Научная статья на тему 'Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга'

Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3912
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА ОВД / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИНГ / PERSONAL QUALITIES IMPORTANT FOR PROFESSION / LAW ENFORCEMENT OFFICER’S PROFESSIONAL ACTIVITY / VOLITIONAL REGULATION / VOLITIONAL QUALITIES / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникеева Наталья Викторовна

В статье раскрываются волевые характеристики личности, которые являются системообразующим фактором оперативно-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Отмечается актуальность развития волевой регуляции личности профессионала на этапе обучения и профессионального становления в образовательной организации высшего образования МВД России. Представлены результаты развития волевой регуляции сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга, разработанного по авторской программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals volitional characteristics of a person which are a system-building factor of the law enforcement officers’ operational service. The author stresses that it is relevant to develop the professional personality’s volitional regulation during training and professional development at a higher educational organization of the Russian Interior Ministry. The article contains the evidence of the law enforcement officers’ volitional regulation advancement by means of the psychological training designed according to the author’s programme.

Текст научной работы на тему «Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга»

4 Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с. ; Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 360 с. ; Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово, 2004. 272 с. ; Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204 с.

5 Вечканова Е. М. Методологические предпосылки исследования ценностно-смысловых детерминант временной перспективы личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3. С. 61-75.

6 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.

7 Цветков В. Л., Танов А. М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2(53). С. 3-6.

8 Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 12-17.

9 Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. Кемерово, 1999. 92 с.

10 Яницкий М. С., Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности : учеб. пособие. Новокузнецк, 2010. 102 с.

УДК 159.07

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Н. В. Аникеева

В статье раскрываются волевые характеристики личности, которые являются системообразующим фактором оперативно-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Отмечается актуальность развития волевой регуляции личности профессионала на этапе обучения и профессионального становления в образовательной организации высшего образования МВД России. Представлены результаты развития волевой регуляции сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга, разработанного по авторской программе.

Ключевые слова: профессионально значимые качества личности, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, волевая регуляция, волевые качества, тренинг.

Проблема развития волевой регуляции — одна из ключевых задач морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Это обусловлено высоким научным интересом к решению вопросов ранней диагностики профессиональной мотивации и профилактики нарушений служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел. Кроме того, актуальность рассмотрения вопросов развития волевой регуляции и волевых качеств определяется требованиями, которые предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел. В складывающейся политической и экономической ситуации сотруднику полиции особенно важно сохранять эмоциональную стабильность и волевую устойчивость, обеспечивая эффективность выполнения оперативно-служебной деятельности.

Одной из важнейших задач, которая стоит перед образовательными организациями высшего образования МВД России, можно назвать подготовку профессионально грамотных специалистов, которые должны не только иметь высокий уровень профессиональной подготовленности, но и обладать развитыми профессионально значимыми и психологическими качества-

ми личности: зрелой мотивационной сферой и развитым интеллектом; навыками анализа и самоанализа выполняемой деятельности; высокой работоспособностью и эмоциональной стабильностью; высоким уровнем самоконтроля и развития волевой регуляции; сформированными волевыми качествами '.

Задачами профессионального становления личности, совершенствования специалиста и его готовности к профессиональной деятельности сразу после окончания образовательной организации высшего образования занимаются специалисты в области психологии труда и инженерной психологии. Одной из частных задач психологии труда А. В. Карпов называл и изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности (ее стрессо-устойчивость) 2. Поэтому в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел необходимо создавать комплексный подход к всестороннему развитию и к развитию волевой регуляции личности профессионала еще на этапе обучения и профессионального становления.

Волевая регуляция личности сотрудника органов внутренних дел проявляется в следующих умениях и навыках 3:

1) сдерживать в экстремальных ситуациях психологические реакции, снижающие эффективность действий и порождающие неточности, промахи, ошибки;

2) безукоризненно выполнять профессиональные действия в психологически сложных условиях;

3) сохранять профессиональную бдительность, проявлять осторожность и готовность к неожиданностям, разумному риску, опасности;

4) противостоять психологическому давлению со стороны третьих лиц, так или иначе пытающихся влиять на соблюдение сотрудником норм права, морали, закона;

5) вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

6) обладать самоконтролем и саморегуляцией в психологически сложных, напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Обобщая рассматриваемые в отечественной психологии определения волевой регуляции 4, можно выделить следующие признаки развитой волевой сферы личности:

а) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) приобретение контроля над своим поведением;

в) выработка волевых качеств личности;

г) сознательный выбор все более трудных задач и постановка более отдаленных целей, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Отметим, что важной составляющей процесса подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД России является развитие у сотрудников органов внутренних дел волевых компонентов и свойств личности.

Как показывают исследования, среди множества существующих методов, нацеленных на развитие профессионально значимых качеств личности, одной из наиболее удобных, быстро действующих форм психологической работы является специально организованный тренинг 5. Выбирая психологический тренинг в качестве основного средства развития волевого поведения и волевой деятельности сотрудника органов внутренних дел, мы опирались на следующие основные функции:

1) наличие сильного эмоционального подкрепления и усиления обратной связи при обучении в группе, осознание субъектом того, как в действительности его воспринимают и оценивают другие (т. е. рефлексия);

2) обучение осознанному и контролируемому поведению в благоприятных условиях специально организованной тренинговой среды;

3) использование опыта, накопленного другими людьми, — повышение интенсивности и стойкости возникающих изменений 6.

Разработанная авторская программа тренинга развития волевой регуляции и волевых качеств сотрудников ОВД включала такие методические приемы, как использование самоприказов (самовнушение) и визуальных образов, целенаправленное представление ситуаций, элементы аутогенной тренировки, релаксации и т. д. Программа тренинга рассчитана на 12 час. в группе от 15 до 25 человек — по количеству курсантов взвода. Организация встреч происходила в период самоподготовки (один раз в неделю в течение двух месяцев). Кроме того, члены группы имели возможность самостоятельно тренировать навыки и проводить самоанализ, сохраняя настрой на продолжение работы в группе.

В экспериментальном исследовании приняли участие курсанты второго года обучения института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в количестве 50 человек, из них 25 составили контрольную группу (КГ), 25 — экспериментальную (ЭГ).

Исследование состояло из трех этапов: на первом были собраны диагностические данные до проведения тренинга, на втором проводился собственно тренинг, а на третьем была проведена повторная психоло-

гическая диагностика. В процессе эксперимента были использованы следующие методики: формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубин-штейн (В. А. Иванникова, Е. В. Эйдман) 7 в целях определения уровня общей самооценки волевых качеств; шкала контроля за действием при планировании Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С. А. Шапкина 8 — в целях выявления типа волевой регуляции процесса реализации намерения в действии — самоконтроля и саморегуляции; вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении Г. С. Никифорова, В. К. Васильева и С. В. Фирсо-ва 9 — в целях определения преобладающего вида самоконтроля; Тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д. А. Леонтьева 10 — в целях диагностики общей осмысленности жизни. Использовались метод включенного наблюдения (в процессе тренинговых занятий) и метод групповой беседы (во время проведения повторного тестирования после проведенного тренинга).

Мы предположили, что разработанная программа тренинговых упражнений способствует развитию волевой регуляции в целом и ее компонентов в частности.

Исследование проводилось по квазиэкспериментальному плану для неэквивалентных групп, в которых учитываются ограничения форм контроля до осуществления экспериментального воздействия. Данный план характеризуется тем, что предварительное тестирование проходит одна группа (контрольная), а итоговое — другая группа, которая подверглась воздействию (экспериментальная).

Для подтверждения достоверности различий результатов исследования двух независимых (несвязанных) выборок применялся критерий Манна-Уитни (и). При проведении процедуры математической обработки экспериментальных данных были соблюдены все необходимые условия, описанные в литературе 11.

Анализ результатов исследования, представленный в табл. 1, показал, что положительная динамика наблюдается по всем показателям волевых компонентов, но статистически значимое отличие выявлено только по критерию «Общий уровень волевой самооценки» (при р < 0,05).

На наш взгляд, это обусловлено системообразующими характеристиками волевого поведения в целом. Данный факт подтверждается и другими исследованиями, согласно которым в становлении волевой регуляции самооценке принадлежит главная роль: она выступает внутренним условием при организации субъектом своего поведения и деятельности, влияет на оценку личностью своих возможностей при достижении значимых целей, а также является своеобразным регулятором деятельности на этапе ее реализации 12.

При анализе полученных результатов исследования до и после тренинга были использованы возможности факторного анализа, посредством которого выделились два независимых фактора (табл. 2, 3) — переменные объединялись в фактор при наличии у них факторной нагрузки, равной или большей 0,4 (метод вращения факторов — варимакс).

Примечание. Выделены наиболее весомые коэффициенты корреляции в факторе.

Таблица 3. Результаты факторного анализа в выборке после тренинга

Таблица 1. Результаты формирующего эксперимента

Волевые компоненты Сумма рангов до тренинга КГ Сумма рангов после тренинга ЭГ и эмп. Ъ р-1еуе1

Шкала контроля за действием 583 692 258 -1,057 0,290

Общий самоконтроль 538 738 213 -1,940 0,052

Общий уровень волевой самооценки 513 763 188 -2,425 0,015

Общая осмысленность жизни 561 714 236 -1,484 0,138

Социальный самоконтроль 583 692 258 -1,057 0,290

Самоконтроль в эмоциональной сфере 554 722 229 -1,630 0,103

Самоконтроль в деятельности 567 708 242 -1,368 0,171

Таблица 2. Результаты факторного анализа в выборке до тренинга

Волевые компоненты Фактор 1 Фактор 2

Шкала контроля за действием 0,25 -0,57

Общий самоконтроль 0,73 0,04

Общий уровень волевой самооценки 0,03 0,82

Общая осмысленность жизни -0,22 0,04

Социальный самоконтроль 0,90 0,25

Самоконтроль в эмоциональной сфере 0,39 0,57

Самоконтроль в деятельности 0,85 -0,29

Волевые компоненты Фактор 1 Фактор 2

Шкала контроля за действием 0,59 0,29

Общий самоконтроль 0,77 0,19

Общий уровень волевой самооценки 0,40 0,39

Общая осмысленность жизни -0,13 0,89

Социальный самоконтроль 0,75 -0,31

Самоконтроль в эмоциональной сфере 0,67 -0,02

Самоконтроль в деятельности 0,78 -0,39

Примечание. Выделены наиболее весомые коэффициенты корреляции в факторе.

До проведения тренинга исследуемые волевые компоненты объединились в незначительные (по общему количеству признаков) факторы, т. е. уровень представительности каждого фактора можно оценить как ниже среднего — 3 и 2 признака в первом и втором факторах соответственно.

После проведенной тренинговой работы волевые компоненты в своем большинстве объединились в один фактор, т. е. использование приемов развития волевой регуляции у курсантов способствовало интеграции ее основных волевых компонентов.

Поясним присутствие только одного признака — «Общая осмысленность жизни» в факторе 2. На наш взгляд, активная работа в тренинге изменила не только волевые качества, но и способствовала более глубокому пониманию ими смысла жизни. Наличие смысла (целей) жизни, безусловно, является одним из главных

условий волевого поведения личности. Можно сделать вывод, что проведенный тренинг по авторской программе способствовал не только развитию профессионально значимых качеств личности, но и личностному росту ее участников.

Отметим, что представленные результаты проведенного исследования свидетельствуют о благоприятной тенденции в развитии волевой регуляции и волевых качеств курсантов средствами тренинга. Благодаря тренингу произошло не только количественное повышение показателей отдельных компонентов воли, но и улучшение адаптации курсантов к ситуациям, требующим волевого поведения. Сотрудники органов внутренних дел после проведения тренинга стали успешнее преодолевать препятствия на пути к достижению целей, демонстрировать достаточную уверенность в себе в ситуациях преодоления трудностей, контролировать свои эмоцио-

нальные проявления. Экспериментальным путем было доказано, что психологический тренинг является методом преднамеренных изменений волевых компонентов деятельности сотрудников органов внутренних дел 13.

1 Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел : метод. пособие. М., 2005. 332 с. ; Щербаков Е. П., Малахова А. В. Воля как сложное психическое явление // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2(14). С. 132-135 ; Сугатова А. С. Формирование волевого компонента профессионального интереса у молодых сотрудников вневедомственной охраны // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 41-44.

2 Карпов А. В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988. 144 с.

3 Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. М., 2000. С. 42-43.

4 Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2006. 242 с.

5 Лефтеров В. А. Психологические тренинговые технологии в органах внутренних дел : монография. Донецк, 2007. 242 с.

6 Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.-М., 2002. С. 8.

7 Иванников В. А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 3. С. 39-49.

8 Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997. 140 с.

9 Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000. 288 с.

10 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.

11 Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002. 336 с. ; Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. 350 с.

12 Быков А. В. Генезис волевой регуляции : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 452 с.

13 Жаданова Ж. В. Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел : дис. . канд. психол. наук. СПб., 2010. 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.