Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов'

Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ АУДИРОВАНИЕ / PROFESSIONALLY ORIENTED LISTENING / АУДИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / AUDITIVE COMPETENCE / АВИАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / AVIATION SPECIALISTS / АВИАЦИОННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / AVIATION ENGLISH / АВИАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ / RADIO MESSAGE / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / INTERACTIVE APPROACH / СПЕЦИФИКА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ / SPECIFICITY OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONALLY-ORIENTED TECHNOLOGIES / ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / FORMS AND MEANS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Юлия Викторовна

Статья освещает актуальную проблему совершенствования процесса обучения профессионально-ориентированному аудированию как одного из ключевых видов речевой деятельности авиационных специалистов с целью обеспечения высокого уровня безопасности полетов. В 2011 г. Российская Федерация присоединилась к числу стран, в которых вступило в силу требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о минимально допустимом уровне владения английским языком авиационными специалистами. Автор статьи считает, что достичь хороших показателей в критерии «Понимание» по шкале ИКАО можно только при высоком уровне развития аудитивной компетенции у курсантов военного авиационного вуза, поэтому рассматривает организационно-педагогические условия эффективности данного процесса. Специфика профессиональной (в том числе иноязычной) подготовки военных лётчиков в высшем военном авиационном образовательном учреждении, требования ФГОС ВПО, а также актуальные личностные и профессиональные потребности будущих специалистов обуславливают выбор интерактивного подхода при определении организационно-педагогических условий развития аудитивной компетенции курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF MILITARY AIR FORCE SCHOOL CADETS' LISTENING SKILLS

The paper covers the topical issue of improvement of the process of teaching professionally oriented listening as one of the key forms of oral activity of aviation specialists in order to ensure the high level of flight operating safety. In the year 2011, the Russian Federation joined the countries where the ICAO requirement for a minimum acceptable level of English proficiency of aviation specialists came into effect. The author supposes that it is possible to achieve good level of “Comprehension” criteria according to the ICAO scale only in case of development of rather a high level of auditive competence of military air force high school students; that is why the author studies the organizational and pedagogical conditions of the effectiveness of this process. The features of the professionally oriented training at the military air force high school, state standard requirements, personal and professional needs of the future specialists result the conditions to be based on interactive approach.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов»

УДК 81243:378.14

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА

© 2016

Суслова Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», Сызрань (Россия)

Аннотация. Статья освещает актуальную проблему совершенствования процесса обучения профессионально-ориентированному аудированию как одного из ключевых видов речевой деятельности авиационных специалистов с целью обеспечения высокого уровня безопасности полетов. В 2011 г. Российская Федерация присоединилась к числу стран, в которых вступило в силу требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о минимально допустимом уровне владения английским языком авиационными специалистами. Автор статьи считает, что достичь хороших показателей в критерии «Понимание» по шкале ИКАО можно только при высоком уровне развития аудитивной компетенции у курсантов военного авиационного вуза, поэтому рассматривает организационно-педагогические условия эффективности данного процесса. Специфика профессиональной (в том числе иноязычной) подготовки военных лётчиков в высшем военном авиационном образовательном учреждении, требования ФГОС ВПО, а также актуальные личностные и профессиональные потребности будущих специалистов обуславливают выбор интерактивного подхода при определении организационно-педагогических условий развития аудитивной компетенции курсантов.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное аудирование; аудитивная компетенция; авиационные специалисты; авиационный английский язык, авиационное сообщение; интерактивный подход; специфика иноязычной подготовки; профессионально-ориентированные технологии, методы, формы и средства обучения.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF MILITARY AIR FORCE SCHOOL CADETS' LISTENING SKILLS

© 2016

Suslova Yuliya Viktorovna, assistant professor of the Foreign department Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E.Zhukovsky and Y.A.Gagarin», branch in Syzran, Syzran (Russia)

Abstract: The paper covers the topical issue of improvement of the process of teaching professionally oriented listening as one of the key forms of oral activity of aviation specialists in order to ensure the high level of flight operating safety. In the year 2011, the Russian Federation joined the countries where the ICAO requirement for a minimum acceptable level of English proficiency of aviation specialists came into effect. The author supposes that it is possible to achieve good level of "Comprehension" criteria according to the ICAO scale only in case of development of rather a high level of auditive competence of military air force high school students; that is why the author studies the organizational and pedagogical conditions of the effectiveness of this process. The features of the professionally oriented training at the military air force high school, state standard requirements, personal and professional needs of the future specialists result the conditions to be based on interactive approach.

Keywords: professionally oriented listening; auditive competence; aviation specialists; Aviation English; radio message; interactive approach; specificity of foreign language training; professionally-oriented technologies, methods, forms and means of teaching.

В последнее время военные вертолёты российских ВВС совместно с другими членами международного авиационного сообщества всё чаще участвуют в выполнении различных задач в странах ближнего и дальнего зарубежья: Приднестровье, Таджикистан, Южная Осетия, Абхазия, Босния и Герцеговина, Косово, Ангола, Чад, Сьерра-Леон, Судан, Сирия и т.д. Полеты выполняются над территорией иностранных государств в соответствии с принятыми резолюциями Организации Объединённых Наций (ООН), требованиями международных стандартов и правилами аэронавигационного обслуживания Международной организации гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization). По мере развития авиации, расширения возможностей применения военных вертолетов увеличивается степень сложности решаемых летчиком задач, и, как следствие, возрастают требования к профессиональной (в том числе иноязычной) подготовке будущих военных лётчиков.

В связи с присоединением в 2011 г. Российской Федерации к числу стран, в которых вступило в силу требование ИКАО о 4ом уровне владения английским языком авиационными специалистами, Воздушный кодекс РФ определяет, что при полетах воздушных судов по международным воздушным трассам в пределах территории РФ, в том числе в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, радиопереговоры могут осуществляться как на русском, так и на английском языках [1].

Во время выполнения своих функциональных обя-

занностей военные лётчики воспринимают на слух аэродромную и метеорологическую информацию, оперативно реагируют на возникновение нестандартных ситуаций при ведении радиообмена, участвуют в проведении брифингов, предполётных инструктажей, изучают материалы авиационных происшествий. В этой связи неслучаен возросший интерес к иноязычному профессионально-ориентированному аудированию, являющимся одним из каналов получения информации, как в учебной, так и в профессиональной деятельности военного лётчика. Следовательно, аудитивная компетенция является ведущей в процессе иноязычной подготовки курсантов высших военных авиационных учебных заведений, поскольку от уровня её сформированности зависит безопасность полёта. Под аудитивной компетенцией будущего военного лётчика мы понимаем способность и готовность выполнять действия по восприятию на слух, пониманию и смысловой переработке информации иноязычных авиационных сообщений различных жанров [2].

Специфика профессиональной (в том числе иноязычной) подготовки военных лётчиков в высшем военном авиационном образовательном учреждении заключается в:

а) совмещении учебной и служебной деятельности;

б) организации образовательного процесса с большими разрывами между семестрами вследствие лётной практики;

в) отсутствии возможности формировать группы по наличному уровню языковой подготовки обучающихся;

г) особенностях технического типа мышления и аудиовизуального способа восприятия информации;

д) низком уровне мотивации и наличной языковой подготовки курсантов;

е) ограничении использования Интернет - ресурсов и т.д.

Все вышесказанное требует оптимизации учебного процесса путем внедрения таких методов, технологий и форм обучения, которые обеспечивают легкость в восприятии и запоминании учебного материала, помогают избежать монотонности и утомления при отработке большого количества информации, повышают мотивацию обучающихся к изучению дисциплины.

Требование ФГОС ВПО по направлению подготовки 161002 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета)» использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий, удельный вес которых должен составлять не менее 20 процентов, обуславливает выбор интерактивного подхода в качестве основы обучения [3]. Мы разделяем мнение Г.В.Файзиевой и Т.А.Стародубцевой о том, что развитие иноязычной компетентности курсантов в условиях совместной деятельности идет быстрее [4]. Структуру изучаемого нами процесса развития аудитивной компетенции будущего военного лётчика на основе интерактивного подхода составляет «двойной интерактив»: курсанты взаимодействуют с информационной средой, источником которой выступает интерактивная доска и с коммуникантами, в роли которых выступают преподаватель или однокурсники

Эффективность решения проблемы развития ауди-тивной компетенции будущего военного лётчика зависит от решения целого комплекса педагогических задач и, в частности, поиска наиболее эффективных организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение образовательных целей и нацеленных на повышение качества учебного процесса. Организационно-педагогические условия являются решающим фактором успешности образовательного процесса, поскольку именно они создают ту необходимую профессионально-ориентированную среду, в которой эффективно развиваются целевые компетенции.

На сегодняшний день существуют различные трактовки сущности организационно-педагогических условий. Н.М.Борытко предлагает считать под организационно-педагогическим условием «внешнее обстоятельство», которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса и предполагает достижение определенного результата [5]. Е.Ю.Никитина под организационно-педагогическими условиями понимает «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [6]. В широком смысле организационно-педагогические условия можно рассматривать как систему педагогических мер, актуализирующих как возможности учебного процесса, так и потенциал личности студентов, а также образовательные и развивающие ресурсы самих формируемых компетенций, необходимые для эффективного достижения поставленных целей. Таким образом, к организационно-педагогическим условиям можно отнести не только элементы содержания, методов, приемов, организационных форм обучения, нацеленных на достижение дидактических целей, но и те необходимые преобразования в их личности, индивидуальном опыте, которые происходят под воздействием указанных выше компонентов педагогического процесса. Под организационно-педагогическими условиями эффективного развития аудитивной компетенции курсантов военного авиационного вуза мы, вслед за Е.С.Каптуровой, понимаем многоуровневую систему методических решений (приемов), обеспечивающих успешное, эффективное и экономное достижение целей обучения [7].

При определении организационно-педагогических

условий эффективного развития аудитивной компетенции курсантов военного авиационного вуза мы принимали во внимание:

а) требования современного социального заказа применительно к военным авиационным специалистам;

б) актуальные личностные и профессиональные потребности будущих военных лётчиков;

в) возможности развития аудитивной компетенции в процессе профессиональной (в том числе иноязычной) подготовки военных лётчиков в высшем военном авиационном образовательном учреждении;

г) сущностные характеристики аудитивной компетенции как профессионально-значимого феномена.

В состав процесса развития аудитивной компетенции был включен следующий комплекс организационно-педагогических условий:

1) обеспечение мотивации коммуникативной и учебно-познавательной деятельности обучающихся;

2) применение совокупности профессионально-ориентированных технологий, методов и форм организации обучения;

3) применение комплекса дидактических средств обучения;

4) готовность преподавателя и обучающегося к использованию ИКТ;

5) наличие специализированной аудитории [8].

Анализ результатов анкетирования, проведенного

И.А.Матвеевой [9] показал, что большинство курсантов военного авиационного вуза не соотносят свою основную профессию с качественным знанием иностранного языка, не осознают престиж профессии, важность знания языка для самореализации и сопутствующие их будущей работе возможности. Отсюда и первое условие -обеспечение мотивации коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, которое предполагает определение, стимулирование и развитие коммуникативных, познавательных и учебных потребностей обучающихся. Это позволяет им научиться:

а) рассматривать профессионально-ориентированное аудирование с точки зрения мотивационно-потребност-ной сферы, то есть достижения своих целей и реализации собственного коммуникативного намерения;

6) фокусироваться, прежде всего, на решении коммуникативных задач в процессе восприятия иноязычной речи на слух, а не просто «декодирования» заданного содержания;

в) анализировать содержание, способы и средства оформления высказывания с тем, чтобы в дальнейшем эффективно планировать собственное высказывание.

Мотивация в данном случае сводится не только и не столько к организации интересного и занимательного учебного процесса, а к реализации личностно-значимого потенциала обучения, что достигается за счет:

а) включения профессионально-ориентированного аудирования в другие виды деятельности, в результате чего восприятие иноязычной речи на слух предстает как необходимое условие осуществления образовательной (и любой другой) деятельности;

б) использования разнопланового контекста в обучении;

в) активного взаимодействия с различными источниками информации;

г) соответствия языкового содержания обучения ожиданиям, интересам, потребностям, индивидуальному уровню развития способностей и умений курсантов, а также задачам приобретения профессиональных компетенций.

В связи с вышесказанным, реализация мотивацион-ного аспекта зависит от использования в процессе развития аудитивной компетенции у курсантов языкового материала, отобранного с учетом:

а) профессиональной направленности;

б) аутентичности;

в) функционально-стилистического и жанрового со-

ответствия информации [10].

Каждая сфера использования языка (в нашем случае -авиации) вырабатывает свои, относительно устойчивые типовые модели построения высказываний, которые называются «речевыми жанрами» [11]. Для определения типичных для профессиональной деятельности военного лётчика жанров авиационных сообщений нами было проведено анкетирование пилотов вертолётов, имеющих опыт выполнения полётов по международным воздушным трассам. На основе полученных данных были выявлены жанры авиационных сообщений: объявление, метеосообщение, инструкция, авиационное сообщение, радиопереговоры. Известно, что каждый жанр наряду с общими чертами обладает присущими только ему свойствами, которые могут оказывать серьёзное влияние на понимание текстов данного жанра. В профессиональной коммуникации существует такой уровень аудитивной компетенции, когда адресат уже с первых слов угадывает жанр речи, предугадывает её определенный объем и композиционное построение. Поэтому, если познакомить обучающихся с образцами текстов жанров авиационных сообщений, объяснив их структурные, языковые, функциональные особенности, то это облегчит восприятие и понимание других авиационных сообщений, тем самым повысит аудитивную компетенцию будущих военных лётчиков.

ИКАО рекомендует «проводить языковую подготовку с содержанием, адекватным решаемым задачам» [12]. Авиационный английский язык высоко контекстуален. Контекст - это ситуация, а стереотипность ситуаций позволяет авиационным специалистам обходиться меньшим по объему словарем и пользоваться стандартными фразами в ситуации нехватки времени. В свете компе-тентностного подхода отправной точкой отбора языкового материала является изучение реальных коммуникативных потребностей авиационных специалистов: осуществлять коммуникацию со специалистами-организаторами воздушного движения, воспринимать на слух аэродромную, метеорологическую и орнитологическую информацию, оперативно реагировать на возникновение нестандартных ситуаций при ведении радиообмена, участвовать в проведении брифингов, учебных семинаров, предполётных инструктажей, работать с различными информационными источниками при изучении и анализе материалов авиационных происшествий и т.д. [13]. Профессиональная направленность материала обеспечивает работу в знакомом языковом пространстве, а информативная составляющая текстов авиационных сообщений является существенным стимулом к активизации речемыслительной деятельности обучающихся.

Помимо этого, чем ближе форма аудиотекста к реально существующей в языковой среде, тем эффективнее будет протекать процесс обучения. В программных документах Совета Европы по образованию подчеркивается, что «главная задача аудиоупражнений - научить воспринимать естественно звучащую речь, причем, как в ситуациях прямого контакта (лицом к лицу), так и при опосредованном общении (в аудиозаписи)» [14]. Под аутентичным понимается текст, являющийся реальным продуктом речевой деятельности носителей языка, и не адаптированный для нужд обучающихся с учетом их уровня владения языком [15. С. 11-18]. Роль аутентичных текстов авиационных сообщений в создании иллюзии естественной речевой среды будущего военного лётчика трудно переоценить. Однако, несмотря на многочисленные достоинства, применение аутентичных текстов в военном авиационном вузе ограничено наличным уровнем владения английским языком обучающихся и серьезными трудностями, которые они испытывают при аудировании. Практика преподавания дисциплины «Авиационный английский язык» в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани показывает, что материалы, взятые из оригинальных источников (записи радиопереговоров в режиме «лётчик - диспетчер»), могут быть использова-94

ны только на старших (4-5) курсах. На начальном этапе обучения дисциплине (3 курс) целесообразнее использовать учебно-аутентичный текст, который подвергся методической обработке с учетом всех параметров аутентичности (функциональность, лексика, фразеология, грамматика, структура, оформление и т.д.). Из него научно обоснованно исключается все, что не может быть имитировано или воспроизведено обучающимися [16].

Второе организационно-педагогическое условие эффективного развития аудитивной компетенции военного лётчика заключается в применении совокупности профессионально-ориентированных технологий, методов и форм обучения, которые обеспечивают решение задач полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста. Реализация компетентностно-го, личностно-ориентированного, коммуникативного и интерактивного подходов при изучении дисциплины «Авиационный английский язык» определяет необходимость широко использовать профессионально-ориентированные технологии:

1. Технология дифференцированного обучения -предполагает осуществление познавательной деятельности курсантов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.

2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы курсантов и повышению познавательной активности.

3. Технология тестирования - используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний на определённом этапе обучения.

4. Технология обучения в сотрудничестве - реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

5. Игровая технология - позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление курсантов и раскрывая личностный потенциал каждого.

Профессионально-ориентированные методы обучения аудированию развиваются на основе традиционных методов, таких как аудиолингвальный (Ч.Фриз, Р.Ладо) и аудиовизуальный (П.Губерина, П.Риван, Р.Мишеа, Ж.Гугенейм). Это методы обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для сферы обиходно-бытового общения, и преимущественно при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. По мнению А.Г.Казаковой [17.С. 244], методы обучения подобраны не случайно, все они направлены на одну единую цель - получение конкретной продукции. Профессионально-ориентированные методы обучения будущего военного лётчика нацелены на развитие умения работать с различными информационными источниками, соответственно, мы выделяем аудиовизуальные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, компьютерные, интерактивные методы обучения.

Формы обучения в процессе развития аудитивной компетенции будущего военного лётчика на основе интерактивного подхода также различны: если в основу классификации положена численность участвующих в обучении, то мы выделяем индивидуальные, парные и коллективные формы обучения. Упор делается на развитие умений общения и групповой работы по решению проблемы. Обучающиеся взаимодействуют информацией и интерпретируют её в устной или письменной речи в рамках своей будущей профессиональной деятельности. В связи со спецификой военного вуза, развитие аудитив-ной компетенции у курсантов реализуется, в основном, в пределах учебной аудитории. Вместе с тем, проводятся и внеаудиторные занятия - в рамках дополнительной лингвистической подготовки для получения квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуни-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

кации», при подготовке к участию в олимпиадах различного уровня и т.д. Внеаудиторная самостоятельная работа курсантов организуется во время самоподготовки. Обучающиеся имеют доступ к компьютерам в читальном зале вузовской библиотеки и возможность работать с установленными на них зарубежными и отечественными программами, учебниками, методическими указаниями по изучаемым темам, кафедральными учебными пособиями, тренировочными тестами для подготовки к зачетам и контрольным работам и т.д. Однако мы разделяем точку зрения О.В.Лебединской о том, что навыки самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции и самооценки учебной деятельности курсантов недостаточно сформированы или вообще отсутствуют, в связи с чем обучающимся необходима помощь в овладении основами этой деятельности [18].

Третьим организационно-педагогическим условием, необходимым для эффективного развития аудитивной компетенции курсантов военного авиационного вуза является применение комплекса дидактических средств обучения. Под средствами обучения в педагогике понимаются вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи [19]. Установлено, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии информации, тем успешнее данная деятельность. Для определения такой комбинации в современной отечественной науке используется термин «аудиовизуализация», который означает процесс рецептивного восприятия и понимания аудиовизуальных материалов, одновременно передающих аудио и визуальную информацию, содержащую образно-схематическое и визуально-текстовое дополнение [20]. В процессе развития аудитивной компетенции курсантов военного авиационного вуза используются следующие дидактические средства обучения:

1) печатные: дидактические материалы, тексты авиационных сообщений разных жанров, методические указания по дисциплине «Авиационный английский язык» и учебно-методические пособия, разработанные преподавателями кафедры;

2) аудиовизуальные: фотографии, изображения, таблицы, стенды, плакаты, схемы аэродромов/аэропортов, метеорологические и аэронавигационные карты, графики, диаграммы, маршруты полетов, аудио и видеозаписи, специальная полетная документация т.д.;

3) информационно-коммуникационные: интерактивная доска, компьютеры, колонки, мультимедийный проектор, наушники и т.д.

Отсюда следует, что четвертым важнейшим организационно-педагогическим условием эффективного развития аудитивной компетенции будущего военного лётчика является степень готовности преподавателя и обучающегося к использованию современных информационно-коммуникационных средств обучения, которая определяется наличием:

1) знаний технического и аппаратного обеспечения технических средств обучения;

2) высокой мотивации к освоению информационно-коммуникационных технологий и самообразованию;

3) навыков разработки интерактивных заданий;

4) обмена опытом между преподавателями;

5) интеграции различных предметных областей.

Помимо этого, разделяя мнение А.Ю.Тихоновой и

Т.А.Стародубцевой, мы считаем, что преподаватель должен уметь:

6) планировать занятие (определять цели, задачи и содержание);

7) организовывать обратную связь (анализировать полученный результат) [21].

Пятым организационно-педагогическим условием для эффективного развития аудитивной компетенции курсантов военного авиационного вуза является наличие

специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового материала.

Итак, комплексное использование в образовательном процессе военного авиационного вуза всех вышеназванных организационно-педагогических условий способствует эффективности развития аудитивной компетенций у курсантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/vozdushnyj-kodeks-rossijskoj-federacii

2. Суслова, Ю.В. Формирование иноязычной аудитив-ной компетенции как компонента профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград. 2015. № 9-10 (104). С. 40-45.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// rusacademedu.ru/dokumenty

4. Файзиева, Г.В., Стародубцева, Т.А. Реализация принципов интерактивного обучения В.М. Риверс (W.M. Rivers) в обучении иностранному языку курсантов авиационного вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8, № 1. С. 94-98.

5. Борытко, Н.М., Мацкайлова, О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография. Волгоград. 2002. 131с.

6. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. ... д-ра. пед. наук. Челябинск. 2001. 427 с.

7. Каптурова, Е.С. Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Орел. 2013. 23 с.

8. Суслова, Ю.В. Структура интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных лётчиков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Самарский НЦ РАН. 2015. Том 17, № 1 (5). С. 1180-1184.

9. Матвеева, И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2012. 196 с.

10. Никитина, Ю.А. Речеведческий подход к формированию умений аудирования: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти. 2002. 238 с.

11. Гайда, С. Проблемы жанра / Сб.: Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая реализация. -Пермь, 1986, С. 22-28.

12. ICAO Document 9835: Manual on the Implementation of ICAO Language Proficiency Requirements, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www4. icao.int Doc 9835 2nd Edition.pdf

13. Суслова, Ю.В. Учет особенностей текстов жанров авиационных сообщений для формирования ауди-тивных навыков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Самарский НЦ РАН, 2014. Том 16, № 2 (2). С. 442-446

14. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Совет Европы, Страсбург, 2005. 247с.

15. Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста. // Иностр. языки в школе. 1999. №1. С. 11- 18.

16. Богатырёва, О.П. Функционально-семантическая характеристика учебного языкового текста (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. фил.наук. Тверь. 2006. 19 с.

17. Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: монография. М.: Экон-Информ, 2007. 551 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Лебединская, О.В. Самоорганизация иноязычной учебной деятельности курсантов военного вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Самарский НЦ РАН. 2012. Том 14, № 2 (3). С. 616-620.

19. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России. 2004. С.352.

20. Сафонова В.В. Развитие культуры восприятия устного текста: методическое пособие по аудированию для преподавателей РКИ. 3-е изд., испр и доп. М.: Еврошкола. 2011. 80 с.

21. Тихонова А.Ю., Стародубцева Т.А., Функциональные роли преподавателя в интерактивном обучении английскому языку курсантов авиационного вуза // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Образование. Педагогические Науки. 2013. Том 5. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.