УДК 378:358.4 ББК 74.484.7 Б89
А.С. Брыжко
Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]
А.Р. Петросян
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье раскрываются педагогические возможности использования инновационных средств в компетентностной подготовке курсантов военных авиационных вузов. Показано, что особенность компетентностного подхода в военном образовании заключается в организации специальной подготовки будущего военного специалиста к деятельности не только в нормативных условиях, но и экстремальных за пределами военной сферы. В ходе исследования установлено, что в процессе подготовки военных инженеров по лётной эксплуатации летательных аппаратов в качестве оптимального инновационного средства подготовки, способного создать все необходимые условия для формирования у них профессиональных компетенций, может быть использован специальный тренажёрный комплекс, инновационно смоделированный из нескольких видов тренажёров. Установлено, что использование инновационных средств в военно-профессиональной подготовке курсантов авиационного вуза при условии комплексной реализации принципов непрерывности, преемственности и инновационное™ позволяют значительно повысить уровень развития профессиональных и профессионально-специализированных компетенций будущего военного инженера по летной эксплуатации летательных аппаратов.
Ключевые слова: курсанты военных авиационных вузов, инновационные средства, компетентностная подготовка, уровни инновационной деятельности.
A.S. Bryzhko
Post-graduate student of Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: anaid.pr@ yandex.ru
A.R. Petrosyan
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
INNOVATIVE MEANS OF COMPETENCE-BASED TRAINING OF CADETS IN MILITARY AVIATION HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract. This paper discloses pedagogical opportunities of using innovative means in competence-based training of cadets of military aviation higher education
institutions. The peculiarity of competence-based approach in military education lies in the organization of special training of future military expert for activity not only in standard conditions, but also extreme, outside the military sphere. During the research, we have established that in the course of training of military engineers to flight operation of aircraft, the special training complex, which is innovatively simulated from several types of exercise machines, can be used as the optimum innovative means of training, capable to create all necessary conditions for formation at them of professional competences. Use of innovative means in military vocational training of cadets of aviation higher education institution, provided there is complex realization of the principles of continuity and innovation, allow teachers to increase considerably the level of development of professional and professionally specialized competences of future military engineer on flight operation of aircraft.
Keywords: cadets of military aviation higher education institutions, innovative means, competence-based training, levels of innovative activity.
Основные положения «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ориентируют высшие учебные заведения на повышение качества профессиональной подготовки за счет реализации компетентностного подхода, формирование на его основе специалиста - профессионала, обладающего совокупностью компетенций, связанных с профессиональной деятельностью.
Особенность компетентностного подхода в военном образовании заключается в организации специальной подготовки будущего военного специалиста к деятельности не только в нормативных условиях, но и экстремальных за пределами военной сферы. Это требует углубленной подготовки обучающихся в военных вузах, большей целевой направленности на индивидуальные и личностные возможности курсантов, на основе использования специальных, в том числе инновационных педагогических форм и методов их стимулирования [1].
Анализ специальной литературы показал, что отдельным аспектам разработки проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке военных специалистов посвящены научные труды В.П. Зотова, Б.А. Душко-ва, В.Л. Махнина, А.П. Комарова, В.Ф. Рубахина, С.С. Шамшина и др. Вопросы организации научно-иссле-
довательской и инновационной деятельности курсантов в процессе их профессиональной подготовки рассмотрены в работах О.Б. Самойлен-ко, Н.В Киргинцева, С.А. Тишина и др. Вместе с тем влияние инновационной деятельности на эффективность компетентностной подготовки курсантов военных вузов в военной педагогике не изучено. Таким образом, можно сделать вывод, что качество профессиональной подготовки будущего военного специалиста зависит от состояния инновационной деятельности в образовательном учреждении, которая носит многоуровневый характер.
Инновационная деятельность в образовательном учреждении приводит к качественным изменениям в организации образовательного процесса и включает следующие виды деятельности:
- внедрение уже апробированных новшеств в существующую педагогическую систему;
- проектирование инноваций;
- освоение и дальнейшее развитие инновационных разработок [2, 3].
В первом случае планируются умеренные, частичные изменения в педагогической системе с целью её совершенствования и оптимизации. Во втором - пересматривается концептуализация целостного обновления педагогической системы, включая изменения всей стратегии её функционирования. В третьем - предусматривается развитие
спроектированного новшества как педагогического и личностного потенциала в виде:
- нового системного знания;
- сверхзаданного комплекса компетенций и компетентностей;
- информационных источников развития и саморазвития будущего специалиста;
- новой инновационной образовательной системы в целом.
Следовательно, разные типы инновационной деятельности функционально ориентированы и на разное качество компетентностной подготовки обучающихся.
Анализ опыта работы гражданских и военных вузов показал, что перенос инновации из одной системы в другую и её воспроизведение в той или иной степени в новых условиях можно охарактеризовать как компилятивно-дидактический уровень инновационной деятельности. Он обеспечивает нормативно заданное качество профессиональных компетенций у будущего специалиста [4, 5, 6].
Опытная апробация разработанных новшеств, потенциально значимых для конкретной педагогической системы и личности обучающегося, характеризует опытно-технологический уровень организации инновационной деятельности образовательного учреждения. Её итоговым результатом выступают метакомпе-тенции как система сопряжённых умений: деятельностных и связанных с саморазвитием будущего специалиста, его компетентностной мобильностью, в частности.
Рядом авторов установлено, что в современных условиях вузы в большей степени ориентируются на компилятивно-дидактический и опытно-технологический уровни инновационной деятельности. Именно они обеспечивают формирование профессиональной компетентности в той её структуре, которая согласуется с любым видом труда. Эту структуру составляют: профессионально-важные знания,
умения, способности, мотивация, опыт профессиональной деятельности [7]. Их интеграция представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному виду труда как в его исполнительском, так и творческом варианте (H.A. Гришанова, В.А. Исаев, Ю.Г. Татур и др.). Эти положения согласуются с мнением В.А. Сла-стенина и JI.C. Подымовой, что ин-новационность является не только показателем образовательного процесса или деятельности, но и одной из характеристик профессиональной субъектности специалиста, проявляемой в системе её качеств, составляющих основу профессиональной компетентности [2].
С учётом выше сказанного в пилотажном исследовании мы осуществили анализ и обобщение опыта использования инноваций в работе различных образовательных структур военного вуза и их влияние на уровень компетентностной подготовки специалистов.
В педагогическом эксперименте, организованном и проведенном в 2016-2018 гг. на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, участвовало 210 курсантов по направлению подготовки 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Квалификация выпускника «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов».
В ходе исследования установлено, что в процессе подготовки военных инженеров по лётной эксплуатации летательных аппаратов в качестве оптимального инновационного средства подготовки, способного создать все необходимые условия для формирования у них профессиональных компетенций, может быть использован специальный тренажёрный комплекс, инновационно смоделированный из нескольких видов тренажёров. Каждый из них позволяет поэтапно приобрести необходимые знания и умения, системно представляющие собой
профессиональные компетенции. Процесс формирования компетенций включает три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе отрабатываются базовые знания и умения, формируется вся необходимая для этого уровня компетентности информация. Обеспечивается тренировка всей системы действий: предметно-практических, предметно-умственных, знаково-практических и зна-ково-умственных первоначально на основе поступившей информации, а затем - при её смене. В этом случае информация не выходит за пределы стандартной. В аспекте мобильности происходит оперативный переход от одной цели к другой, а следовательно, и от одного действия к другому.
На втором этапе осваиваются комплексные действия повышенного уровня. Предусматривается смена программно-деятельностных действий обучаемых, содержащая: управление воздушными судами на любых этапах полёта, выполнение одновременного наведения до трёх истребителей на три воздушные цели, имитация группового взаимодействия в различных условиях метео-, воздушной и помеховой обстановки. В аспекте мобильности действий приобретается навык быстрого переключения с ориентации на имеющийся опыт, на новое моделирование операций и прогнозирование их результата.
На третьем этапе имитационные действия сохраняют свою значимость. Однако они усложняются за счет искусственного перевода ситуации управления в экстремальную (к примеру, отказ бортовых систем, изменение режимов работы средств «противника»). Это требует проявления оперативной реакции курсанта на изменение воздушной и наземной тактической обстановки и оперативного поиска ввода различных вариантов изменения этой ситуации, что означает изменение и всей системы профессиональных действий в комплексе.
На заключительном этапе экспериментальной работы был проведён опрос курсантов для оценки результата влияния на их военно-проф-фессиональную подготовку занятий с использованием инновационных средств.
В процедуре опроса участвовали 50 курсантов 5-го курса экспериментальной группы (обучающиеся с использованием инновационного тренажёрного комплекса), а также 50 курсантов филиала вуза, не проходивших обучение на универсальном тренажёрном комплексе. Нами был разработан опросник качества военно-профессиональной подготовки, в котором была предложена процедура оценивания по пятибалльной шкале. В роли экспертов выступили преподаватели специальных дисциплин военного вуза. Курсантам было предложено выполнить самооценку уровня своей военно-профессиональной подготовки.
Полученные данные свидетельствуют о том, что использование в системе военно-профессиональной подготовки будущего военного специалиста инновационного тренажёрного комплекса позволило обеспечить увеличение числа курсантов в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем сформированно-сти профессиональных компетенций (ПК): способностью эксплуатировать авиационные комплексы в мирное и военное время в соответствии с нормативной документацией (ПК-1) стали обладать 75,2% курсантов экспериментальной и 65,3 контрольной групп; способностью оценивать возможности выполнения задачи в зависимости от внешних условий и характеристик воздушного судна в процессе эксплуатации (ПК-8) 67,9% курсантов экспериментальной и 58,5 контрольной групп. Способностью принимать решение на выполнение полета и оценивать уровень его безопасности на основе всестороннего анализа факторов (ПК-13) 71,6% курсантов экспериментальной и 60,1 контрольной групп.
Также были отмечены позитивные изменения в развитии профессионально-специализированных компетенций: готовностью к летной эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.1) стали обладать 77,8% курсантов экспериментальной и 67,6 контрольной групп; способность контролировать и прогнозировать влияние эксплуатационных факторов на летно-техниче-ские характеристики авиационных комплексов (ПСК 1.2) - 68,4% курсантов экспериментальной группы и 61,7 контрольной групп.
Наибольшие изменения в развитии профессионально значимых качествах личности военного лётчика были зафиксированы в группе качеств, обеспечивающих уверенные и безошибочные действия при имитации сложных и боевых ситуациях, (62,5% в экспериментальной и 49,7% в контрольной группе).
По завершении эксперимента не оказалось ни одного курсанта пятого курса, который бы действовал неадекватно в имитируемой проблемной ситуации повышенного риска или допускал значительное количество ошибок.
Проведённый анализ показал, что инновационный тренажёрный
комплекс обладает значительными развивающими возможностями: имитацией полёта нескольких типов авиационной техники; высокой достоверностью имитируемой обстановки, достаточной для формирования необходимых военно-профессиональных компетенций; эффективным применением циклично-целевого метода подготовки, при котором этот процесс разбивается на два взаимосвязанных цикла: достижение нормативно-запрограммированного базового уровня подготовки и метакомпетентностного. Его сущностным выражением является компетентностная мобильность как способность к переходу с одного уровня компетентности на другой, более совершенный.
Таким образом, использование инновационных средств в военно-профессиональной подготовке курсантов авиационного вуза при условии комплексной реализации принципов непрерывности, преемственности и инновационности позволяют значительно повысить уровень развития профессиональных и профессионально-специализированных компетенций будущего военного инженера по летной эксплуатации летательных аппаратов.
Примечания:
1. Кривцов Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 234 с.
2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
3. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
4. Андреев A.A. Знания или компетенции // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.
5. Демкина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1. С. 35.
6. Самойленко О.Б.Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами организации самостоятельной работы: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2013. 222 с.
7. Щербакова Е.А. Личные особенности военного лётчика высокого класса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 216-220.
References:
1. Krivtsov L.Yu. Pedagogical bases of formation of professional competence of cadets of military engineering schools: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2006. 234 pp.
2. Slastyonin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovative activity. M.: Magistr, 1997. 224 pp.
3. Mirabile R.J. Everything you need to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
4. Andreev A.A. Knowledge or competence // Higher education in Russia. 2005. No. 2. P. 3-11.
5. Demkina E.V. Psychological and pedagogical support for the development of the personality of the future teacher in the course of professional education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1. P. 35.
6. Samoylenko O.B. Formation of professional competence of cadets of a military higher school by means of organization of independent work: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Oryol, 2013. 222 pp.
7. Shcherbakova E.A. Personal features of a military high class pilot // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 2. P. 216-220.