Л. В. Химченко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТКЛОНЕНИЙ В
ПОВЕДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Ключевые слова: отклоняющееся поведение военнослужащих, превентивная педагогика, педагогический эксперимент, воспитательная работа, организационно-методическая подготовка, педагогической диагностики, психолого-педагогическое исследование.
Значительные изменения в системе управления ВС РФ предъявляют новые требования к организации, содержанию и методике профессиональной подготовки офицеров. Исходя из этого, повседневная деятельность всех звеньев руководящего состава должна отличаться высоким педагогическим мастерством способностью творчески решать поставленные воспитательные задачи. В числе наиболее актуальных проблем воспитания выступают предупреждение и преодоление отклонений в поведении военнослужащих.
Keywords: deviant behavior of military personnel, preventive pedagogy, pedagogical experiment, educational work, organizational and methodological training, educational diagnosis, psycho-
pedagogical research.
Significant changes in the management of the Armed Forces of Russian Federation are placing new demands on the organization, content and methods of training officers. Accordingly, the daily activities of all parts of the guideline should distinguish themselves in high pedagogical skills, the ability to solve the set educational objectives in a creative way. Among the most actual problems of education, prevention and resolution of deviations in the behavior of soldiers should be noticed.
В современных условиях реформирования и реорганизации ВС РФ, направленных на повышение боеготовности и боеспособности войск особое значение приобретает проблема улучшения правопорядка и дисциплинированности войск. К сожалению, сегодняшнюю ситуацию в Российской армии характеризует, значительное падение уровня воинской дисциплины. Ежедневно средства массовой информации сообщают о новых и новых преступлениях военнослужащих. По результатам социально-психологических исследований асоциальное поведение (склонность к химической зависимости, насилию, хулиганству, воровству и др.) имеет до 35% призывников. По медико-психологической характеристике от 60 до 70% военнослужащих имеют различные отклонения. При этом особую тревогу вызывает количество самоубийств в армии.
Результаты проведенных исследований в войсках показывают, что в воспитательной работе офицеров на превентивную деятельность с трудными военнослужащими расходуется от 2% до 5% отведенного бюджета времени. Причинами слабого внимания к данному виду деятельности являются недостаточная мотивация и потребность, низкая базовая подготовка офицеров к решению задач превентивного характера. Так, около 80% из числа опрошенных войсковых офицеров, педагогов ввузов, курсантов заявили о необходимости подготовки к работе по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих, поиска более эффективных путей ее практического функционирования.
Таким образом, целью проводимого исследования является выявление основных путей повышения эффективности подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих в современных условиях.
Курсанты, как будущие военные педагоги, должны иметь основательную практическую и теоретическую подготовку, обладать педагогической гибкостью и способностью творчески решать сложные педагогические задачи. Однако основываясь на оценках уровня подготовки курсантов к превентивной деятельности как слабой; мнениях преподавательского состава военно-учебных заведений; анализе результатов воспитательной деятельности офицеров; наблюдениях и других данных, можно заключить, что в высших военных учебных заведениях (ввузах) не достаточно уделяется внимания подготовке курсантов к работе с военнослужащими с отклоняющимся поведением. Для комплексного и эффективного изучения данной проблемы был проведен педагогический эксперимент на базе Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ).
В ходе проведенного педагогического эксперимента обобщался и внедрялся в практику подготовки курсантов опыт лучших офицеров, для педагогической деятельности которых было характерно: умение вносить новизну в процесс исправления трудных; стремление к углублению своих научных знаний, своей психолого-педагогической подготовки; овладение индивидуальным стилем превентивной деятельности, оказание помощи молодым, неопытным воспитателям. Анализ воспитательной работы офицеров показал, что наиболее эффективных результатов в формировании у курсантов высокого педагогического мастерства можно добиться в случае целенаправленной последовательной и систематичной психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов к превентивной деятельности с трудными военнослужащими.
Исходя из вышесказанного, алгоритм подготовки будущих офицеров к педагогически целесообразной превентивной деятельности может быть следующий.
На первом этапе выявление педагогической направленности (мотивации) к превентивной деятельности осуществлялось по следующим позициям:
• потребность к самореализации в превентивной деятельности;
• осознание места и функциональных возможностей превентивной деятельности в части (подразделении);
• личностная ориентация в общении с трудными воинами;
• наличие устойчивой мотивации и положительной установки к профилактической и перевоспитательной деятельности;
• способность быть носителем передовых психолого-педагогических ЗНУ и др.;
• наличие собственной социально-педагогической точки зрения по проблемам превентивной деятельности;
• представление о противоречиях и трудностях профилактической и перевоспитательной деятельности и условиях их разрешения и др.;
• профессиональная компетентность, соответствие педагогической подготовки современному уровню развития превентивной педагогики, передовым технологиям профилактики и перевоспитания;
• наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Второй этап подготовки курсантов позволил определить основные направления исследования превентивных психолого-педагогических, методических и других знаний:
• проявление умений и навыков, представляющих совокупность применяемых на практике элементов профилактической и перевоспитательной деятельности, таких как диагностические, организаторские, управленческие, оценочные, корректирующие, прогностические и другие умения и навыки;
• использование социально-педагогического, исторического, передового,
негативного, новаторского, инновационного, индивидуального, совокупного и другого опыта превентивной деятельности.
На третьем этапе исследования определялся уровень педагогической готовности будущих офицеров к превентивной педагогической деятельности в части и подразделениях. По результатам данного изучения составлялась индивидуальная карта социально-педагогической готовности конкретного курсанта к превентивной
деятельности.
На четвертом этапе осуществлялась комплексная подготовка курсантов к превентивной педагогической деятельности в соответствии с выявленным уровнем готовности к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения
военнослужащих. Важным условием совершенствования организации подготовки курсантов было обучение их практике превентивной педагогической деятельности по диагностированию поведения трудных военнослужащих; а также индивидуальновоспитательная работа с военнослужащими. Использование научных диагностических моделей негативного поведения воспитанников являлось важной организационной и содержательной основой подготовки курсантов к превентивной деятельности в армейских условиях. Анализ литературных источников, результатов опроса и анкетирования курсантов, помогли определиться с организацией педагогической подготовки курсантов экспериментальных групп к диагностической деятельности с трудными военнослужащими определить общие этапы ее организации и методику. Организационно-методическая подготовка курсантов к диагностической деятельности по изучению отклоняющегося поведения осуществлялась на предварительном этапе. Здесь основной целью являлась психолого-педагогическая подготовка курсантов к диагностической деятельности с трудными военнослужащими. С этой целью проводилось:
1. Инструктирование курсантов экспериментальных групп, выбор методов диагностики.
2. Определение мотивов диагностической деятельности: осознание необходимости данного вида превентивной деятельности офицеров; наличие определенной социальнопедагогической позиции по данной проблеме; представление о противоречиях и трудностях проведения курсантами педагогической диагностики.
3. Выделение основных знаний, умений и навыков диагностической деятельности; формирование организационных и методических навыков и умений.
4. Определение уровня психологической и педагогической готовности курсантов к диагностической педагогической деятельности; понимание особенностей данного вида превентивной деятельности; овладение теорией и практикой выявления трудных воинов и др. В ходе основного этапа педагогической диагностики осуществлялось психологопедагогическое изучение курсантами экспериментальных групп трудных военнослужащих.
1. Проводилась оценочная педагогическая диагностика курсантами отклоняющегося поведения военнослужащих; изучалась сущность, характер и наличие у изучаемых воспитанников негативных качеств личности; выявлялись негативные симптомы отклоняющегося поведения до и во время службы в армии; определялись положительные качества у военнослужащих, динамика их формирования и развития, условия их проявлений; выявлялись основные причины различных отклонений в поведении допризывной молодежи и условий их проявления у военнослужащих; определялся характер проявления отклонений в поведении воинов во время службы в армии; ставился предварительный диагноз; определены основные социальнопедагогические и психологические причины отклонений в поведении.
2. В результате этого: углубленное изучение поведения трудных военнослужащих и
систематические наблюдения за ними; совершенствование имеющихся знаний и сведений о перевоспитуемых воинах и характере отклонении их поведения; выдвижение обоснованных предложений об их возможных отрицательных последствиях как следствия неприятия профилактических и перевоспитательных мер после постановки первоначального диагноза; определение предварительного прогноза, где предусматривались возможные варианты развития и проявления различных отклонений в поведении военнослужащих, планирование процесса профилактики и перевоспитания, комплекс превентивных воздействий на трудных воспитанников и взаимодействий с ними и др. На заключительном этапе диагностической педагогической деятельности курсантов ставился окончательный диагноз, определялся перспективный прогноз, разрабатывалась комплексная целевая программа эффективной педагогической подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих. В результате, курсантами экспериментальных групп были подготовленные отчеты о проведенной работе по педагогическому диагностированию отклоняющегося поведения военнослужащих.
Условием совершенствования организационных основ подготовки курсантов к превентивной деятельности в педагогическом эксперименте являлось проведение ими индивидуальной воспитательной работы с трудными воинами в период стажировки. Это в свою очередь позволило выявить основные трудности, испытываемые курсантами в организации индивидуальных профилактических взаимодействий и воздействий на трудных воспитанников: слабое знание методики изучения трудных военнослужащих; отсутствие соответствующей литературы, рекомендаций специалистов; неэффективность проводимых воспитательных мероприятий; отсутствие необходимых психологопедагогических знаний, навыков и умений; нежелание работать с трудными военнослужащими и др.
Для повышения эффективности и результативности превентивной педагогической деятельности курсантов, устранения у них выявленных трудностей и ошибок осуществлялось обучение курсантов методике превентивной деятельности с трудными военнослужащими, организовывалось изучение курсантами превентивной деятельности офицеров. В работе с трудными воинами организация индивидуальной воспитательной работы включала в себя целый комплекс мероприятий: определение целей и задач этой работы; охват постоянным влиянием всех трудных военнослужащих; четкое определение кто, с кем и когда индивидуально работает; продуманное планирование индивидуальной работы; изучение ее состояния в коллективах; глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами; обучение курсантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода; установление медицинского контроля за состоянием здоровья трудных военнослужащих и др. Основные вопросы организации и проведения превентивной деятельности, совершенствования педагогического мастерства будущих офицеров предусматривались в личных планах курсантов, которые составлялись на период стажировки, проведения исследования.
Важным условием совершенствования индивидуальной воспитательной работы с трудными военнослужащими в опытно-экспериментальной работе явилось всестороннее и глубокое изучение и понимание индивидуальных особенностей личности трудного военнослужащего, его позитивных и негативных сторон. Это давало возможность курсантам выбрать такие средства индивидуальных взаимодействий, с помощью которых они могли не только устранить недостатки подчиненных, но и научиться своевременно предупредить чрезвычайное происшествие, нарушение правил несения дежурств и требований воинской дисциплины, случаи пьянства и другие отрицательные явления, наносящие вред боевой готовности части (подразделения). Изучение и познание курсантами трудных военнослужащих выступало в педагогическом эксперименте не как самоцель, а как важное условие подготовки к будущей превентивной деятельности.
Данная работа подготовила предпосылки для выбора курсантами форм и средств индивидуальной воспитательной работы с трудными военнослужащими, поскольку умение курсантов экспериментальных групп правильно выбрать форму индивидуальной воспитательной работы, определить ее содержание, творчески применить ее в процессе профилактики и перевоспитания составляло одну из основных задач. Проведенный анализ педагогической деятельности, наблюдение за ходом индивидуальной воспитательной работы курсантов позволили выявить следующие формы индивидуальных взаимодействий и воздействий на трудных военнослужащих: целенаправленные индивидуальные беседы, индивидуальную помощь, индивидуальные задания и поручения, контроль за индивидуальной деятельностью и поведением, критическую, но тактичную по своей форме, оценку конкретных недостатков и др. Рассмотренные в комплексе формы и средства индивидуальной воспитательной работы курсантов экспериментальных групп оказали влияние на повышение уровня подготовки будущих офицеров к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения у военнослужащих. Большое внимание в педагогическом эксперименте по подготовке курсантов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения у трудных военнослужащих отводилось индивидуальной профилактике учебной, воспитательной и социальной запущенности. Завершающим условием индивидуальной воспитательной работы с трудными воинами в экспериментальных подразделениях был систематический анализ достигнутых результатов индивидуальных превентивных влияний курсантов, корректировка их содержания и методики.
Таким образом, совершенствование организационных основ явилось важным путем повышения эффективности подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих. Исходя из этого, можно определить основные педагогические условия совершенствования организационных основ подготовки курсантов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих: соединение полученных научных знаний с передовым педагогическим опытом; вооружение курсантов психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками превентивной деятельности; обучение их практике превентивной педагогической деятельности по диагностированию отклоняющегося поведения военнослужащих; проведение индивидуальной воспитательной работы с трудными воинами.
Литература
1. Шикалова, О.В. Социальное содержание «нового облика» Вооруженных Сил РФ / О.В.Шикалова // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. - 2009. - № 7. - С.89-94.
2. Кудрявцев, Ю.М. Превентивная психология: учебное пособие / Ю.М.Кудрявцев, В.Е.Уткин. -Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2006. - 148с.
3. Рытенков, С.Ф. Совершенствование системы воспитательной работы и моральнопсихологического обеспечения в войсках / С.Ф. Рытенков // Право в Вооруженных Силах - военноправовое обозрение. - 2008. - № 2. - С.122-125.
4. Барабанщиков, А.В. Военно-педагогическая диагностика / А.В.Барабанщиков, П.П.Дерюгин. -М.: ВПА, 1995.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2007. - 207с.
6. Семенова, Л.В. Особенности обучения и воспитания курсантов как педагогов, работающих с трудными военнослужащими / Л.В. Семенова // Проблемы профессиональной подготовки и деятельности современного специалиста. - М.: ГУВР ВС РФ; Казань: Отечество, 2008. - С.111-116.
© Л. В. Химченко - аспирант кафедры ПиМ ВПО КГТУ, [email protected].