Владимир КАПУСТИН
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены некоторые особенности социальной адаптации личности военнослужащего к профессиональной деятельности. В рамках компетентностного подхода дано определение социальной адаптации личности младшего командира подразделения, проходящего военную службу по контракту, к военно-профессиональной деятельности.
Some particularities of social adaptation of serviceman personality to professional activity are considered in the article. The definition of social adaptation of personality of noncommissioned officer, having military service on a contract, to the military-professional activity is given within the frameworks of competence approach.
Ключевые слова:
социальная адаптация, профессиональная деятельность, личность, военная служба; social adaptation, professional activity, personality, military service.
КАПУСТИН Владимир Владимирович — аЛъюдкт кафедры социологии Военного университета ПОАФ, а. Посави [email protected]
Среди тех проблем, с которыми приходится сталкиваться Вооруженным силам России как ядру военной организации российского общества, особое место занимает проблема отсутствия реальной модели социальной адаптации к военно-профессиональной деятельности младшего командира — сержанта-про-фессионала. Отчасти это объясняется еще и тем, что складывающаяся на протяжении десятилетий система ценностей деформируется под влиянием социальных процессов, происходящих в общественной жизни России. К числу негативных факторов, влияющих на процесс адаптации в условиях военной службы, относятся: снижение престижа военной службы; размытость таких понятий, как верность воинскому долгу, присяге; патриотизм, любовь к Родине; уважение к закону. Поэтому сформировалась острая необходимость научного социологического анализа сущности, структуры, закономерностей адаптации личности профессионального сержанта к военно-профессиональной деятельности. В связи с кадровым решением министра обороны РФ о ликвидации военно-социального института прапорщиков и мичманов, особенно в структурах новых бригад Сухопутных войск РФ, было принято решение о формировании нового военно-социального института младшего командного состава в лице сержантов-профессионалов, соответствующего перспективному облику Вооруженных сил и стоящим перед ними задачам. Вновь формируемый младший командный состав должен заменить по объему выполняемых обязанностей прапорщиков и офицеров на должностях командиров взводов и их заместителей, старшин рот, командиров отделений, расчетов и экипажей. Происходящие перемены не могут не отражаться на боевой готовности и морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных сил РФ.
Стержневым процессом в этих условиях для личности военнослужащего становится его социальная адаптация — процесс и результат активного приспособления индивида, группы или общества к изменяющейся окружающей среде, к ограничениям и негативным ситуациям последней, а также приспособление этой среды к своим потребностям1.
1 Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. «Либриком», 2009, с. 12.
М.
КД
Необходимо сделать акцент на адаптации сержанта-профессионала к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций1, с учетом задачи создания инновационных Вооруженных сил к 2020 г.
В результате контент-анализа документов, авторских наблюдений и других методов исследования напрашивается вывод, что из всех категорий военнослужащих младший командный состав представляет собой наиболее актуальный и востребованный объект для исследования.
Военно-социальная роль и место сержанта в повседневной жизнедеятельности войск и современных воинских коллективов на современном этапе реализации нового облика Вооруженных сил исключительно велика. Это объясняется рядом военно-социальных условий и обстоятельств.
Во-первых, младший командир был и останется воспитателем, руководителем и организатором всех многогранных действий подчиненных в условиях и мира, и войны. Отметим, что отделения, расчеты, экипажи боевых машин, боевые посты, которыми они командуют, составляют самое многочисленное звено в организационной структуре войск. От силы и мощи этого звена в значительной степени зависит боевая способность современных бригад. В соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ профессиональные сержанты обязаны воспитывать у подчиненных высокие морально-боевые качества, прививать интерес к военной службе.
Во-вторых, в связи с реализацией закона о 12-месячной воинской службе по призыву усилилась работа профессиональных сержантов с часто меняющимся личным составом, и в этих условиях повысилась роль процессов адаптации данных военнослужащих и их последующей социализации. Это обусловлено как увеличением объема, так и усложнением задач по мобилизации личного состава на быстрое и качественное освоение нового вооружения и военной техники.
В-третьих, социально-исторический экскурс свидетельствует о том, что если в начале XX в. для разработки нового образца вооружения и оснащения им армии требо-
1 Там же.
валось около 30 лет, то теперь этот процесс ускорился в 2—3 раза. Возросло и количество воинских должностей, особенно ротного батальонного звена (если во время Гражданской войны их было около 20, в Великую Отечественную войну — более 100, то в настоящее время — свыше 2 000).
В-четвертых, с учетом сокращения сроков военной службы по призыву и с переходом на систему комплектования должностей сержантского и старшинского состава лицами из числа подготовленных и обученных в центрах по подготовке сержантов, заключивших контракт о прохождении военной службы на период обучения в военном учебном заведении и на протяжении пяти лет после его окончания, планируется завершить комплектование должностей младших командиров из числа призывной молодежи.
Современная подготовка младших командиров по наиболее сложным военным специальностям будет осуществляться на базе военных учебно-научных центров, которые включают: учебные центры по подготовке младших специалистов, учебные школы видов и родов войск Вооруженных сил, учебные центры и школы, не входящие в виды и рода войск Вооруженных сил, межвидовые учебные центры, осуществляющие подготовку специалистов по одинаковым ВУС для всех видов и родов войск, т.к. такой сержант будет одновременно и являться молодым командиром, и оказывать помощь в поддержании дисциплины в воинских коллективах. Современные приемы ведения войны в значительной степени зависят от командования, которое на тактическом уровне демонстрируют сержанты.
Для подготовки профессионального сержантского корпуса Российской армии в соответствии с директивой министра обороны РФ № Д-112 от 31 августа 2008 г. на базе Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища им. генерала В.Ф. Маргелова в 2009 г. был создан факультет среднего профессионального образования (СПО) — центр по подготовке сержантов со сроком обучения в 2 года 10 месяцев. А с 1 сентября 2010 г., используя опыт Рязанского центра по подготовке сержантов, но применительно к специфике своего рода войск, начали осуществлять подготовку профессиональных сержантов и в других вузах Министерства обороны РФ.
Проведенные в филиале Военного учебного центра Сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации социологические исследования, в ходе которых были опрошены 234 курсанта, проходящих обучение по программам среднего военно-профессионального образования, показали следующие особенности, влияющие на военно-социальную адаптацию к профессиональной деятельности младших командиров — сержантов-професси-оналов. К ним можно отнести:
— авторитет личности командира;
— компетентность и уверенность в реальной способности выполнить поставленные задачи как в мирное, так и в военное время;
— высокий уровень мотивации к профессиональному совершенствованию и карьерному росту;
— осознание места в учебном коллективе и удовлетворенность выполняемой ролью в его жизнедеятельности;
— готовность к самопожертвованию во имя защиты Родины и ее народа;
— стремление и желание служить в Вооруженных силах РФ нового облика;
— информационное суждение и общественное мнение близких родственников и друзей о профессиональной службе в ВС нового облика;
— уровень понимания наличия военной опасности для страны;
— относительно высокий уровень уважения и доверия к военному руководству, и в т.ч. командирам всех степеней;
— социально-психологическая готовность к непосредственному участию в боевых действиях по отражению внешней агрессии и внутренней опасности;
— объективная уверенность в своем непосредственном воинском коллективе, особенно в боевой обстановке и в военное время;
— сохранение, внедрение боевых традиций Вооруженных сил страны времен Великой Отечественной войны, их пропаганда, утверждение в жизнедеятельности воинского коллектива.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы. Если рассматривать удовлетворенность воинским трудом как одну из составных частей социальной адаптации, то для большинства курсантов (85%) воинское звание и должность сержанта являются заслужен-
ным результатом признания их профессионализма и мастерства, первым шагом в военной карьере, а также предметом гордости за воинское звание и должность, признанием личных заслуг в укреплении боеспособности подразделения со стороны командования. Однако при аналогичном опросе осенью 2009 г. у этих же военнослужащих показатели были чуть выше, чем в настоящее время. Появились курсанты, которые не желают более продолжать свое обучение, не считают это своей мечтой (4%). Однако большинство респондентов серьезно оценивают свою учебу и будущие назначения на должности младших командиров. Для них это, кроме всего прочего, первый шаг в военно-профессиональной карьере, от успешности которой во многом будет зависеть их профессиональное, семейное и личное счастье. В целом, более привлекательными сторонами деятельности сержанта, по мнению опрошенных курсантов, являются: возможность работать с людьми (69%), дополнительная ответственность (43%), возможность руководить людьми (39%), доверие командиров (38%), уважение командиров (30%), более высокий уровень денежного довольствия (30%), наличие дисциплинарной власти (19%), а также более свободный режим службы, чем у рядовых солдат (матросов) (19%). Среди менее привлекательных сторон работы младших командиров курсантами отмечаются: недостаточный уровень денежного довольствия (33%), недостаточная дисциплинарная власть (24%), необходимость подчиняться (20%) и повышенная ответственность за подчиненных (17%) (осенью 2009 г. показатель был равен 8%).
Курсанты, которые хотят продолжить свою службу в воинском звании сержанта (старшины), после окончания обучения показывают достаточно высокий уровень готовности к выполнению своего воинского долга по защите Отечества. Почти все респонденты из числа поступивших в военное училище (83%) отметили, что гордятся службой в Вооруженных силах, а 11% опрошенных заявили, что их отношение к военной службе неоднозначное и почти 3% ответили, что не испытывают чувства гордости за свою службу в Российской армии. Ни один из опрошенных курсантов в 2009 г. такого мнения не высказал. При опросе осенью 2009 г. абсолютное большинство курсантов, прошедших
испытания для обучения по программе подготовки сержантов (94%), высказали мнение о своей готовности к самопожертвованию во имя Родины и стремлении образцово выполнять свой воинский долг, в 2011 г. этот показатель составил 87%. Отрицательно на этот вопрос в 2009 г. из курсантов не ответил никто, в 2011 г. их число составляло 4%.
На качественное выполнение военнослужащими задач, поставленных командованием воинских частей (кораблей), а также исполнение ими воинского долга существенное влияние оказывает их профессиональная готовность. Она включает в себя такие составляющие, как физическая подготовленность, состояние здоровья, прохождение допризывной подготовки и ее уровень, опыт трудовой деятельности до военной службы. По состоянию здоровья, физической подготовленности, психологической готовности более двух третей курсантов считают себя годными к военной службе. Более критично опрашиваемые военнослужащие оценивают уровень своей начальной военной подготовки, что связано с прекращением в последние годы преподавания этого предмета в учебных заведениях и очень незначительным количеством лиц, проходивших военную подготовку вне стен учебных заведений. Так, в ПТУ, техникуме или колледже проходили подготовку по военно-учетным специальностям 11% опрошенных, в РОСТО — 15%, в спортивных секциях
— 13%, в военно-спортивных клубах — 4% респондентов.
Значительное число курсантов отмечают стремление к повышению своего воинского мастерства. Так, 67% опрошенных курсантов отметили, что совершенствуют свою профессиональную выучку, и 18% ответили, что совершенствуют от случая к случаю. Однако 9% заявили, что хотели бы повысить свою военно-профессиональную подготовку, но не имеют такой возможности. Данные исследования показали: в общей структуре предрасположенности к профессиональной деятельности наиболее значимы ценностные ориентации, направленные на реализацию личностных целей, таких как обеспечение материального достатка своей семьи, решение жилищного вопроса, получение образования и общественно-значимой профессии. Спектр жизненных ценнос-
тей курсантов разнообразен. Наряду со стремлением к материальному благополучию, что характерно для всех респондентов, курсантами выделяется потребность в получении хорошего образования (75%), не меньше их волнует физическое развитие, далее в иерархии жизненно важных ценностей следуют: семейное счастье, реализация своих способностей, любимая работа и здоровье.
Рассмотрение наиболее привлекательных сторон военной службы позволяет сделать вывод о том, что курсанты, поступившие на факультет среднего профессионального образования и решившие после его окончания продолжить службу на сержантских и старшинских должностях, свое будущее связывают именно с этой службой. По мнению опрошенных респондентов, только в ходе службы они смогут испытать себя в сложных условиях, достичь определенного положения в жизни, приобрести материальные блага и социальные гарантии. Достаточно значимым для них является воинская честь и достоинство, возможность испытать себя в сложных условиях, физическое развитие, достижение высокого положения в жизни, интересная специальность, наличие хорошего и дружного воинского коллектива. Немаловажно также и решение жилищной проблемы.
Следует отметить, что к числу причин, оказывающих негативное влияние на социальную адаптацию младших командиров к профессиональной деятельности, относятся: ухудшение социально-экономического и правового положения военнослужащих, отсутствие условий для отдыха и досуга, неверие в возможность получения жилья, несовершенство правовой базы военной службы по контракту и др.
Личные беседы с курсантами показали, что большое значение для принятия решения о продолжении военной службы и повторном заключении контракта, помимо материальной заинтересованности, имеет морально-психологическая атмосфера в воинском коллективе: стиль служебного руководства командиров и начальников, забота командования о создании достойных условий для отдыха и проведения досуга будущих сержантов и членов их семей (около 14% имеют семьи). И это лишь некоторые из общего числа факторов, влияющих на степень освоения профессиональных ролей.