Научная статья на тему 'Приоритетные направления и особенности воспитания женщин-военнослужащих России в современных условиях'

Приоритетные направления и особенности воспитания женщин-военнослужащих России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Е. А.

В статье определена актуальность темы, касающейся воспитания женщин-военнослужащих на современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Представлены статистические данные кадрового состава женщин-военнослужащих, проходящих службу в Вооружённых Силах России. Рассмотрены особенности воспитания женщин-военнослужащих в Российской Федерации. С учётом гендерных особенностей выделены приоритетные направления процесса воспитания женщин-военнослужащих, проходящих службу в рядах Вооружённых Сил России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority aspects and education fields of Russian servicewomen in the current context

This article determines the topical question of servicewomen's education in modern times of the reforming of Armed Forces of Russia. The statistics of servicewomen's personnel working in the Armed Forces of Russia are presented. Russian servicewomen's education style is considered. Priority education fields of servicewomen are determined taking into account gender characteristics of these persons serving in Armed Forces of Russia now

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления и особенности воспитания женщин-военнослужащих России в современных условиях»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е.А. Жигалова,

преподаватель кафедры общеправовой подготовки ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ

В статье определена актуальность темы, касающейся воспитания женщин-военнослужащих на современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Представлены статистические данные кадрового состава женщин-военнослужащих, проходящих службу в Вооружённых Силах России. Рассмотрены, особенности воспитания женщин-военнослужащих в Российской Федерации. С учётом гендерных особенностей выделены, приоритетные направления процесса воспитания женщин-

военнослужащих, проходящих службу в рядах Вооружённых Сил России в современных условиях.

This article determines the topical question of servicewomen's education in modern times of the reforming of Armed Forces of Russia. The statistics of servicewomen's personnel working in the Armed Forces of Russia are presented. Russian servicewomen's education style is considered. Priority education fields of servicewomen are determined taking into account gender characteristics of these persons serving in Armed Forces of Russia now1.

1 Zhigalova E. Priority aspects and education fields of Russian servicewomen in the current context

Вступление человечества в новое тысячелетие отмечено кардинальными изменениями представлений гендерно-ролевой идентификации личности в социуме профессиональной значимости. Одним из проявлений этих изменений является усиление женщин в различных сферах общественной жизни, социальных институтах и обществе в целом. Женщины стали формировать состав различных профессиональных групп. Благодаря природному умению гармонизировать общественные отношения, их профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на рост национального дохода.

Как свидетельствует социальная практика, индивидуальнопсихологические различия мужчин и женщин относятся к числу базовых характеристик человеческого онтогенеза. Гендерные стереотипы во многом определяют самооценку человека и влияют на его восприятие окружающих, а следовательно, и на поведение, накладывая определенные ограничения на процесс личностной и профессиональной самореализации. Эти стереотипы особенно сильно проявляются в условиях военной службы, где роли мужчины и женщины, направленность их самореализации детерминированы характером военно-профессиональной деятельности.

Выбор темы статьи и её актуальность обусловлены следующими факторами:

1) устойчивой тенденцией количественного увеличения, повышения значимости роли и места женщин в военно-профессиональной деятельности;

2) изменением вектора профессиональной самореализации российских женщин, стремящихся в условиях растущей женской безработицы обрести в армейской среде относительную стабильность социального обеспечения, навык многофункциональности деятельности, расширить сферу самореализации, получить востребованные в обществе дополнительные профессии;

3) необходимостью внедрения в военно-педагогическую теорию и практику новых научных подходов анализа социализации женщин в военнопрофессиональной деятельности;

4) недостаточной разработанностью теории и практики воспитания женщин-военнослужащих как специфической профессиональной группы, изучения основных тенденций и логики развития этого процесса в военнопрофессиональной сфере, слабой разработанностью механизма воспитательного влияния на профессиональную подготовку женщин-военнослужащих;

5) несовершенством нормативно-законодательной базы и гендерной кадровой политики, регулирующих прохождение женщинами военной службы, и отсутствием научных рекомендаций по более эффективному использованию труда женщин в военно-профес-сиональной сфере.

Вследствие перечисленных обстоятельств, профессиональное воспитание на современном этапе женщин-военнослужащих является одной из важных задач реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ее решение может быть обеспечено при условии социального личностно-деятельностного, комплексного, системного, функционального, процессуального, гендерного и других научных подходов к исследованию

феномена профессионального воспитания женщин-военнослужащих в военно-педагогической практике.

В Вооружённых Силах России устойчивая тенденция увеличения количества женщин-военнослужа-щих существует с 1993 года. К 2002 г. показатель вырос на 21 % и продолжает расти.

По данным пресс-службы Центрального военного округа за 2013 год военную службу проходят более 29 тыс. женщин-военнослужащих. Из них каждая первая представительница имеет воинское звание генерал-майор, более 1,6 тыс. проходят службу в званиях старшего и младшего офицерского состава, среди которых 15 являются полковниками. Около 3,5 % женщин-офицеров занимают первичные командные должности, остальные -выполняют служебные обязанности в качестве штабных работников, специалистов медицинских и финансовых служб, войск связи. Более 8,3 тыс. являются прапорщиками, занимая должности в подразделениях связи и материально-технического обеспечения. Около 19 тыс. проходят военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского составов практически во всех видах и родах войск Вооруженных Сил, объединениях, соединениях и воинских частях.

А за январь и февраль 2014 г. на военную службу принято более 150 женщин.

Женщины как субъект воинской службы расширяют сферу своей профессиональной деятельности, выполняя в современных условиях обязанности по 110 воинским специальностям: связисты, медицинские работники, психологи, юристы, переводчики, преподаватели, научные сотрудники военно-учебных заведений, операторы компьютерных систем. В связи с этим необходимо знать особенности женской психологии, формы, методы и способы воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.

В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ № 70 от 1 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», женщины-военнослужащие выделены как отдельный объект воспитания в воинской части [5; 7]. А сравнительный гендерный анализ воинской профессионализации женщин-военнослужащих в российской армии позволяет выделить особенности этого процесса.

Изучение практики гендерного общения показало, что характеристики самореализации военнослужащих женщин сложны и противоречивы. В них выделяются положительные и негативные факторы (А.В. Барабанщиков, и

др. [1]).

Характерные положительные психологические качества женщин, используемые ими для повышения эффективности своей военнопрофессиональной деятельности, - внимание, взвешенность личностных оценок в профессиональном общении, доверительность, отходчивость, умение идти на компромиссы и прощать допущенные ошибки, эмоциональность в общении, открытость, способность интегрировать в себе лучшие черты ближайшего окружения, умение быстро адаптироваться к условиям военной службы, не теряться в трудных жизненных и

профессиональных ситуациях, собранность, стойкость, способность в случае необходимости быть решительными и бескомпромиссными, стремление к справедливости. Присутствие женщин облагораживает взаимоотношения в воинском коллективе, стимулирует его социальную и профессиональную активность.

Однако некоторые особенности женской психики накладывают отпечаток на взаимоотношения в коллективах с выраженной феминизированностью. Повышенная эмоциональная чувствительность женщин, стремление к справедливости распределения служебной нагрузки, борьба с фаворитизмом в подразделениях (узлы связи, тыловые структуры, медицинские учреждения) становятся причиной конфликтов на почве выяснения «женских» претензий.

Семейные проблемы у женщин-военнослужащих отражаются на эффективности служебной деятельности больше, чем у мужчин. Кроме того, женщина достаточно автономна в своём поведении. При этом многое зависит от ситуации, настроения, самочувствия.

Итак, к основным особенностям женщин-военнослужащих как специфической социально-психоло-гической группы в системе военнопрофессиональных отношений относятся:

- повышенная эмоциональность, чувствительность и возбудимость центральной нервной системы;

- выраженное чувство ответственности за семью и детей;

- обостренное восприятие несправедливости в социальной и профессиональной сферах деятельности;

- высокий уровень личностных притязаний в профессиональных отношениях;

- прагматичность в решении жизненных и семейных проблем, обусловленная их широким спектром и низким уровнем социальной защищенности женщин в воинских гарнизонах;

- направленность к своему «внутреннему миру», в отличие от мужчин, стремящихся завоевать «внешнее пространство»;

- способность к компромиссу и координации действий в смешанных группах в ходе профессиональной деятельности.

Проведённый военными учеными гендерный анализ профессионализации женщин-военнослужа-щих выявил типологию их основных групп [1]:

- 1-ая группа - женщины-военнослужащие «двойного успеха».

Реализовывают свой личностный потенциал в профессиональной и

семейно-бытовой сфере (1,2 %). Это женщины-офицеры в воинском звании майора или подполковника, проходящие службу на высокооплачиваемых должностях. Им свойственны высокая степень удовлетворённости своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей. Они ориентированы в полоролевом взаимодействии на наращивание гендерных качеств, так как деловые у них выражены и сформированы.

- 2-ая группа - профессионально ориентированные женщины-военнослужащие (6 %). Их основной движущий мотив - признание в профессиональной среде своих достижений и творческая самореализация (в

ущерб семейно-бытовым отношениям). В структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной. Наиболее полно они реализуют свой личностный потенциал именно в работе. В основном они представлены в феминизированных сферах воинской деятельности: подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах. У них существует ярко выраженное противоречие между выполняемыми целями профессиональной деятельности и реализацией репродуктивно-семейной функции.

- 3-я группа - женщины-военнослужащие, работающие по необходимости (67 %). Сюда входят одинокие матери, разведенные и жёны материально неблагополучных мужей, работающие не ради самореализации, а по принципу: «выбирать не приходится». Эффективность их труда достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а зарплата не зависит от объёма выполненной работы. Личностная ориентация направлена на межличностное общение в женской профессиональной среде.

- 4-ая группа - семейно ориентированные женщины-военнослужащие. К ней относится треть замужних и менее половины незамужних женщин, предпочитающих основное время своей жизни посвящать семье. Незамужние женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, поскольку один из главных мотивов их жизни - создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более стремятся повысить свою профессиональную квалификацию и статус. Даже если заработка мужа не хватает для достойной жизни, их девиз: «пусть думает муж: на то он и глава семьи». Как правило, они трудно адаптируются к новым условиям работы и в семье находятся в уязвимом положении.

Исходя из этого, основными особенностями воспитания женщин-военнослужащих являются [3; 4]:

1) неразрывная связь с общим процессом воспитания военнослужащих и процессом их профессиональной подготовки в части (подразделении);

2) дифференцированность в определении форм, методов, средств и способов профессионального воспитания в зависимости от воинского звания, военно-профессионального статуса, возраста, семейного положения, индивидуально-психологических особенностей женщин-военнослужащих;

3) детерминированность процесса воспитания женщин-военнослужащих характером и спецификой решаемых воинской частью (учреждением) задач.

Среди обстоятельств, детерминирующих остроту социальных проблем женщин-военнослужащих выделяют следующие:

- поэтапное сокращение Вооруженных Сил, затрагивающее традиционные ниши профессиональной занятости женщин-военнослужащих;

- неразвитость социальной инфраструктуры в воинских гарнизонах, обостряющая семейно-бытовые проблемы и социальное самочувствие женщин-военнослу-жащих;

- дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жён военнослужащих;

- слабые перспективы служебного роста, обусловленные меньшим доступом женщин к высшему военному образованию по большинству воинских специальностей, по сравнению с мужчинами-военнослужащими.

Особого внимания требует решение проблемы сексуальных домогательств к женщинам-военнослужащим, унижения их достоинства. Ранее эта проблема была закрыта для анализа. Однако новые тенденции решения проблемы, имеющиеся в армиях зарубежных стран, коснулись и отечественных Вооруженных Сил.

Исследования в российских Вооруженных Силах показали, что 6-8 % женщин-военнослужащих подвергаются сексуальным домогательствам со стороны своих командиров и коллег по службе, причём по отношению к 4% опрошенных это повторяется три и более раза в год.

Полученные данные подтверждают результаты мониторинга общественного мнения женщин-военнослужащих, ежеквартально проводимого офицерами Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ [6].

С учётом отмеченных проблем и составленной их типологии можно определить формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах [2; 8; 9].

При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание женщин-военнослужащих необходимо принимать во внимание специфику их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенности межличностного общения с военнослужащими мужчинами.

Поскольку военно-профес-сиональное воспитание женщин имеет выраженную прикладную направленность, технологии педагогического влияния определяются общими задачами военной службы и специализацией конкретной их типологической группы[2; 8; 9].

Так как женщины приходят в профессиональные воинские коллективы уже сформировавшимися личностями, задача их воспитания состоит в том, чтобы свести к минимуму влияние субъективных факторов и их проблемных особенностей с точки зрения интересов службы.

В организации педагогического процесса профессионального воспитания предпочтение отдаётся технологиям педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений офицеров и подчинённых, а не методам прямого педагогического воздействия на них [1; 2].

Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2666) определяет следующие направления воспитания женщин-военнослужащих [7]:

1) формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командира, положительной мотивации и осознанного отношения к службе;

2) развитие высоких морально-нравственных качеств, гордости за избранную специальность, трудолюбия, умения работать в воинском коллективе.

Проведение воспитательной работы с женщинами-военнослу-жащими показало, что педагогическое взаимодействие с ними

характеризуется следующими особенностями (А.В. Барабанщиков, и др. [1]):

- преимущественным использованием методов военнопрофессиональной ориентации и убеждения при формировании профессионального сознания;

- определением методов воспитания, исходя из условий,

направленности воинской деятельности женщин и их принадлежности к определённой военно-профес-сиональной группе;

- учётом негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов профессиональной среды;

- оптимальным сочетанием методов педагогической поддержки с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.

К основным формам профессионального воспитания относятся профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование [2; 6; 8; 9].

Приоритетные направления воспитания женщин-военнослу-жащих таковы:

- чёткое разъяснение нормативно-правового положения женщин в военно-профессиональной среде, их прав и должностных обязанностей;

- активное включение женщин-военнослужащих с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки, для быстрого освоения воинской специальности и как условие завоевания профессионального авторитета;

- тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей женщин-военнослужащих;

- разумный учёт психофизиологических особенностей женского организма при определении оригинальных служебных нагрузок;

- продуманная и педагогически взвешенная дисциплинарная практика оценки качества выполнения служебных обязанностей;

- организация регулярных встреч женщин-военнослужащих с руководством части по вопросам своей службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;

- формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих женщин и мужчин в подразделении, где определяющее значение принадлежит личному примеру командира, офицера-воспитателя.

Соответственно определяются следующие методы воспитания женщин-военнослужащих [8]:

- убеждение как метод, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;

- «контрастная беседа», основанная на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющей различные формы и средства воспитания;

- положительный пример в профессиональной деятельности женщин и в определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;

- «напоминание о недостатках», применяемое в личной беседе как тактичные рекомендации женщине обратить внимание на имеющиеся недостатки в служебной деятельности;

- «сдерживание отрицательных эмоций», предполагающее отвлечение женщин от переживаний путём активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о серьёзном разговоре, поручение заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;

- «немедленная остановка», применяемая в ситуации резкого обострения межличностного конфликта;

- материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности, направленное на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий женщин-военнослужащих;

- поощрение как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей; их профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи необходимо популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;

- дифференцированный подход к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных решений при рассмотрении всех вопросов, связанных с коллективом, и с проблемной ситуацией, в которой она оказалась.

- наказание как крайняя форма воспитательного воздействия в случае, если цели не были достигнуты ранее перечисленными методами.

Таким образом, анализ социальных проблем женщин-военнослужащих и практики воспитательной работы с ними свидетельствует о том, что необходимо стремиться избегать грубого, нетактичного поведения.

Задача офицера, командира, воспитателя быть справедливым ко всем подчинённым независимо от половой принадлежности и подчёркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам, так как именно на офицере лежит ответственность за создание для женщин необходимых трудовых условий, учитывающих специфику женской психологии при выполнении служебных обязанностей.

Все это способствует формированию здоровой моральнопсихологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки женщин-военнослужащих в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. - М.: Просвещение. 1988.

2. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебнометодическое пособие / под ред. И.А. Липского. - М.: ВУ. 1995.

3. Гумеров К.Р. Особенности физической подготовки женщин в вузах силовых структур России / К.Р. Гумеров, С.Б. Наумов // Общество и безопасность. - 2007. - № 3 (48). Июль - август.

4. Игуменова Т.В. Оптимизация индивидуальной деятельности женского лидера в условиях военной службы: дис. ...канд. пед. наук. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 1996.

5. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // http://armyms.m/mdex.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=1664

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О совершенствование системы воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации // Ориентир. - 1995. - № 10.

7. Приказ министра обороны РФ № 70 от 1 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» // http://news-city.info/akty/pravila-12/tekst-bb-pravitelstvo-pravo/index.htm

8. Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. - М.: ВУ, 2002.

9. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: учебное пособие / под общ. ред. И.А. Алехина. - М.:ВУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.