АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТАМБОВСКИЙ,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе (Московская государственная академия физической культуры);
ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ РЕКША,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта
(Академия ФСИН России) e-mail: [email protected] © Тамбовский А. Н., Рекша Ю. М., 2015
К ОБОСНОВАНИЮ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в статье приводятся результаты исследования, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе на руководящих должностях. Исследование было направлено на выявление наиболее востребованных в профессиональной деятельности сотрудников УИС свойств личности.
Узкопрофильное образование в совокупности с низкими показателями трудоустройства выпускников отраслевых образовательных организаций на должности, соответствующие полученному образованию, может отрицательно сказаться на эффективности их профессиональной деятельности.
Формирование универсальных профессионально важных качеств (ПВК) курсантов образовательных организаций ФСИН России будет положительно отражаться на качестве выпускаемых специалистов и их успешной адаптации к требованиям будущей профессиональной деятельности.
Цель статьи - выявление профессионально важных качеств (психологический компонент), характерных для широкого круга специалистов уголовно-исполнительной системы.
Задачи - выделить комплекс профессионально важных качеств (психологический аспект) специалистов уголовно-исправительной системы; сгруппировать выделенные на основе опроса и экспертных оценок показатели; провести статистическую обработку полученных результатов и их обобщение.
Методы исследования: метод экспертных оценок, факторный анализ.
Выводы: 1) анализ психологических показателей из комплекса профессионально важных качеств сотрудников УИС, используя результаты статобработки методом факторного анализа, позволил выделить три группы показателей (когнитивная, эмоционально-волевая, межличностного взаимодействия) и на этой основе распределить в них по значимости способности, имеющие наибольшую факторную нагрузку в сформированных группах психологических качеств, важных для эффективной профессиональной деятельности; 2) наиболее значимыми психологическими способностями для сотрудников УИС являются: способность к аналитико-синтетической деятельности; социальная значимость мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности; способность к манипулятивно-коммуникативному воздействию в общении; 3) даже один (психологический) комплекс ПВК сотрудников УИС показывает универсальный характер выявленных показателей, что определенным образом целесообразно учитывать при подготовке специалистов такого профиля.
Ключевые слова: профессионально важные качества, сотрудники УИС, универсализация профессиональной подготовки, свойства личности, специалист, психологические качества, факторный анализ, факторы, психологические способности, подготовка специалистов.
УДК 159.9:343.83 ББК 88.472 Т17
В некоторых исследованиях профессиональной подготовки отраслевых специалистов выделяются три основных подхода к характеру данного процесса: 1) отраслевой (подготовка универсальных отраслевых специалистов, необходимых для решения широкого перечня профессиональных задач); 2) функциональный (подготовка специалиста под конкретное место
профессиональной деятельности); 3) компетентно-стный (содержание и технологии обучения направлены на формирование у обучаемых компетенций) [1, с. 51-62].
В подготовке специалистов в образовательных организациях высшего образования федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасно-
сти государства, обеспечения законности и правопорядка (в частности, ФСИН России), просматривается преобладание функционального подхода. Реализация образовательных программ специали-тета с узкими специализациями (оперативно-розыскная деятельность в УИС, организация психологической службы в УИС и т. п.) предопределяет ограниченную профессиональную мобильность выпускников.
Последнее замечание подтверждает проведенный нами анализ трудоустройства выпускников Академии ФСИН России 2014 г., который показал, что на фоне роста показателей закрепляемости в подразделениях ФСИН России (2011 г. - 82,5 %, 2012 - 85,9, 2013 г. - 89,6 %) отмечается низкий процент трудоустройства по полученной специализации:
«Организация режима и надзора в УИС» - 46, 6 %;
«Оперативно-розыскная деятельность в УИС» -45 %;
«Бухгалтерский учет, контроль и анализ в учреждениях УИС» - 50 %;
«Организация производства в УИС» - 32 %;
«Тыловое обеспечение в УИС» - 22 %;
«Организация психологической службы в УИС» - 45,5 %;
«Организация социальной работы в УИС» - 20 %.
Представляется вполне естественным, что вынужденное назначение выпускников на должности, не соответствующие профессиональному образованию, может отрицательно сказаться на эффективности их профессиональной деятельности, что перерастает в определенную проблему, которая заключается в необходимости подготовки специалистов, обладающих комплексом возможностей, способствующих их быстрой адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности.
Уже в начале поиска путей решения данной проблемы нами было выдвинуто предположение о том, что универсализация комплекса профессионально важных качеств (ПВК) курсантов образовательных организаций ФСИН России будет положительно сказываться на качестве подготовки специалистов и их адаптации к требованиям будущей профессиональной деятельности.
Первым шагом в решении обозначенной проблемы должно быть знание реальной ситуации о профессиональных качествах будущих специалистов, то есть об их соответствующих показателях и значениях последних. Конкретизация значений этих показателей и их численных выражений и стала целью нашей работы. Такая цель предусматривала решение следующих задач: 1) выделение и рассмотрение одного (психологического) комплекса профессионально важных качеств специалистов уголовно-исправительной системы (УИС); 2) группирование
выделенных показателей на основе опроса и экспертных оценок; 3) статистическая обработка полученных результатов и их обобщение.
Исходя из этого при исследовании комплекса ПВК специалистов УИС в части психологических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, нами было проведено обобщение ПВК специалистов различных сфер профессиональной деятельности, что позволило выделить комплекс личностных качеств специалистов УИС и структурировать их в три группы: когнитивная, эмоционально-волевая, межличностного взаимодействия.
Сформированный перечень психологических качеств был предложен для оценивания специалистов, состоящих на службе на руководящих должностях УФСИН, ГУФСИН России для выявления наиболее востребованных в профессиональной деятельности сотрудников УИС свойств личности. Значимость каждого свойства определялась по пятибалльной шкале, в соответствии с которой «5» -имеет сильную значимость, «4» - хорошую, «3» -среднюю, «2» - низкую, «1» - очень низкую.
В исследовании приняли участие сотрудники, занятые в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью в УИС (27), социальной и психолого-воспитательной (43) и производственно-хозяйственной и ресурсообеспечивающей сферах деятельности (20).
Степень согласованности мнений специалистов [2] оценивалась коэффициентами вариации по следующему алгоритму:
определение средних арифметических балльных оценок экспертов по рассматриваемому элементу;
определение дисперсий индивидуальных балльных оценок;
вычисление коэффициентов вариации. Значения коэффициентов вариации (V) множества оцениваемых элементов (73) V73< 0,3, поэтому согласованность мнений специалистов считается удовлетворительной.
Учитывая большое количество показателей, для выявления наиболее значимых из них мы использовали факторный анализ.
Обработка данных, полученных при помощи метода экспертных оценок, проводилась с последовательным применением следующих статистических процедур:
выделение количества факторов по критерию каменистой осыпи Кэттела (СайеП, 1966);
факторный анализ (метод главных компонент с варимакс-вращением) для выявления наиболее значимых показателей в группах: когнитивная сфера, эмоционально-волевая и сфера межличностного взаимодействия.
Факторный анализ показателей когнитивной сферы ПВК сотрудников УИС после варимакс-вращения позволил выделить 7 факторов, объединяющих 67,9 % дисперсии.
В первый фактор (доля общей дисперсии - 35,8 %) вошли 3 показателя с наибольшими факторными нагрузками: развитое воображение (0,79), разносторонняя культура (0,79), способность к абстрагированию (0,71). Фактор нами определен как ана-литико-синтетический.
Второй фактор (доля общей дисперсии - 7,07 %) объединил 4 показателя: способность к адекватной самооценке (0,72), способность к быстрому переключению внимания (0,76), способность к нормативному поведению в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности (0,74), способность к сосредоточению, высокой концентрации внимания (0,73). Обобщающее название фактора - подвижность нервных процессов.
Третий фактор (доля общей дисперсии - 6,09 %) включил в себя показатель гибкости мышления (0,76). Четвертый фактор (доля общей дисперсии -5,71 %) составил показатель наблюдательности (0,71); пятый (доля общей дисперсии - 4,79 %) -показатель высокого уровня правосознания (0,77); шестой (доля общей дисперсии - 4,5 %) - показатель широты кругозора (0,7). Седьмой фактор (доля общей дисперсии - 4,94 %) объединил в себе 2 показателя: готовность к постоянной работе над собой, анализу своих чувств, мыслей, поступков (0,79), к постоянному профессиональному совершенствованию (0,81). Обобщающее название фактора - профессиональная саморефлексия.
Факторизация показателей эмоционально-волевой сферы привела к пятифакторному решению. Выделенные факторы объясняют 64,9 % общей дисперсии.
В первый фактор (доля общей дисперсии -38,8 %) вошли 2 показателя с наибольшими факторными нагрузками: стремление к завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег (0,83), исполнительность (0,73). Наименование фактора - социальная значимость мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности. Второй фактор (доля общей дисперсии - 8,71 %) составляет способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции (0,86). Третий фактор (доля общей дисперсии - 6,83 %) включает в себя две составляющие: совестливость (0,77), честность (0,79).
Четвертый фактор (доля общей дисперсии -5,58 %) объединил два показателя: принципиальность (0,72), проявление упорства при достижении поставленных целей (0,75).
В пятый фактор (доля общей дисперсии - 4,97 %) вошли два показателя: обязательность (0,76), ответственность (0,74).
В результате факторного анализа показателей сферы межличностного взаимодействия после ва-римакс-вращения было выделено 5 факторов, объединяющих 68,5 % дисперсии.
В первый фактор (доля общей дисперсии - 44,2 %) вошли 2 показателя с наибольшими факторными нагрузками: владение средствами коммуникативного воздействия в межличностном взаимодействии (0,74), владение средствами коммуникативного воздействия во время публичных выступлений (0,74).
Второй фактор (доля общей дисперсии - 8,09 %) объединил два показателя: вежливость (0,82), уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям (0,71).
Третий фактор (доля общей дисперсии - 6,02 %) представляет собой чувство юмора (0,76).
Четвертый фактор (доля общей дисперсии -5,19 %) составляет умение изложить и аргументировать свою точку зрения (0,82).
Пятый фактор (доля общей дисперсии - 4,95 %) составили показатели: умения в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения (0,78) и чуткость (0,7).
Таким образом, анализ психологических показателей из комплекса ПВК сотрудников УИС, используя результаты статобработки методом факторного анализа, позволил выделить три группы показателей (когнитивная, эмоционально-волевая, межличностностного взаимодействия) и на этой основе распределить в них по значимости способности, имеющие наибольшую факторную нагрузку в сформированных группах психологических качеств, важных для эффективной профессиональной деятельности. Наиболее значимыми психологическими способностями для сотрудников УИС являются: способность к аналитико-синтетичес-кой деятельности; социальная значимость мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности; способность к манипулятивно-коммуникативному воздействию в общении. Даже один (психологический) комплекс ПВК сотрудников УИС показывает универсальный характер выявленных показателей, что определенным образом целесообразно учитывать при подготовке специалистов такого профиля.
Список литературы
1. Шемятихина Л. Ю., Синякова М. Г. Модель подготовки бакалавров менеджмента: методологические и прикладные аспекты // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 7. С. 51-62.
2. Романко В. К. Статистический анализ данных в психологии. М., 2006. 271 с.
ANATOLIYNIKOLAEVICH TAMBOVSKIY,
dsc in pedagogics, professor, vice-rector of research and development
(Moscow state academy of physical culture); YURIY MIKHAYLOVICH REKSHA, phd in pedagogics, associate professor of physical training department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Tambovskiy А. N., Reksha Yu. М., 2015
TO JUSTIFICATION OF THE UNIVERSALIZATION OF VOCATIONAL TRAINING
OF STAFF OF PENAL SYSTEM
Annotation: in this article the authors provide results of the research conducted among the personnel of penal system who is in the service on senior positions. Research was directed on identification of the employees of penal system of properties of the personality who are most demanded in professional activity.
Problem. Narrow-purpose education in total with low indicators of employment of graduates of the branch educational organizations to the positions corresponding to the got education can have an adverse effect on efficiency of their professional activity.
Hypothesis. Formation of the universal professionally important qualities of cadets of the FPS educational organizations of Russia will positively affect quality of the graduated experts and their successful adaptation to requirements of future professional activity.
Goal. To reveal professional, important qualities (a psychological component) characteristic for a wide range of specialists of the penal system.
Tasks: 1) to allocate a complex of professional and important qualities (psychological aspect) of specialists of penal system; 2) to group the indicators allocated on the basis of poll and expert estimates; 3) to carry out statistical processing of the received results and their generalization.
Research methods: method of expert evaluations, factorial analysis.
Conclusions: 1) the analysis of psychological indicators from the professionally important qualities complex of employees of penal system, using results of a static handling by method of the factorial analysis, I allowed to allocate 3 groups of indicators (cognitive, emotional and willed, interpersonal interaction) and on this basis to distribute in them on the importance of ability having the greatest factorial loading in the created groups of the psychological qualities important for effective professional activity; 2) the most significant psychological abilities for employees of penal system are: ability to analytical-synthetic activity; the social importance of motives in the sphere of motivation of professional activity; ability to manipulative communicatively influence in communication; 3) even one professionally important qualities (psychological) complex of employees of penal system stands on universal hind legs of the revealed indicators that it is definitely expedient to consider at training of specialists of such profile.
Key words: professionally important qualities, employees of penal system, universalization of vocational training, properties of the personality, expert, psychological qualities, factorial analysis, factors, psychological abilities, training of specialists.
References
1. Shemjatihina L. Ju., Sinjakova M. G. Model' podgotovki bakalavrov menedzhmenta: metodologicheskie i prikladnye aspekty [Model of training of bachelors of management: methodological and applied aspects]. Vest-nik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija) - Bulletin of University (State university of management), 2009, no. 7, pp. 51-62.
2. Romanko V. K. Statisticheskij analiz dannyh v psihologii [The statistical analysis of data in psychology]. Moscow, 2006. 271 p.