Научная статья на тему 'Типология переживания стресса в условиях изоляции'

Типология переживания стресса в условиях изоляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3689
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / АУТИЗМ / AUTISM / АДАПТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯЦИИ / ADAPTATION UNDER THE CONDITIONS INSULATION / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ТЮРЕМНОГО СТРЕССА / EXPERIENCE OF PRISON STRESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / СТРЕСС / STRESS / СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР / STRESSOGENIC FACTOR / СУБСИНДРОМЫ СТРЕССА / SUBSYNDROME OF STRESS / ТЮРЕМНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / PRISON ISOLATION / "ТЮРЕМНЫЙ СИНДРОМ" / "PRISON SYNDROME" / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / DEPENDENT BEHAVIOUR / COPING-STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермасов Евгений

В данной статье анализируются психологические особенности переживания стресса в условиях тюремной изоляции. Тюремное заключение является сильным экстремальным воздействием. Переживания стресса в условиях изоляции имеют свою типологию. Эта типология определяется социальными условиями, генотипом, уровнем образования, гендерными особенностями, возрастными особенностями заключенного и другими факторами. В ходе проведенного исследования выделено 5 типов переживания стресса в условиях изоляции: агрессивный, аутистический, зависимое поведение, просоциальный и деструктивный. Выделенные типы переживания стресса отличаются формой адаптационной активности личности, различной степенью влияния и формой проявления аффекта и когнитивного компонента поведения, используемыми копинг-стратегиями, механизмами психологической защиты, конструктивностью, продуктивностью, степенью и выраженностью негативных последствий для личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides us with the analysis of psychological features of the stress suffering in conditions of prison isolation. Imprisonment is strong extreme influence. Experiences of stress in conditions of isolation have the typology. This typology is determined by social conditions, a genotype, an educational level, gender features, age features of the prisoner and other factors. During carried out research 5 types of experience of stress in conditions of isolation are allocated: aggressive, autism, dependent behavior, prosocial and destructive behavior. The allocated types of experience of stress differ the form of adaptable activity of the person, a various degree of influence and the form of РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 93 № 1 2011 Социальное пространство развития личности display of affect and cognitive component of the behaviour, used coping-strategy, mechanisms of psychological protection, constructibility, efficiency, a degree and expressiveness of negative consequences for the person. Keywords: aggression, autism, adaptation under the conditions

Текст научной работы на тему «Типология переживания стресса в условиях изоляции»

Социальное пространство развития личности

Евгений Ермасов

ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. В данной статье анализируются психологические особенности переживания стресса в условиях тюремной изоляции. Тюремное заключение является сильным экстремальным воздействием. Переживания стресса в условиях изоляции имеют свою типологию. Эта типология определяется социальными условиями, генотипом, уровнем образования, гендерными особенностями, возрастными особенностями заключенного и другими факторами. В ходе проведенного исследования выделено 5 типов переживания стресса в условиях изоляции: агрессивный, аутистический, зависимое поведение, просоциальный и деструктивный. Выделенные типы переживания стресса отличаются формой адаптационной активности личности, различной степенью влияния и формой проявления аффекта и когнитивного компонента поведения, используемыми копинг-стратегиями, механизмами психологической защиты, конструктивностью, продуктивностью, степенью и выраженностью негативных последствий для личности.

Ключевые слова: агрессия, аутизм, адаптация в условиях изоляции, зависимое поведение, деструктивное поведение, копинг-стратегия, переживание тюремного стресса, психологическая защита, стресс, стрессо-генный фактор, субсиндромы стресса, тюремная изоляция, «тюремный синдром», экстремальная ситуация.

Annotation. This article provides us with the analysis of psychological features of the stress suffering in conditions of prison isolation. Imprisonment is strong extreme influence. Experiences of stress in conditions of isolation have the typology. This typology is determined by social conditions, a genotype, an educational level, gender features, age features of the prisoner and other factors. During carried out research 5 types of experience of stress in conditions of isolation are allocated: aggressive, autism, dependent behavior, prosocial and destructive behavior. The allocated types of experience of stress differ the form of adaptable activity of the person, a various degree of influence and the form of

display of affect and cognitive component of the behaviour, used coping-strategy, mechanisms of psychological protection, constructibility, efficiency, a degree and expressiveness of negative consequences for the person.

Keywords: aggression, autism, adaptation under the conditions insulation, dependent behaviour, destructive behavior, coping-strategy, experience of prison stress, psychological protection, stress, stressogenic factor, subsyndrome of stress, prison isolation, «prison syndrome», extreme situation.

Предпосылки широкого распространения концепции стресса

В экстремальной психологии выделяют кратковременный и длительный стресс

Основания общей теории стресса созданы канадским ученым Гансом Селье и его учениками. Предпосылкой широкого распространения концепции стресса стало возросшая актуальность проблемы выживания человека в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды, а также в экстремальных ситуациях. Основой учения о стрессе стало выявление и исследование неспецифических проявлений адаптации организма к требованиям среды. Г. Селье выделил три стадии стресса. Первую стадию он назвал «аларм», то есть мобилизацией «по пожарной тревоге» с использованием адаптационных резервов, которые в организме всегда наготове. «Резистентность» -вторая стадия - сбалансированное, более или менее равномерное расходование адаптационных резервов. Если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия - «стадия истощения». Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма.

Вклад в теорию стресса был сделан исследователями экстремальной психологии. Исследователями были выделены кратковременные и длительные экстремальные ситуации, проанализированы особенности реакций стресса при различных по интенсивности и продолжительности действия стрессорах [1]. Кратковременный стресс - бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то организм может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резервах. Длительный стресс - постепенные мобилизация и расходование «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Адаптация к таким факторам возможна, только если организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резер-

Существуют различные трактовки термина «стресс»

вы, «подстраивается» к уровню длительных экстремальных требований среды. Причиной длительного стресса может быть не только непрерывный, но и часто повторяющийся экстремальный фактор. При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека.

Исследования долгого стресса проводились в фашистских лагерях во время Второй мировой войны. Систематическое экспериментальное изучение долгого стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. В последовавших исследованиях особое внимание уделялось изучению особенностей психических состояний и работоспособности человека в экстремальных условиях. В новейших исследованиях стало общепринятым изучать и осмысливать многообразие психической и социальной активности (и пассивности) людей при стрессе с учетом многих антропологических факторов, то есть человека со всеми его свойствами, функциями, проявлениями, взаимоотношениями. По мнению одного из наиболее авторитетных исследователей стресса в отечественной психологии Л. А. Китаева-Смыка, следует обратить пристальное внимание на целесообразность такого методологического направления как зооантропология, то есть на то, как исключительно зоологические функции психики, организма актуализируются в человеческих поступках, действиях, эмоциях, социальных контактах [2, с. 8]. Обобщив многочисленные исследования, посвященные проблемам стресса, он сформулировал следующие трактовки термина «стресс», встречающиеся в литературе [2, с. 20]:

Сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм или только неприятное человеку воздействие. Это понимание слова «стресс», как правило, уже давно не используется благодаря введению Г. Селье для обозначения стрессогенного воздействия (фактора) термина «стрессор».

Сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора. Это прагматически суженное представление о стрессе.

Физиологические, психологические, социально-психологические, рабочие и другие реакции, возникающие при всяких ответах организма на экстремальные требования внешней среды.

Симптомы

«эмоционально-

поведенческого

субсиндрома

стресса»

Вегетативный,

когнитивный

и социально-

психологический

субсиндромы

стресса

Комплекс адаптационных реакций организма, но только тех, которые сходны и одинаково возникают при различных адаптационных состояниях. Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы таких реакций сходны и при «плохих», и при «хороших» воздействиях. Эти симптомы одинаковы при разных состояниях, а не специфичны для одного или другого из них. Это значение термина «стресс», предложенное Г. Селье и понимаемое им как «общий адаптационный синдром».

Л. А. Китаев-Смык выделил из многообразной картины длительного стресса его «субсиндромы», которые являются формами адаптационной активности. Эти формы «общего адаптационного синдрома» он предложил рассматривать как «субсиндром стресса». В экстремальных условиях жизни первоначально заметными становятся адаптивно-защитные изменения эмоций и поведения, составляющие «эмоционально-поведенческий субсиндром стресса». Мобилизация адаптационных резервов человека, которые «всегда наготове», проявляется в различных эмоциональных и поведенческих реакциях, из которых наиболее распространенными являются:

- агрессия и бегство (эффект «ухода») - эмоциональные реакции этих форм защитного поведения различны, но обе модели поведения предназначены для активного удаления стрессора;

- пассивное защитное поведение для пережидания опасности;

- конструктивное преодоление негативных воздействий стрессовых факторов.

По мере продолжения воздействия стрессора и расходования адаптационных резервов человека, на место эмоционально-поведенческой защиты приходит адаптационно-защитная активация многочисленных вегетативных систем, процессов. Это фаза стресса -«вегетативный субсиндром стресса». В дальнейшем стрессовые нагрузки приводят к изменениям интеллектуальной активности и общения, то есть к проявлениям «когнитивного субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения мыслительной активности при стрессе) и «социально-психологического субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения общения при стрессе). Очередность манифестирования последних двух субсиндромов стресса обусловлена индивидуально-личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных условиях [2, с. 21-25].

Тюремный синдром - комплекс психологических переживаний личности

Достигнутые за последние годы успехи в изучении природы стресса, особенностей переживания стресса в экстремальных условиях, позволяют по-новому рассмотреть вопрос переживания стресса в условиях тюремной изоляции. В шкале стрессогенности Холмса и Рагге лишение свободы как мера наказания занимает третье-четвертое места; по выраженности и силе отрицательных эмоций оно сравнимо с потерей близкого человека, разрушением жилища, последствиями катастрофы [3]. Для обозначения физиологических, социальных и социально-психологических механизмов адаптации осужденных к условиям лишения свободы в отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии получил широкое распространение термин «тюремный стресс» или «тюремный синдром» (от греч. Syndrome - стечение), определяемый как комплекс психологических переживаний личности, оказавшейся в условия искусственной изоляции. При этом тюремный стресс часто рассматривается как синоним эмоциональной напряженности, связанный с новыми условиями мест лишения свободы, грозящих субъекту какой-либо опасностью [4]. Известно, что условия тюремной изоляции характеризуются монотонностью существования, нарушением ритма сна и бодрствования, изменением пространственно-временных параметров (гипокинезия), ограничением доступа информации (сенсорный голод), ограничением общения (одиночество), индивидуальной и групповой изоляцией. К числу факторов пенитенциарной среды, представляющих трудности для адаптации, относят также частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, наличие криминальной субкультуры, постоянное психологическое давление. Значимым стрессором является также физическое насилие, в первую очередь относящееся к категории заключенный-заключенный, либо постоянная угроза насилия в различных вариантах. К стрессогенным факторам пенитенциарной среды относят также скученность и бытовые проблемы. Тюремный стресс, связанный с принудительном содержанием в изоляции, оказывает отрицательное влияние на психику заключенного и при неблагоприятной динамике способствует появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжелых психических расстройств. В этом случае принудитель-

Лишение свободы -сильный дистресс

Переживания стресса в условиях тюремной изоляции

ная изоляция оказывает сильное психотравмирующее воздействие [5].

А. В. Пищелко и Д. В. Сочивко указывают, что лишение свободы как социальный институт является дистрессом, вызывающим такие типичные психические состояния осужденных, как фрустрация (крушение жизненных ценностей, установок, целей и перспектив), конформность (в связи с мощным психологическим прессингом, которому микросреда подвергает каждого осужденного), дискомфорт (сам факт осуждения, разрушение социальных связей и привычного круга общения). Авторами выделяются несколько специфических синдромов, в которых проявляются психические состояния осужденных: фрустрационный синдром, «синдром невинно пострадавшего», «синдром ожидания», «синдром тоски и скуки». К структурным элементам этих синдромов относятся: нарастание тревожности, появление фобий, астено-депрессивных состояний, возрастание зависимости поведения личности от внешних факторов [6]. Нередко психика осужденного не справляется с прессингом психотравмирующих и фрустрационных ситуаций, которые наиболее ярко проявляются в условиях следственного изолятора.

В зарубежных публикациях интерес к психологическим закономерностям и механизмам адаптации человека в условиях изоляции был пробужден воспоминаниями и научными публикациями видных психологов Б. Беттельхайма, В. Франкла, Э. Гофмана и других. Анализ существующих в зарубежной психологии подходов к изучению проблемы стресса, испытываемого личностью в условиях длительной изоляции от общества, свидетельствует, что ряд ученых (В. Франкл, Б. Беттельхейм) рассматривают данный феномен через специфику определенных фаз отбывания заключения, влияющих на трансформацию личности и поведение человека до такой степени, что это может привести к саморазрушающему поведению и стать психотравмиру-ющим для личности. По мнению В. Франкла, человек, помещенный в места лишения свободы, проходит три специфичные фазы, а именно: 1 - «фазу шока поступления»; 2 - «фазу адаптации»; 3 - «фазу освобождения» [7]. Американский исследователь Э. Гоффман выделил две фазы: первичную, происходящую сразу после попадания в тюрьму, и вторичную, направленную на выживание в тюрьме и превращение под влиянием ее субкультуры в настоящего преступника [8]. Одним из первых

Психологические особенности переживания стресса в заключении

Тюремное заключение -сильный экстремальный стресс

отечественных ученых психологический процесс адаптации заключенных описал М. Н. Гернет, показав, что на личность осужденных активно влияют: разрыв прежних межличностных связей и отношений, помещение в замкнутую агрессивную среду, принуждение к соблюдению режимных требований, к различным видам принудительной деятельности и другое. [9].

Переживание психологического стресса неизбежно для каждого индивида, оказавшегося в условиях тюремной изоляции (социальной депривации). Влияние новой социальной среды и условий содержания в ситуации несвободы вызывает неспецифическую потребность восстановить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Заключенный, пребывая в условиях хронического стресса, переживает все стадии адаптационного синдрома. Острота переживания стресса обусловлена значительным психическим напряжением, вызванным рядом объективных (социальная депривация, камерные условия и др.) и субъективных (асоциальные ценностные ориентации, деформированная система отношений, неадекватные механизмы психологической защиты, стратегии копинг-поведения и др.) факторов. Указанные факторы влияют на степень развития внутрилич-ностных и межличностных конфликтов, психотравма-тизацию личности. Груз эмоциональных переживаний, связанных с совершением преступления, страхом разоблачения, муками совести, ожиданием ареста, заключением под стражу, пребыванием в следственном изоляторе, судом, знакомством с тюремным бытом, а также с условиями содержания, является мощным стрессором, вызывающим сдвиг нормальных психологических и физиологических процессов. При этом в качестве наиболее тяжелых психических состояний выступает чувство личной незащищенности, одиночество, тревожность и др. При затяжном пенитенциарном стрессе человек часто не может контролировать себя, свои эмоции, у него развиваются невротические расстройства и реактивные состояния. Психологическая, эмоциональная составляющая при тюремном стрессе столь велика, что для личности часто теряется смысл жизни, человек нередко покушается на самоубийство.

Учитывая социальные, психологические и психические изменения, которые возникают при негативном воздействии пенитенциарного стресса на человека в условиях искусственной изоляции, тюремное заключе-

Переживания стресса в условиях изоляции имеют свою типологию

ние можно в полной мере отнести к сильным экстремальным воздействиям и стрессорам. В качестве стрессоров выступает индивидуальная или групповая изоляция, переживание несвободы как личной утраты, переживания обстоятельства совершенного преступления, социально-психологическая и иные виды депривации, конфликтность среды, криминальная субкультура, ощущение опасности и другие.

Из описанных в литературе факторов, от которых зависит экстремальность стрессоров, в условиях изоляции проявляются следующие: субъективная оценка опасности (ее индивидуальная значимость, способность контроля над стрессовой ситуацией, осознание возможности изменения ситуации без участия субъекта, оценка неясности ситуации, оценка возможности ее повторения, степень личного опыта переживания подобной ситуации), субъективная чувствительность к стрессору, степень неожиданности стрессора, близость стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно-неприятно», продолжительность действия стрессора при сохраняющееся его субъективной значимости, неопределенность продолжительность сроков действия стрессоров, контролируемость стрессоров, изменчивость экстремальной ситуации вследствие ее собственной динамики, появление новых микрострессоров и т.п. [10].

Эта типология определяется социальными условиями, генотипом, уровнем образования, гендерными особенностями, возрастными особенностями заключенного и другими факторами. Мною выделены психологические типы переживания стресса, которые могут быть представлены с точки зрения продуктивности адаптации к условиям изоляции следующими типами:

Агрессивный тип с выраженной агрессией во вне или со сдерживаемой агрессией у лиц с криминальным опытом. Соответствует агрессии как защитной эмоциональной и поведенческой реакции, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Китаев-Смык). Направлен на активное удаление стресса.

Аутистический тип (уход от контактов, бегство от стресса). Является активной защитной эмоциональной и поведенческой реакцией, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Китаев-Смык). Направлен на избегание стресса.

Аддиктивный тип (зависимое поведение, пассивно-зависимая стратегия поведения, жертва насилия и

№ 1 - 2011

агрессии со стороны других заключенных). Соответствует пассивной защитной модели поведения для пережидания опасности, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Китаев-Смык).

Просоциальный тип (ориентированный на соблюдение социально одобряемых норм поведения). Соответствует модели конструктивного преодоления негативных воздействий стрессовых факторов, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Китаев-Смык).

Аутодеструктивный тип (суицидальное поведение, членовредительство самоповреждение, аутоагрессия). Сопровождается крайними формами проявления «когнитивного субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения мыслительной активности при стрессе) и «социально-психологического субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения общения при стрессе). Выбор осужденными У некоторых заключенных в первый день нахож-стратегии поведения дения в изоляции можно наблюдать так называемое в изоляции «ориентировочное замирание» (по Л. А. Китаеву-

Смыку) [2, с. 59-60]. Его функциональное назначение заключается в выборе стратегии поведения в изоляции как стрессовой ситуации: реагировать на стресс активно, пассивно или конструктивно. Эта фаза переживания стресса в условиях изоляции (не основная, не обязательная) может предшествовать дальнейшему течению стресса. Ориентировочного замирания может и не быть, если стрессор известен, недавно действовал и адаптационно-аналитические системы организма имеют «решение», как реагировать на него: активно, пассивно или конструктивно. Эта фаза пенитенциарного стресса более характерна для лиц, впервые оказавшихся в условиях заключения. Для них изоляция является новым сильно действующим стрессором, приводящим к существенным изменениям функционирования организма, а также оказывающим сильное воздействие на личность. При работе с данной категорией заключенных у психолога часто возникают сложности при диагностике возможного поведения в условиях изоляции, определении доминирующей модели поведения и эмоционального реагирования на сильно действующие стрессоры. С другой стороны, для лиц, ранее судимых, содержащихся в условиях изоляции (причем не обязательно тюремной изоляции) или отбывавших наказание в местах лишения свободы, фазы «ориентировочного замирания» может и не быть. У них уже

100

№ 1 - 2011

Механизмы

психологической

защиты

имеется личный опыт переживания изоляции, выработана стратегия поведения, связанная с индивидуальными личностными особенностями реагирования на заключение (лишение свободы) как сильно действующий фактор.

Переживание стресса в экстремальных условиях приводит в выработке того или иного типа психологической защиты, например, отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, компенсация, изоляция и другие. Чем больше выражена психологическая защита, тем меньше значение психогенного фактора и наоборот. Психогенный фактор -это реальное воздействие данной травмирующей ситуации (на конкретную личность), участвующее в качестве внешнего патологического агента в развитии психического расстройства. Если механизмы защиты оказываются несостоятельными для успешного преодоления ситуации, то нарастает тревога, приводящая к дезинтеграции психической деятельности и деструктивному поведению, негативным последствиям острого переживания стресса в условия изоляции.

Общеизвестно, что различают примитивные, пограничные и полноценные механизмы психологической защиты. Примитивными являются непродуктивные, осуществляемые на низком уровне защиты (регрессия, отрицание, конверсия, аннулированные действия, проекция), которые препятствуют личностному развитию, переводят личность на более низкий уровень функционирования, способствуют отказу от самореализации. К пограничным механизмам относятся малопродуктивные защитные механизмы, представляющие мнимые решения и самообман, но позволяющие сохранить ценой различных искажений реальности привычный способ функционирования. К ним относятся: подавление, реактивное образование, интеллектуализация, наркотизация, перенос, изоляция [11]. Но в условиях социальной депривации (наиболее остро переживаемой в период содержания в следственном изоляторе) даже примитивные и малопродуктивные механизмы психологической защиты оказываются не менее эффективными, чем полноценные механизмы психологической защиты.

Для каждого типа переживания стресса в условиях тюремной изоляции можно выделить характерные копинг-стратегии, механизмы психологических защит:

Агрессивному типу реагирования на стрессор соответствует проекция, замещение, перенос.

№ 1 - 2011

Сущностные особенности типов психологических защит: Проекция

Замещение

Отрицание

Аутистическому типу реагирования на стрессор соответствует отрицание, регрессия, изоляция, наркотизация или отвлечение.

Аддиктивному типу реагирования на стрессор соответствует регрессия, подавление.

Просоциальному типу реагирования на стрессор соответствует интеллектуализация, рационализация, сублимация, компенсация, интроекция.

Аутодеструктивному типу реагирования на стрессор соответствуют примитивные психологические защиты, выбор доминирующей зависит от индивидуальных психологических особенностей личности. Описанные выше психологические защиты оказываются малоэффективными, что повышает риск неадекватного саморазрушающего поведения личности.

Проекция - защитный механизм, сущность которого заключается в том, что индивид свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Те отрицательные эмоции, которые направлялись бы против себя («чувство вины»), теперь направляются на других. Индивиду удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения. Проекция выступает как защита, приписывание другому качеств, чувств, желаний, которые субъект не замечает в самом себе. Проекция является средством защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться и защититься от них.

Замещение - защитный механизм, который развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как источник отрицательных переживаний. Во избежание ответной агрессии или отвержения индивид снимает напряжение, обращая гнев или агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Замещение, таким образом, может проявляться как в активной, так и в пассивной форме.

Отрицание - защитный механизм, наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный. Означает непризнание, отказ, опровержение, отречение. Это особая форма сопротивления индивида, когда вытесненное из сознания содержание (желания, мысли, чувства, эмоции и т.п.) становится вновь осознанным и требовательным, и, защищаясь от аффекта, индивид отрицает, не признает этого содержания своим собственным. Этот механизм равносилен закрытию глаз на реальное поло-

102

№ 1 - 2011

Регрессия

Подавление

Интеллектуализация

жение дел. Отрицание и реальность несовместимы, поэтому при явной выраженности этого механизма защиты у взрослого, имеют место подозрения о психическом расстройстве, как правило, истерии.

Регрессия - защитный механизм, который представляет собой психический процесс, посредством которого происходит возврат к предыдущим формам мышления, отношений, действий, то есть переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее дифференцированным формам поведения. Регрессия часто проявляется в детстве для преодоления неуверенности в себе и страха неудачи. Это возврат субъекта к уже пройденным этапам развития. Механизм регрессии обычно воспринимается как последний рубеж защиты, когда более сложная психологическая защита оказывается неэффективной. Особенности защитного поведения в норме проявляются в слабохарактерности, отсутствии глубоких интересов, податливости, внушаемости, нерешительности, неумении доводить до конца начатое дело, поверхностности в отношениях, склонности к мистике и суевериям, страхе одиночества, потребности в контроле, подбадривании, утешении.

Подавление - защитный механизм, направленный на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идей, аффекта и т.п. Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, вызывающих страх, стыд, чувство вины. Подавление выступает как механизм работы сознания, когда речь идет об исключении некоего психического содержания из области сознания. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей; часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях, отрезки жизненного пути, заполненные тяжелыми психическими переживаниями. Подавление действует избирательно и направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности, и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее. По мнению психоаналитиков, все, что остается в бессознательном от подавленного аффекта, можно сравнить с неразвившимся зародышем.

Интеллектуализация - защитный механизм, посредством которого индивид стремится выразить в дискурсивном виде, в том числе и во внутренней дискуссии с самим собой, свои конфликты и аффективные состояния, чтобы овладеть ими. В этом процессе

№ 1 - 2011

Компенсация

Изоляция

абстрактное умствование («мудрствование») и резонерство преобладают над переживанием. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от переживаний и аффективных состояний и их нейтрализация. Вместо реальных действий по устранению переживаний тревоги и страха индивид начинает строить абстрактные суждения и представления, стремясь к избавлению от фрустрации. В норме защитное поведение проявляется как старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм. Интеллектуализация является полезным защитным механизмом, когда выражена в психической активности личности умеренно. Если же она выражена в значительной степени, то индивид лишается полноценной эмоциональной жизни, происходит патологизация личности с признаками психической дезадаптации. Индивиды с фиксированным механизмом интеллектуализирован-ной защиты оставляют впечатление холодных, маши-ноподобных, лишенных эмоционального компонента общения, склонных к сохранению психической отчужденности и дистанцированию от других людей. Они не способны принять решение, подменяют действия «размышлениями», склонны к самообману и самооправданию; у них легко возникают различные фобии, ритуальные и навязчивые действия.

Компенсация - защитный механизм, онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный. Развивается и используется, как правило, сознательно; функционирует для защиты от тревоги, печали, горя, страдания по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Проявление компенсации можно видеть повсюду, где физические или психические действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы как-то их восполнить.

Изоляция - защитный механизм, характерный при неврозе навязчивости, то есть изоляция определенных мыслей или поступка, разрыва их связей с другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции -остановки в процессе мышления, использование ритуалов и т.п. При воспроизведении в сознании травмирующих впечатлений, мыслей, образов происходит изоляция эмоциональных компонентов путем подавления. В этом случае идея, мысль, впечатление, представление осознаются относительно нейтральными от переживаний и не представляют опасности для личности. Изоли-

104

№ 1 - 2011

Рационализация

Сублимация

Наркотизация или отвлечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руются не только когнитивные и эмоциональные компоненты, но и цепь предшествующих и последующих событий, то есть происходит разрушение ассоциативных связей.

Рационализация - защитный механизм, посредством которого индивид стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение иррациональной установке, поступку, чувству, идее и т.п., подлинные мотивы которых остаются в тени. В некоторых случаях бывает несложно доказать искусственность приводимых объяснений; в других - рациональные мотивировки оказываются прочно обоснованными ссылками на факты.

Сублимация - защитный механизм, которым психоанализ объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные сексуальным влечением. В качестве основных форм сублимации выделяются творчество и интеллектуальная деятельность. Другими словами, сублимация - это влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты (8иЫ1ш1 - возвышенное). Существует и более широкое понимание сублимации, согласно которому она рассматривается как защитно-адаптивный процесс, в основе имеющий любое инстинктивное или социальное влечение (потребность, мотив), удовлетворение которого задержано и блокировано в данных условиях. Предполагается, что одаренные люди в состоянии фрустрации значительно легче используют механизм сублимации. Вероятность появления агрессивности или симптомов невротических расстройств у них значительно ниже, чем у менее способных людей, которые в результате фрустрации переходят к более примитивным формам самовыражения (поиск чувственных наслаждений, агрессивное поведение, наркомания, алкоголизм и т.п.). Выбор сублимации в качестве основной адаптивной стратегии может свидетельствовать о психической силе личности и ее одаренности.

Наркотизация или отвлечение - защитный механизм, который является активной фрагментацией сознания рассеиванием энергии и отвлечением от чего-то неприемлемого. Неприемлемое желание, чувство, идея становятся действительно беспокоящими, лишь, когда они захватывают достаточно большую часть сознания индивида. Если внимание переключается с одного объекта на другой, его трудно увлечь чем-либо. Отвлече-

№ 1 - 2011

Перенос

Интроекция

ние ослабляет внимание к угрожающим аспектам реальности, распределяя его между большим количеством различных объектов ситуаций, действий таким образом, что это как бы «наркотизирует сознание», не позволяя ему остро переживать неприятные события. Когда наркотизация оказывается доминирующим стилем личности, то, несмотря на ее деятельный образ жизни и чрезмерную активность, действительно важные аспекты остаются вне сферы внимания, поскольку всему уделяется одинаковая доля энергии и внимания индивида. Такого рода наркотизация препятствует его психологическому росту и процессу самореализации, способствуя формированию фальшивой личности.

Перенос - защитный механизм, представляющий собой смещение аффекта с одного представления на другое, то есть психический механизм, посредством которого эмоциональное значение, придаваемое одной идее или личности, переносится на другую идею или личность. Поэтому часто эмоциональное отношение к тому или иному объекту является неадекватным и связанным с совершенно другим объектом. Перенос раздражительности и агрессивности, возникших в процессе неудовлетворительных условий деятельности, на своих близких; придирки матери к ребенку как следствие переноса негативных эмоций, возникших в результате ссоры с мужем, - вот некоторые примеры переноса. Это понятие, очень близкое к психическому механизму - замещению.

Интроекция - защитный механизм формирования личной морали и самосознания человека (термин был введен по контрасту с термином «проекция»). Нередко интроецируется тот объект, который утрачен; эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое «Я». Интрое-цироваться могут личностные особенности других людей, их мнения, установки, взгляды, поступки и т.п., причем эти особенности других встраиваются в структуру личности субъекта без психической переработки, то есть в неизменном виде. Механизм интроекции действует подсознательно и часто используется для преодоления фрустрации. При этом создается видимость связанности психических процессов индивида с утерянным объектом, и личность защищается от серьезных психических нарушений.

Полагаю, что здесь уместно подробнее описать выделенные мною выше типы реагирования на тюремный стресс и провести сопоставления с видами «субсиндромов стресса» Л. А. Китаева-Смыка.

106

№ 1 - 2011

Агрессивный тип реагирования на стресс

Данный тип переживания стресса в условиях изоляции соответствует агрессии как защитной эмоциональной и поведенческой реакции, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса». Он буквально направлен на активное удаление стресса, подавление стрессора. У заключенных с активной защитной моделью реагирования на изоляцию как сильно действующий стрессор также наблюдаются фазы «комплекса эмоционально-двигательной активности», описанные Л. А. Китаевым-Смыком [2, с. 60-63]. На фазе «программного реагирования» агрессия выступает как черта личности, модель поведения, усвоенная личностью в процессе формирования. На последующей, фазе «ситуативного реагирования», агрессия проявляется как ситуативно обусловленная. При этом формы проявления агрессии могут быть различными: от явных и открытых форм, характеризующихся грубым физическим насилием над личностью, до скрытых, специфических для мест лишения свободы, проявляющихся, например, в злобных сплетнях, слухах, издевательствах, насмешках. К проявлениям агрессии в условиях изоляции применима классификация агрессивных форм поведения, предложенная А. Бассом [12]. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании 3-х шкал: физическая - вербальная, активная -пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий:

1. - физическая - активная - прямая (избиение);

2. - физическая - активная - непрямая (сговор с целью уничтожения врага);

3. - физическая - пассивная - прямая (сидячая демонстрация);

4. - физическая - пассивная - непрямая (отказ от выполнения необходимых задач);

5. - вербальная - активная - прямая (словесное оскорбление или унижение);

6. - вербальная - активная - непрямая (сплетни, клевета);

7. - вербальная - пассивная - прямая (отказ разговаривать с другим человеком);

8. - вербальная - пассивная - непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения).

В данном случае агрессия выступает в качестве не конструктивного типа реагирования на сильно действующий стрессор. Такое поведение приносит вред не только окружающим, но и самой личности заключенного,

№ 1 - 2011

Аутистический тип реагирования на стресс

осложняет систему межличностных взаимоотношений среди лиц, находящихся в условиях изоляции.

На фоне острых стрессовых расстройств и состояний хронического стресса в условиях лишения свободы агрессивный тип эмоциональной и поведенческой реакции на изоляцию проявляется в различных формах агрессивного поведения, конфликтах между осужденными, а также в конфликтах между осужденными и персоналом. Следует признать, что конфликты являются наиболее распространенными формами деструктивного поведения в условиях изоляции, а также наиболее трудно изучаемыми, так как большинство их носит латентный характер. Например, по данным психологической службы УФСИН России по г. Москве в 2007 г. было зафиксировано 98 случаев конфликтов среди сокамерников, в 2008 г. - только 26. Приведенные показатели отражают данные о зафиксированных и изученных конфликтах. Сведения, полученные на основе опросов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, свидетельствуют об их значительно большей распространенности.

Соответствует активной защитной эмоциональной и поведенческой реакции, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Ки-таев-Смык). Направлен на избегание стресса, вызванного изоляцией, что приводит к отстранению от окружающей действительности, погружению в мир собственных переживаний, ориентации на самого себя. Такой тип реагирования на изоляцию как сильно действующий стрессор является малопродуктивным и неконструктивным. Наиболее часто состояние тюремного аутизма, характеризующееся деперсонализацией личности, чувственной амбивалентностью, возникает у осужденных к пожизненному лишению свободы [13].

Термин «аутизм», как известно, был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление аутизма рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им «шизофренией» [14]. Аутизм не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это

108

№ 1 - 2011

Аддиктивный тип реагирования на стресс

реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности. Для аутизма характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее. «Аутическая психика» находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью.

Заключенные с таким типом переживания тюремного стресса как бы не принимают сам факт изоляции, осознанно или неосознанно стремятся оградиться от воспринимаемой ими в качестве нетерпимой и неприемлемой для них обстановки, обусловленной условиями лишения свободы. Степень выраженности симптомов аутистического типа переживания тюремного стресса зависит от субъективного восприятия изоляции, степени его психотравмирующего воздействия, а также личностных установок. Таким образом, аутизм представляет собой форму вынужденного приспособления к стрес-согенным условиям, компенсаторным поведением [15], является одним из вариантов неконструктивной копинг-стратегии в условиях долгосрочной изоляции.

Соответствует пассивной защитной модели поведения для пережидания опасности, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Китаев-Смык). В условиях изоляции заключенные данного типа проявляют резкое снижение эмоционально-двигательной активности, уменьшение побудительной роли волевых процессов. Вследствие этого формируется пассивное эмоционально-двигательное реагирование. На первом этапе такой вид реагирования проявляется в качестве первичной стрессовой пассивности, которая усугубляется при длительном стрессе. Пассивное реагирование на стресс направлено на его

№ 1 - 2011

стресс

пережидание. Заключенные стремятся пережить все негативные последствия заключения в условиях изоляции. В межличностных отношениях это приводит к формированию пассивно-зависимой стратегии поведения, ярко выраженной формы приспособления. Люди с таким типом переживания изоляции обнаруживают признаки слабого типа личности со слабо развитыми волевыми качествами. Это приводит часто к тому, что они попадают под чужое влияние, могут стать объектом агрессии и насилия со стороны окружающих. Наиболее ярко выраженную группу таких заключенных составляют т.н. «отверженные», «обиженные», составляющие маргинальную группу в среде заключенных, находящуюся в самом низу тюремной иерархии. Просоциальный тип Соответствует модели конструктивного преодоле-реагирования на ния негативных воздействий стрессовых факторов, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» (Л. А. Китаев-Смык). У заключенного данного типа переживания стресса также можно обнаружить признаки пенитенциарного стресса, его негативных влияний на психику. Однако весь комплекс переживаний, вызванных вынужденной изоляцией и комплексом различных деприваций, осознается и ощущается им как эмоция. При этом поведение внешне кажется вполне спокойным. Адаптационные ресурсы личности мобилизуются в полной мере. Заключенному с таким типом эмоционально-поведенческого реагирования при стрессе удается успешно противостоять негативному влиянию криминальной среды, провоцирующим внешним воздействиям. Поэтому в сравнении с другими типами его поведение носит не только упорядоченный и осознанный характер, но и отличается, как правило, просоциальной направленностью, ориентацией на общепринятые социальные нормы поведения и установки. У таких заключенных хорошо развито супер-Эго, самоконтроль. Они способны к рефлексии, переосмыслению произошедшего и извлечению из него уроков. Адаптация к условиям изоляции у них протекает, как правило, успешно. Однако, они не лишены психотравмирующего воздействия тюремного стресса и также нуждаются в психологической помощи и поддержке.

В результате многолетних экспериментальных исследований Л. А. Китаеву-Смыку удалось выделить факторы, обусловливающие конструктивное эмоционально-поведенческое реагирование в экстремальных условиях:

110

№ 1 - 2011

Особенности характера, проявляющаяся в определенном возрасте, отвага, лихость либо поиск чрезвычайных приключений, но не садомазохизм.

Вера в свой опыт преодоления трудностей, в свою способность побеждать, выработанную в трудных и опасных тренировках и в реальных кризисах.

Вера в свою «обереченность» на успех в опасной обстановке при правильном, точном использовании инструкций, правил, предписаний, регламентирующих деятельность.

Наивность, глупость или неосведомленность, из-за которых не осознается степень риска, ужас последствия неудачного противостояния стрессору или даже сама опасность происходящего.

Вера в свою благоприятную судьбу. Она подчас осознается как вера в Бога всесильного и милосердного. Это может быть личным свойством человека. Может быть фанатизмом, религиозно воспитанным, либо семейно-кланово поддерживаемым.

Представление опасной ситуации как игровой. При этом игровая увлеченность анализом и прогнозом складывающейся ситуации ощущается либо инфантильно, без осознания последствий, либо с удовольствием решаемых сложных проблем, своим умением и силой [2, с. 66-69].

Конструктивный тип преодоления негативных воздействий стрессовых факторов, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса» в условиях изоляции, тесно связан с такими качества личности, как стойкость к аффекту и развитыми когнитивными качествами.

Аутодеструктивный Деструктивное поведение является одним из проявлений девиантного поведения, отклоняющегося от наиболее важных социальных норм, причиняющего реальный ущерб обществу и самой личности, а также сопровождающегося ее социальной дезадаптацией [16]. Аутодеструктивным (саморазрушающим) поведением принято называть поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение выступает в современном мире в различных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение и др. Причинами возникновения аутодеструктив-ного поведения является комплекс причин и факторов, которые в целом характеризуют личность с точки зрения ее физического, психологического и социального

тип реагирования на стресс

№ 1 - 2011

Аутодеструктивный тип реагирования и эмоциональное состояние человека

неблагополучия, то есть нездоровья, выраженностью эмоциональных нарушений и когнитивных искажений личности. В условиях тюремной изоляции проявляется весь комплекс факторов и причин, способствующих формированию аутоагрессивной модели поведения. Лишение свободы характеризуется повышенной экстремальностью по отношению к личности и предполагает неспецифические проявления адаптации организма к требованиям тюремной среды. По этой причине особенности переживания стресса оказывают решающее влияние на возникновение и протекание различных форм деструктивного поведения заключенных. Пенитенциарный стресс проявляется в качестве основной причины дезадаптации. Аутодеструктивный тип (суицидальное поведение, членовредительство, самоповреждение, аутоагрессия) является одним из психологических типов переживания стресса с точки зрения продуктивности адаптации к условиям изоляции. Он сопровождается крайними формами проявления «когнитивного субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения мыслительной активности при стрессе) и «социально-психологического субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения общения при стрессе).

Проявление аутодеструктивного типа переживания стресса в условиях тюремной изоляции тесно связано с особенностями эмоционального состояния человека, уровнем агрессивности, проявлениями тревожности и депрессии. Формированию стойкого депрессивного синдрома, как правило, предшествует синдром апатии, возникающий в начальной стадии пенитенциарной адаптации. Синдром апатии является адаптивным механизмом психики, связанным с регрессией к примитивной фазе «влечения к самосохранению», представляя собой, по словам В. Франкла, «феномен внутреннего приспособления к специфической среде», когда все происходящее достигает сознание лишь в приглушенном виде. Тем самым снижается уровень аффективной жизни. Все ограничивается удовлетворением наиболее насущных потребностей. Апатия у заключенных сопровождается ощущением внутренней пустоты и бессмысленности существования, неспособностью ставить переде собой жизненные цели, а также распадом структуры переживания времени с тенденцией к переживанию утраты будущего, группированием мыслей вокруг одних и тех же деталей из переживаний прошлого. У большинства заключенных наблюдается при этом формирование своеобразного чувства неполноценности. Апатия, астения,

112

№ 1 - 2011

Развитие

депрессивного

синдрома

снижение работоспособности, вместе с тревогой и повышенной раздражительностью, рассматриваются как неизбежные следствия социальной депривации.

Дальнейшее развитие психической дезадаптации заключенных приводит к формированию депрессивного синдрома. При депрессии искажаются восприятие и интерпретация эмоциональной экспрессии, являющиеся важной частью социальной коммуникации человека, а также нарушается произвольный контроль поведения [17]. Состояние депрессии характеризуется патологическим сниженным настроением с переживанием тоски, печали, двигательной и мыслительной заторможенностью.

Переживание тюремного стресса выступает в качестве этиологических либо провоцирующих и предрасполагающих факторов развития депрессивного синдрома. Ситуация заключения, несвободы, является особенно депрессогенной, когда контроль над значимыми событиями представляется человеку невозможным. Специфика протекания экзогенных форм депрессий, зачастую ситуативно обусловленных и соответствующих психосоциальным моделям, у осужденных проявляется в том, что более высокий уровень депрессии у них связан со склонностью к агрессивным действиям и суицидальному поведению. Как показано в исследованиях, тревожность и склонность к депрессивным реакциям у заключенных прямо связаны друг с другом. При этом показатели депрессии, измеряемые вербальными тестами, коррелируют как с тревожностью, так и с характеристиками, в то же время корреляции с пени-тен ци ар но-биографическими данными (число судимостей, тяжесть статьи и т.д.) не обнаруживается. Аутоа-грессивное поведение осужденных, тесно связанное с влиянием криминальной субкультуры, которая предполагает в качестве социально одобряемого поведения нанесение самоповреждений в качестве протестной формы реагирования на негативное влияние извне, снижает адаптационные способности субъекта. Связь стресса с тревожно-депрессивной патопсихологической симптоматикой объясняется тем, что как тревога, так и депрессия являются взаимосвязанными проявлениями психической дезадаптации. Состояние тревоги связано с переживанием неопределенности, невозможности предвидеть события, когда субъект не знает, что с ним произойдет в ближайшем будущем; при депрессии же этого переживания неопределенности нет, а вместо него присутствует уверенность в том, что все, что произой-

№ 1 - 2011

Агрессия на себя

Формы

аутодеструктивного поведения

дет, будет плохим. Состояние тревоги является мобилизующей эмоцией, связанной с активным реагированием на ситуацию, депрессивное же состояние относится к пассивно-оборонительному типу реагирования.

В ситуации направления агрессии на самого себя при высокой тревожности и подверженности депрессии формируется аутодеструктивный тип переживания стресса. У лиц с высокой тревожностью и предрасположенностью к депрессии такой тип реагирования на стрессор ограничивает дальнейшее углубление тревоги и страха, возникающие в условиях заключения.

О степени распространенности депрессии свидетельствуют результаты наших исследований социально-психологической обстановки в следственных изоляторах УФСИН России по г. Москве, проведенных в 20072008 гг. В ноябре-декабре 2007 г., было опрошено 868 человек, содержащихся в камерах. Выявлено, что 61 респондент испытывал желание покончить жизнь самоубийством, у 104 суицидальные желания ситуативные, 121 отмечали у себя проявление агрессии. Самым трудным периодом заключения в СИЗО называли первую неделю заключения - 417, депрессивные состояния постоянно испытывали 312 обследованных заключенных. В ноябре-декабре 2008 г. в ходе опроса 1376 подозреваемых, обвиняемых и осужденных было выявлено, что у 206 респондентов случались нервные срывы с агрессивным поведением. 113 заключенных признались, что у них возникали мысли покончить жизнь самоубийством.

Приведенные статистические данные подтверждают в целом негативное влияние значительных стрессовых нагрузок на личность заключенного, испытываемые при нахождении в условиях изоляции. На фоне острых стрессовых расстройств и состояний хронического стресса в условиях лишения свободы проявляются различные формы аутодеструктивного поведения:

- завершенные суициды (в 2007 г. в следственных изоляторах УФСИН России по г. Москве произошло 11 суицидов; в 2008 г. - 7 суицидов);

- суицидальные попытки или незавершенные суициды (в 2007 г. - 13 случаев; 2008 г. - 11);

- членовредительства, самоповреждения или суицидальное поведение демонстративно-шантажного типа (в 2007 г. - 120; в 2008 г. - 77 случаев);

- отказы от приема пищи, объявления голодовок (в 2007 г. - 13 случаев; в 2008 г. - 16).

Подавляющее количество суицидов совершается путем самоповешения. У трех из семи суицидентов,

114

№ 1 - 2011

совершивших самоубийство в 2008 г., имелось психическое заболевание, по поводу которого они проходили лечение, в том числе с диагнозами: «депрессивный синдром», «суицидальные тенденции», «реактивная депрессия». В 2007 г. семь из 11 суицидентов состояли на учете у психиатра. Риск суицида повышается при одиночном содержании заключенного. Заключенные не часто оставляют предсмертные записки. 14.03.2008 в СИЗО-2 совершил акт завершенного суицида через повешение обвиняемый Д., 1985 г.р., прибывший повторно в данное подразделение из ГНЦ имени В. П. Сербского 12.03.2008. Обвиняемый содержался в камере одиночно, считал себя незаконно арестованным. Им была написана предсмертная записка с подробным изложением обстоятельств преступления и указанием на свою невиновность в совершенном преступлении.

Риск суицида выше в первые несколько недель содержания под стражей (четверо из 11 суицидентов, совершивших самоубийство в 2007 г., содержались в следственном изоляторе менее 14 дней). Возникновению суицидальных мыслей и намерений способствует возникновение острого стрессового состояния, обусловленного вынужденной ремиссией при алкогольной или наркотической зависимости, а также длительным сроком осуждения (более 10 лет). Аутоагрессивная модель поведения характерна также со стороны лиц с низким социальным статусом, склонным становится объектом насилия со стороны других заключенных.

Путь Переживание психологического стресса неизбежно

для каждого индивида, оказавшегося в условиях тюремной изоляции. Учитывая социальные, психологические и психические изменения, которые возникают при негативном воздействии пенитенциарного стресса на человека в условиях искусственной изоляции, тюремное заключение можно в полной мере отнести к сильным экстремальным воздействиям и стрессорам. В качестве стрессоров выступает индивидуальная или групповая изоляция, переживание несвободы как личной утраты, переживания обстоятельства совершенного преступления, социально-психологическая и иные виды деприва-ции, конфликтность среды, криминальная субкультура, ощущение опасности и другие.

Переживания стресса в условиях изоляции имеют свою типологию. Эта типология определяется социальными условиями, генотипом, уровнем образования, гендерными особенностями, возрастными особенностями заключенного и другими факторами. Психологиче-

к профилактике деструктивных форм поведения

№ 1 - 2011

ские типы переживания стресса могут быть представлены с точки зрения продуктивности адаптации к условиям изоляции следующими типами.

Агрессивный тип с выраженной агрессией во вне или сдерживаемой агрессией у лиц с криминальным опытом. Соответствует агрессии как защитной эмоциональной и поведенческой реакции, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса», направлен на активное удаление стресса.

Аутистический тип (уход от контактов, бегство от стресса). Является активной защитной эмоциональной и поведенческой реакцией, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса». Направлен на избегание стресса.

Аддиктивный тип (зависимое поведение, пассивно-зависимая стратегия поведения, жертва насилия и агрессии со стороны других заключенных). Соответствует пассивной защитной модели поведения для пережидания опасности, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса».

Просоциальный тип (ориентированный на соблюдение социально одобряемых норм поведения). Соответствует модели конструктивного преодоления негативных воздействий стрессовых факторов, проявляющейся при «эмоционально-поведенческом субсиндроме стресса».

Аутодеструктивный тип (суицидальное поведение, членовредительство самоповреждение, аутоагрессия). Сопровождается крайними формами проявления «когнитивного субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения мыслительной активности при стрессе) и «социально-психологического субсиндрома стресса» (субсиндрома изменения общения при стрессе).

Выделенные типы переживания стресса отличаются формой адаптационной активности личности, различной степенью влияния и формой проявления аффекта и когнитивного компонента поведения, используемыми копинг-стратегиями, механизмами психологической защиты, конструктивностью, продуктивностью, степенью и выраженностью негативных последствий для личности.

Анализ психологических типов переживания стресса в условиях изоляции позволяет организовать раннюю профилактику деструктивных форм поведения в условиях тюремной социальной депривации с учетом индивидуальных особенностей личности заключенного.

1. Martenuick R. G. Differential effects of shock arousal on motor performance // Percept. and Motor Skills. - 1969. - Vol. 29. N 2. - P. 443-447; Popkin M. K, Stiliner V., Hall R. C. et. al. A generalized response to protracted stress? // Milit. Med. - 1978. - Vol. 143. N 7. -P. 479-480; Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. -М., 1983; Китаев-Смык Л. А. Стресс войны: Фронтовые наблюдения врача-психолога. - М., 2001; Короленко Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях. - Л., 1978; Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М., 1976; Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М., 1979. - С. 625-672.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М., 2009.

3. Holmes T. H., Rahe R. H. The Social Readjustment Scale // J. of Psychosomatic Research. - 1967. - V. 11. -P. 213-218.

4. Bonner R. L., Rich A. R. Psychosocial vulnerability, life stress, and suicide ideation in a jail population: a cross-validation study. // Suicide Life-Threat. Behav. - 1990. -V.20. - № 3. - P. 213-424.

5. Ермасов Е. В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. - 2009. - № 2. -С. 84-99.

6. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресо-циализация. - М., 2003. - С. 136-144.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. -С. 130-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Goffman J. Asylums. - Garden City; N.Y., 1961.

9. Гернет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. - М., 1925.

10. Селье Г. На уровне целого организма. - М., 1966; Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979; Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М., 1975; Абабков В. А., Пере М. Адаптация к стрессу: Основы теории диагностики терапии. - СПб., 2004.

11. Бовин Б. Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденного: Методические рекомендации. - М., 2005. - С. 512.

12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2001. -С. 30.

13. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. - Сергиев Посад, 2010. - С. 148-149, 160-161, 185-187.

№ 1 - 2011

14. Bleuler E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. - Leipzig und Wien, 1911; Блейлер Э. Аутистическое мышление. - Одесса, 1927.

15. Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. - Сергиев Посад, 2010. - С. 190, 194.

16. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.

17. Абрамова А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - Москва, 2005.

118

№ 1 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.