Научная статья на тему 'Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием'

Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1451
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПРЕДИКТОРЫ УСПЕШНОСТИ / НЕСЕНИЕ СЛУЖБЫ С ОРУЖИЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SUITABILITY / PREDICTORS OF SUCCESS / PERFORMANCE OF DUTY WITH A WEAPON / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PERSONALITY OF THE SOLDIER / IDENTITY OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокурин Алексей Владимирович, Петров Владислав Евгеньевич

В статье анализируются особенности личности и профессионально важных качеств 3 518 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, допущенных к несению службы с огнестрельным оружием. В исследовании сопоставлялись группы успешных (934 чел.) и неуспешных (420 чел.) с точки зрения обеспечения надежности деятельности сотрудников. Были выявлены такие личностные предикторы успешности несения службы с огнестрельным оружием, как: самоконтроль, социальный интеллект, прагматизм, ответственность, агрессивность, склонность к риску, ригидность, склонность к конфликту. Именно на эти психологические характеристики необходимо делать акцент при вынесении решения о закреплении табельного оружия за представителями силовых ведомств. Проведенный анализ важен для совершенствования диагностической и профилактической работы с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кокурин Алексей Владимирович, Петров Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Characteristics of Military Personnel and Law Enforcement Officers that Determine Psychological Readiness for Duty with Firearm

The article analyzes the peculiarities of personality and professionally important qualities of 3 518 military personnel and law enforcement officers admitted to the service with firearms. The study compared groups of successful (934 people) and unsuccessful (420 people) employees from the point of view of their reliability. The authors have revealed such personal predictors of success for duty with a firearm as self-control, social intelligence, pragmatism, responsibility, aggressiveness, risk tolerance, rigidity, the tendency to conflict. It is these psychological characteristics that are important to take into account when making decisions about securing service weapons for law enforcement agencies. The analysis is important for improving diagnostic and preventive work with staff.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием»

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

А. В. Кокурин*, В. Е. Петров**

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

Аннотация. В статье анализируются особенности личности и профессионально важных качеств 3 518 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, допущенных к несению службы с огнестрельным оружием. В исследовании сопоставлялись группы успешных (934 чел.) и неуспешных (420 чел.) с точки зрения обеспечения надежности деятельности сотрудников. Были выявлены такие личностные предикторы успешности несения службы с огнестрельным оружием, как: самоконтроль, социальный интеллект, прагматизм, ответственность, агрессивность, склонность к риску, ригидность, склонность к конфликту. Именно на эти психологические характеристики необходимо делать акцент при вынесении решения о закреплении табельного оружия за представителями силовых ведомств. Проведенный анализ важен для совершенствования диагностической и профилактической работы с личным составом.

Ключевые слова: профессиональная психологическая пригодность, предикторы успешности, несение службы с оружием, профессионально важные качества, личность военнослужащего, личность сотрудника правоохранительных органов.

001: 10.17803/1729-5920.2018.142.9.119-128

© Кокурин А. В., Петров В. Е., 2018

* Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Военного университета [email protected]

127282, Россия, г. Москва, Заревый проезд, д. 1, корп. 1, кв. 225

Особенностью деятельности представителей силовых ведомств (военнослужащие Минобороны России и Росгвардии, сотрудники полиции, пенитенциарных учреждений1, Следственного комитета и иных правоохранительных органов; далее — «сотрудники»), выполняющих профессиональные задачи в штатных и экстремальных условиях, является несение службы с огнестрельным оружием. В большинстве случаев такая деятельность протекает в режиме чрезвычайно высокого физического и психологического напряжения. Служебные (в том числе учебно-боевые, боевые или штатные) задачи выполняются личным составом постоянно, в любых условиях жизнедеятельности, под воздействием широкого спектра экстремальных факторов — угрозы жизни и здоровью, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных событий и ситуаций. В определенных ситуациях законом предусмотрено и прогнозируемо использование сотрудниками огнестрельного оружия и специальных средств.

Профессиональная деятельность, осуществляемая сотрудниками в любых условиях, а не только в экстремальных, требует от них знания о правомерности использования огнестрельного оружия и предельной собранности, мобилизованности, бдительности, ответственности, умения прогнозировать развитие событий, уверенности, уравновешенности2 и т.п. Объективно осложненные условия профессиональной деятельности выводят на первый план психологические особенности личности субъекта труда, обусловливающие надежность несения службы с оружием. Ученые и специалисты полагают, что в наиболее общем виде в критических ситуациях правоохранения оказываются востребованными особые психологические и психофизиологические качества, например самоконтроль, воля, дисциплинированность, психоэмоциональная устойчивость,

быстрая психомоторная реакция. Справедливо считается, что залогом успеха выполнения сотрудником служебных задач будут разумная осторожность, осмотрительность, умение прогнозировать поведение противника и превосходить его в противодействии3.

Проблема использования огнестрельного оружия имеет множество аспектов, касающихся не только физической и специальной подготовки, но и психологической культуры сотрудников, мировоззрения и правосознания. К сожалению, девиации и деструкции поведения личного состава, эксцессы и профессиональный стресс являются типичными для рассматриваемого рода деятельности представителей силовых ведомств. В качестве примеров критических инцидентов в экстремальных ситуациях правоохранения можно назвать: применение огнестрельного оружия на поражение; гибель сослуживцев и гражданских лиц, а также возникновение специфических происшествий среди личного состава — неправомерное использование табельного огнестрельного оружия; утрата оружия; несчастные случаи (ранения, гибель) в результате неосторожного обращения с оружием; совершение самоубийств с использованием огнестрельного оружия. Хотя оружие и предстает как источник повышенной опасности, сотрудники, несущие службу с оружием, при этом рассматриваются не как сверхлюди (экстраординарные личности), занятые обычным делом, а как обычные люди, выполняющие экстремальную работу. Подобный подход позволяет делать акцент на личностных особенностях сотрудников с позиции диагностики, учета, развития, коррекции и т.п.

В качестве важнейшего направления обеспечения надежного и безопасного несения службы с огнестрельным оружием следует рассматривать профессиональный психологический отбор при приеме кандидатов на служ-

Бовин Б. Г., Казберов П. Н., Кокурин А. В., Красов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 72—85 ; Казберов П. Н., Кокурин А. В., Красов Д. А., Мокрецов А. И., Матвеева И. А. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналитический обзор / ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2008. Петров В. Е., Кокурин А. В. Оценка межличностной совместимости военнослужащих на основе изучения иерархии качеств личности // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1. С. 110—118. Экстремальная психология в особых условиях деятельности / Б. Г. Бовин, М. И. Марьин, А. В. Кокурин, А. М. Раков, Ю. В. Славинская, Е. А. Киселева, А. А. Васищев, В. И. Морозов, В. И. Дутов, Д. А. Красов, А. И. Мокрецов ; ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2015.

2

3

бу, а также изучение их личности в процессе прохождения службы (в том числе при допуске к выполнению профессиональных задач с оружием, например, при проведении учебных стрельб, охране общественного порядка, несении караульной службы и т.п.). В прогнозировании надежности несения службы с оружием особая роль отводится профессиональной психологической пригодности сотрудников, что рассматривается как совокупность психофизиологических и психологических особенностей индивида, а также паттерн личностных качеств, необходимых и достаточных для успешного осуществления деятельности в особых условиях правоохранения.

Важно подчеркнуть то, что профессиональная пригодность к тому или иному виду деятельности не свойственна кандидату на службу априори, она формируется в процессе проф-ориентационной работы, специальной профессиональной подготовки, жизнедеятельности и трудовой деятельности в целом. Для силовых ведомств характерно первоочередное влияние на профпригодность их сотрудников мотиваци-онного фактора. Действительно, осознание социальной (общественной) значимости службы, система материальных и моральных стимулов, гордость за совершаемые поступки, удовлетворение, получаемое от служения обществу, закону и Отечеству, придают сотруднику дополнительный вектор самосовершенствования. Инициируется развитие профессионально важных качеств в достаточно широком диапазоне и по отношению к различным ситуациям правоохранения. Однако профессиональная пригодность, например, к управленческой деятельности или общению с несовершеннолетними правонарушителями отлична от потенциальных характеристик личности сотрудников, привлекаемых к выполнению задач с огнестрельным оружием. Требования к личности у спасателей и сотрудников силовых ведомств существенно разнятся. В контексте готовности сотрудников к несению службы с огнестрельным оружием профессионально важные качества еще более специфичны.

В рамках профессио- и психографии при изучении особенностей деятельности представителей силовых ведомств устанавливается, какие качества личности имеют значение для выполнения тех или иных профессиональных

функций в сфере правоохранения, оказывают положительное или отрицательное влияние на их психологическую готовность и профессиональную надежность при несении службы с оружием. В наиболее общем виде можно утверждать, что, сопоставляя личностные особенности сотрудника с требованиями конкретной служебной деятельности, можно прогнозировать ее успешность. Тезис справедлив и по отношению к надежности несения службы с оружием.

Характеризуя экстремальные условия деятельности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, следует отметить широкую генерализацию таких факторов, как: опасность для жизни и здоровья, новизна и высокая динамика изменения оперативной обстановки, неопределенность, высокий темп профессиональных действий, временной дефицит, психотравмирующее воздействие на личность при восприятии происходящего (трупы, разрушения и т.п.), избыток негативной и недостаток необходимой информации, повышенное физическое и психическое утомление. Успешность профессиональной деятельности под воздействием подобных факторов требует от сотрудников наличия специфических психологических качеств, которые выступают как профессионально важные. Для представителей профессий особого риска это прежде всего целеустремленность, активность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к самомобилизации, терпение, высокая работоспособность, сдержанность, уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, умение выполнять несколько совмещенных по времени действий, готовность к принятию нестандартных решений, способность действовать в условиях дефицита времени, психического перенапряжения и навязанного темпа работы, высокие способности к адаптации4.

Предметом современных исследований в области психологии труда правоохранительных органов и юридической психологии, военной психологии является изучение, описание и систематизация различных видов профессиональной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых ими к субъекту труда. Огромный научный и практический

4 Котенев И. О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. 24 с.

интерес имеет проблема установления профессионально важных качеств сотрудников, детерминирующих надежность несения службы с огнестрельным оружием. Именно на изучение таких характеристик личности и было направлено проведенное нами научное исследование.

Проведя контент-анализ специальной литературы5, учитывая материалы 3 518 психодиагностических обследований различных категорий личного состава (2 040 сотрудников ОВД, 1 478 военнослужащих, в том числе успешных и неуспешных с точки зрения несения службы с огнестрельным оружием), мы выделили базовый паттерн индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников, на который следует обратить внимание ведомственных психологов при вынесении решения о допуске личного состава к службе с оружием.

Рекомендуемый экспертами (учеными, организаторами и практиками) спектр психологических характеристик оказался достаточно широким и затрагивал различные сферы личности. Для уточнения перечня профессионально важных качеств личности сотрудников, надежно исполняющих обязанности при несении службы с оружием, было реализовано психодиагностическое обследование в двух контрастных (по степени успешности несения службы с огнестрельным оружием) группах.

Сравнительный анализ степени выраженности личностных характеристик в контрастных выборках проводился с помощью батареи следующих диагностических методик:

1. Методика «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд; адаптация Е. С. Михайловой) определяет некоторые характеристики интеллектуально-познавательной сферы личности6. В контексте нашего исследования акцент делался на интегральном параметре — степени

выраженности у сотрудников социального интеллекта.

2. Опросник волевого самоконтроля (ВСК; А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман), направлен на оценку уровня развития волевой регуляции поведения, т.е. меры управления сотрудником индивидуальным поведением в различных жизненных ситуациях7. Интегральный показатель уровня волевого самоконтроля определялся через такие характеристики (субшкалы), как настойчивость и самообладание.

3. Опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, А. Басс и М. Пери; адаптация С. Н. Ениколопова и Н. П. Цибульского) определяет степень склонности человека к агрессии на основе ее трехфакторной структуры8. Диагностически значимыми выступают следующие шкалы: склонность к физической агрессии, к гневу и к враждебности.

4. Методика «Исследование склонности к риску» (А. Г. Шмелёв) предназначена для оценки склонности человека к риску и аван-тюризму9. Диагностика степени выраженности склонности сотрудника к риску актуальна для психологического прогнозирования качества процессов принятия решений в ситуациях с неопределенным исходом.

5. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас; адаптация Н. В. Гришиной). Среди пяти базовых стилей поведения в конфликте (конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) в настоящем исследовании нами учитывалась шкала «соревнование» («конкуренция»), т.е. стремление индивида добиться удовлетворения значимых для личности интересов в ущерб окружающим.

6. Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory, CPI, Harrison G. Gough; адаптация Н. А. Графининой

Караяни А. Г. Психологическая работа в боевой обстановке : практич. пособие. Самара, 1997. 100 с. ;

Папкин А. И., Зотов А. Т. Профилактика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел при

исполнении служебных обязанностей : практ. пособие. Домодедово : ВИПК МВД России, 2001. 288 с. ; Смирнов В. Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях : учеб.-метод. пособие. Домодедово : ВИПК МВД России, 2003. 200 с. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб., 2007. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Диагностика волевого самоконтроля: опросник ВСК // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / под ред. С. Р. Пантилеева. М. : МГУ, 1990. С. 116—126.

Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 41—72.

Шмелёв А. Г. Диагностика склонности к риску // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / под ред. С. Р. Пантилеева. М. : МГУ, 1990. С. 129—138.

5

6

7

8

9

и Н. В. Тарабриной). Многопараметрический опросник, диагностирующий 36 ведущих черт личности10, позволил нам оценить степень выраженности психологических характеристик, потенциально детерминирующих успешность поведения специалистов в экстремальных ситуациях, — «Ответственность», «Рациональность» (прагматизм), «Гибкость», «Дружелюбие» и др.

Средняя продолжительность психологического обследования батареей из шести методик составила 175 минут; психодиагностические материалы обрабатывались в соответствии с инструкциями и алгоритмами к со-

ответствующим методикам. Для обеспечения сопоставимости результатов все диагностические данные были представлены в шкале стэн (см. таблицу). Среди 3 518 испытуемых методом экспертного опроса были сформированы две контрастные группы: 1) успешные сотрудники (934 чел.); 2) неуспешные сотрудники (420 чел.). Математико-статистическая обработка данных осуществлялась в пакете статистических программ SPSS 13.0 for Windows. Поскольку распределения диагностических показателей в обеих группах оказались близкими к нормальному, для оценки степени различий нами применялся t-критерий Стьюдента.

Результаты сравнительного анализа качеств личности сотрудников различной степени

успешности несения службы с оружием

№ П/П КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ t-КРИТЕРИЙ

Успешные сотрудники Неуспешные сотрудники

Хср s Хср s

1 Самоконтроль (опросник ВСК) 8,60 2,60 8,02 2,71 3,6887**

2 Самоконтроль (опросник CPI) 7,19 1,68 6,44 1,75 7,3851**

3 Ответственность (опросник CPI) 8,11 2,03 7,50 2,55 4,3248**

4 Социальный интеллект (методика Дж. Гилфорда) 7,28 3,14 6,77 3,06 2,8138*

5 Прагматизм (опросник CPI) 5,23 2,70 4,84 2,51 2,5825*

6 Агрессивность (опросник BPAQ) 3,24 2,98 4,06 2,75 4,9435**

7 Ригидность(опросник CPI) 4,35 2,74 5,10 2,84 4,5440**

8 Дружелюбие (опросник CPI) 6,41 2,16 5,84 3,10 3,4140**

9 Склонность к конфликту (методика К. Томаса) 4,86 3,51 5,43 3,08 3,0135*

10 Склонность к риску (методика «Исследование склонности к риску») 3,49 3,88 4,12 3,47 2,9769*

Примечание: все показатели приведены к шкале стэн; * — значимость на уровне 0,01 (2,58); ** — значимость на уровне 0,001 (3,29).

Согласно полученным эмпирическим дан- надежности несения службы с огнестрельным ным статистически значимые различия между оружием) сотрудниками отмечены по 8 па-успешными и неуспешными (с точки зрения раметрам. На уровне диагностических инди-

10 Тарабрина Н. В., Графинина Н. А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника // Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. М., 1992. С. 250—261.

каторов среди них присутствуют как психологические характеристики, обеспечивающие надежность несения службы с огнестрельным оружием, так и психологические характеристики, потенцирующие чрезвычайные происшествия с сотрудниками.

К группе индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих надежность несения службы с оружием, относятся:

1. Самоконтроль — это характеристика сотрудника, определяющая его способность контролировать собственные мысли, эмоции, поведение в различных профессиональных ситуациях, а при наличии противоречий жизнедеятельности самоконтроль предстает как волевая регуляция индивидуального поведения и подчинение его профессионально целесообразному, необходимому и дозволенному. Проявление самоконтроля определяется требованиями общества, закона и профессии к поведению сотрудника. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность сотрудника осознавать и контролировать ситуацию (в том числе в критических ситуациях, связанных с применением оружия). Самоконтроль предполагает наличие нормо-эталона и возможности получения сведений о контролируемых профессиональных действиях и состояниях, что составляет основу самообладания. Самоконтроль выражается в умении сдерживать собственные эмоции и чувства, а также в недопущении импульсивных и недостаточно обоснованных профессиональных действий, в умении контролировать свое поведение, в том числе при несении службы с оружием.

2. Ответственность — это одна из характеристик зрелой и самодостаточной личности, описывающая способность сотрудника соотносить желаемое с формами индивидуальных поступков и готовностью принять их последствия как неизбежные свершившиеся факты. По своей психологической сути ответственность предстает как особое соотношение между профессиональными поступками человека, его установками и намерениями, а также контролем и оценками этих действий коллегами, руководителями, гражданами или обществом в целом. Одной из частных форм ответственности является социальная, позиционируемая как склонность сотрудника вести себя в соответствии с интересами службы или требованиями должностных лиц, исполнять ролевые (профессиональные) обязанности, а не действия в узкоэгоистических интересах.

Наиболее ярко ответственность проявляется через локус контроля, т.е. через склонность сотрудника видеть причины происходящих с ним событий либо в себе самом, либо во внешних факторах. Следует отметить, что довольно широкий спектр научных исследований посвящен атрибуции приписывания ответственности за исход разных событий тем или иным факторам. Таким образом, осуществляемый в различных формах внутренний или внешний контроль над деятельностью отражает социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга, ответственности за использование огнестрельного оружия.

3. Социальный интеллект. Известно, что изначально социальный интеллект понимали как восприимчивость и проницательность в социальном взаимодействии, как компетентность, которую демонстрирует индивид при разрешении различных жизненных и профессиональных проблем. В подходе Кантора и Кил-строма анализируются Я-схемы, социальные знания и стратегии, используемые индивидом для решения всевозможных жизненных задач, т.е. для достижения значимых жизненных целей, организующих когнитивную деятельность и поведение в длительные, экстремальные периоды времени. Я-схемы позволяют успешно интерпретировать события, оперативно адаптироваться и принимать решения, значимые для деятельности сотрудника. Удачные стратегии решения задач позволяют гибко реагировать на различные экстремальные ситуации. Жизненные и повседневные задачи — это условия, в которых люди (сотрудники) объединяют знания и стратегии для достижения поставленных целей. С этой точки зрения социальный интеллект отражается в способности сотрудника адаптировать свое поведение так, чтобы, стремясь к решению задач правоохранения, максимально эффективно учитывать и использовать текущую ситуацию. По отношению к несению службы с оружием востребованность социального интеллекта была и остается очень высокой.

4. Прагматизм позиционируется как свойство личности, которое рассматривает сознание в качестве средства приспособления организма к среде для успешной деятельности. Основная функция познавательных (мыслительных) процессов, согласно концепции прагматизма, заключается не в гностике, а в прео-

долении сомнения, являющегося помехой для действия, в выборе средств для достижения цели (т.е. применение оружия должно определяться необходимостью достижения цели правоохранения). Таким образом, критерием истинности мышления для сотрудника-прагматика является полезность и результативность профессиональных действий.

К группе индивидуально-психологических особенностей, потенцирующих чрезвычайные происшествия при несении службы с огнестрельным оружием, относятся:

1. Агрессивность — это устойчивая характеристика личности, выражающаяся в склонности сотрудника к предпочтению использовать насильственные методы для достижения профессиональных или личностно значимых целей, проявляющаяся в явном пренебрежении интересами окружающих, злобе, ненависти, недовольстве, грубости или хамстве. На обыденном уровне слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему какой-либо вред (ущерб), препятствуют осуществлению намерений окружающих, противодействуют их интересам или же ведут к их физическому уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как ссоры и войны, упреки и убийство. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений. Однако когда речь идет об агрессивных действиях сотрудников, несущих службу с огнестрельным оружием, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, представитель силовых ведомств, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей (противника, преступников и т.п.) и последствия профессиональных действий. Агрессия может проявляться как в латентной, так и открытой формах, быть как вне- (например, убийство сослуживцев), так и аутонаправленной (например, самоубийство с применением оружия).

2. Склонность к риску — это характеристика личности, связанная со склонностью

сотрудника не учитывать все обстоятельства происходящего, с ориентацией и смещением акцента с рационального и прогностически выверенного на «авось» и авантюризм. В психологии труда понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска — активного предпочтения субъектом опасного варианта профессионального действия менее безопасному. Разумеется, всякое применение огнестрельного оружия связано с оперативной оценкой сотрудником последствий совершаемых действий. Возникает трудноразрешимая для сотрудника дилемма «риск — социальные последствия», решение которой индивидуально значимо, в том числе с позиций обеспечения личной безопасности, безопасности окружающих и общества в целом.

3. Склонность к конфликту — это форма направленности поведения индивида, выражающаяся и проявляющаяся в неосознанном или осознанном стремлении создать конфликтную ситуацию в межличностных отношениях с окружающими. К сожалению, в качестве средства разрешения межличностного (впрочем, как и внутриличностного) конфликта сотрудник может выбрать использование огнестрельного оружия (в качестве средства угрозы или физического воздействия на другую сторону).

4. Ригидность. В некоторых случаях у сотрудника бывает выражена такая особенность личности, как упрямство, которая является своеобразием волевой сферы индивида, проявляющейся в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей (сослуживцев, руководителей, граждан и т.п.). По сути, это поведение, связанное с противодействием требованиям окружающих, обращенных к сотруднику. При этом поведение сотрудника переходит из предметного в межличностный план, что получает поддержку от мотивов самоутверждения. Ригидность может детерминироваться чувствами зависти, злобы, гнева, мести, обиды, что в сочетании с властными полномочиями и обладанием огнестрельным оружием выступает потенциалом совершения разного рода делинквентных действий.

Таким образом, военнослужащий или сотрудник правоохранительных органов для выполнения профессиональной деятельности при несении службы с огнестрельным оружием должен обладать такими базовыми профес-

сионально важными качествами, как: самоконтроль, социальный интеллект, прагматизм, ответственность. Потенцируют девиации поведения следующие характеристики: агрессивность, склонность к риску и конфликту, ригидность. Влияют на безопасность несения службы с оружием также целеустремленность, настойчивость, смелость, активность, самоорганизованность, самостоятельность, устойчивость к неудачам, способность к самомобилизации, уравновешенность, умение выполнять

несколько совмещенных по времени действий, способность действовать в условиях дефицита времени, психического перенапряжения и навязанного темпа работы, высокий адаптационный потенциал. Именно на эти психологические характеристики необходимо делать акцент при вынесении решения о закреплении табельного оружия за представителями силовых ведомств. Проведенный анализ актуален для совершенствования диагностической и профилактической работы с личным составом.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бовин Б. Г., Казберов П. Н., Кокурин А. В., Красов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний России // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 3. — С. 72—85.

2. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. — 2007. — № 3. — С. 41—72.

3. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Диагностика волевого самоконтроля: опросник ВСК // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / под ред. С. Р. Пантилеева. — М. : МГУ, 1990. — С. 116—126.

4. Казберов П. Н., Кокурин А. В., Красов Д. А., Мокрецов А. И., Матвеева И. А. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналитический обзор / ФКУ НИИ ФСИН России. — М., 2008.

5. Караяни А. Г. Психологическая работа в боевой обстановке : практическое пособие. — Самара, 1997. — 100 с.

6. Котенев И. О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994. — 24 с.

7. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. — СПб. : СПбУ, 2007.

8. Папкин А. И., Зотов А. Т. Профилактика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей : практическое пособие. — Домодедово : ВИПК МВД России, 2001. — 288 с.

9. Петров В. Е., Кокурин А. В. Оценка межличностной совместимости военнослужащих на основе изучения иерархии качеств личности // Психология и право. — 2018. — Т. 8. — № 1. — С. 110—118.

10. Смирнов В. Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях : учебно-методическое пособие. — Домодедово : ВИПК МВД России, 2003. — 200 с.

11. Тарабрина Н. В., Графинина Н. А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника // Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. — М., 1992. — С. 250—261.

12. Шмелёв А. Г. Диагностика склонности к риску // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / под ред. С. Р. Пантилеева. — М. : МГУ, 1990. — С. 129—138.

13. Экстремальная психология в особых условиях деятельности / Б. Г. Бовин, М. И. Марьин, А. В. Кокурин, А. М. Раков, Ю. В. Славинская, Е. А. Киселева, А. А. Васищев, В. И. Морозов, В. И. Дутов, Д. А. Красов, А. И. Мокрецов ; ФКУ НИИ ФСИН России. — М., 2015.

Материал поступил в редакцию 22 августа 2018 г.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF MILITARY PERSONNEL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AND LAW ENFORCEMENT OFFICERS THAT DETERMINE PSYCHOLOGICAL READINESS FOR DUTY WITH FIREARM

KOKURIN Aleksey Vladimirovich — PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Criminology and Penal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

PETROV Vladislav Evgenyevich — PhD in Psychology, Associate Professor of the Department

of Psychology of the Military University

[email protected]

127282, Russia, Moscow, Zarevy proezd, d. 1, korp. 1, kv. 225

Abstract. The article analyzes the peculiarities of personality and professionally important qualities of 3 518 military personnel and law enforcement officers admitted to the service with firearms. The study compared groups of successful (934 people) and unsuccessful (420 people) employees from the point of view of their reliability. The authors have revealed such personal predictors of success for duty with a firearm as self-control, social intelligence, pragmatism, responsibility, aggressiveness, risk tolerance, rigidity, the tendency to conflict. It is these psychological characteristics that are important to take into account when making decisions about securing service weapons for law enforcement agencies. The analysis is important for improving diagnostic and preventive work with staff.

Keywords: professional psychological suitability, predictors of success, performance of duty with a weapon, professionally important qualities, personality of the soldier, identity of a law enforcement officer.

1. Bovin B.G., Kazberov P.N., Kokurin A.V., Krasov D. A. Prognozirovanie professionalnoy uspeshnosti sotrudnikov podrazdeleniy okhrany federalnoy sluzhby ispolneniya nakazaniy Rossii [Prediction of professional success of the employees of the guard units of the Russian Federal Enforcement Service]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Journal of Applied Legal Psychology]. 2009. No. 3. P. 72—85.

2. Enikolopov S.N., Tsybulskiy N. P. Metodiki diagnostiki agressii [Methods of diagnosis of aggression]. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics]. 2007. No. 3. P. 41—72.

3. Zverkov A.G., Eydman E. V. Diagnostika volevogo samokontrolya: oprosnik VSK [Diagnostics of volitional self-control: the VSK questionnaire]. Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii isamoregulyatsii [Workshop on psychological diagnostics. Psychodiagnostics of motivation and self-regulation]. Ed. by S. R. Pantileev. Moscow : Moscow State University, 1990. P. 116—126.

4. Kazberov P. N., Kokurin A.V. Krasov D. A., Mokretsov A. I., Matveeva I. A. Sostoyanie psikhologicheskogo obespecheniya deyatelnosti otdelov spetsialnogo naznacheniya, upravleniy (otdelov) po konvoirovaniyu, otdelov okhrany ispravitelnykh uchrezhdeniy i sledstvennykh izolyatorov FSIN Rossii. Analiticheskiy obzor [A state of psychological support of activity of divisions of a special purpose offices (departments) escort, safety departments of correctional institutions and detention facilities of the FSIN of Russia. Analytical review]. FKU NII FSIN Rossii [Research Institute of the Russian Federal Enforcement Service]. Moscow, 2008.

5. Karayani A. G. Psikhologicheskaya rabota v boevoy obstanovke: prakticheskoe posobie. [Psychological work in a combat situation: practical guide]. Samara, 1997. 100 p.

6. Kotenev I.O. Psikhologicheskie posledstviya vozdeystviya chrezvychaynykh obstoyatelstv na lichnyy sostav organov vnutrennikh del [Psychological effects of emergencies on the Internal Affairs personnel]. Avtoref. dis.... kand. psikhol. nauk. [Abstract of the PhD Dissertation]. Moscow, 1994. 24 p.

7. Mikhailova E. S. Sotsialnyy intellekt: kontseptsii, modeli, diagnostika [Social intelligence: concepts, models, diagnostics]. St. Petersburg: St. Petersburg University, 2007.

8. Papkin A.I., Zotov A.T. Profilaktika gibeli i raneniy sotrudnikov organov vnutrennikh del pri ispolnenii sluzhebnykh obyazannostey: prakticheskoe posobie [Prevention of death and injuries of the Internal Affairs

REFERENCES

employees during performance of official duties: practical guide]. Domodedovo: All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2001. 288 p.

9. Petrov V.E., Kokurin A.V. Otsenka mezhlichnostnoy sovmestimosti voennosluzhashchikh na osnove izucheniya ierarkhii kachestv lichnosti [Assessment of interpersonal compatibility of military personnel based on the study of the hierarchy of qualities of the personality]. Psikhologiya i pravo [Psychology and Law]. 2018. Vol. 8. No. 1. P. 110-118.

10. Smirnov V. N. Professionalno-psikhologicheskoe obespechenie deyatelnostisotrudnikov OVD v ekstremalnykh usloviyakh [Professional psychological maintenance of activity of police officers in extreme conditions]. Uchebno-metodicheskoe posobie [Tutorial]. Domodedovo: All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2003. 200 p.

11. Tarabrina N. V., Grafinina N. A. Novyy variant kaliforniyskogo psikhologicheskogo oprosnika [A new version of the California psychological questionnaire]. Metodiki analiza i kontrolya trudovoy deyatelnostiifunktsionalnykh sostoyaniy [Methods of analysis and control of labor activities and functional States]. Moscow, 1992. P. 250— 261.

12. Shmelev A.G. Diagnostika sklonnosti k risku [Diagnostics of the risk appetite]. Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii [Workshop on psychological diagnostics. Psychodiagnostics motivation and self-regulation]. Ed. by S. R. Pantileev. Moscow : Moscow State University, 1990. P. 129 — 138.

13. Ekstremalnaya psikhologiya v osobykh usloviyakh deyatelnosti [Extreme psychology in the special conditions of activities]. B. G. Bovin, M.I. Marin, A. V. Kokurin, A. M. Rakov, V. Slavinskaya, E. A. Kiseleva, A. A. Vasyshcheve, V. I. Morozov, V. I. Dutov, D. A. Krasov, A.I. Mokretsov ; Research Institute of the Russian Federal Enforcement Service. Moscow, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.