Научная статья на тему 'Последовательность формирования военно-профессиональных качеств у студентов военных кафедр при гражданских вузах в ходе образовательного процесса и повседневной деятельности'

Последовательность формирования военно-профессиональных качеств у студентов военных кафедр при гражданских вузах в ходе образовательного процесса и повседневной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / SKILL / CONTROL / MILITARY HIGH QUALITY LEVEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев А. Р.

В данной статье изложены вопросы последовательности привития и совершенствования военно-профессиональных навыков у студентов военных кафедр, в ходе проведения плановых занятий и в повседневной деятельности подразделений. Статья отображает методические рекомендации преподавательскому составу, подразделениям из числа студентов военных кафедр при гражданских вузах, и ответственному офицеру за учебный взвод.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article questions of sequence of instilling and improvement of military and professional qualities at students of military chairs are stated, during carrying out planned class works and in daily activity of divisions. The article displays methodical recommendations for teaching staff, divisions from among students of military chairs at civil higher education institutions and to responsible officers for educational platoon.

Текст научной работы на тему «Последовательность формирования военно-профессиональных качеств у студентов военных кафедр при гражданских вузах в ходе образовательного процесса и повседневной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 355.23 А. Р. Горячев

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: последовательность, формирование, военно-профессиональные качества.

В данной статье изложены вопросы последовательности привития и совершенствования военнопрофессиональных навыков у студентов военных кафедр, в ходе проведения плановых занятий и в повседневной деятельности подразделений. Статья отображает методические рекомендации преподавательскому составу, подразделениям из числа студентов военных кафедр при гражданских вузах, и ответственному офицеру за учебный взвод.

Keywords: skill, control, military high quality level training.

In this article questions of sequence of instilling and improvement of military and professional qualities at students of military chairs are stated, during carrying out planned class works and in daily activity of divisions. The article displays methodical recommendations for teaching staff, divisions from among students of military chairs at civil higher education institutions and to responsible officers for educational platoon.

Введение

Современная подготовка офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов, наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несет в себе ряд проблем, решение которых не обеспечивает в полной мере выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации. Понятие «офицер запаса», т.е. военнослужащий, предназначенный для мобилизационного резерва, в современных условиях утрачивает свою сущность. Военные училища осуществляют подготовку аналогичных специалистов в течение пяти лет, в то время как военная подготовка при гражданских вузах на военной кафедре составляет несколько месяцев, что, как правило, приводит к снижению общего уровня военно-профессиональной подготовки. Возникает основное противоречие между готовностью будущих офицеров к деятельности в условиях войны и недостаточной выработкой у будущих командиров управленческих умений и навыков вне боевых действий, в условиях повседневной деятельности воинского

подразделения. Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это

обоснование подходов к формированию готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением. В практическом плане - это проблема обоснования средств, внедрение которых позволяет формировать профессиональную готовность будущих офицеров к деятельности в условиях повседневной жизни воинского подразделения.1. Требования к минимуму

содержания и уровню военно-профессиональной подготовки студентов военных кафедр при гражданских вузах по управлению повседневной деятельностью подразделений.

1 курс (1 семестр военного обучения)

Подготовка студентов военных кафедр, способных исполнять обязанности солдата в повседневной деятельности подразделения.

Знания:

• требований общевоинских уставов в объеме обязанностей командира отделения;

• основ организации внутренней службы;

• основ организации секретной работы и безопасности жизнедеятельности, медицинского обеспечения;

• норм обеспечения военнослужащих по призыву основными видами довольствия.

Умения:

• исполнять обязанности дневального по роте, по парку.

Подготовка студентов военных кафедр при гражданских вузах, способных исполнять обязанности командира отделения.

Знания:

• требований Общевоинских уставов в объеме обязанностей командира взвода включительно;

• порядка подготовки и методики проведения занятий по строевой подготовке и Уставам ВС РФ;

• основ защиты государственной тайны;

• норм обеспечения военнослужащих по контракту основными видами довольствия.

Умения:

• командовать отделением в повседневной деятельности подразделения;

• проводить тренировки по строевой подготовке, РХБЗ, утренние осмотры;

• проводить занятия по строевой подготовке и Уставам с отделением;

• исполнять обязанности дежурного по роте.

2 курс (2-3 семестры военного обучения)

Подготовка студентов Военных кафедр, способных исполнять обязанности заместителя командира взвода.

Знания:

• требований Общевоинских уставов в объеме обязанностей должностных лиц до командира роты включительно;

• вопросов подготовки суточного наряда к несению службы;

• основ науки управления и боевой готовности подразделения;

• основ боевой подготовки и порядка организации и методики проведения занятий по общевоинской, технической и огневой подготовке с отделением и взводом.

Умения:

• командовать отделением, взводом, ротой в повседневной деятельности подразделения;

• проводить утренние физические зарядки, вечерние прогулки, поверки, практические инструктажи и занятий на учебных точках при подготовке суточного наряда к несению службы; исполнять обязанности разводящего и помощника начальника караула, дежурного по столовой.

Подготовка студента, способного исполнять

обязанности командира взвода

Знания:

• требований Общевоинских уставов в объеме обязанностей должностных лиц до командира роты включительно;

• вопросов мобилизационной готовности и защиты государственной тайны;

• организации ротного хозяйства;

• организации гарнизонной службы;

• руководства обучением и воспитанием подчиненных;

• планирования и учета боевой подготовки;

• организации и методики проведения занятий по боевой подготовке с отделением, взводом и ротой.

Умения:

• командовать взводом и ротой в повседневной деятельности подразделения.

• Проводить занятия по предметам боевой подготовки со взводом;

• Исполнять обязанности начальника караула, дежурного по парку, помощника дежурного по части (в роли дублера).

3 курс (4-5 семестры военного обучения) Совершенствование подготовки студентов Военных кафедр при гражданских ВУЗах, способных исполнять обязанности командира взвода Знания:

• методов работы командира взвода по укреплению воинской дисциплины и поддержанию уставного внутреннего порядка;

• вопросов работы командира подразделения по обеспечению безопасности военной службы;

• порядка приема должности;

• основ общей и военной экологии и охраны окружающей природной среды;

• способов психологической подготовки личного

состава на занятиях по боевой подготовке. Навыки:

• командования взводом в повседневной деятельности подразделения;

• в организации и проведения занятий по боевой подготовке со взводом;

• в планировании и ведении учета результатов боевой подготовки;

• в подведении итогов боевой подготовки состояния воинской дисциплины, внутреннего порядка и службы войск во взводе;

• в исполнении обязанностей начальника караула, дежурного по парку, помощника дежурного по части (самостоятельно).

2. Последовательность привития и совершенствования командных навыков Привитие командных навыков осуществляется в ходе повседневной деятельности подразделений, службы войск и проведения занятий по общевоенным, тактическим, тактико-специальным и другим военным дисциплинам.

За период обучения в 1 семестре командирам подразделений необходимо детально изучить с подчиненными требования Общевоинских уставов в объеме занимаемой студентами ВК должностей (в основном в объеме обязанностей солдата).

В последующем привитие и совершенствование командных навыков организовать в 3 этапа:

1 этап (1 семестр):

«Привитие и совершенствование командных навыков»

• навыки командования отделением в

повседневной деятельности (по элементам распорядка дня);

• проведение тренировок по строевой подготовке, РХБЗ

• навыки командования взводом на плановых

занятиях при докладе преподавателю о

готовности к их проведению.

Периодичность стажировки: Весь личный состав взвода по очереди согласно графика (по 3 раза каждый, ежемесячно). Всего за этап каждый студент по 15 раз.

2 этап (2-3 семестр):

«Совершенствование командных навыков в должности командира отделения. Привитие

навыков командования взводом, а также в должности ЗКВ»

• навыки командования отделением и взводом в повседневной деятельности подразделения;

• навыки в проведении тренировок по строевой подготовке, РХБЗ, утренних осмотров;

навыки в подведении итогов за неделю в отделении. Периодичность стажировки: Исполнение

обязанностей КО: по 1 неделе по очереди (каждый студент 1 раз в 2 месяца, всего за этап 5-6 раз). Исполнение обязанностей ЗКВ: по 3 дня по очереди (каждый студент 1 раз в 3 месяца, всего за этап 3-4 раза).

3 этап(4-5 семестр):

«Совершенствование навыков в должностях КО, ЗКВ, КВ. Привитие навыков командования взводом

в должности КР»

• навыки командования отделением и взводом в повседневной деятельности подразделения, и в ходе плановых занятий;

• навыки в проведении вечерних прогулок, поверок, утренних физических зарядок

• навыки в проведении тренировок, занятий по практической подготовке суточного наряда на учебных точках (местах)

• навыки исполнения обязанностей дежурного по роте, КПП, учебным корпусам, разводящего, ПНК;

• навыки общения и взаимоотношений между военнослужащими, младшими и старшими.

• навыки изучения индивидуально-

психологических особенностей личности военнослужащего.

Периодичность стажировки: Аналогично 2 этапу.

Первый этап (1 семестр) - привитие командных навыков в должности командира отделения.

Это достигается выполнением мероприятий, предусмотренных распорядком дня, в роли командира отделения под руководством

ответственного офицера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты стажируются по очереди согласно графику, учет осуществляется в журнале учета сформированности навыков (далее по тексту в журналах).

Второй этап (2-3 семестр)

В ходе него совершенствуются навыки командования отделением в целом, прививаются навыки в должности командира взвода, а также в должности заместителя командира взвода

(изучаются обязанности, ознакамливаются с

объектом их работы в повседневной деятельности). Студенты стажируются согласно графику по 1 неделе в своих подразделениях. Результаты стажировки отображаются в кратких отзывах в личной карточке студентов, а также в журналах, с указанием рекомендаций.

Третий этап (4-5 семестры)

Продолжается совершенствование навыков командования отделением, взводом, курсанты допускаются к исполнению обязанностей заместителей командиров взводов (по очереди по 2-

3 дня) в своих подразделениях.

3. Привитие и совершенствование методических навыков

Привитие методических навыков осуществляется в ходе проведения плановых занятий по дисциплине «Методическая подготовка», «Общественно-

государственная подготовка», а также по другим дисциплинам в плане практического ознакомления и наблюдения за методикой проведения занятий преподавателями.

Совершенствование осуществляется в ходе проведения всех занятий на военной кафедре. Этапы привития и совершенствования методических навыков:

1 этап (1 семестр):

«Привитие методических навыков»

• навыки в разработке планов (планов-конспектов)

проведения занятий;

• навыки в подготовке руководителя к занятиям (навыки определения учебных и воспитательных целей, распределения времени на отработку учебных вопросов, определение способов и методов изучения содержания занятия и его материального обеспечения);

• навыки в проведении тренировок по РХБЗ;

• навыки работы с литературой;

• навыки в действиях руководителя занятия при обучении отделения и взвода:

1. навыки проведения вводной части занятия и разбора;

2. навыки определения оценки обучаемым;

3. навыки общения с обучаемыми;

4. навыки грамотного и доходчивого изложения учебного материала;

5. навыки образцового показа;

6. навыки в поддержании дисциплины и порядка на занятиях;

7. навыки проверки исполнения документов (работ);

8. навыки применения ТСО Периодичность стажировки: В ходе ИМЗ во внеурочное время, согласно распорядку дня. В ходе плановых занятий по дисциплинам кафедры по очереди (всего 10-12 раз за этап).

2 этап (2-3 семестр):

«Совершенствование методических навыков в роли ПРЗ и РЗ под руководством преподавателя»

• навыки в организации и проведении занятий с отделением, взводом и ротой;

• навыки в разработке планов проведения занятий;

• навыки в планировании боевой подготовки:

1. навыки работы с документами по планированию;

2. навыки разработки расписания занятий на неделю.

• Навыки учета результатов боевой подготовки:

1. навыки ведения журналов боевой подготовки;

2. навыки оформления ведомостей и списков. Периодичность стажировки: По очереди согласно расписанию занятий и перечня учебных мест, а также в ходе плановых занятий и самостоятельной работы.

3 этап (4-5 семестр):

«Совершенствование практических навыков в роли руководителей занятий под руководством преподавателя и самостоятельно».

• навыки в организации и проведении занятий с отделением, взводом и ротой;

• навыки психологической подготовки личного состава в ходе боевой подготовки;

• навыки проведения ИМЗ с младшими командирами и показных занятий с личным составом по выполнению мероприятий распорядка дня и занятий на учебных местах (точках) в ходе боевой учебы и при подготовке лиц суточного наряда к несению службы.

Периодичность стажировки: На плановых

занятиях в ходе войсковой стажировки, в повседневной деятельности подразделений по очереди.

Привитие и совершенствование методических навыков осуществляется в комплексе с привитием и совершенствованием командных навыков и навыков воспитательной работы.

Первый этап (1 семестр)

Все занятия, предусмотренные учебными программами, должны проводиться на кафедрах поучительно, так как в ходе них студенты ВК ознакамливаются с организацией и методикой проведения, зрительно запоминают действия, методические приемы и способы, применяемые руководителями занятий по организации и порядку проведения утренних осмотров, тренировок по строевой подготовке, РХБЗ и других мероприятий и занятий, предусмотренных распорядком дня и этапами подготовки суточного наряда к службе. Привитие навыков предусматривается в ходе проведений занятий по тематике «Методика боевой подготовки». По мере их проведения, курсанты привлекаются к проведению занятий (как правило, не сложных) по другим дисциплинам в роли помощника руководителя занятия и руководителя занятия под руководством методического руководителя из числа преподавателей и ответственного офицера.

Второй этап (2-3 семестр)

Совершенствуются навыки в проведении занятий по общевоенным и другим дисциплинам с отделениями. Прививаются навыки проведения занятий со взводом по предметам обучения в войсках: (тактическая подготовка, тактико-

специальная подготовка, огневая подготовка).

По мере приобретения методических навыков студентами по тематике «Методика боевой подготовки», они совершенствуются в ходе проведения других в роли руководителей занятий под руководством методических руководителей. Совершенствование методических навыков в должности командира взвода осуществляется в ходе плановых занятий, как под руководством методического руководителя, так и самостоятельно (на учебных местах, точках).

Третий этап (4-5 семестры)

Целесообразно привлечение студентов к проведению тренировок и занятий по общевоенным дисциплинам на младших курсах.

Учет принятия и совершенствования методических навыков ведется в журналах учета успеваемости взводов в специально отведенном для этой цели разделе. В графе, где производится запись успеваемости или причины отсутствия на занятии курсанта делается соответствующая запись:

ПРЗ/5 или РЗ/4, где в числителе указывается, в какой роли он выступает (ПРЗ - помощник руководителя занятия, РЗ - руководитель занятия), а в знаменателе - оценка за его действия. Рекомендации по привлечению студентов к проведению занятий:

• В роли руководителя занятия на учебном месте (точке) - самостоятельно.

Привлекаются студенты в 5-6 семестрах с целью совершенствования методических навыков, кроме занятий связанных с эксплуатацией боевой техники и со стрельбой.

Такими учебными местами (точками) могут быть: выполнение нормативов, выполнение работ (операций на технике, изучение материальной части техники и вооружения, изучение правил стрельбы и

др.

4.Навыки воспитательной работы (навыки обучения и воспитания) и обеспечения моральнопсихологического состояния.

Первый этап (1 семестр)

Цель: Привитие и закрепление качеств,

позволяющих студентам ВК выполнить обязанности военнослужащего (солдата), проходящего службу по призыву.

Навыки и умения:

1. Учебно-методические навыки:

- планирования и организации своей работы

2. Навыки общения и взаимоотношений между военнослужащими:

-устанавливать взаимоотношения с товарищами;

-отношений с командирами, начальниками, старшими;

-культурного поведения (этикета) во внеслужебное время

3. Навыки проведения воспитательных

мероприятий:

-выпуск стенной печати;

-выступления на собрании подразделения, учебной группы;

- выступления на общем собрании Второй этап (2-3 семестр)

Цель: Формирование навыков и умений

воспитательной деятельности младшего командира (сержанта) и военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Навыки и умения:

1. Учебно-методические навыки:

- организация воспитательной работы в отделении

2. Навыки общения и взаимоотношений

между военнослужащими:

- предотвращение конфликтных ситуаций в отделении;

- изучение индивидуальных особенностей подчиненных; культурного поведения (этикета) во внеслужебное время;

3. Навыки изучения индивидуально-

психологических особенностей подчиненных

- проведение информирования личного состава;

- проведение беседы.

4. Навыки проведения воспитательных

мероприятий:

-выпуск стенной печати;

- выступления на собрании подразделения, учебной группы;

- выступления на общем собрании;

5. Навыки работы по укреплению воинской дисциплины:

-добиваться дисциплинированного поведения;

-поддержания внутреннего порядка в подразделении

и личной гигиены подчиненных.

- формирование уставных взаимоотношений ;

- требовательности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап (4-5 семестр).

Цель: Формирование навыков и умений командновоспитательной деятельности в объеме обязанностей командира взвода.

Навыки и умения:

1. Учебно-методические навыки:

- планирования и организации воспитательной работы во взводе;

- подготовки, организации и проведения занятий по ОГП, информационно-воспитательных, культурнодосуговых и спортивно-массовых мероприятий с личным составом взвода;

- проведение исследовательской работы;

2. Навыки общения и взаимоотношений:

- установление уставных отношений с младшими

командирами, офицерами, преподавателями,

студентами младших курсов, умения находить оптимальную форму требовательности к

подчиненным;

- культурного поведения во внеслужебное время

3. Навыки индивидуально-психологических

особенностей личности военнослужащего:

- ведение психолого-педагогического наблюдения, беседы, проведения психолого-педагогического эксперимента;

- обобщение документальных данных о подчиненных, мнений других подчиненных;

- проведение индивидуальной беседы;

- проведение социально-психологического

тестирования, исследования.

4. Навыки проведения воспитательных

мероприятий:

- проведение информирования, бесед.

- планирование воспитательных мероприятий;

5. Навыки работы по поддержанию крепкой воинской дисциплины, высокого моральнопсихологического состояния личного состава взвода, по сплочению воинского коллектива:

-подчиняться и командовать;

- поддержание во взводе твердого внутреннего порядка и личной гигиены;

- анализировать состояние воинской дисциплины и подводить ее итоги во взводе;

- обеспечивать безопасные условия службы при организации боевой учебы и различных видах

хозяйственных работ.

6. Навыки индивидуально-воспитательной работы:

- изучение личности воина;

- планирования и проведения индивидуально-воспитательной работы;

- применение оптимальных методов воспитания военнослужащего;

- ведение педагогического дневника;

7. Навыки управления воинским коллективом (взводом):

- психо лого-педагогические навыки воздействия на коллектив и военнослужащих;

- педагогический такт в руководстве подчиненными;

- командовать и управлять поведением

подчиненных.

Заключение

Формирование военно-профессиональной

готовности к управлению воинским подразделением наиболее успешно происходит в том случае, если занятия протекают в системе, последовательно, от начального, теоретического этапа формирования профессиональной готовности до его естественного завершения. И именно специально разработанные средства формирования военно-профессиональной готовности способствуют профессиональному росту студентов, будущих офицеров, к управлению воинским подразделением.

Литература

1. Иванов, В.Г., Ахметгареев, Р.А., Вараксин, В.Е. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» /В.Г Иванов., Р.А. Ахметгареев, В.Е. Вараксин // Вестник КГТУ - 2011. - № 4. - С. 242-245.

2. Рекомендации по формированию умений и навыков управления повседневной деятельностью подразделений в процессе военно-профессиональной подготовки студентов военных кафедр. Москва Министерство Обороны РФ, 2009.-54 с.

3. Горячев А.Р. Формирование умений и навыков управления повседневной деятельности подразделений в процессе военно- профессиональной подготовки студентов военных кафедр при гражданских вузах /А.Р. Горячев // Вестник Казанского технологического университета. 2012, №11, с.340-344

© А. Р. Горячев - нач. цикла учебной части - военной кафедры КНИТУ, Gor9I4evAndrei@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.