Научная статья на тему 'Превентивная педагогика в высшей военной школе'

Превентивная педагогика в высшей военной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Превентивная педагогика в высшей военной школе»

Ю. КУДРЯВЦЕВ, профессор Челябинский танковый институт (Казанский филиал)

«Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогическом мы не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?» Этот риторический вопрос А.С. Макаренко могли бы задать многие армейские воспитатели, которым по роду службы приходится постоянно иметь дело с трудными военнослужащими.

Анализ литературных источников, практической превентивной деятельности армейских воспитателей позволяет определить «предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения военнослужащих» как целенаправленный и организованный социально-педагогический процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых для осуществления педагогической профилактики отклонений в поведении и перевоспитания трудных военнослужащих.

В ходе превентивной деятельности ставится цель изменить ошибочные позиции и установки военнослужащих, сложившиеся стереотипы их поведения, искоренить негативные и сформировать положительные личностные качества. Воспринимая внешнее воздействие, воины перерабатывают его и пропускают через себя, опираясь на собственные позиции, взгляды, убеждения и установки. При профилактике и перевоспитании повышается роль самоисправления трудных воинов (в данном случае они выступают по отношению к самим себе как субъекты превентивной деятельности).

Цель предупреждения девиантного

Превентивная педагогика в высшей военной школе

поведения конкретизирует специфические задачи превентивной педагогики: всестороннее и многоплановое диагностирование поведения военнослужащих с различными отклонениями и его прогнозирование в течение воинской службы; выявление комплекса причин, условий и факторов отклонений в поведении, их локализация, устранение этих явлений; использование возможностей армейской службы для исправления ошибок в воспитании допризывной молодежи; определение методики профилактической и перевоспитательной деятельности различных категорий воспитателей; формирование неприятия воинами различных форм негативного поведения, своего рода нормативного поведенческого «иммунитета»; активизация возможностей трудных воинов по самоисправлению своего поведения и др.

Процесс предупреждения и преодоления «отклонений» в поведении протекает в определенных условиях, которые могут быть либо благоприятными, либо неблагоприятными. С ростом экономических и социальных возможностей общества повышается эффективность социально-педагогических мер воздействия (воспитание в семье, детском саду, школе, учебных и трудовых коллективах и т.д.). Поэтому цели, задачи и содержание данного процесса у армейской молодежи во многом зависят от состояния гражданского общества, от социально-педагогических условий воспитания допризывной молодежи.

56

Высшее образование в России • № 6, 2002

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в Вооруженных Силах, - неоднозначные структурные изменения, сокращение численности армии и флота, проблемы с количественным и качественным призывом, ухудшение характеристик допризывной молодежи - требуют от офицеров настойчивых усилий по поддержанию боевой готовности солдат, уставного порядка, чуткого отношения к военнослужащим с отклоняющимся поведением.

Войсковая практика, результаты специальных исследований позволили выявить следующие группы специфических противоречий, характерных для данного процесса и не нашедших должного освещения в психолого-педагогической литературе.

Противоречия первой группы: между доармейским уровнем воспитанности военнослужащего и новыми, постоянно растущими требованиями к нему во время службы в армии; между знанием норм поведения и негативным реальным поведением; между личным поведением и коллективным поведением и т.д. Разрешение этих противоречий в превентивной деятельности, как показывает практика, достигается путем выявления причин и условий различных отклонений в доармейском и воинском воспитании, разъяснения долга и требований армейской службы.

Противоречия другой группы возникают в результате несоответствия спланированных целей и задач превентивной деятельности и полученных результатов профилактики и перевоспитания: между возможностями различных категорий воспитателей и низкой результативностью профилактики и перевоспитания; между поставленными целями в воинской службе и реальными результатами по их достижению; между представлением воина о собственной ценности и отношением к нему окружающих и т.д. Важнейшим

результатом устранения противоречий является правильный учет целей и задач превентивной деятельности, логики развития процесса профилактики и перевоспитания, возможностей коллектива офицеров и сержантов по исправлению трудных военнослужащих.

Особую группу составляют противоречия между уровнем притязаний, характером развития поведенческих норм и возможностями их удовлетворения и выражения: между собственным поведением и представлением о том, как надо себя вести; между потребностью иметь положительный статус и отклоняющимся поведением, препятствующим этому; между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться требованиям воинских уставов; между словом и делом и т.д. Разрешение этих противоречий, как свидетельствует войсковая практика, происходит с большим трудом и требует длительных превентивных влияний. Главными путями разрешения противоречий данной группы являются: помощь перевоспиту-емым воинам в осознании имеющихся у них противоречий в поведении, создание необходимых условий для преодоления выявленных отклонений в поведении, убеждение в общественной значимости ратного труда, совершенствование всех сфер жизнедеятельности трудного военнослужащего.

Следует выделить также группу противоречий, проявляющихся в сфере достигнутого уровня социального и физического развития. Несоответствие уровней образует своеобразную диспропорцию между ранним физическим и половым созреванием, с одной стороны, и недостаточной социальной зрелостью - с другой. В этих случаях, как подтверждают исследования, возникают противоречия: между физическим развитием и инфантильным поведением; между стремлением казаться дисциплинированным воином и неумени-

ем быть им. Задача превентивной деятельности - содействовать правильному разрешению противоречий, укреплять социально значимые качества и чувства, преодолевать противоположные тенденции в психическом и физическом развитии трудного военнослужащего.

Практика предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих свидетельствует, что наиболее действенными принципами, на которых строится превентивная деятельность, являются:

® знание индивидуальных и возрастных особенностей трудного воина, характера отклонений в его поведении;

® индивидуальный и дифференцированный подход;

® опора на положительное в личности трудного воина;

® гуманизация превентивной деятельности;

® обеспечение единства изучения, воспитания и перевоспитания трудного воина;

Б. ЛЕВИН, доктор технических наук, ректор

В. РУЧКИН, кандидат технических наук Ю. ГРИМАЛЬСКАЯ, начальник управления по воспитательной работе Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

В марте 1999 г. мэр Москвы Ю.М.

Лужков вручил миитовцам символическую путевку на строительство объектов третьего транспортного кольца столицы. Началась новая история студенческих строительных отрядов (ССО)...

1958 - официальный год рождения студенческих отрядов в нашей стране,

® достижение непрерывности, систематичности и динамичности превентивной деятельности;

® социальная справедливость по отношению к трудным воинам.

Перечисленные принципы предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении военнослужащих тесно связаны между собой и определяют требования к соответствующим методам, приемам, средствам и формам педагогического воздействия. Выбор этих средств зависит от особенностей трудных воинов, причин возникновения и проявления отклонений в их поведении, условий и возможностей превентивных усилий воспитателей и воинских коллективов.

Объективная оценка результатов профилактической и перевоспитательной деятельности позволяет офицерам оперативно вносить соответствующие коррективы в последующие превентивные действия, придавать всему процессу управляемый и регулируемый характер.

Трудовой семестр

начавших поднимать целинные и залежные земли. Однако «добровольческая» трудовая деятельность студенчества имеет более давнюю историю.

В 1924 году, когда ВЛКСМ исполнилось пять лет и в его рядах уже насчитывалось несколько десятков тысяч комсомольцев, начали образовываться первые трудовые студенческие формирования. Они еще не имели привычного названия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.