Рехлова Анжела Вячеславовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ
Статья раскрывает содержание педагогических условий эффективного функционирования интегральной технологии, адаптированной к условиям подготовки военного летчика. Определены содержание и особенности педагогических условий формирования конкурентоспособности военного лётчика, в числе которых: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/2-2/58.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 206-208. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/2-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
206
^БЫ 1997-2911. № 2 (68) 2017. Ч. 2
УДК 378.14
Статья раскрывает содержание педагогических условий эффективного функционирования интегральной технологии, адаптированной к условиям подготовки военного летчика. Определены содержание и особенности педагогических условий формирования конкурентоспособности военного лётчика, в числе которых: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокомму-никационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням.
Ключевые слова и фразы: педагогические условия; интегральная технология; конкурентоспособность военного летчика; дифференциация обучения; инфокоммуникационное сопровождение; мониторинг успешности.
Рехлова Анжела Вячеславовна
Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (филиал) в г. Сызрани angelaawwa@mail. гы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ
Главным требованием реформы, проводящейся в Вооруженных Силах РФ и в системе военного образования, является подготовка высококвалифицированных военных кадров на качественно новом уровне, готовых сразу после выпуска из военно-учебного заведения решать практические задачи.
В последнее время значительно изменилась профессиональная деятельность выпускников военных авиационных вузов. Все большее число российских военных летчиков принимают участие в выполнении миротворческих миссий ООН в странах Африки, в проведении военной операции в Сирии. Ведение радиопереговоров осуществляется на международном - английском языке, согласно стандартам и рекомендациям, установленным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) для международной аэронавигации.
Подготовка специалиста, отвечающего требованиям, предъявляемым современным обществом, находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы используем для достижения цели - формирования конкурентоспособности военного летчика. Проведенный анализ научных работ, посвященных профессионально ориентированным технологиям обучения, позволил сделать вывод, что наиболее эффективной является интегральная технология, адаптированная для конкретных условий обучения авиационному английскому языку.
При реализации интегральной технологии обучения в военном авиационном вузе на основе системного, личностно-деятельного, дидактоцентрического, компетентностного и интегративного подходов необходимо выделить основные педагогические условия её эффективного функционирования.
Под условием принято понимать те обстоятельства и факторы, которые влияют на какой-либо процесс действительности. В педагогике условия, не являясь сами по себе причинами событий, усиливают или ослабляют действие причины. Условия выступают как факторы, обстоятельства или совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. В современной дидактике условия рассматриваются как единство факторов и компонентов учебного процесса, обеспечивающее успешность обучения.
Так, В. И. Андреев отмечает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [2, с. 124].
А. Я. Найн определяет педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [12, с. 44-49].
Н. М. Яковлева в своём диссертационном исследовании рассматривает педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [15].
Вслед за А. А. Ангеловским мы понимаем под педагогическими условиями те условия, которые «сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное протекание этого процесса» [1, с. 69].
Н. В. Ипполитова и Н. С. Стерхова указывают на следующие разновидности педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы: организационно -педагогические, психолого-педагогические и дидактические [8].
Э. Р. Бердникова и Э. Г. Крылов в своих исследованиях говорят о психолого-дидактических условиях в высшем профессиональном образовании [4; 9].
Учет содержания и особенностей реализуемой технологии, специфики обучения в военном авиационном вузе, социальный заказ общества, опыт автора в исследуемом направлении позволили выделить педагогические условия эффективного функционирования интегральной технологии, включающие в себя условия, обеспечивающие организацию учебной деятельности, и психолого-методические условия обеспечения данного вида деятельности.
Нами были определены следующие педагогические условия реализации интегральной технологии:
1) дифференциация обучения;
13.00.00 Педагогические науки
207
2) профессиональное соответствие и мотивация курсантов;
3) наличие инфокоммуникационного сопровождения;
4) мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням.
Кратко рассмотрим данные условия.
В учебно-методической литературе среди критериев дифференциации обучаемых в группе называют обучаемость (способность за короткий срок достичь более высокого уровня знаний). Мы согласны с мнением Е. А. Юниной, что дифференциация обучаемых в группе должна осуществляться «не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении» [14, с. 10-11]. То есть преподаватель должен определить индивидуальные особенности курсанта, учитывать и даже подстраиваться под них. Ставится вопрос: не «что» надо сделать для достижения результата, а «как» это нужно сделать. Американский преподаватель русского языка Бетти Лу Ливер полагает, что обучающиеся заучивают материал в соответствии со своим психотипом [11]. Дифференциация обучения авиационному английскому языку предполагает: выявление курсантов со склонностью к разным способам усвоения языка; предложение им разных - для каждого типа обучаемых своих - заданий; воздействие на все каналы восприятия и переработки информации; расширение способов решения курсантами учебных задач.
Второе педагогическое условие эффективного функционирования интегральной технологии в военном авиационном вузе - профессиональное соответствие и мотивация курсантов.
Мы объединили эти два педагогических условия в одно, поскольку хорошо известно, в какой степени мотивация (т.е. заинтересованность курсантов) стимулирует эффективное обучение. Если мы убеждены в соответствии изучаемого материала нашим потребностям, мы усваиваем его быстрее и легче. В равной степени, если содержание и назначение изученного языка соответствует реальным производственным ситуациям, пользование им становится значительно легче, естественнее и уместнее.
Профессиональное соответствие - это сочетание двух факторов: содержания и функции.
Однако только внешние условия не могут в полной мере обеспечить эффективного обучения. Необходима встречная, внутренняя активность личности будущего военного лётчика, источником которой является осознанная потребность в профессиональном самосовершенствовании, в овладении необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками [3].
Мы разделяем мнение Г. Н. Хамедовой, понимающей под мотивацией учения опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей [13].
Задача преподавателя - мотивацию у курсантов создать и усилить. К проявлениям внутренней мотивации можно отнести участие курсанта в военно-научной работе, в научных конференциях, олимпиадах. К внешней мотивации мы относим контроль результатов учебной деятельности преподавательским составом, курсовыми офицерами, руководством вуза.
Третье педагогическое условие - наличие инфокоммуникационного сопровождения.
Под инфокоммуникационным сопровождением мы понимаем использование инфокоммуникационных технологий и их средств.
Понятие «инфокоммуникационные технологии» появилось недавно и объединило в себе информационные технологии и телекоммуникативные технологии.
Современные средства информационных и коммуникативных технологий позволяют значительно повысить эффективность и качество образовательного процесса. Об этом говорят в своих диссертационных исследованиях С. П. Тумоян, О. В. Яковлева, М. Г. Надери, Е. В. Зайцева, О. Г. Старцева, Н. Н. Гриценко и др.
Использование на занятиях и в часы самоподготовки средств инфокоммуникационных технологий обеспечивает: поддержку и развитие системности мышления будущих военных летчиков; поддержку всех видов познавательной деятельности курсанта в приобретении, развитии и закреплении профессионально ориентированных знаний, умений и навыков; индивидуализацию учебного процесса.
И наконец, четвертое педагогическое условие - мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням.
С педагогической точки зрения понятие «успешность» рассматривается как результативность и эффективность обучения. Этот подход нашёл своё отражение в работах Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, Г. И. Щукиной и др.
О. В. Бирина приводит определение понятия «успешность обучения» в высшей школе. «Успешность обучения - это интегральный показатель соотношения учебной успешности студентов с педагогической успешностью преподавателей как равнозначных субъектов процесса обучения» [5, с. 442].
Вслед за Т. Ю. Кураповой мы придерживаемся мнения, что успешность обучения будущего военного лётчика складывается из внешней оценки преподавателями, командирами результатов учебной деятельности курсанта, эффективности использования преподавателем способов достижения учебных целей и удовлетворённости курсанта учебным процессом и результатом учения [10].
Ю. В. Братчикова в материалах психолого-педагогических исследований выделяет две группы условий, оказывающих влияние на успешность обучения. Внутренние условия - это возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы; особенности процесса усвоения. К внешним условиям учёный относит характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным преподавателем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение других заинтересованных лиц к самому процессу обучения [6].
208
ISSN 1997-2911. № 2 (68) 2017. Ч. 2
Успешность обучения будущего военного летчика можно представить как соответствие его знаний и умений тем критериям, которые предъявляются в данной системе обучения.
Для диагностики текущего состояния обучаемых в интегральной технологии применяется гибкая система срезового контроля и жесткая система тематического контроля. Инструментом измерений являются различные виды тестов, контрольные работы, беседы, ролевые игры. На каждом занятии, кроме итогового занятия-обобщения, преподавателем проводится срезовый контроль с целью выяснить, достиг ли курсант того или иного уровня планируемых результатов обучения.
Следуя за разработчиком интегральной технологии В. В. Гузеевым, мы традиционно определяем три уровня результатов обучения - минимум, общий, продвинутый, что соответствует формам познавательной деятельности: репродуктивные, реконструктивные, вариативные [7].
Таким образом, в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом, изменившимися условиями службы, функциями военных лётчиков, с целью эффективного формирования конкурентоспособного профессионала необходимо применять профессионально ориентированную интегральную технологию, адаптированную для конкретных условий обучения авиационному английскому языку. При выделении педагогических условий эффективного функционирования интегральной технологии были учтены содержание и особенности реализуемой технологии, специфика обучения в военном авиационном вузе, социальный заказ общества, опыт работы автора в исследуемом направлении.
Список литературы
1. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дисс. ... к. пед. н. Магнитогорск, 2004. 193 с.
2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
3. Асташева Г. В. Дидактические условия интенсификации процесса обучения авиадиспетчеров профессионально ориентированному английскому языку: дисс. ... к. пед. н. СПб., 2001. 235 с.
4. Бердникова Э. Р. Психолого-дидактические условия эффективности обучения русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе как средству овладения специальностью: дисс. ... к. пед. н. Казань, 1999. 160 с.
5. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8: в 7-ми ч. Ч. 2. С. 438-443.
6. Братчикова Ю. В. Успешность младшего школьника в учении (по материалам психолого-педагогических исследований) // Журнал практического психолога. 2008. № 2. C. 8-14.
7. Гузеев В. В. Системные основания интегральной образовательной технологии: дисс. ... д. пед. н. М., 1998. 390 с.
8. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. Р. 8-14.
9. Крылов Э. Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: дисс. ... д. пед. н. Екатеринбург, 2016. 450 с.
10. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 106-109.
11. Ливер Б. Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учётом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дисс. ... к. пед. н. М., 2000. 192 с.
12. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. № 5. С. 44-49.
13. Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 280-285.
14. Юнина Е. А. Педагогическая психология: социально-личностное образование: учебно-методическое пособие. Пермь: ПРИПИТ, 2004. 92 с.
15. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дисс. ... д. пед. н. Челябинск, 1992. 403 с.
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENT FUNCTIONING OF THE INTEGRAL TECHNOLOGY IN MILITARY AVIATION UNIVERSITY
Rekhlova Anzhela Vyacheslavovna
Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovskii and Yu. A. Gagarin (Branch) in Syzran '
angelaawwa@mail. ru
The article reveals the content of pedagogical conditions for the effective functioning of the integral technology, adapted to the conditions of military pilot training. The author determines the content and features of pedagogical conditions of the formation of competitiveness of a military pilot, including differentiation of training; professional correspondence and motivation of students; availability of info-communication support; monitoring of students' success and gradation of knowledge in levels.
Key words and phrases: pedagogical conditions; integral technology; competitiveness of military pilot; differentiation of training; info-communication support; success monitoring.