УДК 159.9.07
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ПРОЯВЛЕНИЮ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКУЮ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Я.Н. Полякова
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме противодействия экстремизму и терроризму, которая является актуальной и решается на государственном уровне. Нахождение осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность в условиях изоляции (в исправительных учреждениях) не исключают их деструктивного воздействия как на спецконтингент, так и на сотрудников учреждений. Способность сотрудников противостоять таким деструктивным проявлениям является важным фактором, обеспечивающим эффективность исправительного воздействия на таких осужденных. В статье приводятся результаты исследования профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, которые детерминируют формирование их психологической устойчивости к деструктивным проявлениям со стороны осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, сотрудники исправительных учреждений, осужденные, экстремистская и террористическая деятельность.
SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF EMPLOYEES OF CORRECTIONAL FACILITIES TO DESTRUCTIVE MANIFESTATIONS OF PERSONS CONDEMNED FOR EXTREMISTIC AND TERRORIST ACTIVITY
Y. Polyakova
Abstract. The article is devoted to the topical problem of countering extremism and terrorism, which are topical and solved at the state level. Finding prisoners for extremist and terrorist activities in isolation (in correctional facilities) does not exclude their destructive impact on both the special contingent and the staff of institutions. The ability of employees to resist such destructive manifestations is an important factor ensuring the effectiveness of the corrective influence on such prisoners. In the article results of research of professionally important qualities of employees of correctional facilities which determine the formation of their psychological resistance to destructive manifestations on the part of those convicted of extremist and terrorist activities are presented.
Keywords: psychological stability, prisoners, convicts, extremist and terrorist activities.
Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений как вид профессиональной деятельности имеет ряд особенностей. Поскольку основной задачей уголовно-исполнительной системы является исполнение наказаний, в том числе и в виде лишения свободы, то главной специфической особенностью служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений являются их ежедневные коммуникации со спецконтингентом. В свою очередь, такие коммуникации дифференцируются в зависимости от категории осужденных, которая определяется множеством, так называемых, показателей, а именно: статьей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), по которой осужденный отбывает наказание, тяжестью совершенного им преступления, наличием прежних судимостей, а также комплексом
социально-психологических факторов. В особую категорию выделяются осужденные, отбывающие наказания за преступления экстремистской и террористической направленности.
Анализ исследований по выявлению психологических особенностей осужденных, поддерживающих идеологию экстремизма и терроризма, показал, что сотруднику приходится общаться с «профессиональными
«наставниками» в вере и проповедниками веры, обладающими самыми современными технологиями убеждения, переубеждения и формирования мировоззрения» [6, с.83]. В связи с этим актуальным представляется исследование личностных качеств сотрудников
исправительных учреждений, способствующих формированию их психологической
устойчивости к проявлению различного рода деструктивного воздействия со стороны
осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность.
В современной психологии проблема психологической устойчивости разрабатывалась такими авторами, как Э. Берн, Р. Бернс, Л.В. Заварзина, С.И. Кудинов, Д.А. Леонтьев, Н.В. Гришина, С. Мадди, Т.Л. Крюкова, К. Роджерс, И.П. Шкуратова и др.
При этом исследователи рассматривают психологическую устойчивость как:
- совокупность взаимовлияющих качеств личности;
- способность противостоять экстремальным условиям жизнедеятельности;
- способность сохранять высокую активность за счет эмоциональной устойчивости;
- устойчивость процессов высшей нервной деятельности.
Психологическую устойчивость можно рассматривать как интегральное психологическое образование, которое базируется на симтомокомплексе определенных личностных качеств, а относительно профессиональной деятельности можно утверждать, что психологическая устойчивость детерминирована симтомокомплексом профессионально важных качеств.
Следует отметить, что выраженность психологической устойчивости зависит не только от личностных качеств, но и от социально средовых условий. Пенитенциарная среда, в которой сотруднику приходится находиться ежедневно, создает специфические условия для профессиональной деятельности сотрудников. В качестве компонентов пенитенциарной среды Р.А. Ромашов определяет следующие: «пенитенциарное вещество» (осужденные, сотрудники, а также инженерно-технические сооружения); «пенитенциарные условия» (правила поведения, закрепляемые как на законодательном (легальном) уровне, так и на уровне криминальной субкультуры); «тип социально-бытовой обстановки» (локальный сегмент общественных отношений, в котором различные по возрасту, профессии, социальному статусу люди объединяются по факту признания их виновными в совершении преступления и назначения наказания, связанного со срочным (либо бессрочным) пребыванием в пенитенциарных учреждениях [7]. Таким образом, осужденные за экстремистскую и террористическую деятельность своей криминологической характеристикой создают особый тип социально-бытовой обстановки в пенитенциарной среде.
Психологическая устойчивость сотрудников исправительных учреждений проявляется,
прежде всего, в способности к эффективному взаимодействию в пенитенциарной среде, а также в «противостоянии» проявлениям агрессии, манипуляции со стороны спецконтингента. В отношении осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность такое противостояние приобретает свою специфику.
В первую очередь сотруднику необходимо понимать, что действия таких осужденных происходят не единолично, а от лица хорошо законспирированной организации.
Необходимость получения знаний обо всех проявлениях экстремистских и террористических организаций для сотрудников становится обязательным требованием для эффективной работы с осужденными [6, с.84]. Несмотря на то, что мы в своей статье рассматриваем условия противодействия деструктивным проявлениям со стороны осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность без их дифференциации, на практике сотруднику необходимо четко понимать, с кем он контактирует - с экстремистом или террористом. Данная проблема является важной в профилактике их деструктивного поведения, и проведенные ранее исследования это подтверждают [1;2].
Однако одни лишь знания не обеспечивают эффективность работы с осужденными за экстремистскую и террористическую деятельность в местах лишения свободы. Полученные знания в совокупности с высоким уровнем психологической устойчивости могут в большей степени гарантировать нивелирование влияния осужденных и прекращение каких-либо проявлений экстремистской направленности с их стороны. Поэтому следует определить, какой симтомокомплекс профессионально важных качеств (далее - ПВК) сотрудника детерминирует формирование его психологической
устойчивости.
Анализ научных исследований по выявлению ПВК сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) позволяет сделать вывод о том, что существуют качества, которые являются общими для всех категорий сотрудников. Вместе с тем, имеются специфические ПВК, характерные лишь для определенных категорий сотрудников, например, для оперативных сотрудников, сотрудников подразделений по конвоированию, начальников отрядов и т.д. Ранее мы провели исследование, в ходе которого были выявлены ПВК сотрудников, обеспечивающих режим и надзор в учреждениях УИС. Указанная категория сотрудников представляет интерес, поскольку такие сотрудники ежедневно непосредственно общаются с осужденными в исправительных
учреждениях и обеспечивают соблюдение режимных требований. В результате исследования были определены следующие ПВК сотрудников, обеспечивающих режим и надзор в исправительных учреждениях: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций, общий уровень эмоционального интеллекта, поведенческая регуляция, морально-нравственная нормативность, коммуникативный потенциал, адаптационный потенциал, самооценка, нервно-психическая устойчивость, активность совестливость.
Нами были опрошены сотрудники исправительных учреждений подразделений режима и надзора в количестве 73 человек, имеющих опыт работы с осужденными за экстремистскую и террористическую деятельность и высокие показатели служебной деятельности. Исследование было проведено с применением следующих психодиагностических методик: «Многоуровневый личностный опросник» (МЛО) (А.Г. Маклаков, С.В. Черемянин); Оценка нервно-психической устойчивости «Прогноз» (Санкт-Петербургская военно-медицинская академия имени С.М. Кирова); Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ имени В.М. Бехтерева); «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Из опрошенных респондентов были отобраны сотрудники, у которых зафиксирован высокий уровень нервно-психической устойчивости, в количестве 51 человека.
Результаты диагностики обработаны с применением корреляционного анализа. Наибольшие по значимости положительные связи с нервно-психической устойчивостью были зафиксированы у следующих качеств: управление эмоциями (п=0,56 при р<0,001); самомотивация (Г;=0,29 при р<0,05); общий уровень эмоционального интеллекта (Г;=0,29 при р<0,05); поведенческая регуляция (п=0,68 при р<0,001); морально-нравственная нормативность (£=0,39 при р<0,01); коммуникативный потенциал (Г;=0,50 при р<0,001); личностный адаптационный потенциал (п=0,70 при р<0,001); волевые качества (шкала сила) (^=0,28 при р<0,05).
Выявленные положительные корреляционные зависимости между неровно-психической устойчивостью и ПВК позволяют сделать вывод о некоторой структуре психологической устойчивости сотрудников исправительных учреждений. Наибольшая значимость связи неровно-психической устойчивости
зафиксирована с качеством - личностный адаптационный потенциал, которое, в свою
очередь, формируется за счет развития коммуникативного потенциала, поведенческой регуляции и морально-нравственной
нормативности. Все качества, образующие в совокупности адаптационный потенциал, имеют положительные значимые связи не ниже р=0,01 с качеством нервно-психическая устойчивость.
Важное значение в симтомокомплексе психологической устойчивости имеет общий уровень эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект, активно изучаемый в последние годы, является интегральной личностной характеристикой, обеспечивающей способность эффективно взаимодействовать с людьми, а также оказывать на них влияние на основе интуитивного понимания их чувств и потребностей. По своей структуре эмоциональный интеллект состоит из следующих качеств: эмоциональное самосознание (эмоциональная осведомленность),
эмоциональная резистентность (управление своими эмоциями), эмоциональный самоконтроль (самомотивация), эмоциональная чуткость (эмпатия), эмоциональная влиятельность (распознавание эмоций других). В нашем исследовании наибольшие положительные значимые связи с нервно-психической устойчивостью обнаружены с такими качествами, как управление эмоциями на уровне р=0,001 и самомотивация - на уровне р=0,05.
В нашем исследовании мы руководствовались следующим определением термина «нервно-психическая устойчивость» - это способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами нервно-психической устойчивости и поведенческой саморегуляции являются: самооценка, эмоциональная устойчивость, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей [5]. В симтомокомплексе исследуемых нами качеств ведущей является нервно-психическая устойчивость.
Таким образом, на основе ранее выявленных ПВК сотрудников исправительных учреждений, мы сформировали симтомокомплекс качеств, которые определяют психологическую устойчивость сотрудников к проявлению различного рода деструктивного воздействия со стороны осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность.
При профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников исправительных учреждений необходимо сочетать учебные занятия, в процессе которых они получают
необходимые знания в части противодействия формирование антиманипулятивного поведения
экстремистской и террористической за счет развития профессионально важных
деятельности, с психолого-педагогическими качеств. мероприятиями, направленными на
Литература:
1. Казберов П.Н. Возможности типологизации социально-психологических и уголовно-исполнительных характеристик осужденных за преступления экстремистской направленности / П.Н. Казберов // Прикладная юридическая психология. -2016. - № 1(34). - С. 75-80.
2. Казберов П.Н. О психопрофилактической программе по противодействию распространению экстремизма среди осужденных в исправительных учреждениях / П.Н. Казберов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2016. - № 1(164). - С. 1315.
3. Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
4. Караяни А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
5. Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / А.О. Прохоров. - СПб.: Речь. - 2004. - 480 с.
6. Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы: учебно-методическое пособие / С.С. Оганесян, Ф.И. Ушков и др. - ФКУ НИИ ФСИН России, 2016. - С. 84. - 249 с.
7. Ромашов Р.А. Психологические аспекты воспитания и взаимодействия субъектов пенитенциарных отношений / Р.А. Ромашов // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 1. -С. 32-37.
Сведения об авторе:
Полякова Янина Николаевна (г. Москва, Россия), начальник отдела ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Y. Polyakova (Moscow, Russia), head of the Department of FKU «Scientific-research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia», e-mail: [email protected]