Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов МВД по новым технологиям'

Воспитательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов МВД по новым технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов МВД по новым технологиям»

ценность профессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов-юристов. Наличие указанного фактора в структуре их вербального отражения действительности подтверждает нашу гипотезу о связи ценностного этапа онтогенеза этого психического образования с профессиональным развитием личности.

Фактор 3 (информативность 17%) образует на положительном полюсе переменная «широта взглядов - умение понять чужую точку зрения»; на отрицательном - «аккуратность

- умение содержать в порядке вещи, порядок в делах». Это фактор толерантности вербального отражения действительности студентов-юристов на ценностном этапе онтогенеза вербального отражения действительности, который выступает необходимым условием успешности осуществления им будущей правоохранительной деятельности.

Проведенное исследование доказывает, что вербальное отражение действительности может рассматриваться в качестве ведущего субъективного фактора, определяющего особенности внутреннего мира личности студентов-юристов и эффективность их профессиональной подготовки на этапе вузовского обучения.

1 См.: Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А.А. Реана. СПб., 2005.

2 См.: Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.

3 См.: Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. № 4. С. 18-30.

4 См.: Медведев Д.А., Губин В.А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах (Омск). 2006. №

1 (25). С. 8-11.

5 См.: Практическая психодиагностика: Методики и тесты // Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.

6 См.: Глушкова О.В. О влиянии личности прокурора на успешность профессиональной деятельности // Актуальные вопросы теории и практики прокурорско-следственной деятельности. 9-я научно-практическая конференция молодых ученых, 26 апреля 2006 г. СПб., 2006. С. 143-145.

B.C. Ефимов*

Воспитательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов МВД по новым технологиям

В современных условиях воспитание личного состава - это составная часть строительства внутренних войск МВД Российской Федерации, военно-педагогического процесса, системы боевой подготовки воинов. Существенное свойство воспитания -личностно-профессиональные отношения между командирами и подчиненными, основанные на духовной близости и взаимопонимании, сотрудничестве и взаимной ответственности1.

Цель воспитательной работы с личным составом ВВ МВД России вытекает из специфики и предназначения войск в современных условиях, их служебно-боевой деятельности. Она заключается прежде всего в формировании и развитии у военнослужащих качеств гражданина-патриота, специалиста-профессионала и высоконравственной личности. Одной из важнейших проблем в настоящее время является подготовка выпускников вузов -командиров взводов, молодых офицеров, способных быстро адаптироваться в войсках и наиболее эффективно (качественно) выполнять свои функциональные обязанности. Не менее остро стоит проблема преодоления противоречий между ростом объема необходимых выпускникам знаний и возможностью их глубокого усвоения в установленные для обучения и воспитания сроки.

*Адъюнкт заочного обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Анализируя практическое состояние дел, автор отмечает проблемы, с которыми командирам подразделений приходится сталкиваться ежедневно: это самовольное оставление частей, межличностные конфликты (драки), пьянство, отчисление из вузов по различным причинам.

В казармах широко распространены избиения, межличностные конфликты военнослужащих, призванных из разных регионов Российской Федерации, вымогательство, поборы денег, исполнение «ритуалов», привнесенных в воинский коллектив из криминальной среды, изощренные формы психологического давления и оскорбления человеческого достоинства.

Отдельные командиры и начальники устранились от изучения и разрешения проблем подчиненных, не знают обстановки в воинских коллективах, не только встали на путь сокрытия негативных явлений, но и сами допускают случаи физического оскорбления военнослужащих.

Причем рост неуставных проявлений произошел не только в войсках, а также и в институтах, воспитывающих будущих офицеров, - например, в Саратовском, СевероКавказском и Новосибирском военных институтах внутренних войск.

На наш взгляд, грамотные командиры-воспитатели, использующие в своей деятельности новые педагогические технологии, значительно подняли уровень бы воинской дисциплины во внутренних войсках.

В.М. Пронин в своей работе «Педагогические условия предупреждения отчисления и повышения качества подготовки офицеров в вузах ВВ МВД России»2 показал, что командир подразделения в первую очередь должен регулировать службу и быт курсантов, контролировать и корректировать их поведение в соответствии с установленными уставными требованиями. Во-вторых, дисциплинировать вновь организуемую деятельность путем конкретных разумных указаний или предписаний необходимого порядка действий, обусловленного содержанием и особенностями выполняемой работы и складывающейся обстановки. Весьма важную роль предполагают действия командиров подразделений по закреплению традиций, обычаев, способствующих дисциплинированию курсантов, формированию навыков и устойчивых привычек уставосообразного, нравственного поведения, а также удовлетворению жизненных, необходимых и разумных потребностей курсантов. Сюда же относятся изучение состояния воинской дисциплины, факторов социального, психологического и педагогического характера, препятствующих или способствующих совершению различного рода нарушений, разработка комплекса мер по совершенствованию практики дисциплинирования курсантов, форм аналитико-оценочной деятельности командиров подразделений всех степеней.

Реализация данных задач возможна при условии высокого авторитета офицера среди курсантов, при его личной дисциплинированности. Авторитет завоевывается непосредственно на службе по мере того, как формируется общественное мнение курсантского коллектива относительно педагогических способностей командира наводить и поддерживать уставной порядок в подразделении.

Каждый вид профессиональной деятельности требует соответствующей оптимальной структуры знаний, навыков, умений, определенных личностных качеств, в нашем случае -командирских качеств.

Автор разделяет точку зрения А.Н. Леонтьева на природу воспитательной деятельности командира подразделения внутренних войск: воспитательная деятельность своеобразна и связана с «большим количеством неавтоматизируемых моментов, возможностью постоянного возникновения новых реакций, присутствием творческого замысла, значительной сложностью требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника, сложностью комплекса действий», а также «трудностью учета и изучения тех элементов работы, которые не поддаются непосредственному постороннему наблюдению»3.

По своему содержанию деятельность командиров курсантских подразделений внутренних войск сложна и весьма многогранна. Она реализуется в функциях, которые отражают цели и основные направления работы по управлению своими подчиненными в интересах служебно-боевой деятельности. Командиры курсантских подразделений являются руководителями большинства действий подчиненных. Взводы и роты курсантов играют огромную роль в организационной структуре внутренних войск. От прочности этих звеньев зависит сила и боевая мощь подразделений и частей. Можно с уверенностью, опираясь на практику, утверждать, что командир подразделения - это первооснова организованности и порядка в курсантских подразделениях вузов.

Педагогическая деятельность командира подразделения внутренних войск направлена на постоянное противодействие отрицательному влиянию на сознание, чувства и волю военнослужащих. Поэтому именно от командиров взводов и рот требуется постоянно и целеустремленно уделять внимание формированию у подчиненных таких качеств, как верность воинскому долгу, преданность интересам Отечества и народу, честность и неподкупность, духовно-нравственная стойкость и невосприимчивость к отрицательным воздействиям со стороны преступного мира, непримиримость к нарушениям законности и другие. Активность, инициатива, умения и навыки командиров осуществлять педагогическое воздействие в различных условиях (ситуациях), при выполнении различных задач служебнобоевой деятельности - это одна из важнейших его функциональных обязанностей. Поэтому содержание, методы и формы его работы находятся в прямой зависимости от характера задач боевой службы, вида войскового наряда. Особенностью деятельности командира курсантского подразделения внутренних войск является ее многоплановость и многогранность как в решении служебно-боевых задач, так и в организации жизни и быта подчиненных. Очень часто офицеры самостоятельно решают вопросы большой важности. В современных условиях они призваны не только обеспечивать организацию учебной деятельности курсантов, поддержание воинской дисциплины и порядка, но и организовывать размещение, питание, медицинскую помощь и отдых личного состава.

В Пермском военном институте внутренних войск МВД России, накоплен, на наш взгляд, положительный опыт воспитательной работы с курсантами 1-го курса. На 1-й курс 2-го факультета назначаются офицеры из числа наиболее подготовленных. На других же факультетах офицеры, выпустившие курсантов 5-го курса, автоматически переходят на 1-й курс.

Полковник В.Н. Потопальский - начальник 2-го факультета - рекомендует офицерам при работе с курсантами 1-го курса избегать наложения взысканий, не подменять метод убеждения, воспитательную работу голым принуждением. Индивидуальная помощь, разумная требовательность, поощрение, терпение и убедительная разъяснительная работа -вот характерные черты работы опытного офицера с курсантами первого курса.

Офицеры 2-го факультета ведут педагогический дневник, в котором отражается ежедневная психолого-педагогическая характеристика каждого военнослужащего. При организации и проведении индивидуальной воспитательной работы, руководствуются документами, требующими особое внимание обратить на курсантов:

- имеющих нервно-психическую неустойчивость;

- отличающихся замкнутостью, подавленностью;

- являющихся объектами насмешек;

- заявляющих жалобы на состояние здоровья;

- легко вступающих в конфликты с сослуживцами;

- болезненно реагирующих на замечания;

- слабо усваивающих учебный материал:

- отрицательно высказывающихся о военной службе;

- слабых в физическом развитии.

На наш взгляд, рамки социальной адаптации молодого человека расширяются не только через воинский коллектив, но и за счет тесного взаимодействия с общественными организациями города, развития шефских связей с трудовыми и студенческими коллективами, встреч с ветеранами института, войны, труда. Анализ показывает, что максимально используют в своей воспитательной деятельности такие методы только командиры рот 2-го факультета, в частности, начальник 3-го курса 2-го факультета капитан М.Л. Буренков и начальник 4-го курса 2-го факультета майор П.Д. Томилов. На факультете в часы воспитательной работы планируются встречи с представителями спортивных организаций города и района, с семьями погибших военнослужащих, с местными творческими коллективами.

С точки зрения автора, больших успехов достигают те подразделения, где по инициативе командиров проводятся совместные воспитательные мероприятия с представителями общественных организаций, например: чествование передовиков учебы, посещение работающих предприятий, участие в школьных уроках мужества, тематические вечера, спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, литературные вечера, дискотеки и т.п. Разумеется, такие мероприятия требуют тщательной и длительной подготовки, но их воспитательное значение по всем направлениям (патриотическое, духовно-нравственное, воинское) трудно переоценить.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

В воспитательных целях офицеры факультета активно ведут переписку с родителями курсантов. И действительно, это помогает в профилактике дисциплинарных проступков и даже преступлений. Автор считает, что сотрудничество с родителями курсантов -эффективная, но и достаточно деликатная форма изучения подчиненных. Текст письма должен быть согласован с командованием института и нести только позитивные данные об учебном заведении, поведении курсантов.

Особенностью обучения в военном институте является то, что на втором году обучения курсанты заключают контракт. К этому времени командир должен составить мнение о каждом курсанте, проанализировав различия своих подчиненных по возрасту, общей культуре, семейному положению и жизненному опыту. Поэтому командиру подразделения необходимо кропотливо, настойчиво, ответственно проводить в жизнь требования главнокомандующего внутренними войсками по формированию добросовестного отношения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к выполнению должностных и специальных обязанностей, личной примерности в выполнении воинского долга, стремления к повышению профессионализма, ведению здорового образа жизни. Исходя из особенностей прохождения воинской службы по контракту, можно выделить несколько этапов в воспитательной работе с ними:

- отбор кандидатов для поступления в вуз;

- адаптация и становление курсантов;

- воспитание в процессе учебной и повседневной деятельности.

Автор отмечает необходимость участия командиров подразделений всех факультетов в изучении документов и проведении бесед еще на стадии отбора кандидатов на поступление в вуз. Активная работа в этом направлении ведется при непосредственном взаимодействии со специалистами: психологом майором Г.С. Вагиной, офицером по социально-правовой работе полковником И.В. Шерстюковым, которые стали широко применять технологию «воспитатель-воспитанник» в варианте, предложенном автором. Ранее беседы с кандидатами на поступление велись по шаблону (по определенному перечню вопросов). На наш взгляд, каждый человек уникален. И здесь важна в первую очередь интуиция. Надо только договориться о цели-результате, и тогда уже конкретно искать или строить соответствующий алгоритм. Уже на этапе поступления в вуз необходимо у кандидатов на поступление вызвать размышления о себе, создать те или иные переживания, побудить к какому-либо решению. И тогда доверительное отношение, его создание и развитие до каких-то уровней может быть достаточно общей целью технологии «общения двух».

Основными методами изучения кандидатов на поступление в вуз в Пермском военном институте ВВ МВД России, помимо бесед, являются: тесты, обобщение независимых характеристик, в ходе которых определяется общий уровень развития будущего курсанта, оцениваются его индивидуально-психологические качества, анализируются мотивы поступления в вуз, личные нужды и запросы.

Командиры курсантских подразделений совместно с офицерами-психологами проводят индивидуальные собеседования, выводы по которым записываются в листах изучения кандидатов.

Анкетирование, тестирование, доверительные беседы и другие методы изучения личности, по мнению автора, помогают офицеру повысить эффективность своей работы.

Основными направлениями воспитательной работы командиров подразделений 2-го факультета на этапе адаптации являются:

- ознакомление курсантов с историей института (музей Пермского военного института ВВ МВД России), особенностями прохождения службы в подразделении и социально-бытового обеспечения;

- оказание помощи по овладению военной специальностью;

- разъяснение сущности задач, стоящих перед военным институтом и подразделением;

- доведение юридических основ, этических правил и норм воинской деятельности, важнейших положений военных законов Российской Федерации и уставов Вооруженных сил, прав и обязанностей военнослужащих, предъявляемых к ним требований;

- установление связей с членами семей курсантов, содействие им в решении бытовых проблем.

Воспитание в процессе служебно-боевой деятельности осуществляется в соответствии с планом морально-психологического обеспечения (МПО), где выделена работа с данной

категорией военнослужащих. Используются различные формы воспитательной работы: общественно-государственная подготовка, информирование (еженедельно - 50 минут), собрания, совещания, инструктивные занятия, лекции, беседы, подведение итогов, заседания совета и другие.

Автор проанализировал итоги сдачи зачета с оценкой по предмету «Общевоинские уставы» вторыми курсами 1-го и 2-го факультета в июле 2002 г. (табл. 1).

Таблица 1

Итоги сдачи зачета с оценкой по «общевоинским уставам» вторыми курсами 1-го и 2-го факультета в июле 2002 года

Подразделение По списку Налицо Отл. Хор. Уд. Неуд. Средний балл

2-й курс 1-го факультета 98 98 24 24,5% 48 48,9% 26 26,6% — 3,9

2-й курс 2-го факультета 69 69 15 21,7% 31 45% 23 33,3% — 3,8

Начиная с сентября, автор предложил проводить занятия на 2-м факультете по предмету «Общевоинские уставы», с использованием шоу-технологий («брейн-ринг»). Личный состав взвода рассаживался по отделениям (за три стола). Командир отделения, он же капитан команды, высказывал мнение своей группы на заданный командиром взвода вопрос. За каждый правильный ответ команде присуждался один балл. Личный состав команды-победителя поощрялся правами начальника курса, командира взвода. Через год, в июле 2003 г., автор вновь проанализировал итоги сдачи зачета с оценкой по предмету «Общевоинские уставы» (табл. 2).

Таблица 2

Итоги сдачи зачета с оценкой по «общевоинским уставам» третьими курсами 1-го и 2-го факультета в июле 2003 года

Подразделение По списку Налицо Отл. Хор. Уд. Неуд. Средний балл

3-й курс 1-го факультета 98 98 26 26,5% 43 43,9% 29 29,6% - 3,9

3-й курс 2-го факультета 69 69 21 30,4% 29 42,1% 19 27,5% - 4,0

Динамика результатов сдачи зачета с оценкой на 2-м факультете показана на диаграмме 1.

Диаграмма 1

3,95

3,9

3,85

3,8

3,75

3,7

2002 2003

□ 1 факультет

□ 2 факультет

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Автора исследования особо заинтересовал вопрос, а что же мешает командиру подразделения эффективно и качественно организовывать воспитательный процесс, какие трудности он при этом испытывает?

Анализ полученных данных приведен в табл. 3.

Таблица 3

Характерные трудности воспитательной деятельности командиров курсантских подразделений

№ п/п Характерные трудности воспитательной деятельности командиров курсантских подразделений Количество офицеров из 142 опрошенных

1 Недостаточное распространение передового опыта воспитательной деятельности, новых педагогических технологий 101 (71%)

2 Незнание психологии личности и неумение вести индивидуальную воспитательную работу 84 (59%)

3 Неумение эффективно применять дисциплинарные права 78 (55%)

4 Низкий уровень методических навыков и умений руководства подчиненными 56 (39%)

5 Неумение предъявлять требовательность 33 (23%)

6 Неумение поддерживать уставные взаимоотношения (без заискивания и панибратства) 26 (18%)

7 Неглубокие военно-специальные знания 12 (8%)

Анализ приведенных данных в таблице показывает слабость отдельных командиров как воспитателей. Новые технологии и передовой опыт в своей деятельности не используют большинство опрошенных офицеров, а отсюда и основные показатели трудностей в воспитательной деятельности командиров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сделанный вывод подтверждается мнением самих респондентов - командиров рот и взводов курсантов вузов. Вот некоторые из этих мнений.

Старший лейтенант Растриженков: «Командиры подразделений военного института большей частью являются выпускниками этого же вуза, отсутствие навыков работы в войсках оказывает негативное воздействие. Что касается лично меня, то я получил военную специальность «начальник службы артиллерийско-технического вооружения», стажировки в войсках и проходили на должностях начальников служб. Соответственно, большая часть моих отношений с курсантами строится на советах старших товарищей и воспоминаниях своей курсантской жизни, как с нами работал командир взвода».

Старший лейтенант Скворок: «В своей работе с курсантами я часто наблюдаю за реакцией курсантов на мои приказания и распоряжения. Одни воспринимают их оживленно и с радостью, другие же, напротив, встревожено и даже с определенной долей нервозности. Я не скрываю, что пока еще слабо разбираюсь в психологии личности, но в то же время понимаю, что это является основным из направлений в воспитательной деятельности офицера. Командир взвода просто обязан знать психологические особенности курсантов, их темперамент, характер, способности, эмоциональные и волевые особенности своего коллектива».

В процессе исследования, автором был проведен анализ самооценки причин недостаточной подготовки командиров курсантских подразделений для работы с подчиненными. Командиры рот и взводов военного института в количестве 47 человек высказали свое мнение по вопросу: «Каковы основные причины слабой подготовки офицеров как воспитателей?». Данные опроса приведены в табл. 4.

Анализ данных показывает, что большинство участников опроса отмечают низкое качество подбора на должности и без должного учета мотивации, желания, способности. Как отметил старший лейтенант Растриженков, «курсант пять лет учился на начальника службы, а был оставлен командиром взвода курсантов». Данные мнения автором использовались весьма активно и дали положительные результаты.

Таким образом, анализ содержания, сущности, особенностей и трудностей воспитательной деятельности командиров подразделений позволяет сделать вывод, что их труд имеет общественную и воинскую направленность, обусловленную спецификой задач,

Таблица 4

Причины слабой подготовки офицеров как воспитателей

№ п/п Причины слабой подготовки офицеров как воспитателей Командиры рот и взводов (47 человек)

1 Низкое качество подбора командиров подразделений 39 (83%)

2 Много формализма и отсутствие системы внедрения в деятельность командиров подразделений новых подходов и новых технологий воспитания 30 (64%)

3 Много обязанностей перекладывается на заместителей командиров взводов 22 (47%)

4 Командиры проводят мало практических занятий с подчиненными 16 (34%)

5 Отсутствие достаточного жизненного опыта 13 (28%)

6 Отсутствие желания заниматься деятельностью командира курсантского подразделения 2 (4%)

выполняемых внутренними войсками, особенностями целей и задач этой деятельности по подготовке будущих офицеров для успешного выполнения служебно-боевых задач в современных условиях. Требование идти в ногу со временем диктует необходимость поискеа и использования новых подходов в воспитании курсантов, применения новых педагогических технологий.

Осуществление военно-педагогической деятельности требует от офицеров -командиров курсантских подразделений разносторонних общих, военных и специальных знаний, навыков и умений, совокупности положительных личностных качеств, что выражается в уровне их подготовленности к командирской деятельности в процессе подготовки будущих офицеров внутренних войск.

1 См.: Сборник требований руководящих документов по организации морально-психологического обеспечения во ВВ МВД России. СПб., 2005.

2 См.: Пронин В.М. Педагогические условия предупреждения отчисления и повышения качества подготовки офицеров в вузах ВВ МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.

3 Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1972.

С.И. Злобин*

Системно-структурный подход к исследованию работы с кадрами уголовно-исполнительной системы в современных условиях

Уголовно-исполнительная система - одно из крупнейших организационных формирований в структуре правоохранительных органов. Условия, в которых сотрудники выполняют свою профессиональную деятельность, характеризуются сложностью оперативной обстановки, высокой степенью ответственности, постоянным воздействием преступной среды, отсутствием полноценного отдыха, чрезвычайность. обстоятельств, связанных с угрозой для здоровья и жизни, низким уровнем морального и материального стимулирования.

* Начальник Пермской средней специальной школы ФСИН, полковник внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.