Научная статья на тему 'Пути совершенствования воинского воспитания в военно-учебных заведениях '

Пути совершенствования воинского воспитания в военно-учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / военный специалист / воинское обучение и воспитание / высшая военная школа / the higher military school. / patriotic education / military expert / military training and education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касавцев Михаил Юрьевич

В статье приведен краткий анализ состояния патриотического воспитания как элемента воинского воспитания. Дана характеристика направлениям патриотического воспитания на современном этапе развития высшей военной школы. Рассмотрены пути совершенствования воинского воспитания курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a brief analysis of the patriotic education as an element of military education. The characteristics of the directions of patriotic education at the present stage of development of the higher military school. The ways to improve the military education of cadets of military schools.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования воинского воспитания в военно-учебных заведениях »

Пути совершенствования воинского воспитания в военно-учебных заведениях Касавцев М. Ю.

Касавцев Михаил Юрьевич /Kasavcev Mihail Jur'evich - кандидат технических наук, преподаватель, кафедра организации повседневной деятельности и боевой подготовки,

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье приведен краткий анализ состояния патриотического воспитания как элемента воинского воспитания. Дана характеристика направлениям патриотического воспитания на современном этапе развития высшей военной школы. Рассмотрены пути совершенствования воинского воспитания курсантов военных вузов.

Abstract: the paper presents a brief analysis of the patriotic education as an element of military education. The characteristics of the directions of patriotic education at the present stage of development of the higher military school. The ways to improve the military education of cadets of military schools.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, военный специалист, воинское обучение и воспитание, высшая военная школа.

Keywords: patriotic education, military expert, military training and education, the higher military school.

События последних лет, связанные с усилением военных угроз, когда в ряде регионов были свергнуты военным путем демократически избранные правительства, а страны были ввергнуты в кровавый хаос гражданских войн (ряд стран Ближнего Востока и Африки, современная Украина), показали необходимость усиления патриотического воспитания кадровых военнослужащих. Анализируя указанную проблему, мы приходим к выводу о том, что с учетом глубоких изменений в смысложизненных ценностях современной молодежи и их жизненных стратегий, основной упор в воспитании необходимо сделать на формирование жизненных смыслов и патриотических стратегий [1].

Очевидно, что инструментом для этого будет воспитательная работа, которая, в свою очередь всегда была и остается составной частью образовательной деятельности высших военно-учебных заведений. Ее основными задачами являются: формирование и развитие у курсантов государственно-патриотического сознания, верности Отечеству, конституционному и воинскому долгу; профессионально значимых качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам; навыков проведения воспитательной работы с подчиненными и др. Однако, в период формирования перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитательный компонент практически выпал из образовательного процесса в высшей военной школе, что, безусловно, значительно ослабило систему подготовки офицерских кадров. Причины подобной ситуации заключаются в отсутствии системы воспитательной работы и нового, отвечающего целям и ценностям правового государства и гражданского общества мировоззрения, основой которого является государственный патриотизм [2].

Одно из наиболее подходящих определений патриотизма, на наш взгляд, дает в своей работе [3] Лутовинов В. И. Автор пишет: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень его развития и проявляется в её активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине».

Содержание и характер патриотического воспитания определены объективными требованиями, определяемыми специфическими условиями каждого вида социально значимой деятельности и прежде всего - воинской. Готовность к осуществлению защиты Отечества, определяемая в нашей Конституции и ряде законов основными требованиями, предъявляемыми к гражданину и патриоту России, является предназначением патриотического воспитания, его конечной целью [4].

После проведенного краткого анализа состояния патриотической работы при обучении курсантов военных вузов [5-9], структурно выделились два вида способов патриотического воспитания (Рис. 1): протокольные (обязательные способы, регламент которых установлен документально) и факультативные (проходящие зачастую на общественных началах). Причем факультативные способы по разным причинам зачастую просто забываются и не применяются. Хотя значимость их для личности курсанта нисколько не меньше, а в некоторых случаях даже больше, потому что при факультативных способах происходит прямое педагогическое воздействие на личность курсанта. На этой задаче и акцентировалось внимание при описании факультативных способов патриотического воспитания.

Рис. 1. Классификация способов патриотического воспитания в вузе

Перечислим протокольные (обязательные) способы патриотического воспитания курсантов. Соблюдение воинских ритуалов, участие в парадах, возложениях венков, почетных караулах, отдании воинских почестей при погребении - все эти мероприятия, предусмотренные Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, несут в себе не только военную составляющую, но и являются частью патриотического воспитания военнослужащих. Кроме того, в военном вузе патриотическая работа предусмотрена содержанием учебных дисциплин, особенно гуманитарно-экономических. Также необходимо упомянуть ряд элементов воспитательной работы, такие как: митинги, подведение итогов, торжественные и общие собрания, мероприятия художественной самодеятельности, выпуск стенной печати подразделения, проведение мероприятий выходных и праздничных дней и т. п.

Ниже рассмотрены факультативные (необязательные) способы патриотического воспитания курсантов, которым в последнее время не уделялось должного внимания, либо уделялось, но поверхностное, и дадим краткую характеристику указанных способов.

Организация военно-поисковой работы

Ценность военно-поисковой работы как способа патриотического воспитания заключается в том, что поисковик-курсант в определенном смысле становится свидетелем событий, произошедших десятилетия назад. Несмотря на то, что в последнее время участие курсантов в работе военно-поисковых отрядов в явном виде приостановлено, при определенной организации этого вида деятельности данный способ патриотического воспитания, кроме привития уважения к павшим защитникам Отечества, дает бесценный опыт по организации службы и повседневной деятельности в полевых условиях. Также проведение поисковой работы в краеведческих музеях города и области, работа в архивах будут способствовать развитию курсанта как исследователя.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, узниками фашистских лагерей, тружениками тыла, сотрудниками музеев и т. д.

Значимость этого способа в нынешних условиях мировой политической ситуации трудно переоценить (имеется в виду абсурдная тенденция некоторых крупных мировых политических игроков по «переписыванию» истории). Ведь сегодня, посредством различных политических, социальных, экономических, культурных и информационных технологий, разрыв между поколениями пытаются искусственно увеличить до пропасти, изолировать молодежь от исторической истины. Безусловно, существует большой пласт документов, литературы, кино, художественных и музыкальных произведений по этой тематике, но встречи и общение с представителями старшего поколения это прямая передача жизненного и, что важно, патриотического опыта от поколения к поколению. Именно поэтому личное общение с живыми свидетелями эпохи борьбы с фашизмом и нацистскими преступлениями, которых с годами становится все меньше, должно быть востребованной нормой патриотического воспитания.

Организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, узниками фашистских лагерей, тружениками тыла, ветеранами своего военного вуза

Прототипом данного способа является канувшее в лету «тимуровское» движение. Под шефством, в случае пожилых, умудренных жизненным опытом, прошедших горнило чудовищной войны людей, понимается обычное человеческое внимание и участие, посильная помощь в быту, как бы банально это ни

звучало. Потому что, несмотря на все усилия государства по поддержке ветеранов, не все наше общество сегодня, увы, готово заботиться и уважать этих граждан в той мере, в которой они этого заслуживают.

Участие в работе общественных патриотических организаций

Проведение пропаганды защиты Отечества среди допризывной молодежи, участие в военнопатриотических олимпиадах, играх, велопробегах, лыжных гонках, мемориальных мероприятиях, таких как «Бессмертный полк» и т. п.

Развитие патриотических традиций вуза, факультета, курса

Например, организация походов по местам Боевой славы (где как не на Ленинградской земле), проведение экологических десантов, этнографические походы, видеолектории на патриотическую тематику в составе подразделений и т. д.

Перечисленные факультативные способы не требуют каких-либо весомых финансовых затрат, увеличенного бюджета времени и могут быть успешно реализованы как в ходе учебной, так и в ходе внеаудиторной деятельности. Но ощутимый эффект от их применения в процессе формирования личности будущего офицера, гражданина, патриота своей страны возможен только при системном подходе к их применению.

Применение данных способов в разрезе государственной политики патриотического воспитания граждан [9], с использованием нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, желания общества вырвать из забвения и очернения исторические моменты национальной гордости, а также широких возможностей современных технологий, позволит проводить патриотическое воспитание курсантов военных вузов с более высоким качеством.

Литература

1. Лопуха Т. Л. Формирование патриотизма у курсантов военных вузов в современных социокультурных условиях. // Мир науки, культуры, образования. № 6(49). 2014. С. 133-136.

2. Уткин В. Е. Военно-патриотическое воспитание, компетентностный подход. // Высшее образование в России. № 10. 2010. С. 137-141.

3. Лутовинов В. И. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина. Ориентир. 2000. № 6. С.

4. Государственно-патриотическое воспитание в военном вузе. Учебно-методическое пособие. Под. ред. Зайцева В. А. Воронеж. 2009. 185 с.

5. Ермоленко Н. В. Педагогические условия функционирования модели воспитательной системы нравственно-патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их в военном вузе. // Наука и школа, № 4. 2007. С. 44-47.

6. Ковлакас Е. Ф. Военно-патриотическое воспитание курсантов военно-морского вуза как основа военнопедагогической стратегии. // Вестник ВятГГУ. № 2 (3). Том 3. Педагогика и психология. 2010. С. 101104.

7. Уткин В. Е. Формирование готовности будущих офицеров к патриотическому воспитанию подчиненных. / Ю. М.Кудрявцев, В. Е.Уткин. // Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 103-109.

8. Чепурина И. В. Модель процесса формирования ценностного отношения к патриотическому воспитанию будущих офицеров. // Вестник Ставропольского государственного университета. № 55. 2008. С. 66-73.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.