Научная статья на тему 'Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе'

Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
авиационный английский язык / иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция / интегральная технология обучения / адаптация / aviation English / foreign language professional and communicative competence / integrated learning tech- nology / adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рехлова Анжела Вячеславовна, Набатова Лидия Борисовна

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере. Результатом обучения должна стать способность выпускника действовать в ситуациях профессиональной реальности, вести профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного мирового сообщества. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выдвинула конкретные требования к владению английским языком в сфере авиации. Однако проблема недостаточного уровня владения пилотами авиационным английским языком продолжает оставаться актуальной. Статья посвящена результатам экспериментальной работы, направленной на формирование у курсантов военного вуза достаточного уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции средствами интегральной технологии, адаптированной к условиям обучения в военном авиационном вузе. Целью статьи является описание экспериментальной работы по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе. В статье раскрывается структура иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, критерии и уровни оценки её сформированности. Авторы описывают этапы процесса практической реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, а также эффективность воздействия следующей совокупности педагогических условий адаптации интегральной технологии к условиям военного вуза: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням. Анализ результатов проведенного нами эксперимента доказывает эффективность разработанной методической модели интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, адаптированной к условиям подготовки в военном вузе. Объективность и достоверность результатов эксперимента доказаны методами математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рехлова Анжела Вячеславовна, Набатова Лидия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental work on the Aviation English integrated learning technology teaching in the military University

The relevance of the present study is due to the need to improve the quality of professional training of modern specialists, including the military sphere. The result of the training should be the ability of the graduate to operate in situations of professional reality, to conduct professional activities in accordance with the requirements of the modern world community. The international civil aviation organization (ICAO) has put forward specific English language proficiency requirements in the field of aviation. However, the problem of insufficient proficiency of pilots in aviation English is still relevant. The article is devoted to the results of experimental work aimed at the development in cadets of the military University sufficient level of foreign language professional and communicative competence formation by means of integrated technology adapted to the conditions of training in the military aviation University. The aim of the article is to describe the experimental work on the implementation of integrated technology of teaching aviation English in a military University. The article reveals the structure of foreign language professional communicative competence criteria and levels of its formation assessment. The authors describe the stages of practical implementation process of integrated technology of aviation English learning, as well as the effectiveness of the following combination of pedagogical conditions of integrated technology adaptation to the conditions of the military institution: differentiation of training; suitability and motivation of students; availability of information and communication support; monitoring the students’ progress and gradation of knowledge levels. The analysis of our experiment results proves the effectiveness of the developed methodological model of teaching aviation English integrated technology adapted to the conditions of training in a military University. The objectivity and reliability of the experimental results are proved by methods of mathematical statistics.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 191003 2019, № 1 (январь) УДК 378.147

Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе

Рехлова Анжела Вячеславовна1

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

[email protected]

Набатова Лидия Борисовна2

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

[email protected]

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере. Результатом обучения должна стать способность выпускника действовать в ситуациях профессиональной реальности, вести профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного мирового сообщества. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выдвинула конкретные требования к владению английским языком в сфере авиации. Однако проблема недостаточного уровня владения пилотами авиационным английским языком продолжает оставаться актуальной. Статья посвящена результатам экспериментальной работы, направленной на формирование у курсантов военного вуза достаточного уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции средствами интегральной технологии, адаптированной к условиям обучения в военном авиационном вузе. Целью статьи является описание экспериментальной работы по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе. В статье раскрывается структура иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, критерии и уровни оценки её сформированности. Авторы описывают этапы процесса практической реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, а также эффективность воздействия следующей совокупности педагогических условий адаптации интегральной технологии к условиям военного вуза: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням. Анализ результатов проведенного нами эксперимента доказывает эффективность разработанной методической модели интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, адаптированной к условиям подготовки в военном вузе. Объективность и достоверность результатов эксперимента доказаны методами математической статистики.

Ключевые слова: авиационный английский язык, иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция, интегральная технология обучения, адаптация.

Поступила в редакцию Received 15.11.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.12.2018

Принята к публикации Accepted for publication 20.12.2018 Опубликована Published 27.01.2019

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Рехлова Анжела Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия

2 Набатова Лидия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия

Введение

В XXI веке одной из первостепенных задач в области образования стало повышение качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере. Результатом обучения рассматривается не сумма усвоенной курсантом информации, а способность выпускника действовать в ситуациях профессиональной реальности, вести профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного мирового сообщества. Сложившаяся мировая практика, соображения в отношении эксплуатации и безопасности полётов сделали английский в авиации языком номер один, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выдвинула конкретные требования к владению английским языком в сфере авиации, включая фразеологию радиообмена. Однако, согласно опубликованным консультативно-аналитическим агентством «Безопасность полётов» данным, в списке причин авиакатастроф, уносящих каждый год сотни человеческих жизней, на седьмом месте стоит проблема недостаточного уровня владения пилотами авиационным английским языком [1].

На занятиях по авиационному английскому языку курсанты должны осваивать учебный материал легко и прочно, совершенствуя от занятия к занятию навыки профессионального общения, в частности произношения, построения и беглости речи, словарного запаса, восприятия на слух и обмена данными в соответствии с требованиям ИКАО [2], то есть обладать достаточным уровнем сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Понятие «коммуникативная компетентность» было введено американским лингвистом Деллом Хаймсом, а в отечественной педагогике - И. А. Зимней. По мнению Д. Хаймса, коммуникант должен не просто обладать лингвистической компетентностью, т. е. не просто владеть лексикой и грамматикой, но и знать, как тот или иной язык используется другими носителями языка [3]. И. А. Зимняя определила коммуникативную компетентность как «актуальное формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально профессиональную характеристику человека» [4]. Учитывая профессиональную направленность подготовки в вузе, считаем целесообразным в данном исследовании перенести акцент с формирования коммуникативной компетентности, требующейся в обыденном общении на каком-либо языке, на формирование профессионально-коммуникативной компетентности, требующей специальных знаний и навыков в той или иной профессиональной сфере. Понятие «профессионально-коммуникативная компетентность» понимается учёными по-разному [5]. Так, Л. М. Его-шина рассматривает профессиональную коммуникативную компетентность как составляющую профессиональной компетентности и взаимосвязь лингвистических знаний, профессиональных и коммуникативных умений и навыков, необходимых для осуществления коммуникативной деятельности в рамках профессиональной сферы общения [6]. И. А. Матвеева рассматривает профессионально-коммуникативную компетентность военного летчика «как интегративное качество личности военного летчика, определяющее уровень его готовности к профессиональной деятельности и как системный компонент всех составляющих его профессионально-деятель-ностных функций» [7]. Однако в целом все ученые рассматривают профессионально-коммуникативную компетентность как сложное, интегральное качество и выделяют в его структуре ряд составляющих компонентов - компетенций.

Мы согласны с пониманием компетенции, предложенным Н. В. Баграмовой, как «совокупности знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способности к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, навыков и умений» [8].

Больший учет потребностей профессионального общения достигается при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции -способности осуществлять профессионально ориентированное общение посредством иностранного языка в профессиональной деятельности [9].

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы выбираем для достижения этой цели. Существующие классификации педагогических технологий отражают их многообразие и многоаспектность, а также разные подходы авторов [10]. Однако особого внимания заслуживает интегральная технология обучения. Данная технология обучения объединила в себе крупные и важные исследования в современной педагогике: укрупнение дидактических единиц; разноуровневое планирование результатов обучения; активное использование информационных технологий; широкий спектр организационных форм занятий [11]. Сочетая личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, интегральная технология обучения обеспечивает развитие личности обучающегося на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Личностно-деятельный подход определен И. А. Зимней «как единство его личностного и деятельностного компонентов» [12]. Личностный компонент, по мнению И. А. Зимней, соотносится с личностно ориентированным подходом. Деятельный компонент соотносится с деятельным подходом. Деятельный компонент определяет субъектно-субъектные отношения преподавателя и обучаемого и активность обучаемого, когда в центр обучения ставится индивидуальная деятельность обучаемого, что вместе дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Дидактоцентрический подход к обучению, ориентированный только на обучение, является традиционным. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским. Основная цель обучения при этом подходе - формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Разработанные В. В. Гузеевым идеи интегральной технологии нашли своё развитие в исследованиях ряда отечественных ученых.

А. К. Винокуров посвятил свою работу развитию идей дифференциации обучения. Ученый видит дифференциацию обучения «в развитии различных концепций и теорий дифференцированного образования; в поиске новых форм, методов и технологий обучения, варьировании содержания образования; внедрении в образовательных учреждениях профильных групп посредством реализации сетевого дистанционного обучения» [13].

Н. А. Герасимова и А. С. Лопухина рассматривают в своих работах применение интегральной технологии в физкультурном образовании школьников [14, 15].

Формированию информационной культуры студентов высшей школы средствами интегральной технологии посвящено исследование О. Ю. Герасимовой [16].

Е. Б. Шоштаева исследовала процесс повышения качества образовательного процесса через адаптированную систему интеграции систем обучения в средней школе и вузе [17].

Таким образом, анализ методической и педагогической литературы показал, что разработанная В. В. Гузеевым для средней школы интегральная технология обучения [18] с успехом может применяться в профессиональной школе, в том числе и в военном авиационном вузе.

Методологическая база исследования

Как известно, выделяется три комплексных метода исследовательской работы в образовательном учреждении: изучение и обобщение передового педагогического опыта, опытная работа и экспериментальная работа.

С. В. Куликова говорит о передовом педагогическом опыте как о практике, дающей высокий устойчивый педагогический результат. «Опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, может быть эталоном» [19]. Однако А. М. Новиков считает, что при изучении и обобщении передового педагогического опыта педагог-исследователь вынужден следовать определенной канве, не реализуя на практике собственные инновационные разработки [20].

Опытную работу А. М. Новиков определил как «метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой» [21]. По мнению учёного, опытная работа, занимая промежуточное место между изучением и обобщением педагогического опыта и экспериментальной работой, показывает только общую эффективность или неэффективность внедряемых инноваций. Опытная работа не позволяет определить, какие именно факторы дают больший эффект, как они влияют друг на друга.

Изучить предметно-следственные связи в педагогических явлениях помогает экспериментальная работа. Экспериментальная работа «предполагает опытное моделирование педагогического явления и условия его протекания, активное воздействие исследователя на педагогическое явление, измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия» [22].

Проведение экспериментальной работы больше соответствует целям нашего исследования.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ и синтез обобщения опыта, абстрагирование, моделирование); эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, праксиметрический метод, эксперимент); статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение).

Результаты исследования

Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения осуществлялась на базе филиала военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в городе Сызрани в период с 2011 по 2018 год. В педагогическом эксперименте участвовало 180 курсантов III, IV и V курсов, обучающихся по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», из которых были сформированы экспериментальные и контрольные группы.

Эксперимент являлся естественным (согласно классификации П. Б. Гурвича [23]): работа проводилась в обычных учебных группах согласно расписанию занятий по дисциплине «Авиационный английский язык».

Целью констатирующего этапа (2011-2015 годы) была подготовка теоретической и аналитической базы для проведения экспериментальной работы. На данном этапе нами была разработана программа эксперимента, выполнен подбор и изучение

литературы по теме, определены критерии и показатели уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, проведен диагностический срез для определения исходного уровня иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Основные методы исследования на этом этапе эксперимента - анкетирование, тестирование, изучение отечественной и зарубежной научно-методической информативно-правовой литературы по теме исследования.

На втором этапе - формирующем (2015-2017 годы) - проводилась апробация интегральной технологии обучения и педагогических условий ее адаптации. Мы поддерживаем мнение А. Г. Замараева о том, что «когда речь идёт о внедрении определённой технологии в профессиональное образование с целью достижения необходимого результата (формирование профессиональных компетенций), то требуется несколько лет для экспериментального подтверждения разработанных теоретических положений, которые позволили бы продемонстрировать эффективность избранной технологии» [24]. В нашем исследовании экспериментальное обучение охватило весь курс дисциплины «Авиационный английский язык». На этом же этапе проходили промежуточный и контрольный срезы для определения уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции курсантов. Методы исследования на данном этапе - педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое наблюдение.

Третий этап нашего исследования - обобщающий (2017-2018 годы) - был посвящен анализу и оценке эффективности интегральной технологии при обучении курсантов авиационному английскому языку и внедрению результатов эксперимента в практику работы. Методами исследования на обобщающем этапе явились анализ результатов эксперимента и математическая обработка данных.

Предметной целью интегральной технологии обучения, отражающей содержание и специфику учебной дисциплины «Авиационный английский язык», мы определяем формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции как способности осуществлять профессионально ориентированное общение посредством иностранного языка в профессиональной деятельности. В структуре иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, вслед за Э. Г. Крыловым [25], мы выделяем две равнозначные составляющие: лингвистическую (профессионально ориентированные лингвистическая, социокультурная, прагматическая и стратегические компетенции) и профессиональную (профессиональные когнитивная и операционально-технологическая компетенции).

Важной задачей констатирующего этапа экспериментальной работы являлось определение комплекса критериев, показателей и методов диагностики уровня сфор-мированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции при обучении курсантов авиационному английскому языку в военном вузе в ходе реализации интегральной технологии обучения.

Для оценки сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в ходе реализации интегральной технологии и исходя из её структуры нами выделяются следующие критерии: учебный и личностный. Учебный критерий отражает сформированность лингвистической составляющей. Личностный критерий - сформированность профессиональной составляющей иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

В связи с тем что на сегодняшний день система российского военного образования не имеет официально определенного четкого описания уровней владения иностранным языком, то для нас интерес представляют уровни, выделенные в Квалификационной шкале ИКАО [26], и уровни, указанные в шкале "STANAG 6001" (NATO

Standardization Agreement), выведенной из Шкалы владения языками-посредниками военнослужащих стран НАТО (Interagency Language Roundtable) [27]. Анализ дескрипторов уровней владения различными аспектами языка позволил нам установить соответствие шкалы ИКАО и шкалы "STANAG 6001" и выделить четыре уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции военного летчика: критический, репродуктивный, реконструктивный и вариативный.

Целью формирующего этапа явилась реализация интегральной технологии в ходе обучения курсантов авиационному английскому языку. Процесс включал в себя три этапа: анализ формирования модулей, практическая реализация и интроспективная рефлексия.

На этапе анализа формирования модулей, во-первых, была скорректирована программа дисциплины «Авиационный английский язык» с учетом реализации интегральной технологии, а именно:

1) курс дисциплины «Авиационный английский язык» разбит на модули в соответствии с разделами, блоки и субблоки в соответствии с темами;

2) тематический план дисциплины соотнесен с тематическим содержанием модулей и блоков в рамках интегральной технологии;

3) соотнесено распределение объема учебного времени по разделам и темам согласно тематическому плану дисциплины «Авиационный английский язык» и объему учебного времени по модулям и блокам в ходе реализации интегральной технологии обучения.

Во-вторых, принята единая система структуры субблоков. Субблок включает в себя четыре следующих в определенной последовательности практических занятия: вводное повторение; изучение основного объема нового материала и его закрепление; изучение дополнительного объема нового материала и развивающее дифференцированное закрепление; контроль и коррекция.

Планируя содержание субблоков, мы следовали требованиям, предъявляемым к модульно-блочным курсам [28]:

- направленность на формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции;

- соблюдение единообразия в построении субблоков;

- построение обучения в субблоке на деятельностной основе, дифференцированный характер обучения и индивидуальная или групповая форма обучения;

- содержание субблока должно опираться на практическое применение полученных знаний;

- необходимость использования не только рекомендуемого учебного пособия, но и дополнительной литературы, электронных образовательных ресурсов.

На этапе практической реализации технологии мы проверяли эффективность воздействия следующей совокупности педагогических условий адаптации интегральной технологии к условиям военного вуза: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням.

Дифференциация обучения курсантов была основана на выявлении курсантов со склонностью к разным способам усвоения языка в зависимости от когнитивного стиля курсанта [29]. Под когнитивным стилем мы понимаем индивидуальные особенности восприятия и анализа информации курсантом. Для определения когнитивного

стиля курсанта в экспериментальных группах была проведена диагностика доминирующей перцептивной модальности по методике С. Ефремцева [30]. Знание когнитивного стиля курсантов группы преподавателем позволяет добиться лучших результатов в обучении и организовать процесс преподавания более эффективно. Работа в малых группах позволяет большей части курсантов учиться в предпочтительном для них стиле большую часть учебного времени. При парной работе на занятии, как показал наш опыт, целесообразнее формировать пары из курсантов с одним когнитивным стилем. При выполнении заданий в малых группах эффективнее группы, состоящие из курсантов с различными когнитивными стилями. Эффективности усвоения учебного материала способствует возможность выбора курсантами задания в соответствии с их когнитивным стилем восприятия и усвоения.

Профессиональное соответствие и мотивация курсантов реализуются в содержании методического пособия, так как в данном пособии содержатся задания, моделирующие будущую профессиональную деятельность военного летчика, а также в соотнесении грамматического и лексического материала с возможными ситуациями (или компонентами ситуаций) его употребления в военно-профессиональной сфере, что обеспечивает готовность использовать лексико-грамматические средства в определенных речевых ситуациях. Моделирование военно-профессиональной деятельности военного летчика в учебной деятельности вводит содержание профессиональных обязанностей в образовательный процесс, таким образом, способствуя повышению личностной заинтересованности курсантов, а следовательно, росту мотивации. Часто российские военные летчики выполняют миротворческие миссии в составе российских авиационных групп за рубежом. Для более реалистичного моделирования военно-профессиональной деятельности военного летчика на занятиях по обучению радиообмену используются данные конкретных аэродромов, а как модели используются тексты реальных радиопереговоров между пилотами и авиадиспетчерами.

Широкое использование на занятиях и в часы самоподготовки возможностей мультимедийных средств, компьютерных программ и занятия на авиационном тренажере реализуют третье педагогическое условие - наличие инфокоммуникацион-ного сопровождения занятий. В часы самоподготовки курсанты всегда могут воспользоваться ресурсами информационно-образовательной среды (ИОС) кафедры иностранных языков. В компьютерах, установленных в кабинетах кафедры и в компьютерном классе библиотеки вуза, в папке «Справочные материалы для курсантов» находятся электронные учебники и пособия по дисциплинам кафедры, словари и методические указания к занятиям для курсантов. Папка «Тренировочные материалы» содержит тренировочные варианты контрольных работ, тестов.

При реализации адаптированной нами интегральной технологии обучающимся предлагаются задания трех уровней: репродуктивного, реконструктивного и вариативного, что соответствует репродуктивному, реконструктивному и вариативному уровням сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Градация знаний по уровням позволяет каждому курсанту выбрать уровень обучения, а также требует градации предъявляемого учебного материала и разноуровневых заданий. В таблице приведен пример заданий разного уровня модуля «Авиация» блока «Применение воздушных судов» субблока «Задачи военных вертолетов», занятие «Изучение дополнительного объема нового материала и развивающее дифференцированное закрепление».

Разноуровневые задания. Модуль «Авиация», блок «Применение воздушных судов», субблок «Задачи военных вертолетов»

Уровень заданий Содержание заданий Форма работы

Репр одуктивный 1. Прочитайте, прослушайте текст "Helicopters' missions" и ответьте на вопросы. 2. Вставьте в предложения пропущенные термины Индивидуальная

Реконструктивный 3. Соедините задачи, решаемые вертолетами, и их содержание. 4. Прослушайте доклад летчика на брифинге и сделайте записи о выполненной им задаче Индивидуальная/ парная Индивидуальная/ в малых группах

Вариативный 5. Ситуация: вы пилот вертолета HH-60 G, который только что вернулся с выполнения боевого задания по поиску и спасению. Доложите о ходе выполнения задания Индивидуальная/ в малых группах

Третий этап реализации интегральной технологии - это интроспективная рефлексия.

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [31]. И. С. Ладенко понимает под интроспективной рефлексией контроль, корректировку или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности, то есть это регулирование деятельности «здесь и сейчас» [32]. На данном этапе курсантами проведена самооценка произошедших изменений, соотнесение полученных результатов с запланированными и внесена корректировка в осуществляемую деятельность.

Цель обобщающего этапа экспериментальной работы - анализ и оценка эффективности интегральной технологии обучения авиационному английскому языку.

На основании сравнительного анализа результатов тестирования курсантов в начале эксперимента и в конце формирующего этапа эксперимента с целью определения уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции курсантов мы можем сделать вывод о положительных результатах и в целом об эффективности проведенного педагогического исследования.

Критический уровень ■ Репродуктивный уровень Реконструктивный уровень ■ Вариативный уровень Столбец 1 ■ Столбец 2

25%

60,5% А

6,5%

10,5%

31,5%

55,5%

л

Г

24,5%

40%

35,5%

Исходный срез

Промежуточный срез

Итоговый срез

Сопоставительная гистограмма исходного, промежуточного и итогового срезов уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции курсантов

Как видно на рисунке, в экспериментальной группе не стало курсантов с критическим уровнем сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции; значительно сократилось количество курсантов с репродуктивным уровнем. Наблюдается увеличение курсантов с реконструктивным и вариативным уровнями сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. В контрольной группе произошедшие изменения составляют примерно 5-7%.

Также мы проанализировали эффективность применения интегральной технологии с помощью коэффициента оценки сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции Ко [33]. Значение коэффициента Ко = 4,1, что больше единицы, следовательно, применение в учебном процессе интегральной технологии является более эффективным, чем использование традиционного обучения.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного нами эксперимента доказывают эффективность разработанной методической модели интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, адаптированной к условиям подготовки в военном вузе. Объективность и достоверность результатов эксперимента доказаны методами математической статистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на источники

1. Шелковников В. Г. Убийцы в авиации. - URL: http://finamaero.mirtesen.ru/blog/43508156276/Valeriy SHelkovnikov:-Ubiytsyi-v-aviatsii.

2. Руководство по внедрению требований ИКАО к владению языком. 9835 / Международная организация гражданской авиации. - Издание второе, 2010. - 180 с.

3. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / eds. J. B. Pride, J. Holmes. - Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р. 269-293.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 35.

5. Овчинникова О. С. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2010. - 174 с.

6. Егошина Е. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза на основе билингвального сопоставления русского и английского языков): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02. - Йошкар-Ола, 2010. - 213 с.

7. Матвеева И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2012. - С. 37.

8. Баграмова Н. В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования // «Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке»: материалы Всерос. науч.-метод. конф. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - С. 8.

9. Матвеева И. А. Указ. соч.

10. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma Mater. - 2002. - № 7. - С. 55-56.

11. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 207 с.

12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с

13. Винокуров А. К. Педагогическое обеспечение профильной дифференциации в старших классах средствами интегральной технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 2008. - 23 с.

14. Герасимова Н. А. Интегральная технология обучения в физкультурном образовании школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - СПб., 2003. - 245 с.

15. Лопухина А. С. Интегральная технология физкультурного образования школьников старших классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - СПб., 2007. - 149 с.

16. Герасимова О. Ю. Интегральная технология формирования информационной культуры студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ульяновск, 2009. - 224 с.

17. Шоштаева Е. Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск, 2003. - 225 с.

18. Гузеев В. В. Системные основания интегральной образовательной технологии: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 1998. - 390 c.

19. Куликова С. В. Педагогическое исследование в опытно-экспериментальной работе учителя // Вестник ОГУ. -2004. - № 10. - С. 60-66.

20. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. - Изд-е второе, доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134 с.

21. Там же. - С. 53.

22. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

23. Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир: ВГПИ, 1980. - 104 с.

24. Замараев А. Г. Технология модульно-компетентностного обучения в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Уфа, 2013. - 198 c.

25. Крылов Э. Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе языка: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2016. - 450 с.

26. Квалификационная шкала ИКАО по владению языком. - URL: http://www.aerocadet.ru/icao-english-chart.html.

27. SPESIFICATIONS-NATO-STANAG-6001-English-9th-Rev-Edition. - URL: http://rnda.armf.bg/wp/wp-content/up-loads/2015/03/SPESIFICATONS-NATO-STANAG-6001-English-9th-Rev-Edition.pdf.

28. Замараев А. Г. Указ. соч.

29. Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. - М.: Институт гуманитарных исследований, 2001. - 307 с.

30. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 204 с.

31. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. - Минск: Высш. шк., 2002. - 95 с.

32. Ладенко И. С. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987. - 241 с.

33. Замараев А. Г. Указ. соч.

Angela Rekhlova,

Postgraduate Student, Pedagogics Chair, Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia

[email protected]

Lidia Nabatova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogics Chair, Ulyanovsk State Pedagogical University,

Ulyanovsk, Russia

[email protected]

Experimental work on the Aviation English integrated learning technology teaching in the military University Abstract. The relevance of the present study is due to the need to improve the quality of professional training of modern specialists, including the military sphere. The result of the training should be the ability of the graduate to operate in situations of professional reality, to conduct professional activities in accordance with the requirements of the modern world community. The international civil aviation organization (ICAO) has put forward specific English language proficiency requirements in the field of aviation. However, the problem of insufficient proficiency of pilots in aviation English is still relevant. The article is devoted to the results of experimental work aimed at the development in cadets of the military University sufficient level of foreign language professional and communicative competence formation by means of integrated technology adapted to the conditions of training in the military aviation University. The aim of the article is to describe the experimental work on the implementation of integrated technology of teaching aviation English in a military University. The article reveals the structure of foreign language professional communicative competence criteria and levels of its formation assessment. The authors describe the stages of practical implementation process of integrated technology of aviation English learning, as well as the effectiveness of the following combination of pedagogical conditions of integrated technology adaptation to the conditions of the military institution: differentiation of training; suitability and motivation of students; availability of information and communication support; monitoring the students' progress and gradation of knowledge levels. The analysis of our experiment results proves the effectiveness of the developed methodological model of teaching aviation English integrated technology adapted to the conditions of training in a military University. The objectivity and reliability of the experimental results are proved by methods of mathematical statistics.

Key words: aviation English, foreign language professional and communicative competence, integrated learning technology, adaptation.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Рехлова А. В., Набатова Л. Б. Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 1 (январь). - С. 29-39. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191003.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2019-11003

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Рехлова А. В., Набатова Л. Б., 2019

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.