Научная статья на тему 'Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России'

Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
718
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ / СТРЕССФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОХРАНЫ УИС / АНКЕТА ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОШАГОВЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ THE DESCRIPTION / STAGES OF ACTIVITY OF EMPLOYEES OF PROTECTION УИС / РЕГРЕССИОННЫЙ THE ANALYSIS / PROFESSIONAL WORK / PROFESSIONAL REQUIREMENTS / STRESSES-FACTORS / PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOLOGICAL QUALITIES / PSYCHODIAGNOSTIC INSPECTION / THE QUESTIONNAIRE OF AN ESTIMATION EXPERTS OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF EMPLOYEES / AN EXPERT ESTIMATION / FORECASTING / A STEP-BY-STEP METHOD OF THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бовин Б. Г., Казберов П. Н., Кокурин А. В., Красов Д. А.

пособие предназначено для руководителей, а также практических психологов ФСИН России. Необходимость научно-методического обеспечения деятельности сотрудников охраны ФСИН России связана с дальнейшим совершенствованием психологического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, ее структурных подразделений. К профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны ФСИН России предъявляются особые требования, которые включают в себя наличие соответствующего образовательного уровня, навыков психологического воздействия на осужденных, эмоциональной устойчивости и т.д. В предлагаемых методических рекомендациях разработаны критерии определения психологической пригодности к охранному виду деятельности в условиях УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бовин Б. Г., Казберов П. Н., Кокурин А. В., Красов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prediction of occupational success among staff of Federal Penitentiary Service Russia

the reference book is intended for senior officers, and also for practical psychologists of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia. The necessity of scientific-methodical provision of the activity of security employees of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia is connected with the further improvement of psychological provision of the activity of criminal-executive system, the organization departments thereof. Special requirements are set to the professional activity of the employees of security subdivisions of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia, which include the presence of the relevant educational level, skills of psychological effect on the convicts, emotional stability, etc. In the suggested methodic recommendations the criteria of determining psychological aptitude to the type of activity in the sphere of security in the conditions of CES (Criminal-Executive System) are developed.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России»

Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России

Б. Г. Бовин, П. Н. Казберов, А. В. Кокурин, Д. А. Красов

Аннотация: пособие предназначено для руководителей, а также практических психологов ФСИН России. Необходимость научно-методического обеспечения деятельности сотрудников охраны ФСИН России связана с дальнейшим совершенствованием психологического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, ее структурных подразделений. К профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны ФСИН России предъявляются особые требования, которые включают в себя наличие соответствующего образовательного уровня, навыков психологического воздействия на осужденных, эмоциональной устойчивости и т.д.

В предлагаемых методических рекомендациях разработаны критерии определения психологической пригодности к охранному виду деятельности в условиях УИС. Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональные требования, профессиографическое описание, стресс-факторы, профессионально важные психологические качества, психодиагностическое обследование, этапы деятельности сотрудников охраны УИС, анкета оценки экспертами профессионально значимых качеств сотрудников, экспертная оценка, прогнозирование, пошаговый метод анализа, регрессионный анализ.

The summary: the reference book is intended for senior officers, and also for prac-

tical psychologists of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia. The necessity of scientific-methodical provision of the activity of security employees of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia is connected with the further improvement of psychological provision of the activity of criminal-executive system, the organization departments thereof. Special requirements are set to the professional activity of the employees of security subdivisions of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia, which include the presence of the relevant educational level, skills of psychological effect on the convicts, emotional stability, etc. In the suggested methodic recommendations the criteria of determining psychological aptitude to the type of activity in the sphere of security in the conditions of CES (Criminal-Executive System) are developed.

Keywords: professional work, professional requirements, профессиографическое the description, stresses-factors, professionally important psychological qualities, psychodiagnostic inspection, stages of activity of employees of protection УИС, the questionnaire of an estimation experts of professionally significant qualities of employees, an expert estimation, forecasting, a step-by-step method of the analysis, регрессионный the analysis.

Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России, ее качество и безопасность в значительной степени определяются предрасположенностью конкретных субъектов к определенной деятельности, то есть к успешному освоению совокупности специальных знаний, умений и навыков и эффективной их реализации в условиях оперативно-служебной деятельности пенитенциарных учреждений и органов. Недостаточная готовность к профессиональному обучению и служебной деятельности по различным причинам (неудовлетворительная подготовленность, низкий уровень способностей, дефекты здоровья, психологическая несовместимость с профессией, и т.д.), часто приводит к неудовлетворительным результатам труда, снижению надежности, профессиональной деформации, межличностным конфликтам, текучести кадров, развитию психосоматических расстройств, потере здоровья, неудовлетворенности избранной профессией и другим негативным явлениям.

Особое значение вышесказанное будет иметь в тех подразделениях уголовно-исполнительной системы, где сотрудники несут службу с оружием. Самой представительной «составляющей» таких подразделений в УИС являются отделы охраны исправительных учреждений (ИУ) и следственных изоляторов (СИЗО).

Профессиональные требования к сотрудникам подразделений охраны ФСИН России включают служебные, производственные, психологические, медицинские и другие аспекты. Существен-

ную роль в выполнении этих требований играют индивидуально-психологические и социально-психологические особенности личности, в том числе мотивацион-ные, аффективные, когнитивные, поведенческие характеристики.

Основное содержание охранной деятельности заключается в решении следующих задач:28

1) обеспечение охраны учреждений УИС, его объектов и пропускного режима в них;

2) выполнение служебно-боевых задач при чрезвычайных обстоятельствах;

3) использование инженерно-технических средств охраны, надзора и связи, контроль за их исправностью и работоспособностью;

4) разработка, подготовка и проведение специальных занятий, учений и оперативных тренировок с личным составом учреждений УИС.

Исходя из этого, сотрудник отдела охраны ИУ и СИЗО должен знать:

1) правовые акты, регламентирующие условия и порядок отбывания наказания осужденными к лишению свободы и содержания лиц, заключенных под стражу;

2) цели, задачи, структуру подразделений охраны и специальных подразделений по конвоированию, их место и роль в системе исполнения наказаний;

3) способы действия розыскных нарядов, организацию противопобеговых, обыскных и других мероприятий;

4)методику организации и ведения розыска бежавших осужденных;

5) основы организации конвоирования осужденных, виды конвоирования и основные требования к кандидатам;

28 Н.Н. Барановский, В.М. Демин. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб УИС: Методические рекомендации. М.: НИИ ФСИН России. 2006. 52 с.

6)задачи кинологических подразделений, порядок и особенности применения служебных собак в охране учреждений;

7) правила и приемы работы со средствами связи, требования к инженерно-техническому оборудованию объектов охраны;

8) правовые основы, условия и порядок применения оружия, специальных средств и физической силы, материальную часть табельного оружия, его боевые возможности, правила стрельбы и др.

Кроме того, он должен уметь:

1) проводить обыски, осмотры, досмотры осужденных и других лиц, находящихся на территории охраняемых объектов;

2) действовать в условиях применения оружия массового поражения, при авариях на радиационных и химически опасных объектах;

3) выявлять причины и условия, способствующие нарушению режима отбывания наказания, применять меры по профилактике правонарушений среди осужденных и лиц, заключенных под стражу и др.

Предполагается, таким образом, что сотрудники подразделений охраны должны обладать высоким уровнем самоконтроля, эмоциональной устойчивостью, отсутствием хронической тревожности, склонности к депрессивным состояниям и паническим реакциям. В межличностных отношениях они должны избегать конфликтов, проявлять склонность к сотрудничеству, гибкость в разрешении острых служебных ситуаций. Поэтому кандидаты на службу в такие подразделения должны уметь быстро ориентироваться в сложной и динамичной оперативной обстановке, сохранять самооб-

ладание и способность к адекватному реагированию в экстремальных ситуациях, иметь оптимальную склонность к риску, владеть приемами самообороны, уметь применять физическую силу, специальные средства и оружие.

Следует заметить, что вышеприведенный перечень профессионально важных психологических качеств сотрудников охраны является в определенном смысле идеализированным перечнем. Скорее всего, ни один из кандидатов в подразделениях охраны не сможет соответствовать в полной мере этим требованиям и, во-вторых, не всегда можно подобрать адекватные психодиагностические методики измерения сформулированных профессионально важных качеств. Кроме того, оставаясь только в рамках психодиагностических измерений, затруднительно утверждать, что даже высокий уровень этих качеств у кандидата в реальных условиях деятельности сможет способствовать профессиональной успешности.

Вне всякого сомнения, предложенный перечень требований способствует обоснованному подбору тестовых методик, но необходимо также выяснить, какие поведенческие качества сотрудников охраны высоко ценятся руководителями охранных подразделений, в наибольшей степени отвечающих за эффективную работу этой службы.

Следовательно, необходима так называемая экспертная оценка непосредственным начальником поведенческих (наблюдаемых) характеристик своих подчиненных. В качестве таких характеристик возможно оценить, прежде всего, общепрофессиональные качества сотрудников, такие как: отношение к работе, межличностные отношения, умствен-

ные способности, нравственные качества, лидерские способности, характер, физическое развитие. Кроме того, руководитель может ответить на вопросы: удовлетворен ли он работой сотрудника и взял бы он его с собой, если бы формировалось новое подразделение.

Обоснование выбранных методик психодиагностического

обследования сотрудников охраны и их краткое описание

При проведении психодиагностических обследований кандидатов на службу и сотрудников используется целый методический комплекс, включающий в себя собеседование, наблюдение, анализ личных дел, методику определения мотивации профессионального выбора; методы изучения динамических показателей внимания, памяти и мышления; личностные опросники; проективные методы. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников ФСИН России ведомственными психологами осуществляется лонгитюдно. Начинается изучение личности потенциального сотрудника в период оформления его личного дела и завершается после его увольнения.

Опыт практической работы показывает, что сотрудники психологических лабораторий учреждений УИС сами определяют модели «эффективных» и «неэффективных» сотрудников различных служб, формулируют основные факторы (качества личности) и критерии (показатели психодиагностических методик) профессиональной пригодности.

Психологами-практиками определяется, что сложность всей этой работы со-

стоит в том, что труд сотрудника исправительных учреждений (ИУ) не поддается алгоритмизации. Его деятельность невозможно разбить на отдельные составляющие, которые можно было бы хронометрировать, описывать в каких-либо стандартных единицах.

Научно валидизированные методы отбора, применяемые в ведомственных центрах психодиагностики, дают гораздо лучший прогноз, чем следовало бы ожидать от случайного выбора или использования непроверенных методик, но, тем не менее, и они не могут гарантировать абсолютно безошибочное предсказание профессиональной успешности сотрудника в ситуации несения службы с оружием.

Проводимый центрами психодиагностики ФСИН психологический отбор в значительной степени ориентирован на выявление психопатологии, чем на определение профессионально важных качеств кандидатов и сотрудников. Причин тому несколько: 1) неполнота измерения в процессе отбора существенных аспектов профессиональной успешности; 2) неудовлетворительность существующих критериев отбора; 3) плохое знание требований, связанных со спецификой несения службы с оружием.

Имеющий место способ профессионального отбора путем «отсеивания» лиц, отнесенных к группе риска, а не отбора сотрудников, оптимально соответствующих требованиям служебной деятельности по своим психологическим и психофизиологическим характеристикам,29 приносит свои негативные плоды.

В отношении аттестованных сотрудников осуществляется, в том числе и

29 Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников органов внутренних дел, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2006. С. 14.

ежедневное, проведение экспресс-диагностики перед заступлением личного состава на службу с оружием. Долевое соотношение проведения экспресс-диагностики в общем объеме диагностической работы, в частности, психологов отделов охраны имеет явное преобладание. Информация, полученная психологами по результатам экспресс-диагностики предоставляется руководству подразделений. Как правило, психологами подразделений охраны при проведении экспресс-диагностики используются: метод наблюдения, экспертных оценок, тематические беседы.

К методикам, применяемым практическими психологами в ходе проведения экспресс-диагностики, как правило, относятся: проективные рисуночные тесты, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), корректурная проба, методика Немчина «Личностная шкала проявления тревоги», методика Люшера, расстановка чисел, методика изучения опосредствованной памяти, интеллектуальная лабильность, методика «Исключение понятий», методики исследования уровня агрессии, методики изучения уровня алкоголизации. Имеет место и применение оригинальных методик. К примеру, все психологи отделов охраны УФСИН России по Воронежской области имеют в своем распоряжении компьютерную программу экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал», позволяющую активизировать деятельность по предотвращению аутоагрессии посредством про-

гнозирования суицидального поведения обследуемых. Наличие данной программы значительно облегчает работу психолога при выявлении лиц, склонных к аутоагрессивным формам поведения, а также определении психических состояний сотрудников УИС, выполняющих служебные задачи с оружием.

В качестве положительного примера разработок диагностических методик можно указать составленный Мельниковым В.М.30 на основании психологической оценки по методикам «СМИЛ» и «48 экстремальных ситуаций» психологический профиль сотрудника, успешного для деятельности в условиях возможного применения и использования табельного оружия, а также методику Смирнова В.Н.31 по отбору сотрудников ОВД для деятельности в экстремальных условиях, на основании существующих личностных ценностей.

В результате экспресс-диагностики можно определить, справится ли сотрудник с профессиональными задачами в таких условиях, подготовлен ли он к ним на данный момент.

Актуальность установления достоверных и надежных методик диагностирования подготовленности сотрудников к несению службы с оружием обусловили поиск действительно эффективного диагностического инструментария, который возможно применить на ранних ступенях определения психологической пригодности кандидата. Детальный контент-анализ позволил определить ряд (перечень) методик по психологическому отбору.

30 Мельников В.М. Социально-психологическая профилактика и психологическая коррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов ОВД, действующих в экстремальных (боевых) условиях. Дисс. канд. психол. наук. М. 2001.

31 Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Дисс. док-ра психол. наук. М., 2004.

С целью определения степени информативности каждой из методик относительно распознаваний профессиональной успешности сотрудников, несущих службу с оружием, были получены экспертные оценки их непосредственных начальников.

С этой целью руководителям охранных подразделений была предложена анкета оценки экспертами профессиональной успешности своих подчиненных.32 Анкета содержала семьдесят операциональных понятий, сгруппированных в семь категорий:

• физическое развитие;

• умственные способности;

• отношение к работе;

• нравственные качества;

• характерные черты;

• лидерские качества;

• отношение к людям.

В качестве экспертов выступали руководители различного уровня, которые дали оценку общепрофессиональных характеристик сотрудников своего подразделения по семибалльной шкале.

Для психодиагностических измерений использовались следующие методики:

• Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста (большая пятерка) (NEO-FFI).33 Опросник, более известный как Большая пятерка («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 годах. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен

тестом NEO PI. По мнению Р. МакКрае и П. Коста, для адекватного описания психологического портрета личности вполне достаточно выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.

• Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Методика предназначена для изучения умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления эти контакты расширять, степени участия в групповых мероприятиях, умения влиять на людей и проявлять инициативу.

• Индивидуальный типологический опросник (ИТО). Интегральная методика Собчик Л.Н. предназначена для определения индивидуального профиля личности. По мнению автора, все многообразие личностных свойств необходимо выстроить в такую вертикаль признаков, которая сделала бы сопоставимой феноменологию разных уровней самосознания в рамках определенной индивидуально-личностной типологии.

Данная методика позволяет определить ведущие тенденции, то есть базисные свойства личности, которые пронизывают все уровни самосознания и многое предопределяют в судьбе человека.

• Методика «Мотивация профессиональной карьеры» (МПК). Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна направлена

32 Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки//Юридическая психология. №2. 2006.

33 Источник всех психодиагностических методик, приведенных в тексте: Научно-техническая лаборатория «Интроспекция», Межрегиональная психологическая лаборатория УФСИН России по Ярославской области. Psychometric Expert. Многофункциональная среда разработки баз данных и психодиагностических экспертных систем. Версия 6. Ярославль 2008.

на диагностику мотивации профессиональной деятельности сотрудников, например, руководителей среднего и высшего звена. Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры.

Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще.

В организациях часто используется в рамках психологического отбора, диагностики профессионального пути и построении карьеры, психологического сопровождения резерва кадров на выдвижение, исследований организационной культуры подразделений, в рамках профессионального консультирования.

• Оценка готовности к риску (RSK-25). Методика предназначена для экспресс-оценки склонности человека к риску. На процессе деятельности в экстремальных условиях особенно сказывается такое качество личности, как готовность к риску. Данное понятие возникло в США в 60-е годы. По мнению американских ученых Г. Ховта и Я. Стонера, человек, стремящийся рисковать в одной ситуации, будет стремиться рисковать и в других ситуациях.

Людей, по мнению авторов, можно разделить на два типа: «рисковые» и «осторожные». «Рисковые» способны влиять на других людей, стремятся к лидерству в группах, обладают высоким уровнем притязаний. «Осторожные» предпочитают подчиняться, более консервативны и нерешительны.

Считается, что у человека формируются устойчивые личностные черты рискованности-осторожности. Стремление к риску связано с направленностью

личности на достижение цели или избегание неудачи. Эта направленность проявляется в экстремальных ситуациях и может быть предпосылкой к несчастным случаям и травматизму.

Методика рекомендуется для оценки степени готовности к риску сотрудников, несущих службу с огнестрельным оружием, работающих в ситуации стресса или в условиях с возможностью возникновения экстремальной ситуации.

• Оценка уровня волевого самоконтроля (ВСК). Методика ВСК направлена на изучение волевых качеств индивида.

Применяется для обобщенной оценки индивидуального развития волевой регуляции, под которой понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях—способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Эти особенности личностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Рекомендуется как один из инструментов оценки нервно-психической устойчивости, для изучения сотрудников, несущих службу с огнестрельным оружием, работающих в ситуации стресса или в условиях с возможностью возникновения экстремальной ситуации.

• Я-структурный опросник Г. Аммона. Опросник предназначен для изучения структуры личности в совокупности ее здоровых и патологически измененных аспектов. Методика может быть использована для скрининговых исследований, для оценки психологической динамики в процессе психокоррекционной работы.

• Самооценка психической устойчивости руководителя (СПУР). Методика предназначена для изучения людей раз-

ных возрастов, социальных рангов, видов деятельности. В практическом плане она имеет наибольшую значимость для прогноза поведения в экстремальных условиях, когда от человека требуется становиться над обстоятельствами и побеждать их.

Методика позволяет определить возможности руководителя проявлять психическую устойчивость по четырем психологическим компонентам: интеллект, воля, эмоции и личностно-профессио-нальные качества.

• Тест Томаса. Определение способов регулирования конфликтов (СРК). Методика предназначена для изучения поведения личности в конфликтной ситуации, определения типичных способов реагирования на конфликтные ситуации. С ее помощью можно выявить, насколько сотрудник склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их.

Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. Может использоваться для изучения характера межличностных отношений сотрудников.

• Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale-R). Методика предназначена для диагностики посттравматического стрессового расстройства. Рекомендуется для изучения лиц, принимавших участие в боевых действиях или побывавших в экстремальной ситуации.

• Опросник Ж. Тейлора (уровень беспокойства-тревожности). Вариант методики MAS, адаптированный В.Г. Нора-кидзе. (MAS-2). Методика предназначе-

на для измерения проявлений тревожности.

• Шкала депрессивности Бека (Beck Depression Inventory—BDI). Методика предназначена для диагностики наличия и выраженности депрессивных состояний. Депрессия проявляется в невротических реакциях — в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, суждении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Используя существующие требования к сотрудникам охранных подразделений, несущих службу с оружием, была сформирована батарея психодиагностических методик, направленных на распознавание профессиональной успешности, измеренной с помощью экспертных оценок.

Прогноз профессиональной успешности сотрудников ФСИН России, несущих службу с оружием

Первый шаг нашего исследования заключался в использовании регрессионного анализа экспертных оценок, полученных на сотрудников подразделений охраны, которые были оценены своими непосредственными руководителями. В качестве «внешнего» критерия выступал социометрический статус (СС) оцениваемого сотрудника, то есть мнение начальника при ответе на проективный вопрос—взял бы он с собой сотрудника на новое место работы или нет (по пятибалльной шкале). В качестве предикторов использовались усредненные оценки общепрофессиональных качеств, даваемых экспертами.

С помощью обратного пошагового метода анализа, который позволил пос-

ледовательно исключить переменные, имеющие Р-уровень значимости В-ко-эффициентов уравнения выше заданного порога из первоначального уравнения множественной регрессии, которое содержало все оцениваемые качества:

1. характер (Х);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. физическое развитие (ФР);

3. отношение к людям (ОЛ);

4. лидерские качества (Л);

5. отношение к работе (ОР);

6. нравственные качества (НК);

7. умственные способности (УС).

Последовательно исключились первые четыре характеристики, то есть оказалось, что данные качества не являются значимыми для принятия решения о «взятии—не взятии» сотрудника на новое место службы.

В результате последовательного исключения этих переменных уравнение приняло следующий вид:

СС = 0,420 + 0,213 * УС + 0,372 * ОР + 0,211 * НК

Статистически значимыми при выборе оказались:

5. Отношение к работе (ОР): В1 = 0,372; Р^е! = 0,000000.

6. Нравственные качества (НК): В2 = 0,211; Р^е! = 0,000000.

7. Умственные способности (УС): В1 = 0,213; Р^е! = 0,000001,

где: RЛ2 = 0,442, Rл2 ВД) = 0,194, F-статистика = 280,95200, Р-уро-вень = 1,000000. Объясненная дисперсия = 44,250%. Оставшаяся дисперсия = 55,750%.

Иными словами, с точки зрения экспертов, наибольшее значение для высокого социометрического статуса сотрудника в подразделении охраны (а это во многом определяет его успешность в профессиональной деятельности) будут иметь: добросовестное отношение к работе, хорошо выраженные нравственные качества, а также высокий уровень умственных способностей. Каждое качество рассматривалось с помощью операциональных понятий. Отношение к работе (ОР): инициативность, ответственность, увлеченность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, основательность, трудолюбие, безотказность.34 Нравственные качества (НК): совестливость, справедливость, бескорыстность, великодушие, откровенность, искренность, правдивость, скромность, надежность.35 Умственные способности (УС): эрудированность, оригинальность, любозна-

34 В ходе предшествующих исследований нами при сравнении выборок сотрудников подразделений, несущих службу с оружием, было установлено, что данные общепрофессиональные качества с точки зрения экспертов развиты в большей степени у сотрудников спецподразделений по конвоированию, чем у сотрудников подразделений охраны. Различие это статистически значимо на уровне р<0,05. См.: Изучение общепрофессиональных качеств сотрудников спецподразделений по конвоированию и подразделений охраны уголовно-исполнительной системы на основе экспертной оценки//Прикладная юридическая психология. №1. 2008. Напротив, существенных различий в оценках экспертами качеств блока «отношение к работе» у бойцов отделов специального назначения (ОСН) и сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО выявлено не было. См.: «Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО в экстремальных условиях деятельности». Аналитический обзор. НИИ ФСИН России. М., 2007.

35 ^критерий Стьюдента при сравнении оценок, данных экспертами блоку «нравственные качества» сотрудникам спецподразделений по конвоированию и подразделений охраны, ниже, хотя и незначительно И = 1,89) минимального порогового значения: 1,97 при р<0,05, где п = 500. Это значит, что выраженность нравственных качеств у сотрудников своих подразделений примерно одинаково оценивается как экспертами—представителями управлений (отделов) по конвоированию, так и экспертами в отделах охраны ИУ и СИЗО//Прикладная юридическая психология. №1. 2008.

тельность, сообразительность, остроумие, находчивость, непротиворечивость, вдумчивость.36

Вторым шагом нашего исследования была процедура разделения всего

Прогноз профессиональной успешности кандидатов в подразделения охраны разрабатывался при сравнительном анализе результатов многочисленных психодиагностических методик, полученных на группах высокооцениваемых и низкооцениваемых сотрудников.

Третьим шагом исследования было выявление того, какие шкалы психодиагностических методик будут значимо коррелировать с высокими и низкими оценками отношения к работе, нравственных качеств и умственных спо-

массива выборки сотрудников охраны по отношению к работе, нравственным качествам и умственным способностям на две части: высокие значения и низкие значения этих оценок.

собностей. Мы предположили, что сотрудников, получивших в ходе экспертных оценок высокие значения по ОР, НК и УС, можно считать профессионально успешными.

При оценке информативности психодиагностических методик с помощью корреляционного анализа выяснилось, что значительная их часть неинформативна для распознавания ОР, НК и УС.

Информативными методиками оказались (см. таблицы 6-8).

Таблица 5. Высокие и низкие значения экспертных оценок, полученные по общепрофессиональным качествам: отношение к работе, нравственные качества и умственные способности

Общепрофессиональные качества Высокие значения Низкие значения

выборка среднее отклонение выборка среднее отклонение

Отношение к работе 683 4,80 0,63 378 6,39 0,31

Нравственные качества 4,49 0,52 5,83 0,85

Умственные способности 4,62 0,39 5,60 0,72

36 Интересно, что сравнительный анализ структуры общепрофессиональных качеств сотрудников отделов специального назначения, а также специальных подразделений по конвоированию показал, что экспертами блок качеств «умственные способности» у сотрудников ОСН и спецподразделений по конвоированию оценивается ниже, чем у сотрудников подразделений охраны, причем различие это статистически значимо на уровне р <0,01. См.: Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Красов Д.А. Сравнительный анализ структуры общепрофессиональных качеств сотрудников отделов специального назначения и подразделений охраны ФСИН России/ /Вопросы психологии экстремальных ситуаций. №4. 2007; Изучение общепрофессиональных качеств сотрудников спецподразделений по конвоированию и подразделений охраны уголовно-исполнительной системы на основе экспертной оценки//Прикладная юридическая психология. №1. 2008.

Таблица 6. Экспертная оценка отношения к работе (ОР) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны

№ п/п Выборка Методика Шкала Средние значения Уровень достоверности

1 п выс. = 582 п низ. = 309 FFI Е (экстраверсия) х выс. = 31,63 а = 4,73 х низ. = 30,89 а = 5,14 р £ 0,05

Чем выше уровень экстраверсии, тем выше экспертная оценка отношения к работе

2 п выс. = 168 п низ. = 94 ^ТА С (конструктивная тревога) х выс. = 54,20 ст = 7,23 х низ. = 51,50 ст = 9,54 р £ 0,05

Чем выше уровень конструктивности, тем выше экспертная оценка отношения к работе

3 п выс. = 168 п низ. = 94 ^ТА а (адаптация-психопатология) а = А-В (конструктивность-деструктивность) х выс. = 34,33 ст = 11,71 х низ. = 30,50 а = 14,06 р £ 0,05

Чем выше уровень адаптации, тем выше экспертная оценка отношения к работе

4 п выс. = 168 п низ. = 94 ^ТА в (адаптация-психическая активность) в = А-С (конструктивность-дефицитарность) х выс. = 38,33 ст = 11,04 х низ. = 34,34 ст = 15,78 р £ 0,05

Чем выше адаптационные возможности, тем выше экспертная оценка отношения к работе

5 п выс. = 254 п низ. = 135 ИТО Конфликтность х выс. = 11,0 а = 2,51 х низ. = 10,33 ст = 2,48 р £ 0,01

Чем выше конфликтность, тем выше экспертная оценка отношения к работе

6 п выс. = 233 п низ. = 121 МПК Менеджмент х выс. = 23,67 ст = 14,04 х низ. = 28,00 ст = 11,23 р £ 0,01

Чем выше способности в области менеджмента, тем ниже оценивается отношение к работе сотрудника охраны

7 п выс. = 233 п низ. = 121 МПК Стабильность х выс. = 45,80 а = 8,58 х низ. = 43,33 а = 9,71 р £ 0,05

Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем выше экспертная оценка ОР

Сравнение группы с высокими оценками ОР и низкими оценками ОР по различным психодиагностическим методи-

кам (достоверность различий средних значений по tst).

Таблица 7. Экспертная оценка нравственных качеств (НК) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны

№ п/п Выборка Методика Шкала Средние значения Уровень достоверности

1 п выс. = 483 п низ. = 408 FFI Е (экстраверсия) х выс. = 31,75 ст = 4,68 х низ. = 31,00 ст = 5,03 р £ 0,05

Чем выше уровень экстраверсии, тем выше экспертная оценка нравственных качеств

2 п выс. = 124 п низ. = 138 ^ТА С (конструктивная тревога) х выс. = 7,90 ст = 2,05 х низ. = 7,42 ст = 2,34 р £ 0,05 (на границе)

Чем выше уровень конструктивной тревоги, тем выше экспертная оценка нравственных качеств

3 п выс. = 198 п низ. = 156 МПК Служение х выс. = 36,50 ст = 8,54 х низ. = 39,25 ст = 7,46 р £ 0,01

Чем выше значение шкалы «Служение», тем ниже оцениваются экспертами нравственные качества сотрудника охраны

4 п выс. = 137 п низ. = 154 ВСК Настойчивость х выс. = 11,23 а = 2,88 х низ. = 10,334 а = 3,31 р £ 0,05

Чем выше значение шкалы «Настойчивость», тем выше экспертная оценка нравственных качеств

Сравнение группы с высокими оцен- кам (достоверность различий средних ками НК и низкими оценками НК по раз- значений по tst). личным психодиагностическим методи-

Таблица 8. Экспертная оценка умственных способностей (УС) и психодиагностические предикторы сотрудников подразделений охраны

№ п/п Выборка Методика Шкала Средние значения Уровень достоверности

1 п выс. = 205 п низ. = 57 ^ТА А1 (конструктивная агрессия) х выс. = 9,07 а = 2,44 х низ. = 9,92 а = 1,58 р £ 0,01

Чем выше уровень конструктивной агрессии, тем ниже экспертная оценка умственных способностей

2 п выс. = 276 п низ. = 78 МПК Менеджмент х выс. = 24,33 а = 12,73 х низ. = 31,50 а = 8,23 р £ 0,01

Чем выше значение шкалы «Менеджмент», тем ниже оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны

Продолжение Таблицы 8.

3 n выс. = 276 n низ. = 78 МПК Стабильность x выс. = 45,75 ст = 8,63 x низ. = 41,25 ст = 10,28 p £ 0,01

Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем выше оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны

4 n выс. = 276 n низ. = 78 МПК Предпринимательство x выс. = 22,20 а = 10,93 x низ. = 25,50 а = 12,21 p £ 0,05

Чем выше значение шкалы «Стабильность», тем ниже оцениваются экспертами умственные способности сотрудника охраны

5 n выс. = 233 n низ. = 58 ВСК Настойчивость x выс. = 10,64 ст = 3,16 x низ. = 11,58 ст = 2,7 p £ 0,05

Чем выше значение шкалы «Настойчивость», тем выше экспертная оценка нравственных качеств

Сравнение группы с высокими оцен- кам (достоверность различий средних ками УС и низкими оценками УС по раз- значений по tst). личным психодиагностическим методи-

Выводы

I. При оценке профессиональной успешности в охранной деятельности кандидатам на должности младшего и среднего начальствующего состава отделов охраны ИУ и СИЗО предлагается использовать пакет психодиагностических методик, состоящий из:

1) Пятифакторного личностного опросника МакКрае-Коста (информативна шкала Е (экстраверсии).

2) Я-структурного опросника Г. Аммо-на (информативны шкалы С (конструктивная тревога), А1 (конструктивная агрессия), а (адаптация—психопатология), (3 (адаптация—психическая активность).

2) Индивидуально-типологического опросника (информативна шкала Con (конфликтность).

3) Методики «Мотивация профессиональной карьеры» (информативны

шкалы: М (менеджмент, Ст (стабильность), Сл (служение), П (предпринимательство)

4) Методики «Оценка уровня волевого самоконтроля» (информативна шкала Н (настойчивость).

II. При отборе необходимо обратить внимание на выраженность значений этих шкал (средние значения и стандартные отклонения приводятся в таб. 6-8). Значительное отклонение результатов по большинству информативных шкал психодиагностических методик (более одного стандартного отклонения) может свидетельствовать о низком или высоком прогнозе профессиональной успешности в охранной деятельности.

Предлагаемые рекомендации ориентируют не на выявление абстрактных профессионально важных качеств, а на более реальные характеристики, полу-

ченные в ходе регрессионного анализа при опросе непосредственных начальников, которых прежде всего интересуют отношение к работе, нравственные качества и умственные способности подчиненных, на определение которых и направлены предлагаемые психодиагностические методы.

Данный алгоритм психодиагностического обследования касается перво-

начального отбора кандидатов в охранные подразделения УИС, проводимого психологами пенитенциарных учреждений. Результаты психодиагностики помогут психологу совместно с кадровыми аппаратами принять решение о направлении кандидата для дальнейшего обследования в ЦПД и ВВК территориальных органов УИС.

Опыт эмпирического построения психологической типологии личности осужденного за убийство с использованием методов многомерного статистического анализа

Аннотация: в статье описывается эмпирическое исследование психологической типологии личности осужденного за убийство. Анализируются социально-демографические характеристики осужденных за убийство. Ключевые слова: агрессивное поведение, межличностное общение, причинение смерти.

The summary: the reference book is intended for senior officers, and also for practical psychologists of the FPS (Federal Penitentiary Service) of Russia. In article empirical research of psychological typology of the person condemned for murder is described. Socially-demographic characteristics condemned for murder are analyzed. Keywords: aggressive behaviour, interpersonal dialogue, death causing.

Одним из самых тяжких и общественно опасных преступлений является убийство—причинение смерти другому

Е. А. Щелкушкина

человеку. Согласно современному Уголовному кодексу Российской Федерации выделяют следующие виды убийств:

• умышленное убийство;

• убийство матерью новорожденного ребенка;

• убийство, совершенное в состоянии аффекта;

• убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

В отдельный разряд можно выделить еще два вида преступлений, которые связаны с убийством:

• причинение смерти по неосторожности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• доведение до самоубийства.

Правовая оценка совершенных

убийств включает в себя не только ответственность за содеянное, но и оценку причин совершения данного деяния. Что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.