Научная статья на тему 'Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации'

Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2491
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Василий Евгеньевич

Военно-патриотическое воспитание будущих офицеров одна из основных задач, решаемых вузами Минобороны РФ в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2007 гг.». В статье представлены составляющие этой задачи, а также направления их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future officers' military-patriotic education is one of the main tasks fulfilled by higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation as a part of the State programme "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 2006-2007". The components of this task and the trends of their realisation are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации»

В. Е. Уткин

ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Военно-патриотическое воспитание будущих офицеров — одна из основных задач, решаемых вузами Минобороны РФ в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2007гг.». В статье представлены составляющие этой задачи, а также направления их реализации.

V. Utkin

TASKS OF FUTURE OFFICERS' MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION AND TRENDS OF THEIR REALISATION

Future officers' military-patriotic education is one of the main tasks fulfilled by higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation as a part of the State programme "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 2006—2007". The components of this task and the trends of their realisation are presented in the article.

Основные задачи патриотического воспитания военнослужащих в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», «Концепции воспитания военнослужащих силовых структур», «Концепции воспитания военнослужащих Минобороны РФ».

В настоящее время в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РФ №422 от 11.07.2005 г., проводится работа по дальнейшему развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, выражающаяся в: дальнейшем совершенствовании систе-

мы патриотического воспитания и ее нормативно-правовой и организационно-методической базы; привлечении к участию в этой работе научных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых коллективов, отдельных граждан; активизации деятельности образовательных учреждений и превращении их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; проведении научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой составляющей духовности России1.

Одним из институтов патриотического воспитания являются Вооруженные Силы. В Концепции воспитания, утвержденной приказом Министра обороны 2004 г. № 70, подчеркивается, что «...воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней»2. Это положение касается и воспитания у военнослужащих патриотизма, любви к Родине, преданности своему Отечеству, готовности к его защите вплоть до самопожертвования.

Составной частью данной работы является военно-патриотическое воспитание (ВПВ). Оно осуществляется совместными усилиями всего личного состава ВС РФ в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. Основные направления, формы и методы воспитательной работы офицерского состава закреплены в приказах Министра обороны РФ 2004г. № 70, 2005 г. № 79, 2006 г. № 28, в инструкциях и методических рекоменда-циях3.

Военно-патриотическое воспитание военнослужащих представляет собой организованную, целенаправленную, систематическую деятельность государственных институтов, командиров, штабов, органов воспитательных структур, учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у личного состава готовности и

способности к военной службе, воспитанию верности боевым и героическим традициям российской армии, сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в ходе служебно-боевой деятельности.

Однако в современных условиях по объективным и субъективным обстоятельствам сложился некомплект офицеров тактического звена (взвод, рота, батальон), которые несут основную нагрузку по практическому ведению воспитательной деятельности, в том числе и патриотической направленности. Его восполнение (некомплекта) происходит за счет функционирования военных училищ, в которых основным направлением образовательной деятельности является подготовка курсантов к будущей службе, одним из аспектов которой является военно-патриотическое воспитание. Научить вчерашнего школьника уметь воспитывать подчиненных (неспособность вести качественную воспитательную работу отмечается в каждом третьем отзыве на молодого лейтенанта из войск) — одна из самых сложных задач военного вуза, задача не менее важная, чем научить его стрелять, водить боевые машины и т.д. Поэтому проблема воспитания будущих воспитателей солдат в рамках осознанного выполнения конституционного долга по защите Отечества — одна из самых сложных.

В результате проведенных в 1997—2007 гг. исследований было установлено, что наиболее важными задачами ВПВ будущих офицеров являются:

• проведение в ходе воспитательной работы, учебных занятий, повседневной деятельности курсантских подразделений целенаправленной государственной политики по формированию общенационального представления обучаемых о государственном патриотизме гражданина России;

• наиболее эффективное использование в системе ВПВ воспитательных возможностей семьи, общеобразовательной

школы, гражданских вузов, религиозных конфессий и духовных заведений, спортивных секций и творческих кружков различной направленности, средств массовой информации;

• формирование и развитие типа личности будущего офицера, умеющего добиваться поставленной цели (служение Отечеству), самоутверждаться, отстаивать свое мнение и достигать желаемого, учитывая при этом интересы своего воинского коллектива, военного училища и государства в целом;

• реализация в повседневной жизни училища, образовательной деятельности условий для осознания сущности российского государственного патриотизма, познание исторических корней российского государства и армии, их связи с современной жизнью, воспитание любви к своей Родине, беззаветного служения своему Отечеству на военной стезе;

• формирование на всех видах занятий, воспитательных мероприятий, в повседневной жизни самосознания, гражданственности, уважения к закону, профессиональной и личной ответственности за все происходящее в армии, училище, подразделении, проявляющихся в заботе о благополучии страны, обеспечении ее военной безопасности;

• воспитание у курсантов потребности в освоении ценностей национальной и военной культуры, формировании и развитии эстетических вкусов, активном участии в культурной и социально-политической жизни общества;

• воспитание четкой целеустремленности, дисциплинированности во всех сферах жизнедеятельности, гордости за результаты своего труда по защите народа и государства, потребности в военно-профессиональной деятельности как жизненной необходимости, главном способе и средстве достижения успехов в жизни и служебной карьере;

• создание в военных училищах оптимальных условий для выполнения каждым

курсантом конституционных прав и обязанностей, своего гражданского, профессионального и воинского долга;

• воспитание потребности в физической культуре и спорте, здоровом образе жизни, активной превентивной деятельности по борьбе с наркоманией, пьянством и другими явлениями, подрывающими боеготовность и боеспособность воинских (в том числе курсантских) подразделений;

• формирование и развитие у курсантов морально-психологической готовности к защите Отечества, верности своему воинскому долгу, личной примерности как объекта, так в будущем и субъекта военно-патриотического воспитания;

• утверждение в сознании и чувствах будущих офицеров социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к положительным традициям прошлого России, армии, повышение престижа воинской службы, своей профессии;

• максимальное, целенаправленное, комплексное и эффективное использование в интересах ВПВ всех форм, методов и средств влияния на сознание, чувства, волю, потребности, мотивы курсанта;

• целенаправленное формирование и совершенствование культуры русского языка как общегосударственного и официального языка общения в армии, воспитание речевой культуры будущих офицеров; с учетом многонациональности воинских коллективов овладение им как основным средством управления подразделениями — важное условие поддержания боевой и мобилизационной готовности, успешного выполнения служебно-боевых задач.

Перечисленные общие задачи ВПВ курсантов военных образовательных учебных заведений, в свою очередь, реализуются через множество частных задач с учетом особенностей субъектов и объектов воспитания, условий, в которых воспитание проводится, уровня их решения в различных институтах военной организации об-щества4.

Опыт работы военных вузов показывает, что деятельность по ВПВ будущих офицеров проводится по ряду направлений с использованием различных форм и методов работы. Среди них можно выделить стратегические (общегосударственные) и ведомственные (решаемые в рамках учреждений образования Минобороны РФ).

Общегосударственные направления (в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы»):

1. Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных и военных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах военно-патриотического воспитания.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы ВПВ.

3. Развитие научно-теоретических и методических основ ВПВ.

4. Информационное обеспечение в области ВПВ.

В рамках военного вуза:

1. Использование воспитательного потенциала отечественной военной истории. На эту особенность обратил внимание еще в XIX в. видный военный деятель и историк Н. Н. Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть... основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, — основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к Родине — основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии». И с этим положением нельзя не согласиться.

Для распространения военно-исторических знаний среди курсантов используются все формы информационно-воспитательной работы, все виды проводимых занятий. Их учебные программы предусмат-

ривают темы, позволяющие будущим офицерам широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил, а изучение дисциплин «История Отечества», «Военная история» было и остается важнейшим направлением ВПВ.

2. В военных училищах стало доброй традицией торжественно отмечать Дни воинской славы России. Это дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России, в которых русские (советские) войска, проявив доблесть, снискали себе почет и уважение современников и благодатную память потомков. Накануне и в эти знаменательные дни в учебных подразделениях, на кафедрах организуются военно-исторические конференции, беседы, конкурсы, викторины, просмотры кинофильмов по военно-патриотической тематике, встречи с участниками войн и военных конфликтов и т.д., широко используются различные формы проведения военно-научной работы курсантов, связанные с анализом развития вооружения и военной техники, тактики действий русской, советской и российской армий на различных этапах своего становления и участия в боевых действиях и т. д.

3. Немало интересного и поучительного в плане военно-патриотического воспитания курсанты получают в ходе изучения истории родного училища, а также в ходе войсковых стажировок, которые проводятся в прославленных соединениях и частях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами и другими знаками воинской доблести.

Казанское высшее военное командное училище прошло славный боевой путь, награждено орденом Боевого Красного Знамени, вымпелом ГК СВ за лучшие показатели среди училищ Сухопутных войск, имеет 39 выпускников — Героев Советского Союза, 8 — Героев Российской Федерации. Герой Советского Союза подполковник Майский С.Н. навечно зачислен в списки 1-й роты курсантов КВВКУ.

В ходе войсковых стажировок, проводимых, например, в Ленинградском военном округе, курсанты получают практические навыки в 17 гвардейских соединениях и частях, в 26 частях, носящих почетные наименования, награжденных орденами. Высокое чувство гордости за принадлежность к такой части всегда было и остается источником формирования патриотического сознания, а воспитание на боевых традициях, примерах мужества и героизма воинов — мощным и действенным средством ВПВ.

4. Важным направлением патриотического воспитания курсантов является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации — герба, флага и гимна, а также государственных и национальных праздников. В этих целях организуются экскурсии в исторические музеи, проводятся тематические вечера, беседы, конкурсы, викторины, кинолектории и т.п. Хорошо организованные и четко проведенные мероприятия вызывают у будущих офицеров светлые патриотические чувства, способствуют приливу творческих сил, успешному усвоению программ учебных дисциплин, настрою на позитивное выполнение всех задач, стоящих перед каждой личностью и перед воинским коллективом в целом.

5. Существенное влияние на формирование патриотического сознания у личного состава

оказывают воинские ритуалы и церемонии. Принятие военной присяги, вручение знамен и вымпелов, торжественное чествование героев и лиц, награжденных правительственными наградами — все это надолго запоминается каждому курсанту и вызывает гордость за военное училище, воинскую часть, Российские Вооруженные Силы.

6. Немалую роль в военно-патриотическом воспитании оказывает четкое и постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями. Ежегодно значительная часть курсантов, убывая в каникулярные отпуска, помогает местным органам в проведении мероприятий, посвященных Дням воинской славы, Дню призывника и т. д. по месту жительства, получая при этом от руководителей учреждений, глав администраций и др. соответствующие отзывы, которые имеют значение в повышении рейтинга каждого обучаемого.

Вывод: эффективность ВПВ можно повысить, если придать данному процессу более целенаправленный характер, задействовать неиспользованные резервы, отказаться от использования только традиционных форм и методов и осуществлять поиск более современных способов воспитательного воздействия на курсантов вузов Министерства обороны РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». — М.: Росвоенцентр, 2005; Здерева Г. В. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Тольятти, 2005.

2 Приказ Министра обороны РФ 2004г. №70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3 Приказ Министра обороны РФ 2005г. №79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Приказ Министра обороны РФ 2006г. №28 «Об утверждении ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы».

4 Уткин В. Е. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / В. Е. Уткин, Ю. М. Кудрявцев, Н. М. Угарова. — Казань: Изд-во Казанского ВВКУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.