А.В. Ракитский
(Санкт-Петербург)
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
VALUE APPROACH TO UNDERSTANDING PATRIOTIC EDUCATION CONTENT FOR CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTES
IN PEDAGOGICAL RESEARCH
В статье рассматривается актуальная проблема содержания патриотического воспитания курсантов военных вузов. Выделяются и анализируются основные подходы, дается обобщенная характеристика новым ориентирам развития военного образования, определяются отличительные особенности военно-патриотического воспитания Ключевые слова: патриотическое воспитание, военный вуз, военное образование
The article deals with the urgent problem of the content of military institutes cadets' patriotic education. The main approaches are highlighted and analyzed, generalized characteristic of new guidelines for development of military education is given, distinctive features of military-patriotic education are identified
Keywords: patriotic education, military institute, military education
Высшая школа переходит на новые технологии образования, которые закономерно требуют совершенствования всех сторон жизнедеятельности студенческой молодежи. Назрела насущная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построенные на традициях отечественной истории и культуры. В общей стратегии воспитания в непрерывном образовании современной России патриотическому воспитанию придается первостепенное значение. Это направление воспитательного воздействия определяется принципами государственной политики, сформулированными в Концепции, Программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001, 2005 2010, 2015 годы], и общим контекстом государственной программы «Развития образования», принятой на период до 2020 года.
Новые стратегические ориентиры развития военного образования обусловили [1] необходимость поиска таких подходов к подготовке будущего офицера в условиях военного вуза, которые формируют профессионала нового типа, отличающегося не только
высоким профессионализмом, но и уровнем духовных качеств личности. В контексте решения данной проблемы особая роль отводится системе высшего профессионального образования, которая, с одной стороны, призвана вооружить выпускника военного вуза профессиональной компетентностью, а, с другой, выступает важным инструментом социализации будущего специалиста, формируя ценностное отношение к патриотическому воспитанию [8].
Необходимость разработки аксиологического подхода к патриотическому воспитанию специалиста нового типа в отечественной педагогике обусловлена следующими факторами. Во-первых, непреходящей ценностью патриотического воспитания для жизни и развития каждого человека и тем более будущего офицера, призванного защищать рубежи Отечества. Во-вторых, возникновением новой системы ценностей, наполненной качественными характеристиками, сочетающими в себе общечеловеческие, национальные и нравственные критерии патриотизма. В-третьих, в условиях радикальной военной реформы как одного из важнейших звеньев
модернизации страны в начале XXI в. особую значимость приобретает совершенствование воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Закономерным является обращение к опыту патриотического воспитания молодого поколения, который опирается на тысячелетнюю историю России, начиная с Древней Руси. В отечественной философии, истории, социологии и педагогике по предмету исследования имеется достаточно обширный материал. Осмысление таких известных исторических памятников, как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, трудов В.Г. Белинского, H.A. Бердяева, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского и других выдающихся отечественных мыслителей позволило составить представление о механизмах патриотического воспитания молодого поколения. Большинство исследователей считает, что возрастной период, в котором находятся курсанты военных вузов, характеризуется наибольшей сензитивно-стью для формирования ценностной сферы будущего специалиста [10].
Современный этап научного знания характеризуется возрастанием роли исследований, посвященных изучению различных аспектов воспитания военных специалистов (И.А. Алехин, С.М. Бурда, С.Н. Винникова, В.В. Деев, А.Д. Лопуха, В.А. Митрахович, В.А. Пекшин, Ю.Г. Подлатов, A.B. Половнев, Г.В. Пупынин, Ю.С. Руденко, A.C. Рыбчинчук, П. Я. Савинов, В.Д. Серых, В.Е. Талынев, В.Е. Уткин и др.] [9]. Учёные предлагают разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания, призванной решить проблемы гражданского, патриотического и военно-патриотического воспитания будущего офицера. Однако фундаментальных исследований по проблеме формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию курсантов в условиях военных вузов не имеется.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на курсантов, являлись: верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения
общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между подчиненными и командирами, военнослужащими и взаимное доверие [6].
Понимание сущности военно-
патриотического воспитания с позиций разных теоретико-методологических подходов в контексте нашего исследования позволяет определить его главные системообразующие факторы: воспитательная деятельность военного вуза - цель, ее военно-патриотическая направленность; личность курсанта - ее психологические особенности, патриотическое мировоззрение, патриотическое сознание, социально значимое поведение; военно-патриотические ценности; взаимодействие субъектов воспитательного процесса - командиры подразделений и др.; патриотизм как результат военно-патриотического воспитания и качество личности курсанта, основа его патриотического самосознания.
Современное понимание патриотизма как сложного социально-философского, социально-психологического и педагогического явления характеризуется многогранностью смыслов его содержания и многообразием форм проявления. Социально-философский анализ патриотизма как ценности российского общества (А. П. Погорелый], как духовной основы личности (Л. А. Магомадов], как общественного отношения (Д. А. Карманова], как социодинамической системы (А. И. Туманов] позволил раскрыть философский смысл феномена российского патриотизма, который выступает как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как важнейшее социально-культурное качество духовного мира личности.
Истинный патриотизм, в нашем понимании, есть единство высокой духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности курсанта, проявляющихся в осознанном и устойчивом стремлении к профессиональной подготовке и военной службе, выполнению воинского конституционного долга по защите интересов Родины.
Изучение теории и практики воспитательной работы в военных вузах позволяет систематизировать научно-педагогическое знание об этом процессе в целостную и относительно самостоятельную педагогическую
теорию военно-патриотического воспитания курсантов. Являясь составной частью военно-педагогической теории, оно имеет свои специфические особенности.
К отличительным особенностям военно-патриотического воспитания [5] мы относим то, что оно ведется непрерывно - в процессе обучения и воспитания вообще в вузе, всей воинской жизни, в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности: на занятиях по тактике, при изучении уставов, оружия и боевой техники, в ходе специальных тренировок и учений курсанты постоянно вырабатывают у себя патриотические качества.
Следующая особенность процесса военно-патриотического воспитания курсантов в вузе - комплексность. Она означает: совершенствование воспитательной работы во всех сферах жизни общества и в Вооруженных Силах РФ; единство целей, задач, содержания, методов военно-патриотического, физического и духовно-нравственного воспитания, подчинение их идее подготовки профессионального военного; усиление воспитательной роли учебно-служебной деятельности; объединение усилий всех педагогов - участников воспитательного процесса в военно-учебном заведении.
В процессе исследования были определены следующие критерии и показатели военно-патриотического воспитания: информационно-когнитивный (интеллектуальный и содержательный элементы], мотивационно-ценностный (психологические элементы, со-циальнозначимые мотивы ценности Родины и ценности патриотизма, нравственно-нормативные и военно-профессиональные установки и др.], оптимально-деятельностный (поведенческий показатель].
Информационно-когнитивный критерий предполагает: вооружение курсантов знаниями истории, культуры своего Отечества, военно-патриотических традиций российского народа, отражающими роль России в мировой истории, ее вклад в развитие передовой науки и техники, военного искусства, раскрывающими самобытность и уникальность культуры и военного искусства России; разработку и внедрение в воспитательный процесс военного вуза программы, направленной на создание единой системы военно-патриотического воспитания курсантов и
формирования их патриотического сознания на основе применения передовых традиционных и инновационных педагогических технологий.
Мотивационно-ценностный (психологический] компонент - формирование у курсантов военных вузов чувства гордости за свое Отечество, потребности в освоении и приумножении духовных ценностей, нравственно-нормативных качеств, эмоций, связанных с отношением к своей Родине, формирование сознания уверенности в перспективах развития России и благополучия народа; наличие социально-значимых мотивов, осознанное и устойчивое стремление к подражанию лучшим представителям российского воинства.
Поведенческий показаель предполагает активное участие курсантов в воспитательных мероприятиях в вузе, основанных на военно-культурных и боевых традициях Российской армии; формирование и проявление социального поведения курсантов как результат самовыражения их в жизни, учебе, военной службе, в повседневных отношениях в курсантской среде; обеспечение личной примерности командиров (начальников] в вопросах воинской дисциплины, выполнения служебного и воинского долга.
Известно, что самое важное в воспитании
— его содержание, т. е. совокупность теорий, положений, норм, знаний, традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и выступать ведущими мотивами их профессиональной деятельности. Подчеркивая место и роль в процессе воспитания его субъекта и объекта, следует отметить, что их взаимодействие носит характер равноправных, взаимоуважительных отношений, сотрудничества, сотворчества. Разумеется, по своему статусу, положению и другим характеристикам ведущей стороной в этом процессе выступают субъекты. Вместе с тем следует иметь в виду, что «ведомая» сторона объекты
- является центром приложения всех воспитательных усилий [4].
Учеными-педагогами давно доказано, что успех воспитания зависит от активной позиции каждого объекта воспитания [7], от того, как он относится к воспитательным усилиям субъектов, так как настоящее воспитание -то, подчеркивал В.А. Сухомлинский, которое переходит в самовоспитание. Конечно, деятельность субъектов воспитания никогда не прекращается, но характер, объем и содержа-
ние существенно меняются, когда личность начинает активно заниматься самосовершенствованием.
По своему содержанию процесс воспитания в вузе включает в себя следующие основные направления: государственно-патриотическое; воинское; нравственное; правовое; экономическое; эстетическое; физическое; экологическое и др. Все эти направления воспитания отражают содержательную сторону единого воспитательного процесса, построенного на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защитить Родину. Для достижения целей воспитания используется вся совокупность средств и методов воспитательной работы [3].
Особое место в данной структуре принадлежит государственно-патриотическому воспитанию, сущность которого заключается в формировании у обучаемых высоких патриотических качеств, чувства гордости и ответственности за свою Отчизну, ее будущее, ее безопасность.
Военно-патриотическое воспитание курсантов в военном вузе - многоплановая, систематическая, целенаправленная воспитательная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных
объединений и организаций по формированию у курсантов высокого чувства патриотизма как важнейшего личностного качества, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины [2].
Оно имеет своеобразную систему, сущность которой следует понимать как «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс формирования у военнослужащих и воинских коллективов морально-боевых и профессиональных качеств, необходимых будущему офицеру для успешного выполнения служебных обязанностей в мирных и боевых условиях».
Таким образом, основной задачей военно-патриотического воспитания курсантов является развитие духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них военно-профессионально значимых качеств, реализуемых в общественно-государственных интересах Родины, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20162020 годы» утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г., №1493.
2. Активизация творческого научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданского патриотического воспитания молодежи: тезисы докладов Всерос. научно-практич. конференции, 4-7 мая 2002 года. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ УПИ, 2002. - 377 с.
3. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регионал. научно-практич. конференции /под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. - Магнитогорск: МГТУ, 2005.131 с.
4. Горбачева И.В. Педагогико-психологическое сопровождение в войсках как один из факторов формирования их высокого морально-психологического состояния: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Ставрополь, 2000. - 20 с.
5. Исмаилов Ш.И. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации // Педагогика. 2004. - №4. - С.99-103.
6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения// Педагогика. 2006. - №5. - С. 110-114.
7. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. — 2002. №6. - С. 611.
8. Микрюков В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях // Инновации в образовании. -2006. -№6. С. 146-157.
9. Теория и практика воспитания военнослужащих: учебное пособие.-М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. - 340 с.
10. Чудный B.C. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи.-М.: ДОСААФ, - 2005.-94 с.