Научная статья на тему 'Направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде вуза'

Направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ / A MILITARY ORIENTATION / ADAPTATION / A DISCIPLINING / ADAPTION STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепов Владимир Яковлевич

Статья посвящена проблемам воспитания сознательной воинской дисциплины у будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation and adaptation and their account in discipline of cadets in educational environment of high school

Article is devoted problems of education of conscious military discipline at the future officers.

Текст научной работы на тему «Направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде вуза»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

— создание условий (это в т.ч. и личный пример) для самосовершенствования; при этом важное значение для военнослужащих имеют личные качества их командиров, такие, например, как порядочность, справедливость, выдержанность, тактичность, честность, верность слову, чувство юмора и др.

— фиксирование и поощрение положительных результатов формирования психологической совместимости.

Основными направлениями развития мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости военнослужащих являются:

— формирование у военнослужащих адекватного, самокритичного представления об уровне своего саморазвития;

— воспитание стремления к постоянному самосовершенствованию;

— пропаганда передового опыта лучших специалистов среди военнослужащих и методов их профессиональной самореализации;

— обучение методам саморегуляции и конструктивного общения.

Именно мотивационный фактор, направленность военнослужащего на самосовершенствование и саморегуляция является одним из педагогических путей формирования психологической совместимости военнослужащих, наряду с повышением психолого-педагогической культуры офицеров и формированием сознательности и личной ответственности у военнослужащих за уставные отношения.

Проведенная экспериментальная работа показала, что целенаправленная воспитательная работа положительно сказалась на психологической совместимости в подразделениях (произошло повышение уровня совместимости в подразделениях от 15 % до 22 %), снизилось число межличностных конфликтов и правонарушений — это привело к укреплению воинской дисциплины и повышению результативности служебно-боевой деятельности подразделений на 10 %. Таким образом, полученные результаты исследования позволяют совершенствовать воспитательную деятельность офицеров подразделений, укреплять воинскую дисциплину, улучшать морально-психологический климат в подразделениях.

Список литературы

1. Исаева, Н. Н. Педагогические условия формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России. — СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2011. - 57 с.

2. Исаева, Н. Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2010. — 209 с.

3. Колпаков, В. Ю. Профессиональное самовоспитание военнослужащих. — СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2007. — 27 с.

УДК 378.14 В.Я. Слепов*

Направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде вуза

Статья посвящена проблемам воспитания сознательной воинской дисциплины у будущих офицеров.

Ключевые слова: воинская направленность, адаптация, дисциплинирование, этапы адаптации.

V.Y. Slepov*. Orientation and adaptation and their account in discipline of cadets in educational environment of high school. Article is devoted problems of education of conscious military discipline at the future officers.

Keywords: a military orientation, adaptation, a disciplining, adaption stages.

В настоящее время характерной чертой российской государственности является глобальный преобразовательный процесс, охватывающий все стороны общества. Меняются приоритеты во внутренней и внешней политике России, ее экономический, политический и государственный строй; на новых основах строятся отношения между странами различных регионов, в т.ч. в военной и военнополитических областях; формируются новые механизмы обеспечения безопасности страны, в т.ч. и борьбы с терроризмом; продолжается военная реформа. В основе реформы лежат процессы профессионализации армии и флота, внутренних войск МВД (в широком смысле слова), т.е. процесс

* Слепов, Bлaдимиp Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МBД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

* Slepov, Vladimir Yakovlevich, the professor of chair of St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the pedagogical sciences, the professor, the honored figure of a science of the Russian Federation. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.

Статья поступила в редакцию 25 января 2012 года.

© Слепов B^., 2012

постепенного перехода к профессиональным Вооруженным силам и внутренним войскам, к сокращению срока службы призывников.

Внутренние войска Министерства внутренних дел России (ВВ МВД России) в современных условиях осуществляют сложную и напряженную служебно-боевую деятельность. Войска развиваются по пути оптимизации состава и численности, разработки и внедрения новых программ обучения и воспитания военнослужащих, всестороннего совершенствования боевого, технического и тылового обеспечения деятельности соединений и воинских частей.

Многое меняется в войсках, но неизменной остается одна из многих задач — воспитание дисциплинированности воина как чрезвычайно важной черты характера. Поэтому главным в подготовке офицера как профессионала и как воспитателя является его личная дисциплинированность, вооружение его методикой использования в воспитании дисциплинированности у подчиненных разнообразных форм, методов и средств воздействия на их сознание, чувства и волю.

Действенность воспитательной работы в высшем военно-учебном заведении зависит от многих факторов и условий. Важнейшим из них является целенаправленная и эффективная деятельность преподавателя. Известно, что преподаватели высших военно-учебных заведений призваны не только вооружать обучаемых системой глубоких и всесторонних знаний, навыков и умений по специальности, но и воспитывать у них высокие духовно-нравственные и морально-боевые качества, самосознание ценностного отношения к таким понятиям как Отчизна, конституционный и воинский долг, честь, совесть, неподкупность, законность, уважение прав человека, лояльного отношения к государству, его институтам; развитие внутренней свободы и сознания необходимости крепкой воинской дисциплины, объективной самооценки и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства и уважения окружающих и др. качества.

Чтобы приобрести данные высокие качества, офицеру важно иметь устойчивую военнопрофессиональную направленность, дающую ему возможность постоянно стремиться совершенствовать свои профессиональные и личностные качества. Офицер с устойчивой направленностью, как правило, проявляет трудолюбие и настойчивость в достижении высоких результатов в служебно-боевой деятельности, добросовестно относится к выполнению своего воинского долга, дорожит офицерской честью и достоинством. Такой офицер всего себя отдает службе, видит в своей профессии высокий долг и призвание, находит в ней удовлетворение, черпает оптимизм и вдохновение.

На понимание сущности и структуры направленности личности в отечественной психологической науке имеются различные точки зрения. Приведем некоторые примеры. С.Л. Рубинштейн считает, что направленность личности — это, прежде всего динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Они заключаются в потребности личности достижения поставленной цели и удовлетворенностью достигнутым.

Известный психолог Н.И. Конюхов подчеркивает, что направленность личности — психическое свойство личности, это система потребностей — доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Соглашаясь с автором, однако, добавим, что установка представляет собой направленность воина на осуществление той или иной деятельности (действия, поступка) или на торможение собственной активности, что особенно важно в соблюдении норм морали, законности, требований воинских уставов, приказов и распоряжений командиров (начальников) — т.е. установка является своеобразной формой отражения, при которой происходит взаимослияние и объединение в целое его потребности и ситуации, в которой она удовлетворяется.

Стремления выражают твердую решимость воина преодолеть трудности (соблазны), стоящие на пути к цели, и достичь осуществления своих замыслов.

Наконец, следует подчеркнуть, что главным образом в деятельности направленность личности воина и формируется, и проявляется (см. схему 1).

Схема 1. Структура направленности личности (в генетическом плане)

Зависимость эффективности учебной деятельности и дисциплинированности от военной направленности подтверждается экспериментальными данными. Так, в проведенном нами исследовании было изучено соотношение между устойчивостью направленности курсантов и их показателями в учебе, дисциплине, а также в общественной жизни. Получены следующие данные, которые приведены в табл. 1.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД, России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД, России № 1 (53) 2012

Таблица 1

Процент курсантов, имеющих следующие показатели

по учебе (в баллах) по дисциплинированности по общественно й активности

Военная 22 13 3 К

№ п/п направленность личности (в %) 5 4 3 2 IX сЗ т о &н к ч к Я о К « X ей со о &Н к к к ч с Я" о « и к хорошая слабая

1. Устойчивая 67 18.0 46,0 33,5 2.5 97,5 2.5 84,0 16,0

2. Неустойчивая 40 2.5 30,0 55,0 12,5 77,5 22,5 35,0 65,0

Из таблицы видно, что курсанты с устойчивой военной направленностью личности добиваются высоких показателей в учебе и дисциплине, проявляют больше активности в общественной жизни, чем курсанты с неустойчивой направленностью.

Можно утверждать, если курсант имел широкие социальные мотивы поступления в военный институт, если он твердо решил стать офицером внутренних войск МВД России и у него нет сомнений в отношении правильности выбора профессии, то его направленность устойчивая и он, как правило, с полной энергией, настойчивостью работает над овладением профессией, соблюдает требования воинской дисциплины. Таким образом, на основании сказанного можно заключить, что направленность личности воина как сложное психическое свойство представляет собой систему внутренних осознанных побуждений, жизненных целей, установок, перспектив, намерений и стремлений к отличному овладению военно-профессиональным делом и духовно-нравственному возвышению.

Для понимания сути данного процесса важное значение имеет положение о движущих силах развития личности будущего офицера внутренних войск.

Движущими силами такого развития выступают противоречия между сформировавшимися потребностями и новыми условиями их удовлетворения в условиях воинской жизни и быта, между привычными формами поведения и новыми, обусловленными уставами, воинским долгом, между сложившимися и новыми способами деятельности и др.

Теория и практика показывают, что в процессе развития направленности и дисциплинирования будущих офицеров главную роль играет разрешение основных противоречий между сложившимися в период, предшествующий поступлению в военный вуз, недостаточно адекватным представлением о военной профессии, службы во внутренних войсках и восприятием уклада жизни, учебы и службы в военном институте, между желанием стать офицером и необходимостью преодоления трудностей учебы, воинской службы, режима институтской жизни. В зависимости от степени обострения и характера проявления этих противоречий принято выделять следующие основные этапы становления будущего офицера как дисциплинированной личности: этап адаптации; этап критической переоценки выбора профессии и своего поведения в соответствия с уставами; этап относительной стабилизации и дальнейшего своего самосовершенствования. Этап адаптации, как правило, охватывает первый семестр обучения в военном институте, продолжительность его 5-6 месяцев. Самым сложным периодом являются первые сто дней. Наиболее характерным для него является противоречие между привычными формами поведения и уставными требованиями. Молодые люди, избравшие военную профессию, не сразу осознают их сущность и важность для военного человека, а главное — еще не научились, не привыкли выполнять четко, быстро все, что требуют воинские уставы, распорядок дня, командиры, учебная программа и преподаватели. Некоторые будущие офицеры весьма тяготятся тем, что ими командуют их же ровесники, вчерашние одноклассники, назначенные командирами отделений и строго спрашивающие за упущения по службе и неуставное поведение.

В этот период у будущих офицеров происходит ломка старого динамического стереотипа и формирование нового, соответствующего новым условиям жизни, учебы и службы. Это вызывает у них сложные эмоциональные переживания, повышенную возбудимость или угнетенное состояние. Исключительно важное значение приобретает характер взаимоотношений между курсантами и командирами подразделений.

Следует учитывать тот факт, что всякое отклонение от устава, чрезмерная нагрузка на первых порах учебы в институте, искажение дисциплинарной практики вызывают у молодых курсантов отрицательную реакцию, неправильное понимание сущности воинской службы. Из подобных повседневных чувств у будущих офицеров может сложиться устойчивое отрицательное отношение не только к своему командиру, но и к профессии офицера. Не поняв подлинной сущности воинской службы, испугавшись трудностей, молодой человек возбуждает ходатайство об отчислении из института, изменяя своей мечте стать офицером, направленность его личности становится неустойчивой.

Определенное значение на этапе адаптации имеет противоречие между большим объемом учебного материала, которым необходимо овладеть будущему офицеру, его сложностью, трудностью, новизной и недостаточно развитыми навыками и умениями самостоятельно работать в условиях военного вуза, рационально использовать каждую минуту учебного времени. Некоторым курсантам мало самоподготовки для качественного изучения учебного материала, привития необходимых навыков

и умений. И получается, что под влиянием трудностей учебы, службы и строгой дисциплины снижается интерес к профессии будущего офицера внутренних войск и начинается целая полоса нарушений воинской дисциплины, а затем следует взыскание вплоть до отчисления из военного вуза.

Поэтому стиль военно-педагогической деятельности командиров и преподавателей, содержание и такт их требований, умение использовать этап адаптации для закрепления положительного отношения к избранной профессии офицера внутренних войск в значительной степени влияют на весь последующий процесс становления и развития воли и дисциплинированности. Если в данный начальный период активно поддерживать профессиональные стремления будущего офицера, внушать ему, что трудности службы, учебы, дисциплины — необходимый этап в овладении избранной профессии, то он воспримет это как должное, как определенный рубеж, который во что бы то ни стало надо преодолеть. И, как правило, преодолевает.

Этап критической переоценки выбора профессии и отношения к воинской дисциплине, как правило, охватывает 2-й и 3-й семестры обучения в ввузе и имеет решающее значение для дисциплинирования будущего офицера. Известно, что на этом этапе наиболее характерным для курсанта является усиление и обострение противоречий между восприятием уклада жизни и службы в ввузе и представлением о нем, сложившимся в доинститутский период (у 82 % курсантов из числа гражданской молодежи); между необходимостью выполнять требования устава, воинской дисциплины, службы и некоторыми личными желаниями, например, чаще ходить в увольнение, больше смотреть передачи по телевидению и увлекаться возможностями мобильной связи, заниматься спортом, музыкой и т.п.; между необходимостью изучения всех предметов и стремлением к творческому самостоятельному овладению какой-то одной, наиболее интересной для курсанта дисциплиной; между необходимостью выполнять требования учебной программы и недостаточно развитыми профессиональными способностями, волей дисциплинированного поведения.

В этот период курсанты начинают четко осознавать две противоположности: желание окончить военное учебное заведение и стать офицером, с одной стороны, и необходимость преодоления трудностей учебы и воинской службы, дисциплины, постоянного повиновения для достижения этой цели — с другой стороны. По существу, здесь четко проявляется противоречие между отношением к цели деятельности и отношением к самому процессу деятельности.

Поэтому воспитателям всех категорий курсантских подразделений и молодым преподавателям целесообразно уяснить, что от разрешения противоречий этапа критической переоценки выбора профессии офицера внутренних войск, требования воинской дисциплины и личного поведения зависит дальнейшее формирование личности будущего офицера: либо эта личность состоится, если верх возьмут мотивы положительного содержания; либо личность окажется слабовольной, если курсант займет позицию пассивного приспособления к предъявляемым требованиям; либо его отчислят из военно-учебного заведения. В этап относительной стабилизации направленности личности большинство курсантов вступают, как правило, в середине (конце) второго курса. К этому времени они приобретают опыт преодоления трудностей учебы, службы, строгости и целесообразности дисциплины в военно-учебном заведении, убеждаются в возможности успешного овладения военной профессией и совершенствования в ней, у будущих офицеров в ходе усвоения учебной программы упрочивается интерес к своей профессии, происходит стабилизация отношений и поступков, частичное изменение мотивов учебы; все большее значение приобретает понимание необходимости знаний, морально-психологическая закалка и физическое совершенство в будущей деятельности офицера внутренних войск. С этого периода начинается учеба на контрактной основе, требующей от курсанта строго соблюдения воинской дисциплины, дисциплинированного поведения, в соответствии с условиями контракта.

Дисциплинированное поведение — это прежде всего достижение поставленных целей при постоянной волевой саморегуляции, обеспечивающей конкретное использование необходимых для этого средств и методов.

Волевая, интеллектуальная, духовная сторона дисциплинированного поведения курсанта выражается в его исполнительности, положительном отношении к выполняемому долгу с определенными положительными эмоциями за оказанное доверие, что и должно учитываться при оценке уровня дисциплинированности. Если правильное (моральное и уставное) поведение курсанта направляется лишь приказаниями, командами (окриками) и замечаниями командира (начальника), оно реализуется на основе повиновения, исполнительности. Поведение, направляемое пониманием и осознанием норм и правил без каких-либо специальных напоминаний (воздействий), опирающееся на самодисциплину, — высшая форма дисциплины.

Следовательно, можно утверждать, что результатом процесса дисциплинирования являются изменения не только во внешней стороне дисциплины (соблюдение распорядка дня, устное приветствие, внешний вид, вежливость в общении, культура речи, уважение старших и т.п.), но и во внутренней (накопление знаний, развитие убеждений по вопросам воинской службы, положительное отношение к выполнению служебно-боевых обязанностей, восприятие требований дисциплины как ценностных ориентаций и эффективных регуляторов поведения в любых ситуациях).

Давно известно, что к дисциплинированности военнослужащих предъявлялись и предъявляются весьма высокие требования. Прежде всего, она должна быть осмысленной, основываться на понимании существа норм, правил, регламентирующих воинскую службу и определенным образом ограничивающих человека и его действия. В.А. Сухомлинский в книге «Как воспитать настоящего человека» писал: «В конечном счете, человек способен устыдиться тогда, когда он осознает» [3, с. 117]. Следует особо подчеркнуть ту мысль, что дисциплинированность должна соответствовать законам, нормам морали, кодексу чести, а не извращенным представлением о ней отдельных должностных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

лиц, лидеров коллективов с отрицательной направленностью. Дисциплинированность должна проявляться постоянно, быть гибкой, дающей возможность творчески исполнять приказы командиров (начальников), свои служебные обязанности. Чрезвычайно важно, чтобы дисциплинированность находилась в постоянном развитии и с каждым днем приближала военнослужащего к высшему уровню дисциплины. И, наконец, дисциплинированность должна быть тем качеством, проявление которого эстетически выразительно и доставляет удовлетворение в каждом случае четкого и безукоризненного выполнения сложных правил и установок служебно-боевой деятельности во внутренних войсках. Здесь уместно вспомнить А.С. Макаренко, который считал необходимым, «чтобы воспитанники гордились своей дисциплиной и относились к хорошей дисциплине как лучшему показателю всего коллектива» [2, с. 36]. Только в этом случае обеспечивается превращение общественной потребности в личную заинтересованность каждого воина, достигается дисциплинированность его действий и поступков.

Дисциплинирование личности и подразделения осуществляется непрерывно с формированием в них здорового (положительного) морально-психологического климата, общественного мнения, единства взглядов по вопросам службы и боевой учебы, усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей в коллективе, подразделении, части. В связи с этим в свое время известный русский генерал Н.Д. Бутовский писал: «На воинской службе чрезвычайно важна уверенность в том, что если я исполнил все требуемое законом, то мое служебное спокойствие никем не будет нарушено» [1, с. 11—12]. Таким образом, дисциплинируя будущих офицеров, необходимо комплексно воздействовать на компоненты дисциплинированности (мотивационный, познавательный, волевой, оценочный, операционный, мобилизационно-настроечный), обеспечивая согласованность, диалектическое их единство и преемственность.

Наш эксперимент подтвердил, что центральной фигурой в процессе дисциплинирования являются командир (взвода, роты) курсантского подразделения. Подтвердилось также, что наряду с осуществлением управленческой и учебно-воспитательной функций он реализует дисциплинарные функции, т.е. такие специфические действия, необходимость которых в каждом конкретном случае диктуется состоянием воинской дисциплины в курсантском подразделении.

В исследовании было замечено, что возможности индивидуального и группового самодисциплинирования в связи с изменениями в личном составе, сложной (нестабильной) социальнополитической и экономической обстановки в стране, сложностью задач, стоящих перед военным институтом. Автор пришел к выводу, что требуется значительное время (от одного до трех семестров), чтобы «подвести» курсанта к устойчивому выводу о необходимости самодисциплинирования.

В заключение целесообразно отметить, что методика работы командира курсантского подразделения по дисциплинированию подчиненных включает:

— прогнозирование состояния дисциплины в ходе предстоящих действий с учетом возможных неожиданностей, вводных, случайностей, служебно-боевых и стихийных бедствий;

— уточнение меры ответственности должностных лиц за состояние дисциплины на конкретных этапах, участках, в различные временные сроки;

— разработку и конкретизацию специальных критериев оценки индивидуальной или коллективной дисциплинированности с учетом специфики проектируемой деятельности и требований, предъявляемых к ней;

— материально-техническое обеспечение планируемых действий;

— реализацию такого контроля, который бы позволял курсантам творчески действовать в рамках своей ответственности и полномочий;

— детальное инструктирование участников предстоящих действий по поводу соблюдения установленного порядка и мер безопасности, которые занимают особое место и значимость в процессе дисциплинирования будущих офицеров.

Реализация данных задач возможна при условии высокого авторитета офицера среди курсантов, при его личной дисциплинированности, который завоевывается непосредственно на службе по мере того, как формируется общественное мнение курсантского коллектива относительно педагогических способностей командира наводить и поддерживать уставной порядок подразделения.

Можно утверждать, что значение личной дисциплинированности в профилактической деятельности офицера (преподавателя) во многом объясняется тем, что большинство курсантов, даже понимая необходимость строгого и точного выполнения приказов и распоряжений, беспрекословного повиновения начальникам, склонно все же искать и нравственное оправдание такому послушанию: если находят его как раз в примерности начальника, его высокой духовно-нравственной требовательности к себе, в исполнительности и корректности поведения и общения, то проникается еще большей уверенностью в правильности своих уставообразных действий. Курсант, совершающий какой-либо проступок, тоже старается найти для себя моральное оправдание и, к большому сожалению, нередко находит его в том, что сам командир (начальник, преподаватель) не всегда последователен в вопросах дисциплины, нарушает ее требования, поступает аморально, безнравственно.

Таким образом, направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде ВУЗа внутренних войск МВД России позволяет совершенствовать профессиональную и духовно-нравственную культуру будущих офицеров, их стремление к непрерывному самосовершенствованию.

Список литературы

1. Бутовский, Н. А. Промахи молодого офицера. — СПб., 1885.

2. Макаренко, Л. С. Собрание сочинений. — Т. 7. — Марбургское издание: Равенсбург, 1976.

3. Сухомлинский, В. Л. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.