Научная статья на тему 'Подготовка к воинской службе как педагогическая проблема'

Подготовка к воинской службе как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ СЛУЖБА / ВОЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Оксана Александровна

Воинская деятельность занимает особое место в современном мире. Путь к воинскому мастерству начинается со школы. Подготовка молодежи к военной службе это организованный, целенаправленный процесс воздействия на конкретную личность и коллектив класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military activity has a special place in the modern world. The path to martial mastery starts with education. Preparing young people for military service is an organized, goal-oriented process impact on individual and collective class

Текст научной работы на тему «Подготовка к воинской службе как педагогическая проблема»

Раздел III. Педагогика

УДК 373.51 ББК 74.2

О.А. Беляева

ПОДГОТОВКА К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Воинская деятельность занимает особое место в современном мире. Путь к воинскому мастерству начинается со школы. Подготовка молодежи к военной службе - это организованный, целенаправленный процесс воздействия на конкретную личность и коллектив класса.

Ключевые слова: воинская служба, военная специальность, старшеклассники, дисциплинированность, исполнительность, патриотизм.

O.A. Belyaeva

PREPARATION FOR MILITARY SERVICE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract. Military activity has a special place in the modern world. The path to martial mastery starts with education. Preparing young people for military service is an organized, goal-oriented process impact on individual and collective class

Key words: military service, military specialty, high school students, discipline, diligence, patriotism.

В отечественной педагогике и психологии накоплен достаточно богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом опередил современные подходы к проблеме подготовке современной молодежи к прохождению военной службы.

Подготовка старшеклассников может рассматриваться как органичный компонент деятельности школы, ориентированный на самоопределение ученика - личностное и профессиональное. Для этого необходимо раскрыть основное понятие - воинская деятельность.

Воинская деятельность занимает особое место в современном мире. Это специфический вид деятельности, отличающийся высокой сложностью, напряженностью, огромным разнообразием форм. Содержание воинской деятельности определяется сущностью войны как продолжения политики другими средствами, средствами вооруженной борьбы. Эта борьба - бой или боевая деятельность - и выступает самой интенсивной формой воинской деятельности [2].

Воинская деятельность преследует общественные цели и связана с расходованием физических и духовных сил человека, требует от него предельного напряжения индивидуальных качеств и возможностей.

Для эффективного решения задачи подготовки молодых людей к военной службе важное значение приобретает знание общей структуры военно-профессиональной деятельности, адекватное определение основных ее понятий: «профессия», «специальность», «должность» и т.д. [5].

Профессия (от лат. professio - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наиболее обобщенное и полное представление о военной профессии дает «профессия офицера». Слово «офицер» (нем. officier -должность) впервые появилось во второй половине XVI века и обозначило лиц, занимавших определенные государственные должности в европейских странах. К концу XVI века офицерами стали называть войсковых и флотских командиров (начальников) в наемных армиях и на флотах Франции, а затем и в других европейских странах. В России офицерские чины (звания) впервые были введены в 30-х годах XVII века. Профессия офицера в современном обществе - это ставшее делом жизни человека занятие по вооруженной защите Родины. Российский офицер - это обобщенное понятие, указывающее на принадлежность к Вооруженным Силам РФ, на общность стоящих перед этой профессиональной группой задач, на единый, установленный законами и воинскими уставами порядок прохождения службы, определенный социальный статус.

Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».

Специальность (лат. specialis - особенный, от species - вид, разновидность) - это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Понятием «военная специальность» обозначается способность военнослужащего к выполнению конкретных трудовых функций в рамках какой-либо военной профессии (например, профессия военного инженера охватывает целый ряд специальностей: инженер-механик, инженер-электрик, инженер по АСУ и т.д.).

Должность - это предусмотренное соответствующим штатом служебное место или совокупность конкретных обязанностей, которые должны выполняться теми или иными лицами. Совокупность должностей воинской части (учреждения, заведения) образует штатно-должностное расписание, каждая ячейка в котором подлежит замещению лицами, имеющими соответствующую профессию, уровень образования и квалификацию [1].

К моменту получения аттестата зрелости у большинства школьников представления о выбранной профессии имеют крайне поверхностный характер. Мир профессий чаще всего представляется им в некоторой черно-белой логике: одни виды деятельности во всех отношениях хороши, в других все плохо. Естественно, что в этом случае представления и о «хороших» и о «плохих» профессиях нереалистичны, крайне однобоки, а порой и просто ошибочны. В них, как правило, находят отражение лишь внешние атрибуты профессии, ее парадная сторона или сложившаяся в обиходном мнении престижность. Например, готовясь к будущей офицерской службе, многие юноши видят ее в блеске золотых погон, торжественности военных ритуалов и парадов, не задумываясь о том, какой повседневный труд за этим стоит и как все это достигается.

Отсутствие психологических описаний основных офицерских специальностей, острый дефицит соответствующей информационно-справочной литературы, а также популярных изданий для молодежи, раскрывающих различные аспекты жизни и деятельности офицера ведут к тому, что взгляды старшеклассников на военные профессии находятся на уровне расхожих житейских представлений. Причем достоверность профессиональной информации нередко оказывается особенно низкой о главных, наиболее существенных аспектах будущей деятельности.

Грамотное и своевременное проведение военно-профессиональной ориентации молодежи на специальности личного состава срочной службы в ходе призыва дают возможность органично вписать процесс действительной военной службы в общую стратегию трудового воспитания и профессионализации молодежи. Они не только позволяют целенаправленно использовать в армии и на флоте знания, навыки, психологические качества, выработанные юношей в гражданских условиях, но и создает основу для осуществления в течение всей жизни логически связанного единого процесса формирования его как профессионала определенного профиля [3].

В подготовке юношей-старшеклассников к военной службе можно выделить три этапа [1].

На первом (предварительном) этапе юноши по литературным, художественным и военно-историческим материалам изучают историю становления и развития нашего государства, знакомятся с борьбой русского и других народов нашей Родины за установление государственности, за возвращение отторгнутых иноземными захватчиками исконно русских земель и освобождение народов от порабощения.

На втором (определяющем) этапе юноши изучают историю Вооруженных сил, знакомятся с основными операциями Красной Армии в период гражданской и Великой Отечественной войны, послевоенным развитием родов войск и видов Вооруженных Сил России, с современным состоянием. По военно-историческим и литературным материалам юноши познают: как росли наша армия и флот, как мужали ее бойцы и командиры, как оттачивалось их боевое мастерство.

Второй период совпадает с началом изучения всеми учащимися программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности (с элементами начальной военной подготовки)».

Третий (заключительный) этап для юношей, избравших для себя профессиональную военную деятельность, начинается с момента выбора будущей офицерской специальности и высшего военного училища, куда он намерен поступать.

На этом этапе юноши изучают требования, предъявляемые условиями обучения и службы к личностным качествам человека, знакомятся с режимными и тренировочными приемами для формирования нужных, но недостаточно развитых профессионально важных психических свойств, трудностями, которые могут возникнуть в процессе обучения и деятельности. Завершается этот этап в процессе обучения формированием состояния психологической готовности к освоению учебных дисциплин, составляющих содержание подготовки. На всех этапах осуществляется совершенствование физической подготовки.

В военной педагогике выделяют определенную совокупность путей подготовки юношей к военной службе.

Так, подготовка юношей к военной службе подразумевает, прежде всего, комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие тех компонентов структуры личности, которые являются определяющими для будущей деятельности: мотивационный и познавательный компоненты. Процесс психологической подготовки базируется на возможно более полной информации о предстоящей деятельности, на прошлом опыте, на знаниях и умениях человека, на отчетливом понимании своих возможностей выполнения предстоящей задачи.

Очень важно, чтобы каждый юноша осознавал, что без усилий и стараний с его стороны, сильная воля у него сформироваться не может, как не могут сформироваться и другие положительные качества личности [4].

Психолого-педагогическая подготовка молодежи к военной службе - это активизация профессионально важных качеств, необходимых для деятельности в этой профессии, общих и специальных способностей и умения пользоваться ими в определенных условиях на основе формирования адекватных ценностных ориентации.

Если юноша не имеет необходимой психологической подготовленности для выполнения определенного вида деятельности, то у него не может быть сформирована готовность к военно-профессиональной деятельности.

В процессе военной подготовки школьники должны осознать, что основой всякой воинской деятельности является дисциплинированность, как волевое качество, благодаря которому юноша действует в соответствии с установленными нормами и законами. В дисциплинированности выражается добросовестное выполнение служебного долга, точное и беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников.

Путь к воинскому мастерству проходит через школу. Именно в школе формируются личности и получают первоначальное развитие морально-боевые и психологические качества: дисциплинированность, исполнительность, готовность нести службу в любых климатических зонах в различных родах войск и видах Вооруженных Сил.

Чтобы увидеть оценку условий, созданных в школе для подготовки старшеклассников к военной службе, коллективом учителей и студентов-практикантов было проведено исследование.

Для выявления готовности учащихся к военной службе, старшеклассникам предлагались конкурсы, спортивные игры, решение ситуационных задач. В ходе учебных занятий, появляется возможность оценить внимательность школьника, его память, воображение, мышление, речь, интенсивность их развития в процессе обучения и на основе этого прогнозировать перспективы формирования специальных способностей, необходимых для военно-профессиональной деятельности. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Готовность учащихся к военной службе

Умения 11 «А» экспериментальный класс 19 юношей

До эксперимента, человек После эксперимента, человек До эксперимента, % После эксперимента, %

1. Умение предлагать альтернативные решения проблемы 8 15 42,2 78,9

2. Умение объективно оценить собственное решение 8 17 42,2 89,4

3. Умение решать проблемы коллективно. 9 17 47,3 89,4

4. Умение «проиграть» вероятную педагогическую ситуацию в разных ролях 8 14 42,2 73,6

5. Умение положительно решить конфликт 7 16 36,8 84,2

Полученные результаты говорят о том, что умение предлагать альтернативные решения проблемы у учеников выросли с 42,2 % до 78,9 %. Умение объективно оценить собственное решение также выросло до 89,4 %. Коллективно решать проблемы в классе изменилось с 47,3 % на 89,4 %. Проигрывать различные педагогические ситуации стали уже не 42,2 %, а 73,6 % учеников. Изменился показатель - положительно решить конфликт в лучшую сторону и составил 78,9 %.

Таким образом, подготовка молодежи к военной службе - это организованный, целенаправленный процесс воздействия на конкретную личность и коллектив класса (учебной группы, производственного коллектива) с целью формирования, развития и активизации профессионально важных для военной профессии качеств, обусловливающих успешную подготовку и практическую деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васнев, В.А. Основы военной службы / В.А. Васнев, А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. - М.: Издательский центр «Академия: Высшая школа», 2001. - 240 с.

2. Кудашкин, А.В. Теоретико-правовые основы военной службы в Российской Федерации: монография / А.Н. Кудашкин. - М.: БЛОК, 2000. - 122 с.

3. Курносова, Л. В день защитника Отечества // Воспитание школьников. - 2000. - № 10. - С. 49-54.

4. Смирнов, С.К. Основы военной службы: учеб. пособие / С.К. Смирнов, В.А. Васнев. - М.: Дрофа, 2004. -240 с.

5. Танюхин, В.П. Педагогические основы подготовки юношей-старшеклассников к военной службе: дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Танюхин. - М.: РГБ, 2003. - 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.