Научная статья на тему 'Развитие профессионально-важных качеств оперативных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний как основной фактор успешного вхождения в должность'

Развитие профессионально-важных качеств оперативных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний как основной фактор успешного вхождения в должность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2056
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА УИС / ВХОЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА УИС / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков Андрей Викторович

Развитие профессионально-важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) продолжает быть актуальной проблемой. Внимания к этой проблеме в отношении сотрудников, которые обеспечивают оперативную обстановку в учреждениях УИС, уделяется недостаточно. Главная особенность профессиональной деятельности сотрудника - ежедневный контакт со спецконтингеном. При этом, условия и правила такой коммуникации требуют соблюдения правовых норм. Безусловно, указанные особенности предъявляют определенные требования к развитию профессионально-важных качеств сотрудников УИС. В статье рассмотрены профессионально-важные личностные особенности оперативных сотрудников, необходимые для успешного вхождения в должность и осуществления оперативно-розыскной деятельности. Приводятся результаты и анализ исследования профессионально-важных качеств оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы. Обоснована необходимость разработки методических рекомендаций по психологическому обеспечению процесса наставничества оперативных сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поляков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-важных качеств оперативных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний как основной фактор успешного вхождения в должность»

УДК 340

Поляков Андрей Викторович

соискатель Академии ФСИН России, начальник оперативного отдела УФСИН России по Краснодарскому краю ynpolyakova@yandex.ru

Развитие

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ

Andrei V. Polyakov

applicant Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,head of operations section of the Department of Federal penitentiary service in Krasnodar region ynpolyakova@yandex.ru

The development of

THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE OPERATIONAL STAFF OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE AS A KEY FACTOR OF SUCCESSFUL ENTRY INTO THE POSITION

Аннотация. Развитие профессионально-важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) продолжает быть актуальной проблемой. Внимания к этой проблеме в отношении сотрудников, которые обеспечивают оперативную обстановку в учреждениях УИС, уделяется недостаточно. Главная особенность профессиональной деятельности сотрудника -ежедневный контакт со спецконтингеном. При этом, условия и правила такой коммуникации требуют соблюдения правовых норм. Безусловно, указанные особенности предъявляют определенные требования к развитию профессиональноважных качеств сотрудников УИС.

В статье рассмотрены профессиональноважные личностные особенности оперативных сотрудников, необходимые для успешного вхождения в должность и осуществления оперативно-розыскной деятельности. Приводятся результаты и анализ исследования профессионально-важных качеств оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы. Обоснована необходимость разработки методических рекомендаций по психологическому обеспечению процесса наставничества оперативных сотрудников УИС.

Ключевые слова: профессионально-важные качества оперативного сотрудника УИС, вхождение в должность оперативного сотрудника, индивидуальные особенности личности оперативного сотрудника УИС, наставничество.

Annotation. The development of professional important qualities of the staff of the Federal penitentiary service of Russia (further - FPS) continues to be an actual problem. There is no enough attention devoted to the problem of employees who provide a mode and safety in FPS institutions. The main feature of professional activity of the employee is daily contact with imprisoned. Thus conditions and rules of such communication demand fulfillment of law rules. Certainly, the specified features presuppose certain requirements to development of professionally important qualities of FPS employees. Professionally important personal characteristics of operational staff as a factor of successful professional duties fulfillment and implementation of operative-search activity are represented. The results and analysis of studies of professionally important qualities of the operational staff of the penitentiary system are described. The necessity of the development of methodical recommendations of the psychological process of mentoring of operational staff FPS is justified.

Keywords: pprofessionally important qualities of an operative of UIS, professional duties fulfillment in the post of operative, individual personality characteristics, operative FPS mentoring.

Оптимизация деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на современном этапе диктует новые требования к личности сотрудников в целом и, в частности, к личности сотрудника оперативных подразделений. Оперативная деятельность отличается интенсивностью и экстремальностью по сравнению

с другими видами профессиональной деятельности в УИС. На сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) возлагаются наиболее важные задачи по обеспечению безопасности в учреждениях УИС, по недопущению преступлений, причем как в отношении сотруд-

210

ников, так и спецконтингента. Безусловно, данные обстоятельства предъявляют самые высокие требования к личности оперативного сотрудника.

Качественный анализ социально-демографических данных сотрудников УИС показал, что в среднем 45 % от общей штатной численности составляют сотрудники со стажем службы в должности менее трех лет. Данный факт относится и к сотрудникам оперативных подразделений. А с учетом важности выполняемых задач, период вхождения в должность оперативных сотрудников должен быть минимизирован и при этом эффективным.

В связи с данными положениями актуальным становится вопрос определения условий, создание которых позволило бы решить поставленные задачи по проблеме вхождения в должность оперативных сотрудников ФСИН России.

Анализ исследований по проблеме вхождения в должность сотрудников УИС показал, что во многом качество выполнения обязанностей определяется уровнем сформированности должностной позиции сотрудника на этапе вхождения в должность [2]. Ведь от того, как будет организован период адаптации сотрудника, зависит успешность его дальнейшей служебной деятельности. В психологопедагогической литературе указывается на значимость процесса вхождения сотрудника в профессиональную деятельность на этапе ее освоения (О.В. Коржова, Е.Е. Гаврина, И.Н. Сафронова и др.). Этап вхождения в должность сопровождается такой кадровой технологией, как наставничество [приказ 555]. Целями наставничества являются воспитание и обучение сотрудников, стажеров по должности (далее - подшефных) учреждений и органов УИС, направленные на их профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков, для успешного выполнения ими служебных обязанностей. Поэтому определение требований к личностным особенностям позволит проводить качественный отбор сотрудников для приема на службу в оперативные подразделения и дальнейшему вхождению в должность.

Таким образом, необходимо определить профессионально-важные качества оперативных сотрудников, развитие которых обеспечит успешное вхождение в должность.

В качестве метода исследования и определения профессионально-важных качеств оперативных сотрудников УИС нами был выбран метод экспертных оценок. Выбор метода экспертных оценок обусловлен рядом причин. Во-первых, простота применения метода не требует специальных знаний. Во-вторых, одинаковая профессиональная принадлежность экспертов и исследователя определила относительную искренность в оценивании качеств. В-третьих, данный метод экономичен по временным затратам как относительно проведения исследования, так и обработки результатов.

Для определения качеств, которые необходимо оценить экспертам, нами были проанализированы имеющиеся исследования по данной проблематике. Анализ исследований показал, что работы по изучению профессионально-важных качеств оперативных сотрудников УИС практически отсутствуют, что придает большую актуальность нашему исследованию. Наиболее близкой по характеру профессиональной деятельности нам представляется деятельность оперативных сотрудников органов внутренних д ел, в частности - Министерства внутренних дел. Вопросы исследования развития профессионально-важных качеств оперативных сотрудников ОВД освещены в работах И.В. Бабичева, М.В. Боевой, Ю.Е. Скалина, О.В. Хлудовой и др.

И.В. Бабичев в своем исследовании, на наш взгляд, наиболее полно отразил профессионально-важные качества оперативного сотрудника правоохранительных органов как наиболее близкой структуры к уголовно-исполнительной системе. Классификация профессионально-

важных качеств проведена по основанию - внутренние критерии развития профессиональноважных качеств [6].

Таблица 1

Классификация профессионально-важных качеств оперативного сотрудника ОВД

Внутренний критерий развития ПВК ПВК

интеллектуальный критерий умение выделить в информации главное, существенное; быстрота мышления; способность к анализу и прогнозу, гибкость мышления; способность объективно оценить обстановку и свои действия; способность к высокой и длительной концентрации внимания

коммуникативный критерий умение легко вступать в контакт с неизвестными людьми; умение эффективно общаться с разными людьми; способность к социоролевому перевоплощению; умение правильно оценивать людей, выявлять их сильные и слабые стороны; умение дозировать подаваемую информацию; умение убеждать и привлекать на свою сторону

Критерий саморегуляции способность быстро адаптироваться в незнакомой, в том числе агрессивной (опасной) среде; устойчивость к психоэмоциональным перегрузкам; адекватный ситуации уровень тревожности; высокая активность в профессиональной деятельности и упорство в достижении цели; высокий уровень личной ответственности и дисциплинированности; адекватная самооценка.

мотивационный критерий стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; нацеленность на самореализацию в профессии; интерес к новым деловым контактам; увлеченность поиском решения сложных вопросов; интерес к работе с людьми; интерес к новым знаниям и навыкам.

211

Профессиональная деятельность оперативных сотрудников ОВД близка по своему характеру профессиональной деятельности сотрудников УИС [4]. Однако имеются и различия, а именно: деятельность оперативных сотрудников УИС осуществляется в ограниченном пространстве пенитенциарного поля (исправительная колония, следственный изолятор и т.д.) и осуществляется в ежедневном общении со спецконтингентом. Спецконтингент в нашем случае - это граждане, которые либо находятся под следствием, либо (в большинстве своем) - это уже осужденные, то есть признанные виновными в совершении преступления. Данный факт придает иной психологический эффект ежедневным коммуникациям в отличие от деятельности оперативных сотрудников ОВД [5].

Для определения основных профессиональноважных качеств оперативного сотрудника УИС к

вышеуказанным качествам оперативных сотрудников ОВД и был применен метод экспертных оценок.

Группа экспертов была отобрана по следующим критериям: стаж службы в должности оперативного сотрудника не менее 5 лет, не имеющие дисциплинарных взысканий, состоящие в резерве кадров на выдвижение на вышестоящие должности.

Итак, в опросе приняли участие 45 сотрудников учреждений УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Волгоградской области.

Полученные результаты исследования были обработаны с применением метода факторного анализа для уменьшения размерности и формирования ведущих групп профессиональноважных качеств (Таблица 2).

Таблица 2

Группы ПВК оперативного сотрудника УИС (факторный анализ)

ПВК Факторная нагрузка Внутренний критерий (по Бабичеву)

1 группа (компонента

умение выделить в информации главное, существенное 0,636 и нте л л е ктуа л ь н ы й

быстрота мышления 0,841 и нте л л е ктуа л ь н ы й

способность к анализу и прогнозу 0,761 и нте л л е ктуа л ь н ы й

способность объективно оценить обстановку и свои действия 0,698 и нте л л е ктуа л ь н ы й

способность к высокой и длительной концентрации внимания 0,544 и нте л л е ктуа л ь н ы й

умение эффективно общаться с разными людьми 0,668 коммуникативный

умение правильно оценивать людей, выявлять их сильные и слабые стороны 0,596 коммуникативный

2 группа (компонента

гибкость мышления 0,716 и нте л л е ктуа л ь н ы й

умение дозировать подаваемую информацию 0,785 коммуникативный

умение убеждать и привлекать на свою сторону 0,676 коммуникативный

способность быстро адаптироваться в незнакомой, в том числе агрессивной(опасной) среде 0,769 саморегуляция

устойчивость к психоэмоциональным перегрузкам 0,564 саморегуляция

3 группа (компонента

адекватный ситуации уровень тревожности 0,609 саморегуляция

высокая активность в профессиональной деятельности и упорство в достижении цели 0,673 саморегуляция

высокий уровень личной ответственности и дисциплинированности 0,672 саморегуляция

адекватная самооценка 0,716 саморегуляция

стремление к саморазвитию и самосовершенствованию 0,753 мотивация

нацеленность на самореализацию в профессии 0,856 мотивация

интерес к новым деловым контактам 0,825 мотивация

увлеченность поиском решения сложных вопросов 0,793 мотивация

интерес к работе с людьми 0,854 мотивация

интерес к новым знаниям и навыкам 0,655 мотивация

4 группа (компонента

умение легко вступать в контакт с неизвестными людьми 0,853 коммуникативный

способность к социоролевому перевоплощению 0,638 коммуникативный

Проинтерпретируем сформированные группы ПВК с учетом факторных нагрузок и принадлежности к внутреннему критерию, способствующему развитию определенного качества.

В 1 компоненте наибольшую факторную нагрузку имеют качества «быстрота мышления» (0,841) и способность к анализу и прогнозу (0,761). Основные внутренние критерии развития ПВК -интеллектуальный и коммуникативный. Качества коммуникативного критерия имеют эмпатийную

окраску, что в условиях дефицита времени играет помогающую роль для выработки решения в той или иной ситуации. Поэтому проинтерпретируем данную группу как следующее качество: «аналитико-синтетическое мышление в условиях дефицита времени».

2 группа качеств образована ПВК, внутренними критериями которых являются коммуникативный и критерий саморегуляции. Качество «гибкость мышления» соответствует интеллектуальному

212

критерию, но имеет одну из больших факторных нагрузок в данной группе (0,716). В сочетании с другими качествами, которые характеризуются как эмоциональная устойчивость в разных ситуациях и умение использовать информацию в нужных объемах и в определенное время, данную группу качеств можно объединить под названием «внутренняя эмоциональная саморегуляция».

Анализ ПВК 3 группы показал, что сочетание качеств профессионально-мотивационного и саморегулятивного характера позволяет интерпретировать данную компоненту как качество -«профессиональная мотивация».

4 группа образована двумя качествами: «умение легко вступать в контакт с неизвестными людьми» и «способность к социоролевому перевоплощению». Внутренним критерием развития данных качеств является коммуникативный. А способность к эмпатиии проявлению артистизма в профессиональной сфере позволяет интерпретировать данную группу как «профессиональный артистизм» [10].

Необходимо отметить, что все определенные выше качества необходимы для осуществления профессиональной деятельности, которая носит пенитенциарный характер. Формирование ПВК у оперативного сотрудника на этапе вхождения в должность носит исключительно практическую направленность и должно происходить под

Литература:

1. Боева М.В. Тактико-коммуникативная компетентность оперативного работника уголовноисполнительной системы: понятие и сущность // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии: монография в 2-х томах; под ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Т.2. С. 171-189.

2. Гаврина Е.Е. Психологические особенности организационного поведения сотрудников исправительных учреждений в процессе вхождения в должность : автореф., дисс ... канд. пси-хол. наук. Рязань, 2004.

3. Кудрявцев А.В. Теоретические и прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе : автореф., дис... доктора юрид. наук. Владимир, 2012.

4. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник СамГУ, 2010. № 5 (79). С. 219-223.

5. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативнорозыскной деятельности. М., 2001, С. 53-75.

6. Баб инее И. В. Акмеологическ ие факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов : автореф., дисс ... канд. психол. наук. Москва, 2011.

7. Митина О.В. Факторный анализ для психологов / ОБ. Митина, И.Б. Михайловская. М. : Учебнометодический коллектор «Психология», 2001. 169 с.

непосредственным руководством опытного наставника. Таким образом, встает вопрос о дальнейшей разработке методических рекомендаций по организации психологического обеспечения процесса наставничества в период вхождения в должность оперативных сотрудников.

На основе проведенного анализа сформулируем следующие выводы:

- этап вхождения в должность оперативного сотрудника имеет важное значение в успешности освоения им должностной позиции;

- существует необходимость проработки вопросов психологической поддержки оперативных сотрудников на этапе адаптации, которая должна быть направлена на формирование необходимых ПВК;

- в результате исследования определены следующие ПВК: «аналитико-синтетическое мышление в условиях дефицита времени», «профессиональный артистизм», «профессиональная мотивация», «внутренняя эмоциональная саморегуляция»;

- исполнение обязанностей по должности оперативных сотрудников, а именно осуществление ими оперативно-розыскной деятельности свидетельствуют о важности развития ПВК на начальном этапе службы в период вхождения в должность.

Literature:

1. Boeva M.V. Tactical communicative competence of the operatives of the criminal-executive system: concept and essence // Actual problems of modern penitentiary psychology: monograph in 2 vols; ed. by D.C. Sochivko. Ryazan, 2013. V. 2. P. 171-189.

2. Gavrina E.E. Psychological characteristics of organizational behavior of correctional institutions staff in the process of entering the position : abstract, diss ... cand. of psychol. Sciences. Ryazan, 2004.

3. Kudryavtsev A. V. Theoretical and applied problems of operative-investigative activities in the penitentiary system : abstract, diss... Doctor of law. Vladimir, 2012.

4. Ogorodnikov A. V. The features of the activities of the employees of the penitentiary system // Samara State University Bulletin, 2010. № 5 (79). P. 219-223.

5. Chufarovskii Yu.V. Psychology of investigative activity. M., 2001, P. 53-75.

6. Babichev I.V. Acmeological factors in the development of professionally important qualities of operational law enforcement officers : abstract, diss ... cand. of psychol. Sciences. Moscow, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mitina O.V. Factor analysis for psychologists /

O.V. Mitina, I.B. Michailovskaya M. : Teaching collector «Psychology», 2001. 169 p.

213

8. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

9. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

10. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. N° 3. С. 14-19.

11. Сочивко Д.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) / Д.В. Сочивко, Ю.В. Крымова // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.

12. Положение о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (приложение № 3); утвержденное приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы».

8. Sochivko D.V. The problem of methodology of applied (legal) psychology // Applied legal psychology. 2011. № 2. P. 8-18.

9. Sochivko D.V. Gestalt psychodynamic of open and latent aggression in the structure of personal growth // Applied legal psychology. 2013. № 3.

P. 35-41.

10. Sochivko D.V. Psychodynamics of sense of humor // Applied legal psychology. 2009. № 3. P. 14-19.

11. Sochivko D. V. The psychodynamics of semantic fields as a factor in the management of personal meanings of behavior (for example, empirical studies of loyalty-tolerance cadets) / D.V. Sochivko, Yu.V. Krymova // Applied legal psychology. 2012. № 3. P. 16-25.

12. Regulation on mentoring in the institutions and bodies of the penal system (Annex 3); approved by order of the Federal penitentiary service of Russia dated December 28, 2010. № 555 «On the organization of educational work with employees of the penitentiary system».

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.