Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода'

Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PUBLIC-PATRIOTIC EDUCATION / СОТРУДНИК ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ / MEMBERS OF BORDER AUTHORITIES / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПАТРИОТ / PATRIOT / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Т. И.

Патриотизм это уникальный по своей природе и сущности социальный феномен, роль которого в жизнедеятельности личности и общества имеет колоссальное значение. Особую роль патриотизм исполняет в судьбе каждого государства, его сохранения и экономического процветания, обеспечения безопасности и защиты. Поэтому сформированными и развитыми патриотическими чувствами и патриотическими качествами должны обладать все граждане, все население и в особенности государственные служащие и сотрудники силовых структур государства. Настоящая статья, основанная на взглядах отечественных учёных и исследователей, посвящена обоснованию комплекса организационно-педагогических условий, применение которых будет способствовать эффективному проведению государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS OF FSB OF RUSSIA ON THE BASIS OF THE AXIOLOGICAL APPROACH

Patriotism in its nature and basics is a unique social phenomenon, whose role in the life of an individual and society is of enormous importance. Patriotism plays a special role in the fate of each state, its conservation and economic prosperity, security and protection. All citizens, all people and particularly government employees and employees of power structures of the state should possess the formed and developed patriotic feelings and patriotic qualities. The article is based on the views of Russian scientists and researchers, who dedicated their studies to a complex of organizational-pedagogical conditions, the implementation of which contributes to the effective realization of the state-patriotic education for border guard officials of the FSB of Russia.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода»

Изучение процесса профессионального самоопределения студентов выявило, что устойчивые намерения, связанные с получением педагогической профессии, только у 27,7% респондентов были сформированы ещё в школьные годы. 72,3% из числа поступивших приняли решение поступать в педагогический вуз в выпускном классе. Профессиональные намерения этой части молодёжи во время обучения в школе были связаны с иными областями деятельности, иногда родственными с получаемой профессией, но в силу разных причин недоступными. 21,8% поступивших отдали предпочтение данной профессии по совету родных или друзей, 50,5% самостоятельно сделали свой выбор.

Нас интересовало, в какой мере основой формирования профессиональных намерений студентов явились знания об избираемой профессии. Анализируя ответы на вопрос «Что Вы знали об избираемой специальности до поступления в учебное заведение?» мы выявили, что продуманно и осознанно к выбору профессии подошло 58,2% опрошенных. Это прежде всего студенты, имеющие опыт практической работы в данной сфере (21,5%), что дало им возможность осуществить пробу сил, убедиться в своей профессиональной пригодности, изучить требования профессии, а также студенты, имеющие достаточно полное представление о содержании своей будущей работы на основе полученной информации (36,7%). 41,8% респондентов имели лишь приблизительное представление о выбираемой профессии.

Анкетный опрос показал, что большинство студентов (85,8%) положительно относятся к выбранной сфере деятельности (26,7% из них профессия «очень нравится» , 59,1% - «просто нравится»). Только 14,2% ответили, что будущая профессия «не очень нравится». Никто не высказал полностью негативного отношения к получаемой специальности.

Как показал опыт, положительное отношение к избранной профессии оказывает влияние и на уверенность студентов в успешном завершении курса обучения в вузе. При этом 64,9% респондентов уверены в том, что они завершат обучение без затруднений; 34,5% считают, что у них могут возникнуть определённые трудности в процессе обучения и 0,6% опрошенных выразили сомнение в возможности успешного завершения обучения. Именно представители двух последних групп, выражая

своё отношение к выбранной профессии, чаще говорят, что она им «не очень нравится».

Успеваемость является не только отражением успешной учебной деятельности студента, его способностей, но и показателем отношения к избранной профессии. Положительные оценки по всем предметам имеют 60,8% опрошенных, т. е. процесс обучения этой части студентов протекает достаточно успешно, что в определенной мере положительно характеризует их профессиональную направленность. 38,1% студентов на сессиях получали неудовлетворительные баллы, у 1,1% респондентов были академические задолженности. Мы изучили оценки студентами уровня полученных знаний в процессе обучения в вузе, так как в них опосредованно проявляется удовлетворённость как процессом обучения, так и сделанным профессиональным выбором. Чем она полнее, тем выше оцениваются знания. 57,4% респондентов считают, что имеют достаточно высокий уровень знаний; 38,1% оценивают его как средний и 4,5% оценили как низкий. Эти данные говорят о том, что удовлетворены полученными знаниями немногим больше половины опрошенных. Остальные студенты или испытывают удовлетворённость в меньшей степени (38,1%) или не испытывают совсем (4,5%). Уровень оценки знаний у студентов часто совпадает с их успеваемостью. Показатели профессиональной направленности получились следующие: осознанный выбор профессии - 58,2%; устойчивые профессиональные намерения - 27,7%; опыт практической деятельности по специальности - 21,5%; достаточно полное представление об избранной профессии - 36,7%; положительное отношение к будущей специальности - 85,8%; уверенность в успешном завершении обучения - 64,9%; высокая оценка уровня знаний - 57,4%; активные самостоятельные занятия - 68,1%; профессиональная ориентированность в способах проведения досуга - 78,3%.

На основании приведённых данных можно сделать вывод, что большинство студентов факультета проявляют общую профессиональную направленность, создающую благоприятные условия для успешного овладения выбранной профессией. Таким образом, в основе профессиональной готовности лежит активно-позитивное, мотивационно-ценностное отношение к ней со стороны студентов. Стержнем профессиональной компетентности будущего учителя выступает его психолого-педагогическая подготовка.

Библиографический список

1. Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования. Известия Южного федерального университета. 2009; 3: 101 - 107.

2. Ефремова О.Н. О методах организации самостоятельной работы студентов. Высшее образование в России. 2011; 2: 149 - 153.

3. Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 6 - 8.

References

1. Agaragimova V.K. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury studentov v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 3: 101 - 107.

2. Efremova O.N. O metodah organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Vysshee obrazovanie vRossii. 2011; 2: 149 - 153.

3. Agaragimova V.K., Valieva P.O., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 6 - 8.

Статья поступила в редакцию 16.01.18

УДК-37.01

Aliev T.I., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),

E-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS OF FSB OF RUSSIA ON THE BASIS OF THE AXIOLOGICAL APPROACH. Patriotism in its nature and basics is a unique social phenomenon, whose role in the life of an individual and society is of enormous importance. Patriotism plays a special role in the fate of each state, its conservation and economic prosperity, security and protection. All citizens, all people and particularly government employees and employees of power structures of the state should possess the formed and developed patriotic feelings and patriotic qualities. The article is based on the views of Russian scientists and researchers, who dedicated their studies to a complex of organizational-pedagogical conditions, the implementation of which contributes to the effective realization of the state-patriotic education for border guard officials of the FSB of Russia.

Key words: axiological approach in education, public-patriotic education, members of border authorities, organizational-pedagogical conditions, patriot, formation.

Т.И. Алиев, аспирант Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Патриотизм - это уникальный по своей природе и сущности социальный феномен, роль которого в жизнедеятельности личности и общества имеет колоссальное значение. Особую роль патриотизм исполняет в судьбе каждого государства, его сохранения и экономического процветания, обеспечения безопасности и защиты. Поэтому сформированными и развитыми патриотическими чувствами и патриотическими качествами должны обладать все граждане, все население и в особенности государственные служащие и сотрудники силовых структур государства. Настоящая статья, основанная на взглядах отечественных учёных и исследователей, посвящена обоснованию комплекса организационно-педагогических условий, применение которых будет способствовать эффективному проведению государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России.

Ключевые слова: аксиологический подход, воспитание, государственно-патриотическое воспитание, сотрудник пограничных органов, организационно-педагогические условия, патриот, формирование.

В современной педагогической науке доминирует мнение, согласно которому процесс патриотического воспитания протекает более успешно и результативно при организации и применении комплекса организационно-педагогических условий, под которым для рассматриваемой темы понимается совокупность взаимосвязанных организационных и педагогических мер и действий, обеспечивающих целенаправленное управление процессом воспитательно-патриотической деятельности [1].

В рамках проведенного педагогического исследования на тему: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода» были определены четыре наиболее значимых организационно-педагогических условий воспитательно-патриотической деятельности. Рассмотрим последовательно каждое из них.

1. Придание информационно-воспитательной среде воинской части патриотической направленности.

Формирование и воспитание личности происходит под существенным влиянием окружающей среды, в которой находится и воспитывается человек, формируется его образ жизни и поведение, происходит его развитие и совершенствование [2].

Проблематику информационно-воспитательной среды (ИВС) в отечественной науке изучали и исследовали А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, В.Е. Мальков, Л.Н. Суркина, Н.Е. Щуркова и др.

Так, Л.С. Выготский понимал под термином «воспитательная среда» - особое искусственное окружение личности, представляющее ей основные характеристики тех общественных форм жизни, с которыми она встречается по мере своего развития [3]. Н.Е. Щуркова видит суть воспитывающей среды в наличии совокупности окружающих личность «обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие, и содействующих его вхождению в современную культуру [4].

Следовательно, информационно-воспитательная среда (ИВС) пограничной воинской части представляет собой:

а) среду, в которой происходит служебная деятельность пограничников, характеризующаяся специфическими феноменами, принципами, закономерностями и механизмами, оказывающая на личность целенаправленное воспитательное, обучающее и развивающее воздействие;

б) сформированную систему отношений, идей и ценностей, которые способствуют формированию патриотизма у сотрудников пограничных органов, его развитию и совершенствованию.

Такая ИВС состоит из:

- единого информационного пространства воинской части (включает: командование, кадровый потенциал, весь личный состав, технические средства воспитания, информационные ресурсы);

- систему организации и проведения воспитательной работы с сотрудниками пограничных органов.

- совокупности технологических средств, обеспечивающих:

а) возможность осуществлять такие виды деятельности, как планирование государственно-патриотического воспитания, фиксацию хода воспитательного процесса и результатов, размещение и сохранение применяемых материалов;

б) взаимодействие с руководящим составом, а также между воспитателями и воспитаниками.

В интересах создания работоспособной, патриотически направленной ИВС пограничной воинской части были проведены следующие мероприятия:

- сформирована информационная база, включающая следующие компоненты: нормативно правовые документы; теория патриотизма; этапы развития патриотизма; краткая история Отечества; История фПс ФСБ РФ; воинские и боевые традиции; История Великой Отечественной войны; История новой России; Достижения демократической России: а) в политической сфере; б) в экономической сфере; в) социальной сфере; г) в сфере безопасности;

- оборудован правовой уголок патриота (содержит Конституцию РФ, Концепцию и Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, другие документы);

- создана целенаправленно обновленная наглядная агитация;

- усовершенствована экспозиция Комната Боевой славы части;

- укомплектована библиотека воинской части книгами на патриотическую тематику (450 экземпляров).

ИВС воинской части позволяет:

- офицеру: а) самостоятельно и творчески подбирать материал электронного сопровождения воспитательной работы; б) создавать из огромного мультимедиа набора авторские презентации с аудио-видео иллюстрациями на патриотическую тематику.

- воспитуемым военнослужащим: а) самостоятельно изучать программные материалы, вести поиск в имеющихся банках данных необходимой литературы, документов, публикаций и т. п.; б) развивать интерес к патриотической идее и патриотической деятельности, овладеть новыми патриотическими знаниями; в) развивать критическое мышление, критический анализ к многообразию информации; г) развивать свои знания в патриотической сфере и совершенствовать свои патриотические качества.

Патриотически-направленная ИВС воинской части характеризуется:

- наличием стратегии и концепции воспитательно-патриотической деятельности, соответствующие требованиям Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим воспитательно-патриотическую деятельность;

- строгим соответствием требованиям приказов и директив Директора ФСБ и Директора ФПС ФСБ РФ;

- наличием работоспособной системы ВПД;

- оптимизацией и согласованностью управленческой деятельности командования по вопросам ВПД;

- системным накоплением и применением воспитательных, методических, технологических ресурсов по патриотической тематике;

- ориентированием на отечественные ценности: Родина, Отечество, патриотизм, долг, честь, семья, культура, традиции, вера, любовь;

- созданием наглядной агитации патриотической направленности.

Эффективность ВПД достигается:

- согласованными действиями органов военного управления, командиров и офицеров по патриотическому воспитанию подчинённых;

- проведением непрерывного патриотического воспитания со всеми категориями пограничников, применением при ее ор-

ганизации дифференцированного, системно-деятельностного, культурологического, аксиологического, личностно-ориентиро-ванного и программно-проектировочного подходов;

- наличием кадров, способных проводить ВПД;

- наличием необходимой и полезной материальной базы.

Воспитательное воздействие на пограничников осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы:

- плановое и оперативное информирование (военно-политическое, международное, боевое, правовое, военно-техническое и иное), единый день информирования, единый день правовых знаний;

- прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов;

- собрания личного состава, прямое обращение командования к подчинённым, вечера вопросов и ответов, встречи с командованием, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, руководителями и активистами общественных организаций патриотической направленности, представителями традиционных религиозных конфессий, ветеранами войн, военной службы и труда;

- встречи и обмен опытом с пограничниками ранее участвовавших в боевых действиях;

- теоретические, научно-практические, военно-научные и иные конференции, тематические вечера, уроки мужества;

- применение средств наглядной агитации и другие.

Следовательно, патриотически направленная информационно-воспитательная среда пограничной воинской части представляет собой развивающую педагогическую систему нового уровня, стимулирующая активные формы познания (наблюдение, опыты, учебный диалог и другое) и способствующая формированию у личности государственной патриотической позиции и высоких патриотических качеств.

2. Организация воспитательно-патриотического процесса на основе целевой программы, содержание которой основывается на общероссийских ценностях и боевых традициях пограничных войск.

В последние годы в отечественной педагогике активно стали применяться целевые программы воспитательной направленности, в том числе и в интересах патриотического воспитания.

Проблему применения целевых программ в ВПД исследовали С.Н. Томилина, С.И. Фоменко, А.А. Калекин и др.

Основываясь на взглядах названных авторов, можем заключить, что целевая программа патриотического воспитания пограничников представляет собой всесторонне продуманный, логически разработанный и утвержденный командиром воинской части служебный документ, воспитательно-патриотической направленности, содержание которого, предусматривает организацию и последовательность обучения военнослужащих с целью углубления их знаний о теории патриотизма, формирования патриотического мировоззрения, укрепления патриотических убеждений, развития у них государственной патриотической позиции, реализуемой в последующей жизнедеятельности и воинской службе.

Выполненный анализ научных работ [1] позволяет вычленить следующие характерные особенности такой программы:

- исполняется в виде нормативного документа, конкретизирующего и целенаправляющего процесс обучения и воспитания;

- имеет ярко выраженную воспитательную направленность;

- раскрывает содержание знаний, умений и навыков, подлежащих овладению воспитуемым;

- отражает логику и последовательность изучения учебной тематики;

- содержит необходимое количество времени для её изучения;

- обеспечивает достижение намеченной цели и ожидаемого результата.

Основными принципами разрабатываемой программы являются: целеустремленность и конкретность воспитательно-патриотических задач; разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание теоретической и практической частей; преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов патриотической деятельности; единство педагогического руководства и активности военнослужащих; учет возрастных и индивидуальных особенностей военнослужащих, уровня их подготовленности

и условий жизнедеятельности; согласованность программы с воинской деятельностью; гибкость и вариативность.

С учетом рекомендаций С.Н. Томилиной было принято решение разработать авторскую целевую программу «Пограничник - патриот Отечества!», процесс конструирования которой состоял из трёх взаимосвязанных и последовательных этапов:

- первый этап - подготовительный (предусматривает: разработку общего замысла, содержания программы, её согласование и утверждение, организаторскую деятельность);

- второй этап - деятельностный (предусматривает: изучение участниками эксперимента разработанной ЦП, мониторинг процесса овладения новыми знаниями);

- третий этап - итогово-результативный (предусматривает: тестирование, оценку и анализ полученных результатов).

Программа разработана в виде взаимосвязанных учебных модулей. Каждый модуль имеет свою цель, свое содержание, обладает логической завершенностью учебной информации, имеет технологическое и методическое обеспечение, позволяющее эффективно освоить предлагаемый учебный материал. Для каждого модуля установлены формы организации изучения учебного материала, систему контроля и оценивания результатов.

Структура целевой программы «Пограничник - патриот Отечества!» включает четыре модуля: «Ценностный» (изучение сущности, содержания и классификации общемировых, отечественных и воинских ценностей, сущности и содержания аксиологического подхода); «Теоретико-патриотический» (углубленное изучение теории патриотизма и патриотического воспитания), «Служебно-профессиональной» (изучение особенностей применения патриотических ценностей в военно-служебной сфере и повседневной жизнедеятельности) и «Установочный» (установки на самовоспитание, самосовершенствование в патриотическом плане).

Изучение пограничниками тематики целевой программы позволяет им получить новые знания о патриотизме, патриотическом воспитании, аксиологии, аксиологическом подходе, многообразии ценностей, их сущности и роли в формировании личности, практики их применения в военно-служебной деятельности повседневной жизни. Квалифицированное получение пограничниками необходимых психолого-педагогических установок на ориентацию в своей жизни и последующей службе на отечественные и воинские ценности, дальнейшее самовоспитание и саморазвитие завершает процесс овладения тематикой целевой программы, что положительно скажется на результативности их службы и поведении.

На изучение тематики ЦП «Пограничник - патриот Отечества!» необходимо 70 часов, которые целесообразно использовать в часы, отведенные на проведение воспитательной и культурно-досуговой работы. Целевая программа разработана таким образом, что её освоение может происходить как в составе учебных групп, самостоятельно, так и смешанным способом, позволяющим часть занятий посещать в составе группы, а часть занятий, пропущенных по служебной необходимости (вахта, командировки) или по личным причинам (болезнь, отпуск) изучить самостоятельно.

Усвоение тематики программы «Пограничник - патриот Отечества!» позволяет каждому пограничнику получить новые знания и обогатить свою систему знаний о патриотических ценностях, патриотизме и патриотическом воспитании, необходимых для личностного роста, совершенствования своей патриотической позиции и военно-профессиональной деятельности.

3. Совершенствование педагогического мастерства офицеров, осуществляющих воспитательно-патриотическую деятельность с воспитуемыми.

Согласно мнению А.В. Барабанщикова [5], А.Н. Томилина [6] и др. главным слагаемым педагогической культуры офицера является педагогическое мастерство, понимаемое как уровень психолого-педагогических и специальных знаний, навыков и умений, которые в сочетании с нравственными, морально-боевыми и организаторскими качествами офицера позволяют ему с высокой эффективностью решать задачи обучения и воспитания подчиненных.

Для эффективной воспитательной деятельности офицер должен:

- обладать высоким уровнем методического мастерства, основанного на глубоких знаниях педагогики, психологии, философии, военной науки;

- владеть необходимыми навыками и умениями передачи той информации, использования разнообразных приемов акти-

визации внимания и познавательной деятельности на занятиях и учениях, применения наглядных пособий и технических средств обучения и воспитания, установления и поддержки контакта с аудиторией;

- уметь применять различные элементы педагогической техники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическое мастерство офицера неразрывно связано с педагогическими способностями и находится в прямой и непосредственной зависимости от его авторитета.

Высокий уровень педагогического мастерства предполагает:

- личную ответственность за качество воспитательного процесса;

- глубокое знание предмета обучения;

- стремление к совершенствованию своих научных и военных знаний;

- хорошие педагогические навыки, призвание, творческий подход к обучению и воспитанию подчиненных;

- умение интересно, доходчиво проводить занятия, излагать сложные вопросы понятно и доступно, владеть своей речью, мимикой, жестами, то есть педагогической техникой;

- умение устанавливать правильные взаимоотношения с воспитуемыми, развивать у них стремление к самостоятельному поиску необходимых знаний и навыков, проверять и объективно оценивать уровень их подготовленности, обобщать и внедрять передовой опыт овладения знаниями.

Следовательно, педагогическое мастерство, являясь стержневым компонентом педагогической культуры офицера, синтезирует в себе профессионально-педагогические знания, навыки и умения, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать воспитательные задачи.

В интересах повышения педагогического мастерства офицеров участвующих в эксперименте в качестве руководителей групп по изучению целевой программы с ними проведены:

- лекция: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов: сущность, содержание, актуальные проблемы»;

- инструктивно-методическое занятие на тему: «Задачи, формы и методы работы по изучению с участниками эксперимента целевой программы «Пограничник - патриот Отечества!»;

- обмен опытом работы на тему: «Практика работы по патриотическому воспитанию пограничников»;

- семинар на тему: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов ВСБ России».

Ценность проведенных мероприятий заключается в:

- формировании у руководителей групп единых взглядов, подходов к методике проведения занятий по изучению целевой программы;

- их ориентировании на применение в процессе обучения наиболее действенных приемов и способов разъяснения изучаемого материала;

- подготовке к использованию технических средств воспитания;

- выработке единых подходов к оценке знаний участников эксперимента;

- умении оказать помощь участникам эксперимента в самостоятельной подготовке, самообразовании и самовоспитании.

4. Самовоспитание и самосовершенствование патриотических качеств каждым сотрудником пограничных органов ФСБ России.

Уровень патриотизма личности во многом зависит не только от целенаправленного, активно-творческого проведения патриотического воспитания, но и от систематизированной самовоспитательной деятельности.

Авторы учебного пособия «Военная и психология» П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев и В.Г. Михайлевский понятие «самовоспитание» определяют как организованную, активную, целеустремленную деятельность по систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать

Библиографический список

требованиям военной службы и деятельности, и с личной программой развития [7, с. 282].

Цель самовоспитания - изучение и изменение наиважнейших качеств личности: убеждений, мировоззренческой позиции, чувств, воли, привычки, черт характера, а также конкретные результаты деятельности и поведения.

Характерными особенностями самовоспитания являются:

- её социальная природа, присущая только человеку, осознающего себя в системе общественных отношений;

- способствование в реализации социальной потребности личности в выработке у себя набора качеств потребных для успешного выполнения общественных функций и служебных обязанностей;

- педагогическая направленность (по своей социальной функции).

С учётом вышеизложенного, автором была проведена работа по оказанию организаторской, теоретической и методической помощи пограничникам в организации самовоспитания. Для этого были проведены:

- беседа «Самовоспитание как фактор самосовершенствования»;

- классно-групповое занятие на тему: «Как правильно организовать процесс самовоспитания личности».

Процесс самовоспитания был поделён на ряд этапов:

Начальный, предусматривает самопознание, определение пограничником своих способностей и возможностей, уровня развития патриотических качеств. Для этого каждому военнослужащему было предложено провести самоизучение и самооценку своих патриотических качеств.

Самоизучение проводилось путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков и поведения, результатов военно-служебной деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес руководящего состава, сослуживцев и друзей, самопроверкой себя в конкретных условиях служебной и повседневной жизнедеятельности. Проведение такого комплексного самоизучения стало базисом для проведения самооценки.

На втором этапе работы - процессуальном - пограничникам была предложена специфическая модель самовоспитания, компонентами которой являются определение: цели самовоспитания; задач самовоспитания; идеала, к которому следует стремиться; разработка перспективного плана самовоспитания на учебный год, предусматривающего ежемесячное планирование с уточнением и конкретизации мероприятий и личных действий; организация самоконтроля хода выполнения собственного плана самовоспитания; подведение итогов выполнения плана самовоспитания и анализ полученных результатов; корректура плана самовоспитания с учетом имеемых недоработок и его разработка на новый учебный год.

Третий этап - заключительный - предусматривал подведение итогов выполнения личного плана, анализ недостатков и недоработок, корректуру плана на следующий год.

С целью оказания педагогической помощи военнослужащим в организации и осуществлении самовоспитания им было разъяснено, как лучше составить собственный план самовоспитания; продемонстрирован образец плана самовоспитания; даны методические рекомендации, какие вопросы отразить в разрабатываемых планах (направления работы, личностные качества, подлежащие развитию, пути достижения намеченных цели и задач, примерные сроки самоконтроля и др.).

В процессе эксперимента систематически проводился контроль выполнения участниками эксперимента планов самовоспитания, по необходимости оказывалась педагогическая помощь и поддержка.

Таким образом, применение комплекса организационно-педагогических условий позволяет целенаправленно и эффективно проводить необходимые мероприятия по государственно-патриотическому воспитанию сотрудников пограничных органов, способствует достижению существенной результативности в проводимой воспитательной работе.

1. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография. Волгоград: Перемена, 2000.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.

4. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

5. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. Москва: Воениздат, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.