Научная статья на тему 'Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов'

Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ / РЕФЛЕКСИВНОПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FORMATION OF COMPETENCE / MODEL / PREDICTIVE AND REFLEXIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

В статье представлено обоснование модели формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов. Описаны использованные подходы. Дана подробная детализация структуры педагогической модели формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов, которая состоит из пяти блоков: целевого, содержательного, процессуального, критериально-оценочного и результативного. Особенностью данной модели является реализация ее в процессе изучения общевоенных, тактико-специальных дисциплин и дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки курсантов военных вузов. Эффективность модели обеспечивалась комплексом педагогических условий: формирование рефлексивно-прогностической компетенции на протяжении всего периода обучения курсантов в военном вузе; использования образовательных технологий по системному и последовательному формированию рефлексивно-прогностической компетенции курсантов в ходе учебно-воспитательной деятельности военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Forming Reflexive and Predictive Competence of Cadets of Military Higher Education Institutions

The article elaborates on the study of the model of forming reflective-predictive competence of military cadets and describes the used approaches. The detailed structure of the pedagogical model of formation of reflective-predictive competence of military cadets which consists of five units is presented. They are: objective, substantive, procedural, criteria-valued and effective. A special feature of this model is to implement it in the process of studying all-military tactical and special subjects and disciplines of variable part of humanitarian, social and economic cycle of preparation of cadets of military universities. The effectiveness of the model was ensured by a set of pedagogical conditions: the formation of reflexive-prognostic competence throughout the whole period of cadets’ training in a military higher educational institution; Use of educational technologies to systematically and consistently form the reflective-prognostic competence of cadets in the course of teaching and educational activities of a military high school.

Текст научной работы на тему «Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов»

УДК 378 ББК 74.47

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

| Е.В. Анфалов

Аннотация. В статье представлено обоснование модели формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов. Описаны использованные подходы. Дана подробная детализация структуры педагогической модели формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов, которая состоит из пяти блоков: целевого, содержательного, процессуального, критериально-оценочного и результативного. Особенностью данной модели является реализация ее в процессе изучения общевоенных, тактико-специальных дисциплин и дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки курсантов военных вузов. Эффективность модели обеспечивалась комплексом педагогических условий: формирование рефлексивно-прогностической компетенции на протяжении всего периода обучения курсантов в военном вузе; использования образовательных технологий по системному и последовательному формированию рефлексивно-прогностической компетенции курсантов в ходе учебно-воспитательной деятельности военного вуза.

105

Ключевые слова: формирование компетенции, модель, рефлексивно-прогностическая компетенция.

MODEL OF FORMING REFLEXIVE AND PREDICTIVE COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

| E.V. Anfalov

Abstract. The article elaborates on the study of the model of forming reflective-predictive competence of military cadets and describes the used approaches. The detailed structure of the pedagogical model of formation of reflective-predictive competence of military cadets which consists of five units is presented. They are: objective, substantive, procedural, criteria-valued and effective. A special feature of this model is to implement it in the process of studying all-military tactical and special subjects and disciplines of variable part of humanitarian, social and economic cycle of preparation of ca-

dets of military universities. The effectiveness of the model was ensured by a set of pedagogical conditions: the formation of reflexive-prognostic competence throughout the whole period of cadets' training in a military higher educational institution; Use of educational technologies to systematically and consistently form the reflective-prognostic competence of cadets in the course of teaching and educational activities of a military high school.

Keywords: formation of competence, model, predictive and reflexive competence.

106

С совершенствованием вооружения и военной техники все большую остроту приобретает вопрос способности военнослужащего в условиях дефицита времени и неопределенности обстановки анализировать риски и принять своевременное решение. Способность выполнить офицером любую профессиональную задачу сегодня зависит не только от его профессиональных знаний и умений как специалиста, но от его способностей к самоорганизации и предвидения результатов военно-профессиональной деятельности. В связи с этим задача современного военного вуза — сформировать рефлексивно-прогностическую компетентность у курсанта, являющуюся составной и неотъемлемой частью профессиональной компетентности офицера — выпускника.

На необходимость формирования у выпускников военных вузов способностей к рефлексии и прогнозированию указывает федеральный государственный образовательный стандарт. К примеру, во ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» [1], и 161002 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [2] определено, что выпускник должен обладать спо-

собностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-19), способностью к восприятию, анализу, критическому осмыслению, систематизации и синтезу информации, полученной из разных источников, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-6); креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (0К-10); а также готовностью создавать модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности (ПК-149).

Содержание компетентности базируется на системе знаний, которые обучающийся накапливает в процессе обучения и которые позволяют ему успешно выполнять поставленные задачи. Одновременно в процессе обучения идет формирование умений и навыков. Но во время практических занятий, в сложных непредвиденных ситуациях зачастую этого оказывается недостаточно. Анализ практической деятельности офицера подтверждает, что в ходе учебно-боевой и повседневной деятельности офицер сталкивается с необходимо-

ЕК

стью анализировать свои действия и действия своего подразделения, уметь выходить за пределы традиционных способов решения проблемы, соотнести ее прошлое и увидеть развитие в будущем, найти приемлемое эффективное решение. При этом военнослужащий обязан действовать в рамках определенных правовых и нравственных ограничений.

Таким образом, особую значимость приобретает проблема формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсанта, как интегральной составляющей профессиональной компетентности офицера.

Вместе с тем, в программах военных вузов недостаточно внимания уделяется решению данной проблемы. Отсутствуют специальные курсы по развитию рефлексии и прогностике как особым механизмам мышления, а способы прогнозирования и педагогической рефлексии изучаются поверхностно, что в итоге не способствует формированию рассматриваемой компетенции.

В статье «Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов» автором были определены сущность понятия рефлексивно-прогностическая компетенция, указаны критерии и уровни данной компетенции у курсантов военных вузов [3].

Приступая к составлению авторской модели как педагогической системы, исходим из того, что необходимо графически описать алгоритм формирования рефлексивно-прогностической компетенции в условиях военного вуза, при этом на основе определенных исходных положений выстроить конструкцию, отражающую структуру,

свойства, взаимосвязи и механизмы функционирования элементов и результаты этого процесса [4].

По мнению А.Н. Дахина, существует несколько моделей образования, но для условий военного вуза особенное значение имеют только некоторые из них. Поточная модель предполагает предметно-групповое обучение в уровневых потоках, в которые могут входить несколько учебных групп. В модели смешанных способностей группы создаются по когнитивным признакам, состав класса постоянен, но внутри него организуются временные группы. Интерактивная модель в учебной группе определяет множество возможностей для индивидуальной работы. Инновационная модель предполагает формирование микрогрупп обучающихся с разными способностями на основе нескольких критериев, когда внутри учебной группы существует несколько малых групп, состав которых постоянен. Активная модель содержит четыре модуля, в каждом из которых реализуется собственная модель [5, с. 23].

В основе разработанной автором данной статьи педагогической модели — положения теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий [6]: формирование у курсантов рефлексивно-прогностической компетенции как синтеза знаний, умений и новых качеств происходит поэтапно. При этом учитываем ряд исследований, проведенных А.Ф. Присяжной (2006), Т.Е. Се-данкиной (2009), С.А. Тарасовой (2015), Н.Л. Слугиной и В.С. Чернявской (2014), О.П. Пузиковым (2015) и др. по формированию различных рефлексивных и прогностических компетен-

107

ций у обучающихся в гражданских вузах, а также опыт Т.Е. Седанки-ной (2009), И.В. Овсянникова (2011), Д.И. Новосельской (2012), С.А. Ба-ланова (2013), Р.П. Еробкина (2015), М.В. Аниканова (2016) и др. по формированию различных компетенций у курсантов военных вузов.

Структура процесса формирования рефлексивно-прогностической компетенции предполагает наличие тех компонентов, без которых невозможно сформировать профессиональную компетенцию в условиях военного вуза: субъектный элемент, элемент целеполагания, содержательный элемент, технологический элемент и оценочно-результативный элемент.

Субъектный элемент включает в себя педагогов, командиров различного ранга и курсантов как субъектов педагогической и учебной деятельности. При этом все субъекты педагогического процесса взаимосвязаны, стремятся к одной цели и рассматриваются нами в рамках педагогической системы как ведущий элемент.

1 ПО В результате автором данной ста-

ШО тьи была разработана модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов (см. рис.).

Данная педагогическая модель обладает основными свойствами системы: целостностью, организованностью, единством и адаптируемостью. Целостность заключается в единстве компонентов — каждый элемент вносит свой вклад в реализацию цели. Организованность означает наличие структуры и взаимосвязанного функционирования. Адаптируемость связана с возможностью реализации системы по различным траекториям, соответствующим особенностям усло-

вий обучения военного вуза и потребностям курсантов.

Модель функционирует в условиях специфической образовательной среды военного вуза на основе общих и специальных принципов. К общим принципам относим научность, стабильность, связь теории с практикой, профессиональную целесообразность, сознательность и активность, индивидуализация [7] и др. К специальным — принципы обучения и воспитания в процессе военной службы, комплексности и целенаправленности проводимых мероприятий, параллельного педагогического влияния, ресурсного обеспечения, включенного участия командного и преподавательского состава. Все это позволяет спланировать процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции в различных военных вузах.

В состав нашей педагогической модели входят пять последовательно реализуемых блоков-этапов: целевой блок, содержательный блок, процессуальный блок, критериально-оценочный блок и результативный блок.

Целевой блок-этап отражает цель и задачи планируемой и осуществляемой педагогической деятельности в условиях военного вуза. Цель определена потребностью общества и государственного заказчика (заинтересованных министерств и ведомств) в офицерах, обладающих способностями к рефлексии и прогностике. Цель отражена в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов и заключается в формировании необходимого уровня рефлексивно-прогностической компетенции курсанта военного вуза. Данный блок предполагает выполнение следующих задач:

1) формирование ценностно-смыслового отношения к рефлексивно-прогностической деятельности и положительной мотивации к достижению высокого уровня рефлексивно-прогностической компетенции для применения ее при решении задач повседневной служебной деятельности;

2) стимулирование рефлексии, целе-полагания, предвидения и осмысления желаемого результата служебной деятельности.

Содержательный блок-этап составляет содержание образовательной деятельности, которое и выступает средством формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов. В соответствии с требованиями п. 6 приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 военно-учебные заведения самостоятельно разрабатывают основные профессиональные программы в соответствии с ФГОС и квалификационными требованиями [8]. При планировании содержания обучения курсантов исходим из следующих особенностей обучения курсантов. Несмотря на изучение некоторых теоретических вопросов по рефлексии на дисциплинах «Военная педагогика» и «Военная психология», а по прогнозированию — в ходе изучения дисциплины «Математика» и др., синтезирующим и наиболее практико-ориентирован-ными по отношению к рефлексивно-прогностическим способностям будут тактико-специальные и общевоенные дисциплины, в том числе дисциплина «Военная история». Именно на занятиях по данным дисциплинам курсанты овладевают умениями познавать свои возможности и ограничения при решении тактических

задач и задач повседневной деятельности, знакомятся с наиболее приемлемыми в боевой обстановке методами анализа, прогнозирования и моделирования ситуаций, учатся творчески оценивать обстановку и принимать нестандартные решения.

Исходя из этого, содержательный блок авторской модели состоит из содержания дисциплин «Военная история», «Общая тактика и тактика подразделений родов авиации», «Управление подразделениями в мирное время», «Общевоенная подготовка» с целью наиболее глубокого освоения рефлексии и прогностики в ходе овладения военной специальностью.

Процессуальный блок включает в себя организацию, управление и осуществление процесса формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов и комплекс педагогических условий: 1) формирование компетенции на протяжении всего процесса обучения в военном вузе; 2) взаимосвязанное и последовательное использование инновационных образовательных технологий для формирования 109 рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военного вуза; 3) включение курсантов и командиров курсантских подразделений в творческую рефлексивную и прогностическую деятельность с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих и уровня сформирован-ности знаний на момент поступления в вуз.

Первое условие выделено в связи с тем, что освоение курсантом начальных навыков и умений по прак-тико-ориентированному рефлексивно-прогностическому мышлению происходит на первом курсе в ходе изуче-

110

ния дисциплины «Военная история» и «Общевоенная подготовка». При отборе содержания использовались учебные пособия «Военная история» (2016), «Парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей (2016) «Оценка обстановки и объектов удара» (2015) и др. В последующем, на старших курсах, курсанты отрабатывают рефлексивно-прогностические умения в ходе повседневной служебной деятельности, изучения тактико-специальных дисциплин и в ходе войсковых стажировок.

Так происходит поэтапное развитие рефлексивно-прогностической компетентности курсанта. Начальный этап (1 и 2 курс обучения) — это репродуктивный уровень формирования компетенции. На данном этапе у курсанта формируется интерес и ценностное отношение к рефлексии и прогнозированию результатов собственной деятельности, уясняются основные знания о рефлексии и прогностике, особенностях рефлексивно-прогностического мышления. Второй этап (3 и 4 курс обучения) — репродуктивно-творческий уровень. В ходе повседневной служебной деятельности, а также изучения тактико-специальных дисциплин, дисциплин «Управление подразделениями в мирное время» и «Общевоенная подготовка» продолжается формирование положительной мотивации и знаний о рефлексии и прогностике, закрепляются навыки творческого мышления, составляющие основу рефлексивно-прогностических способностей: настрой на получение результата, аналитичность и перспективность, осознанность, самоанализ и самокоррекция. Третий этап (5 курс) — творческий уровень. В про-

цессе изучения тактико-специальных дисциплин, в ходе написания выпускной квалификационной работы и войсковой стажировки формируются рефлексивно-прогностические умения при решении практических военно-профессиональных задач, а также потребность в самосовершенствовании своей рефлексивно-прогностической компетенции.

Второе условие — использование образовательных технологий, способствующих формированию рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов, побуждающих обучающихся к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности [9, с. 70].

Это, прежде всего, методы контекстного и проблемного обучения [10; 11]: проблемные лекции, контекстно-информационная и контекстно-профессиональная лекции; частно-поисковый метод, исследовательский метод, кейс-метод [12]; методы самостоятельной работы курсантов военных вузов [13], такие, как: написание научных исследовательских статей и эссе, составление портфолио, подготовка презентаций и рационализаторская работа; методы контроля: устный и экспресс-опросы, метод наблюдения, тестирование, оценка выполненных работ.

Третье условие предопределено тем, что творческая активность основана на рефлексии и предвидении. В процессе актуализации творческий потенциал курсанта, как личности, может выражаться в правильности собственной позиции, при этом рефлексия и прогностика не только констатирует положение вещей, а

Социальный Требования ФГОС и

заказ квалификационных

общества требований

*

Содержание профессиональной подготовки курсанта военного вуза

Содержание профессиональной деятельности офицера

Целевой блок

Цель: формирование рефлексивно-прогностической компетентности курсанта военного вуза

Задачи: - формирование ценностно-смыслового отношения к рефлексивно-прогностической деятельности и положительной мотивации к достижению высокого уровня рефлексивно-прогностической компетенции для применения ее при решении задач повседневной служебной деятельности;

- стимулирование рефлексии, целеполагания, предвидения и осмысления желаемого результата служебной деятельности.

Содержательный блок

Рефлексивно-прогностическая компетентность:

мотивационно-ценностный; когнитивный, операционный, личностный компоненты

Г Л

Изучаемые дисциплины:

«Математика» «Военная педагогика» «Военная психология»

«Военная история», «Общевоенная подготовка», Управление подразделениями в мирное время»

«Общая тактика и тактика подразделений родов авиации»

Процессуальный блок

Педагогические условия:

- формирование компетенции на протяжении всего периода обучения в военном вузе;

- взаимосвязанное и последовательное использование инновационных образовательных технологий для формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военного вуза;

- включение курсантов и командиров курсантских подразделений в творческую рефлексивную и .прогностическую деятельность. формируются

Организационные формы лекции Методы проблемное, контекстно-информационное и контекстное изложение

практические занятия и семинары частично-поисковый и исследовательский метод; кейс-технология;активного диалога, анализа конкретных ситуаций; игровой; «мозговой атаки»

контроль экспресс-опросы, тестирование, резюме занятий.

самостоятельная работа исследовательская и рационализаторская работа, составление портфолио, подготовка презентаций и эссе.

111

Результативный блок

Критерии сформированности рефлексивно-прогностической компетенции

Мотивационно-ценностный Когнитивный Операционный Личностный

Владение теоретическими знаниями об осуществлении рефлексии и прогностики Владение методическим аппаратом иумениями рефлексировать и прогнозировать при решении задач повседневной деятельности Самосознание обучающегося необходимости рефлексии и прогнозирования, собственный стиль при решении задач повседневной деятельности

Положительная мотивация к осуществлению рефлексивно -прогностической деятельности в рамках служебных обязанностей

Рис. Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов

ВЕК

112

также стимулирует саморазвитие личности [7, с. 73]. Поэтому рефлексивно-прогностическая деятельность курсантов не ограничивается лишь исследованием проблем с использованием самоанализа и прогнозирования. Эта деятельность позволяет курсанту самостоятельно решать эти проблемы, планируя те или иные действия, их цели, этапы, методы и результаты.

Результативный блок описывает эффективность протекания педагогического процесса и контроль достигнутых результатов в соответствии с поставленной целью с опорой на самоконтроль и взаимоконтроль. Результат процесса формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсантов военного вуза характеризуется критериями и уровнями сформированности. Диагностика данного блока выполняет функцию управления процессом обучения. С помощью повторной диагностики у субъектов появляется возможность сопоставить результаты с первоначальными значениями и провести коррекцию процесса обучения в ходе освоения дисциплин. Автором данной статьи выделены три уровня сформированности компетенции: низкий, средний и высокий. Сформированность компетенции оценивается с помощью мотива-ционно-ценностного, когнитивного, операционного и личностного критериев в ходе экзаменов и зачетов по дисциплинам, в ходе индивидуальной работы и консультаций.

Таким образом, комплексное решение общей задачи всеми компонентами разработанной модели педагогического процесса позволит сформировать рефлексивно-прогно-

стическую компетенцию курсантов военных вузов. Практические результаты дальнейшего внедрения разработанной модели будут проанализированы и опубликованы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г N 83) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения: 24.09.2016).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г N 65) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс].

- URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/68 (дата обращения: 24.09.2016).

3. Анфалов, Е.В. Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов [Текст] / Е.В. Анфалов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016.

- № 3. - С. 9-15.

4. Слугина, Н.Л. Модель формирования рефлексивно-проектной компетенции у будущих бакалавров информационно-технологического направления [Текст] / Н.Л. Слугина, В.С. Чернявская // Успехи современного естествознания. - 2014. -№ 5 (часть 2). - С. 160-165 [Электронный ресурс]. - URL: http://natural-sciences.ru/ ru/article/view?id=33946 (дата обращения: 01.10.2016).

ЕК

5. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.

6. Талызина, Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий сегодня [Текст] / Н.Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 92-102.

7. Уварина, Н.В. Структурно-содержательное наполнение управленческой компетенции в системе профессионального образования [Текст] / Н.В. Уварина, А.А. Лоскутов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-educati on.ru/ru/artide/view?id=22067 (дата обращения: 11.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant .ru/document/co ns_doc_LAW_170951 (дата обращения: 10.10.2016).

9. Ганиев, Р.Р. Использование активных методов обучения студентов на военных кафедрах при гражданских вузах по военно-профессиональным дисциплинам и по тактико-специальной подготовке [Текст] / Р.Р. Ганиев // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. статей участников Всерос.науч.-практ. конф. с международным участием (Казань, 25.03.2016). - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С.68-74.

10. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

11. Львович, В.А. Проблемное обучение как фактор модернизации образования [Текст] / В.А. Львович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 4. - С. 361-364.

12. Собко, А.Ю. Кейс-технологии как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов

ВВ МВД России [Текст] / А.Ю. Собко // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 4. - С.145-149.

13. Галямина, А.В. Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «иностранный язык»): Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2016. - 283 с. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.kantiana.ru/upload/iblock /749/dissertatsiya-galyamina-itog.pdf (дата обращения: 11.10.2016).

REFERENCES

1. Anfalov E.V., Teoreticheskie aspekty prob-lemy formirovanija refleksivno-prognos-ticheskoj kompetencii u kursantov voennyh vuzov, Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, No. 3, pp. 9-15. (in Russian)

2. Dahin A.N., Pedagogicheskoe mode-lirovanie: sushhnost, jeffektivnost i neopre-delennost, Pedagogika, 2003, No. 4, pp. 2126. (in Russian)

3. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obra-zovanija po napravleniju podgotovki (spe-cialnosti) 162001 "Jekspluatacija vozdush-nyh sudov i organizacija vozdushnogo dvizhenija" (kvalifikacija (stepen) "specialist") (utvergden prikazom Ministerstva obra-zovanija i nauki RF ot 24 janvarja 2011 g. jjj No. 83), PortalFederalnyh gosudarstvennyh obrazovatelnyh standartov, available at: http:..fgosvo.ru.fgosvpo.9.6.3.68 (accessed: 24.09.2016). (in Russian)

4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obra-zovanija po napravleniju podgotovki (spe-cialnosti) 161002 "Letnaja jekspluatacija i primenenie aviacionnyh kompleksov" (kval-ifikacija (stepen) "specialist") (utvergden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 g. No. 65), Portal Federalnyh gosudarstvennyh obrazovatel-nyh standartov, available at: http:..fgosvo. ru.fgosvpo.9.6.3.68 (accessed: 24.09.2016). (in Russian)

5. Galjamina A.V., Formirovanie kompetencii samoorganizacii uchebnoj dejatelnosti kur-santov voennyh vuzov (na materiale disci-

pliny "inostrannyj jazyk"), Extended of PhD dissertation (Pedagogy), Kaliningrad, 2016, 283 p., available at: https://www.kantiana.ru/ upload/iblock/749/dissertatsiya-galyamina-itog.pdf (accessed: 10.10.2016). (in Russian)

6. Ganiev R.R., "Ispolzovanie aktivnyh metodov obuchenija studentov na voennyh kafedrah pri grazhdanskih vuzah po voenno-professionalnym disciplinam i po taktiko-specialnoj podgotovke", in: Proceedings of the Conference Andreevskie chtenija: sovre-mennye koncepcii i tehnologii tvorcheskogo samorazvitija lichnosti: sbornik statej uchastnikov, Kazan, 2016, pp. 68-74. (in Russian)

7. Lvovich V.A., Problemnoe obuchenie kak faktor modernizacii obrazovanija, Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2013, No. 4, pp. 361-364. (in Russian)

8. Prikaz Ministra oborony RF ot 15.09.2014 g. No. 670 "O merah po realizacii otdelnyh polozhenij stati 81 Federalnogo zakona ot 29.12.2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", available at: http:www. consultant.ru.document.cons_doc_LAW_ 170951 (accessed: 10.10.2016). (in Russian)

9. Slugina N.L., Chernjavskaja V.S., Model formirovanija refleksivno-proektnoj kompe-tencii u budushhih bakalavrov informa-

cionno-tehnologicheskogo napravlenija, Us-pehi sovremennogo estestvoznanija, 2014, No. 5, Part. 2, pp. 160-165, available at: http:..natural-sciences.ru.ru.article.view? id=33946 (accessed: 01.10.2016). (in Russian)

10. Sobko A.Ju., Kejs-tehnologii kak sredstvo formirovanija professionalnyh kompetencij u kursantov voennyh vuzov VV MVD Ros-sii, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013, No. 4, pp.145-149. (in Russian)

11. Talyzina N.F., Teorija pojetapnogo formirovanija umstvennyh dejstvij segodnja, Vop-rosy psihologii, 1993, No. 1, pp. 92-102. (in Russian)

12. Uvarina N.V., Loskutov A.A., Strukturno-soderzhatelnoe napolnenie upravlencheskoj kompetencii v sisteme professionalnogo ob-razovanija, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, No. 5, available at: http:..www.science-education.ru.ru.article.vi ew?id=22067 (accessed: 11.10.2016). (in Russian)

13. Verbickij A.A., "Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija", In: Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija, Moscow, Issledovatelskij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004, 84 p. (in Russian)

114

Анфалов Евгений Владимирович, аспирант, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, [email protected] Anfalov E.V., Post-graduate Student, Vocational Teacher Training and Subject Methodologies Department, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, eanfalov66@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.