Научная статья на тему 'Изучение синдрома тюремной социальной депривации подростка в условиях изоляции'

Изучение синдрома тюремной социальной депривации подростка в условиях изоляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
637
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ТЮРЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / PRISON SOCIAL DEPRIVATION / СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / SENSORY ISOLATION / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PRISON PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазурова Н. Э.

Попадание подростка в систему уголовного правосудия само по себе становится фактором отчуждения от общества. Считается, что подросток в конфликте с законом оказывается под прессом двойной депривации, во-первых, уже случившейся и ставшей одной из причин криминального поведения, во-вторых, обусловленной особенностями функционирования системы уголовного правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hit a teenager in the criminal justice system itself becomes a factor of exclusion from society. You can say that an adolescent in conflict with the law finds himself under the pressure of double deprivation, first, that has already happened and became one of the causes of criminal behavior, secondly, deprivation, caused by features of functioning of the criminal justice system.

Текст научной работы на тему «Изучение синдрома тюремной социальной депривации подростка в условиях изоляции»

18. Филатов, К. Россия: серебро по суициду [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http://front-01.vz.rn/society/2006/10/4/51487.html

19. Шабунова, А.А. Социально-Экономические и Демографические Аспекты Суицидального/ А.А. Шабуно-ва, М.В. Морев, К.А. Гулин. - Изд-во: ИСЭРТ РАН, 2010 - 220 с.

УДК 159.9 ББК 88.4

Н.Э. Мазурова

ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА ТЮРЕМНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ПОДРОСТКА

В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. Попадание подростка в систему уголовного правосудия само по себе становится фактором отчуждения от общества. Считается, что подросток в конфликте с законом оказывается под прессом двойной депривации, во-первых, уже случившейся и ставшей одной из причин криминального поведения, во-вторых, обусловленной особенностями функционирования системы уголовного правосудия.

Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, тюремная социальная де-привация, сенсорная изоляция, пенитенциарная психология.

N. Uh. Mazurovа

SYNDROME A STUDY OF PRISON SOCIAL DEPRIVATION OF THE TEENAGER

IN ISOLATION

Abstract. Hit a teenager in the criminal justice system itself becomes a factor of exclusion from society. You can say that an adolescent in conflict with the law finds himself under the pressure of double deprivation, first, that has already happened and became one of the causes of criminal behavior, secondly, deprivation, caused by features of functioning of the criminal justice system.

Keywords: adolescence, deviant behavior, the prison social deprivation, sensory isolation, prison psychology.

В настоящее время в нашей стране серьезной проблемой для государственных органов и общества в целом является рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подростков, которое приводит их к безнадзорности и беспризорности. Подростковый возраст отличается своей сложностью, потому что каждый подросток вступает на порог взрослой жизни. Не имея поддержки и понимания, одни закрываются от всех, другие проявляют себя в различных субкультурах, связываются с «плохими» компаниями, улицы заменяют им дом, а девиантное поведение становится неотъемлемой частью их жизни.

Социальное отчуждение подростков в конфликте с законом происходит в двух направлениях: в рамках социальной депривации в целом и вследствие движения подростка по социальной лестнице вниз в системе уголовного правосудия. Подростки вступают в конфликт с законом, часто уже имея опыт отчуждения от общественной жизни (например, они проживают в закрытых учреждениях или в условиях асоциального поведения родственников, живут за чертой бедности, бом-жуют и т.д.). Однако ни одно исследование не подтверждает прямой связи между тем или иным фактором социальной интеграции и криминальным поведением. Попадание подростка в систему уголовного правосудия само по себе становится фактором отчуждения от общества. Можно сказать, что подросток в конфликте с законом оказывается под прессом двойной депривации, во-первых, уже случившейся и ставшей одной из причин криминального поведения, во-вторых, обусловленной особенностями функционирования системы уголовного правосудия. Прохождение подростком даже одной ступеньки уголовного правосудия приводит к уменьшению доступа к информации, разрыву связей с семьей, стигматизации подростка, что приводит к стрессовым и депрессивным ситуациям. Подростки группы «социального риска» постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную деприва-цию.

Депривация (от лат. deprivatio - «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей») бывает таких видов как, стимульная (сенсорная), депривация значений (когнитивная), эмоционального отношения и депривация идентичности (социальная) [3, 71]. Тюремная социальная депривация анализирует психологические особенности переживаний и стресса у подростков. Каждый человек социален, поэтому не может долгое время находится в

изоляции от общества. Анализ стрессогенных факторов, определяющих психическое состояние заключенного под стражу, показывает, что переживание психологического стресса неизбежно для каждого индивида, оказавшегося в изоляции. Тюремный стресс связан, во-первых, с принудительным содержанием в следственном изоляторе, во-вторых, с давлением вышестоящих органов на подростков - это все приводит к отрицательному влиянию на психику индивида и при неблагоприятной динамике способствует появлению различных форм деструктивного поведения [5, 416].

В условиях тюремной изоляции несовершеннолетний подросток не испытывает значительных физических, профессиональных, экологических, военных перегрузок. Именно груз эмоциональных переживаний, связанных с пребыванием в местах лишения свободы является мощным, часто - запредельным, стрессором, вызывающим "сшибку" нормальных психологических и физиологических процессов. При этом эмоциональная составляющая столь велика, что для личности подростка часто теряется смысл жизни, что приводит к суициду. Каждая четвертая смерть в исправительных учреждениях - это самоубийство [7].

Депривация подрастающего поколения - это разработка проблемы, которой активно занимались И. Лангмейер, 3. Матейчек, К. Хаузер. Й. Лангмейер и З. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации, так как существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде.

Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, «дети Маугли»). Изучаемая проблема является комплексной, так как рассматривается и социологами, и психологами и представителями других профессий. Существует ряд работ по данному вопросу [4].

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щело-ванов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенка [6].

Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, дочь 3. Фрейда и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок, приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, (заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам) дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через посредство этих внутригрупповых связей [6].

В пенитенциарной науке выделяют группу осужденных, которые настолько адаптированы к жизни в тюрьме, что для них является стрессовой ситуацией жизнь на воле. Это явление называется призонизацией. По данным выборочных исследований, примерно 30% осужденных - это лица, избравшие своей "профессией" преступную деятельность; они полностью адаптированы к условиям мест лишения свободы [1].

В ходе исследований были выделены основные признаки синдрома тюремной социальной депривации в молодом возрасте. К ним относят:

- социальные факторы развития стресса (искусственная социальная депривация, нахождение личности в сфере действия тюремной субкультуры);

- превалирование в спектре стресс-индуцирующих влияний психологических стрессоров (так у 14% осужденных подростков отмечается психический и поведенческий регресс, возникающий на фоне затяжной психогенной депрессивной реакции);

- развитие иммунодефицита с реакциями в первую очередь показателей неспецифического иммунитета, при этом хронический стресс неизбежно приводит к формированию вторичного иммунодефицита.

Тюремная социальная депривация, связана с насильственной изоляцией человека от общества в результате совершения им противоправных действий. В шкале стрессогенности Холмса и Рагге лишение свободы как мера наказания занимает третье, четвертое место; по выраженности и силе отрицательных эмоций оно сравнимо с потерей близкого человека, разрушением жилища, последствиями катастрофы [2].

У подростков проявляется часто эмоциональное напряжение, связанное с новыми условиями мест лишения свободы, грозящих субъекту какой-либо опасностью. Эмоциональная напряженность проявляется во временном снижении психических и особенно двигательных функций, сопровождается снижением внимания, ослаблением памяти, слуха. У одних состояние напряженности выражено значительно и долго не исчезает, у других - не так заметно и продолжается сравнительно короткое время. Известно, что условия тюремной изоляции характеризуются монотонностью существования, нарушением ритма сна и бодрствования, изменением пространственно-временных параметров (гипокинезия), ограничением доступа информации (сенсорный голод), ограничением общения (одиночество), групповой изоляцией. К числу проблем возникающих у подростков в заключении является адаптация, частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, наличие криминальной субкультуры, постоянное психологическое давление, как со стороны персонала пенитенциарных учреждений, так и криминализованных неформальных групп. В таких условиях заключенные подростки подвержены депрессии, сопровождающейся чувством одиночества, скукой, раздражительностью, вялостью, снижением активности, ослаблением воли, безразличием к окружающим.

Значимым стрессором является также физическое насилие, в первую очередь относящееся к категории заключенный-заключенный, либо постоянная угроза насилия в различных вариантах. Индивидуальная изоляция приводит к тревожности, неуравновешенности и неустойчивости настроения, следствием групповой изоляции («зимовочный синдром») являются депрессивные проявления, враждебность, нарушения сна и ослабление когнитивных функций [8]. При длительной групповой изоляции отмечаются нарушения в сфере взаимоотношений, приводящие к конфликтам и появлению в группе «отверженных» [10].

У подростков в заключении происходят моральные страдания, возмездия за совершенное преступление. Но способствуют ли они ресоциализации юного гражданина России, помогают ли они предотвратить дальнейшие конфликты с Законом?

Таким образом, изучая вопрос синдрома тюремной изоляции в подростковом возрасте, можно сказать, что данный вопрос является актуальным и важным, так как в современной литературе недостаточно изучены процессы переживания стресса в условиях изоляции, когда наиболее ярко проявляется социальная депривация подростка.

В дальнейшем нами планируется изучение депривации, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей подростков, находящихся на учете в специальных подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН), а также разработку комплексных профилактических мер и коррекции по адаптации подростка в социуме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бовин, Б.Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденного / Б.Г. Бовин. - М., 2005. - 35с.

2. Гернет, М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии / М.Н. Гернет. - М., 1925. - 55 с.

3. Кулагина, И.Ю. Психологическая коррекция девиаций личностного развития социальных сирот / И.Ю. Кулагина, Л.В. Сенкевич, Е.А.Поляков // Вестник Гос. ун-та управления. - 2007. - № 9 (35). - С.6-71

4. Ландгмейер, Й. Психологическая депривация в детском возрасте / Й. Ландгмейер, З. Матейчик. - М., 1984. - 148 с.

5. Лебедев, В.И. Групповая изоляция / В.И. Лебедев. - СПб., 2000. - 416 с.

6. Пашина, А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома / А.Х. Пашина //Психологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 8-10.

7. Петров, В.И. Особенности и результаты медицинской реабилитации осужденных с расстройствами адаптации тревожно-депрессивного спектра / В.И.Петров и др. // Медицинский журнал. - 2006. - № 4. - С. 68-69.

8. Поляков, Е.А. Особенности личностного развития воспитанников коррекционных детских домов и школ-интернатов / Е.А. Поляков, А.М. Харитонова. - Челябинск. - 265 с.

9. Пономарев, С.Б. Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте / С.Б. Пономарев и др. - Екатеринбург, 2008. - 27 с.

10. Хрящова, Н.Ю. Психические состояния при изоляции / Н.Ю. Хрящова. - СПб., 2000. - 413 с.

УДК 159.99 ББК 88.8

В.И. Мищенко

ТРЕНИНГ ПО СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем - способность личности к саморегуляции своего психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях. Даются практические рекомендации по развитию навыков стресс-менеджмента.

Ключевые слова: стресс, стрессовая ситуация, тревожность реактивная, тревожность личностная

V. I. Mishchenko

TRAINING ON STRESS MANAGEMENT AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF LIFEOF STUDENTS

Abstract: this article discusses one of the problems is the individual's capacity for self-regulation of their emotional state in stressful situations. Practical recommendations for the development of the skills of stress management.

Keywords: stress, stress, reactive anxiety, personal anxiety.

Любая ситуация может стать стрессовой для личности. О сложности определения самого понятия «стресс» говорил еще Г. Селье - общепризнанный специалист в изучении этой проблемы. В конечном итоге он делает вывод, что «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [5]. Принято считать, что если человек переживает стрессовое состояние - это ненормально, значит, у него «проблемы с нервами». Однако мы вслед заГремлин и Ауэрбах [1] склонны полагать, что стресс - это нормальная реакция на изменившиеся (и вследствие этого ставшие ненормальными) условия или ситуацию. Тогда акцент смещается на то, каким образом индивид справляется с этой ситуацией. Во многом успешность решения нестандартной ситуации зависит от такого качества личности как тревожность. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Но высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Именно к таким ситуациям относятся сдача экзамена, публичное выступление, собеседование с работодателем, выслушивание критики или похвалы, отстаивание своего мнения, принятие решений, просьбы о помощи и другие.

Проведенное нами в 2014 году психодиагностическое обследование 268 студентов I курса при помощи Шкалы Спилберга-Ханина выявило высокий уровень личностной тревожности у 33,5 % респондентов. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Зачастую это ухудшает качество деятельности, затрудняет самопрезентацию и межличностное взаимодействие, негативно сказывается на самооценке. Социальные ситуации начинают восприниматься субъектом как стрессоры, что делает невозможным самореализацию личности в постоянно меняющемся и развивающемся социуме.

Поэтому нами был подготовлен тренинг, целью которого мы определи повышение качества жизни путем управления стрессовыми ситуациями. Задачами тренинга стали следующие:

* научиться выявлять симптомы стресса;

* сформировать умение классифицировать стрессовые ситуации;

* отработать техники профилактики и оптимизации стресса;

* научиться противостоять стрессу, восстанавливать работоспособность, физические и душевные силы, предупреждать потерю мотивации;

* эффективно использовать в повседневной жизни различные способы стресс -менеджмента;

* воспринимать любые обстоятельства, адекватно реагируя на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.