УДК 159.923.07:355.237
А.В. Шарапов*
Основные психолого-педагогические механизмы разрушения стереотипов девиантного поведения военнослужащих внутренних войск
В статье рассматриваются основные психолого-педагогические механизмы, способствующие разрушению стереотипов девиантного поведения военнослужащих, а также укрепления гуманистических оснований в превентивно-воспитательной деятельности офицерского состава.
Ключевые слова: превентивное воспитание, личностно-ориентированное воспитание, педагогическая профилактика, девиантное поведение, военнослужащий с девиантным поведением.
A. V. Sharapov*. Basic psycho-pedagogical failure mechanisms stereotypes of deviant behavior Interior forces troops. The article deals with basic psychological and pedagogical mechanisms that contribute to the destruction of stereotypes of deviant behavior of military personnel, as well as strengthening the humanistic bases of preventive and educational activities of the officer corps.
Keywords: preventive education, personal focused education, pedagogical preventive maintenance, deviant behavior, soldier with deviant behavior.
Поскольку реформирование системы МВД носит массовый и всесторонний характер и значительным образом влияет на ВВ МВД России, что в целом является специфическим компонентом, способствующим выполнению служебно-боевых задач мирного и военного времени, то одним из приоритетных направлений деятельности командиров частей и подразделений, их заместителей по воспитательной работе является качественная подготовка военных специалистов. Следовательно, «знания» относятся к наиболее значимым ценностям в системе превентивно-воспитательной работы в воинском коллективе.
Декларируемые как ценность на уровне учебной деятельности, знания воина могут не находить достаточного подкрепления в службе (офицер-воспитатель может служить отрицательным примером: чтобы проходить службу в войсках, не обязательно быть грамотным и эрудированным). Подобные проявления не являются редкостью и в других подразделениях ВВ МВД России, поэтому поддержка ценности знания в системе работы с девиантными военнослужащими возможна через демонстрацию личной заинтересованности командира не только в успеваемости подчинённых, но и в качественной организации занятий, личного примера в интеллектуальном развитии.
Как показало опытно-экспериментальное исследование, проведенное в подразделениях внутренних войск, содержание превентивно-воспитательной работы наполнено гуманистическим смыслом. Содержательный, функционально-деятельностный и отношенческо-коммуникативный ее компоненты находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены: наличие личностно-ориентированной позиции и компетентности офицера-воспитателя ведет к установлению субъект-субъектных межличностных отношений в системе «командир-воин с девиантным поведением», формированию у них позитивного отношения к учебной и служебной деятельности.
В ходе исследования было установлено, что большинство командиров и их заместителей (73 %) принимают в качестве приоритетной превентивно-воспитательной цели своей деятельности развитие военнослужащего и создание необходимых для этого условий. Однако данная цель может быть реализована в повседневной практике различными способами, что влияет на степень удовлетворения интересов и потребностей девиантного воина в армейской среде. Таким образом, для реализации гуманистического потенциала по отношению к личности конкретного воина с девиантным поведением (ВДП) достаточно важными являются такие педагогические действия, которые позволяют представить гуманистические возможности системы личностно-ориентированной превентивно-воспитательной работы (СЛОПВР) в повседневной практике.
Поскольку СЛОПВР является социальной по содержанию, то возможные пути реализации гуманистического потенциала, без сомнения, имеют много общего с общепедагогическими. Однако в условиях армейской службы они имеют и свою специфику.
В ходе исследования были выявлены наиболее характерные для воспитательной системы ВВ МВД России пути реализации гуманистического потенциала СЛОПВР и на этой основе определены психолого-педагогические механизмы, разрушающие стереотипы девиантного поведения военнослужащих.
* Шарапов, Антон Викторович, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России, (ПВИ ВВ МВД России) E-mail: [email protected].
* Sharapov, Anton Victorovich, adjunct of the Perm Military Institute of Internal Armies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected].
© Шарапов А.В., 2013
Психология
В качестве пути реализации содержательного компонента, офицерами-воспитателями (52 %) была выделена демонстрация творческой открытости. Как показали наблюдения, для творческой открытости командира в условиях СЛОПВР с ВДП существуют различные способы проявления. Офицер демонстрирует воинам искреннюю заинтересованность своей деятельностью (поиск новых, увлекательных форм взаимодействия, организации учебно-служебной деятельности, ведение научной работы), признание в ПВР субъектной позиции ВДП. В сочетании с высоким уровнем требований со стороны командира это приводит к проявлению военнослужащими инициативы, к поиску самостоятельного пути в исправлении социально не одобряемого поведения. Это подразумевает также способность и возможность офицера-воспитателя принять влияние ВДП и свидетельствует об открытости командира, подтверждая признание военнослужащего, имеющего нарушения дисциплины, равноправным субъектом ПВР
Значимым проявлением открытости командиров экспериментальных частей и подразделений, их заместителей по воспитательной работе является использование юмора, игровых ситуаций в общении и деятельности. Данный приём в целом ряде случаев оказывает на ВДП более сильное влияние, нежели другие вербальные формы воздействия. Однако следует принимать во внимание, что неосторожное его использование может отрицательно отразиться на авторитете самого офицера.
Одним из путей реализации функционально-деятельностного компонента выступает, на наш взгляд, поддержка ценностей СЛОПВР через демонстрацию личной заинтересованности в укреплении воинской дисциплины. Анализ исследований показал, что традиции могут относиться к различным аспектам жизнедеятельности воинской части.
Так, в подразделении, где офицером-воспитателем является старший лейтенант, стало традиционным начинать занятия по общественно-государственной подготовке с десятиминутного диктанта по русскому языку, который проводит и проверяет он сам. Личный пример командира убедительнее других способов доказывает ВДП, что офицер внутренних войск должен быть грамотным.
В условиях военных вузов реализация деятельностного компонента сопряжена с большими трудностями по сравнению с другими подразделениями внутренних войск. Сказывается загруженность курсантов обязательными видами деятельности (учёба, самостоятельная работа, различные дополнительные занятия, труд по обслуживанию специальной техники, несение службы в суточных нарядах и т.д.). Однако практика показывает, что и в этой воспитательной среде существуют конкретные способы и формы организации разнообразной деятельности ВДП. Примером может служить организация и проведение досуговой работы в одном из подразделений военного института. Командир одного из подразделений наладил в комнате информирования и досуга работу компьютерного кружка. Компьютер является определённым символом современной эпохи, а овладение компьютерной культурой личностно значимо для ВДП и позволяет ему не ощущать свою изолированность от современной жизни его сверстников «на гражданке».
Определённые превентивно-воспитательные резервы для проявления творчества и инициативы девиантных военнослужащих содержит, как показала практика, и труд по самообслуживанию: уборка помещений, территории и т.д. Самостоятельное разделение обязанностей, слаженная работа с последующим обсуждением результатов вполне по силам воинскому коллективу, развивает коллективный, творческий характер этого, по сути, нетворческого вида деятельности.
Актуальность рассмотрения данного направления, его значимость как связующего звена между различными категориями воспитателей и ВДП в процессе профилактики и перевоспитания были обусловлены реальной войсковой практикой и полученными результатами опытно-экспериментальной работы в частях и подразделениях внутренних войск. Обобщение научных исследований по проблеме, наблюдения за воинской деятельностью ВДП свидетельствовали, что достичь положительных результатов в процессе предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении военнослужащих практически невозможно без использования социально-психологических и педагогических возможностей воинского коллектива.
В педагогическом эксперименте учитывалось, что воинский коллектив формирует эталонное представление и демонстрирует образец для подражания, создает систему соответствующих стимулов, повышающих учебно-служебную активность ВДП, оценивает его поступки и осуществляет социальный контроль качества выполнения функциональных обязанностей и соблюдения моральных норм. Однако в реальной практике воспитания встречалось немало трудностей и барьеров, которые не позволяли достичь положительных результатов в ЛОПВР офицеров. Среди них:
- не все подразделения являлись по определению коллективами, даже при наличии общих целей, задач и видов деятельности (из пяти экспериментальных подразделений только в трех были сформированы первичные воинские коллективы);
- отдельные формы влияния коллективов на ВДП не соответствовали изменившимся условиям их службы и возросшим потребностям и интересам;
- многие коллективные мероприятия носили формальный, эпизодический характер и практически не влияли на поведение ВДП (об этом заявили 53% опрошенных офицеров и 71% воспитанников с отклоняющимся поведением);
- среди активистов значились одни и те же, часто не имеющие авторитета у ВДП воины;
- практически во всех экспериментальных подразделениях не сложились единое общественное мнение и общие для всех традиции, обычаи и привычки;
- отклонения в поведении ВДП часто не заботили сослуживцев, не вызывали у них тревоги за негативное поведение и стремления помочь в искоренении;
Шарапов А.В. Основные психолого-педагогические механизмы разрушения стереотипов девиантного.
- офицеры и сержанты, осуществляли руководство ПВР с ВДП, излишне опекая их и навязывая свою волю и интересы.
Практика показала, что успеха в использовании социально-психологических и педагогических коллективных возможностей в ЛОПВР добивались те офицеры-воспитатели, которые понимали важное значение воинского коллектива, знали его психологию и воспитательные возможности.
Войсковая практика, проведенное исследование подтвердили, что практически в каждом коллективе объективно существуют две относительно самостоятельные структуры, оказывающие непосредственное влияние на поведение ВДП: официальная и неофициальная. Официальная структура подразделения изучалась по следующим позициям: по организационной структуре; по профессиональной направленности воинской деятельности; по опыту службы; по социальной активности.
Анализ официальной структуры подразделений, проведенный в ходе опытно-экспериментального исследования, помог выявить важные компоненты психологии воинского коллектива и возможности превентивного влияния на процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения воинов.
В ходе исследования СЛОПВР помимо официальной изучалась и неофициальная структура экспериментальных подразделений, которая сложилась в процессе межличностных отношений военнослужащих во время их службы в армии.
Анализ полученных данных свидетельствовал, что в каждом из коллективов наряду с положительными существовали отрицательные микрогруппы, членами которых, как правило, были ВДП, а их лидерами - воины с неустойчивым и стойким стереотипом поведения, а также военнослужащие с неадекватной реакцией на педагогические воздействия. ВДП входили в систему замкнутых групп вследствие своеобразного дефицита общения, который часто создавался из-за их негативизма, неудовлетворенности тех потребностей, которые помогли бы им утвердиться в коллективе подразделения. Такие группы отличались довольно высоким уровнем сплоченности вокруг отрицательных лидеров, особенно в начальный период службы и в конце ее. Вот почему, организуя ЛОПВР в отрицательно направленных микрогруппах, важно было знать их отношение к лидеру, между собой, коллективу подразделения в целом.
Анализ неофициальной структуры воинских коллективов свидетельствовал о том, что помимо отрицательных микрогрупп, состоящих в основном из ВДП, в экспериментальных подразделениях встречались микрогруппы с невыраженной направленностью (нейтральные группы), которые при неблагоприятных обстоятельствах занимали неправильную позицию по каким-либо частным вопросам. При этом необходимо было переориентировать направленность ВДП данной категории на социально-значимую деятельность, сформировать коллективистские взаимоотношения в отрицательных и нейтральных микрогруппах.
Перестройка взаимоотношений осуществлялась путем вовлечения ВДП в коллективную деятельность, участвуя в которой, они быстрее понимали ошибочность своих взглядов и позиций, убеждались в неправильности и ложности прежних контактов.
Проведенное исследование показало, что значимость коллективной деятельности в ЛОПВР с ВДП определялась следующими факторами:
- коллективная деятельность служила как средством изучения личности ВДП, так и его исправления;
- с помощью коллективной деятельности девиантный воин формировал свои положительные качества, привычки и нормы поведения с пользой для себя и коллектива подразделения;
- коллективная деятельность переключала внимание ВДП с антисоциальных действий и аморального поведения на общественно одобряемые дела и правильные поступки;
- коллективная деятельность оказывала влияние на эмоционально-волевую сторону поведения ВДП и развивала у них чувство собственного достоинства;
- под влиянием вовлеченности в коллективную деятельность у ВДП формировался динамический стереотип поведения, отвечающий требованиям военной присяги, уставов и др.
Практика ЛОПВР свидетельствовала о том, что участие девиантных военнослужащих в общественной и других видах воинской деятельности оказывало на них исключительно благотворное влияние в силу выявленных обстоятельств:
- коллективная деятельность более чем какая-либо другая наполняла личные интересы ВДП социальным содержанием, помогала оценивать свое место с точки зрения коллектива и общества, глубже осознать свою связь с товарищами по коллективу;
- в основе коллективной деятельности не расчет на материальное вознаграждение, а призвание и желание бескорыстно заниматься ею;
- коллективная деятельность была прежде всего работой среди своих товарищей по коллективу, а потому требовала от личности ВДП высоких гуманистических качеств: коллективизма, взаимного уважения друг к другу, принципиальности;
- коллективная деятельность позволяла сменить один вид деятельности на другой, а поэтому выступала условием исправления и развития ВДП. Оптимальное сочетание общественных и личных интересов в коллективной деятельности явилось важным фактором всестороннего развития ВДП, условием повышения сплоченности воинского коллектива и укрепления его боеготовности, помогала воину выйти за рамки воинского коллектива и осознать глубже свою связь со всей страной, с интересами народа, лучше понять значение своего конкретного вклада в укрепление могущества подразделения.
Психология
Анализ результатов проведенного эксперимента подтвердил не только правильность исходных теоретических положений и рабочей гипотезы, но и практическую ценность разработанных в исследовании превентивных коллективных влияний на ВДП (табл. 1).
Результаты, приведенные в данной таблице, позволили сформулировать следующие теоретические и практические рекомендации.
1. ЛОПВР с ВДП должна осуществляться преимущественно с помощью механизма воспитательных влияний коллектива, в котором имеются все возможности для изменения в положительную сторону ценностных ориентаций воспитанников в системе коллективных взаимоотношений, настроений, мнений, традиций.
2. Существенной стороной ЛОПВР служит изучение официальной и неофициальной структуры коллектива подразделения, занимаемого в нем ВДП места.
3. Обязательным условием ЛОПВР с военнослужащими со стойким стереотипом девиантного поведения, с неустойчивым стереотипом и с воинами с неадекватной реакцией на педагогические воздействия является вовлечение их в соответствующие виды коллективной деятельности.
4. Важным условием ЛОПВР в коллективе является творческое участие всех категорий офицеров-воспитателей в данном процессе, повышение их авторитета, а также создание активных рабочих групп в целях координации коллективных воздействий на ВДП.
Целенаправленное, организованное и систематическое влияние коллектива на девиантных военнослужащих, активное включение их в различные виды коллективной превентивной деятельности способствовали повышению эффективности и результативности ЛОПВР. Коллективные воздействия на трудных воинов дополнялись оказываемыми на них индивидуально-воспитательными воздействиями и побуждали к самовоспитанию в процессе армейской службы.
Таким образом, путями реализации функционально-деятельностного компонента СЛОПВР являются организация разнообразной деятельности, стимулирование и поддержка инициативы ВДП и воинских коллективов.
Реализация гуманистического потенциала СЛОПВР связана с формированием гуманистических межличностных отношений, т.е. реализацией отношенческо-коммуникативного ее компонента. Демонстрация творческой открытости, различные виды психолого-педагогической поддержки означают и эмоциональную поддержку ВДП, проявление интереса к его личности. В ходе исследования было выявлено, что для военнослужащего достаточно значимой является личность командира. Проявление
Динамика изменений отношений ВДП, в %
Таблица 1
Характер критериев и показателей Воины с неустойчивым стереотипом поведения (74 чел.) Воины со стойким стереотипом поведения (50 чел.) Воины с неадекватной реакцией на воздействия (16 чел.)
2009 2010 2011 2009 2010 2011 2009 2010 2011
Отношение к основным видам деятельности (службе и учеое)
- добросовестное («4», «5») 26 35 42 10 12 30 8 11 17
- незначительные замечания («4», «3») 55 50 48 69 71 60 68 69 71
- недобросовестное 19 15 10 21 17 10 24 20 12
Отношения к сослуживцам
- эмпатня - 6 21 - 7 19 - - 11
- равнодушие 68 62 56 54 43 40 71 78 73
- бестактность 32 32 23 56 50 41 29 22 16
Шарапов А.В. Основные психолого-педагогические механизмы разрушения стереотипов девиантного...
заботы с его стороны, активного участия в судьбе ВДП зачастую выступает для него основной характеристикой воспитательной системы. Наблюдения показали, что забота офицера-воспитателя о благополучии ВДП может проявляться в личном участии в различных аспектах жизнедеятельности - это ежедневное посещение занятий, наблюдение за деятельностью младших командиров, личное участие в разборе чрезвычайных происшествий, наблюдение за организацией досуга ВДП и т.д. В ряде экспериментальных частей по нашему предложению введены специальные почтовые ящики для жалоб и предложений военнослужащих. Вся корреспонденция рассматривается только начальником штаба. Подобные действия со стороны командиров являются для ВДП подтверждением их безопасности и защищенности в СЛОПВР.
Безусловно, для ВДП является значимым и характер отношений с командирами. Именно они ведут основную работу с подразделением и каждой конкретной личностью. Как показало исследование, чем меньше в офицерском коллективе, работающем с подразделением, гуманистически ориентированных командиров, тем ниже эффективность педагогического воздействия и хуже самочувствие ВДП.
Важным путём формирования гуманистических межличностных отношений в СЛОПВР является работа с нормами коллективных отношений, общения. Поскольку ВДП лишен права выбора воинского коллектива, который, по сути, является для него определяющим в удовлетворении потребностей, необходимо, чтобы гуманистические возможности первичного коллектива были реализованы на практике.
В воспитательной системе любого типа явно проявляются симпатии или антипатии воинского коллектива по отношению к отдельному его члену. Изучение деятельности командиров и их заместителей по воспитательной работе в пяти экспериментальных частях показало, что офицеры в достаточной степени информированы о статусном положении воина в коллективе и способны влиять на его изменение. Интервью с офицерами, ориентированными на гуманистические способы взаимодействия, показали, что они придают важное значение работе с нормами отношений в учебном взводе (46 %). Это выражается в подборе форм учебной деятельности для «отверженных» в группе, в психолого-педагогической поддержке этих ВДП, в приемах демонстрации его положительных качеств, организации ситуаций успеха. По мнению данной группы командиров, на формирование позитивного тона в коллективе влияют любые проявления поведения офицера (манера поведения, тон, улыбка, жест, внимание, с которым выслушивается воин). Таким образом, пути реализации отношенческо-коммуникативного компонента СЛОПВР неразрывно связаны с проявлениями личности командира, т.е. реализацией уровня его профессионально-личностного развития.
Комплекс военно-педагогических воздействий и взаимодействий, способствующих реализации личностно-ориентированного потенциала, является и основным путем нейтрализации дегуманизирующих факторов. Изоляция ВДП от семьи и близких в достаточной степени может быть компенсирована благодаря наличию гуманистических межличностных отношений в СЛОПВР, когда воин ощущает себя защищенным, признанным в своем коллективе и со стороны командиров и начальников. Организация разнообразной интересной для воина деятельности, возможность для проявления его инициативы способны нейтрализовать дефицит условий для развития в деятельностном аспекте. Позитивный тон отношений в воинском коллективе компенсирует и изначальную заданность социального окружения для девиантного военнослужащего, и преобладание коллективных интересов, которые в данном случае не противоречат личным, а в значительной степени совпадают с ними.
Таким образом, гуманистический потенциал СЛОПВР с ВДП выражается прежде всего в межличностных отношениях субъектов системы, что способствует нейтрализации дегуманизирующих факторов, разрушению стереотипов девиантного поведения военнослужащих и созданию на этой основе условий для исправления, развития и самореализации ВДП.
Список литературы
1. Андруник, А. П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих : учеб. пособие / под общ. ред. А.В. Дубровского. - Пермь, ПВИ ВВ МВД России, 2010. - 395 с.
2. Кудрявцев, Ю. М. Психологическая подготовка курсантов в условиях военного вуза (второе высшее образование) // Обучение и воспитание на пороге XXI века. - Новосибирск, 2000. - С. 121-138.
3. Липский, И. А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. - Ч. 2. - СПб.: СПВВИУС, 1994. - 128с.
4. Михайловский, В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: педагогический аспект. - М.: РАГС, ВА имени Ф.Э. Дзержинского, 1995. - 243 с.