Научная статья на тему 'Современная военная педагогика: проблемы и перспективы'

Современная военная педагогика: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3519
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОФИЦЕРЫ / КУРСАНТЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / MILITARY PEDAGOGY / COMPETENCE / SCIENTIFIC RESEARCH / OFFICERS / CADETS / METHODOLOGICAL BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добродон Елена Владимировна

В данной статье рассмотрены вопросы развития военной педагогики как средство, необходимое для разносторонней подготовки будущих офицеров, современные проблемы военно-педагогических исследований дидактики и воспитания военнослужащих. Уточняются методологические основы отечественной военной педагогики и применение ее в современных условиях развития военного образования, затронуты вопросы уровня компетенции офицеров при работе с личным составом. Отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добродон Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the issues of the development of military pedagogy as a means for the future officers' versatile preparation are considered. Modern problems of military pedagogical studies of didactics and education of servicemen. The methodological foundations of the national military pedagogy and its application in the current conditions of the development of military education are specified, and the level of competence of officers in dealing with personnel is touched upon.

Текст научной работы на тему «Современная военная педагогика: проблемы и перспективы»

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. - 81 с.

2. Минин М.Г. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза / М.Г. Минин , Г.Ф. Бестон , Э.Н. Беломестнова , В.С. Паканова // Высшее образование в России. - 2014. -№ 4. - С. 20-29.

3. Мелецинек А. Инженерная педагогика / А. Мелициник. - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с.

4. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров / В.М. Приходько , З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 6-12.

5. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

6. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Добродон Елена Владимировна

аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.6

СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

MODERN MILITARY PEDAGOGY: PROBLEMS AND PROSPECTS

В данной статье рассмотрены вопросы развития военной педагогики как средство, необходимое для разносторонней подготовки будущих офицеров, современные проблемы военно-педагогических исследований дидактики и воспитания военнослужащих. Уточняются методологические основы отечественной военной педагогики и применение ее в современных условиях развития военного образования, затронуты вопросы уровня компетенции офицеров при работе с личным составом. Отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций.

Ключевые слова: военная педагогика, компетентность, научные исследования, офицеры, курсанты, методологические основы.

In this article, the issues of the development of military pedagogy as a means for the future officers' versatile preparation are considered. Modern problems of military pedagogical studies of didactics and education of servicemen. The methodological foundations of the national military pedagogy and its application in the current conditions of the development of military education are specified, and the level of competence of officers in dealing with personnel is touched upon.

Key words: military pedagogy, competence, scientific research, officers, cadets, methodological bases.

С момента возникновения армии как специфического социального явления, важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Каково же определение военной педагогики? Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, военно-педагогического процесса воспитания и обучения и военнослужащих и воинских коллективов в периодах подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности [1, с. 6].

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок: «...их позитивный или негативный опыт должен служить нам для улучшения нашего общества и предотвращения повторения ошибок прошлого.» [2, с. 4].

По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Д.Ф. Ушаков, С.О. Макаров, М.И. Драгомиров.

А.В. Суворов говорил: «Если вы хотите истинной славы, следуйте по стопам добродетели... Кто за нею бегает - она бежит от того, а истина благосклонна одному достоинству» [6, с. 13].

Устав воинский Петра I о должности генералов, фельдмаршалов и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чину чинить должно: «. Понеже всем есть известно, коим образом отец наш, блаженныя, и вечно достойныя памяти в 1647 году, начал регулярное войско употреблять, и устав воинской издан был» [8].

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А.Г. Базанов,

Г.Д. Луков, А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, В.П. Давыдов, В.Н. Герасимов, В.И. Вдовюк, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов и др.

В настоящее время отмечается активизация исследований проблем дидактики и воспитания военнослужащих. Уточняются методологические основы отечественной военной педагогики, происходит освобождение от идеологических приоритетов. Сегодня основная масса военно-педагогических исследований содержит специальные методологические разработки, основу которых составляют результаты фундаментальных исследований современной науки и практики, историко-педагогический анализ рассматриваемых явлений, человека в совокупности его многообразных отношений. Подобный подход к методологии военной педагогики позволил конструктивно оценить накопленный научный потенциал, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся научные достижения.

В настоящее время ведется большая работа по обстоятельному и объективному осмыслению отечественного военно-педагогического опыта, зарубежных педагогических идей, современных педагогических технологий и тенденций развития образования с учетом их применения в обучении и воспитании военнослужащих. Ведутся разработки, направленные на создание и совершенствование системы многоуровневого военного образования, соотношения его с системой профессионального высшего образования: «.методика предназначена для преподавателей ведущих занятия у курсантов. В ее основу положены требования государственного образовательного стандарта о высшем или среднем профессиональном образовании, квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников» [5, с. 2].

Динамичное развитие всех сфер жизни общества обусловливает необходимость высокой психолого-педагогической подготовки офицеров, для эффективного руководства подчиненными военнослужащими и воинскими коллективами. В настоящее время, актуальной задачей выступает повышение педагогической культуры военных кадров. Решение ее рассматривается как одно из важнейших средств совершенствования учебно-воспитательного процесса в войсках.

Осуществляется интеграция и расширение сотрудничества представителей военно-педагогической науки с военными политологами, социологами, психологами, историками, экономистами, специалистами военного дела, расширяется взаимодействие с профессионалами других отраслей педагогики. Все это позволяет военной педагогике комплексно и

системно рассматривать проблемы воспитания, обучения, образования, профессионального и личностного развития военнослужащих.

Современные проблемы военно-педагогических исследований обостряются крупномасштабным реформированием подготовки военных специалистов. Прежде всего, в системе военного образования формируются военные учебно-научные центры, которые являются новой формой интеграции военного образования и педагогической науки. Военные учебно-научные центры создаются в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса, рационального использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки.

Возрастание роли военных специалистов высшей квалификации обусловливается:

•потребностью в обновлении научно-педагогических и научных кадров в системе высшего военного профессионального образования; •интересом выпускников военных вузов к послевузовскому профессиональному образованию и получению ученой степени; •потребностью военно-учебных заведений в кадрах научно-педагогических специальностей в связи с повышением сложности решаемых задач военного образования.

К актуальным темам фундаментальных и прикладных военно-научных исследований, согласно Закону ДНР «Об образовании» от 19 июня 2015 года, ст.1, п. 1 « Настоящий Закон регулирует общественные отношения участников образовательного процесса, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования» [4], на мой взгляд, можно отнести:

1. Фундаментально-образовательные основания стратегии военного образования в ДНР:

•«Образование как ценность. Статус и перспективы развития военной образовательно-педагогической аксиологии»;

•«Военное образование как система. Системный подход к исследованию военно-образовательных феноменов»;

•«Военное образование как процесс: педагогические технологии обучения, методы воспитания и развития военнослужащих»;

•«Военное образование в Донецкой Народной Республике как объект прогностических исследований»;

•«Идеологическая составляющая развития военного образования в Донецкой Народной Республике»;

2. Личность военнослужащего в системе непрерывного военного образования:

•«Личность курсанта военного образовательного учреждения как объект системного военно-педагогического исследования»;

•«Проблема компетентностного подхода к подготовке военного специалиста»; •«Нравственные ценности и цели воспитания курсантов в военном образовательном учреждении, в аспекте идеологии Донецкой Народной Республики»;

•«Дидактические основания непрерывного образования офицерских кадров» и

др.

3. Теоретические и прикладные проблемы развития военных систем образования могут найти отражение в таких темах исследования как: •«Военная образовательная система и ее типология»;

•«Система непрерывного образования в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республике: системообразующие параметры; преемственность, условия обеспеченности целостности»;

•«Международный опыт построения и оптимизации развития военных образовательных систем» и др.

В настоящее время происходит модернизация в сфере военного образования. В военных вузах профессиональная подготовка ориентирована на обеспечение войск офицерами, уровень компетентности которых отвечает требованиям современной конкурентоспособности: «...роль компетентностного подхода в обучении будет рассматриваться с точки зрения, что результат такого процесса может заключаться в развитии способности человека действовать в различных проблемных ситуациях, оперируя умениями и навыками» [5, с. 2].

Эти обстоятельства свидетельствуют о наличии проблемы между приобретенными курсантами за период обучения в военном вузе и зафиксированными в реальности педагогическими знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна их успешная профессиональная деятельность в войсках. Если проанализировать современные учебники и учебные пособия, в которых представлено нормативное, устоявшееся педагогическое знание, то они мало чем отличаются от учебников прошлых лет. В новых учебниках по педагогике для военных вузов отброшена идеологическая направленность старых пособий и приукрашены тексты психологическими теориями и концепциями развития личности, которые не адаптированы к педагогической действительности: «. Во взаимодействии

125

военнослужащих формируется их отношение к деятельности. Любое общение воспитателя с воспитанником проходит через внутренний мир, сознание и чувства...» [3, с. 325]. В то же время общество и государство изменились так значительно, что не учитывать ситуацию, значит заведомо осуществлять подготовку будущего офицера для работы с личным составом, мало продуктивной.

В современном обществе по-новому осмысливаются такие исторически сложившиеся ценности, как «Отечество», «патриотизм», «верность традициям», «долг», «честь», «достоинство», «защита Отечества».

В целом, одним из путей, для новых теоретических и практических обобщений, дальнейшего совершенствования воспитания и обучения военнослужащих в современных условиях становится изучение богатейшего опыта, развития теории и практики воспитания военных кадров, в различные периоды нашей истории.

Подводя итог вышеизложенному, при разработке методики развития профессиональных компетенций, необходимо не только современное методологическое обоснование, но и учет социальной реальности, ситуации ориентации на человека, как самой главной ценности, что позволит в соответствии с последними требованиями в области профессионального обучения повысить уровень профессиональной подготовленности курсантов.

Таким образом, система обучения и воспитания военнослужащих, военная педагогика, прошла сложный путь своего становления и развития. Она базируется на мощном фундаменте педагогической мысли и практики отечественного и мирового педагогического опыта. Все это служит основой для развития теории и практики, воспитания и обучения военнослужащих Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Броневицкий Г.А. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения / Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. -Новороссийск: Издательство: Новороссийск. 2005. - 76 с.

2. Громов В. Протоколы Русских Мудрецов / В. Громов. - Москва, 2016. - 190 с.

3. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - Питер, 2017. - 640 с.

4. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19 июня 2015 года, (Постановление №1-233П-НС), - 2015.

5. Коркоценко М.Н. Методика формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов летного вуза, [Электронный ресурс] / «Вестник военного образования» №7, 2017. - Режим доступа: http://vvo.milportal.ru/metodika-formirovaniya-voenno-professionalnyh-kompetentsij-u-kursantov-letnogo-vuza/

6. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова / Сост. А.Е. Савинкин, И.В. Домнин. - М.: Русский путь, 2000. - 184 с.

7. Суртаева Н.Н. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании / Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня , С.В. Кривых // Материалы 16-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых. - СПб.: Экспресс, 2015. - 448 с.

8. Устав воинский Петра I о должности генералов, фелт-маршалов и всего генералитеита и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чину чинить должно, [Электронный ресурс] / Электронная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. - Режимдоступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Ystav1716.htm

9. Цикл статей «Расцвет и падение Спарты» - Система воспитания Спарты, [Электронный ресурс] / «Интересник», 06/2014. - Режим доступа: http://interesnik.net/rassvet-i-padenie-sparty-sistema-vospitaniya/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.