Научная статья на тему 'Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение'

Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИСТ / ФСИН РОССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INTELLECTUAL AND PERSONAL POTENTIAL / SPECIALIST / FPS OF RUSSIA / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук Илья Александрович, Лебедев Игорь Борисович

В статье представлены практические рекомендации по психологическому сопровождению будущих специалистов ФСИН России. Они основаны на результатах проведенного нами эмпирического исследования. Целью исследования было изучение структуры интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе первичной подготовки к службе и обучению. В исследовании приняли участие 275 курсантов, проходивших курс молодого бойца (первичную подготовку к службе и обучению) в загородном учебном центре Академии ФСИН России. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что структура интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе подготовки к службе и обучению, является неоднородной и многофакторной и различается в зависимости от выбранной специальности, а также на фоне качественной неоднородности интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России существуют и уровневые его различия между специальностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковальчук Илья Александрович, Лебедев Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual and personal potential of future specialist of FPS of Russia: psychological support

Practical recommendations on psychological support of future specialist of FPS of Russia are presented in the article. The recommendations are based on the results of empiric research. The objective of the research was to study the structure of intellectual and personal potential of future specialist of FPS of Russia at the stage of their initial training for service and learning. 275 students undergoing course of young soldier (their initial training for service and learning) participated in the research in country educational centre of the Academy FPS of Russia. Based on the results the conclusion that the structure of intellectual and personal potential of future specialist of FPS of Russia at the stage of their initial training for service and learning is heterogeneous and multifactor and differs depending on future specialty has been drawn. Level-specific differences between specialties have been defined in the context of qualitative heterogeneity of intellectual and personal potential of future specialist of FPS of Russia as well.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение»

УДК 159.9:343.83

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФСИН РОССИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Для цитирования

Ковальчук, И. А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение / И. А. Ковальчук, И.Б. Лебедев // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 3 (44). - С. 80-85.

Аннотация. В статье представлены практические рекомендации по психологическому сопровождению будущих специалистов ФСИН России. Они основаны на результатах проведенного нами эмпирического исследования. Целью исследования было изучение структуры интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе первичной подготовки к службе и обучению. В исследовании приняли участие 275 курсантов, проходивших курс молодого бойца (первичную подготовку к службе и обучению) в загородном учебном центре Академии ФСИН России. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что структура интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе подготовки к службе и обучению, является неоднородной и многофак-

© Ковальчук И. А., Лебедев И. Б., 2018

И. А. Ковальчук, И. Б. Лебедев

торной и различается в зависимости от выбранной специальности, а также на фоне качественной неоднородности интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России существуют и уровневые его различия между специальностями.

Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал, специалист, ФСИН России, психологическое сопровождение.

Рассмотрим направления психологического сопровождения курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, основанные на результатах нашего исследования.

В методологии психологической науки и математики существует два вида классификаций, которые мы использовали в своей работе. Классификация при заданных классах: испытуемые заранее разбиты на классы по какому-то внешнему критерию. В нашем случае это разделение курсантов, поступивших в Академию ФСИН России, на разные специальности и направления подготовки. Во время первичной профессиональной подготовки к службе и обучению мы обнаружили большое количество психологических различий в группах курсантов. Как учитывать эти различия в организации ра-

боты психологической службы Академии ФСИН России - содержание первого направления психологического сопровождения.

Классификация при незаданных классах - это такая классификация, когда внешний критерий не задан, и мы анализируем массив статистических данных, относительно которого осуществлено разбиение на классы. Существует несколько статистических методов получения подобных классификаций. Мы пользовались факторным и кластерным анализом. Следующие два направления работы психолога по психологическому сопровождению строятся на основе полученных нами классификаций. Отнесение испытуемого к какому-либо фактору или кластеру позволит психологу сориентироваться в структуре его интеллектуально-личностного потенциала и существенно углубить психокоррекционную работу. Таким образом, добавляется еще два направления психологического сопровождения, основанных на полученных нами результатах.

Еще одно направление основано на анализе построенных нами корреляционных матриц и корреляционных плеяд.

Фридерик Перлз, основатель геш-тальт-терапии, определил четыре основных типа сопротивлений у человека, которые и порождают у него невротические реакции, выявленные нами, как минимум, у существенной части курсантов. Автор назвал их интроек-цией, проекцией, слиянием и ретрофлексией. Сюда следует добавить еще и дефлексию - уход от проблемы, сопряженный с разного рода защитными вытеснениями.

По тем же критериям основными сопротивлениями (по Ф. Перлзу) мы определили следующие:

специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «Оперативно-розыскная деятельность» - ретрофлексия-проекция;

специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация «Пенитенциарная психология» - слияние;

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция, специализация «Организация режима в УИС» - проекция-интроекция;

специальность 56.05.01 Тыловое обеспечение, специализация «Тыловое обеспечение в УИС» - дефлексия-проекция.

По результатам факторного анализа было выделено 7 факторов, то есть семь базовых свойств интеллектуально-личностного потенциала будущего специалиста ФСИН России.

Первый фактор нами назван «агрессивность-импульсивность». Противоположный полюс фактора - социальная желательность (желание курсанта быть социально принятым).

Если социальная желательность высока, то психотизм, импульсивность и связанные с ними признаки низкие, и наоборот. Почему этот фактор, объединяя такие разные признаки, хотя и с разными знаками при существенной выраженности того или иного полюса, указывает нам на один и тот же тип курсантов, что объединяет эти признаки. Высокая социальная желательность (стремление к тому, чтобы все меня принимали, всем угодить) действительно избавляет курсанта от невротических проявлений, если же этого не получается, то усиливается невротиза-ция, импульсивность и агрессивность. Так или иначе, в основе поведения курсанта лежит некий страх быть не принятым в новой среде, поэтому он мо-

жет вести себя импульсивно и агрессивно.

Фактически личность курсанта развивается по шкале невротизации Ф. Перлза от простой зависимости отдругих, через фобический уровень и уровень тупика личности к имплозивному коллапсу и эксплозивному освобождению. Выяснение глубинного страха производится психологом-практиком на основе рациональной психотерапии с элементами гештальт-терапии, сама процедура имплозивно-эксплозивного перехода и освобождения происходит с применением гештальт-терапии. Создается впечатление, что при высоких оценках по этому фактору испытуемый находится на стадии личностного тупика или даже имплозива, ведет себя особенно импульсивно и агрессивно.

Испытуемые с низкими оценками по первому фактору обладают высокой социальной желательностью,подчеркнуто вежливы, предупредительны со всеми и т. п. По Ф. Перлзу, это начало потери себя, но многие современные исследователи рассматривают социальную желательность как комплекс позитивных способностей, позволяющих человеку адаптироваться в новой среде. Насколько в каждом конкретном случае социальная желательность носит конструктивный или фобически деструктивный характер, психологу-практику предстоит выяснить методами рациональной и эмоционально-поведенческой терапии. Поможет также сориентироваться вес факторной оценки при отрицательном знаке.

Второй фактор объединяет в себе оценки вербального интеллекта, все на одном полюсе с отрицательным знаком. Следовательно, психокоррекции и особому вниманию преподавателей по совету психолога должны в первую

очередь быть подвергнуты курсанты с положительными оценками по этому фактору.

Развивать вербальный интеллект, конечно, в первую очередь задача профессорско-преподавательского состава. Этих курсантов следует чаще побуждать к пространственным ответам, без опоры на бумажный текст, составлению докладов и др.

Третий фактор был нами назван фактором общительности-тревожности. Это двухполюсный фактор. С положительным весом в него входят общительность, активность и ассертив-ность, экстраверсия, с отрицательным весом - тревожность, самоуничижение, подавленность.

Как объяснить такую двухполюс-ность фактора, каковы могут быть средства психологической помощи. Первое, что следует предположить, что активность и напористость носят компенсаторный характер по отношению к тревожности, подавленности и самоуничижению. Вся эта активная и напористая общительность носит несколько надрывный характер, позволяя избегать и подавлять самоуничижение и тревожность. Лица, имеющие высокие оценки по этому фактору, - это явные ретрофлекторы, говоря словами Ф. Перлза. Те же, кто имеет высокие оценки по этому фактору, очевидно, являются носителями сопротивления по типу проекции. Через общительность и напористость они создают каналы, чтобы проецировать свою подавленность, тревожность и самоуничижение на других. Взаимодействие этих двух типов сопротивлений порождает специфическое поведение личности, то готовой активно общаться и эффективно решать общие задачи, то впадающей в подавленность и тревожность.

В основе такого сложного поведения может лежать некоторый комплекс вины, обретенный еще в детстве, который можно обнаружить методами не гештальт-терапии, а поведенческой терапии на предмет выявления навязчивых мыслей и состояний. В любом случае следует искать глубинный источник в ранних переживаниях, связанный с глубоко вытесненным чувством вины.

Четвертый фактор мы назвали фактором автономии. Кроме собственно автономии, в этот фактор с положительным весом входят такие сопряженные с ней качества, как предпринимательство, интеграция жизненных стилей,что предполагает стремление к гармоничным отношениям в семейной, личной и служебной сферах. Такой человек скорее пожертвует карьерой, чем нарушит создавшуюся гармонию ценностей. Вполне сложившийся автономно, он не хочет развиваться далее, в круг его гармоничных отношений к собственной системе ценностей не входит мотивационная зрелость. Такой сотрудник может неплохо выполнять свою работу или учиться, но только до определенного предела. Развитие и формирование новой мотивации в связи с новыми задачами пугает его чрезвычайно. Развитие же мотиваци-онной зрелости подавляет автономию гармонии стилей, тогда человек может потерять себя, смысл своего существования и работы. В любом случае в основе фактора лежит страх развития, питаемый ранее вытесненными переживаниями. Этот страх должен быть выведен психологом-практиком на сознательный уровень методом геш-тальт-терапии.

Пятый фактор мы назвали фактором невербального интеллекта. Этот фактор с положительным весом соби-

раетхарактеристики теста невербального интеллекта Равена. Характерно, что оценок, показывающих выраженность вербального интеллекта выше среднего в группе курсантов, поступивших на обучение по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «Оперативно-розыскная деятельность», три, в группе поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, специализация «Организация режима в УИС» - два, в группе поступивших на обучение по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация «Пенитенциарная психология» - 10. Наконец, в группе курсантов, поступивших на обучение по специальности 56.05.01 Тыловое обеспечение, специализация «Тыловое обеспечение в УИС», повышенный невербальный интеллект наблюдается у пяти человек. Таким образом, юридические специальности явно отстают по количеству поступивших курсантов с развитым невербальным интеллектом. Развитие этого фактора опять в большей степени касается профессорско-преподавательского состава. Следует больше иллюстрировать занятия схемами и рисунками, давая при необходимости подробные объяснения.

Шестой фактор мы назвали скоростным интеллектуальным фактором. Он собирает в основном скоростные и продуктивные оценки выполнения интеллектуальных заданий, как по вербальному, так и по невербальному интеллекту. Все со знаком плюс. Работа с этим интеллектуальным фактором так же должна проводиться психологом совместно с профессорско-преподавательским составом. Акцент здесь следует делать на том, что скорость

ответа или решения каких-либо задач не всегда способствует правильному и развернутому ответу в процессе обучения. Это, в частности, подтверждается и кластерным анализом. Так, второй кластер отличается высоким вербальным и невербальным интеллектом и при этом низкими показателями скорости решения интеллектуальных задач и скоростной продуктивности.

Последний, седьмой фактор структуры интеллектуально-личностного потенциала курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, мы назвали служебно-мотиваци-онным. Этот фактор, кроме непосредственно мотивации к службе, включает в себя такие мотивационные качества, как служение, вызов, стабильность организации службы, а также личностное качество специализации, то есть интереса к специальности. Все с положительными весами.

Так, не все курсанты обладают высоким интересом к специальности, что согласно структуре данного фактора снижает и их «вызов» и «стремление к служению», отсюда и низкая стабильность организации обучения и службы. Что предварительно следует выяснить психологу методами бесед по типу рациональной психотерапии.

Последнее направление психологического сопровождения основано на результатах кластерного анализа, то есть на той типологии интеллектуально-личностного потенциала курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, которая была получена в результате применения этого статистического метода. Если двухкластер-ная типология имеет больше теоретическое значение, то трехкластерная

непосредственно ставит перед психологом-практиком психотерапевтические и психокоррекционные задачи.

В результате математико-статисти-ческого анализа нами было определено и проинтерпретировано три кластера испытуемых курсантов. Первый кластер мы назвали конструктивным. Представители этого кластера отличаются низким психотизмом, высокой социальной желательностью, относительно высоким невербальным интеллектом, в целом средней тревожностью и самоуничижением, у них высокий невербальный интеллект, высокие показатели по скорости решения интеллектуальных задач(6-й фактор) и самые высокие показатели служения и служебной мотивации. Очевидно, что представители этого типа нуждаются в поддерживающей рациональной терапии, необходимо делать акцент на анализ жизненных планов и перспективы личностного роста, активно вовлекать таких курсантов в социально-психоло-гическиетренинги делового и личностного общения, развития профессиональных качеств.

Второй тип мы назвали невротизи-рованным. Курсанты этого типа отличаются повышенными психотизмом и импульсивностью, сниженным вербальным интеллектом, повышенной тревожностью, сниженной общительностью и напористостью, высоким вербальным интеллектом, при этом существенно низкими показателями скорости выполнения интеллектуальных заданий и еще более низкими показателями служебной мотивации. Полагаем, что именно исходная невротизация оказывает столь существенное влияние на снижение интеллектуально-личностного потенциала курсанта в период подготовки к службе и обучению. На

наш взгляд, они требуют психологического сопровождения, которое должно начинаться с выяснения глубинных причин указанной невротизации. Психолог-практик, начав с рациональной психотерапии с элементами поведенческой на предмет выяснения навязчивых мыслей и действий, переходит ко все более жесткой гештальт-терапии с целью установления глубинных причин невротизации. Это может быть страх, например, такой простой, как страх неправильного выбора профессии из-за давления родственников или самостоятельного или чувство вины с глубокими корнями, глубокая зависимость от родителей и их интроекций, в то время, когда их нет рядом. Такое проведение гештальт-терапии позволит курсанту пережить освобождение от своих фобий, что существенно снизит невро-тизацию и поможет восстановить интеллектуально-личностный потенциал.

Третий тип мы назвали посредственным. Эти курсанты отличаются повышенным невротизмом, психотиз-мом, импульсивностью, низким вербальным интеллектом и чрезвычайно низким невербальным интеллектом. При этом скорость выполнения ими интеллектуальных заданий довольно значительна, высока и служебная мотивация (на фоне, как свидетельствуют остальные результаты, существенно сниженного интеллектуально-личностного потенциала). Развитие такого курсанта в основной период обучения требует особого внимания преподавателей, воспитателей и психологов, чтобы помочь ему повысить свой интеллектуально-личностный потенциал, чтобы снизить вероятность того, что такие курсанты выйдут из академии исполнительными, но плохо образованными специалистами. Для этого

психологу-практику следует применять рациональную и поведенческую терапию с акцентом на структурирование жизненных планов, работать с Я курсанта методами гештальт-терапии, простраивая, а возможно, и расширяя его границы. Необходимо также тесное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом на предмет большей вовлеченности этих курсантов в учебный процесс.

Таким образом, мы представили все возможные направления психологического сопровождения, которые могут базироваться на эмпирико-тео-ретических результатах, полученных в нашем исследовании.

Библиографический список

1. Ковальчук И. А., Беспалова Т. М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основ профессиональной компетентности // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 89-95.

2. Ковальчук И. А., Османов Г Б. Взаимосвязь социального интеллекта и толерантности в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 107-116.

3. Ковальчук И. А. Особенности применения типологии личности К. Юнга к анализу интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2017. С. 167-174.

4. Ковальчук И. А., Гаврина Е. Е., Симакова Т. А. Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциа-лизации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2. С. 59-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.