Научная статья на тему 'К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего'

К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4173
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PROFESSION / EDUCATION / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Печников Андрей Николаевич, Гуляков Владимир Николаевич, Деева Оксана Григорьевна

В статье на основе системного анализа рассматривается сущность профессиональной и военно-профессиональной направленности. Дано новое определение феномену «военно-профессиональная направленность военнослужащего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Печников Андрей Николаевич, Гуляков Владимир Николаевич, Деева Оксана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence of professional and military-professional orientation on the basis of system analysis. The new definition of the phenomenon of ‘military-professional orientation of the military man’ is given

Текст научной работы на тему «К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего»

А. Н. Печников

(Санкт-Петербург), В. Н. Гуляков (Новороссийск), О. Г. Деева

(Мирный)

К ВОПРОСУ О ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

В статье на основе системного анализа рассматривается сущность профессиональной и военно-профессиональной направленности. Дано новое определение феномену «военно-профессиональная направленность военнослужащего».

Наукой уже доказано, что каждый человек, занимающийся конкретной профессией, обладает определённым набором способностей и качеств, которые в процессе деятельности проявляются в большей или меньшей степени. Такую характеристику личности принято называть её профессиональной направленностью.

Многие отечественные ученые [1, 3-14] определяют профессиональную направленность личности как комплексную систему движущих человеком мотивов. Именно профессиональная направленность определяет тип мышления человека, его склонности, потребности, желания и интересы.

По мнению зарубежных исследователей, профессиональная направленность играет очень важную роль в жизни человека, обеспечивая ему не только успех в профессиональной деятельности, профессионально-служебный рост и карьеру, но и хорошее настроение, удовлетворение жизнью и профессией, повышение самоуважения и позитивного представления человека о самом себе. Так, Р. Доре, М. С. Каланиди, Е. Х. Эриксон и др. утверждают, что ошибочно выбранная профессия, не соответствующая профессиональной направленности личности, негативно влияет на психическое здоровье и самочувствие, создает внутренний дискомфорт. Такие люди, как правило, чаще болеют, раздражительны, у них учащаются физиологические и психологические проблемы, преобладает низкий уровень самоуважения.

В отечественной науке изучены следующие психолого-педагогические аспекты про-

блемы профессиональной направленности (ПН):

- профессиональное самоопределение, направленность личности, профессиональная готовность (Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, В. П. Бес-палько, Т. А. Ильина, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.);

- социально обусловленная подструктура личности, связанная с прогрессивным развитием человека как субъекта профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, Е. И. Богданов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.);

- целостность и непрерывность личност-но-профессионального развития, профессиональное самоопределение, непрерывное профессиональное образование, личностно ориентированное обучение (С. В. Козин, Т. С. Комарова, Т. В. Кудрявцева, Н. И. Калаков, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Б. Шмелева, И. С. Якиманская, Л. Я. Ясюкова и др.).

Впервые понятие «профессиональная направленность личности» ввела Н. В. Кузьмина [8], применив его для обозначения устойчивого интереса к профессии и склонности ею заниматься. Е. А. Климов [9] рассматривает её как устойчивую доминирующую систему мотивов и интересов, ориентирующих деятельность личности и опосредующих индивидуально-психологические особенности человека - субъекта деятельности. А. К. Маркова [11] признает ведущую роль профессиональной направленности в становлении специалиста и осуществлении профессиональной

деятельности и отмечает, что именно профессиональная направленность «определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным воздействиям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения».

К. К. Платонов [15], А. Н. Томилин [20] считают, что человек не может быть профессионалом, если направленность у него не сформирована и не развита. А. М. Столяренко утверждает: «Профессиональная направленность - ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии», это «стремление личности стать, быть и оставаться» специалистом, профессионалом, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в профессиональной деятельности [19, с. 279]. Я. Г. Икрина [5] пишет, что «профессиональная направленность - понятие сложное и многогранное, которое предполагает иерархическую систему потребностей, стремлений, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений, мотивов, что образует экзистенциальную компетенцию в целенаправленном осознанном процессе становления профессионала, в овладении им ключевыми компетенциями для будущей профессиональной деятельности».

В. А. Губин [2], Е. Э. Колотуша [7] и др. придерживаются взгляда, что профессиональная направленность проявляется в устойчивом и сильном стремлении заниматься какой-то определенной профессией и совершенствоваться в ней.

Приведенный выше анализ позволяет вычленить основные особенности профессиональной направленности, которая:

- является особой системой побуждений специалиста к применению всех своих сил и способностей в служебной деятельности;

- базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и профессиональной деятельности;

- характеризует отношение сотрудника к избранной профессии, к профессиональной

деятельности как к высшей социальной и жизненной ценности и личному жизненному призванию;

- соответствует особенностям и потребностям, установкам на использование законных и цивилизованных способов решения профессиональных задач;

- проявляется во взвешенном отношении к трудностям профессии;

- служит предпосылкой развития профессионализма специалистов;

- подлежит изучению и учету при профессиональном отборе и работе с кадрами в процессе профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной направленности зависит от самовоспитания специалиста - развития в себе качеств, необходимых для будущей или выполняемой практической работы. Мотивами самовоспитания являются профессиональные цели, идеалы, интересы, понимание значения для успеха в труде специально развитых личных и профессиональных качеств [21].

В последние годы в военной педагогике и военной психологии появляется все больше работ, в которых выделяется военно-профессиональная направленность военнослужащего (курсанта, молодого офицера, командира, офицера-воспитателя, воина-контрактника и т.д.].

Значительный вклад в разработку проблемы военно-профессиональной направленности военнослужащих, раскрытие ее сущности, структуры, характеристик и роли в воинской деятельности внесли отечественные военные ученые А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Г. А. Давыдов, А. М. Данченко, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк, Л. А. Кандыбович, Н. В. Круг-леевский, Г. Д. Луков, В. А. Михайловский, В. Ф. Пирожков, А. М. Столяренко, Н. Ф. Феден-ко и др.

Большинство из них изучали военно-профессиональную направленность курсантов и офицеров Вооруженных Сил. Выполненные военными учеными исследования [1, 2, 4, 6, 7, 10 и др.] показывают, что она возникает у курсантов от курса к курсу не автоматически. Нередки случаи, когда часть обучающихся разочаровывается в своем профессиональном выборе, их направленность ухудшается к выпуску, а у некоторых наблюдаются деформации направленности, приводящие затем к злоупотреблениям в воинской службе, аморальным и асоциальным фактам. Сформиро-

ванность военно-профессиональной направленности - стержень базовых свойств личности военного профессионала.

Военно-профессиональная направленность придает содержательную окраску общей направленности личности, связывая устремления, интересы и активность человека с конкретным видом деятельности. Объектами военно-профессиональной направленности являются: коллеги и другие люди, с которыми сталкивается специалист в процессе деятельности; сам специалист (в этом случае направленность проявляется как стремление к самосовершенствованию и профессиональной самореализации]; содержание профессиональной деятельности - направленность выражается в интересе к предмету профессионального труда [2, 12, 13, 14, 20 и др.].

О наличии у военного специалиста военно-профессиональной направленности свидетельствуют следующие показатели: положительное отношение к избранной военной профессии, принятие ее целей и задач, осознанная потребность (мотивация] участвовать в их решении; оценка военной профессии как сферы деятельности, максимально отвечающей личным устремлениям (призвание], индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения (Ю. В. Варданян, Л. Ф. Железняк, А. М. Столяренко].

Авторы «Психолого-педагогического словаря офицера-воспитателя корабельного подразделения» Г. А. Броневицкий, Г. Г. Броне-вицкий, В. П. Масягин дают следующее определение: «Военно-профессиональная направленность личности - разновидность направленности личности военнослужащего, предопределяющая его отношение к воинскому долгу, своим служебным обязанностям, избранной военной профессии» [по 20]. Такое же определение приводится в «Психолого-педагогическом словаре офицера ВМФ» [16, с. 45]. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике приводит следующее определение: «Военно-профессиональная направленность - это сложное свойство личности, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, реализуемых в военно-профессиональной сфере, и выражается в ее жизненных целях, установках, отношениях и активной деятельности по достижению этих целей [по 20].

Ф. Ю. Волынец [1], исследовавший структуру профессионально важных качеств и ди-

намику мотивации женщин-военнослужащих в учебном процессе военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ, формулирует военно-профессиональную направленность женщин-военнослужащих как систему устойчивых свойств женщины-военнослужащей как настоящего или будущего субъекта военно-профессиональной деятельности, определяющих её психологический склад, обеспечивающих ее активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной] профессиональной деятельности, выступающих движущей силой профессионального самоопределения. Военно-профессиональная направленность женщины-военнослужащей в системе ВУНЦ ВМФ обуславливает конструирование ею не только своей практической деятельности, но и самой себя как профессионала, что проявляется в способности саморазвиваться средствами профессии и развивать тем самым саму профессию. В то же время военно-профессиональная направленность сама становится предметом самовоспитания.

С точки зрения А. Н. Лосева [10], военно-профессиональная направленность будущих офицеров - это «динамическое личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к военной специальности под воздействием учебного и воспитательного процесса, который основан на осознании курсантами будущей деятельности и выражается в определяемых военной службой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией, обучению, воспитанию и руководству подчиненными, выполнении воинского долга перед Отечеством». На основе выполненного исследования автор установил структуру военно-профессиональной направленности военнослужащего как целостного образования, состоящего «из компонентов, функционирование которых возможно лишь посредством их взаимодействия и взаимовлияния друг на друга. Основными структурными компонентами военно-профессиональной направленности являются военно-профессиональная убежденность, интересы, мотивы, склонности, идеалы, проявляющиеся в служебной деятельности будущего офицера через систему его военно-профессиональных качеств, целей, установок, намерений, стремлений».

Базируясь на глубоком анализе научной литературы, В. А. Губин и А. Л. Загорюев [2]

считают, что комплекс социальных установок, фиксирующий военно-профессиональную направленность индивида, может быть представлен самооценкой своей способности выполнять военно-профессиональную деятельность, «степенью приверженности к профессионально важным ценностным ориента-циям, выраженностью интереса к профессиональной деятельности, мотивов социальной поддержки (представлениями об отношении близкого социального окружения индивида к его профессиональной деятельности] и социального прогноза (самооценкой степени будущей удовлетворённости профессиональной деятельностью]».

Согласно взглядам Е. Э. Колотуша [7], военно-профессиональная направленность будущего офицера-пограничника представляет собой «мотивационное образование, которое проявляется в интересе к пограничной службе, осознании смысла и общественной значимости профессии пограничника, духовно-нравственных ценностях, мировоззрении, коммуникативной компетенции». И. Б. Нагаев [12] рассматривает сущность военно-профессиональной направленности как системообразующее, социально обусловленное, инте-гративное, динамическое качество личности. Автор утверждает, что военно-профессиональная направленность является целенаправленно формируемой основой военно-профессионального самоопределения личности.

В своей диссертации А. Ф. Иониди [6] исходит из того, что военно-профессиональная направленность личности курсанта военно-инженерного вуза выступает как сложное ин-тегративное свойство личности, развиваемое в процессе обучения в военном вузе, «представляющее собой внутренне согласованную, устойчивую систему осознанных побуждений, мотивационно-ценностных аспектов, целей, интересов, знаний и установок по овладению военной профессией и совершенствованию в ней». Качественные характеристики военно-профессиональной направленности личности курсанта «обусловлены спецификой военной профессии, высоким уровнем социальной ответственности военнослужащего, связанной с выполнением задач по обеспечению государственных интересов Российской Федерации, строгой регламентацией воинского труда». Развитие военно-профессиональной направленности личности курсантов

военного вуза «представляет собой развитие побуждений, мотивов, целей и установок, способствующих овладению военной профессией и совершенствованию в ней».

В. И. Скобочкин [18] считает, что в рамках военно-профессиональной направленности следует различать направленность на военную службу в целом и направленность на деятельность по конкретной военной специальности. Автор акцентирует внимание на выводе о том, что военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности военнослужащего и её роль в формировании и развитии профессионально значимых свойств личности воина трудно переоценить. Она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные намерения и ожидания, склонности и способности к воинскому труду.

По мнению исследователя В. И. Дробыше-ва [3], военно-профессиональная направленность воинов-контрактников есть динамическое личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к ВПД под воздействием военно-служебного и воспитательного процессов, основанное на осознании своего предназначения, ответственности и выражающееся в определяемых системой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению своей воинской специальностью, становлению подлинным военным профессионалом, добросовестному выполнению воинского долга перед Отечеством.

М. Ю. Петрова [13] определяет военно-профессиональную направленность курсанта как ведущую детерминанту «общей направленности личности, ее сложное свойство, имеющее систему побуждений, определяющее активность субъекта, избирательность его отношений, поведения и действий. В структурно-содержательном отношении она представляет собой сложное, многомерное образование, объединяющее три взаимосвязанных модуля - структурно-содержательный, регуля-ционно-функциональный и операционно-ре-зультативный. Взаимосвязи между ними отличаются следующими особенностями: как совокупность ценностно-потребностных и мотивационных компонентов структурно-содержательного блока оказывает влияние на социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направлен-

ности, так и механизмы саморегуляции и самоактивизации через регуляционно-функ-циональный блок влияют на перестройку личностных образований субъекта, способствуя повышению уровня развития военно-профессиональной направленности».

Согласно позиции А. Н. Томилина [20], военно-профессиональная направленность личности офицера-воспитателя отражает совокупность доминирующих военно-профессионально-воспитательных характеристик, свойственных его военно-профессиональной деятельности, интегрирующая в себя потреб-ностно-мотивационные детерминанты поведения и деятельности в условиях выполнения офицером-воспитателем функциональных служебных, организаторских и воспитательных обязанностей. Автор придерживается мнения, что военно-профессиональную направленность следует рассматривать как важнейший компонент общей направленности флотского офицера-воспитателя, обладающего её свойствами, конкретизирующимися в военно-профессиональной деятельности.

Особую важность изучению становления военно-профессиональной направленности офицера-воспитателя придает понимание того, что формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности, а становление профессионала является одной из сторон становления личности.

Таким образом, изучение военно-профессиональной направленности с точки зрения системного и генетического подходов способствует расширению представлений о разви-

тии военнослужащего в военно-профессиональной деятельности.

Выполненный выше анализ понятия «военно-профессиональная направленность» различных воинских специальностей [3, 14, 20] дает нам возможность вычленить специфические характеристики военно-профессиональной направленности военнослужащих, которая:

- выступает системообразующим свойством, определяющим весь психологический склад воина как субъекта военно-профессиональной деятельности;

- ориентирует деятельность современных военнослужащих в военно-профессиональной деятельности;

- побуждает к активности в военно-профессиональной деятельности;

- придает деятельности в военно-профессиональной сфере устойчивость к внешним факторам;

- отражает и обусловливает цели, мотивы и отношение к действительности, опосредованные военно-профессиональной деятельностью.

На основе выполненного системного анализа предлагаем новое определение термина «военно-профессиональная направленность военнослужащего» - это обобщенная оценка способности военного специалиста эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере военно-профессиональной деятельности, которая базируется на эффективности и результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей по исполняемой и ранее исполнявшимся воинским должностям.

Литература

1. Волынец Ф. Ю. Структура профессионально-важных качеств и динамика мотивации женщин-военнослужащих в учебном процессе военного учебно-научного центра ВМФ : дис. ... канд. пси-хол. наук : 20.02.02. - СПб., 2012.

2. Губин В. А., Загорюев А. Л. Направленность молодежи на военно-профессиональную деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://med-books.info/

3. Дробышев В. И. Модель и программа активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2013. - № 93. - С. 1652-1683 [Электронный ресурс]. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/49.pdf

4. Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. - М.: ВПА, 1979.

5. Икрина Я. Г. Сущность и состояние профессиональной направленности современного студента высшей школы // Дискуссия. - 2013. - № 7 (37). - С. 117-120.

6. Иониди А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов военно-инженерного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Омск, 2008.

7. Колотуша Е. Э. Формирование профессиональной направленности курсантов вуза ФСБ России пограничного профиля в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2009.

8. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя.

- Л.: Знание, 1985.

9. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: И.П.П., 1996.

10. Лосев А. Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Елец, 2004. - 27 с.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международ. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

12. Нагаев И. Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Омск, 2004.

- 248 с.

13. Петрова М. Ю. Социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2007.

14. Печников А. Н., Скляров А. А. Направления развития и задачи психологического обеспечения профессиональной направленности специалистов экстремального профиля // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2009.

- № 2. - С. 4-10 [Электронный ресурс]. URL: http://igps.ru/ima-ges/news/referats/psi_2_09.pdf (дата обращения: 05.11.2014)

15. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1982.

16. Психолого-педагогический словарь офицера ВМФ / сост. А. Н. Томилин, С. Н. Томилина. - Новороссийск : ИД «С легкой руки», 2008.

17. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1982.

18. Скобочкин В. И. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2015» URL: http://www.science-forum.ru/2015/12/8057 (дата обращения: 05.11.2014)

19. Столяренко А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., пераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

20. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя : монография. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010.

21. Формирование профессиональной направленности личности студентов психологических специальностей / Н. П. Морозова ; Сев.-Кавказ. федерал. ун-т [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/morozova_np.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.