Научная статья на тему 'Педагогическая система парашютно-спасательной подготовки курсантов военного авиационного училища'

Педагогическая система парашютно-спасательной подготовки курсантов военного авиационного училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / MILITARY-PROFESSIONAL TRAINING / CADETS OF MILITARY AVIATION UNIVERSITIES / PEDAGOGICAL SYSTEM / PARACHUTE-RESCUE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулатов Илья Ибрагимович, Шкуропий Константин Викторович

В российской системе военного образования необходимость выполнения требований ФГОС и военно-квалификационных требований к уровню подготовки выпускника военного вуза ориентирует руководителей и профессорско-преподавательский состав военных вузов на поиск перспективных направлений в совершенствовании военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. Изучение специальной литературы показало, что многие аспекты проблемы военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов к эффективным действиям в условиях аварийной ситуации разработаны недостаточно. Слабо изученным направлением подготовки будущих лётчиков к действиям в нештатных ситуациях является парашютно-спасательная подготовка. Установлено, что научно-методическое обеспечение этого направления военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов возможно реализовать посредством разработки педагогической системы, позволяющей комплексно сформировать профессионально важные качества военного лётчика, обеспечивающие теоретическую, практическую, физическую и психологическую готовность курсантов к эффективным действиям в аварийных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дулатов Илья Ибрагимович, Шкуропий Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SYSTEM OF PARACHUTE RESCUE TRAINING OF CADETS OF MILITARY AVIATION SCHOOL

In the Russian military education system, the need to comply with GEF requirements and military qualification requirements to the level of training of a graduate of a military university guides the heads and faculty of military universities to find promising directions in improving the military training of future officers. The study of special literature shows that many aspects of the problem of military-professional training of cadets from aviation universities to effective actions in conditions of emergency are not sufficiently developed. The poorly studied direction of preparation of future pilots for action in emergency is parachute and rescue training. It has been established that scientific and methodological support of this direction of military-professional training of cadets from aviation universities is possible to implement through the development of a pedagogical system, which allows us to comprehensively form professionally important qualities of a military pilot, ensuring theoretical, practical, physical and psychological readiness of cadets for effective actions in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система парашютно-спасательной подготовки курсантов военного авиационного училища»

УДК 378:355 ББК 74.48 Д 81

И.И. Дулатов

Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: Dulatovi@yandex.ru

К.В. Шкуропий

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: konsshk@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА

(Рецензирована)

Аннотация. В российской системе военного образования необходимость выполнения требований ФГОС и военно-квалификационных требований к уровню подготовки выпускника военного вуза ориентирует руководителей и профессорско-преподавательский состав военных вузов на поиск перспективных направлений в совершенствовании военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. Изучение специальной литературы показало, что многие аспекты проблемы военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов к эффективным действиям в условиях аварийной ситуации разработаны недостаточно. Слабо изученным направлением подготовки будущих лётчиков к действиям в нештатных ситуациях является парашютно-спасательная подготовка. Установлено, что научно-методическое обеспечение этого направления военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов возможно реализовать посредством разработки педагогической системы, позволяющей комплексно сформировать профессионально важные качества военного лётчика, обеспечивающие теоретическую, практическую, физическую и психологическую готовность курсантов к эффективным действиям в аварийных ситуациях.

Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, курсанты военных авиационных вузов, педагогическая система, парашютно-спасательная подготовка.

I.I. Dulatov

Post-graduate student of the Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, the State Pedagogical University of Armavir; Е-mail: Dulatovi@yandex.ru

K.V. Shkuropy

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice of the State Pedagogical University of Armavir; Е-mail: konsshk@rambler.ru

TEACHING SYSTEM OF PARACHUTE RESCUE TRAINING OF CADETS OF MILITARY AVIATION SCHOOL

Abstract. In the Russian military education system, the need to comply with GEF requirements and military qualification requirements to the level of training of a graduate of a military university guides the heads and faculty of military universities to find promising directions in improving the military training of future officers. The study of special literature shows that many aspects of the problem of military-professional training of cadets from aviation universities to effective actions in conditions of emergency are not sufficiently developed. The poorly studied direction of preparation of future pilots for action in emergency is parachute and rescue training. It has been established that scientific and methodological support of this direction of military-professional training of cadets from aviation universities is possible to implement through the development of a pedagogical system, which allows us to comprehensively form professionally important qualities of a military pilot, ensuring theoretical, practical, physical and psychological readiness of cadets for effective actions in emergency situations.

Keywords: military-professional training, cadets of military aviation universities, pedagogical system, parachute-rescue training.

В условиях обострения политической ситуации в мире и международной обстановки, необходимости реформирования Вооруженных Сил России, перевода армии на профессиональную основу, участия армии России в различных локальных военных конфликтах, предполагающих использование боевой авиации, проблема совершенствования уровня парашютно-спасательной подготовки военных лётчиков приобретает особую актуальность и значимость.

В российской системе военного образования необходимость выполнения требований ФГОС и военно-квалификационных требований к уровню подготовки выпускника военного вуза ориентирует руководителей и профессорско-преподавательский состав военных вузов на поиск перспективных направлений в совершенствовании военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. Особо актуальными являются исследования, связанные с решением проблемы повышения уровня военно-профессиональной подготовки будущего лётчика [1, 2]. Это связано с усложнением конструкций летательных аппаратов, качественным улучшением их тактико-технических характеристик. Однако, несмотря на совершенствование этих характеристик, показатели аварийности в военной

авиации остаются на высоком уровне. В этой связи специалисты в области авиационной безопасности в большей степени выделют значимость человеческого фактора в безопасности профессиональной деятельности лётчика, нежели проблему надежности авиационной техники [3, 4]. Поэтому актуальными являются исследования, по-свящённые различным аспектам решения проблемы военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов к эффективным действиям в условиях аварийной ситуации, которые разработаны недостаточно. Особенности организации процесса военно-профессиональной подготовки военных летчиков изучались в различных направлениях представителями многих наук. Так, И.В. Агапонов, Б.Д. Анцу-пов, С.А. Вечерин, А.А. Горелов,

A.A. Нестеров, В.И. Пупырин,

B. А. Пономаренко, В. А. Петь-ков, О.Н. Сиваш В.П. Сорокин, T. Cordon и др. исследовали вопросы формирования профессионально важных качеств летчиков; Ю.А. Александровский, A.A. Алябьев, С.А. Барков, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Л.П. Гримак, М.И. Дьяченко, В.Л. Марищук; Б.М. Каган, Н.Е. Казакова и др. - морально-психологической подготовки будущих летчиков; Ю.А. Бородин, В.Р. Башков; Ю.А. Важенин, Г.А.

Ивахненко, A.A. Горелов; P.M. Кадыров, М.Т. Лобжа; Д.А. Мига-чев, А.Ф. Пенно, A.M. Рыльцов, В.Г. Стрелец, И.П. Холодов и др. - совершенствования процесса физической подготовки курсантов военных авиационных вузов; С.М. Алексеев, В.А. Бодров, П. Дарман, П.А. Корчемный, Б.Г. Кудряшов, К. Музды-баев, Г.В. Савин, L.E Tyler и др. - деятельности и поведения лётчика в экстремальных ситуациях.

Анализ специальной литературы показал, что вопросы профессиональной подготовки военных летчиков к действиям в условиях аварийной ситуации разработаны недостаточно. Слабо изученным направлением военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов к действиям в нештатных ситуациях является парашютно-спа-сательная подготовка. Она обеспечивает готовность военного лётчика правильно организовывать свои дей-ствовия во время вынужденного покидания самолёта, катапультироваться и выживать в различных географических и природно-климатических условиях [5, 6].

В ходе изучения и проведённого сравнительно-сопоставительного анализа современного состояния зарубежной и отечественной теории и практики подготовки военных лётчиков выявлена сущность и дано авторское определение базовому понятию нашего исследования.

Парашютно-спасательная подготовка будущего военного лётчика представляет собой комплексный специализированный образовательный процесс, включающий совокупность учебно-познавательных, воспитательных, технических и технологических мероприятий, обеспечивающих целенаправленное воздействие на военно-профессиональное развитие личности курсанта с целью формирования у них профессионально значимых жизнеобеспечивающих качеств, определяющих высокий уровень их физической и психологической

готовности к действиям в аварийных ситуациях.

Научно-методическое обеспечение этого направления военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных училищ возможно реализовать посредством разработки педагогической системы, позволяющей комплексно сформировать профессионально важные качества военного лётчика, обеспечивающие теоретическую, практическую, физическую и психологическую готовность курсантов к эффективным действиям в аварийных ситуациях.

Проведённое нами на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) в 2016-2019 гг. пилотажное исследование, констатирующий и формирующий эксперименты показали, что основными проблемами и недостатками традиционного подхода к организации парашютно-спасательной подготовки курсантов являются:

- низкий уровень интереса и осознания значимости будущими лётчиками содержаний учебной дисциплины «Парашютно-спаса-тельная подготовка и выживание летных экипажей»;

- несоответствие уровня требований к парашютно-спасательной подготовке курсантов, определяемого и реализуемого учебной программой военного вуза, реальным требованиям к обеспечению безопасности полетов;

- отсутствие в учебном плане военного авиационного вуза специальных дисциплин, отражающих специфику парашютно-спасатель-ной подготовки курсантов в зависимости от военной специализации и типа самолёта;

- слабое использование при организации парашютно-спасательной подготовки курсантов интерактивных технологий обучения, позволяющих анализировать ошибки и рефлексировать действия в ходе па-рашютно-спасательной подготовки.

Научное обоснование разработанной нами педагогической системы основывается на учете основных противоречий и выявленных проблем в организации парашютно-спа-сательной подготовки курсантов и реализации установленных нами организационно-педагогических условий повышения ее эффективности.

С целью устранения перечисленных недостатков нами была разработана педагогическая система па-рашютно-спасательной подготовки будущих военных лётчиков, которая включает единство следующих структурных компонентов:

- целевого, определяющего стратегическую направленность, основные задачи и динамические характеристики экспериментального процесса военно-профессиональной подготовки курсантов в этой области;

- субъектного, характеризующего статус, личностные позиции, а также виды учебной и профессиональной деятельности каждого из участников процесса военно-профессиональной подготовки;

- содержательного, определяющего содержание объем и специфику учебного материала;

- организационно-деятельност-ного, включающего выбор форм, методов, приёмов и средств учебной деятельности;

- диагностического, позволяющего объективно оценивать динамику формирования знаний, умений, навыков и опыта, характеризующих эффективность парашютно-спаса-тельной подготовки;

- результативного, отражающего динамику роста парашютно-спа-сательной подготовки курсантов на всех этапах обучения.

Теоретико-методологической основой проектируемой педагогической системы яввились выявленные объективные противоречия в организации процесса парашютно-спа-сательной подготовки будущих лётчиков, методологические подходы и организационно-педагогические

условия её эффективного функционирования.

При построении педагогической системы и выбора способов организации исследования нами в качестве базовых методологических подходов были избраны аксиологический, акмеологический, систем-но-деятельностный, компетентност-ный, личностно-ориентированный и технологический.

Из совокупности организационно-педагогических условий повышения эффективности парашютно-спасательной подготовки курсантов в качестве наиболее значимых нами были определены:

- следование принципу единства общекультурного и военно-профессионального воспитания личности;

- оптимизация парашютно-спасательной подготовки будущих лётчиков на основе использования активных методов обучения: проведение лекционных и практических занятий в традиционных и нетрадиционных формах, применение инновационных форм организации учебно-познавательной и поисковой деятельности, внедрение системы построения комплексов физических упражнений, психологических тренингов, практических, теоретических занятий по блок-схемам, применение репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения; использование современных информационно-коммуникативных технологий;

- развитие у курсантов интереса и мотивов к овладению базовыми навыками парашютно-спасательной подготовки;

- обучение курсантов методике саморегуляции эмоциональной сферы и управления своим поведением на всех этапах практической пара-шютно-спасательной подготовки;

- формирование у курсантов высокого уровня психологической и физической подготовленности к эффективным действиям в аварийных ситуациях на основе интеграции содержания учебных программ;

- обучение курсантов по специальным личностно- и индивидуально-ориентированным программам парашютно-спасательной подготовки и выживания лётных экипажей в зависимости от специализации (типа самолёта);

- увеличение количества выполняемых курсантами специальных упражнений и заданий, связанных с выживанием лётных экипажей;

- обучение курсантов по специальным программам парашютно-спасательной подготовки и выживания лётных экипажей в зависимости от специализации (типа самолёта).

Для объективной оценки эффективности функционирования проектируемой педагогической системы нами был предложен подход к организации педагогического мониторинга уровня сформирован-ности парашютно-спасательной подготовленности будущих военных летчиков, базирующийся на выявленных показателях уровне-вых характеристик, критериях и

разработанного диагностического инструментария. При разработке диагностического инструментария за основу были приняты метод балльной оценки результатов выполнения контрольных упражнений и метод экспертных оценок, позволяющих осуществлять поэтапный педагогический контроль за выполнением правильности действий и количеством совершенных ошибок курсантами в аварийных ситуациях.

Результаты проведённой опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что у курсантов-выпускников произошли позитивные уровневые перемещения с низкого уровня парашютно-спасательной подготовленности на средний и высокий, что позволяет сделать вывод об актуальности, научной новизне и практической значимости предложенной автором педагогической системы парашют-но-спасательной подготовки курсантов военного авиационного вуза.

Примечания:

1. Заборский В.В., Миленный A.A. О некоторых проблемах военного образования // Военная мысль. 2015. № 2. С. 56-61.

2. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной подготовки летчиков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 29 с.

3. Щербакова Е.А. Личностные особенности военного лётчика высокого класса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 216-220.

4. Байнетов С.А. Безопасность полетов - одна из самых актуальных проблем // Вестник воздушного флота. 2006. № 1. С. 48-50.

5. Дарман П. Учебник выживания в экстремальных ситуациях: пер. с анг. М.: Яуза, 2000. 352 с.

6. Tyler L.E. Robert Ward Leeper // American psychologist. 1987. Vol. 42 (7).

References:

1. Zaborsky V.V., Milenny A.A. On some problems of military education // Military Thought. 2015. No. 2. P. 56-61.

2. Sivash O.N. Person-oriented examination of the professional training of pilots: Diss. for the Cand. of Psychology degree. M., 2009. 29 pp.

3. Shcherbakova E.A. Personal features of the military high-class pilot // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 2, P. 216-220.

4. Baynetov S.A. Flight safety is one of the most urgent problems // Bulletin of the Air Fleet. 2006. No. 1. P. 48-50.

5. Darman P. Textbook of survival in extreme situations: transl. from English. M.: Yauza, 2000. 352 pp.

6. Tyler L.E. Robert Ward Leeper // American psychologist. 1987. Vol. 42 (7).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.