Бекжанова Наталья Сергеевна
магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
УДК 378.14
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING PEDAGOGY
В статье рассматриваются исторические этапы зарождения инженерной педагогики, как отрасли профессионального технического образования. Актуализируются существующие в XXI веке проблемы качества подготовки специалистов инженерного направления. Дается анализ востребованности инженерных кадров в стратегии социально-экономического развития РФ. Представляются инновационные формы и методы обучения высококвалифицированных специалистов в области инженерии с учетом развития необходимых профессиональных компетенций.
Ключевые слова: Цифровизированные образовательные технологии, технические науки, инженерия, инженерная педагогика, инженерные кадры.
The article deals with the historical stages of the origin of engineering pedagogy as a branch of professional technical education. The problems of quality of training of engineering specialists existing in the new Millennium are actualized. The study of the demand for engineering personnel in the strategy of socio-economic development of the Russian Federation. Innovative forms and methods of training of highly qualified specialists in the field of engineering are presented, taking into account the development of necessary professional competencies.
Key words: Digitalized educational technologies, technical sciences, engineering, engineering pedagogy, engineering staff.
Сложившаяся ситуация в качестве педагогики профессионального образования требует нового взгляда, поиска новых решений на этот актуальный и очень важный в наше время вопрос. Система современного профессионального образования носит непрерывный характер, но при этом необходимо, чтобы образование носило еще и модернизационный характер.
Стремительно меняющиеся и превосходящие друг друга по различным характеристикам новинки техники, которые демонстрируют нам с экранов телевизоров, а также товары, которые мы можем наблюдать на полках магазинов цифровой и бытовой техники, требуют от разработчиков создания более изощренных новшеств, обладающих конкурентно-способными инновационными свойствами.
Российские технические вузы при подготовке специалистов-разработчиков, инженеров, конструкторов в большинстве случаев уделяют внимание больше теоретической части, чем практической, на нее отводится меньше часов по учебному плану. Так ежегодно сотни тысяч выпускников в России приходят в технические вузы получать профессию, применяемые современные образовательные технологии не могут им дать те знания, умения и навыки, которых требует стремительно изменяющийся поток новшеств технологического производства.
Актуализация данных проблем, поиск путей решения существующих в профессиональном техническом образовании изъянов требует совершенствования модернизации в системе инженерной педагогики.
Исторически зарождение отрасли преподавания технических наук -инженерной педагогики, уходит корнями во времена правления Петра I, когда возросла потребность в технических кадрах и учителях, которые будут этому ремеслу обучать. В Москве в начале XVIII века открылась первая в Европе «Школа математических и физических наук». Так было положено начало инженерной педагогики в России. Обучение проводилось иностранными специалистами технического направления. Технологии производства, которым обучали в школе, импортировались также из-за рубежа.
Технологическим развитием России с середины XVIII века занималась императрица Екатерина II, при ней было создано «Вольное экономическое общество», в него входило отделение «Сельскохозяйственных технических производств и земледельческой механики», это отделение стало первым инженерным обществом в России. [1].
В течении XIX столетия инженерное сословие в России считалось одним из самых привилегированных, востребованность российских инженерных кадров была очень высока во всем мире. Так после свержения феодальной системы, стремительно развивались капиталистические отношения. Произошли кардинальные изменения в производственной и научной сфере. Массово стали открываться учебные центры по всей территории Российской империи. В учебную, научно-производственную деятельность вовлекалась провинциальная интеллигенция, что позволяло наращивать профессиональный кадровый потенциал того времени. Наиболее известными изобретателями XIX века стали: Лодыгин Александр Николаевич, электротехник, изобретатель лампы накаливания и водолазного скафандра; Черепановы Мирон Ефимович и Ефим Алексеевич, изобретатели первого в России паровоза; Попов Александр Степанович изобрел в 1859 году радио и др. [2].
Основной пик роста производства и соответственно острая необходимость в инженерных кадрах пришлась на период середины XX века. Инженерная педагогика вышла на новый уровень, при котором развитие технической отрасли науки становится междисциплинарным. Экономико-технологический прогресс требовал иного подхода к преподаванию инженерной специальности, теперь она включала в себя комплекс решения проблем на стыке взаимодействия образования, производства, науки и зарождающейся рыночной экономики. 50-60-е года XX столетия стали периодом расцвета технической интеллигенции, стипендиальное обеспечение студентов технических вузов было в полтора раза выше, чем у гуманитариев. Высшие учебные заведения технического направления считались самыми престижными вузами России, в связи с чем конкурс на место и проходной бал был очень высок. Но и желание у выпускников школ обучаться по естественнонаучному и техническому направлению было велико [2].
На современном этапе получение технического образования в России сопряжено с определенными проблемами. В первую очередь, хотелось бы отметить, что инженерное образование стало носить массовый характер. Вузы ежегодно выпускают более 200 тысяч инженеров, а состояние промышленного сектора экономики РФ носит характер спада, по сравнению с 70-90-ми годами XX столетия. Социальный статус инженера обесценился из-за низкого уровня оплаты труда, из-за недофинансирования развития науки этой области. Низкий уровень бюджетного обеспечения педагогических работников влечет за собой снижение качества обучения, как следствие, уровень подготовки специалистов в инженерии снижается. Обучение профессии инженер стало на поток, но при этом в стране существует дефицит высококвалифицированных кадров в области инженерии [3].
По данным Министерства образования РФ с 2004 года примерно на 30 процентов увеличилась численность научных работников в возрасте до 39 лет, заметно выровнялась общая возрастная структура научных кадров. Российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в части демографического состояния, квалификации и уровня мобильности российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки.
В новом тысячелетии для решения проблем, связанных с подготовкой кадров инженерной отрасли разрабатываются и принимаются на высшем
уровне нормативно-правовые акты, направленные на развитие научно-технической сферы. Так 1 декабря 2016 года был издан Указ президента РФ № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", в котором ключевыми факторами социально-экономического развития России является: мировое первенство в научных исследованиях и технологических разработках, а также создание отечественных, инновационных, конкурентно-способных продуктов. На региональном уровне в стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года указывается основное направление реализации инновационного развития области за счет обеспечения трансферта инноваций из сферы науки в производство путем создания научных лабораторий на производстве, а также путём софинансирования кафедр и лабораторий в вузах и научно-исследовательских институтах [4].
Для практической реализации стратегий социально-экономического роста России в сфере направления подготовки технических кадров как для научно-исследовательского направления, так и для обеспечения производства, необходима качественная образовательная платформа. Фундаментом этой платформы выступают педагогические кадры инженерного ремесла.
Современный инженер - это специалист в определённой отрасли техники и промышленности, основательно изучивший как теорию, практику и экономику производства своей специальности, так и основные общеинженерные и теоретические науки, на которые данная отрасль опирается. Инженер должен иметь определённый комплекс специальных знаний и навыков на широкой научно-теоретической основе [4].
Инженер XXI века - это инноватор, исследователь, модернизатор, передовик технологического прогресса, владеющий универсальными, общекультурными и профессиональными компетенциями.
Чтобы получить на выходе специалиста, обладающего всеми указанными компетенциями, необходимо использовать инновационные формы и методы обучения и воспитания, а также цифровизированные образовательные технологии, к ним можно отнести:
1) технологии асинхронного обучения (междисциплинарное обучение): построение индивидуальных траектории обучения, развитие универсальных и общекультурных компетенций специалиста;
2) проектно-организованное обучение, развивающее навыки постановки проблем в планировании и проектировании, умении эффективно организовать рабочий процесс, понимании процессов происходящих в науке и технике;
3) интерактивные средства обучения, применение которых позволяет задействовать сенсорные системы обучающихся, вовлечь с непосредственное взаимодействие, игру, сотрудничество друг с другом [5];
4) медиа средства обучения, посредством вебинаров, онлайн-курсов, дистанционного обучения. При таком методе обучения возможно получение образования не стационарным путем, на сегодняшнем этапе популярным является смешанный тип обучения (стационарное плюс дистанционное);
5) сетевое обучение по образовательным программам стратегически важных партнеров для возможности изучения лучших образовательных дисциплин в профильных вузах;
6) практико-ориентированное обучение, при непрерывном соотношении теоретических курсов с практической реализацией знаний, умений и навыков.
Представленные образовательные технологии широко используются в Европейских и Западных странах, и имеют качественные результативные показатели. В России эти формы обучения применяются реже, однако перспектива роста заметна.
Социально-экономическое развитие России, научно-технологический прогресс нашей страны зависит от множества факторов, но один из важнейших, это совершенствование сферы научно-технического образования. Опыт XIX столетия и сер. XX века показывает, что Россия может быть одним из основных созидателей высокопрофессиональных инженерных кадров в мире. Для развития научно-исследовательской деятельности в области инженерии, а также для подготовки научно-педагогических кадров в этой сфере необходимо существенное увеличение финансового обеспечения. Также очень важным остается вопрос формирования общественного мнения о важности инженерной профессии и повышение статуса инженера в обществе. Хочется отметить, что применение современных цифровизированных образовательных технологий при обучении техническим специальностям будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в этой области [6].
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Россия должна сделать рывок в технологической, социально-экономической и др. стратегически важных сферах развития страны [7]. Для решения вопроса о технологическом прорыве, необходима модернизация качества образовательных технологий реализуемых в системе профессиональных образовательных учреждений всех уровней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. - 81 с.
2. Минин М.Г. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза / М.Г. Минин , Г.Ф. Бестон , Э.Н. Беломестнова , В.С. Паканова // Высшее образование в России. - 2014. -№ 4. - С. 20-29.
3. Мелецинек А. Инженерная педагогика / А. Мелициник. - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с.
4. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров / В.М. Приходько , З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 6-12.
5. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".
6. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Добродон Елена Владимировна
аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.6
СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
MODERN MILITARY PEDAGOGY: PROBLEMS AND PROSPECTS
В данной статье рассмотрены вопросы развития военной педагогики как средство, необходимое для разносторонней подготовки будущих офицеров, современные проблемы военно-педагогических исследований дидактики и воспитания военнослужащих. Уточняются методологические основы отечественной военной педагогики и применение ее в современных условиях развития военного образования, затронуты вопросы уровня компетенции офицеров при работе с личным составом. Отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций.
Ключевые слова: военная педагогика, компетентность, научные исследования, офицеры, курсанты, методологические основы.
In this article, the issues of the development of military pedagogy as a means for the future officers' versatile preparation are considered. Modern problems of military pedagogical studies of didactics and education of servicemen. The methodological foundations of the national military pedagogy and its application in the current conditions of the development of military education are specified, and the level of competence of officers in dealing with personnel is touched upon.
Key words: military pedagogy, competence, scientific research, officers, cadets, methodological bases.