ЦиликВ. А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД...
6. Ваша профессиональная подготовленность в рамках этого эпизода: достаточная степень подготовки
(основные навыки сформированы); отработаны лишь отдельные элементы; задача объяснялась только в теории; иное_____________________________________________________________
7. Что Вы хотели бы улучшить в себе после действий в этом эпизоде:
а) формирование профессиональных навыков, 123456789 10
каких, конкретно_____________________________________________________________________
б) физическую подготовку, 12345678910
в чем,конкретно______________________________________________________________________
в) внимание, память, наблюдательность,
способность к принятию решения, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
что, конкретно_______________________________________________________________________
г) управление психикой (эмоциями), 12345678910
что, конкретно_______________________________________________________________________
д) волевую сферу, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
что, конкретно_______________________________________________________________________
ж) иное (что)____________________________________________________________________
Удовлетворенность своими действиями
1. Удовлетворены ли Вы своими действиями в целом да нет иное (что)____________________
2. Если бы представилась возможность исправить свои действия, то что бы Вы сделали по-другому
3. Если Ваши действия были неудачными, то почему Фамилия, имя (можно выдуманное)_______________
Спасибо за работу
УДК 37.01
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. А. Цилик
В статье выделены наиболее важные группы профессионально-личностных качеств сотрудников и представлены основные результаты их исследования по трем основным видам профессиональной деятельности в территориальных органах МВД России. Определены перспективные направления педагогического развития профессиональноличностных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе морально-психологической подготовки.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, сотрудники органов внутренних дел, моральнопсихологическая подготовка, инновационные педагогические технологии.
В систему органов внутренних дел (ОВД) входит большое количество разнообразных служб, профессий, специальностей, должностей, которые в значительной степени различаются по своему профессиональному, педагогическому и психологическому содержанию 1, требующему от сотрудников набора развитых профессионально-личностных качеств. Подразделениям по работе с личным составом поставлены задачи по педагогическому развитию необходимых качеств сотрудников средствами морально-
психологического обеспечения. В настоящее время в юридической педагогике нет единого подхода в понимании того, какие качества следует включать в группы профессионально-личностных. В связи с этим для совершенствования педагогических условий развития профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД средствами морально-психологической подготовки необходимо конкретизировать, какие качества являются профессионально-личностными.
В специальной литературе по юридической педагогике профессионально-личностные качества сотрудников ОВД определяются как личностные качества профессионалов и представляются как совокупность качеств направленности личности, морально-психологических качеств и способностей 2.
Отмечая роль профессионализма в современном мире, некоторые авторы указывают, что «благодаря развитым профессиональным и личным качествам, профессионал-личность не позволяет самому себе выходить за рамки дозволенного не только юридическими законами, но и законами нравственности, культуры, просвещенного ума и совести» 3.
Отметим, что, по нашему мнению, развитие профессионально-личностных качеств, становление сотрудников органов внутренних дел как про-фессионалов-личностей, является общей целью всего морально-психологического обеспечения деятельности МВД России и в частности — целью моральнопсихологической подготовки.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
113
ЦиликВ. А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД...
Физическая сфера
Рис. 1. Структура профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел
В литературе по юридической психологии авторы также выделяют качества, на основе которых может сформироваться личность профессионала, и определяют их как профессионально важные качества личности сотрудников полиции. По мнению психологов, профессионально важные качества личности должны базироваться на основе таких гражданственноважных качеств, как гражданская зрелость, патриотизм, высокая общественная активность, глубокое уважение к закону, социальные ценности правового государства, честь и достоинство граждан, высокое нравственное сознание, твердость моральных убеждений, чувство долга 4.
В деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел выделяются коммуникативные качества и умения, интеллектуальные качества, особенности памяти, внимание и наблюдательность, волевые качества, эмоциональные особенности, моторные свойства 5. Отметим, что выявление и оценка групп профессионально важных качеств, указанных выше, явились основой для экспертного опроса, результаты которого приведены в настоящей статье.
Некоторые ученые среди профессионально значимых качеств выделяют специальные качества (профессиональные знания, умения и навыки), адаптивные качества (навыки, способности и умения со-
©* ■ К
щ и™- А
w тр»зв„т„ев
Интеллектуальная сфера
щ Волевое щ развитие Ш
Волевая сфера Эмоциональная сфера
Рис. 2. Развитие профессионально-личностных качеств (ПЛК) по сферам личности
трудника быстро и адекватным образом отвечать на изменение ситуации), коммуникативные качества (профессиональные умения и навыки, определяющие их общую коммуникативную направленность) 6.
Рассматривая профессионально важные качества личности сотрудников ОВД, исследователи все больше обращают внимание на ценностно-мотивационные характеристики специалистов, определяющие профессиональное поведение 7 и ценностно-смысловой генезис правоохранительной деятельности как явление, которое в последнее время приобретает особую значимость 8.
По мнению исследователей, личностные и профессионально важные качества, являясь основой профессиональной компетентности, включают три компонента: познавательно-прогностический (когнитивный), организационный и коммуникативный 9.
Некоторые авторы указывают правовую компетентность основой профессионализма сотрудников организаций, занимающихся правоохранительной деятель-
Рис. 3. Степень важности групп профессионально-личностных качеств (ПЛК), необходимых в деятельности сотрудников подразделений уголовного розыска
114
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
ЦиликВ. А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД...
■ Группа ПЛК
V Ё“ о
Рмс. 4. Степень важности групп профессионально-личностных качеств (ПЛК), необходимых в деятельности участковых уполномоченных полиции
ностью 10. Мы также считаем правовую компетентность одной из основных составляющих профессионализма сотрудников территориальных органов МВД России.
В контексте обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел среди прочих качеств выделяются качества, наиболее важные для обеспечения физической безопасности в ситуации риска для жизни 11.
Для целей нашей работы важное значение имеет определение такого понятия, как профессиональноличностные качества сотрудников органов внутренних дел.
Принимая во внимание опыт предыдущих исследователей, отметим, что под профессиональноличностными качествами (ПЛК) сотрудников органов внутренних дел мы понимаем совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей и психологических качеств личности (рис. 1).
Как отмечено выше, одной из задач подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России является работа по педагогическому развитию профессионально-личностных качеств сотрудников различными средствами моральнопсихологического обеспечения.
По нашему мнению, новым и перспективным направлением совершенствования служебной деятельности, воспитательной работы и работы по укреплению служебной дисциплины и законности в МВД России является развитие профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе морально-психологической подготовки, являющейся основной формой морально-психологического обеспечения в органах внутренних дел 12.
Руководителям учебных групп следует отказываться от формальных методов проведения занятий по морально-психологической подготовке в пользу инновационных педагогических технологий и пе-
Рис. 5. Степень важности групп профессионально-личностных качеств (ПЛК), необходимых в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
115
ЦиликВ. А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД...
редовых методик обучения, таких как психологопедагогические тренинги с использованием компьютерных технологий, кейс-метод и метод моделирования ситуаций, игровые методы обучения, показавших высокие результаты в образовательных организациях системы МВД России.
При организации педагогического процесса необходимо учитывать, что развитие профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел — это развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической сфер личности 13 (рис. 2).
Применительно к органам внутренних дел перечень важнейших профессионально-личностных качеств сотрудников по трем основным видам профессиональной деятельности (оперативно-розыскная (УР), профилактическая (УУП), административнонадзорная (ППС)) мы составили на основе мнения экспертов-профессионалов, руководителей подразделений по работе с личным составом из 20 субъектов Российской Федерации. Экспертный опрос проводился с 24 февраля по 20 марта 2015 г. на базе Академии управления МВД России. Использование опросника Липмана 14 в варианте, предложенном Е. С. Романовой и Г. А. Суворовой 15, позволило назвать основной перечень групп профессионально-личностных качеств, необходимых в указанных видах профессиональной деятельности.
По данным исследования, для сотрудников подразделений уголовного розыска наиболее важными являются коммуникативные качества и умения, особенности памяти и такие группы качеств, как внимание и наблюдательность. Меньшее значение, по мнению экспертов, имеют эмоциональность и моторные свойства.
Для профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции, по мнению экспертов, важнейшим является развитость таких групп профессионально-личностных качеств, как коммуникативные и интеллектуальные. Наблюдательности и вниманию отводится третье и четвертое место соответственно.
При оценке качеств, определяющих деятельность сотрудников патрульно-постовой службы, эксперты оценили как важнейшие коммуникативные и волевые качества. Наблюдательность, внимание, речь и память — все эти качества также следует развивать. На последнем месте по степени важности для деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции оказались интеллектуальные качества и эмоциональные особенности.
Результаты, полученные при проведении экспертного опроса, могут быть использованы при составлении программы педагогического развития профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел по видам профессиональной деятельности и на их основе — комплексной программы морально-психологической подготовки личного состава территориальных органов МВД России.
В заключение следует подчеркнуть важность педагогического осмысления проблемы развития профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. Педагогическая наука имеет в своем распоряжении большой арсенал методов, перспективных для совершенствования процесса обучения личного состава территориальных органов МВД России. Привнесение педагогического разнообразия в ставшие формальными занятия по моральнопсихологической подготовке, применение современных инновационных педагогических технологий позволит существенно повысить эффективность не только морально-психологической подготовки личного состава, но и всего морально-психологического обеспечения деятельности МВД России. 1 11
1 Экстремальная психология в особых условиях деятельности : монография / ред. Б. Г. Бовин, А. В. Кокурин, А. М. Раков. М., 2015. С. 37.
2 Столяренко А. М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI века : учеб.-метод. мат-лы по курсу «Мировые педагогические школы». М., 1997. С. 89.
3 Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие. М., 2014 С. 13-14.
4 Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие / М. И. Марьин [и др.]. Руза, 2014. С. 19.
5 Марьин М. И., Петров В. Е., Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие. Домодедово, 2014. С. 19-21.
6 Мальцева О. А. Педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в учебных центрах МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Орел,
2008. 214 с.
7 Плаксин А. А. Ценностно-смысловой подход в воспитании профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к реализации основных принципов деятельности полицейского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2. С. 217-221.
8 Статный В. М. Целевой, ценностно-смысловой и предметный генезис правоохранительной деятельности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: http: //psy-journals.ru/psyandlaw/2011/n3/46573.shtml (дата обращения: 03.04.2015).
9 Зуева Л. Ю. Личностные и профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности дознавателя // Психопедагогика в правоохранительных органах.
2009. № 1. С. 17.
10 Кархалев И. В. Акмеологические особенности развития правовой компетентности сотрудников наркоконтроля : дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 190 с.
11 Буданов А. В. Педагогика личной безопасности сотрудников органов внутренних дел : монография. М., 1997. С. 124.
12 О морально-психологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 ; Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777.
13 Новиков А. М. Основания педагогики. М., 2010. С. 69.
14 Липман О. Психология профессий. Пг., 1923. 91 с.
15 Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990. 182 с.
116
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)