Научная статья на тему 'Проблема исследования интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе'

Проблема исследования интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INTENSIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ / SET OF METHODS / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / ВЗАИМОСВЯЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERCONNECTIVITY TRAINING / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / FORMS OF ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бамбурова Елена Анатольевна

К военным летчикам предъявляют новые требования, а именно: знание авиационного английского языка на высоком профессиональном уровне. Возникает проблема поиска путей совершенствования профессиональной подготовки курсантов военных авиационных училищ. Актуальность использования интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе диктуется социальным заказом общества, необходимостью активизации учебного процесса на основе интеграции. Идея интегративного образования представляет одну из основополагающих концептуальных идей современной военной высшей школы. Цель интегративного обучения формирование профессионально-компетентной личности и целостного видения мира. Ранее интегративный подход рассматривался как осуществление межпредметных связей в процессе обучения. Дальнейшее исследование показало, что интегративный подход при обучении авиационному английскому языку это взаимосвязное обучение всем видам речевой деятельности. Далее возникла идея интегративного подхода, которая отражается в методах преподавания. Интегративное образование предполагает целостность образовательного процесса: содержание, принципы, методы, формы обучения, а также планирование, практическая деятельность, самоконтроль и коррекция. Основной идеей интегративного подхода является личностная направленность обучения, обобщенные предметные структуры и способы деятельности, системность в обучении, проблемность обучения и рефлексия деятельности. Данный подход открывает перспективы использования общенаучных методов теоретического исследования в педагогике, способный сформировать качественно-новую систему интегрированное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бамбурова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM RESEARCH IN INTEGRATIVE APPROACH OF AVIATION ENGLISH TRAINING IN HIGH MILITARY SCHOOL

New demands are made for military pilots, namely, knowledge of aviation English at a high professional level. There is the problem of finding ways to improve the training of military aviation schools cadets. The relevance of using an integrative approach in aviation English training in military high school social order dictated by society, the need to enhance the educational process on the basis of integration. The idea of ​​integrative education is one of the basic conceptual ideas of modern military high school. The goal of integrative education is the formation of a competent professional person and a holistic vision of the world. Earlier integrative approach was regarded as the implementation of interdisciplinary connections in the learning process. Further investigation revealed that the integrative approach in teaching aviation English interconnectivity is learning all kinds of speech activity. Further, the idea of ​​an integrative approach is reflected in the teaching methods. Integrative education involves the integrity of the educational process: the content, principles, methods, forms of teaching, as well as planning, implementation, and self-correction. The basic idea of ​​an integrative approach is a personal orientation of training, specialties generalized structure and ways of working, systematic learning, problem-based learning and reflection activities. This approach offers the prospect of using scientific methods of theoretical research in education, capable of forming a qualitatively new system an integrated educational space.

Текст научной работы на тему «Проблема исследования интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе»

Бамбурова Елена Анатольевна ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ...

УДК 372.881.1

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

© 2016

Бамбурова Елена Анатольевна, преподаватель кафедры № 10 иностранных языков

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в г. Сызрани» (446007, Россия, Самарская обл. г. Сызрань, улица Маршала Жукова,1, e-mail: alenab71@mail.ru)

Аннотация. К военным летчикам предъявляют новые требования, а именно: знание авиационного английского языка на высоком профессиональном уровне. Возникает проблема поиска путей совершенствования профессиональной подготовки курсантов военных авиационных училищ. Актуальность использования интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе диктуется социальным заказом общества, необходимостью активизации учебного процесса на основе интеграции. Идея интегративного образования представляет одну из основополагающих концептуальных идей современной военной высшей школы. Цель интегративного обучения - формирование профессионально-компетентной личности и целостного видения мира. Ранее ин-тегративный подход рассматривался как осуществление межпредметных связей в процессе обучения. Дальнейшее исследование показало, что интегративный подход при обучении авиационному английскому языку - это взаимосвязное обучение всем видам речевой деятельности. Далее возникла идея интегративного подхода, которая отражается в методах преподавания. Интегративное образование предполагает целостность образовательного процесса: содержание, принципы, методы, формы обучения, а также планирование, практическая деятельность, самоконтроль и коррекция. Основной идеей интегративного подхода является личностная направленность обучения, обобщенные предметные структуры и способы деятельности, системность в обучении, проблемность обучения и рефлексия деятельности. Данный подход открывает перспективы использования общенаучных методов теоретического исследования в педагогике, способный сформировать качественно-новую систему - интегрированное образовательное пространство.

Ключевые слова: интегративный подход, активизация учебного процесса, совокупность методов, межпредметные связи, взаимосвязное обучение, методологический подход, формы организации процесса обучения, интегрированное образовательное пространство.

PROBLEM RESEARCH IN INTEGRATIVE APPROACH OF AVIATION ENGLISH TRAINING IN HIGH MILITARY SCHOOL

© 2016

Bamburova Elena Anatolyevna, teacher of the10th department of foreign languages Branch of the Military Scientific and Educational Centre "Air Force Academy by Professor N.E. Zhukovsky and U. A. Gagarin in Syzran" (446007, Russia Samara region, 1, Marshal Zhukov Street e-mail: alenab71@mail.ru)

Abstract. New demands are made for military pilots, namely, knowledge of aviation English at a high professional level. There is the problem of finding ways to improve the training of military aviation schools cadets. The relevance of using an integrative approach in aviation English training in military high school social order dictated by society, the need to enhance the educational process on the basis of integration. The idea of integrative education is one of the basic conceptual ideas of modern military high school. The goal of integrative education is the formation of a competent professional person and a holistic vision of the world. Earlier integrative approach was regarded as the implementation of interdisciplinary connections in the learning process. Further investigation revealed that the integrative approach in teaching aviation English - interconnectivity is learning all kinds of speech activity. Further, the idea of an integrative approach is reflected in the teaching methods. Integrative education involves the integrity of the educational process: the content, principles, methods, forms of teaching, as well as planning, implementation, and self-correction. The basic idea of an integrative approach is a personal orientation of training, specialties generalized structure and ways of working, systematic learning, problem-based learning and reflection activities. This approach offers the prospect of using scientific methods of theoretical research in education, capable of forming a qualitatively new system - an integrated educational space.

Keywords: integrative approach, intensification of the educational process, a set of methods, interdisciplinary communication, interconnectivity training, methodological approach, forms of organization of the learning process, integrated educational space.

Требования ИКАО к владению английским языком вступили в силу 5 марта 2008 года (для некоторых стран, в том числе и России, 36-ой Ассамблеей ИКАО этот срок был продлен до 2011 года). В соответствии с данными требованиями, те экипажи, которые не будут иметь сертификат знания английского языка, не будут допускаться к международным полетам.

О недостаточной подготовке российских пилотов по английскому языку говорится во многих бюллетенях Всемирного фонда авиационной безопасности и в ряде публикаций в таких авиационных журналах, как "CAT'V'ICAO Journal," "Aviation Training", "Flight Safety Foundation" и др.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что изменившиеся функции военных летчиков предъявляют к ним новые требования: знание английского авиационного языка на рабочем (IV) уровне владения языком по шкале ИКАО [1].

Профессиональное образование в подготовке специалиста любого профиля определяется ФГОС ВО, здесь же указываются и основные виды профессиональной

деятельности, которые в профессиональной педагогике рассматриваются как аналоги профессиональной компетентности [1-4, 6].

Актуальность данного исследования подтверждается тем, что выпускники военных авиационных вузов недостаточно подготовлены к выполнению указанных задач. В связи с этим возникает проблема поиска путей совершенствования профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза и ее соответствия условиям формирующегося рынка труда, разработка педагогических условий, способствующих формированию профессионально-мобильных и компетентных выпускников авиационных вузов. Сказанное выше предполагает исследование целеполагания современного военного авиационного образования на основе интегративного подхода, обоснование актуальности профессионально-коммуникативной компетентности специалиста как основы, определяющей готовность курсанта к будущей профессиональной деятельности, разработку содержания профессионально-коммуникативной компетентности и педагогических условий её формирования.

Бамбурова Елена Анатольевна педагогические

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ... науки

Идея интегративного образования представляет одну из основополагающих концептуальных идей современной военной высшей школы. Цель интегративного обучения - формирование профессионально-компетентной личности и целостного видения мира.

Актуальность предпринятого исследования определяется: социальным заказом общества на военного специалиста, характеризующегося высоким уровнем профессионально-личностного становления; необходимостью оптимизировать образовательный процесс в современном военном вузе на основе интеграции общенаучной и специальной подготовки как эффективного условия повышения профессионально-личностного становления военного специалиста; потребностью в разработке целостной педагогической системы профессионально-личностной подготовки специалиста-летчика. Для этого необходимо рассмотреть несколько подходов, уже существующих в педагогике. Начнем с того, что подразумевается под определением «подхода» в методологии.

В общепринятом понимании слово «подход» означает совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на кого- либо, изучения чего-либо, ведения дел. Исследовательский подход определяется как исходный принцип, исходная позиция исследователя [2].

В современной философии понятие методологического подхода рассматривается различными учеными по-разному. Так, Н. Стефанов определяет методологический подход как «совокупность (систему) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [3, с. 27].

Э.Г. Юдин и И.В. Блауберг рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [4, с.74].

По мнению А. Петрова, в качестве общенаучной категории это понятие имеет два значения: 1) исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности; 2) направление изучения объекта (предмета) исследования [5].

С учетом данных точек зрения мы рассматриваем методологический подход как принципиальную методологическую ориентацию исследования, основанную на совокупности принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности.

Анализ понятия «методологический подход» во взаимосвязи с родовым понятием «методология» и с учетом уровней методологии подводит к целесообразности выделения уровней его толкования, что обусловлено его многоаспектностью и весьма широким методологическим содержанием. Это подтверждается тем, что в современной методологической литературе понятие «подход» либо отождествляется с проведением в исследовании определенной мировоззренческой позиции (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), либо понимается как стратегический принцип или совокупность принципов (И.В. Блауберг, Н.Стефанов, Э.Г. Юдин), либо связывается с применением набора процедур и приемов, служащих формой и условием реализации соответствующих принципов (А. Петров и др.)[6]

Основы интегративного подхода в образовании заложены такими известными педагогами как Я.А.Коменский, И.Ф. Гербарт , К.Д. Ушинский. В своих трудах А. Я. Коменский утверждал, что «Все - и самое большое и самое малое так лолжно быть приложено между собой и соеденино чтобы образовать единое целое» [7 ,с.21] Также Коменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если все, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а все, имеющее взаимную связь, постоян-60

но будет соединяться. В этих положениях выдающегося педагога представлена суть универсального хода развития любой сложной системы, в частности той, которая складывается в системе образования.

И. Ф. Гербарт обосновывал необходимость объединения источников предметных знаний на основе межпредметных связей, дающих возможность учителю использовать ассоциативный опыт учащихся для организации их умственной деятельности [8.С.52]. Все они видели интеграцию в образовании как необходимость, проявившуюся в желании отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, должно было обеспечить гармоничное развитие личности [9, с.11].

Поиски центральной идеи интегрированной системы обучения, вокруг которой мог бы группироваться весь изучаемый материал, велись и в начале XX века и в период становления новой школы после 1917 года. К примеру, в программах ГУСа 1929-1932 годов предпринимались попытки систематизировать учебный материал по областям знаний, но комплексность построения программ сохранялась. При этом имели место различные уровни комплексирования — от полной интеграции в начальной школе, до интеграции на уровне раздела ряда предметов в 5—7 классах (комбинирования). Наряду с интеграцией на базе содержания и структуры образования осуществлялось интегрирование на основе интеллектуальных умений. Это выражалось в стремлении ор ганизовать изучение всех учебных предметов единым базовым методом, имеющим исследовательскую направленность (Дальтон-план, метод проектов и пр.), что явилось примером приобщения к опыту западноевропейской прагматической педагогики [10, с 17].

После постановления «О начальной и средней школе» (1931 г.), в котором комплексная система обучения подвергалась критическому анализу, в отечественной школе прочно утвердилась предметная система. В результате в вопросе о координации предметных источников знания на долгое время утвердились две взаимосвязанные тенденции - интеграция и координация предметных связей. При этом интеграция предполагала объединение в одном синтезирующем курсе элементов различных учебных предметов для раскрытия комплексных тем и проблем. Координация же предусматривала согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий во время их изучения, то, что было названо осуществлением межпредметных связей в процессе обучения. Предполагалось, что межпредметные связи будут способствовать интеграции знаний.[11,с 25]

Дальнейшие исследования проблемы межпредметных связей показывали, что это понятие стало одной из ведущих категорий педагогической науки, существенной основой которой явилась связующая, объединяющая функция. Межпредметная связь определялась как полифункциональная педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса в школе. При этом предполагалось, что эта категория имеет комплексную педагогическую природу, это означает, что установление межпредметных связей ведет к качественной перестройке не только в содержании, но и в системе методов и организационных форм.

Далее возникала идея интегративного подхода, находившим выражение в определенных методах преподавания. Эти методы были прогрессивны для своей эпохи, соответствовали определенным целеустановкам и учитывали достижения влияющих на дидактику теоретических наук своего времени. Но опять же из-за неудовлетворенности возникшими методами приходилась дифференцировать подход на составляющие и развивать АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Бамбурова Елена Анатольевна ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ...

их отдельно, приводя в соответствие с новыми общенаучными данными. Такое развитие можно было констатировать до 80- х/90-х годов XX века, когда окончательно оформился плюрализм в использовании разных подход в зависимости от целеполагания. [12,с.53]

Е.Н. Пузанкова и Н.В. Бочкова предлагают различные основания для построения определений педагогической интеграции [14]:

- высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность - монообъект. новая структура, новые функции вступающих в связь объектов (основание для определения специфических характеристик интеграции как высшей формы взаимосвязи);

- высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся (основание для определения - содержание образования);

- создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов нескольких разделов подготовки учащихся (основание для определения понятия - укрупненные педагогические единицы).

Как следствие данного подхода «педагогическая интеграция в самом широком значении слова - это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности» .

В контексте проблем интеграции в образовании следует отметить точку зрения Панферова В.Н. Он отмечает, что поскольку учебная дисциплина, понимается как более узкое понятие по отношению к понятию «научная дисциплина», а, следовательно, она не отражает сути понятия интеграции как объединения частей в нечто целое, возникает проблема межпредметного синтеза отраслевых научных знаний в учебных дисциплинах. [13]

Согласно И.А. Зимней и Е.В. Земцовой, интегра-тивный подход - это «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего и создается его новое качество [15.С.14-19]

В отечественной методике интегративный подход рассматривается как понятие « принцип взаимосвязного обучения видам речевой деятельности». Такой подход в обучении противостоит обучению последовательному (слушание - говорение - чтение - письмо), сторонниками которого являются представители прямых методов и устного опережения в работе [16].

Далее возникала идея интегративного подхода, находившим выражение в определенных методах преподавания. Эти методы были прогрессивны для своей эпохи, соответствовали определенным целеустановкам и учитывали достижения влияющих на дидактику теоретических наук своего времени. Но опять же из-за неудовлетворенности возникшими методами приходилась дифференцировать подход на составляющие и развивать их отдельно, приводя в соответствие с новыми общенаучными данными. Такое развитие можно было констатировать до 80- х/90-х годов XX века, когда окончательно оформился плюрализм в использовании разных подход в зависимости от целеполагания [17].

Интегративное (синтезирующее, полипарадигмаль-ное) образование реализует органическую целостность образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы обучения, а также все компоненты целостной деятельности: планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция), системность в комбинировании элементов различных концепций и направлений.

Приоритетными идеями интегративного образования являются личностная направленность обучения,

обобщенные предметные структуры и способы деятельности, системность в обучении, проблемность обучения, диалогичность и рефлексия деятельности. Итак, кратко рассмотрим суть каждого из подходов (таблица 1).

Подход Авторы Суть подхода

Деят ельно стный подход А.Н. Леонтъев.СЛ. Рубинштейн. Е. В. Бондаревская,В.В. Сериков При деятельностноыподходев учебном процессе возникают значимые для обучающихся цели, реализуются важные мотивы, доминируют индивидуальные

л е.и ельно стный П0ДО10Д АН. ЛеонтьевЛС БыготскнйЛ.С.. Рубинштейн, БХ.Ананьев Выполнение обучающимися учебных задач по д унр явлением педагога р а звивало не только его предметную и профессиональную компетентность, но и

деят ельно стный подход АН. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л. С .Рубинштейн, БГ. Ананьева,ИА. Зимняя Предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентно стей, которые будут формнроватьсяу студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деят ельно стн.[15]

Компетентностный подход А М. Аронова, А. В. Б ар анникова АХ. Б ермус.И. А. Зимняя, А В. Хуторской Д.О. Филатова, В. А БолотоваИ.Д. Фру мин «Компетентно стный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическуюреальность»[19,с 10]

Инге грат явный подход Г. Д Глейзер.В С ЛедневДИ. Новикова,СЖГапеенкова, Г.Ф. Федорец.М.С. Пак, E.H. Соловова,ОА. МитусоваДЛ. Б им, АН Щукин Интегративное образование реализует органичную целостность образовательного пр оцесса(со держание, методы, принципы формы обучения, а также все компоненты целостной деятельности, системность в обучении, проблемно ста обучения, диалогичность и рефлексия деятельно сти.[20 ,с.115]

Интеграция - это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления взаимосвязи между различными образовательными программами. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего образования и влияет на повышение качества образовательного процесса [22-35]. Данный подход открывает перспективу использования общенаучных методов теоретического исследования в педагогике. Применение интегративного подхода в педагогике способно сформировать качественно новую систему - интегральное образовательное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Квалификационная шкала ИКАО по владению языком. http://bigmag.co.uk/plane/q_a/level_tables/rus_ table/

2. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики /А.П. Беляева. СПб.: ИПТО РАО. -1999. - 580 с.

3. Матвеева И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке военного специалиста средствами профессионально-ориентированного английского языка: монография/И. А. Матвеева [под общ.ред. Л.И. Корниловой].- Сызрань ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. - 168с.

4. Крестинский И. С. Формирование интегративно-го подхода к обучению иностранным языкам в западноевропейской педагогике второй половины XX века. дисс. канд. пед. Наук 13.00.01, Тверь, 2007

5. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. М.: Совершенство, 1998. -192с.

6. Блауберг И.В., Становление и сущность системного подхода/И.В. Блауберг,Э.Г. Юдин. - М.: Наука,1973.- 270 с.

7. Дидактика Яна Амоса Коменского и современная педагогическая наука.- В кн.: Материалы научной сессии АПН СССР, посвященной 300-летию опубликования Собрания дидактических трудов Яна Амоса Коменского. 13-14 декабря 1957 г.- М., 1959, с. 188).

8. Болотов, В.А. Проектирование профессионального образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М.: Педагогика, 1997. Вып. 4. - С.67.

9. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности студента с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. докт. пед. наук: Ю.В Варданян. - М.: МГПУ, 1999,- 35 с.

10. Мельниченко, С.А. Проблемы языкового обучения авиаспециалистов в России и их решение. Часть 2 - Пути решения проблем / С.А.Мельниченко // Новости аэронавигации. - 2002. - № 3. - с.17-21.

11. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб. ме-

Бамбурова Елена Анатольевна

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ..

тод, пособие / С.Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 144 с.

12. М. А. Абрамова Интеграция в образовании.// Философия образования 2014 №3с. 53

13. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в школе. — 1995. - № 5. - С. 13-18.

14. Пузанкова, Е.Н. и др. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики [Электронный ресурс] / Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова // Образование и общество - Научный, информационно-аналитический журнал - Режим доступа. - http://www.jeducation.ru/ -20.11.2014.

15. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход в оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов//Высшее образование сегодня 2008 №5с.14-19

16. Пульбере А., Гукаленко О., Устименко С. «Интегрированные технологии» // Высшее образование в Росси, 2004. -№ 1

17. Рыскулова М. Н., «Интегративный мультимедийный образовательный курс «История архитектуры», http://iii04.pfo-perm.ru

18. Данилюк А.Я. «Теоретико-методические основы интеграции в образовании», Ростов-на-Дону, 1997.

19. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку Текст. / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. -№3.-С. 9-15.

20. Фрумин И. О. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-ой научно-практической конференции. - Красноярск, 2003. - с.41-44.

21. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка. - М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.

22. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85-87.

23. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. Предпосылки и направления интеграции в российском образовании // Актуальные проблемы экономики и права.

2013. № 1 (25). С. 144-150.

24. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

25. Денисов М.В. Ресурсная интеграция как фактор развития социального партнерства в сфере профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 83-87.

26. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 4. С. 38-40.

27. Землянский В.В., Сергеев А.В. Интеграция как базовая идея развития непрерывного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 53-58.

28. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

29. Аниськин В.Н., Жукова Т.А. Спецкурс по формированию социокультурной компетентности преподавателя вуза как средство его самореализации // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 20-24.

30. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

31. Богданова А.В. Возможности моделирования в

диагностике качества образования на основе мульти-агентных связей // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.

32. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.

33. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

34. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

35. Пасынчук К.Н. Сущность понятия «качество подготовки» будущих специалистов по пожарной безопасности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 7074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.