Научная статья на тему 'Формирование антиманипулятивной компетентности сотрудников ФСИН России в контексте Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных'

Формирование антиманипулятивной компетентности сотрудников ФСИН России в контексте Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМАНИПУЛЯТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTIMANIPULATION BEHAVIOR / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / CONVICTS' CORRECTION / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОБРАЩЕНИИ С ОСУЖДЕННЫМИ / CONVICTS TREATMENT TARGETED APPROACH / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PARTICIPATIVE MANAGEMENT / ПЕНИТЕНЦИАРНО-МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ ОСУЖДЕННЫХ / MANIPULATION SCENARIOS OF CONVICTS / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / PENITENTIARY STRESS RESISTANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ / PROFESSIONAL ROLE POSITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY / СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ACCESSORY INTERACTION IN A PENITENTIARY FACILITY / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович, Дорошенко Инна Сергеевна

Происходивший в России с конца 1990-х годов рост криминогенности лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе за экономические преступления, обусловил увеличение числа случаев манипулятивных воздействий на сотрудников пенитенциарных учреждений с целью их вовлечения в решение актуальных для осужденных проблем противоправным способом. Изучение факторов и условий, предрасполагающих персонал колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными (по двум контрастным группам вступавшим во внеслужебные связи и преданным интересам службы), показало, что наряду с объективной причиной (прежде всего недостаточным финансово-материальным обеспечением сотрудников) весомо влияние и ряда характеристик их личности (эгоцентризм, тревожность и коммуникативная негибкость). В свете положений Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных, разработанной на основе историографического и компаративного исследований (В.М. Поздняков, 2000), была обоснована программа тренинга «Формирование антиманипулятивной компетенции у сотрудников ФСИН России» и произошла его апробация среди сотрудников колонии в Тульской области со сложной оперативной обстановкой. Проведение тренинга, состоявшего из 11 групповых занятий продолжительностью по 2-2,5 часа каждое и базировавшегося на применении методов кейс-стади, ролевых игр и комплекса психотехнических упражнений по развитию профессиональной Я-концепции и стрессоустойчивости личности, позволило сотрудникам получить знания в области пенитенциарно-манипулятивных сценариев осужденных и опыт конструктивного противодействия их реализации. Данные психодиагностики показали, что после тренинга у 41 % участников снизился уровень ситуативной тревожности, а у 54 и у 27 % соответственно показатели вербальной и физической агрессии. С учетом позитивности влияния тренинга не только на сотрудников «группы профессионального риска», но и на социально-психологический климат в коллективе учреждения, практика их проведения была распространена в УФСИН России ряда регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович, Дорошенко Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FPS employees' antimanipulative competence formation in the conception of convicts' subjective-accessory correction

The late 1990s criminality growth among imprisoned convicts, including those sentenced on economical charges, caused a higher number of manipulation acts against penitentiary facilities employees with an aim to involve them in illegal solving of convicts' problems. The studying of factors and conditions favourable to outside-of-duty relationship between penitentiary employees and inmates (two groups were studied: those who started outside-of-duty relationship and those who were loyal to their duty) showed that along with an objective cause (scarce financial support of employees) personal traits are quite important (egocentrism, anxiety and communicative rigidity). The convicts' subjective-accessory correction conception developed on the basis of historiographical and comparative research (V.M. Pozdnyakov, 2000) gave rise to the FPS employees' antimanipulative competence formation training. It was tested among Tula Oblast colony employees who faced a difficult operating environment... The late 1990s criminality growth among imprisoned convicts, including those sentenced on economical charges, caused a higher number of manipulation acts against penitentiary facilities employees with an aim to involve them in illegal solving of convicts' problems. The studying of factors and conditions favourable to outside-of-duty relationship between penitentiary employees and inmates (two groups were studied: those who started outside-of-duty relationship and those who were loyal to their duty) showed that along with an objective cause (scarce financial support of employees) personal traits are quite important (egocentrism, anxiety and communicative rigidity). The convicts' subjective-accessory correction conception developed on the basis of historiographical and comparative research (V.M. Pozdnyakov, 2000) gave rise to the FPS employees' antimanipulative competence formation training. It was tested among Tula Oblast colony employees who faced a difficult operating environment. Eleven 2-2,5 hour group lessons that included case studies, role-playing games, psycho-technical exercises on self-identity and personality stress resistance development allowed employees to learn manipulation scenarios used by convicts and get experience in constructive resistance to their realization. The psychodiagnostic data showed that after a training 41 % of participants showed less situation anxiety, 54 and 27 % showed less verbal or physical aggression. A favourable training influence not only on risk group employees but on the whole psychological climate of the personnel made these trainings widespread in a number of regional Federal Penitentiary Services in Russia. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Формирование антиманипулятивной компетентности сотрудников ФСИН России в контексте Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных»

симостью от некоторых психоактивных веществ / А.В. Сухарев [и др.] // Наркология. 2007. № 1. С. 45-54.

36. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края: чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36-51.

37. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

38. Сухарев А.В. Этнофункциональный аспект исследования ментальности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 118-127.

39. Сухарев А.В. Этнофункциональная информационная безопасность в условиях кризиса культуры // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 100-101.

40. Сухарев А.В. Опыт преодоления методологического кризиса: принцип исторической актуальности и этнофункциональная парадигма в психологии // Мир психологии. 2009. № 3 (59). С. 123132.

41. Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Ин-т психологии РАН, 2013.

42. Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в эпоху Возрождения: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 129-141.

43. Ушаков Д.В., Журавлев АЛ. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16.

44. Ушаков Д.В., Журавлев АЛ. Теория и практика: взгляды с разных сторон (ответ на комментарии) // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 127-132.

45. Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии // Макропсихология современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 11-29.

46. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Макропсихоло-гическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137-140.

47. Юревич А.В, Журавлев АЛ. Психологические аспекты коррупции // Наука. Культура. Общество. 2013. № 2, 3. С. 81-92.

48. Юревич А.В, Журавлев АЛ, Юревич М.А. Избыточное неравенство доходов какугроза национальной безопасности России // NB: Национальная безопасность. 2013. № 2. С. 182-202.

49. May R. The meaning of Anxiety. N. Y.: Pocket Books, 1979.

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТНО-СОУЧАСТВУЮЩЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: происходивший в России с конца 1990-х годов рост криминогенноети лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе за экономические преступления, обусловил увеличение числа случаев манипу-лятивных воздействий на сотрудников пенитенциарных учреждений с целью их вовлечения в решение актуальных для

В. М. Поздняков, И. С. Дорошенко

осужденных проблем противоправным способом. Изучение факторов и условий, предрасполагающих персонал колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными (по двум контрастным группам — вступавшим во внеслужебные связи и преданным интересам службы), показало, что наряду с объективной причиной (прежде всего недо-

статочным финансово-материальным обеспечением сотрудников) весомо влияние и ряда характеристик их личности (эгоцентризм, тревожность и коммуникативная негибкость).

В свете положений Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных, разработанной на основе историографического и компаративного исследований (В.М. Поздняков, 2000), была обоснована программа тренинга «Формирование антима-нипулятивной компетенции у сотрудников ФСИН России» и произошла его апробация среди сотрудников колонии в Тульской области со сложной оперативной обстановкой. Проведение тренинга, состоявшего из 11 групповых занятий продолжительностью по 2-2,5 часа каждое и базировавшегося на применении методов кейс-стади, ролевых игр и комплекса психотехнических упражнений по развитию профессиональной Я-концепции и стрессоустойчивости личности, позволило сотрудникам получить знания в области пенитенциарно-манипулятивных сценариев осужденных и опыт конструктивного противодействия их реализации. Данные психодиагностики показали, что после тренинга у 41 % участников снизился уровень ситуативной тревожности, а у 54 и у 27 %—соответственно показатели вербальной и физической агрессии. С учетом позитивности влияния тренинга не только на сотрудников «группы профессионального риска», но и на социально-психологический климат в коллективе учреждения, практика их проведения была распространена в УФСИН России ряда регионов.

Ключевые слова: антиманипуля-тивное поведение, исправление осуж-

денных, программно-целевой подход в обращении с осужденными, партисипа-тивный менеджмент, пенитенциарно-манипулятивные сценарии осужденных, пенитенциарная стрессоустойчи-вость, профессионально-ролевая позиция, профессиональная Я-концепция, соучаствующее взаимодействие в пенитенциарном учреждении, социально-психологическая компетентность.

Проведенные историографическое и компаративное исследования [1, 2], а также учет требований международных нормативных актов по обращению персонала пенитенциарных учреждений с осужденными [3, 4, 5] позволили обосновать Концепцию соучаствующего исправления осужденных. Она базируется на принципах субъектно-соучаствующей методологии, разработанной в противовес объектно-деятельностной парадигме, доминировавшей в научных исследованиях и практике отечественных пенитенциарных психологов [7], а её суть состоит в полноценном учете психологических закономерностей и механизмов просоциальной трансформации личности и групп осужденных в местах лишения свободы на основе включения их в разноплановые исправительные программы. Данные программы (режимно-дисциплинирующего, социально-правового, нравственно-духовного, образовательного, трудового, психологического, досугово-бытового и иного характера) должны разрабатываться с учетом психодинамики активности осужденных на разных этапах отбывания наказания и осуществляться не только усилиями персонала исправительного учреждения, но и путем широкого привлечения специалистов гуманитарно-

го профиля и институтов гражданского общества.

Субъектно-соучаствующий подход требует применять в управлении исправительным учреждением технологию партисипативного менеджмента. При этом, учитывая, что термин «рапо1-райоп» в большинстве иностранных языков (английский, немецкий, французский и др.) означает «соучаствование», обращение с осужденными следует осуществлять с учетом их особенностей (направленность и другие свойства личности, криминально-пенитенциарный статус и др.), но строить взаимодействие с ними на основе установки «другой человек — ценность» (Е.Л. Доценко, 1996) и с «ориентацией на уровни правового и нравственного общения» (В.Н. Сагатовский, 1980). В обеспечении индивидуально-дифференцированного подхода к осужденным и реализации мониторинга эффективности воздействия комплекса указанных программ на осужденных наиболее ответственна роль штатных психологов исправительного учреждения, на которых возлагается диспетчерская функция.

Реализация субъектно-соучаст-вующего подхода в обращении с осужденными требует повышения социально-психологической компетенции сотрудников и формирования у различных категорий персонала новых профессионально-ролевых позиций. Так, начальники отрядов колонии, реализующие прежде всего организационно-управленческую функцию, должны быть полноценными «партисипативными менеджерами» [7]. Социальные работники, обеспечивающие привлечение институтов гражданского общества к исправительной деятельности в колонии

и к социальной реадаптации отбывших наказание в постпенитенциарный период, должны занимать позицию «социального адвоката» (от лат. advocare— призывать на помощь [8]). Для социальных педагогов важным является занятие позиции «соучастного наставника», способного осуществлять на них антрополого-развивающее воздействие [9]. Штатные психологи исправительных учреждений должны не только реализовывать мероприятия по оказанию психологической помощи осужденным [10], но и выступать для сотрудников в качестве «коучей», то есть специалистов, способных оказывать им поддержку в профессионально-личностном росте [11].

Для практической верификации Концепции соучаствующего исправления осужденных в 2004 г. в рамках Плана НИР НИИ ФСИН России была реализована комплексная тема «Оптимизация взаимодействия сотрудников УИС с осужденными». В качестве отдельного направления в ней выступила экспериментальная апробация тренин-говой программы «Формирование ан-тиманипулятивной компетентности сотрудников исправительных колоний». Её актуальность обусловливалась ростом уровня криминогенности лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе такой категории, как осужденные за экономические преступления. Именно в связи с противоправной активностью последних, основанной на манипулятивных воздействиях на окружающих, осложнилась обстановка в колониях и начался рост должностных преступлений и дисциплинарных проступков среди личного состава.

Учитывая, что сотрудники УИС России являются специальными субъектами правовых отношений, а любое их вступление во внеслужебные связи с осужденными рассматривается как факт, требующий, как минимум, дисциплинарно-служебной проверки, были изучены факторы и условия, предрасполагающие к этому, а также личностные особенности контрастных групп персонала: вступавших во внеслужебные связи с осужденными и преданных интересам службы. В качестве психодиагностического инструментария использовались методики: тест «Агрессивность» А. Баса — А. Дарки, «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина» [12], Проективный тест «Отношение к Другому» (МИРП) [13]. Программа профилактики внеслужебных связей сотрудников с осужденными разрабатывалась по методической модели «постдиагностический тренинг-коррекция» [14].

В ходе исследования выявлено, что одним из ключевых моментов вступления сотрудников во внеслужебные связи с осужденными выступают наличие у исправительных учреждений недостаточного финансово-материального обеспечения и использование данного обстоятельства осужденными за экономические преступления, которые обладают способностью решать свои проблемы путем применения манипулятивных воздействий на людей. При этом манипуляциям осужденных присущ ряд специфичных признаков, которые установлены в сравнении с данными исследований зарубежных (Э. Берн, 1956; Г. Франке, 1963; Дж. Маркс, 1979, Э. Шостром, 1992 и др.) и отечественных (Г.В. Грачев, 1998; Е.Л. Доценко, 1997; Л.И. Рюм-

шина, 1997; С.Г. Кара-Мурза, 2000; Г.Г. Почепцов, 2000; О.Р. Онищенко, 2005 и др.) ученых:

1) демонстрация осужденными открытости во взаимодействии с сотрудником колонии и аргументированность заявления о возникновении у них объективной, жизненно важной проблемы, но одновременно скрытность истинной цели, носящей противоправный характер. В итоге именно «психологическая закамуфлированность» воздействия в общении устремляет внимание сотрудника только в просоциально значимом направлении;

2) для повышения доверительности осужденные во взаимодействии с сотрудниками нейтрализовывали у последних паттерны профлояльности и имеющиеся психологические защиты, а также происходило подключение к парциально-эгоистичным субличностям человека через соблазн;

3) осужденными задействовались у сотрудников элементы мотивации более низкого уровня (прежде всего житейско-бытовой), чтобы их действия прагмати-зировались и содействовали цели, важной манипулятору;

4) у сотрудников, на которых воздействовали, дополнительно создавали впечатление, что они поступают мудро и в собственных интересах.

Сравнение поведенческих особенностей контрастных групп сотрудников УИС — преданных интересам службы и вступивших во внеслужебные связи с осужденными — показало, что конструктивное, остающееся в правовых рамках обращение с осужденными возможно лишь при наличии у персонала направленности личности, позволяющей в общении эффективно осущест-

влять «отделение через соединение» (по терминологии М.Ш. Магомед-Эминова [15]). При этом благодаря социально-психологической компетентности персонал способен, с одной стороны, соблюдать в полной мере права человека в условиях лишения свободы и быть диалогичным во взаимодействии с осужденными, а с другой — реализовывать ответственное дистанцирование от ма-нипулятивных воздействий осужденных и показывать им неконструктивность подобного поведения при нахождении в колонии [16].

Психодиагностическое обследование сотрудников, вступавших во внеслужебные связи, показало, что для 63 % из них по данным шкалы «Оп» теста «Отношение к другому» типично построение поведения с ориентацией на «цель личного успеха», а не «успеха дела. Кроме того, одновременно у 53 % сотрудников, вступавших во внеслужебные связи с осужденными, выявлен высокий показатель физической агрессии, а у 62 % — вербальной агрессии. Это может свидетельствовать о предрасположенности данной категории сотрудников подбирать окружение вокруг себя и проявлять жесткость по отношению к противникам, в том числе путем активного преодоления их сопротивления. Данный вывод базируется на выявлении у 69 % указанной категории сотрудников высокого уровня ситуативной тревожности. В беседах с ними установлено, что тревожность возникала как реакция на различные профессионально-психологические стрессоры, в том числе из-за постоянного ожидания агрессивной реакции или негативной оценки со стороны окружающих, воспринимаемых как угроза их самоуважению или статусу.

Выявленные объективные и субъективные детерминанты, предрасполагающие сотрудников колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными, позволили разработать Программу тренинга формирования антиманипу-лятивной устойчивости личности, избрав следующие ориентиры:

1) раскрытие сотрудникам сущности манипулятивных воздействий и психотехнических особенностей их реализации осужденными при взаимодействии с персоналом колонии;

2) коррекция у сотрудников неблагоприятных для профессионально-служебной деятельности установок и личностных особенностей;

3) формирование и совершенствование у сотрудников навыков антимани-пулятивного поведения в различных ситуациях.

Указанные целевые ориентиры предопределили следующие методические задачи при реализации Программы тренинга:

• раскрытие сотрудникам психологических закономерностей манипуляции. Обеспечивается через информирование личного состава на разноплановых примерах, имевших место в практике колоний, чтобы в итоге возникло понимание того, что манипуляции осужденных, с одной стороны, могут быть весьма разными по форме и степени интенсивности (от уловок и ситуативной лжи до скрытого стимулирования определенных факторов мотивации и «промывания мозгов» сотрудников [18]), а с другой — манипулятивные воздействия необходимо отличать от случаев затрудненного общения с осужденными, которые, являясь антисоциальными личностями, часто создают сотрудникам ко-

лоний проблемы в профессиональной деятельности;

• обеспечение профессионально-личностного самопознания сотрудников и повышение их уверенности в себе. Развитие адекватной самооценки, уверенности в себе и навыков ассертивного поведения, то есть способности говорить «НЕТ» и поступать в соответствии с личными убеждениями и профессионально-должностной позицией;

• принятие сотрудниками ответственности за свои мысли, чувства и поступки. Развитие чувства субъектности, так как поступки должны определяться не автоматической эмоциональной реакцией на ситуацию, а быть интерналь-ным проявлением чувства долга и потребностей собственного Я;

• формирование у сотрудников навыков рефлексии и эмпатии для выявления манипулятивных воздействий. Чтобы адекватно понимать, что происходит, сотрудник должен уметь за внешне происходящим различать смысл и руководствоваться правилом «Ищи, кому выгодно»;

• развитие умения владеть собой в психологически напряженных (экстремальных) ситуациях. Для конструктивного противостояния эскалации манипуля-тивных воздействий сотрудникам нужны навыки эмоционально- волевой саморегуляции, позволяющие снимать излишнее напряжение, преодолевать нерешительность и скованность, осуществлять самомобилизацию.

Тренинг по повышению антиманипу-лятивной компетентности сотрудников был апробирован в колонии УФСИН по Тульской области, где имелось наибольшее число возбужденных уголовных дел и фактов служебных проверок в отно-

шении персонала за неслужебные связи с осужденными. В организационно-содержательном плане для участия в тренинге была сформирована экспериментальная группа из 12 сотрудников, имевших дисциплинарные взыскания, с ними в течение 11 занятий проводили групповой постдиагностический тренинг-коррекцию (продолжительность занятия — 2,0-2,5 часа). Тематический план тренинга представлен в таблице.

Результаты психодиагностического обследования после проведения полного цикла занятий по программе тренинга показали, что у 41 % участников, прошедших тренинг, снизился показатель ситуационной тревожности, а у 54 и 27 % снизились показатели соответственно вербальной и физической агрессии. Использование метода включенного наблюдения позволило обнаружить в поведении сотрудников после участия в тренинге следующих значимых изменений: повысились ответственность и дисциплинированность, уверенность в себе и своей профессиональной позиции. Кроме того, как отметили в рамках опроса сотрудники — участники тренинга, в процессе занятий они научились регулировать свое эмоциональное состояние, справляться с излишним волнением, скованностью, нерешительностью, что позитивно повлияло на их взаимоотношения с осужденными и сотрудниками. Также участники тренинга отметили заметное улучшение семейных отношений.

Контрольная проверка работы всех служб учреждения, в котором проводилось апробирование тренинговой программы, показала улучшение показателей служебно-профессиональной деятельности. Учитывая, что мониторинг социально-психологического климата в

Тематический план тренинга «Формирование антиманипулятивного поведения сотрудников ФСИН России»

Тема занятия Задачи занятия Применяемые формы и методы обучения

1. Знакомство и апробирование правил конструктивной работы в группе Знакомство с нормами и правилами поведения в группе; создание психологической атмосферы и доверительных отношений; групповое сплочение Комментарий психолога-тренера; психотехнические групповые упражнения; групповая дискуссия

2. Расширение представлений о себе Расширить представление участников о себе, осмыслить сильные и слабые стороны личности. Повысить чувство внутренней уверенности и доверия к самому себе. Развитие навыков позитивного мышления Психодиагностика и психологический комментарий; рефлексия и эмпатия; психотехнические упражнения

3. Принятие себя Развить способность к самоанализу, к выделению глубинных и внешних свойств личности. Формирование положительного отношения участников к себе и адекватной профессионально-должностной позиции Психотехнические упражнения для развития рефлексии и эмпатии, психологический комментарий, групповое обсуждение

4. Самопрезентация и конструктивные отношения с окружающими Конструктивное самораскрытие как способ гармонизации внешнего и внутреннего «Я». Развитие профессиональной самопрезентации и навыков построения конструктивных отношений с окружающими Психологический комментарий по затруднениям в межличностном общении; психотехнические упражнения, групповое обсуждение

5. Знакомство с феноменом манипуляции. Механизм, формы и приемы манипуляций Ознакомить участников с понятием «манипуляция», его механизмом, формами и приемами. Помочь участникам осознать эмоциональное состояние, возникающее в момент давления со стороны Психотехнические упражнения, групповое обсуждение, рефлексия и эмпатия

6. Манипулятивные сценарии и сопротивление психологическому давлению Раскрыть сценарии и способы манипулятив-ного воздействия. Показать на примере ролевой игры механизм манипулирования и обучить навыкам сопротивления. Ролевая игра, групповое обсуждение, рефлексивный анализ сценариев манипуляций, упражнения со сменой ролей

7. Защита от манипуляций Сформировать умение отличать манипуляцию от просьбы и требования. Обучить психотехникам защиты от манипуляций Психотехнические упражнения, психологический комментарий; групповое обсуждение, проигрывание ситуаций со сменой ролей; рефлексия

8. Преодоление манипуляционных ловушек: кто в них попадает и как их избежать Сформировать у участников толерантность и умение говорить «Нет!». Совместная выработка участниками памятки антиманипуля-тивного поведения Психотехнические упражнения; обсуждение правил ассертив-ного и антиманипулятивного поведения

9. Я всегда хозяин своей судьбы, или с кем не получается манипулировать Раскрыть суть и техники эмоционально-волевой регуляции. Ознакомить участников со способами самоуправления в сложных (экстремальных) профситуациях Психотехнические упражнения; диспут; экспресс-диагностика; ресурсная релаксация; сочинение.

10. Я профессионал, и я себя уважаю Помочь участникам осознать профпозицию в обращении с осужденными и индивидуальный стиль поведения Психодиагностика, психотехнические упражнения, диспут

11. Манипуляции в колонии: я знаю их в лицо Закрепление знаний и навыков антиманипу-лятивного поведения Рефлексивный анализ ситуаций из практики. Составление индивидуального плана профраз-вития

учреждении привел к улучшению и интегрального показателя с К = 3,9 (средне-благоприятный) до К = 5,2 (благоприятный), то руководством УФСИН по Тульской области было принято решение снять данное учреждение с особого контроля как подразделение со сложной оперативной обстановкой.

С 2007 г. программа «Антимани-пулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС» стала проводиться во всех подразделениях УИС Тульской области. С 2010 г. занятия по программе «Формирование антимани-пулятивной компетентности у сотрудников ФСИН России» включены в учебный процесс системы первоначальной профессиональной подготовки в учебном центре УФСИН по Тульской области. Объективным показателем эффективности проведения занятий по данной программе стало снижение количества внеслужебных связей сотрудников с осужденными по всему территориальному управлению: если 2006 г. было зарегистрировано 8 случаев, то в 2007 и 2008 гг. лишь по 1 случаю, а в 20092011 гг. — по 2 случая.

Внедрение раскрытой в настоящей публикации Программы формирования ан-тиманипулятивного поведения у пенитенциарных сотрудников произошло в последние годы в учреждениях еще 7 регионов России (в колониях Белгородской, Калужской, Курской, Московской, Ростовской, Тверской и Челябинской областей) и также дало позитивные результаты. Однако в целом по УИС России, несмотря на активное внесение прогрессивных новаций в действующие Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Рос-

сийской Федерации до 2020 г. и повышение оплаты труда сотрудников, не происходит коренного снижения числа коррупционных преступлений личного состава ведомства [20]. В связи с этим нами поддерживается позиция пенитенциарных психологов (Д.В. Сочивко, А.Н. Сухов и др.] о том, что сегодня необходим системный подход к оптимизации функционирования института наказания в России, в том числе на основе как совершенствования психологического обеспечения процесса исправления осужденных, так и возвышения нравственно-личностного и профессионального потенциала сотрудников УИС [21, 22, 23, 24, 25].

Литература

1. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность : монография. М., 2000.

2. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии : монография. М., 2000.

3. Минимальные стандартные нормы обращения с осужденными, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН (1955 г.). М., 2004.

4. Декларация ЮНЕСКО «Принципы толерантности» (1995 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Хартия Европейского Союза об основных правах (2000 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии : лекция. Рязань, 1997. С. 27-33.

7. Огородников В.И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология. М., 2006. С. 55-56.

8. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998. С. 21.

9. Сочивко Д.В, Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. С. 6-10.

10. Дежурова Е.В. Психология трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009.

11. Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003. С.15.

12. Сборник методов и методик, применяемых

при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов. М., 1997. С. 462469.

13. Александров Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. М. ; Воронеж, 2001.

14. Парыгин Б.Д. Постдиагностический тренинг-коррекция : практикум по социально-психологическому тренингу. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1997. С. 116-158.

15. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

16. Петухов Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании : учеб. пособие. М., 1998;

17. Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

18. Brown J.A.C. Techniques of persuasion. Harmondsworht, 1963.

19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

20. Гаврина Е.Е., Горностаев С.В, Холопов В.А. Коррупционная деструктивность личности сотрудников правоохранительных органов : монография. М.: АНСТ и МСУ, 2010.

21. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии : монография / под ред. Д.В. Сочивко : в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2013.

22. Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 8-12.

23. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

24. Сочивко Д.В. Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных), постановка проблемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 23-31.

25. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.