Научная статья на тему 'Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода'

Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВУЗ / МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PATRIOTIC EDUCATION / HIGHER SCHOOL / MODEL / CULTUROLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калекин Андрей Анатольевич

В статье изложены сущность и содержание процесса разработки модели воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective of this article is to explain the nature and content of the development process of upbringing patriotism in the cadets of the military University on the basis of culturological approach

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода»

А. А. Калекин

(г. Анапа)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

MODELING OF THE PROCESS OF UPBRINGING PATRIOTISM IN CADETS OF MILITARY UNIVERSITY ON THE BASIS OF CULTUROLOGICAL APPROACH

В статье изложены сущность и содержание процесса разработки модели воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода Ключевые слова: Патриотическое воспитание, ВУЗ, модель, культурологический подход

The objective of this article is to explain the nature and content of the development process of upbringing patriotism in the cadets of the military University on the basis of culturological approach Keywords: Patriotic education, higher school, model, culturological approach

Образовавшаяся в России новая социокультурная ситуация потребовала от отечественной педагогической науки и практики поиска и выбора инновационной стратегии, обеспечивающей развитие патриотических свойств и качеств личности. Таковой стратегией может стать культурологический подход, педагогические преимущества которого существенно повысят результативность воспитательно-патриотической деятельности.

Актуальность данной темы особенно возрастает в связи с приданием патриотизму статуса «общенациональной идеи», возрастанием в современных условиях его консолидирующей силы, влияния на культурное развитие личности, формирование учащихся вузов как активных строителей нового, демократического государства и его надежных защитников [1].

Серьезным обстоятельством, которое следует учитывать в деле воспитания патриотов, становится применение в новом развернувшемся противостоянии государств фактора «мягкой мощи государства», ядром которой являются наука, образование, религия, культура, искусство, СМИ и спорт. Концепция «мягкой силы» предусматривает, что в глобальной конкуренции выигрывает та страна, в которой человек как нигде больше способен чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ. Культура и Нравственность - ключевые понятия, «вторгающиеся» во все составляющие

«мягкой силы» государства, наполняя их ценностным смыслом.

Следовательно, культурологическая направленность необходима в современной социально-политической стратегии государства, и прежде всего в воспитательно-патриотической деятельности (ВПД] с учащейся молодежью гражданских и военных вузов.

Патриотическое воспитание (ПВ] курсантов военного вуза является важнейшей составляющей процесса формирования и становления современного военного профессионала, обладающего не только развитыми профессиональными качествами, но и государственно-патриотической позицией. Однако для достижения такого конечного результата требуется иметь конкретную модель воспитательного воздействия -стройную и логически разработанную педагогическую систему.

По мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кус-марцева, модель целостного процесса патриотического воспитания вузовской молодежи представляет собой алгоритм последовательных этапов, продвигающих учащихся «на более высокий уровень сформи-рованности идей, идеалов, чувств, ценностных отношений, раскрывающихся в единстве их внутренней структуры: цель - содержание - средство - результат» [7, с. 125].

Практика патриотического воспитания

оперирует применением различных моделей воспитания патриотов [7]. В числе основных выделяют: информационно- ориентированную, предметно-деятельностную и конструктивно-позиционную модели, краткая харак-

Большинство ученых [1-9] считают, что новая модель должна быть свободной от субъективизма, отличаться целенаправленностью, гибкостью и нейтральностью, соответствовать системе-оригиналу и быть эффективно-результативной. При моделировании надо учитывать:

- характер и способы педагогической деятельности в вузе;

- возможности образовательной системы и особенности вуза;

- структуру и принципы взаимодействия компонентов (субъектов] систем воспитания;

- особенности организации образовательного процесса;

- адекватность образовательных технологий учебно-воспитательным целям и задачам.

С учетом специфики ПВ курсантов военного вуза состав модели патриотического воспитания курсантов на основе культурологического подхода и включает блоки: концептуально-целевой, содержательно-технологический, этапно-функциональный, критериально-оценочный.

Первый блок - концептуально-целевой, на который возложена главенствующая функция - системообразующая, устанавливающая организацию, порядок и логику

теристика которых приведена в табл. 1. Перечисленные модели являются своеобразной динамической составляющей в пространстве основных направлений патриотического воспитания.

функционирования всех компонентов системы «патриотическое воспитание курсантов военного вуза».

Разработка блока осуществлена на основе государственного заказа, положения которого изложены в федеральных законах и приказах министра обороны РФ, в которых изложены требования к личности российского военнослужащего, его профессионализму, личностным и патриотическим качествам.

Опора на нормативно-правовую базу позволила конкретизировать цель патриотического воспитания - формирование патриотизма (высокого уровня] как интегративного качества личности курсанта военного вуза на основе культурологического подхода.

Одновременно блок предусматривает применение культурологического подхода как методологического метода, положенного в основу системы ПВ курсантов на методологическом и практикоориентированном уровнях, обеспечивающих решение поставленных задач и достижение намеченной цели.

Согласно точке зрения В.Ф. Исаева, культурологический поход, применяемый к исследованию педагогических явлений, - это «совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических цен-

Таблица 1. Краткая характеристика моделей ПВ

Модель

Информационно-ориентированная

Предметно-деятельностная

Конструктивно-позиционная

Конструктивно-позиционная

Краткая характеристика

Представляет собой знаниевый компонент содержания ПВ, реализуемый в рамках образовательной области или системы дополнительного образования.

Направлена на формирование опыта служения Отечеству в пространстве ведущей деятельности, опредмеченной её содержанием.

Реализует задачи самостоятельного поиска и структуирования индивидуальной позиции в отношении Отечества и перспектив служения ему.

Представляет собой интегративную характеристику воспитания и самовоспитания человека в системе: душа, дух, тело, этапы конструирования и воссоздания образов, экстраполяции образов на конкретные личности и события современности, трансформации идеального на реальное с учетом траектории движения.

ностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности» [8]. Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич [4] под культурологическим подходом к развитию профессиональной деятельности педагога понимают видение данного процесса сквозь призму культуры, т. е. его восприятия как культурного процесса, осуществляемого в культу-росообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Следовательно, культурологический подход применительно к патриотическому воспитанию представляет собой методологическую основу воспитательно-патриотического процесса, базирующегося на совокупности теоретических, конкретно-исторических и методических положений, которые являются основополагающими в формировании личности человека культуры, гражданина и патриота. Подход требует:

- рассматривать изучаемую проблему через призму культуры;

- контекстно конкретизировать обобщенную характеристику патриотизма как педагогического явления;

- определять в качестве центральной фигуры педагогического исследования личность курсанта военного вуза, осознающего личную культурную идентичность при принятии базовых ценностей мировой и отечественной культур;

- рассматривать курсанта как субъекта, способного к культурному самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию;

- формировать в интересах патриотического и культурного развития курсанта необходимую патриотически направленную информационно-воспитывающую среду и необходимые условия, способствующие формированию и развитию у молодого человека высоких духовно-нравственных, патриотических и профессиональных качеств.

Второй блок - содержательно-технологический - включает педагогические условия ПВ курсантов морского вуза, содержание авторской целевой программы и методику её реализации. Рассмотрим эти элементы блока.

В отечественной педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.

В.И. Андреев, Н.М. Борытко, Г.Х. Ахметши-на, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, С.Н. Томилина и др. рассматривают педагогические условия как важнейший фактор, способствующий успешному протеканию образовательной и воспитательной деятельности.

Так, В.И. Андреев рекомендует понимать педагогические условия как результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов], а также организационных форм обучения для достижения целей» [2, с. 124]. Достаточно полное определение понятию «педагогическое условие» дает Н.М. Борытко [5] понимая его как «внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса». Как и педагогическое средство, условие (а точнее, - система условий] специально создается, конструируется педагогом с целью повлиять на протекание процесса. Однако, в отличие от средства, условие не предполагает столь жесткой причинной детерминированности результата.

Следовательно, педагогические условия ПВ курсантов военного вуза представляют собой комплекс объективных факторов и организационных мер, как существующих в учебном заведении, так и созданных исследователем и оказывающих существенное воздействие на формирование патриотизма у курсантов в период обучения в вузе, к которым относим:

Создание культурно-патриотически направленной информационно-образовательной среды вуза (ИОС).

Для патриотически направленной ИОС военного вуза характерно:

- определение стратегии ВПД в соответствии с требованиями государственной нормативно-правовой базы патриотизма;

- соответствие требованиям общевоинских уставов и приказов министра обороны РФ;

- наличие стройной системы воспитания курсантов, включающей и их патриотическое воспитание;

- наличие военно-профессионального аспекта;

- оптимизация управленческой деятельности руководства вуза, воспитателей и командиров курсантских рот ВПД;

- облегчение накопления и использования учебно-методических ресурсов по патриотической тематике;

- расширение возможностей командования и профессорско-преподавательского состава по эффективному проведению ВПД;

- ориентирование на традиционные ценности: Родина, Отечество, долг, семья, патриотизм, вера, любовь;

- исключение ксенофобских и экстремистских настроений;

- способствование успешному продвижению курсантов в изучении теории патриотизма, ознакомлении с богатством российской культуры, героической историей и традициями Отечества и Вооруженных Сил РФ, что результативно сказывается на личност-но-патриотическом саморазвитии будущих военных кадров.

По сути патриотически направленную ИОС военного вуза в широком смысле следует рассматривать как подсистему социокультурной среды, включающую материально-техническое обеспечение ВПД, комплекс специально организованных педагогических условий, патриотических мероприятий и деятельности, обеспечивающих патриотическое развития личности курсанта.

В патриотически направленной ИОС вуза курсант должен ощущать себя неотделимой, значимой, важной частью русской культуры вне зависимости от своей национальности, вероисповедания, убеждений. Развитие у курсантов интереса к культуре, истории и традициям России.

Важнейшими путями развития интереса к культуре, истории и традициям России у курсантов военного вуза являются:

- тщательный подбор учебного материала, его новизна и увлеченное преподавание;

- усиление патриотического компонента в учебных программах гуманитарных дисциплин военного вуза - философии, истории,

педагогике, культурологи и др.;

- показ практического применения знаний о культуре, истории, традициям России и её ВС в военно-профессиональной деятельности, в последующей жизнедеятельности;

- использование интерактивных компьютерных средств в ВПД.

Утверждение патриотизма в качестве наиважнейшей ценности будущих офицеров ВС РФ и развитие у курсантов мотивации к формированию государственнопатриотической позиции.

Утверждение патриотизма в качестве наиважнейшей ценности будущих офицеров ВС РФ предполагает:

- формирование и развитие у курсантов чувства личной ответственности за выполнение конституционного и воинского долга перед отечеством и российским народом;

- знание и соблюдение воинских и боевых традиций по защите Отечества в мирное и военное время;

- стимулирование мотивации к патриотически направленной деятельности курсантов, являющихся одновременно и её активными участниками, инициаторами, организаторами и пропагандистами. В этом случае ВПД, направленная на формирование патриотизма у курсантов военного вуза, приобретает сознательный и целенаправленный характер. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей военного вуза в ВПД. Это предполагает:

- постоянно обновлять и углублять психолого-педагогические знания;

- формировать и развивать психолого-педагогические умения и навыки;

- формировать и развивать педагогическую направленность и психолого-педагогическое мышление;

- совершенствовать личную психологическую подготовку к военно-педагогической деятельности.

Активизация самовоспитания курсантов с целью развития у себя патриотизма.

Основными путями активизации самовоспитания курсантов в интересах развития патриотизма личности являются:

- привитие курсантам твердого убеждения в необходимости и значимости самовоспитания в процессе развития личных патриотических качеств;

- пояснение сущности и последовательности применения методов и способов самовоспитания для собственного развития;

- оказание педагогической помощи курсантам и регуляция процесса самовоспитания.

Вторым элементом блока является Целевая программа с методикой её реализации. ВПД по формированию высокого уровня патриотизма у курсантов предполагает осуществление целенаправленного и последовательного воздействия на личность с целью развития необходимых патриотических качеств и свойств.

Опыт исследований А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, С.Н. Томилиной и др. показывает, что для осуществления такого воздействия необходимо иметь специальную программу. Для этого нами выбрана и разработана как составной элемент модели ПВ курсантов военного вуза на основе культурологического подхода авторская ЦП «Культура и патриотизм», состоящая из четырех модулей: установочного (пояснение целесообразности освоения ЦП, её необходимости для последующей жизнедеятельности и военно-профессиональной службы], культурно-теоретического (изучение сущности патриотизма, особенностей отечественной культуры, истории и традиций], культурно-деятельностного (вовлечение курсантов в активную патриотическую деятельность] и культурно-досугового (участие в подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности].

Третьим элементом блока является педагогическая технология ПВ курсантов, основанная на культурологическом подходе, состоящая из системы проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Исходной базой данной технологии стали элементы программированного обучения и модульного обучения. В качестве диагностического инструментария были выбраны методики М.И. Рожкова «Сформированность патриотических убеждений»; М. Рокича «Ценностные ориентации»; С.Н. Томилиной «Методика оценки сформированности патриотизма у курсантов морского вуза».

Третий блок модели - этапно-функцио-нальный, включающий этапы:

- исходный, предусматривающий первичную диагностику курсантов с целью тестирования по выбранным методикам и установления истинного состояния уровня патриотизма курсантов;

- изучения и освоения положений ЦП «Культура и патриотизм», предусматривающий организованное проведение групповых и индивидуальных занятий с курсантами во внеучебное время, в выделенное распорядком дня время на воспитательную работу и проведение культурно-досуговых мероприятий;

- заключительный, предусматривающий проведение итоговой диагностики по тем же методикам, что применялись в ходе первого этапа, и интерпретацию полученных результатов с целью установления уровня сформированного патриотизма, обсуждение результатов, корректировку ЦП и обобщение накопленного опыта ПВ.

Важный элемент блока - реализация функций ПВ курсантов, к которым относятся:

- диагностико-аналитическая функция (позволяющая измерять, выявлять и устанавливать состояние и особенности патриотизма курсантов, соответствие его уровня требованиям руководящих документов, своевременно выявлять имеемые отклонения и причины аномалии, определять и предлагать меры по его коррекции];

- формирующе-развивающая функция (связанная с воспитанием личности, её вооружением комплексом качеств, характеризующих сущность гражданина-патриота, и постоянным их развитием; ориентирует исследователя на целенаправленную ВПД, наличие для этого ЦП, системный характер деятельности];

- мобилизационная функция (способствует применению в процесс ПВ активной позиции самой личности, её внутренних сил в целях преодоления возникающих трудностей, затрудняющих результативное выполнение конституционного и воинского долга];

- функция побуждения к самосовершенствованию и самовоспитанию (ориентирует на дальнейшее вовлечение воспитанника в продолжение процесса ПВ, разработку личного плана саморазвития себя как патриота Отечества, самостоятельное преодоление

имеющихся недостатков, пополнение багажа теоретико-патриотических знаний, последовательное развитие патриотических качеств, активное участие в ВПД, общественной работе];

- рефлексивоно-регулирующая функция (предполагает личный анализ воспитателем и воспитанником своего места и роли в процессе ВПД, на основе полученной оценочной информации осуществление регуляции, корректировки процесса ПВ для его нормального функционирования].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый блок модели - критериально-оценочный. Общеизвестно, что любая деятельность, её результаты и качество подлежат оценке, что в свою очередь потребовало разработки следующих критериев патриотизма курсантов военного вуза: культурно-патриотическая компетентность (позволяющий определить глубину уяснения сущности патриотизма, основательность содержания и системности теоретико-патриотических знаний; потребность и способность личности добывать теоретико-патриотические знания и примененять их на практике]; культурно-ценностная направленность (позволяющий оценить состояние проявления личностью интереса к патриотическим вопросам, к патриотической тематике, сформирован-ность ценностных ориентаций и государственно-патриотической позиции]; патриотическая направленная деятельность (позволяющий выявить степень мотивации к активной патриотической деятельности, способность курсанта поступать, руково-

дствуясь ценностными ориентациями и государственно-патриотической позицией. Каждому критерию были определены соответствующие показатели.

Отечественная педагогика придерживается уровневого подхода для характеристики сформированных патриотических качеств личности. Ориентируясь на опыт Г.Х. Ахмет-шиной [3], С.Н. Томилиной [10] и др. и исходя из специфики каждого уровня были выбраны следующие уровни сформированности патриотизма курсантов военного вуза:

- культурно-ситуативный, соответствующий низкому уровню;

- культурно-посредственный, соответствующий среднему уровню;

- культурно-деятельностный, соответствующий высокому уровню.

Блок предусматривает формулировку результата реализации модели: выпускник -офицер со сформированной государственно-патриотической позицией и высоким уровнем общей патриотической культурой.

Таким образом, разработанная педагогическая модель формирования патриотизма курсантов военного вуза на основе культурологического подхода, является многокомпонентной и многоуровневой системой, обеспечивающей цельный и последовательный процесс ПВ по формированию патриотизма у будущих офицеров Вооруженных Сил РФ, являющегося непременной составной частью профессиональных качеств военных кадров России, подготовке их к будущей военно-профессиональной деятельности.

Литература

1. Путин В.В. Патриотизм - "это и есть национальная идея" /В.В. Путин[Электронный ресурс] http://tass.ru/politika/2636647.

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития - 3-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - 608 с.

3. Ахметшина Г.Х.,. ХрапальЛ.Р,. ЗамалетдиноваЗ.И, Халиков И.Ю. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде // Мир Науки, Культуры, Образования. - 2015. -№1(50]. - С. 164 - 167.

4. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

6. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособ. - Стерлитамак: СГПИ, 2002. - 134 с.

7. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: моногр. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

8. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

9. Комаров В.П. Воспитательная система современной профессиональной школы // Вестник ОГУ. - 2002. - №7. - С.12-16.

10. Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: моногр. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.