Научная статья на тему 'Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя'

Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОРОД-ГЕРОЙ / КОНЦЕПЦИЯ / БЛОК / МОДЕЛЬ / ПАТРИОТ / КУРСАНТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ЦЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / EDUCATION / CITY-HERO CONCEPT / UNIT / MODEL / PATRIOT / CADET / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / TRADITIONS / GOAL / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова М.Ю.

В статье обосновывается модель патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя, приводится анализ отдельных блоков модели и этапов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basis of modeling patriotic education of marine higher school cadets in the conditions of the sea city-hero

The article substantiates the model of patriotic education of marine higher school cadets in the conditions of the city-hero, the analysis of individual units of the model and the stages of their implementation is given

Текст научной работы на тему «Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя»

М. Ю. Корнилова

(Севастополь)

Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя

В статье обосновывается модель патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя, приводится анализ отдельных блоков модели и этапов их реализации.

Для современной педагогической науки проблема моделирования является одной из самых существенных и важных. Практически во всех педагогических исследованиях применяется метод моделирования, позволяющий связать в проводимом педагогическом исследовании эмпирическое и теоретическое, то есть «сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций» [4].

Анализ педагогической литературы показывает, что различные аспекты применения моделей в педагогике обоснованы такими известными учеными-педагогами как О. С. Гоз-ман, Н. В. Кузьмина, В. М. Монахов, И. П. Под-ласый, Г. В. Суходольский, Г. П. Щедровицкий, Н. Е. Щуркова, В. А. Ясвин и др.

В интересах активизации патриотического воспитания студентов или курсантов вузов за последнее десятилетие предложено множество интересных и содержательных моделей. Среди них программно-целевая модель (Е. Л. Мальгин, 2008], модель программно-диагностического сопровождения военно-патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях (С. Н. Томилина, 2013], модель патриотического воспитания будущих офицеров на основе системно-деятельност-ного подхода (С. И. Фоменко, 2016] и др.

Под педагогическим моделированием следует понимать процесс осмысления, разработки и создания конкретной формализованной модели педагогической деятельности, отображающей комплекс идей, методов, форм и технологических решений, подлежащих целенаправленному опытному изучению в ходе педагогической практики.

Моделирование в интересах патриотического воспитания молодежи направлено на решение следующих задач:

- оптимизация воспитательно-патриоти-

ческого процесса;

- совершенствование системы планирования воспитательно-патриотической деятельности;

- управление воспитательно-патриотической деятельностью;

- диагностика и прогнозирование уровня патриотизма воспитуемых;

- проектирование воспитательно-патриотической работы.

Согласно взглядам В. П. Комарова [7], процесс моделирования требует учета следующих факторов: характер и способы педагогической деятельности в образовательном учреждении; возможности образовательной системы и особенности образовательного учреждения; структура и принципы взаимодействия компонентов (субъектов] систем воспитания; особенности организации образовательного процесса; адекватность образовательных технологий учебно-воспитательным целям и задачам. Н. М. Борытко [2] указывает на необходимость обоснованного выделения функций процесса воспитания при построении педагогической модели.

Важным элементом моделирования воспитательного процесса является определение этапов этой деятельности. Большинство исследователей придерживаются мнения, что наиболее эффективным является осуществление моделирования в четыре этапа (табл. 1].

Дадим последовательную характеристику модели патриотического воспитания курсантов-моряков в условиях города-героя (рис. 1].

Концептуально-целевой блок модели выполняет системообразующую функцию и задает порядок функционирования остальных компонентов системы «патриотическое воспитание курсантов морского вуза в условиях города-героя». Названный блок содержит описание и обоснование применения системного, деятельностного, аксиологического,

Таблица

Этапы моделирования

Этап Краткая характеристика

Разработка модели Осуществляется построение модели; производится анализ реального объекта или явления

Исследование модели Всестороннее исследование компонентов модели

Проверка практикой Реальная проверка построенной модели в процессе педагогической практики

Экстраполяция информации Предполагает распространение (перенос) выводов, сделанных относительно данной модели, на всю совокупность рассматриваемых явлений

культурологического и проектировочного подходов, являющихся наиболее рациональными и эффективными для формирования высокого уровня патриотизма у курсантов.

Изучение подходов к пониманию цели как сознательно планируемого результата процесса воспитательно-патриотической деятельности с опорой на культурно-исторический потенциал города-героя позволило определить конечный результат педагогического процесса в ходе обучения в морском вузе - это наличие у каждого выпускника высокого уровня патриотизма, базирующегося на усвоении истории и традиций города-героя, выражающегося в наличии патриотического мировоззрения, непоколебимых патриотических убеждений и государственно-ответственного подхода к выполнению служебно-должностных обязанностей.

Диагностико-аналитический блок сконструированной модели ориентирует на необходимость определения исходного уровня патриотизма курсантов-моряков, знания ими истории и традиций города-героя, а также осуществления анализа полученных данных.

Программно-содержательный блок модели включает два важных компонента: 1] проектирование целевой программы формирования патриотизма «Патриот Севастополя и России»; 2] определение педагогических условий, обеспечивающих благоприятную ситуацию проведения опытно-экспериментальной работы и усвоения курсантами целевой программы.

Целевая программа «Патриот Севастополя и России», предназначенная для вооружения курсантов знаниями о теории патриотизма, истории и традициях города-героя Севасто-

поля, основных положений государственных документов, регламентирующих патриотическую деятельность, вовлечение учащихся вуза в разнообразную патриотическую деятельность. Такой подход к овладению курсантами теорией и практикой патриотизма соответствует современным требованиям концепций высшего образования и патриотического воспитания.

Изучение опыта патриотического воспитания учащейся молодежи, изложенного в диссертационных исследованиях П. В. Тимченко, С. Н. Томилиной, С. И. Фоменко и др., показывает, что такая воспитательная деятельность проходит при создании определенных педагогических условий.

В. И. Андреев определяет педагогические условия как результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов], а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [1, с. 117]. Н. М. Борыт-ко [2] придерживается позиции, что педагогические условия есть внешние обстоятельства, оказывающие значительное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающим достижение определенного результата. С. Н. Томилина [11] понимает понятие «педагогические условия» как совокупность необходимых и целенаправленных мер психолого-педагогического воздействия на воспитуемых, способствующих успешности организации и проведения процесса патриотического воспитания, - их реализация будет содействовать сформи-рованности необходимых патриотических качеств у молодежи.

Здесь будет рисунок после связи с автором

Рис. 1. Педагогическая модель формирования патриотизма у курсантов морского вуза в условиях

города-героя.

Следовательно, педагогические условия формирования патриотизма у курсантов-моряков в условиях города-героя - это определенный комплекс психолого-педагогических требований к организационной стороне и процессу патриотического воспитания флотской молодежи, соблюдение которых содействует достижению высоких результатов деятельности.

На основе изучения и анализа научной литературы к основным педагогическим условиям, при которых наиболее эффективно будет проходить процесс патриотического воспитания курсантов морского вуза, относятся:

1. Создание патриотически направленной информационно-образовательной среды (ИОС) в морском вузе.

ИОС морского вуза представляет собой комплекс взаимосвязанных сред: организационной, предметной, воспитательной, программной, коммуникационно-технологической и методической.

Структура ИОС вуза в интересах патриотического воспитания курсантов состоит из:

- дидактического обеспечения воспитательного процесса (учебные пособия, целевая программа, анкеты, тесты, контрольные задания, глоссарии, справочники и др.];

- электронной библиотеки (монографии, книги патриотической направленности, журналы, справочники, статьи и др.];

- субъектов процесса обучения (воспитатели и воспитуемые];

- компьютерной поддержки (CD-ROM-ы, файлы различного вида и назначения программ и др.];

- технического и программного обеспечения.

К важнейшим функциям ИОС вуза относятся:

- информационное обслуживание профессорско-преподавательского состава и курсантов;

- обеспечение взаимодействия воспитателей и воспитуемых в процессе патриотической деятельности;

- моделирование воспитательно-патриотических процессов и явлений;

- автоматизированное обучение по целевой программе и контроль за процессом обучения;

- управление учебно-воспитательным процессом.

Основными специфическими характери-

стиками ИОС, ориентированной на патриотическое воспитание курсантов, являются:

- обладание колоссальным воспитательным потенциалом;

- обеспечение доступа курсанту к любым знаниям по истории и традициям Отечества и города-героя, предоставляемым в виде учебной или научной информации;

- личностно ориентированная направленность;

- установка на развитие личности гражданина-патриота, будущего профессионала и защитника Отечества;

- возможность нацелить курсанта на сотрудничество;

- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии;

- содействие развитию таких качеств личности, как собранность, организованность, дисциплинированность, исполнительность, самостоятельность, серьёзность, деловитость, готовность к профессиональной и патриотической деятельности.

2. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей, их готовности к осуществлению воспитательно-патриотической работы с курсантами.

По мнению В. И. Андреева, В. А. Ерофеевой, В. А. Ясвина и др., наличие у воспитателей педагогического мастерства существенно влияет на результативность воспитательно-патриотической деятельности. Это отражается на качестве и объеме знаний курсантов о патриотизме и патриотической деятельности, получаемых в ходе учебы в вузе; повышении успеваемости и уровня подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности на благо Отечества; формировании устойчивой потребности в постоянном совершенствовании знаний по истории и традициям Отечества, родного края, города-героя; утверждении и укреплении авторитета педагога-мастера, становящегося для молодых людей образцом, примером подражания, идеалом, к которому курсанты будут стремиться.

На основе выполненного анализа можно конкретизировать основные направления совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава морского вуза по патриотическому воспитанию курсантов-моряков: изучение руководящих документов, новых концепций и программ патриотического воспитания; систематическое ознакомление с результатами ис-

следований ученых в области патриотической деятельности, формирования у учащихся морского вуза патриотических качеств; изучение передового опыта воспитательно-патриотической деятельности; овладение умениями и навыками привязывания каждой учебной темы к процессу воспитания не только профессионала, но и гражданина-патриота; определение своего места и роли, а также активное участие в процессе патриотического воспитания будущих специалистов морского транспорта.

3. Развитие интереса курсантов к истории и традициям города-героя, к изучению и освоению целевой программы.

В процессе проводимого исследования для развития интереса курсантов к истории и традициям города-героя, к изучению и освоению целевой программы автор исходила из следующих положений:

- построить воспитательно-патриотический процесс таким образом, чтобы развить у учащихся высокий уровень познавательной деятельности, обращенной к патриотизму, к Отечеству, малой родине, родному краю;

- не допускать угасания интереса курсантов к культуре, истории, традициям города-героя;

- проводить занятия и мероприятия воспитательно-патриотической направленности таким образом, чтобы они способствовали развитию глубокого, устойчивого и действенного интереса у молодежи;

- имеющийся интерес должен стать основой пробуждения, формирования и развития нового социально ценного интереса к патриотической идее и региональному компоненту патриотизма;

- проводить индивидуально-воспитательную работу с целью оживления интереса у каждого юноши и девушки, наиболее соответствующего индивидуальным возможностям и способностям каждого курсанта;

- разнообразить проводимые занятия по освоению целевой программы, обеспечить ясное и доходчивое изложение каждой темы, понимание курсантами его смысла и значения.

С этой целью применялись следующие методы и приемы: создание в процессе занятий ситуаций занимательности, активного использования увлекательных, любопытных примеров, образов, уникальных и парадоксальных исторических и боевых фактов; анализ отрывков из военно-мемуарных и худо-

жественных литературных произведений, посвященных истории города-героя, его героической обороне от захватчиков; изучение документов, писем, прощальных записок защитников Севастополя, публикаций фронтовых, дивизионных газет периода Великой Отечественной войны; встречи с участниками обороны города Севастополь от немецко-фашистских полчищ; уроки мужества в музеях, у братских могил, на местах боев; конкурсы патриотического стихотворения, патриотической песни, сочинения на патриотическую тематику; викторины по истории родного города-героя и т.д.

Все это в комплексе способствовало формированию интереса, созданию обстановки занимательности, нравственного переживания получаемой информации, что в целом вызывает положительное отношение к восприятию целевой программы, патриотической деятельности, содействует формированию патриотизма у курсантов-моряков.

4. Стимулирование курсантов, участвующих в патриотической деятельности.

Современная гуманистическая парадигма воспитания предполагает, что педагог в интересах воспитания личности актуализирует, стимулирует стремление молодого человека к участию в общественно полезных мероприятиях, создает ему необходимые педагогические условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

Следовательно, применение стимулирования в процессе патриотического воспитания - это верный путь, верный способ побуждения и активизации курсантов к эффективной патриотической деятельности, к формированию и развитию своих личностных патриотических качеств.

В интересах исследования были определены следующие задачи стимулирования курсантов: закрепление положительных форм поведения; формирование положительной мотивации поведения; создание у курсантов определенного морально-нравственного барьера, предупреждающего и пресекающего негативные проявления и поступки.

Пути и условия стимулирования курсантов: опора на желания курсантов; использование намерений и индивидуальных особенностей; учет интересов и склонностей молодежи; меткая эмоциональная направленность процесса патриотического воспитания; привлекательность занятий и мероприятий патриотической направленности; педагоги-

ческая грамотная дозировка; одобрение успехов и достижений; использование ситуаций; учет общественного мнения.

5. Активизация самовоспитания курсантов, их саморазвития как патриотов города-героя и Отечества.

Отечественные ученые позиционируют феномен самовоспитания личности как особый вид деятельности человека, направленной на изменение, улучшение своей личности; на формирование и совершенствование у себя положительных качеств личности и преодоление отдельных отрицательных качеств, привычек. Правильно организованное и целеустремленное самовоспитание позволяет каждому курсанту саморазвиваться, самосовершенствовать свои патриотические качества.

Для самовоспитания личности характерно: наличие истинного знания самого себя; развитая самокритичность и самовзыскательность; умение и способность давать себе верную самооценку; сформированное самосознание и самоуважение; соревновательность, проявляющаяся в нежелании личности отставать от своих товарищей; верное понимание целей, идеалов, личностных смыслов.

В воспитательно-патриотической практике применимы такие методы самовоспитания, как рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.

В ходе патриотического воспитания перед курсантами ставились следующие задачи самовоспитания как продолжения воспитательного процесса: сформировать у себя способность к адекватной самооценке и рефлексии; составить личный план самосовершенствования и самовоспитания; ежедневно вырабатывать умения и навыки самовоспитания.

Для эффективной организации процесса самовоспитания курсантов к этой деятельности подключались преподаватели вуза. Их усилия были направлены на создание благоприятной обстановки формирования у каждого курсанта потребности в самовоспитании и саморазвитии; подведение курсантов к осознанию необходимости этого вида самостоятельной деятельности; обучение курсантов технологии самовоспитания; организацию руководства самовоспитанием курсантов; оказание постоянной педагогической помощи курсантам по самовоспитанию; контроль самовоспитательной деятельности курсантов.

Применение самовоспитания, всей гаммы его методов позволяет в процессе патриоти-

ческого воспитания курсантов усилить воздействие на сферу их саморегуляции, направленной на сознательное изменение молодым человеком своей личности в соответствии с современными требованиями социума к патриотизму, личного плана развития и самосовершенствования как гражданина-патриота, защитника Отечества.

Другая часть рассматриваемого блока -это целевая программа патриотического воспитания курсантов «Патриот Севастополя и России» (рис. 2].

Организационно-деятельностный блок занимает существенное место в разработанной модели. Данный блок объединяет два ключевых компонента деятельности - этапы и технологию воспитательно-патриотического воздействия на курсантов.

Проведенное исследование позволило условно выделить четыре основных этапа процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя.

На первом этапе - входном - основные действия сосредоточены на:

- предварительном изучении состояния патриотизма курсантов;

- оценке участия профессорско-преподавательского состава в патриотическом воспитании учащихся;

- знании курсантами и преподавателями истории и традиций города-героя;

- выборе диагностического инструментария и проведении диагностики уровня патриотизма курсантов;

- оценке полученных результатов и подготовке выводов.

На втором этапе - обучения и воспитания - была организована работа по разработке, согласованию, утверждению и реализации целевой программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап - мониторинга - был посвящен систематическому сбору, обработке, педагогической интерпретации и хранению информации о функционировании педагогической системы патриотического воспитания курсантов морского вуза.

Мониторинг процесса патриотического воспитания в вузе содержал исследование таких задач, как отбор направлений и объектов, подлежащих изучению; создание диагностической базы; всесторонний анализ и обобщение полученных результатов; подготовка и принятие объективного управленческого решения.

Здесь будет рисунок

Рис. 2. Модули целевой программы.

Механизм осуществления мониторинга включал:

1. Изучение удовлетворенности курсантов процессом патриотического воспитания в вузе.

2. Изучение хода освоения модулей целевой программы.

3. Диагностику уровня патриотического воспитания учащихся морского вуза.

Такой подход позволил обеспечить постоянное отслеживание состояния воспитатель-

но-патриотической работы с курсантами, процесса изучения целевой программы участниками экспериментальных групп, личного участия каждого курсанта в проводимых воспитательных мероприятиях в вузе, корректировку воспитательного воздействия.

На четвертом этапе - итогового тестирования - были получены достоверные сведения о результатах исследования, проведены их анализ, интерпретация и сформулированы итоговые выводы.

Оценочно-результативный блок модели

сформирован с целью организации контроля, оценки результатов и последующей коррекции целевой программы формирования патриотизма у курсантов-моряков в условиях города-героя.

Система критериев и показателей оценки патриотизма курсантов-моряков представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку овладения обучающимися целевой программой «Патриот Севастополя и России», степени уяснения ими сущности патриотизма, особенностей его проявле-

ния в процессе учебы и личностном.

Разработанный выше компонентно-критериальный аппарат позволяет определить уровни сформированности патриотизма у курсантов-моряков, охарактеризованные нами как высокий, средний и низкий.

Таким образом, разработанная педагогическая модель формирования патриотизма у курсантов-моряков в условиях города-героя позволяет организовать целенаправленный процесс воспитательно-патриотической деятельности.

Литература

I. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988.

Борытко Н. М. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии: моногр. / Н. М. Борытко, Т. В. Воронцова, П. П. Герасев и др. / под. ред. В. А. Пятина. - Астрахань, 200l. - С. 217-245.

3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование : моногр. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005.

4. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике. -Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 3 (19). - С. 33-38. - То же [Электронный ресурс]: URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата обращения 27.03.2016).

5. Евстропов Е. С. Моделирование системы патриотического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Новокузнецк, 2005. - 199 с.

6. Ерофеева В. А. Общие основы педагогики : конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009.

7. Комаров В. П. Воспитательная система современной профессиональной школы // Вестник ОГУ. - 2002. - № 7. - С. 12-16.

8. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников : учеб.-методич. пособие. - Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 154 с.

9. Новик И. Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). - М.: Мысль, 1965. - С. 42.

10. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. - М.: Владос, 2006.

II. Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: моногр. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2015. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.