УДК 378.:355 ББК 74.48 Е 27
Ю.Л. Евтушенко
Кандидат исторических наук, доцент кафедры тактики и общевоенных дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова; E-mail: [email protected]
С.Н. Сирик
Кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры тактики и общевоенных дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова; E-mail: [email protected]
проблема целеполагания в профессиональной подготовке курсантов военных авиационных вузов: теоретико-методологический аспект
(Рецензирована)
Аннотация. Успешное функционирование образовательной организации невозможно без определения системы педагогических целей и задач общекультурной и профессиональной подготовки обучающихся. Анализ сложившихся направлений образовательной деятельности военных вузов, обеспечивающих подготовку квалифицированных военных кадров, обозначил перспективные пути корректировки сложившихся целевых подходов в системе военного образования, ориентирующих преподавателя и курсанта не только на достижение текущих результатов, фиксируемых в показателях роста знаний, умений, но и на долговременные результаты, проявляемые в уровне развития опыта профессиональной деятельности и соответствующего комплекса компетенций. Установлено, что в определении интегральной цели военно-профессионального образования следует ориентироваться на развитие личности курсанта и комплекса его общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций как будущего военного инженера по летной эксплуатации летательных аппаратов.
Ключевые слова: система педагогических целей и задач, военно-профессиональная подготовка, курсанты военных вузов, комплекс компетенций.
Yu.L. Evtushenko
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Tactics and General Military Disciplines of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union AK.Serov; E-mail: [email protected]
S.N. Sirik
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Tactics and General Military Disciplines of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union AK.Serov; E-mail: [email protected]
problem of targeting in training of cadets of military aviation universities: theoretical and methodological aspects
Abstract. Successful functioning of the educational organization is impossible without a system of pedagogical goals and tasks of general cultural and professional
training of students. An analysis of the existing directions of educational activities at military universities providing training of qualified military personnel has identified promising ways to adjust the established target approaches in the military education system. They guide the teacher and the student not only to achieve the current results recorded in the indicators of knowledge growth, skills, but also to the long-term results shown in the level of development of professional experience and the corresponding set of competences. It has been established that in determining the integral purpose of military-professional education it is necessary to focus on the development of the personality of the cadet and the complex of his general cultural, professional and professional-specialized competences as the future military engineer for flight operation of aircraft.
Keywords: system of pedagogical goals and tasks, military-professional training, cadets of military universities, complex of competences.
Реализация базовых идей, заложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяет новые векторы развития образовательных организаций, обеспечивающие повышение качества профессиональной подготовки обучающихся. В этой связи необходим пересмотр системы педагогических целей и задач общекультурной и профессиональной подготовки на основе компетентностного и системно-де-ятельностного подходов. Без чётко сформулированой цели образовательной деятельности невозможно функционирование любой педагогической системы. Цель определяет не только способы достижения конечного результата, но и формы, методы и приёмы педагогических действий. По мнению В.А. Сластёнина, проблема определения цели деятельности образовательной организации является базовой педагогической категорией, увязывающей структурные элементы педагогической системы в единую систему [1, 2, 3].
Цель - философская и одновременно педагогическая и психологическая категория. С философских позиций она относится к некоей функциональной системе бытия как к причине её существования, развития и совершенствования (И. Кант). Отсюда следует, что цель как причина является источником динамического развития системы. В этом проявляется активное состояние цели.
Она выступает действующим фактором, а именно: постоянно сопровождающим динамику системы.
Согласно Аристотелю, динамика есть возможность действия, заключённая в силе, имеющей латентный характер. Это означает, что цель переходит в действие только с течением времени, и такой переход имеет временную последовательность. Таким образом, складывается модель «цель-действие». И. Кант подчёркивает, что причина (в нашем исследовании - цель) и её действие могут существовать в одно и то же время [3]. В философских трудах, посвящённых человеку и его деятельности, учёные больше склоняются к кантовскому объяснению цели как причины саморазвития и считают, что в социальных системах (общество, человек, личность, организация) складывается модель деятельности «цель - действие» при условии наличия средства её достижения. Однако, признавая эту взаимосвязь как объективную, исследователи всё же склоняются к другому утверждению И. Канта: «Действие уже означает отношение субъекта причинности к следствию» [4: 207]. Тем самым они в большей степени выстраивают иную зависимость: цель выступает в виде определённой модели раньше, чем появится сам результат. Возникает зависимость: цель - результат. Именно такую схему как исходную для более широкой модели - модели профессиональной деятельности - приняли психологи.
С.Л. Рубинштейн определяет эту связь через феномен «условие»: «Для осуществления цели необходим учёт условий, в которых её предстоит реализовать» [5: 15]. Данное теоретическое положение согласуется с утверждением Н.Гартмана: «Вся инициатива человека не только ситуационно определена, но и ситуационно оформлена...» [6: 66].
Следовательно, цель как инициатива субъекта деятельности детерминирована ситуацией, включающей целый ряд условий. Их выполнение или преодоление требует определённого отграничения во времени. Распределение во времени достижения цели означает постановку новых дополнительных целей или задач. В науке понятия цели и задачи тождественны: задача - поставленная цель, которую стремятся достигнуть [2: 119]. Таким образом, целеполагание (построение целей и задач) в определённой ситуации не только синхронизирует систему действий или делает их поступательными, но и дифференцирует их содержание. Схематично это можно представить следующим образом: цель1 ^ действие1 ^ результат1, цель2 ^ действие2 ^ частичный результат ^ цель2 ^ действие2 ^ конечный результат. Выбор субъектом той или иной модели зависит от качества ситуации.
Её качественная определённость, в свою очередь, зависит от генерации двух типов целеполагания: объективно заданных целей и субъективного происхождения целей. С учётом этих тенденций нами был выполнен анализ происхождения целей и механизмов целеполагания в образовании.
Изучение специальной литературы позволило выявить основные направления и подходы в исследовании проблемы целеполагания в сфере военного образования: определение цели как педагогической категории, уточнения механизмов целеполага-ния и базовых её функций, факторов и условий её реализации; уточнение
специфики содержания целей военно-профессиональной подготовки; типологизацию и классификацию задач, вытекающих из целей образования; способы формулирования, задания и коррекция целей.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что цель является многоаспектной психолого-педагогической категорией, которую необходимо рассматривать как базовый системообразующий элемент, определяющий единство компонентов структуры, содержания и способов управления развитием системы военно-профессионального образования. При конструировании содержания образования следует учитывать разнообразные функции цели: концептуально-ориентировочную, нормативную, стимулирующую, развивающую и др.
При проектировании системы целей и вытекающих из них задач образовательной деятельности необходимо определение их категорий и специфики уровневой сопод-чинённости. В теории и практике педагогического проектирования различают следующую уровневую иерархию целей: глобальную, общепедагогическую и частнодидакти-ческую [2: 120].
По нашему мнению, такой подход к целеполаганию является достаточно обоснованным и диагностичным, поскольку позволяет успешно реа-лизовывать педагогические задачи, непрерывно и компелексно осуществлять задачи образования и развития личности обучающегося.
С учётом специфики военно-профессиональной деятельности специалиста нами определена слудующая структура целей системы военного образования:
1. Глобальная цель - формирование личности офицера в системе военного образования.
2. Стратегическая цель - формирование профессионализма личности курсанта как военного специалиста в рамках компетентностного и системно-деятельностного подходов.
3. Тактические цели - обеспечение поэтапного характера процесса развития профессионально значимых качеств будущего офицера на каждом уровне военного образования.
4. Операциональные цели - использование эффективных информационных и педагогических технологий в реализации содержания военно-профессионального обучения и воспитания курсантов, обеспечивающих высокую продуктивность образовательного процесса, проявляющуюся в стремлении курсанта к творческому саморазвитию и военно-профессиональному самосовершенствованию.
В результате последовательной реализации выделенной системы целей военного образования у курсанта должны быть сформированы элементы военно-профессионального сознания, в структуре которого мотивы, ценности и отношения к предстоящей деятельности определяют его активную позицию к обучению и развитию компетенций в процессе учебных практик.
Выявленная структура целей системы военного образования позволяет определить наиболее значимые задачи организации военно-профессионального образования:
1. Развитие жизненно важных компетенций, включающих способности, умения и опыт преодоления трудностей и лишений военной службы.
2. Формирование опыта служеб-но-нравственного поведения в ситуациях адаптирования к специфике военной среды.
3. Конструирование содержания и подбор средств военно-профессионального обучения и воспитания, необходимых для развития военно-профессиональных компетенций.
4. Создание условий для военно-профессионального и личностного саморазвития и самореализации.
Эффективная реализация системы целей и задач военного образования возможна на основе
использования педагогического потенциала компетентностного и си-стемно-деятельностного подходов. Различным аспектам проблемы формирования профессиональной компетентности подхода в системе военно-профессионального образования посвящены исследования А.К. Аксенова, Л.Ю. Горбуновой, В.П. Зотова, Н.Н. Маслянова, А.П. Комарова, А.В. Немчинова, С.С. Шамшина и др. и др. На их основе была определена сущность военно-профессиональной компетентности как базовой качественной характеристики профессионализма военного специалиста, а компетенции как показатель готовности к выполнению профессиональных функций [7, 8, 9].
Для изучения возможности ре-ализациии потенциала компетент-ностного подхода в военно-профессиональной подготовке будущих военных лётчиков был выполнен анализ содержания ФГОС ВО по направлению подготовки 25.05.04 «Лётная эксплуатация и примене-ниое авиационных комплексов» и дополнение к ФГОС - военно-квалификационные требования к профессиональной подготовке по специальности «Применение подразделений истребительной авиации». В результате изучения этих документов нами установлены специфические требования к реализациии компе-тентностного подхода в военных авиационных вузах, которые заключаются в учёте особенностей организации военно-профессиональной подготовки будущего военного лётчика к деятельности не только в нормативных условиях, но и экстремальных, а также вне военной сферы деятельности. Требования этих документов ориентируют руководителей и преподавателей военных вузов на организацию углубленной военно-профессиональной подготовки курсантов и корректировку целевой направленности образовательного процесса на развитие индивидуально-личностных способностей и специальных профессиональных
качеств будущих офицеров посредством специальных педагогических средств и методов стимулирования их развития [10, 11].
В опытно-экспериментальной работе, проведенной 2016-2019 гг. на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, приняло участие 225 курсантов 1-5 курсов, обучающихся по направлению подготовки 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Квалификация выпускника: «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов».
Процесс организации компе-тентностной подготовки курсантов основывался на идеях системно-дея-тельностного подхода и опирался на имеющиеся в этой области научные труды С.В. Бунчука, А.Л. Гаврико-ва, В.А. Петькова, О.Б. Самойлен-ко, В.В. Старшова Н.В Киргинцева, Р.М. Шерайзина С.А. Тишина и др. Этот процесс включал три этапа.
На первом этапе - информационном - создаются предпосылки для развития первоначального уровня компетентности посредством формирования комплескса необходимых для лётчика базовых представлений, знаний, умений и навыков. В аспекте организации учебной деятельности курсантов преподавателями планируется оперативный переход от одной цели образования к другой, от освоения одного учебного действия к другому.
На втором этапе создаются предпосылки для освоения курсантами комплексных учебных действий более высокого уровня сложности. Предусматривается смена целевых ориентиров обучения от общих представлений о профессии военного лётчика до освоения
курсантами базовых программно-деятельностных действий военного лётчика.
На третьем этапе происходит закрепление сформированных в практической деятельности навыков и на их основе развитие элементов военно-профессионального опыта лётчика за счёт усложнения всей системы профессиональных действий в условиях ситуаций, максимально приближенных к боевым.
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведён опрос преподавателей и курсантов для оценки эффективности использованного подхода к формированию у них военно-профессиональных компетенций. Полученные данные свидетельствуют о том, что проведённая работа позволила обеспечить увеличение числа курсантов, обладающих высоким уровнем сфор-мированности профессиональных компетенций.
Таким образом, выполненный нами научный анализ позволил выделить, типологизировать, дать характеристику уровням и структуре целей военного образования, описать их содержание, уточнить специфику задач военного образования, обосновать целесообразность и адекватность их постановки, определить механизмы целеполагания, необходимые для проектирования систем военного образования и конструирования содержания процесса военно-профессиональной подготовки лётчика. Сформулированные авторами концептуальные основания решения проблемы целеполагания в организации компетентностной подготовки курсантов военных авиационных вузов нашли своё подтверждение в проведённой экспериментальной работе.
Примечания:
1. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
2. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.
3. Дёмкина Е.В. Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 2. С. 19.
4. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2007. 736 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
6. Гартман Н. Этика. М., 1935. 123 с.
7. Кривцов Л.Ю. Педгогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 234 с.
8. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
9. Бунчук С.В., Петьков В.А. Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 3. С. 22-27.
10. Самойленко О.Б. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами организации самостоятельной работы: дис. . канд. пед. наук. Орел, 2013. 222 с.
11. Щербакова Е.А. Личностные особенности военного лётчика высокого класса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 216-220.
References:
1. Slastyonin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovative activity. M.: Magistr, 1997. 224 pp.
2. Petkov V.A., Filonenko V.A. The problem of the target orientation of education // Historical and socio-educational thought. 2016. No. 51. P. 119-123.
3. Demkina E.V. Methodology of creation of the educational process in high education institution on the basis of mental characteristics of modern Russian students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2, P. 19.
4. Kant I. Critique of Pure Reason. M.: Eksmo, 2007.736 pp.
5. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. M.: Pedagogy, 1989. 328 pp.
6. Hartmann N. Ethics. M., 1935.123 pp.
7. Krivtsov L.Yu. Pedagogical foundations of the formation of professional competence of cadets of military engineering schools: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2006. 234 pp.
8. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
9. Bunchuk S.V., Petkov V.A. Formation of the professional image of a teacher of the military education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 3, P. 22-27.
10. Samoilenko O.B. Formation of professional competence of cadets of a military higher school by means of organization of independent work: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Oryol, 2013. 222 pp.
11. Shcherbakova E.A. Personal features of the military high-class pilot // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 2, P. 216-220.