Научная статья на тему 'Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС'

Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2659
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМУНИПУЛЯТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ANTIMANIPULATIVE BEHAVIOUR / MANIPULATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорошенко И. С.

статья содержит анализ понятия манипуляции и описание программы тренинга антимунипулятивного поведения для сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорошенко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article contains the analysis of the notion of manipulation and the description of an antimanipulative behaviour training programme for law-enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС»

честв в части, касающейся блока «физическое развитие» у личного состава отделов специального назначения (ОСН) и сотрудников подразделений охраны было установлено, что бойцы ОСН, в свою очередь, превосходят сотрудников охраны в физическом развитии. Это различие значимо на уровне р < 0,05. См. об этом: Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Кра-сов Д. А. Сравнительный анализ структуры общепрофессиональных качеств сотрудников отделов специального назначения и подразделений охраны ФСИН России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. № . 2007.

5 Напротив, существенных различий в оценках экспертами качеств блока «отношение к работе» у бойцов ОСН и сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО в ходе ранее проведенных исследований выявлено не было. См.: «Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО в экстремальных условиях деятельности». Аналитический обзор. НИИ ФСИН России. - М., 2007.

6 «Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО в экстремальных условиях деятельности». Аналитический обзор. НИИ ФСИН России. - М., 2007.

7 Интересно, что сравнительный анализ структуры общепрофессиональных качеств сотрудников отделов специального назначения показал, что экспертами блок качеств «умственные способности» у сотрудников ОСН также оценивается ниже, чем у сотрудников подразделений охраны, причем различие это также статистически значимо на уровне р < 0,001. См.: Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Красов Д. А.

Сравнительный анализ структуры общепрофессиональных качеств сотрудников отделов специального назначения и подразделений охраны ФСИН России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. № . 2007.

8 Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. С. 454.

9 См., например: Смирнов В. Н. Особенности профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2002; Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

10 Бовин Б. Г., Данилин Е. М., Кокурин А. В. и др. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет) / Учебно-методическое пособие. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. С. 3.

11 Кокурин А. В., Мокрецов А. И. Социально-психологические предпосылки эффективной деятельности специальных подразделений // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. №3. 2006.

12 Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 1. Психологический отбор сотрудников в отделы специального назначения УИС Минюста России. - М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 4.

Антиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС

Опыт показывает, что большинство людей хотят быть сильными и непотопляемыми в процессе общения, но в тоже время цивилизованными и тонкими [17].

Любая манипуляция не может состояться без таких ролей как манипулятор и его жертва.

Во - первых манипуляция может быть рассмотрена как социально-психологический феномен.

И. С. Дорошенко

Во - вторых, манипуляция представляет собой узел, в котором сплелись важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы: истина - ложь и тайное - явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и другие.

И в третьих, интерес к механизмам защиты от манипуляции перемещает

нас в область психологи личности, поскольку предполагает пристальное внимание к внутрипсихической динамике, связанной с процессами принятия решений, внутриличностной коммуникацией, интергацией и диссоциацией [7].

Человек становится более сильным потому, что он знает, что стоит за чужим поведением и чего оно стоит. Это обуславливает необходимость научного обоснования, экспериментального апробирования и внедрения в систему психологической подготовки личного состава УИС психологического тренинга «Антиманипулятивное поведение персонала УИС», который позволил бы сформировать новые ценностные ориентации, давал бы знания и формировал умения по осуществлению противодействия манипуляциям со стороны осужденных [18].

С учетом анализа научных публикаций и международных нормативных актов [15, 6], антиманипулятивное поведение рассматривается как демонстрация гуманных установок и компетентного поведения, направленного на противостояние и разрушение специально применяемых другими людьми скрытых психологических воздействий-манипуляций и психологических игр.

Проблема психологии манипулятив-ных воздействий активно разрабатывалась на протяжении всего ХХ столетия, как зарубежными учеными (Э. Берн, 1956; Г. Франке, 1963; Дж. Маркс, 1979 и др.), так и отечественными исследователями (В. М. Бехтерев, 1903; Г. В. Грачев, 1998; Е. Л. Доценко, 1997; С. Г. Кара-Мурза, 2000; Г. Г. Почепцов, 2000 и др.). Однако, по мнению современных авторов (В. В. Знаков, 2003), здесь еще много «белых пятен».

Термин «манипуляция» происходит от латинского слова manipulus (при-горщня, горсть, на основе словосочетания manus - рука и ple - наполнять). Американский исследователь Д. Бровн (J. A. С. Brown, 1963) доказывает, что манипуляции могут различаться по форме и степени интенсивности: от уловок и лжи, через скрытое стимулирование определенных факторов мотивации, до «промывания мозгов» [22].

Уже в одной из первых монографий, написанной немецким социологом Гербертом Франке «Манипулируемый человек» (1963), особо подчеркивается: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, в ущерб тем лицам, на которых оно направлено».

Закономерности и механизмы феномена манипуляции объясняются с позиции ряда психологических доктрин [12]:

- Первоначально в контексте идей Г. Ле Бона о «инстинкте подчинения» [13], а также В. Ф. Кандинского и В. М. Бехтерева о механизме «психического заражения» [3].

- С 1930-х гг. в соответствие с теорией «рациональности внушения», где утверждается, что при внушении человек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект суждения.

- С 1950-х гг. на достижения в области психоанализа: вход в подсознание через актуализацию базовых инстинктов (прежде всего Эроса и Та-натоса) или неосознаваемых влечений и желаний человека, а также за счет снятия психологических защит (прежде всего по символам и архетипам коллективного бессознательного) и сублими-нальных (подпороговых по восприятию,

но не для реагирования) воздействий (в частности, за счет специального сочетания вербальных, невербальных и других воздействий);

- С 1960-х гг. активное использование технологий «модификации поведения», базирующихся на когнитив-но-бихевиориальных психологических концепциях, а также психологических сценариев, раскрытых Э. Берном в теории трансактного анализа;

- С 1970-х гг. акцент на НЛП и другие интегративные психотехнологии, приводящие к измененному сознанию;

- С 1980-х гг. на концепциях о соци-одинамике культуры (прежде всего воздействие на «человека массы» с учетом психосемантических и психолингвистических закономерностей распространения информации (слов) и др.).

В чем причины обращения конкретных людей к использованию манипуляции? Во-первых, недоверие к другим людям и убеждение, что не поймут, или, состояние (по Эверет Шостром (1992)), в вечном конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду, где в результате из-за недоверия к другим и возникает стремление лгать, блефовать, манипулировать [20]. Во-вторых, риск и неопределенность, постоянно сопровождающие современную жизнь, заставляют прятаться за социальной ролью или уловками, позволяющими вроде бы чувствовать себя безопаснее и не раскрывать истинные намерения и чувства [16]. В-третьих, манипуляция может выступать как вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая своих целей, но, создавая условия для реализации поведения, которое от них ожидают [11].

Итак, манипуляцию характеризует ряд признаков:

1. С манипулируемым человеком обращаются как с вещью, причем за счет соблазна и учета конкретных личностных особенностей, вовлекают во взаимодействие и делают соучастником.

2. Скрытость цели и психологическая закамуфлированность воздействий, чтобы те, на кого оказывается воздействие, не видели манипулятив-ного влияния, а поэтому их внимание специально направляют в иное русло.

3. Перед овладением умами людей необходима нейтрализация стереотипов или разрушение психологических защит (ранее имевшихся у них «священных символов») и подключение нужных субличностей человека (частичных Я).

4. Сильно подчеркиваются факторы мотивации (прежде всего более низкого уровня), чтобы действия человека направить к целям, важным манипулятору.

5. У человека, на которого воздействуют, создают ложное впечатление, что он действует в собственных интересах.

Продуктивное общение у персонала УИС с осужденными возможно лишь при наличии доминирующей направленности личности «отделение через соединение» (по терминологии М. Ш. Магомед-Эминова [14]). В итоге для персонала УИС должно быть характерно: с одной стороны, принятие гуманистической нормы взаимоотношений и признание другого человека безусловной и высшей ценностью, а с другой стороны, определенное дистанцирование от ма-нипулятивных воздействий осужденного и показ ему не конструктивности подобного типа поведения для жизни среди людей.

Чтобы научиться взаимодействовать с людьми без манипуляций и игр, нужно:

• Полюбить себя и поверить в свои силы.

• Принять ответственность за свои мысли, чувства и поступки.

• Использовать рефлексию и эмпа-тию для анализа сути манипулятивных воздействий.

Чтобы понимать, что происходит, руководствуйся правилом «Ищи, кому выгодно», введенном еще в Древнем Риме. Для верификации вида психологических игр и конкретных манипу-лятивных приемов полезным является опора на алгоритмы, разработанные Э. Берном в трансактном анализе [2, 5].

• Умение владеть собой. Будучи же расстроенным, вы можете потерять способность конструктивно реагировать на манипуляцию.

Конструктивным является освоение сотрудниками УИС Минюста России 10 правил ассертивного (компетентного) поведения: [10]

1. Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за последствия.

2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

3. Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

4. Вы имеете право менять взгляды.

5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

6. Вы имеете право сказать «Я не знаю».

7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

8. Вы имеете право на нелогичные решения.

9. Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю».

10. Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».

Согласно Э. Дубрину (2003), среди наиболее распространенных тактик манипулирования в организации выступают [8]:

1 Тактика примыкания.

2. Тактика «всегда».

3. Тактика «дверь перед носом».

4. Тактика «угрозы».

5. Тактика «смещенные акценты».

6. Тактика «психологический саботаж».

От манипуляции необходимо отличать общение с трудными людьми, которые задают массу эмоциональных проблем, т.к. слишком сильно вовлекают в свое эмоциональное поле. В этой связи некоторые авторы считают, что манипулирование с помощью эмоций некоторыми людьми (прежде всего у тех, у кого превалирует пассивность и пессимизм) - это «энергетический вампиризм». Его они реализуют различными способами: постоянно жалуются на жизнь и требуют сочувствия, провоцируя эмоциональные реакции у партнеров по общению, но в итоге доводя их до крика и слез; «режут правду-матку», когда никто их об этом не просит; проявляют постоянное недовольство, упрямство или авторитарность и т.д. («Никто меня не любит, не жалеет»; «Вот, так всегда не везет!» и пр.). Если на их манипулятивные игры кто-то с сочувствием и искренне реагирует, то он в итоге становится для них своеобразным «энергетическим донором». Признаки того, что это действительно так [9]:

a. Перед сном и сразу после пробуждения вы думаете о поведении этого человека и о том, как бы вы могли помочь ему измениться.

b. Вы часто и подолгу разговариваете с ним о его профессиональных и личных проблемах.

c. Этот человек часто спрашивает вашего совета по любому вопросу и даже звонит вам домой.

d. Когда его (ее) нет рядом, вам его не хватает, несмотря на все его (ее) недостатки.

e. Вы часто оправдываете для себя, его (ее) поведение, подчеркивая, что он (она) стали жертвой обстоятельств или несправедливого отношения.

^ Вы так много времени проводите с ним и его (ее) проблемами, что забываете о своих обязанностях.

Одним из способов избавления от эмоциональной загрузки партнером -это перевод отношений на более деловой уровень или демонстрация подхода «жесткой любви» (по типу родитель - ребенок). В последнем случае это показ на фоне заинтересованности и любви к человеку необходимости принятия им ответственности за свои поступки и за свою судьбу.

В проводимом нами исследовании приняли участие сотрудники отдела воспитательной работы с осужденными, начальники отрядов и сотрудники отдела безопасности подразделения, состоящего на учете, как учреждение со сложной оперативной обстановкой.

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить причины подверженности сотрудников манипуляциям со стороны осужденных, разработать тренинг антиманипулятивного поведения, с помощью которого научить сотрудников

противостоять манипуляциям со стороны осужденных.

В качестве психодиагностического инструментария использовались методики: А. Басса-А. Дарки, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера-Ю. Л. Ханина» [21], Проективный тест (МИРП) «Отношение к Другому» [1].

Результаты первичного психодиагностического исследования показали, что у 63% опрошенных отмечен высокий показатель «Оп» (методика (МИРП) «Отношение к другому»). Данный показатель говорит о таких аспектах профессионального отношения, как коммуникативный и деловой типы отношения к другому (с целью личного успеха - успеха дела), а также о модели отношения профессионала к другому человеку. Люди с высокими показателями «Оп» сами подбирают вокруг себя окружение, придавая этому большое значение, т.к. считают, что близкие люди во многом влияют на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помогать. Им свойственны жесткость по отношению к противникам, и активное преодоление их сопротивления.

У 69% отмечается высокий показатель ситуационной тревожности СТ1 по методике ШРЛТ. Ситуативная тревожность возникает как реакция человека на различные социально-психологические стрессоры такие как, ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу. Другими словами, мы говорим, об устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «я» в самых различных ситуациях и реа-

гировать на это повышением ситуативной тревожности.

У 53% опрошенных отмечен высокий показатель физической агрессии (использование физической силы против другого лица), у 62% опрошенных высокий показатель вербальной агрессии (выражение негативных чувств через ссоры, крик, визг, угрозы, проклятье, ругань).

Так, результаты эмпирического исследования показали, что на первоначальном этапе коррекционной работы необходимо провести пост диагностический тренинг, в процессе которого необходимо научить сотрудников управлять своими отрицательными эмоциями и использовать ресурсные состояния.

Человек - существо эмоциональное. Отрицательные эмоции угнетают его, под их влиянием хуже работают все органы, качество крови ухудшается. Установлено, что для психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций является 7:1 [19].

Работа на «линии времени» поможет нам быстро и эффективно решить проблемы, связанные с отрицательными эмоциями, а так же продуктивно использовать свои ресурсные состояния. Данный метод работает с любой отрицательной эмоцией, включая депрессию, стыд, страх прошлого, горе, печаль, агрессивность, негативизм, раздражение, подозрительность, обиду, вину и враждебность и учит находить и эффективно использовать свои ресурсные состояния [4].

Результаты повторного психодиагностического обследования показали, что у 41% испытуемых снизился по-

казатель ситуационной тревожности СТ1 по методике ШРЛТ. У 27% опрошенных снизился показатель физической агрессии, у 54% снизился показатель вербальной агрессии по методике А. Басса - А. Дарки.

Далее была разработана программа социально-психологического тренинга антиманипулятивного поведения.

Цель тренинга: раскрыть механизм и сущность манипулятивных действий; формирование, развитие и совершенствование навыков антиманипулятивно-го поведения через решение следующих задач:

• Развитие позитивной, адекватной самооценки

• Развитие уверенности в себе, уверенности в своей личностной позиции.

• Развитие умения сказать «НЕТ».

• Развитие умения сохранять эмоциональное равновесие в ситуациях эмоционального шантажа (эмоционально - волевая саморегуляция личности).

• Развитие чувства субъектности (интернальности), ответственности самого себя за происходящее с собой. (Чем больше субъектность, тем меньше поступки определяются автоматической эмоциональной реакцией на ситуацию, тем больше они зависят от собственного «хочу», «не хочу»)

• Осознание того, что чужое мнение «обо мне», это чужое мнение и может учитываться лишь для анализа относительно него своего поведения.

• Развитие умения выслушивать о себе любое мнение совершенно безбоязненно и безболезненно, без состояния эйфории.

• Совершенствование эмоционально - волевой саморегуляции путем формирования умения снимать излишнее

напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность и скованность, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию эмоционально - волевого настроя.

Оптимальный состав группы - 8-10 человек.

Продолжительность каждого занятия - 2-2,5 часа. Всего было проведено 11 занятий. Перед началом проведения тренинговых занятий мы рассказали об основных целях и задачах, о форме совместной работы, о возможных результатах.

Участников группы познакомили с режимом работы, предупредив о том, что работа в тренинге предполагает жесткое подчинение правилам.

Результаты психодиагностического обследования после проведения полного курса занятий по программе «Ан-тиманипулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС» показали, что у 41% испытуемых снизился показатель ситуационной тревожности, у 27% опрошенных снизился показатель физической агрессии, у 54% снизился показатель вербальной агрессии.

Использованиеметодавключенного наблюдения позволило отметить следующие изменения: у участников тренин-говых занятий повысилась самооценка, уверенность в себе и своей жизненной позиции. Как, отметили сотрудники в процессе занятий, они научились регулировать свое эмоциональное состояние, справляться с излишним волнением, скованностью, нерешительностью, что повлияло на их взаимоотношения с осужденными и сотрудниками. Так же участники занятий отметили улучшение семейных отношений.

Мониторинг социально-психологического климата в учреждении показал изменения показателя с К=3,9 (средне благоприятный) до К=5,2 (благоприятный).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольная проверка работы всех служб учреждения, в котором проводилась реализация тренинговой программы, по итогам года показала улучшение показателей в работе, что позволило снять данное подразделение с особого учета, как подразделение со сложной оперативной обстановкой.

Литература

1. Александров Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. - М. - Воронеж, 2001. 96с.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. - М., 1995.

3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 1903.

4. Боденхамер Б., Холл М. НЛП - практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП.

- СПб.: «прайм -ЕВРОЗНАК», 2003. - 272 с.

5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. - М., 1998. С. 78-86.

6. Декларация ЮНЕСКО «Принципы толерантности», 1995г.

7. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2003.

- с. 7-8.

8. Дубрин Э. Успешный руководитель. - М., 2003. С. 274-275.

9. Дубрин Э. Успешный руководитель. - М., 2003. С. 276-282.

10. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь! - СПб, 1995. 4752.

11. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.

- Киев, 2000. С. 14.

12. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.

- Киев, 2000. С. 40.

13. Ле Бон Г. Психология толпы. - СПб., 1872.

14. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. - М., 1998.

15. Минимальные стандартные нормы обращения с осужденными, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 1995г.;

16. Рюмшина Л. И. Игры и манипуляции в межличностном общении. - Ростов-на-Дону: Изд-во

Рост. университета, 1997. С. 28.

17. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2001. - с. 9.

18. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений. Рязань, 1999 г.

19. Шейнов В. П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. М.: Ось-89, 2002. - 720 с.

20. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1992.

21. Сборник методов и методик, применяемых при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов для органов и войск Федеральной пограничной службы РФ» - М., Граница, 1997, С. 462-469.

22. Brown J. A. C. Techniques of persuasion. -Harmondsworht, 1963.

Динамика эмоциональных состояний у операторов пульта централизованной охраны

И. В. Блинникова, Е. П. Бочарова, Т. Н. Савченко

В современной научной и практической психологии большой интерес у специалистов вызывает динамика эмоциональных состояний человека, вызванная влиянием различных по своей природе факторов (Прохоров, 1994; Со-чивко, 2007). Предполагается, что состояния формируют устойчивые оценки ситуаций, опосредуют поведение и существенным образом влияют на эффективность деятельности (Леонова, Блинникова, Капица, 2004; Spielbeгgeг, 1972; Fгidhqndleг, 1986). Кроме этого текущие состояния аккумулируются в более устойчивые, которые приводят к изменению мотивационной структуры, влияют на психическое и соматическое здоровье. В конечном итоге характер и изменения эмоциональных состояний определяет систему отношений личности к миру. Особое значение придается эмоциональной динамике в ходе профессиональной деятельности, связанной с обеспечением личной и государственной безопасности (Тодосько, 1998). Специалисты в таких областях должны поддерживать оптимальное

функциональное состояние в течение длительных периодов времени, сопротивляясь воздействию множества стрессогенных факторов, сознательно контролируя основные эмоциональные реакции (см. статью Величковский, Ба-рабанщикова в этом номере).

Операторы пульта централизованной охраны являются первым звеном в работе специализированных учреждений, призванных реагировать на экстремальные ситуации, происходящие в частных квартирах, домах и организациях. Принимая звонки и сигналы о происшествиях на охраняемых объектах, они вынуждены работать под непрерывным эмоциональным прессингом. Оператор должен принимать сигналы, классифицировать их по важности, обрабатывать в зависимости от инструкции, отправлять экипаж милиции на объект, обеспечить перезакрытие объекта уполномоченными, своевременно оповещать клиентов о срабатывании сигнализации, грамотно описывать ситуацию. От них требуется в любых условиях, сохраняя хладнокровие, органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.