. Счастливая семейная жизнь 3,75 3,91 2,95

3. Интересная работа 6,20 7,52 6,93

4. Любовь 6,62 5,32 6,02

5. Наличие хороших и верных друзей 7,57 6,05 7,02

6. Активная деятельная жизнь 8,00 8,32 7,88

7. Материально обеспеченная жизнь 8,17 6,91 7,40

8. Жизненная мудрость 8,54 7,29 7,52

9. Уверенность в себе 9,33 11,00 8,97

10. Свобода 9,60 11,20 10,75

11. Развитие 9,95 9,64 10,15

12. Продуктивная жизнь 11,55 10,61 11,34

13. Общественное признание 11,73 12,47 12,27

14. Познание 12,08 12,00 12,63

15. Удовольствие 12,73 13,52 13,95

16. Счастье других 12,93 13,23 12,77

17. Красота природы и искусства 14,26 14,44 14,29

18. Творчество 14,91 15,47 15,15

держательным блокам. Так, терминальные ценности анализировались по двум группам:

1) «конкретные ценности» и «абстрактные ценности»;

2) «ценности профессиональной самореализации» и «ценности личной жизни».

Инструментальные ценности рассматривались по трем группам:

1) «этические ценности», «ценности общения» и «ценности дела»;

2) «индивидуалистические», «конформистские» и «альтруистические» ценности;

3) «ценности самоутверждения» и «ценности принятия других людей».

Полученные результаты представлены в табл. 2 и табл. 3.

Из таблиц видно, что во всех трех группах респондентов наиболее значимые места были отведены таким терминальным ценностям, как «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «интересная работа», «на-

№ п/п Инструментальные ценности (ценности-средства) Место в жизни (средние значения в рейтинге)

1 группа 2 группа 3 группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ответственность 6,00 6,14 5,68

2. Воспитанность 6,51 6,29 5,47

3. Честность 7,15 6,58 7,31

4. Жизнерадостность 7,53 7,82 8,47

5. Аккуратность 8,18 7,41 6,70

6. Самоконтроль 8,17 7,79 9,00

7. Исполнительность 8,66 8,88 7,81

8. Образованность 8,26 9,14 7,68

9. Эффективность в делах 8,72 9,32 10,70

10. Смелость в отстаивании своего мнения 9,46 8,97 9,95

11. Независимость 9,35 10,85 9,54

12. Твердая воля 9,80 9,20 10,47

13. Терпимость 10,68 10,29 10,68

14. Рационализм 10,75 10,97 10,20

15. Широта взглядов 10,68 11,26 10,59

16. Чуткость 11,44 11,32 11,90

17. Непримиримость к недостаткам 13,93 14,55 13,40

18. Высокие запросы 14,79 14,14 15,20

Таблица 3. Средние показатели значимости типов инструментальных ценностей по методике М. Рокича

у сотрудников на разных этапах прохождения службы

Таблица 4. Доминирование типов смысловых категорий у сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы, %

№ п/п Типы смысловых категорий Количество категорий

1 группа 2 группа 3 группа

1. Децентрированные 62,1 78,6 47,8

2. Интеллектуально-рефлексивные 45,4 38,9 21,8

3. Непосредственно-чувственные 34,6 30,9 41,0

4. Негативные 27,9 31,6 39,2

личие хороших и верных друзей» и «материально обеспеченная жизнь». Средние места в иерархии жизненных ценностей: «жизненная мудрость», «активная деятельная жизнь», «развитие», «уверенность в себе», «свобода» и «продуктивная жизнь». А наименее значимыми ценностями для сотрудников ОВД явились «общественное признание», «познание», «счастье других», «удовольствие», «красота природы и искусства» и «творчество».

Отметим, что сотрудники ОВД в жизни ориентируются на конкретные ценности («здоровье», «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «материально обеспеченная жизнь»), нежели на абстрактные («свобода», «познание», «творчество», «красота природы и искусства», «счастье других»). А ценности личной жизни («любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие друзей») для них более значимы, чем профессиональная самореализация («интересная работа», «активная деятельность», «развитие»).

Анализ полученных данных выявил и некоторые различия в определении ведущих жизненных ценностей у сотрудников на разных этапах прохождения службы. Так, входящие в 1 группу сотрудники, имеющие стаж службы в ОВД до 5 лет, на данном этапе стремятся к «интересной работе» (6,20) и «общественному признанию» (11,73), нежели представители двух других групп. Более высоко они оценивают ценность «свободы» (9,60) и «творчества» (14,91) в своей жизни.

Для сотрудников 2 группы, имеющих стаж службы в ОВД от 5 до 10 лет, более актуальны ценности «здоровья» (2,02), «любви» (5,32), «наличия друзей» (6,05) и «продуктивной жизни» (10,61). Они более ориентированы на «познание» (12,00) и «развитие» (9,64).

Сотрудников 3 группы отличает большая ориентированность и стремление к «счастливой семейной жизни» (2,95) и «уверенности в себе» (8,97).

Анализ инструментальных ценностей (ценности-средства) как убеждений в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является предпочтительным в любой ситуации, представлен в табл. 3.

Во всех трех группах респондентов наиболее значимые места были отведены таким инструментальным ценностям, как «ответственность», «воспитанность», «честность», «жизнерадостность», «аккуратность» и «самоконтроль». Средние места — «исполнительность», «образованность», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения», «независимость» и «твердая воля». А наименее значимы для со-

трудников ОВД «терпимость», «рационализм», «широта взглядов», «чуткость», «непримиримость к недостаткам» и «высокие запросы».

Были выявлены следующие различия и закономерности в выборе сотрудниками ценностей-средств на разных этапах прохождения службы. Первая группа сотрудников больше ориентирована на такие ценности-средства, как «жизнерадостность» (7,53), «эффективность в делах» (8,72) и «независимость» (9,35).

Для сотрудников 2 группы более актуальны ценности «честность» (6,58), «самоконтроль» (7,79), «смелость в отстаивании своего мнения» (8,97) и «высокие запросы» (14,14). Ценностями-средствами как инструментом достижения их целей также выступают «твердая воля» (9,20), «терпимость» (10,29) и «чуткость» (11,32).

Сотрудников 3 группы отличает большая ориентированность и стремление к «воспитанности» (5,47), «ответственности» (5,68), «аккуратности» (6,70), «образованности», (7,68) «исполнительности» (7,81), «рационализму» (10,20) и «непримиримости к недостаткам» (13,40).

Примененный на заключительном этапе исследования контент-анализ материалов по результатам, полученным с помощью методики Д. А. Леонтьева «Предельные смыслы», несколько расширяет общие сведения о содержании и направленности ценностно-смысловых характеристик идентичности исследуемых, поскольку данная проективная методика ориентирована на выявление и объективацию скрытых тенденций в ответах исследуемых.

Анализ полученных результатов позволяет сделать выводы о характерных особенностях содержания и частоты использования смысловых категорий сотрудников ОВД, принадлежащих к разным группам. Полученные результаты представлены в табл. 4.

Ответы сотрудников 1 группы отличаются значительным количеством смысловых категорий, относящихся к интеллектуально-рефлексивным и непосредственно-чувственным, описывающих не столько практическое действие, сколько ментальные процессы (ощущать, чувствовать, помнить, знать и т. п.). При этом общая модальность предельных смыслов сотрудников 1 группы может быть определена как «смысл движения вперед, самореализация и саморазвитие» («чтобы самосовершенствоваться», «чтобы самоутвердиться», «чтобы получить самоуважение», «чтобы достичь цели», «чтобы постоянно развиваться», «чтобы достойно прожить жизнь», «чтобы добиться успеха», «чтобы быть умным и начитанным», «чтобы познавать мир»).

У сотрудников 1 группы реже встречаются негативные смысловые категории. Как правило, в их смысловых графах доминируют любовь к себе, самосовершенствование, достижения, разнообразие и полнота жизни.

Ответы сотрудников 2 группы отличаются длиной цепью неповторяющихся смысловых категорий, обильно ветвящимися смысловыми связями, сходящимися к одному предельному смыслу. Их предельные смыслы часто сконцентрированы вокруг материального заработка и дохода («чтобы зарабатывать деньги», «чтобы покупать вещи», «чтобы было материальное благосостояние» и т. п.). У данной группы сотрудников чаще встречаются «децентрированные» категории в ответах («чтобы уважать других», «чтобы помнили предки», «чтобы прокормить семью», «чтобы дети были здоровы», «чтобы потомкам жилось лучше»), что свидетельствует об их видении жизни в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними.

Доминирующая модальность предельных смыслов у сотрудников 3 группы может быть определена как «сохранение спокойствия и комфорта» («чтобы создать комфорт», «чтобы устранить неприятные ощущения», «чтобы успокоить свою душу», «чтобы получать удовольствия»). Показательны и часто встречающиеся в ответах сотрудников данной группы негативные смысловые категории: «чтобы не переживать», «чтобы не испытывать вины», «чтобы не умереть», «чтобы не остаться голодным», «чтобы не было проблем» и т. д.). Негативность в содержании смысловых категорий отражает, по мнению автора методики, гомеостатическую ориентацию личности, склонность к ограничению всякой активности, не вызванной ситуативной необходимостью.

Характерная особенность ответов сотрудников 3 группы — ограниченное число использованных смысловых категорий и наличие, как правило, одной линейной цепи, часто встречающиеся тавтологии и псевдопредельные смыслы, т. е. категории, вопрос о смысле которых ставит испытуемого в тупик и он отказывается отвечать.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Полученные данные исследовательских методик позволяют констатировать, что в выделенных нами группах сотрудников показатели осмысленности жизни качественно отличаются друг от друга, что оказывает существенное влияние на формирование ценностно-смысловых характеристик идентичности сотрудников ОВД.

2. У сотрудников на начальных этапах прохождения службы ярко выражена ориентация на будущее. Их источник смысла жизни, сконцентрирован в целях, которые они перед собой ставят. Их планы, ориентация на успех и достижения придают их жизни осмысленность и временную перспективу. На первый план в их жизни выходят интересная работа и стремление к признанию, они ценят свободу, возможности для творчества и удовольствия. Молодые сотрудники уверены, что их жизнерадостность, независимость и эффективность в делах позволит им достичь желаемого в жизни.

3. На втором этапе службы (от 5 до 10 лет) у сотрудников наблюдается максимальная удовлетворенность процессом своей жизни и самореализацией. Их источник смысла жизни сконцентрирован в настоящем и прошлом (процесс и результат). На данном этапе сотрудники больше стремятся к любви к наличию верных друзей, к продуктивной жизни и развитию. Инструментами для достижения своих целей они считают честность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость и чуткость. Они убеждены в том, что могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Сотрудники этой категории стремятся к интересной работе, жизненной мудрости, развитию, активной деятельной жизни и к общественному признанию, что свидетельствует о развитости их внутреннего мира, осознании собственного ментального функционирования.

4. К третьему этапу службы (после 10 лет службы) у сотрудников наблюдается снижение целеустремленности и эмоциональной насыщенности жизни. На первый план выходят ценности счастливой семейной жизни, счастья и уверенности в себе. Происходит утрата (обесценивание) таких ценностей как развитие и познание, поскольку они считают, что обладают достаточной широтой взглядов. Как средство для достижения своих целей они используют воспитанность, ответственность, аккуратность, образованность, исполнительность и рационализм. Все это подтверждает гомеостатическую ориентацию личности, склонность к ограничению всякой активности, не вызванной ситуативной необходимостью. При этом они рациональны и имеют высокие запросы в жизни.

Изучение ценностно-смысловых ориентаций сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы позволит детализировать существующие представления о структуре ценностей и процессе их формирования в рамках профессиональной деятельности сотрудников ОВД, позволит наметить основные пути их психологического сопровождения в процессе профессионализации.

1 Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 20-23 ; Михайлова О. Б. Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 22-25 ; Ди-денко А. А., Диденко И. В. Профессиональная идентичность военнослужащих внутренних войск МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 3-7.

2 Абульханова К. А. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 300 с.; Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1981. № 2. С. 46-56 ; Будинайте Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.

3 Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 200 с. ; Залес-ский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. 142 с.

4 Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с. ; Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 360 с. ; Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово, 2004. 272 с. ; Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204 с.

5 Вечканова Е. М. Методологические предпосылки исследования ценностно-смысловых детерминант временной перспективы личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3. С. 61-75.

6 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.

7 Цветков В. Л., Танов А. М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2(53). С. 3-6.

8 Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 12-17.

9 Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. Кемерово, 1999. 92 с.

10 Яницкий М. С., Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности : учеб. пособие. Новокузнецк, 2010. 102 с.

УДК 159.07

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Н. В. Аникеева

В статье раскрываются волевые характеристики личности, которые являются системообразующим фактором оперативно-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Отмечается актуальность развития волевой регуляции личности профессионала на этапе обучения и профессионального становления в образовательной организации высшего образования МВД России. Представлены результаты развития волевой регуляции сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга, разработанного по авторской программе.

Ключевые слова: профессионально значимые качества личности, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, волевая регуляция, волевые качества, тренинг.

Проблема развития волевой регуляции — одна из ключевых задач морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Это обусловлено высоким научным интересом к решению вопросов ранней диагностики профессиональной мотивации и профилактики нарушений служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел. Кроме того, актуальность рассмотрения вопросов развития волевой регуляции и волевых качеств определяется требованиями, которые предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел. В складывающейся политической и экономической ситуации сотруднику полиции особенно важно сохранять эмоциональную стабильность и волевую устойчивость, обеспечивая эффективность выполнения оперативно-служебной деятельности.

Одной из важнейших задач, которая стоит перед образовательными организациями высшего образования МВД России, можно назвать подготовку профессионально грамотных специалистов, которые должны не только иметь высокий уровень профессиональной подготовленности, но и обладать развитыми профессионально значимыми и психологическими качества-

ми личности: зрелой мотивационной сферой и развитым интеллектом; навыками анализа и самоанализа выполняемой деятельности; высокой работоспособностью и эмоциональной стабильностью; высоким уровнем самоконтроля и развития волевой регуляции; сформированными волевыми качествами 1.

Задачами профессионального становления личности, совершенствования специалиста и его готовности к профессиональной деятельности сразу после окончания образовательной организации высшего образования занимаются специалисты в области психологии труда и инженерной психологии. Одной из частных задач психологии труда А. В. Карпов называл и изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности (ее стрессо-устойчивость) 2. Поэтому в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел необходимо создавать комплексный подход к всестороннему развитию и к развитию волевой регуляции личности профессионала еще на этапе обучения и профессионального становления.

Волевая регуляция личности сотрудника органов внутренних дел проявляется в следующих умениях и навыках 3:

1) сдерживать в экстремальных ситуациях психологические реакции, снижающие эффективность действий и порождающие неточности, промахи, ошибки;

2) безукоризненно выполнять профессиональные действия в психологически сложных условиях;

3) сохранять профессиональную бдительность, проявлять осторожность и готовность к неожиданностям, разумному риску, опасности;

4) противостоять психологическому давлению со стороны третьих лиц, так или иначе пытающихся влиять на соблюдение сотрудником норм права, морали, закона;

5) вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

6) обладать самоконтролем и саморегуляцией в психологически сложных, напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.