УДК 378.635.5 ББК 74.58 К-49
Клименко Павел Валерьевич, аспирант Кавминводского государственного университета (Пятигорский государственный лингвистический университет), заместитель командира батальона по работе с личным составом Краснодарского высшего военного училища им. С.М. Штеменко, е-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ (рецензирована)
В статье рассмотрены технологии военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов. Уточнены определения «педагогическая технология» и патриотическое воспитание. Автор раскрывает основные методы, формы и средства воспитания в военном вузе. Анализирует актуальный потенциал самовоспитания. Делает вывод о том, что совершенствование технологий военно-патриотического воспитания способствует эффективному формированию патриотических ценностей у курсантов военных вузов.
Ключевые слова: технологии военно-патриотического воспитания,
патриотическое воспитание, педагогические технологии, формы воспитания, средства воспитания, методы воспитания, самовоспитание, военные вузы.
Klimenko Pavel Valerievich, a post graduate student of Cavminvod State University (Pyatigorsk State Linguistic University), deputy battalion commander for work with personnel of Krasnodar Higher Military School named after S. M. Shtemenko, e-mail: _ [email protected]
TECHNOLOGY OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF MILITARY UNIVERSITY CADETS
(Reviewed)
The article considers technologies of military-patriotic education of military high schools cadets. Definitions of “pedagogical technology ” and “patriotic education” are clarified. The author reveals basic techniques, forms and means of education in a military high school, analyzes current potential of self-education. The conclusion is made that the improvement of military-patriotic education technologies facilitates efficient formation ofpatriotic values among military cadets.
Keywords: technology of military-patriotic education, patriotic education, educational technology, forms of education, education funds, methods of education, self-education, military universities.
В XXI веке Россия, как и на протяжении всей истории своего существования, вынуждена защищать свои военно-политические интересы по всему миру. В сложившейся обстановке наша страна, как и прежде, нуждается в сохранении духовно-нравственных ценностей и формировании патриотических качеств своих граждан.
Важную роль в развитии военно-патриотического воспитания будущих офицеров выполняют военные вузы. Основы военно-патриотического воспитания будущих офицеров закладываются в период получения образования в военных вузах, путём
формирования и развития патриотических качеств у курсантов. Образовательная среда военного вуза предоставляет большие возможности для создания фундамента патриотических ценностей у будущих офицеров.
В современной России модернизация системы военно-патриотического воспитания становится приоритетной задачей государства и общества. Подтверждением сказанному является четвертая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы», отражающая значимость патриотического воспитания для граждан и государства.
Теоретическое обоснование технологий военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов является важным ресурсом для повышения качества этой работы. В рамках исследуемой нами проблемы существует необходимость уточнения определений «педагогическая технология» и патриотическое воспитание.
С начала 1960-х гг. в науке получило распространение понятие «педагогическая технология». Произошло это вследствие развития научно-технического прогресса и стремления педагогов вывести образование на качественно новый уровень. Изначально педагогическая технология рассматривалась исследователями как совокупность различных форм и методов, применяемых в процессе обучения, однако в современной педагогике она включает в себя также исследование принципов развития и поиск способов оптимизации воспитательного процесса.
В 1986 г. термин «педагогическая технология» был сформулирован в материалах ЮНЕСКО следующим образом: Педагогическая технология - системный метод
планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [1].
Военно-патриотическое воспитание курсантов военных вузов в педагогической науке понимается как составная часть патриотического воспитания, организованная, целенаправленная, систематическая деятельность государственных институтов, учреждений, общественных организаций, штабов, командиров по формированию и развитию у личного состава патриотических ценностей, желания добросовестно выполнять воинский долг, навыков вооруженной защиты Отечества, а также знание и преумножение воинских традиций [2].
Согласно Приложению №3 к приказу МО РФ №70 от 11.03.2004 основными методами воспитания в военном вузе являются:
- метод изучения объектов воспитания включающий в себя: изучение личного состава по документам, целенаправленное изучение объектов воспитания, изучение и анализ практической деятельности курсантов, тестирование, групповые и индивидуальные беседы;
- метод воспитательных воздействий и взаимодействий: собственный пример офицеров, убеждение, активизация деятельности военнослужащих в самодеятельности, поощрение, самокритика и самовоспитание;
- методы профилактики и перевоспитания личного состава: переубеждение, переучивание, «реконструкция характера», самоисправление, «контроль нежелательных контактов» [4].
Практика показывает, что эффективность используемых методов зависит от опыта командиров подразделений, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава и офицеров управления, умения оптимально использовать педагогические технологии.
Важнейшим компонентом педагогических технологий являются средства воспитания. Развитие информационных технологий позволяет использовать в военно-патриотическом воспитании такие инновационные средства как мультимедийные ресурсы, документальные видеоматериалы, аудио и видео информацию.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание курсантов выражается в практической воспитательной работе, которая представляет собой комплекс индивидуально-психологических, информационно-пропагандистских, социальноэкономических, правовых, морально-этических, спортивно-массовых, культурно-досуговых и иных мероприятий, организуемых командирами подразделений, профессорскопреподавательским составом, отделом по работе с личным составом, целью которых является формирование патриотических ценностей у курсантов.
Основными формами и методами воспитательной работы по военнопатриотическому воспитанию, которые входят в состав педагогических технологий, являются: коллективные и индивидуальные беседы, информирование военнослужащих, единые дни информирования, лекции, совещания и собрания с личным составом, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, конференции, лекции, викторины, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий, экскурсии по культурным местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России, изучение современных образцов вооружения и военной техники, самодеятельность по интересам, занятия в музеях, просмотр патриотических документальных фильмов.
К инновационным формам воспитания, используемым в военном вузе, можно отнести активную учебную лекцию и групповую дискуссию. Основным отличием активной учебной лекции является то, что преподаватель использует разнообразные подходы, позволяющие подавать информацию и получать обратную связь, корректируя ход лекции в соответствии с мнением курсантов. Метод групповой дискуссии используется с целью организации совместной деятельности и решения общих вопросов, что позволяет улучшить климат в коллективе и найти решение которое устраивает большинство. Основной формой дискуссии используемой в военном вузе является программированная дискуссия так, как она предполагает точный алгоритм, план ее проведения и четкую последовательность. Положительной стороной данной формы является рационально направленное усилие участников на разрешение поставленной задачи, а отрицательным моментом - ограниченная инициатива. Активные учебные лекции и групповые дискуссии, используемые в целях военно-патриотического воспитания курсантов, относятся к интенсивным технологиям обучения.
Ключевой проблемой использования технологий военно-патриотического воспитания является выбор правильного метода обучения. Нет методов плохих или хороших, ни один из них не может быть заранее объявлен неэффективным, всё зависит от тех условий, в которых он применяется. Чем точнее командир и преподаватель понимают причины использования того или иного метода, чем лучше знают их специфику, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания [5].
Применение форм, методов и средств воспитания военнослужащих должно осуществляться комплексно, что позволяет обеспечить качественное функционирование системы военно-патриотического воспитания и достичь высокого уровня эффективности. Использование сетевых средств коммуникации и информационных технологий в процессе патриотического воспитания курсантов предполагает владение командирами методикой интеграции информационных технологий в воспитательный процесс. В сложившейся ситуации, характеризующейся активной иностранной культурно-информационной экспансией в средствах массовой информации, особое значение приобретает умение педагогов грамотно выбирать информационные ресурсы, сосредотачивая внимание на тех материалах, где необходимая информация представлена наиболее доступно и полно [7].
Результаты исследований, проведенных учеными на базе Краснодарского высшего военного училища им. Штеменко и Военного университета МО РФ показали, что 72% курсантов факультета среднего профессионального образования Военного университета МО РФ отмечают значимость проводимой военно-патриотической работы, осознают ее необходимость и готовы участвовать в выполнении планов военно-патриотической работы. Помимо этого, 56% курсантов видят себя главными субъектами, влияющими на продуктивность этой работы, и только 17% указывают на ведущую роль в данном процессе педагогов. По мнению большинства курсантов наиболее важным фактором патриотического воспитания является пример патриотизма и ярко выраженная гражданская позиция со стороны офицеров и преподавателей. Однако, как отмечает Р.В. Старков, на практике курсанты, понимая всю важность военно-патриотического воспитания, не предпринимают никаких активных действий для развития патриотических ценностей, ожидая импульса со стороны [6: 88].
С целью повышения активности курсантов в процессе обучения необходимо развивать у них способность к самовоспитанию. Основой для включения обучающихся в процесс самовоспитания являются внутренние мотивы, которые побуждают курсанта постоянно работать и корректировать своё поведение, формировать у себя воинские и патриотические качества, требуемые для успешного обучения и несения службы.
Анализ военно-педагогической практики, проведенный С.В. Костылевым в Краснодарском высшем военном училище, показал, что курсанты, осознают значимость самовоспитания и частично его применяют. Но уровень их работы над собой не отвечает тем требованиям, которые устанавливаются для будущих офицеров. Преподаватели и командиры редко уделяют внимание развитию самопознания курсантов, ограничиваясь более традиционными методами военно-патриотического воспитания [3].
Подводя итог сказанному необходимо отметить, что в современной России процессу формирования патриотических ценностей у курсантов военных вузов уделяется достаточное внимание: разрабатываются законы, методические рекомендации,
публикуются учебные пособия по организации воспитательной работы, определяющие технологии патриотического воспитания, на федеральном уровне организуются мероприятия по развитию у молодежи патриотических качеств. Для того чтобы уровень патриотического воспитания продолжал расти необходимо постоянно контролировать эффективность используемых преподавателями методов, форм, средств воспитания, совершенствовать педагогический опыт командиров, создавать условия для
формирования у курсантов способности к самовоспитанию и самообразованию, а также стимулировать у них развитие внутренних мотивов самосовершенствования.
Литература:
1. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
2. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе / А.М. Абассов [и др.]; под ред. В.А. Зайцева, Ю.А. Гурьева. Воронеж: ВАИУ, 2009. 185 с.
3. Костылев С.В. Модернизация педагогической системы формирования патриотических ценностей курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ. Краснодар: ВАС, 2014. 215 с.
4. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приложение №3 «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»: приказ Министра Обороны Российской Федерации №70 от 11.03.2004 [Электронный ресурс]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=526227 (дата обращения: 20.04.2016).
5. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2010. 486 с.
6. Старков Р.В. Совершенствование военно-патриотического воспитания курсантов факультетов среднего профессионального образования вузов Министерства Обороны Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. М.: 2015. 275 с.
7. Фомина Е.Г. Особенности гражданско-патриотического воспитания студентов университета в современных условиях // Образование и образованный человек в XXI веке. 2015. №2. С. 35.
References:
1. Military pedagogy: textbook for universities / ed. by O.Y. Efremova. SPb.: Peter, 2008. 640p.
2. State-patriotic education of servicemen in a military high school / A.M. Abassov [et al.]; ed. by V.A. Zaitsev, Y.A. Gurieva. Voronezh: VAIU, 2009. 185p.
3. Kostylev S.V. Modernization of the pedagogical system of patriotic values formation in cadets of the Russian Defense Ministry higher military educational institutions. Krasnodar: VAS, 2014. 215p.
4. On the Organs of the educational work of the RF Armed Forces. Appendix №3 “Concept of
Education of the Russian Federation Armed Forces soldiers ’: the order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 70 dated 11.03.2004 [electronic resource]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=526227 (reference date: 20.04.2016).
5. Professional pedagogy: a textbook for students enrolled in teaching professions and directions /ed. by S.Y. Batysheva, A.M. Novikova. M.: EGVES, 2010. 486p.
6. Starkov R.V. Improvement of military-patriotic education of students of secondary professional education faculties of the Ministry of Defense of the Russian Federation higher educational institutions: Dis.... Cand. of Ped. Sciences. 13.00.08. M.: 2015. 275p.
7. Fomina E.G. Features of civil-patriotic education of university students in modern conditions // Education and educated people in the XXI century. 2015. №2. P. 35.