Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний как условие формирования профессионально важных качеств'

Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний как условие формирования профессионально важных качеств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИС / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE FPS EMPLOYEES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MONITORING / ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENTS OF INITIAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MONITORING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Янина Николаевна

Развитие профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) продолжает оставаться актуальной проблемой. Внимания ей со стороны сотрудников, которые обеспечивают режим и безопасность в учреждениях УИС, уделяется недостаточно. Главная особенность профессиональной деятельности сотрудника ежедневный контакт со спецконтингентом. Условия и правила такой коммуникации требуют соблюдения правовых норм. Безусловно, указанные особенности предъявляют определенные требования к развитию профессионально важных качеств сотрудников УИС. В развитии указанных качеств большую роль играет установка на сам процесс, которая должна происходить ходе подготовки сотрудников в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России). В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования особенностей развития профессионально важных качеств сотрудников УИС в период первоначального обучения в этих центрах. Условием развития профессионально важных качеств выступает психолого-педагогическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России. При разработке программы такого сопровождения особое внимание уделялось введению в учебно-воспитательный процесс таких форм психолого-педагогической работы, которые способствовали бы формированию правового самосознания слушателя посредством развития необходимых профессионально важных качеств. Апробация разработанной программы психолого-педагогического сопровождения проведена со слушателями первоначального обучения учебного центра ФСИН России. Основной целью программы является создание оптимальных условий для развития профессионально важных качеств сотрудников УИС с опорой на личностные качества обучаемых с учетом их развития в пенитенциарной среде. Оценка эффективности программы проведена на основе применения психодиагностических методик и последующей обработки результатов с помощью методов математической статистики. Замеры произведены у слушателей при поступлении в учебный центр и после окончания обучения. Результаты применения программы показали положительную динамику изменения уровня развития профессионально важных качеств, наиболее интенсивными они были в уровне развития эмоционального интеллекта. Навык понимания чувств и эмоций других людей является определяющим для эффективного исполнения служебных обязанностей сотрудниками УИС. Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения слушателей учебных центров ФСИН России способствует тому, что уже на начальном этапе профессиональной деятельности сотрудника УИС возможно сформировать необходимый потенциал для развития у него профессионально важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Янина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of students during initial training in training centers of the Russian FederalPenitentiary Service as a condition of developing professionally important qualities

Developing professionally important qualities in the staff of the Russian Federal Penitentiary Service (further referred to as FPS) continues to be a problem of importance. There is not enough attention paid to this problem with regard to the employees that maintain order and safety in the FPS institutions. The main feature of professional activity of the employee is daily contact with the imprisoned. Conditions and rules of such communication require compliance with laws and regulations. Certainly, the specified features imply a number of requirements to the development of professionally important qualities in the FPS employees. Developing professionally important qualities requires a certain attitude to the process. Such attitude has to be shaped during the initial training of employees in training centers of the Russian FPS. The article considers the results of empirical research on the features of developing professionally important qualities in the staff of criminal and executive system during initial training in training centers of the Russian Federal Penitentiary Service... Developing professionally important qualities in the staff of the Russian Federal Penitentiary Service (further referred to as FPS) continues to be a problem of importance. There is not enough attention paid to this problem with regard to the employees that maintain order and safety in the FPS institutions. The main feature of professional activity of the employee is daily contact with the imprisoned. Conditions and rules of such communication require compliance with laws and regulations. Certainly, the specified features imply a number of requirements to the development of professionally important qualities in the FPS employees. Developing professionally important qualities requires a certain attitude to the process. Such attitude has to be shaped during the initial training of employees in training centers of the Russian FPS. The article considers the results of empirical research on the features of developing professionally important qualities in the staff of criminal and executive system during initial training in training centers of the Russian Federal Penitentiary Service. Psychological and pedagogical monitoring of students in training centers of the Russian FPS is an important condition of developing professionally important qualities. In elaborating the program of psychological and pedagogical monitoring of students a special attention was paid to introducing in educational process such forms of psychological and pedagogical work that would help to form legal consciousness in the student by developing necessary professionally important qualities. The developed program of psychological and pedagogical support was tested on the students of initial training course in the training center of the Russian FPS. The main objective of the program is to provide the most favorable conditions for developing professionally important qualities in the FPS employees. These professionally important qualities are based on personal qualities with regard to their development in the penitentiary environment. The assessment of the program’s efficiency was carried out on the basis of psychodiagnostic techniques and the subsequent processing of results by the methods of mathematical statistics. Measurements were made on the students at the beginning of the training and after the end of it. The results of applying the program showed positive change in the development of professionally important qualities. The greatest change was seen in the development of emotional intelligence. The ability to understand feelings and emotions of other people is crucial for the efficient fulfillment of official duties by the FPS employees. Introducing the program of psychological and pedagogical monitoring of students in training centers of the Russian FPS already at the initial stage of professional activity helps to create necessary potential for developing professionally important qualities of the FPS employee. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний как условие формирования профессионально важных качеств»

Литература

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. Т. 2. М. : Смысл, 2006.

2. Ениколопов С. Н.,Лебедев С. В. Адаптация методик исследования посттравматических стрессовых расстройств // Психологическая диагностика. 2004. № 3. С. 19-38.

3. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37-47.

4. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.

5. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181-182.

6. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004.

7. Кузнецова Ю.М. Психосемантический подход к описанию влияния эмоционального выгорания на

ценностный контекст педагогической деятельности // Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 36-58.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2007.

9. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (93). С. 33-58.

10. Сочивко Д.В. Психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1.

11. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1.

12. Шарф Дж.С., Шарфф Д.Э. Основы теорий объектных отношений : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2009. С. 23-24.

13. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц [и др.] // Психология / Высшая школа экономики. Т. 9. 2012. № 2. С. 43-71.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация: развитие профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) продолжает оставаться актуальной проблемой. Внимания ей со стороны сотрудников, которые обеспечивают режим и безопасность в учреждениях УИС, уделяется недостаточно. Главная особенность профессиональной деятельности сотрудника — ежедневный контакт со спецконтингентом. Условия и правила такой коммуникации требуют

Я. Н. Полякова

соблюдения правовых норм. Безусловно, указанные особенности предъявляют определенные требования к развитию профессионально важных качеств сотрудников УИС.

В развитии указанных качеств большую роль играет установка на сам процесс, которая должна происходить ходе подготовки сотрудников в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России). В статье рассмотрены результаты эм-

пирического исследования особенностей развития профессионально важных качеств сотрудников УИС в период первоначального обучения в этих центрах. Условием развития профессионально важных качеств выступает психолого-педагогическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России. При разработке программы такого сопровождения особое внимание уделялось введению в учебно-воспитательный процесс таких форм психолого-педагогической работы, которые способствовали бы формированию правового самосознания слушателя посредством развития необходимых профессионально важных качеств.

Апробация разработанной программы психолого-педагогического сопровождения проведена со слушателями первоначального обучения учебного центра ФСИН России. Основной целью программы является создание оптимальных условий для развития профессионально важных качеств сотрудников УИС с опорой на личностные качества обучаемых с учетом их развития в пенитенциарной среде.

Оценка эффективности программы проведена на основе применения психодиагностических методик и последующей обработки результатов с помощью методов математической статистики. Замеры произведены у слушателей при поступлении в учебный центр и после окончания обучения. Результаты применения программы показали положительную динамику изменения уровня развития профессионально важных качеств, наиболее интенсивными они были в уровне развития эмоционального интеллекта. Навык понимания чувств и эмоций других людей является опре-

деляющим для эффективного исполнения служебных обязанностей сотрудниками УИС.

Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения слушателей учебных центров ФСИН России способствует тому, что уже на начальном этапе профессиональной деятельности сотрудника УИС возможно сформировать необходимый потенциал для развития у него профессионально важных качеств.

Ключевые слова: профессионально важные качества сотрудников УИС, психолого-педагогическое сопровождение, программа психолого-педагогического сопровождения, первоначальное профессиональное обучение.

В настоящее время в российском обществе происходят процессы обновления и оптимизации деятельности различных сфер социальной жизни, в том числе УИС. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года модернизация системы исполнения наказаний связана с переориентацией России на западноевропейский опыт и достижения в пенитенциарной практике, необходимостью учета интересов и требований мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными. Процессы оптимизации деятельности УИС в первую очередь предъявляют более высокие требования к подготовке высококвалифицированных кадров всех уровней, способных обеспечить качественное функционирование системы в целом [2].

Таким образом, задача своевременного обеспечения учреждений и органов УИС квалифицированными кадра-

ми является в настоящее время одной из приоритетных. Обеспечение эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы, но и в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, степени его подготовки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры [5].

Профессиональная деятельность сотрудников УИС происходит в условиях повышенной нагрузки, постоянно меняющейся обстановки, характеризуется экстремальностью, стрессогенно-стью. Одна из основных особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС — это ежедневный контакт со спецконтингентом [11]. Такие обстоятельства требуют от сотрудников мгновенной собранности, способности противостоять не только физической, но и эмоциональной агрессии, и при этом (что очень важно) соблюдения основных прав человека. Но не все сотрудники готовы к действиям в соответствии с этими требованиями, особенно те, кто исполняет служебные обязанности в непосредственном контакте со спецконтингентом — инспекторы служб охраны, режима и надзора.

Служба в УИС предполагает наличие у сотрудников соответствующих нравственных качеств, эмоциональной выдержки, терпимости, самообладания, социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов. Процесс формирования и развития профессионально значимых качеств сотрудника-профессионала в УИС носит непрерыв-

ный характер и происходит как непосредственно во время служебной деятельности, так и в системе профессионального образования. Перед образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования ФСИН России стоит задача воспитания и обучения кадров, способных действовать адекватно и эффективно при исполнении служебных обязанностей [2].

Анализ практической деятельности учебных центров ФСИН России, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность, показывают, что указанные направления деятельности реализуются не в полном объеме. В ряде случаев у сотрудников, соответствовавших на начальном этапе профессионального отбора основным требованиям службы в УИС, при прохождении первоначальной подготовки в учебном центре выявляется недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, что в дальнейшем отражается на их профессионализме в ходе служебной деятельности.

Вопросами развития профессионально важных качеств сотрудников различных силовых структур на этапе профессиональной подготовки занимались ученые И.В. Горлинский, Т.В. Дани-личева, В.Г. Деев, С.А. Лузгин, В.М. Лит-вишков, В.М. Морозов, С.Н. Пономарев, A.M. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тю-гаева, A.M. Киселев. Некоторые аспекты психологической подготовки курсантов (слушателей) и сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных ситуациях освещены Б.Б. Казаком, О.Г. Ковалевым, И.В. Михалевой, А.В. Наприсом, В.М. Поздняковым, В.А. Семеновым, А.Н. Суховым, А.И. Ушатиковым.

Для развития профессионально важных качеств сотрудников УИС на этапе первоначальной подготовки необходимо придать образовательному процессу профессионально-психологическую направленность. Как следствие, возникает задача разработки психолого-педагогических направлений первоначального обучения сотрудников УИС. Решение данной задачи позволит активизировать психологические механизмы развития профессионально важных качеств еще на этапе адаптации сотрудника к условиям служебной деятельности.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России должно стать тем самым «узлом, соединяющим отдельные виды деятельности» [3] — служебной и учебной. Иными словами, уровень развития профессионально важных качеств выступает одним из критериев оценки психолого-педагогического сопровождения первоначального обучения сотрудников, и чем выше будет уровень развития у них профессионально важных качеств, тем успешнее пройдет их адаптация к служебной деятельности.

Необходимо отметить, что адаптация сотрудника происходит не просто к служебной, а к новой профессиональной деятельности. Эта особенность относится именно к слушателям, проходящим курс первоначального обучения, которые до поступления на службу в УИС занимались деятельностью, отличающейся от пенитенциарной. А.А. Реан указывает, что переход взрослого человека к новой профессиональной деятельности представляет собой принципиально иной феномен по сравнению с поиском и выбором первой профессии. У субъекта уже

имеется определенный уровень знаний, опыта и навыков, а также профессионально важных качеств [10].

Организованное психолого-педагогическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России становится необходимым условием развития у них профессионально важных качеств. Вследствие этого возникает необходимость сформировать психологическую направленность первоначального обучения [6].

Под психолого-педагогическим сопровождением слушателей, проходящих первоначальное обучение в учебных центрах ФСИН России, будем понимать целостный и непрерывный процесс изучения личности слушателя в целях развития профессионально важных качеств, создания условий для их самореализации во всех сферах деятельности, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях первоначального обучения.

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения в ходе первоначальной подготовки в учебных центрах ФСИН России обусловлена как пересмотром системы профессиональной подготовки сотрудников УИС, так и появлением необходимости в системе психолого-педагогического сопровождения обучаемых, способствующей эффективному начальному становлению личности сотрудника УИС.

Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения основывается на принципах гуманизма, системного целеполагания, системности, субъект-субъектной парадигмы, реализуемой в рамках психолого-педагогического сопровождения, соче-

Таблица 1

Сопоставление групп ПВК и исследуемых индивидуальных качеств

Группа ПВК Качество

Профессиональная эмпатия — способность к эмоциональному пониманию других людей (в том числе и интуитивному)адекватно условиям пенитенциарного учреждения. Эмпатия (как способность понимать других людей) Эмоциональное самосознание (интуитивное понимание) Эмоциональная резистентность (устойчивость к эмоциональным факторам) Поведенческая регуляция Моральная нормативность

Высокоорганизованный самоконтроль Эмоциональный самоконтроль (управление самоотношением) Уровень правосознания Нервно-психическая устойчивость Сила (волевые качества, уверенность, самоконтроль)

Высокий уровень профессиональной культуры Сила (волевые качества, уверенность, самоконтроль) Уровень правосознания Нервно-психическая устойчивость Активность, общительность Поведенческая регуляция

Профессиональная (пенитенциарная) толерантность — проявление терпимости адекватно условиям пенитенциарной среды Уровень правосознания Моральная нормативность Эмоциональная влиятельность Коммуникативный потенциал Сила (волевые качества, уверенность, самоконтроль) Оценка (самоуважение) Уважение к социальным и этическим требованиям, ответственность

Профессиональная компетентность как умение грамотно использовать и воспринимать новую информацию. Активность, общительность Коммуникативный потенциал Моральная нормативность Оценка профессионального уровня (на входном контроле, в период обучения, итоговой аттестации)

Адаптационный потенциал как ресурс к развитию адаптационных способностей Нервно-психическая устойчивость Личностный адаптационный потенциал Сила (волевые качества, уверенность, самоконтроль)

тает результативный и процессуальный подходы, а также создает условия постоянного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяет корректировать содержание психолого-педагогического сопровождения в зависимости от качественного состава учебной группы. Программа предназначена для категории рядового и младшего начальствующего состава подразделений охраны, режима и безопасности учреждений УИС.

Цель программы: создание оптимальных условий для профессионально-личностного развития сотрудника УИС на этапе первоначального обучения в учебном центре ФСИН России.

Задачи программы:

- выработка и совершенствование умений и навыков профессионального поведения у слушателей в процессе активного социального обучения;

- формирование способностей к профессиональному самосовершен-

Рис.1. Содержание программы психолого-педагогического сопровождения

слушателей специального первоначального обучения учебных центров ФСИН России

ствованию, самообразованию;

- развитие профессионально важных качеств сотрудника УИС.

Профессионально важные качества были определены нами по результатам констатирующего эксперимента и объединены в группы, а именно: профессиональная эмпатия, высоко-

организованный самоконтроль, высокий уровень профессиональной культуры, профессиональная (пенитенциарная) толерантность, адаптационный потенциал, профессиональная компетентность [8].

Группы качеств имеют профессиональную (пенитенциарную) направлен-

Таблица 2

Значения p для критерия U Манна-Уитни

Качество ЭИ МН КП ПР ЛАП НПУ СЮ СШ ALD С

Уровень р Вывод ассимтотически 0,457 0,749 0,899 0,016 0,136 0,054 0,811 0,668 0,111 0,50

Примечание: Для и, если р>=0,05, то Но принимается.

ность, но опираются в своем развитии на личностные качества слушателей. В таблице 1 сопоставлены группы профессионально важных качеств (далее — ПВК) и индивидуальных личностных качеств, исследуемых по психодиагностическим методикам.

Программа психолого-педагогического сопровождения схематично представлена на рисунке 1.

Формирующий эксперимент по апробации и внедрению данной программы был организован на базе межрегионального учебного центра УФСИН России по Волгоградской области.

Психодиагностические замеры уровня выраженности ПВК были проведены в двух учебных группах слушателей, прибывших на курсы специального первоначального обучения в учебный центр, с целью рандомизации выборок и выделения контрольной и экспериментальной групп. В обследовании приняли участие 36 слушателей (по 18 человек в каждой группе).

Исследование профессионально важных качеств проведено с использованием следующих психодиагностических методик: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклаков, С.В. Черемянин), оценка нервно-психической устойчивости «Прогноз» (Санкт-Петербургская военно-медицинская академия им. С.М.

Кирова), методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева), «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл), методика «Пословицы и поговорки», «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский).

По результатам, полученным по психодиагностическим методикам в двух группах, проведено сравнение с применением критерия и Манна -Уитни для двух независимых выборок.

Выдвигаемая гипотеза (Н0): уровень измеренного признака в экспериментальной группе не ниже уровня признака в контрольной группе.

В результате применения критерия Манна — Уитни по качеству ПР (поведенческая регуляция) отклоняется гипотеза о том, что уровень признака в экспериментальной группе не ниже уровня признака в контрольной группе, то есть уровень ПР в экспериментальной группе выше (значимость ПР = 0,016 при р = 0,05). Этот же критерий, замеренный после окончания обучения, мы подвергнем обработке, чтобы выявить тенденцию к изменению уровня измеряемого признака.

По остальным измеряемым признакам гипотеза подтверждается (р > 0,05), следовательно, будем считать, что до проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах рас-

Рис. 2. Средние показатели по измеряемым качествам в экспериментальной группе (до и после эксперимента]

пределение по всем признакам является одинаковым.

С целью проведения формирующего эксперимента нами была определена экспериментальная группа, состоящая из 18 слушателей категории рядового и младшего начальствующего состава, прибывших на курсы специального первоначального обучения в межрегиональный учебный центр УФСИН России по Волгоградской области. Эксперимент продлился на срок обучения — 1ме-сяц. Контрольная группа при этом воздействию не подвергалась.

Программа психолого-педагогического сопровождения была реализована поэтапно:

1. Диагностический этап — проведена вводная психодиагностика уровня сформированности профессионально важных качеств слушателей.

По результатам тестирования составлены индивидуальные портреты слушателей, выработаны рекомендации для командно-преподавательского состава по организации учебно-воспи-

тательного процесса. Кроме того, был составлен общий профиль учебной группы, что необходимо для доработки (коррекции) программы психолого-педагогического сопровождения с применением технологии педагогического проектирования. Доработка (коррекция) программы заключается прежде всего в составлении программы тренинговых занятий на основе базовой программы тренинга в том случае, если есть необходимость активизировать развитие тех качеств, уровень которых наиболее низкий.

2. Развивающий этап — реализация программы психолого-педагогического сопровождения.

3. Результативный этап — основная задача заключалась в оценке уровня развития профессионально важных качеств после реализации программы психолого-педагогического сопровождения и сравнения результатов в контрольной и экспериментальной группах с целью выявления уровня эффективности предложенной программы.

Таблица 3

Суммы рангов по Т-критерию Вилкоксона

Критерий Экспериментальная группа Контрольная группа

Сумма положительных рангов Сумма отрицательных рангов Сумма положительных рангов Сумма отрицательных рангов

Общий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ) 171,00 0,0 55,50 115,50

Поведенческая регуляция (ПР) 36,00 0,0 83,50 69,50

Морально-нравственная нормативность (МН) 28,00 0,0 57,50 78,5

Коммуникативный потенциал (КП) 28,00 0,0 55,00 98,00

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 36,00 0,0 56,50 63,50

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 6,00 0,0 29,00 91,00

Самоуважение (оценка OLD) 78,00 0,0 45,50 74,50

Волевые качества (сила CLD) 66,00 0,0 30,50 105,50

Активность (ALD) 45,00 0,0 52,50 67,50

Совестливость(С) 28,00 0,0 28,50 91,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На диаграмме (рис. 2) приведены профили экспериментальной группы до проведения эксперимента и после его завершения по средним значениям измеренных признаков. Можно отметить, что наибольший рост значений наблюдается по шкалам методики исследования эмоционального интеллекта (Н. Холл), при этом положительные изменения произошли по шкалам самоуважения, волевых качеств, личностному адаптационному потенциалу.

Оценка изменений была проведена с помощью методов математической статистики. Для этого был применен метод Т-критерия Вилкоксона (для выявле-

ния сдвига значений при двух замерах в одной и той же выборке) к результатам, полученным как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

Гипотеза согласно Т-критерия Вил-коксона:

Н0: интенсивность сдвигов в направлении увеличения значения исследуемого признака(типичном направлении)не превосходит интенсивности сдвигов в направлении уменьшения исследуемого признака (нетипичном направлении).

Поскольку суммы отрицательных рангов по измеренным показателям в экспериментальной группе (табл. 3) равны нулю, то в данном случае нам необ-

Таблица 4

Значимость интенсивности отрицательных сдвигов при р=0,05

значимость ЭИ1 -ЭИ ПР1 -ПР МН1 -МН с с ЛАП1 -ЛАП НПУ1 -НПУ ШЭ1 -СЮ ШЭ1 -СЮ ALD1 -ALD С1 - С

р для экспериментальной группы 0,000а 0,012а 0,017а 0,017а 0,012а 0,109' 0,002а 0,003а 0,007а 0,017а

р для контрольной группы 0,191а 0,740" 0,585а 0,305а 0,842а 0,078а 0,410а 0,052а 0,669а 0,072а

Примечание: а — используются отрицательные ранги, Ь — использовались положительные ранги.

ходимо оценить интенсивность положительных сдвигов. Другими словами, надо ответить на вопрос: какие показатели увеличились в большей степени, а какие — в меньшей?

Наибольшая интенсивность увеличения показателей наблюдается по качествам: уровень эмоционального интеллекта, самоуважение и волевые качества, наименьшая интенсивность возрастания — по качеству нервно-психическая устойчивость (НПУ). Начальные значения НПУ, измеренные у испытуемых до начала эксперимента, свидетельствуют о достаточном уровне развития этого качества. Стоит отметить, что изменения в уровне показателя НПУ целесообразнее измерить повторно через некоторое время после возвращения слушателя к исполнению служебных обязанностей, в рабочую обстановку (поскольку любая учебная, в том числе тренинговая, программа обладает отсроченным эффектом). Под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности [1]. Но психологические мероприятия, связанные с моделированием служебных ситуаций и их отработкой, которые содержатся в тренинго-вых занятиях согласно содержанию про-

граммы психолого-педагогического сопровождения, в целом дали положительный результат.

При выборе экспериментальной и контрольной групп мы указывали, что уровень ПР (поведенческой регуляции] в экспериментальной группе был изначально выше, чем в контрольной, поэтому интенсивность положительного сдвига данного показателя может быть незначительной в силу имеющегося достаточного уровня до экспериментального воздействия.

Для контрольной группы интенсивность уменьшения измеренных признаков превосходит интенсивность увеличения их значений при р > 0,05 (табл. 4). По критерию поведенческая регуляция (ПР) в контрольной группе наблюдается превышение положительной интенсивности роста значения (р = 0,740 для положительного сдвига). Поведенческая регуляция — это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Поскольку программой обучения учебного центра предусмотрена индивидуально-воспитательная работа со слушателями, то такое воздействие (в случае грамотной организации] вполне может способствовать такому изменению.

Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Анализ полученных в экспериментальной группе данных показал, что произошел рост уровня развития профессионально важных качеств благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс программы психолого-педагогического сопровождения слушателей, проходящих первоначальное обучение в учебных центрах ФСИН России.

2. В контрольной группе применение Т-критерия Вилкоксона позволило сделать вывод о том, что изменений в направлении увеличения значений по всем исследуемым качествам не выявлено, за исключением такого качества, как поведенческая регуляция.

3. Проведенный эксперимент выявил положительную тенденцию в формировании и развитии профессионально важных качеств сотрудников УИС на этапе профессиональной подготовки.

4. Психолого-педагогическое сопровождение слушателей, проходящих первоначальное обучение в учебных центрах ФСИН России, представляет собой образовательную технологию.

Литература

1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2005. 63 с.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. М., 2010

3. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79). С. 219-223.

6. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с со-

трудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 8-17.

7. Поздняков В. М, Черкасова М. А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 22-31.

8. Полякова Я.Н. Профессионально важные качества сотрудника УИС в экспертных оценках и представлениях сотрудников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 275-282.

9. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России : [от 27 авг. 2012 г. № 169].

10. Реан АА, Кудашев А.Р, Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2008. 479 с.

11. Ромашов А.Р. Психологические аспекты воспитания и взаимодействия субъектов пенитенциарных отношений // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 32-37.

12. Симакова Т.А. К вопросу о проблеме правового самосознания // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 32-37.

13. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.

14. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 239-247.

15. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.

16. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.

17. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

18. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

19. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.

20. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.

21. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.

22. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужден-

ных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.

23. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВПЕРВЫЕ ОСУЖДЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Л. В. Скрипка

Аннотация: в статье анализируются факторы, оказывающие влияние на личность впервые осужденных, к таким факторам разные авторы относят изоляцию, назначенные сроки наказания, этапы отбывания наказания. Рассматриваются эмоциональные переживания, которые различаются по своему содержанию и направленности, имеют определенную силу, глубину, устойчивость и скорость протекания, они проявляются в виде эмоциональных процессов, состояний, и эмоциональных особенностей личности. Эмоциональный процесс представляет собой определенную реакцию организма на изменение, как во внутренней, так и во внешней среде. Раскрываются эмоциональные состояния, такие как: настроение, стресс, фрустрация, которые переживают впервые осужденные в процессе отбывания наказания. Так на настроение осужденных воздействуют сложившиеся обычаи, традиции и нравы, режим и средства его осуществления, прекращение общения осужденных с родными и близкими, переживания, связанные с физической изоляцией от общества, также сильное влияние на личность осужденного оказывают кол-

лективное и групповое настроение. Более полную оценку поведения и деятельности осужденного в тех или иных условиях дают его эмоциональные особенности и эмоциональные качества. К эмоциональным особенностям человека относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (подвижность). В процессе изучения эмоциональной сферы осужденных отмечено, что в большей степени фрустрации подвержены эмоциональные натуры, осужденные с повышенной возбудимостью, не способные к преодолению трудностей, со слабо развитыми волевыми качествами.

Ключевые слова: осужденные, отбывание наказания, эмоциональные переживания, настроение, стресс, фрустрация, эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивности, эмоциональная лабильность.

Развитие любого человека, а осужденного в особенности, во многом обусловлено его микросоциумом, общением с другими людьми. Человек, впервые помещенный в места лишения свободы, оказывается в сложившейся социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.