Научная статья на тему 'Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы'

Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
854
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ФАКТОР / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИ УИС / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / FACTOR / FACTOR ANALYSIS / PERSONAL TRAITS / PENAL SYSTEM PSYCHOLOGISTS / PERSONNEL TRAINING / COGNITIVE SPHERE / EMOTIONAL SPHERE / INTERPERSONAL INTERACTION SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева Инна Валериевна, Рекша Юрий Михайлович

В статье приводятся результаты исследования, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе на должностях психологов. Исследование было направлено на выявление наиболее востребованных в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы профессионально важных качеств личности. Содержательное обобщение профессионально важных качеств личности позволило выделить три классификационные группы: когнитивная сфера, эмоциональноволевая и межличностного взаимодействия. В каждой из этих групп методом факторного анализа были определены наиболее значимые свойства личности для пенитенциарных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лаврентьева Инна Валериевна, Рекша Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally important personal traits of penal SYSTEM PSYCHOLOGISTS

The article presents the results of the research that involved the psychologists working in the penal system. The study was aimed at identifying of the most relevant personal traits required in the professional activity of the penal system employees. Content summarizing of professionally important personal traits has allowed the authors to distinguish three classification groups: cognitive, emotional and interpersonal interaction spheres. Applying the method of factor analysis the authors identify the most important personal traits for prison psychologists in each of these groups.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы»

УДК 159.923

Лаврентьева Инна Валериевна

кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе Академии Федеральной службы исполнения наказаний России

Рекша Юрий Михайлович

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физической подготовки и спорта

Академии Федеральной службы

исполнения наказаний России

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Lavrentyeva Inna Valerievna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Deputy Head of Department for Psychology of Professional Activity in the Correctional System, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

Reksha Yuriy Mikhaylovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education and Sport Department, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL TRAITS OF PENAL SYSTEM PSYCHOLOGISTS

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследования, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе на должностях психологов. Исследование было направлено на выявление наиболее востребованных в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы профессионально важных качеств личности. Содержательное обобщение профессионально важных качеств личности позволило выделить три классификационные группы: когнитивная сфера, эмоционально-волевая и межличностного взаимодействия. В каждой из этих групп методом факторного анализа были определены наиболее значимые свойства личности для пенитенциарных психологов.

Ключевые слова:

профессионально важные качества, фактор, факторный анализ, свойства личности, психологи УИС, подготовка специалистов, когнитивная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера межличностного взаимодействия.

Summary:

The article presents the results of the research that involved the psychologists working in the penal system. The study was aimed at identifying of the most relevant personal traits required in the professional activity of the penal system employees. Content summarizing of professionally important personal traits has allowed the authors to distinguish three classification groups: cognitive, emotional and interpersonal interaction spheres. Applying the method of factor analysis the authors identify the most important personal traits for prison psychologists in each of these groups.

Keywords:

professionally important qualities, factor, factor analysis, personal traits, penal system psychologists, personnel training, cognitive sphere, emotional sphere, interpersonal interaction sphere.

В настоящее время в психолого-педагогической науке существует взгляд на профессиональное развитие как на фундаментальный процесс прогрессивного изменения человека, на каждой стадии которого происходит формирование различных свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение трудовой деятельности и подготавливающих субъекта к переходу на другую, более высокую стадию своего профессионального и личностного развития. Согласно этой точке зрения в качестве основных показателей развития личности профессионала выступают сформированная система профессиональных знаний, умений, навыков и развитые профессионально важные качества (ПВК) [1].

Многокомпонентность и полифункциональность деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) предполагают обладание сотрудником широким спектром профессиональных знаний, что в полной мере относится и к сотрудникам психологических подразделений. Так, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 238 от 12 декабря 2005 г. «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС», основными функциями психологической службы УИС являются диагностическая, консультативная, прогностическая, психопрофилактическая, просветительская и исследовательская. Для реализации этих функций сотрудники психологической службы должны сочетать в себе профессиональные качества психолога-консультанта, психолога-педагога, психолога-диагноста, владеть способами психокоррекционной работы и проведения исследований.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 9)

Установление заказчиком особенных требований к профессиональной деятельности актуализирует необходимость исследования, научного обоснования и разработки комплекса профессионально важных качеств специалистов психологических подразделений уголовно-исполнительной системы. Работа в этом направлении на уровне конкретных теоретических или практических подходов велась С.В. Горностаевым, А.М. Лафуткиным [2].

Повышение эффективности профессиональной деятельности психологов на современном этапе требует дополнительных исследований. Таким образом, наша работа в данном направлении является актуальной и своевременной.

Целью исследования является конкретизация комплекса профессионально важных свойств личности специалистов психологических подразделений уголовно-исполнительной системы.

Для достижения цели работы нами было произведено содержательное обобщение ПВК психологов различных специализаций и сфер деятельности, что позволило выделить комплекс профессионально важных свойств личности специалистов данного профиля и структурировать их в три классификационные группы: когнитивная сфера, эмоционально-волевая сфера и сфера межличностного взаимодействия.

Сформированный перечень свойств личности был предложен для оценивания специалистам психологических служб ГУФСИН, УФСИН и межрегиональных отделов психологической работы (МОПР) ГУФСИН, УФСИН для выявления наиболее востребованных в их профессиональной деятельности свойств личности. Значимость каждого свойства определялась по пятибалльной шкале, в соответствии с которой «5» имеет сильную значимость, «4» - хорошую, «3» - среднюю, «2» - низкую, «1» - очень низкую.

Степень согласованности мнений специалистов оценивалась коэффициентами вариации по следующему алгоритму:

- определение средних арифметических балльных оценок экспертов по рассматриваемому элементу;

- определение дисперсий индивидуальных балльных оценок;

- вычисление коэффициентов вариации.

Степень согласованности экспертов оценивалась коэффициентами вариации. Значения коэффициентов вариации (V) множества оцениваемых элементов ] (41) У41 < 0,3, поэтому согласованность мнений экспертов считается удовлетворительной.

Учитывая большое количество показателей, для выявления наиболее значимых из них нами был использован факторный анализ.

Обработка данных, полученных при помощи метода экспертных оценок, проводилась с последовательным применением следующих статистических процедур:

- выделение количества факторов по критерию каменистой осыпи Кэттелла (СаНеН, 1966);

- факторный анализ (метод главных компонент с варимакс-вращением) для выявления наиболее значимых показателей в группах: когнитивная сфера, эмоционально-волевая сфера и сфера межличностного взаимодействия. В исследовании акцентировано внимание на факторах с наибольшей долей дисперсии в общей массе факторов.

В результате факторного анализа данных когнитивной сферы ПВК психологов после вари-макс-вращения выделились 7 факторов, объединяющих совместно 71,5 % дисперсии.

В первый фактор с общей долей дисперсии 33,5 % вошли пять показателей с наибольшими факторными нагрузками: оперативность мышления (0,73), способность к быстрой актуализации необходимой информации (0,71), способность к быстрому переключению внимания (0,84), способность к нормативному поведению в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности (0,8), способность к сосредоточению, высокой концентрации внимания (0,74). Данный фактор получил название «практичность мышления».

Факторизация данных показателей эмоционально-волевой сферы ПВК психологов привела к устойчивому шестифакторному решению. Выделенные факторы объясняют 73,3 % дисперсии.

Фактор, имеющий наибольшую факторную нагрузку (доля общей дисперсии - 39,3 %), выделил два показателя: стремление к завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег (0,83), исполнительность (0,73). Он получил название «мотивация достижения».

В результате факторного анализа показателей сферы межличностного взаимодействия ПВК психологов после варимакс-вращения было выделено 6 факторов, объединяющих 72,8 % дисперсии.

Один из факторов получил наибольшую долю общей дисперсии (35,1 %). В него вошли два показателя с наибольшими факторными нагрузками: вежливость (0,81), чувство юмора (0,82). Его возможное название - «чувство юмора в модусе вежливости».

Таким образом, анализ показателей профессионально важных свойств личности психологов УИС с использованием средств статистической обработки данных на основе факторного анализа позволил выделить в группах (когнитивная сфера, эмоционально-волевая и межличностного взаимодействия) показатели, имеющие наибольшую факторную нагрузку.

Выделенные факторы свидетельствуют о необходимой актуализации для данной категории специалистов следующих свойств личности:

- «практичность мышления» - способности к актуализации теоретических знаний в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска, в ситуациях, когда ограничены возможности для проверки гипотез;

- «мотивация достижения» - мотивации на достижение социально значимых результатов в деятельности и завоевание высокого общественного положения;

- «чувство юмора в модусе вежливости» - способности к сложной умственной деятельности, анализу и оценке нестандартных ситуаций в модусе вежливости, стремления коммуниканта к достойному, положительному образу в ходе речевого взаимодействия, которые формируют поведенческие алгоритмы выхода из эмоционально сложных ситуаций.

Ссылки:

1. Королева Т.П. Системно-структурный подход к анализу и развитию профессионально важных качеств // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 23-25.

2. Горностаев С.В., Лафуткин А.М. Профессионально важные качества сотрудников // Преступление и наказание. 2012. № 11. С. 28-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.