Научная статья на тему 'Воспитание дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России'

Воспитание дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / дисциплина / дисциплинированность / воспитание дисциплинированности / недисциплинированное поведение / причины недисциплинированности / внутренние войска мвд россии / курсанты военных вузов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычев С. Е.

В статье рассматриваются особенности процесса воспитания дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России. Показаны причины недисциплинированного поведения курсантов и основные педагогические условия повышения эффективности процесса воспитания дисциплинированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of cadets" discipline education at military institutes of internal troops of Ministry of Internal Affairs are considered in the article. The reasons of cadets" undisciplined behaviour and the basic pedagogical conditions of efficiency increasing of the discipline education are shown.

Текст научной работы на тему «Воспитание дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России»

С. Е. Сычев

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Я. Слепое

В статье рассматриваются особенности процесса воспитания дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России. Показаны причины недисциплинированного поведения курсантов и основные педагогические условия повышения эффективности процесса воспитания дисциплинированности.

The features of cadets’ discipline education at military institutes of internal troops of Ministry of Internal Affairs are considered in the article. The reasons of cadets’ undisciplined behaviour and the basic pedagogical conditions of efficiency increasing of the discipline education are shown.

Современные условия служебной дея-тельности внутренних войск МВД России объективно вызывают потребность в научном обеспечении процесса воспитания дисциплинированности у военнослужащих, призванных из среды молодежи, сформировавшейся в условиях рыночных отношений и низким духовным потенциалом. Эффективность данного процесса во многом зависит от непрерывного повышения качества воспитания будущих офицеров внут-

ренних войск МВД России. После окончания вуза в подчинении молодых офицеров оказываются военнослужащие по призыву (по контракту), и им приходится выступать в качестве воспитателей, формировать дисциплинированность подчиненных. Поэтому воспитание курсантов в вузе имеет двойную задачу. С одной стороны, дисциплинированность является важным условием успешной профессиональной подготовки будущих офицеров. С другой - грамотно орга-

низованная воспитательная работа формирует необходимые в будущем знания, умения и навыки, важные для эффективного выполнения служебных обязанностей. Поэтому курсанты вуза должны не только быть дисциплинированными сами, но и понимать внутренние механизмы, условия, влияющие на формирование дисциплинированного поведения, владеть методическими приемами укрепления дисциплины.

Анализ качества подготовки офицеров -выпускников вузов ВВ МВД России, а также особенностей их профессионального становления в подразделениях после окончания учебных заведений в 2005 г. показал, что значительная часть выпускников оказывается слабо подготовленной к выполнению задач боевой службы по причинам низкой ответственности за выполнение воинского долга (по данным исследования, их число достигает 28%), каждый десятый халатно относится к исполнению служебных обязанностей, данные также свидетельствуют о том, что более чем в 5% случаев офицеры, не прослужившие в своем первом офицерском звании и года, подвергались за проступки подчиненных наказаниям в дисциплинарном порядке, а 54% выпускников подвергались критике1.

Такому положению дел способствует: размытость целей по воспитанию дисциплинированности у курсантов; слабый учет индивидуальных особенностей будущих офицеров; нарушение норм педагогической этики; неумение в полной мере использовать воспитательный потенциал курсантского коллектива; нежелание командиров вникать в нужды, с которыми сталкиваются курсанты в процессе личностного саморазвития; отсутствие преемственности и согласованности в действиях участников воспитательного процесса.

Содержание научно обоснованной воспитательной деятельности по дисциплини-рованию курсантов неразрывно связанно с определением причин отклонения их поведения от предъявляемых требований. Опрос различных категорий субъектов воспи-

тания, анализ научной литературы и требований документов, регламентирующих организацию и содержание воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России, а также изучение практики воспитательной работы в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России позволили выявить основные причины недисциплинированного поведения курсантов.

Основные причины нарушений дисциплины можно объединить в следующие группы:

1. Причины, обусловленные низкой сознательностью курсанта, недостаточным или искаженным пониманием воинского долга (задач, возлагаемых на курсанта как участника учебно-воспитательного процесса в вузе), слабая военно-профессиональная направленность, отрицательными индивидуальными чертами характера, темперамента, вредными привычками.

2. Причины, вызванные недостатками воспитательной работы со стороны командиров и воспитателей по привитию курсантам качеств личной дисциплинированности и глубокого понимания воинского долга.

3. Причины нарушений вследствие низкой требовательности командиров к подчиненным и отсутствия твердого уставного порядка в подразделении.

4. Искажение дисциплинарной практики, системы поощрений и взысканий, а также неуставные взаимоотношения между начальниками и подчиненными.

5. Слабое знание требований уставов

о порядке и правилах поведения военнослужащих и отсутствие привычки дисциплинированного поведения (главным образом у курсантов первого курса).

6. Причины, связанные с условиями формирования личности до поступления в военный институт.

7. Бытовая неустроенность.

Изучение практики воспитательной работы в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России,

а также опытно-экспериментальная работа (см. табл. 1) позволили автору определить основные педагогические условия, направленные на воспитание дисциплинированности у курсантов:

• диагностика дисциплинированности курсантов в ходе повседневной жизнедея -тельности;

• изучение индивидуальных особенностей курсантов и проектирование их психологической структуры как результата процесса воспитания дисциплинированности;

• учет динамики воспитания дисциплинированности и прогнозирование изменений в поведении курсантов при использовании тех или иных способов педагогического воздействия на каждом этапе обучения;

• поэтапное усложнение задач и содержания всех видов деятельности и изменение уровня требовательности к курсанту от этапа к этапу, адекватность требовательности воспитателя по отношению к уставным требованиям в процессе их усвоения курсантами;

• соблюдение комплексного подхода в воспитании дисциплинированности у курсантов вузов внутренних войск МВД России;

• органическое единство теоретической и практической подготовки, коллективных и индивидуальных форм работы курсантов;

• соблюдение межпредметных связей и осуществление творческого диалога как формы реализации сотрудничества и субъективного взаимодействия по вопросам дис-

циплинирована курсантов, преподавателей, командования и курсантов;

• исследование и применение достижений педагогической и военной науки, передового опыта в практике воспитания дисциплинированности;

• совершенствование методов воспитания дисциплинированности с позиции оптимизации всего педагогического процесса в ввузе;

• целенаправленная профессиональнонравственная подготовка будущего офицера; придание всем видам деятельности курсантов творческой профессионально-нравственной направленности;

• отношение к личности курсанта как субъекту деятельности;

• разработка программы деятельности по воспитанию дисциплинированности у курсантов, включающей в себя все методы и формы воспитательного воздействия; предъявление установленных требований к курсантам; поощрение дисциплинированного поведения; организацию упражняющих воздействий как средства подкрепления тех новообразований, которые появляются в психике курсантов, а также воздействий, тормозящих негативные проявления личности;

• контроль и оценка результатов воспитательной деятельности по формированию дисциплинированности и при необходимости ее корректировка;

• создание условий, способствующих самосовершенствованию, саморегуляции и самоутверждению в практической деятельности.

Таблица 1

Динамика общего уровня дисциплинированности (в баллах) курсантов на различных этапах

исследования

Показатель Исходный замер Промежуточный замер Контрольный замер

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Общий уровень дисциплинированности 3,48 3,45 3,56 3,87 3,63 4,22

Показанные в таблице данные дают ос- тивно влияют на процесс воспитания диснование предположить, что определенные циплинированности курсантов. Та^ на на-

автором педагогические условия эффек- чальном этапе эксперимента (исходный

замер) общий уровень дисциплинированности курсантов составил в КГ - 3,48 балла, в ЭГ - 3,45 балла, что соответствует среднему уровню дисциплинированности. При контрольном замере общий показа -тель дисциплинированности курсантов КГ

составил 3,63 балла, что лишь на 0,15 балла выше начального уровня. Общий показатель дисциплинированности курсантов ЭГ составил 4,22 балла, что выше начального уровня на 0,77 балла и относится к высокому уровню.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Обобщенные данные по результатам социально-психологических исследований, проведенных во внутренних войсках МВД России в 2005 году. М.: ГКВВ МВД России. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.