Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности'

Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2964
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PERSONALITY / MORAL ACTIVITY / MORAL DEVELOPMENT / MORAL CHOICE / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна

Рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и нравственной активности личности как одной из форм социальной активности, дается определение последней. Нравственная активность реализуется через ее ценностные ориентации, определяющие ее направленность, содержание, формы выражения, цели и средства нравственного самосовершенствования личности. На основе эмпирического исследования делается вывод о дисгармоничности ценностей современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the interaction between values and moral activity of a person as a form of social activity, the latter being defined. Moral activity is implemented through its values determining its orientation, content, forms of manifestation, aims and means of personal moral self-improvement. The empirical research enables the author to conclude that the modern students experience clash of values.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ Н РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.032

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ

АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ*

Л. Н. Антилогова

Рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и нравственной активности личности как одной из форм социальной активности, дается определение последней. Нравственная активность реализуется через ее ценностные ориентации, определяющие ее направленность, содержание, формы выражения, цели и средства нравственного самосовершенствования личности. На основе эмпирического исследования делается вывод о дисгармоничности ценностей современных студентов.

Ключевые слова: личность, нравственная активность, нравственное становление, нравственный выбор, ценности, ценностные ориентации.

В настоящее время идут активные преобразования во всех сферах социальной жизни, затрагивают они и ценностно-смысловую сферу человека, которая так или иначе отражает те процессы, которые происходят в обществе и характеризуются противоречивостью. Каждый имеет представление об общечеловеческих ценностях и даже признает их, но в своих поступках и поведении не всегда руководствуется ими. Чаще всего это проявляется в молодежной среде, где получают распространение всевозможного рода объединения асоциальной направленности, представители которых считают, что проявление мужества и храбрости заключается в нарушении правовых и нравственных норм, в унижении и издевательстве над немощными или не похожими на них (иного цвета кожи, разреза глаз) людьми.

Отсюда особо изощренные расправы над жертвой встречаются даже в группе подростков. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, это во многом объяснимо тем, что «на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся для них значимыми качествами. Но при этом весьма тревожно: эмоциональные и нрав-

ственные ценности — чуткость, терпимость, умение сопереживать — занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций» '. Далее автор отмечает: «если в 1993 году 58% подростков характеризовались альтруистическим настроем, то ныне такой тип направленности был отмечен только у 16%, т. е. уменьшился в 3,6 раза» 2. Эти данные говорят о необходимости целенаправленной работы по нравственному возрождению личности, способной активно и созидательно включиться в общественную жизнь, преобразуя и совершенствуя ее и себя на основе представлений о добре и зле. Стержень такой личности составляет система ценностных ориентаций, определяющая направленность личности, ее нравственную активность. Ценностная система человека носит двойственный характер: «с одной стороны, это достаточно устойчивое личностное образование, являющееся точкой опоры человека, позволяющего ему встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям» 3, с другой стороны, «это изменчивое образование, поскольку в значительной степени обусловлено как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности» 4.

Существующие дефиниции ценностных ориента-ций сводятся к тому, что «это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» 5. Ценностные ориентации, являясь одной из характеристик личности, определяют направленность и основные тенденции развития человека.

По отношению к человеку ценности выступают объектами его интересов и играют роль повседневных ориентиров в социальной действительности, определяя его отношение к миру.

Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций, определяют содержание самосознания и служат важным

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-03-00710 «Категориальная оппозиция „альтруизм-эгоизм" в морально-нравственном дискурсе современности».

Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности

фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и их поведения.

Всякая ценность характеризуется функциональным значением и личностным смыслом. Понятие «ценность» открывается в целостном отношении человека «я — мир», которое определяет целенаправленное саморазвитие, становление индивидуальности не в отрыве от мира, а в тесной связи с ним 6. Именно на эти отношения следует опираться при осуществлении психологического сопровождения личности в ее нравственном становлении и развитии, которое, учитывая деятельно стную природу человека, должно ориентироваться на включение его в созидательную общественно и личностно значимую деятельность, на формирование нравственных потребностей, реализацию их в поведении и деятельности, в отношениях с другими людьми. При этом необходимо иметь в виду, что основные навыки и представления человека, в том числе нравственные, формируются в детстве.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, активное усвоение ребенком моральных норм, развитие нравственных чувств, что оказывает существенное влияние на поведение ребенка, его отношение к людям, природе, к результатам человеческого труда, определяют меру нравственной активности.

В подростковом периоде происходит осознание моральных требований, формирование представлений о нравственных ценностях, появляется способность к нравственной оценке. Интенсивное общение в эти годы выступает основой для «тренировки» нравственного поведения.

В ранней юности формируются нравственные убеждения и ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности, реализация которой связана с нравственным выбором юношей и девушек.

Необходимо учитывать каждый сенситивный период в развитии личности для формирования нравственных норм, нравственных ценностей и привычек, которые являются основой нравственного поведения и нравственной активности.

Нравственная активность субъекта занимает ведущее место среди других форм социальной активности. Исследователь данного феномена Н. Д. Зотов определяет его как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества 7. «Нравственно активная личность — личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь» 8.

По нашему мнению, «нравственная активность — это такое деятельно-нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и „проводник" нравственных ценностей, способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо от-

носящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию» 9.

Особенность нравственной активности заключается в том, что она осуществляется не по принуждению, а по велению сердца. Механизм данного процесса прост: при принудительной активности человек делает то, к чему у него нет никакого желания, но он вынужден это сделать, подчиняясь приказу другого. В таком случае он теряет волевой потенциал, поскольку подлинная воля — это импульс, исходящий изнутри самого человека, побуждающий его к осуществлению действия, вызывающий потребность делать то, к чему в данный момент у субъекта нет никакого желания. При осуществлении психологического сопровождения личности важно как можно чаще вызывать такого рода импульсы, побуждающие человека преодолевать различные трудности и стремиться к достижению поставленных целей по совершенствованию себя и окружающего мира.

Нравственная активность личности реализуется через ценностные ориентации, которые определяют ее направленность, содержание, формы выражения. Согласимся с В. А. Ядовым в том, что включение ценностных ориентаций в структуру личности «позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная деятельность человека» 10.

Психолого-педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций состоит в том, чтобы под влиянием целенаправленного воздействия общечеловеческие ценности были осознанными, принятыми и прочувствованными, стали потребностями, побуждающими человека к деятельности по освоению, созиданию, реализации этих ценностей. Только в таком случае нравственные нормы и ценности могут выступать в качестве регуляторов поведения личности, только тогда мы можем говорить о нравственной активности последней.

Содержательное наполнение ценностных ориен-таций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации и явления-ценности. Это первая (наиболее непосредственная и интуитивная) связь личности с новым явлением действительности, в процессе установления которой актуализируются установки, потребности, мотивы личности. Становление ценностных ориентаций предполагает и рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет основу когнитивного элемента ценностных ориентаций. Важное место в структуре изучаемого феномена принадлежит поведенческому элементу как «практическому выражению» ценностных ориентаций (учет реальных возможностей личности в данной деятельности).

Нефедова Д. И. Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах.

Ценностные ориентации и нравственная активность имеют общее функциональное назначение, проявляясь в деятельности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека и объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая обусловливает нравственную активность ингдивида, выраженную в интенсивности освоения им нравственных ценностей.

Ценностные ориентации — это качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место в регуляции его поведения.

Поскольку выбор ценностей и ценностных ориен-таций человеком во многом предопределяется уровнем развития общества и его морали, мы попытались на примере студентов Омского государственного педагогического и Омского государственного технического университетов выявить доминирующие ценности и соотнести их с приведенными выше данными по подросткам. Студентам было предложено (согласно методике М. Рокича «Ценностные ориентации» 11) проранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Было выявлено, что ценностные ориентации студентов противоречивы. Например, такая гуманистическая ценность, как «счастье других людей» заняла в иерархии ценностей низкую позицию, хотя следование ей наиболее полно выражает нравственную сущность человека, его альтруистическую потребность. Высокие ранги заняли такие ценности, как здоровье, любовь, уверенность в себе, развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), что отражает возрастные особенности студентов. Низкие ранги в иерархии ценностей заняли преимущественно те категории, которые в наибольшей степени отражают нравственную направленность личности: нетерпимость к недостаткам, ответственность, творчество 12. Эти же данные приведены выше и по подростковой группе, что приводит к следующему выводу: как в школе, так и в вузе необходимо чаще обращаться к вопросам нравственности, определения цели и смысла жизни человека, его ценностных ори-ентаций, простраивания жизненного пути.

Ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

1 Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». 2013. № 5. С. 10.

2 Там же. С. 10.

3 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993. С. 43.

4 Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания: монография. Новосибирск, 2012. С. 37.

5 Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н /Д, 1998. С. 436.

6 Яницкий М. С. Указ соч. С. 38.

7 Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984. С. 128.

8 Там же.

9 Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности : монография. Омск, 1999. С. 5.

10 Ядов В. А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. С. 16.

11 Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. С. 637-641.

12 Антилогова Л. Н., Фаламеева Ю. В. Профессиональная подготовка студентов вуза и ее влияние на выбор ценностей и ценностных ориентаций // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе : сб. науч. ст. / под ред. Л. А. Антилоговой. Омск, 2016. С. 52-57 ; Антилогова Л. Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(50). С. 71-73 ; Гунченкова Е. А., Кораблина Е. П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 63-67 ; Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С 28-31 ; Кузнецов А. А., Кузнецова Л. Б. Социально-психологические условия развития социальной активности курсантов в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С 25-27.

УДК 159.9.07

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

Д. И. Нефедова

В статье рассматривается изменчивость системы ценностей и смыслов человека, обусловленная меняющейся социальной средой и статусом личности в ней. Описываются особенности ценностно-смысловых характеристик идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы. Примененный комплекс психодиагностических методик позволил детализировать существующие представления о структуре ценностей и процессе их формирования у сотруд-

ников ОВД, а также наиболее полно описать содержательную направленность их идентичности. С помощью качественного анализа изучен характер изменения ценностных ориентаций и жизненных смыслов у сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессионализации, что позволило раскрыть основные механизмы формирования и общую динамику различных личностных характеристик, а их вариативное описание позволило говорить о смысловой регуляции как об одном из главных компонентов психологической архитектоники человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: идентичность человека, ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, смысложизнен-ные ориентации, инструментальные и терминальные ценности, предельные смыслы, образ мира, профессиональная сфера, жизненные цели, личностный смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.