Научная статья на тему 'Профилактическая и перевоспитательная работа с военнослужащими внутренних войск МВД России, имеющими негативные качества личности'

Профилактическая и перевоспитательная работа с военнослужащими внутренних войск МВД России, имеющими негативные качества личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянов Олег Анатольевич

В статье раскрыт анализ позитивного и негативного опыта работы с военнослужащими подразделений внутренних войск МВД России, имевших различные отклонения в поведении, что позволило выявить важную специфику деятельности по углубленной подготовке должностных лиц к успешному решению задач предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих обеспечения надежности личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянов Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактическая и перевоспитательная работа с военнослужащими внутренних войск МВД России, имеющими негативные качества личности»

Емельянов Олег Анатольевич.- старший преподаватель кафедры огневой подготовки,

Пермский военный институт внутренних войск МВД России, E-mail: [email protected], Тел. (342) 2-85-02-92 Россия, г. Пермь, 614107, ул. Уральская д-47а. вк.71

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПЕРЕВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ИМЕЮЩИЕ, НЕГАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

В традициях Российской Армии командир для своих подчинённых всегда был не только начальником, но и старшим товарищем, наставником, воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию при всей важности профессионализма воина. Ведь именно воспитанием создаётся высокий моральный дух войск, от которого во многом зависит успех в современном бою. Российская система воинского воспитания складывалась веками. Она связана с именами Александра Невского, Петра I, А.В.Суворова, М.И. Кутузова, Г.К.Жукова и других российских военноначальников. Выдающийся представитель отечественной военной педагогики генерал М.И. Драгомиров считал, что « воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей»[2. ст.27].

Под влиянием политических, экономических и социальных изменений в стране происходят значительные перемены во внутренних войсках МВД России. С одной стороны, они связаны с изменениями количественных и качественных характеристик техники и вооружения, содержания и методики процесса боевой и общественно-гуманитарной подготовки, с другой - с изменениями социальнопедагогических характеристик различных категорий военнослужащих. Эти изменения в значительной мере влияют на содержание, организацию, методику и качество учебно-воспитательного процесса, уровень боевой готовности подразделения, воинской части, эффективность решения служебных и учебнобоевых задач.

В этих условиях особое значение приобретает изучение психологопедагогических особенностей различных категорий военнослужащих, их учет в воспитательной работе с ними. Освоение и эксплуатация боевой техники и

оружия предъявляют новые требования не только к знаниям, навыкам и умениям военнослужащих, но и к их психологической готовности выполнять служебнобоевые задачи в условиях максимально нравственного, умственного и физического напряжения, порой на грани своих психофизиологических возможностей. Для обеспечения успешной деятельности в таких условиях необходимо учитывать особенности, как отдельных военнослужащих, так и их групп, воинских коллективов.

Изменились и сократились сроки и качество подготовки военных специалистов, что обусловлено с трудностями в организации боевой подготовки, резко возросшим объемом служебно-боевых задач, которые решают воинские части и подразделения внутренних войск МВД России. Однако и в этих условиях интересы боеготовности диктуют необходимость сокращения периодов становления, вхождения в служебно-должностные обязанности военнослужащих различных категорий, что, в свою очередь, предполагает учет психологопедагогических особенностей военнослужащих различных групп.

В условиях выполнения служебно-боевых задач подразделениями внутренних войск МВД России, возникновения значительных служебных и эмоционально-нравственных перегрузок особенно важны взаимопонимание, слаженность в воинских коллективах, взаимная поддержка и помощь, надежное управление воинскими частями и подразделениями, что достигается лишь на основе знания и учета особенностей различных групп военнослужащих.

Отклонения в поведении отдельных военнослужащих нивелирует их другие положительные качества, профессиональные знания, служебный опыт, приводит к профессиональной деформации и, в конечном итоге, к снижению уровня морально-психологического состояния, а также боеготовности подразделения. Педагогическая профилактика девиантного поведения военнослужащих внутренних войск МВД России выступает как целенаправленный и организованный социально-педагогический процесс взаимодействия различных категорий воспитателей и военнослужащих, направленный на предупреждение и преодоление различных отклонений в поведении.Эти и другие факторы выдвигают проблему воспитательной работы с различными категориями военнослужащих на одно из первых мест в целостном воспитательном процессе. В педагогической теории и практике данное явление получило название "дифференцированный подход" и в общем виде предполагает: изучение и выявление общих, наиболее характерных черт,

присущих той иди иной группе (категории) военнослужащих; определение конкретных целей и задач воспитательной работы с каждой группой военнослужащих; планирование воспитательной работы отдельно с каждой категорией военнослужащих; выбор форм, средств воспитательной работы с учетом особенностей той или иной группы и осуществление воспитательных воздействий в соответствии с ними; подбор исполнителей, способных

осуществлять воспитательное воздействие с учетом специфики той иди иной

группы; контроль и корректировку, оценку результатов воспитательного воздействия.Все это делает процесс профилактики и перевоспитания

военнослужащих важным и нужным в армейских условиях. И «здесь нельзя отделаться декретом, надо терпеливо и умело подходить, и мы идем к этому и будем идти. Дело требует быть очень осторожными, но твердыми» [3, с.267].

Под социально-педагогической профилактикой (или предупреждением различных отклонений в поведении военнослужащих) обычно понимается организованный процесс воздействий и взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленный на выявление и устранение причин девиантного поведения, а также на определение путей и условий его преодоления. Под перевоспитанием понимается специфическая социально-педагогическая деятельность офицеров по выявлению и искоренению у воинов отрицательных и формированию у них положительных качеств, их побуждению к самоисправлению.

Целью социально-педагогической профилактики и перевоспитания

является предупреждение и преодоление отклонений в поведении военнослужащих. Данная цель носит перспективный и общий характер для всего времени армейской службы военнослужащих. Каждый из её периодов имеет свои специфические цели, которые по отношению к общей выступают в виде задач профилактической деятельности офицера-воспитателя.Основными целями являются: изучение причин и условии, порождающих девиантное поведение; анализ путей и форм его развития и проявления в армейских условиях; применение специфических средств, форм и методов ранней и последующей профилактики конкретного вида девиантного поведения военнослужащих и их перевоспитания.

Исследования военных педагогов показывают, что деформация личности и форм ее поведения в армейской среде обусловлена, как правило, комплексом экономических, идеологических, правовых, социально-педагогических,

психологических и других причин и условий. Наиболее серьезной причиной формирования у человека негативных качеств личности, преодолевать которые впоследствии вынуждены офицеры-воспитатели, являются неблагоприятные семейные обстоятельства. К ним относится недостаточное воспитательное воздействие семьи, обусловленное либо неполным ее составом, либо педагогической несостоятельностью отдельных ее членов в решении

воспитательных задач, либо отсутствием у родителей социально ориентированных ценностей и необходимых воспитательных знаний,

проявлением антипедагогических установок, противоречивостью и несогласованностью воспитательных воздействий родителей, либо отчуждённостью, неполноценным общением в семье, а также другие

причины.Социально-педагогические причины появления у молодежи, военнослужащих армии негативных качеств личности связаны с недостатками учебно-воспитательного процесса в школе: формализм в учебно-воспитательной работе, недостатки в ее организации; подмена воспитательных воздействий администрированием; слабое вовлечение учеников в творческую работу, общественную жизнь класса, школы; запущенность внеклассной работы; неумение и нежелание педагогов работать с трудными учащимися, игнорирование их индивидуальных особенностей и др.

Педагогические ошибки и недоработки семейного и школьного воспитания в формировании личности призывников дополняются и усугубляются другими социально-педагогическими причинами, способствующими в известной степени закреплению отрицательных качеств у военнослужащих: недостатками

воспитания в колледжах и трудовых коллективах; негативным влиянием бесцельного времяпрепровождения на улицах, участием в группах и объединениях отрицательной социальной направленности; действиями по саморазрушению личности; отсутствием системы военно-патриотического воспитания, допризывной подготовки молодежи; отрицательным воздействием средств массовой информации и другими причинами. Перечисленные социально-педагогические причины, отрицательно воздействуя на сознание и поведение воинов, формируют негативные личные качества.Роль "пособников" в проявлении отрицательных качеств в условиях армейской службы выполняют различные обстоятельства и условия, способствующие негативному поведению военнослужащих. В отличие от рассмотренных ранее причин они не формируют мотивацию негативного поведения, а лишь способствуют его проявлению. К ним

относятся: отступления от уставной организации службы и деятельности, недостатки в воспитательной и индивидуальной работе командиров и сержантов, низкий уровень психолого-педагогической подготовки офицеров, младших командиров к воспитательной деятельности, к работе с трудными воинами, для которых характерно девиантное поведение и т.д.В сложнейших коллизиях современных армейских отношений, когда многие военнослужащие оказались в состоянии полной покинутости, есть опыт позитивной свободы, благодаря которому воин может избавиться от чувства одиночества, отстраненности, безысходности. Ключевыми компонентами такого опыта являются ответственность, чувство долга, патриотизм, труд. Именно с их помощью люди (военнослужащие в частности), взяв на вооружение спонтанную активность, объединяются с другими людьми, творят для других, не теряя собственной индивидуальности.В связи с этим, принципиально важным в контексте исследования является воспитание у военнослужащего такого психологического качества личности как достоинство [1, с.69].

Под девиантным поведением понимается система поступков военнослужащих, которые противоречат принятым в обществе, в Вооруженных Силах правовым, нравственным и дисциплинарным нормам и правиламповедения. Критериями для отнесения трудного воина к тому или иному типу служат: направленность поведения (военнослужащие с

положительной направленностью поведения, с неустойчивой или отрицательной направленностью); отношение к основным видам деятельности (положительное, безразличное и отрицательное); соотношение положительных и отрицательных качеств личности (на высоком уровне соотношения практически отсутствуют отрицательные и преобладают положительные качества; для среднего уровня характерно примерное равенство негативных и позитивных качеств; низкому уровню соотношения качеств свойственно преобладание отрицательных качеств над положительными); отношение к педагогическим воздействиям и к самоисправлению (положительное, безразличное, отрицательное) и др.

Все перечисленные критерии и показатели проявляются в диалектическом единстве, во взаимосвязи и взаимообусловленности и определяют количественные и качественные показатели запущенности воинов с негативными качествами личности. Используя эти и ряд других критериев, важно различать педагогически запущенных, трудновоспитуемых и социально запущенных

военнослужащих. Каждая из этих групп военнослужащих предполагает соответствующую дифференциацию мер воспитательного воздействия на них.

Для педагогически запущенных военнослужащих характерна трудная обучаемость, приводящая, как правило, к удовлетворительным и неудовлетворительным результатам в боевой и общественно-гуманитарной подготовке. В эту самую многочисленную группу входят солдаты, не имеющие интереса к учебе и не испытывающие потребности в знаниях. Первопричиной их недисциплинированного поведения выступают элементарная невоспитанность, незнание основных уставных положений и моральных норм, отсутствие необходимых навыков и умений поведения. Нередко этому сопутствуют отрицательные этические представления, отношения, манера поведения, сформированные у них до службы в армии. У большинства педагогически запущенных военнослужащих наблюдается неразвитая воля, что сочетается с потерей веры в себя, в свои познавательные возможности и способности. Военнослужащие данного типа бывают безразличными к выполнению общественных поручений, не проявляют инициативы в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. У значительной части педагогически запущенных военнослужащих преобладают такие отрицательные личностные качества, как леность, равнодушие, безразличие, безответственность, неорганизованность, несамостоятельность, и другие. Они не способны к их самостоятельному преодолению без побуждения со стороны офицеров-воспитателей.

Как показывает опыт войск, педагогическая запущенность служит предпосылкой трудновоспитуемости воинов, а иногда и ее компонентом. Трудновоспитуемость военнослужащих с негативными качествами личности проявляется в наличии отрицательных качеств, в зафиксированной психологической установке на их сохранение в изменяющихся условиях жизнедеятельности, том числе во время воинской службы. Таким военнослужащим свойственны: активное сопротивление воспитательным

воздействиям офицеров и сержантов; систематическое нарушение воинской дисциплины, пренебрежительное отношение к боевой и общественногосударственной подготовке; бездеятельность либо неустойчивость интересов; агрессивность, конфликтность, эгоизм, индивидуализм, болезненное самолюбие, упрямство, излишняя импульсивность, невыдержанность и неуравновешенность характера, неумение переносить тяготы армейской службы и др.

Трудновоспитуемость зачастую является основной предпосылкой социальной запущенности военнослужащих. Им, как правило, присуща негативная направленность деятельности, поведения и общения. У таких военнослужащих сформированы ошибочные или отрицательные представления о жизни, службе, долге, чести, дружбе, наблюдается систематическое и сознательное нарушение воинской дисциплины, их поведение не соответствует требованиям морали, военной присяги и общевоинских уставов. Социально запущенные военнослужащие пренебрежительно или отрицательно относятся к учебе, службе и общественной работе; у них устойчиво проявляется стремление сохранить свои привычки и образ жизни, сформированные до службы в армии. В повседневном их поведении ярко проявляются такие отрицательные качества, как беспринципность, эгоизм, примитивизм, циничность в суждениях, грубость, озлобленность, агрессивность, и другие.

Педагогическая профилактика девиантного поведения является частью общей системы воспитательной деятельности офицера, она дополняет воспитание и самовоспитание, решает специфические задачи по искоренению негативных и формированию положительных качеств.

Процесс профилактики и перевоспитания военнослужащих с негативными качествами личности включает: педагогическую диагностику; планирование превентивной и профилактической деятельности; реализацию комплекса мер, направленных на реализацию их целей и задач; контроль и оценку результатов этой деятельности; прогнозирование результатов воспитательной работы.

Сущность педагогической диагностики заключается в том, что выявление индивидуально-психологических особенностей, положительных и отрицательных качеств личности военнослужащего способствует вооружению воспитателей важными для осуществления процесса перевоспитания данными. Ее целью выступает углубленное изучение трудных военнослужащих, выявление у них положительных и негативных качеств, определение наиболее благоприятных возможностей для профилактики и перевоспитания, оценка и корректирование результатов педагогических воздействия на них. Необходимые сведения о перевоспитуемых военнослужащих могут быть получены с помощью разнообразных методов: целенаправленных психолого-педагогических

наблюдений, познавательных бесед, изучения результатов деятельности, обобщения независимых характеристик, эксперимента, изучения различных документов и др.

На предварительном этапе педагогической диагностики составляется общее представление о военнослужащим путем знакомства с его биографическими данными и имеющимися на него характеристиками, проведения индивидуальных познавательных бесед и первичных наблюдений за поведением и т.д.; на уточняющем ее этапе решаются задачи выявления не только отрицательных, но и положительных качеств личности, динамики их развития, поиска условий их проявления; на заключительном этапе педагогической диагностики определяется и согласовывается взаимодействие всех факторов нравственного развития личности, анализируются причины развития и устойчивого проявления негативных качеств, мотивы поведения, уточняются имеющиеся сведения, о перевоспитуемом военнослужащем. Заключительный этап диагностики помогает углубить результаты на предыдущих этапах, завершить процесс изучения негативных и положительных качеств. Естественно, что разграничение этапов педагогической диагностики условно, оно необходимо лишь для придания процессу изучения военнослужащих последовательности и комплексности.

Важной частью превентивной деятельности офицеров является её планирование. Предварительное планирование дает возможность офицерам более целеустремленно и упорядоченно организовать процесс профилактики и перевоспитания, исключить факты дублирования плановых мероприятий, усилить связь и координацию превентивной деятельности различных категорий воспитателей. Текущее планирование процесса профилактики и перевоспитания осуществляется с учетом индивидуальных особенностей трудных военнослужащих и предусматривает конкретизацию и корректировку текущих планов воспитательной работы, выделение в них специфических задач и целевых установок, реализацию комплекса воспитательных мероприятий в процессе искоренения негативных и формирования положительных личностных качеств.

Важное значение имеет перспективный план профилактики и перевоспитания, который рассчитываются на весь срок службы военнослужащего. Единство и взаимосвязь предварительного, текущего и перспективного планирования данного процесса позволяют выработать комплекс превентивных воздействий на военнослужащих с негативными качествами личности, которые нацелены на: недопущение отклонений от моральных требований и правил; ликвидацию причин негативного поведения, блокировку отрицательных влияний, разрыв нежелательных связей, создание условий для

формирования социально ценных личностных качеств и их позитивного проявления в различных видах деятельности; на создание нормальных условий службы и воспитания в воинском коллективе, оказание педагогической помощи воспитателям побуждение военнослужащих к самоперевоспитанию, формирование новых социально ценных личностных качеств; ликвидацию и недопущение дальнейших проявлений негативных качеств личности.

Наряду с педагогической диагностикой, планированием и выработкой комплекса воздействий и взаимодействий, важной составной частью профилактики и перевоспитания трудных военнослужащих является оценка превентивной деятельности. Как показывает опыт офицеров-воспитателей, особую сложность для них представляет получение объективных данных об уровне развития положительных и отрицательных личностных качеств воспитанника. Для решения этого вопроса, как правило, применяются методы сбора и обобщения независимых характеристик, карты воспитанности и самооценки положительных и отрицательных качеств, с помощью которых осуществляются "замеры» результатов профилактики и перевоспитания в начале и в конце каждого учебного периода, года и всей службы. Количественный "замер" уровней проявления отрицательных и положительных качеств можно осуществить по специально разработанным оценочным и самооценочным картам по четырех балльной шкале оценок.

Завершающим элементом является прогнозирование результатов превентивной деятельности. При этом важно предусмотреть возможные варианты формирования положительных и возникновения отрицательных качеств, определить наиболее вероятный характер дальнейшего поведения и службы военнослужащего, возможную степень его воспитанности.

Вместе с тем практика профилактической деятельности офицеров-воспитателей свидетельствует о том, что в этой работе присутствует ряд трудностей; офицерам, сержантам и активистам приходилось влиять на военнослужащих со сложившимися, устойчивыми отрицательными качествами, не поддающихся обычным воспитательным воздействиям; сокращение сроков службы значительно снижает вероятность исправления трудных военнослужащих; отсутствие возможности видеть и оценить конечные результаты профилактики (в связи с увольнением в запас) значительно снижает мотивацию офицеров-воспитателей к этой деятельности; их теоретическая и практическая подготовка к работе с трудными военнослужащими оставляет

желать лучшего. Однако работа с трудными военнослужащими является составной частью воспитательной деятельности офицеров воинской части, подразделения. Обладая общими с ней целями, задачами, формами и методами, она имеет свою существенную специфику, свое содержание, организацию и методику. Успех всей воспитательной работы в подразделении в значительной мере определяется успехом в работе с трудными военнослужащими.

Библиографический список:

1.Андруник А.П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих. Учеб. пособие/ Под общ. ред. Дубровского А.В. -Пермь, ПВИ ВВ МВД России,2010.-395 с.

2. Драгомиров М.И. Повесть временных лет. Собрание. Летописей. - СПб, 1820- С. 370

3. Ленин В.И. 9 съезд РКП (б) // Полное собрание сочинений - Т. 40. - С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.