Научная статья на тему 'Особенности педагогической модели по формированию профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России'

Особенности педагогической модели по формированию профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / INTENSIFICATION / SELF-UPBRINGING SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвишков Владимир Михайлович, Маланьин Виктор Сергеевич

Рассматриваются особенности подготовки полноценных сотрудников для уголовно-исполнительной системы, способных отвечать запросам современной жизни и обеспечивать функционирование учреждений и органов. Обучение слушателей строится по традиционной модели обучения и носит просветительско-предметный характер. Попытки вводить в учебный процесс деловые, ролевые игры, другие активные методы обучения не меняют систему качественно, хотя имеют право на существование и полноценное применение, в том числе при обучении рассматриваемой категории сотрудников. Исходя из этого главной целью становится качественное изменение педагогической деятельности, которое повлечет реальную эффективную организацию педагогического процесса. Именно это должно стать главным критерием компетентности сотрудников. В статье представлена разработанная и апробированная педагогическая модель по формированию профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвишков Владимир Михайлович, Маланьин Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCY DEVELOPMENT IN LISTENERS OF TRAINING CENTERS OF RUSSIAN PENAL SYSTEM

Characteristic features of training competitive employees for the criminal and executive system of Russia are considered. The purpose of training is to prepare specialists able to meet the requirements of contemporary society and to ensure effective activity of administrative bodies of penitentiary service. The training of listeners is carried out based on the traditional model of teaching and has an educationally thematic character. Introduction of interactive methods of teaching such as role-playing does not change the system of professional education drastically, nevertheless, its effectiveness in the process of training specialists for the penitentiary system can not be argued. Therefore, a qualitative change in the process of educating penitentiary system specialists is needed. The changes should result in a more effective organization of the pedagogical process. The level of pedagogical process effectiveness is a reflection of the employees' level of professional competency. The authors of the article introduce a new tested model of teaching instrumental in professional competency development in listeners of training centers belonging to Russian penal system.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической модели по формированию профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ноябрь, № 7 Педагогические науки 2014

УДК 372

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ЛИТВИШКОВ

доктор педагогических наук, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России (Рязань, Российская Федерация)

Litvishonok@yandex.ru

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ МАЛАНЬИН

адъюнкт, старший лейтенант внутренней службы, Академия ФСИН России (Рязань, Российская Федерация) Vitek200007@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФСИН РОССИИ

Рассматриваются особенности подготовки полноценных сотрудников для уголовно-исполнительной системы, способных отвечать запросам современной жизни и обеспечивать функционирование учреждений и органов. Обучение слушателей строится по традиционной модели обучения и носит просветительско-предметный характер. Попытки вводить в учебный процесс деловые, ролевые игры, другие активные методы обучения не меняют систему качественно, хотя имеют право на существование и полноценное применение, в том числе при обучении рассматриваемой категории сотрудников. Исходя из этого главной целью становится качественное изменение педагогической деятельности, которое повлечет реальную эффективную организацию педагогического процесса. Именно это должно стать главным критерием компетентности сотрудников. В статье представлена разработанная и апробированная педагогическая модель по формированию профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России.

Ключевые слова: профессиональное самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самостоятельная работа, интенсификация

Профессионально направленное самосовершенствование слушателей по развитию профессиональной компетентности, как показала опытно-экспериментальная работа, неразрывно связано с теоретическими и практическими занятиями, уровнем развития мотивации учебной деятельности, интересами курсантов и не только способствует формированию прочных знаний, навыков и умений, но и развивает творческий потенциал обучающихся.

Под самосовершенствованием слушателей мы понимаем совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы слушателей по повышению уровня своей профессиональной компетентности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их профессиональной деятельности. Исследованием установлено, что самосовершенствование слушателей в ходе обучения в учебном центре включает различные направления работы слушателей над собой: профессиональное самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Педагогические меры, осуществляемые при проведении формирующего эксперимента, были направлены на формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию; формирование навыков самоанализа учебной и профессиональной деятельности; выработку навыков планирования своей деятельности; улучшение организации и качества самостоятельной рабо-

© Литвишков В. М., Маланьин В. С., 2014

ты; повышение мотивационной привлекательности учебно-материальной базы; вовлечение слушателей в научно-исследовательскую работу по рассмотрению прикладных вопросов в рамках задач, решаемых в исправительных учреждениях. Одним из этапов активизации профессионального самообразования слушателей является определение индивидуально-психологических особенностей обучающегося с целью разработки системы педагогического воздействия на него. Педагогическое воздействие на личность дает положительные результаты только в том случае, когда оно воспринимается и реализуется обучающимися. Его содержание и форма должны быть направлены на стимулирование мотивации обучающихся, активизацию учебной и служебной деятельности, самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Оно должно соответствовать характеру профессиональной деятельности обучающегося, его познавательным возможностям и духовным потребностям. При этом важным условием успешного педагогического воздействия является овладение преподавательским составом приемами психологического сопровождения процесса формирования профессиональной компетентности. Проведенное экспериментальное исследование показало, что приоритетным условием активизации самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности является формирование и развитие мотивации

32

В. М. Литвишков, В. С. Маланьин

к предстоящей профессиональной деятельности. Мотивация слушателя должна быть направлена на развитие и поддержание постоянного и устойчивого интереса к освоению дисциплин, а также к деятельности по организации и ведению работы в различных условиях и обстановке. На основе анализа литературных источников и проведенной исследовательской работы выделено пять основных групп мотивов учения слушателей учебных центров ФСИН России:

1. Социальные мотивы, содержанием которых является осознание общественных потребностей, социальной значимости получаемого образования, долга перед обществом, семьей.

2. Познавательные мотивы, связанные непосредственно с учением, выражающие отношение к самому процессу обучения и содержанию учебных дисциплин.

3. Профессиональные мотивы, связанные со стремлением к овладению профессией, специальностью.

4. Мотивы социальной идентификации, то есть степень влияния коллектива на слушателя, стремление его к определенному ролевому статусу в группе.

5. Утилитарные мотивы, связанные с получением определенных личностно значимых результатов, выгод.

Как показывает проведенная опытноэкспериментальная работа, в учебной деятельности слушателей превалирует познавательная, профессиональная мотивация, возникающая, как правило, в проблемных ситуациях, развивающаяся и закрепляющаяся при правильном взаимодействии слушателей и преподавателей. Наличие устойчивой профессиональной мотивации учения - одно из важных условий достижения слушателями высоких результатов в учебной деятельности, определяющих уровень их профессиональной подготовленности к предстоящей службе. С учетом этого в учебных центрах должны быть определены пути и созданы условия, направленные на обеспечение формирования и развития мотивации у слушателей.

Важным моментом активизации процесса самосовершенствования слушателей является ознакомление их с предстоящей профессиональной деятельностью (первоначальная мотивация), что существенно влияет на формирование у них представлений о работе, осознание ее важности, значимости при решении задач [1]. Существенным условием, обеспечивающим мотивацию у обучающихся в учебном центре, является формирование интереса к изучаемым дисциплинам подготовки. При формировании интереса к изучаемым дисциплинам, а также к выполнению задач и действий в основу мотивации следует положить реализацию важнейшего положения личностно-деятельностного подхода, выделяемого в современной педагогической

психологии и других исследованиях. Одним из условий, влияющих на формирование и развитие мотивации слушателей, является изучение и демонстрация передового опыта выпускников учебного центра, их результативной работы по выполнению специальных задач в ходе осуществления профессиональной деятельности. Изучение опыта работы преподавателей и командиров групп слушателей показало, что знакомство обучающихся с положительными примерами деятельности выпускников происходит не часто. Вместе с тем было бы очень поучительно в ходе проведения занятий преподавателям активнее ссылаться на опыт решения служебных задач в повседневной деятельности, умело и поучительно подбирая примеры из опыта деятельности в учреждениях выпускников учебного центра, самих преподавателей, имеющих большой практический опыт службы в исправительных учреждениях. Как было установлено в ходе опытно-экспериментального исследования, эффективность самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности достигается высокой организацией проведения самостоятельной работы слушателей. Для самого обучающегося самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, предполагающая осознание ее цели, принятие задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизацию во времени и самоконтроль в выполнении.

Самостоятельная работа, рассматриваемая как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное значение. Основная задача самостоятельной работы в учебном центре состоит в том, чтобы направить процесс активизации познавательной самостоятельности слушателей по пути развития профессиональной компетентности [3].

Самостоятельная работа слушателей выполняет ряд основных функций: самопознавательную - приобретение новых знаний, умений и навыков; самообучающую - приобретение собственного опыта, овладение определенными умениями и навыками по индивидуальному самообучению; самовоспитательную - трансформация знаний в личные убеждения и формирование профессионально-личностных качеств; саморазвивающую - переход на новый качественный уровень знаний, умений и навыков.

Основными условиями овладения методикой самостоятельной подготовки слушателей являются: изучение научно-методической литературы по вопросам самовоспитания, самообразования и саморазвития; формирование навыков и умений работы над собой (самосознание, самоизучение, самоанализ); организация помощи

Особенности педагогической модели по формированию профессиональной компетентности...

33

обучающимся со стороны опытных преподавателей.

Следует отметить, что знание сущности, содержания и методики самостоятельной подготовки позволяет слушателям более осознанно, целенаправленно подходить к планированию самостоятельной работы.

Изучение состояния организации самостоятельной работы слушателей учебных центров ФСИН России позволяет утверждать, что 45,5 % слушателей не умеют организовывать свою самостоятельную работу; 65,8 % не умеют распределять свое время, а 54,6 % вообще не думают, что его можно распределять.

В процессе планирования самостоятельной работы слушателей преподаватель должен определить конкретный учебный материал, изучаемый самостоятельно; объем заданий, выдаваемых обучающимся; форму и сроки отчетности; знания, умения и навыки, полученные путем самообразования; последовательность самостоятельной работы; правильную организацию режима умственного труда.

В целях совершенствования самостоятельной работы слушателей на формирующем этапе эксперимента проводились инструктивно -методические занятия с преподавателями, начальниками курсов, курсовыми офицерами по особенностям организации и руководства самостоятельной работой, а со слушателями -факультативные инструктивно-методические

занятия по самостоятельной работе, которые предусматривали: обеспечение каждого слушателя общими психолого-педагогическими рекомендациями по организации и осуществлению самостоятельной работы; обеспечение каждого слушателя методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы при изучении специальных дисциплин; ознакомление обучающихся с современными методиками организации самостоятельной работы; разъяснение обучающимся возможностей учебноматериальной базы цикла; создание положительного эмоционального настроя обучающихся на активную и творческую самостоятельную работу.

Также для интенсификации самостоятельной работы слушателей применялись семестровые структурно-технологические карты, в которых указывались: информация о распределении

учебных часов по видам занятий; методика организации самостоятельной работы обучающихся; учебные задания на самостоятельную работу; перечень всех видов контроля и сроки их проведения; литература, рекомендованная для самостоятельной работы.

В процессе выполнения самостоятельной работы у слушателей происходит развитие процессов саморегуляции, самомотивации, самореализации; также вырабатываются положительная эмоциональная ориентация на

учебно-познавательную деятельность, умение планировать и прогнозировать свой личностный рост, осознание своего личностного потенциала и готовность формировать профессионально важные качества, активность и мобильность в достижении целей личностного развития. Интенсификация самостоятельной работы слушателей является важным условием активизации самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности.

Проведенное исследование свидетельствует, что одним из условий активизации самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности является руководство разработкой, организация выдачи и контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, определяемых слушателями. Опытно-экспериментальная работа подтвердила высокую эффективность творческих индивидуальных заданий.

Результаты исследования свидетельству-

ют, что более 70 % слушателей из состава экспериментальных групп указали на достижения и трудности, испытываемые в профессиональном самосовершенствовании, что подтверждает активизацию этой работы под воздействием введенных целенаправленных педагогических мер [2].

Научная организация самостоятельного труда предполагала: целенаправленность и сознательную активность в изучении специальных дисциплин; рациональное распределение бюджета времени; планомерность; самоконтроль и оценку знаний, навыков и умений, личностных качеств.

Обучение планированию предполагало ознакомление слушателей с учебной программой, логикой изучения специальных дисциплин; выявление умения планомерно осуществлять учебную деятельность; создание ориентировочной основы деятельности по планированию освоения специальных дисциплин посредством организации обмена опытом между слушателями; обсуждение и отработку на занятиях вопросов, связанных с планированием учебных действий, возникающих проблем; подготовку для слушателей методических рекомендаций по организации самостоятельной работы.

Одним из условий эффективности процесса самосовершенствования слушателей, как показало исследование, является активное вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность.

Важнейшее условие творческого развития -самостоятельная исследовательская практика всех субъектов образовательного процесса, или так называемая научно-исследовательская деятельность.

Проведенный анализ проблемы активизации самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности позво-

34

В. М. Литвишков, В. С. Маланьин

лил определить модель повышения эффективности самосовершенствования слушателей. Она состоит из нескольких этапов: самопознания, принятия решения о самосовершенствовании, выработки модели работы слушателя над собой, планирования самосовершенствования, практических действий по реализации плана самосовершенствования.

Начальным этапом самосовершенствования выступает самопознание, представляющее собой сложный процесс определения слушателем своих способностей и возможностей, уровня развития необходимых качеств личности. На данном этапе целесообразно работу осуществлять по трем направлениям: самоосознание, самоизучение, самооценка. Самоосознание позволяет слушателю глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему как к сотруднику УИС, уяснить задачи, более четко представить перспективу своего профессионального развития. Самоизучение направлено на изучение своих качеств, сопоставление их с теми требованиями, которые предъявляются к сотруднику УИС. Оно осуществляется путем самоанализа поведения, поступков, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны командиров, преподавателей, старших товарищей. В самооценке выражается мнение слушателя о самом себе. Объективная самооценка выполняет ряд функций: сравнения, фиксации, корректировки. Этап планирования связан с решением ряда взаимосвязанных задач. Прежде всего слушатель определяет цели и основные задачи, в которых отражены главные ориентиры, содержание самосовершенствования и идеалы, к которым стремится сотрудник уголовно-исполнительной системы.

На основании выработанных целей и задач каждым слушателем разрабатывается план самосовершенствования, который составляется на определенные периоды обучения. Как правило, в данном плане находят отражение следующие вопросы: какие профессиональные компетенции необходимо формировать, развивать, совершенствовать; какие личные качества планируется формировать, какие негативные качества устранить; посредством чего осуществлять реализацию намеченных целей; сроки выполнения мероприятий. Подготовительная работа, проведенная на рассмотренных выше этапах, создает хорошую основу для эффективной деятельности в последующем.

Как показывает исследование, овладение моделью самовоспитания на этапе реализации плана самосовершенствования является одним из условий повышения качества и результативности процесса самосовершенствования слушателя в целом.

Посредством самоубеждения слушатели добиваются самопризнания необходимости развития у себя тех или иных положительных качеств

личности и устранения негативных. Самообязательство заключает в себе решение слушателя заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Работа над собой требует определенного самоконтроля, который основывается на способности обучающихся осуществлять регуляцию любой своей деятельности.

Таким образом, активизация самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности и руководство ею являются важными путями повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебном центре ФСИН России.

Анализ организации формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебном центре ФСИН России показывает, что в современных условиях имеются резервы для повышения ее эффективности. К педагогическим условиям повышения эффективности внедрения современных подходов по формированию профессиональной компетентности слушателей относятся: создание диалогического пространства в организации учебного процесса; формирование психологической готовности преподавателей к использованию интерактивных форм и методов на основе современных технических средств; моделирование на занятиях различных ситуаций будущей профессиональной деятельности; моделирование межциклового комплекса специальной подготовки; наличие современной учебно-материальной базы в учебном центре. Активизация самосовершенствования слушателей по развитию профессиональной компетентности является действенным путем повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей в учебном центре.

Научный анализ проблемы позволил определить практические рекомендации, реализация которых поспособствует дальнейшему повышению эффективности формирования профессиональной компетентности слушателей в ходе профессиональной подготовки:

1. Руководству учебных центров целесообразно:

- использовать результаты проведенного исследования по теории и практике формирования профессиональной компетентности на занятиях;

- рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс учебных центров разработанной и апробированной в диссертации педагогической модели реализации процесса формирования профессиональной компетентности у слушателей учебных центров ФСИН России;

- ввести учебную дисциплину «Введение в специальность», основной целью которой является формирование положительной мотивации у обучающихся на овладение специальностью;

Особенности педагогической модели по формированию профессиональной компетентности...

35

- в отзывы на выпускников учебных центров включить раздел «Профессиональная компетентность».

2. На циклах предлагается:

- систематически анализировать отзывы на выпускников на предмет полноты и качества сформированности профессиональной компетентности у молодых сотрудников, по результатам анализа оперативно вносить дополнения и изменения в учебные программы, в содержание учебных занятий и методику их проведения;

- расширить практику использования методов интерактивного обучения;

- развивать мотивацию у слушателей к самосовершенствованию своей профессиональной компетентности.

3. Преподавателям рекомендуется:

- активизировать научную и методическую деятельность по разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию данного вида подготовки; анализировать конкретные ситуации профессиональной деятельности младших инспекторов;

- осуществлять рациональный выбор методов и форм взаимодействия со слушателями в образовательном процессе;

- расширить состав методических приемов за счет внедрения в практику работы методов оптимизационного и имитационного моделирования образовательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности слушателей;

- внедрять в педагогическую практику результаты научных исследований в области педагогики и психологии.

4. Слушателям учебных центров рекомендуется:

- совершенствовать самостоятельную работу по повышению уровня своей профессиональной компетентности;

- систематически заниматься развитием у себя специальной и персональной компетенций.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: информационно-педагогическое

и компьютерное обеспечение формирования профессиональной компетентности на занятиях в учебных центрах ФСИН России; научное обоснование квалификационных требований к слушателям учебных центров на основе моделей профессиональной деятельности и качеств личности специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Датий А . В ., Казберов П. Н . Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от “А” до “Я”» // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 15-16.

2. Литвишков В . М., Маланьин В . С . Профессиональная подготовка сотрудников в учебных центрах ФСИН России // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 5. С. 36-37.

3. Пестриков Д. В . Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 86-96.

Litvishkov V. M., Academy of the Federal Penitentiary Service (Razan, Russian Federation) Malan’in V. S., Academy of the Federal Penitentiary Service (Razan, Russian Federation)

FEATURES OF PEDAGOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCY DEVELOPMENT IN LISTENERS OF TRAINING CENTERS OF RUSSIAN PENAL SYSTEM

Characteristic features of training competitive employees for the criminal and executive system of Russia are considered. The purpose of training is to prepare specialists able to meet the requirements of contemporary society and to ensure effective activity of administrative bodies of penitentiary service. The training of listeners is carried out based on the traditional model of teaching and has an educationally thematic character. Introduction of interactive methods of teaching such as role-playing does not change the system of professional education drastically, nevertheless, its effectiveness in the process of training specialists for the penitentiary system can not be argued. Therefore, a qualitative change in the process of educating penitentiary system specialists is needed. The changes should result in a more effective organization of the pedagogical process. The level of pedagogical process effectiveness is a reflection of the employees’ level of professional competency. The authors of the article introduce a new tested model of teaching instrumental in professional competency development in listeners of training centers belonging to Russian penal system.

Key words: professional self-education, self-upbringing self-development, professional competence, independent work, intensification

REFERENCES

1. Datiy A. V., Kazberov P. N. The review of the dictionary on penitentiary psychology “A crime and punishment from “And” to “I”” [Retsenziya na slovar’ po penitentsiarnoy psikhologii “Prestyplenie i nakazanie ot “A” do “Ya””. Prikladnayayuridicheskayapsikhologiya [Applied legal psychology]. 2010. № 3. P. 15-16.

2. Litvishkov V. M., Malan’in V. S. Vocational training of employees in training centers of FSIN of Russia [Professional’naya podgotovka sotrudnikov v uchebnykh tsentrakh FSIN Rossii]. Professional noe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital]. 2014. № 5. P. 36-37.

3. Pestrikov D. V. Installation development on tolerant behavior in communication (on the example of cadets and listeners of educational institutions of higher education of FSIN of Russia) [Razvitie ustanovki na tolerantnoe povedenie v obshchenii (na primere kursantov i slushateley obrazovatel’nykh uchrezhdeniy vysshego professional’nogo obrazovaniya FSIN Rossii)]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology]. 2008. № 2. P. 86-96.

Поступила в редакцию 03.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.