Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений МЧС России для осуществления производственно-технологической деятельности'

Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений МЧС России для осуществления производственно-технологической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / MILITARY EDUCATION / CADETS / PROFESSIONALISM / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Александр Валентинович

Современному обществу нужны высококвалифицированные специалисты, поэтому в современном профессиональном образовании главным становится компетентностный подход, который в большой мере способствует повышению качества профессионального образования, основной задачей которого становится формирование различных компетенций у выпускников вузов. В настоящее время большое внимание уделяется профессиональной подготовке специалистов МЧС России, так как в мире увеличилось число природных, техногенных и социальных потрясений, и будущие специалисты МЧС России должны иметь глубокие и прочные профессиональные знания и владеть профессиональными умениями, то есть иметь высокий уровень сформированности профессиональной компетенции, должны быть готовы с риском для жизни предотвращать катастрофы, ликвидировать их последствия, спасать людей. В образовательных учреждениях МЧС России готовят будущих пожарных, спасателей, много внимания уделяется воспитанию у курсантов важных личностных профессиональных качеств. В статье характеризуется профессиональная компетенция курсантов образовательных учреждений России как научное понятие и значимый феномен в современном высшем образовании, раскрываются ее структурные компоненты, особенности ее формирования в процессе профессиональной подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF EMERCOM OF RUSSIA EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL ACTIVITIES

The modern society needs skilled professionals, so competency-based approach becomes the leading one in modern vocational education, which largely contributes to the quality of vocational education, whose main task is the formation of different competencies of the graduates. Currently, much attention is paid to professional training of specialists of EMERCOM of Russia, as there are more and more natural, technological and social disasters. The EMERCOM of Russia specialists must have a deep and strong professional knowledge and master professional skills, i.e. to have a high level of formation of professional competence need to be willing to risk lives to prevent disasters and eliminate the consequences of disasters, and to save people. In educational institutions of EMERCOM of Russia we teach firefighters and rescue workers; much attention is paid to the education of students’ personal and professional qualities. The article characterizes the professional competence of cadets of educational institutions of Russia as a scientific concept and significant phenomenon in contemporary higher education; it presents its structural components, features of its formation in the process of professional training of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений МЧС России для осуществления производственно-технологической деятельности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 355.231 ББК Ц439.9

ГСНТИ 14.35.С

Код ВАК 13.00.08

Волков Александр Валентинович,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра пожарной безопасности объектов защиты (в составе УНК «Государственный надзор»), Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России; 153045, г. Иваново, пр-т Строителей, д. 33; e-mail: 01.V0lk0v@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; профессиональные компетенции; военное образование; курсанты; профессионализм; инновационные технологии.

АННОТАЦИЯ. Современному обществу нужны высококвалифицированные специалисты, поэтому в современном профессиональном образовании главным становится компетентностный подход, который в большой мере способствует повышению качества профессионального образования, основной задачей которого становится формирование различных компетенций у выпускников вузов. В настоящее время большое внимание уделяется профессиональной подготовке специалистов МЧС России, так как в мире увеличилось число природных, техногенных и социальных потрясений, и будущие специалисты МЧС России должны иметь глубокие и прочные профессиональные знания и владеть профессиональными умениями, то есть иметь высокий уровень сформированности профессиональной компетенции, должны быть готовы с риском для жизни предотвращать катастрофы, ликвидировать их последствия, спасать людей. В образовательных учреждениях МЧС России готовят будущих пожарных, спасателей, много внимания уделяется воспитанию у курсантов важных личностных профессиональных качеств. В статье характеризуется профессиональная компетенция курсантов образовательных учреждений России как научное понятие и значимый феномен в современном высшем образовании, раскрываются ее структурные компоненты, особенности ее формирования в процессе профессиональной подготовки курсантов.

Volkov Aleksandr Velntinovich,

Candidate of Pedagogy, Senior lecturer, Department of Fire Protection, Ivanovo Fire Safety Academy of EMERCOM, Ivanovo, Russia.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

OF EMERCOM OF RUSSIA EDUCATIONAL INSTITUTIONS

FOR THE IMPLEMENTATION OF PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL ACTIVITIES

KEYWORDS: competence-based approach; professional competence; military education; cadets; professionalism; innovative technologies.

ABSTRACT. The modern society needs skilled professionals, so competency-based approach becomes the leading one in modern vocational education, which largely contributes to the quality of vocational education, whose main task is the formation of different competencies of the graduates. Currently, much attention is paid to professional training of specialists of EMERCOM of Russia, as there are more and more natural, technological and social disasters. The EMERCOM of Russia specialists must have a deep and strong professional knowledge and master professional skills, i.e. to have a high level of formation of professional competence need to be willing to risk lives to prevent disasters and eliminate the consequences of disasters, and to save people. In educational institutions of EMERCOM of Russia we teach firefighters and rescue workers; much attention is paid to the education of students' personal and professional qualities. The article characterizes the professional competence of cadets of educational institutions of Russia as a scientific concept and significant phenomenon in contemporary higher education; it presents its structural components, features of its formation in the process of professional training of students.

В с

I

) современной России произошли ) глобальные социально-экономические и политические изменения. Россия вошла в Болонский процесс, что привело к изменениям в российском высшем образовании. Приоритетным направлением в образовательной политике России является качественное образование. Обществу нужны компетентные, образованные специалисты, имеющие достаточную теоретическую

и практическую подготовку, обладающие творческими способностями. Главное стратегическое направление высшего профессионального образования - предъявление высоких требований к качеству подготовки высококвалифицированных специалистов разного профиля и обеспечение условий для совершенствования личности в процессе профессионального образования. «Концепция долгосрочного социально-экономи-

© Волков А. В., 2017

ческого развития РФ на период до 2020 г.» отражает идею об инновационном социально ориентированном типе высшего профессионального образования в экономическом развитии РФ. Важнейшим ресурсом инновационных изменений является профессиональное образование. В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен получить прочные и глубокие профессиональные знания, овладеть необходимыми практическими умениями и навыками, чтобы применять их в будущей деятельности. Это положение отражено в новом словаре методических терминов и понятий Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, которые указывают, что под компетенцией понимается «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений» [2, с. 107]. Такое понимание компетенции, с нашей точки зрения, сужает содержание данного понятия. Новое качество в подготовке специалиста характеризуется способностью не только применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности, но и находить самостоятельные творческие решения производственных задач, используя нестандартные методы и формы работы. Решение данных задач можно успешно осуществить, если процесс профессиональной подготовки строить на основе компе-тентностного подхода. Известно, что основой компетентностного подхода является приобретение личного профессионального опыта, на основании которого у специалиста формируется способность решать сложные профессиональные вопросы [4; 14]. Данный подход позволяет формировать у будущих специалистов различные компетенции, способствующие формированию такого интегративного качества личности, как профессионализм. Проблема профессионализма исследовалась и продолжает оставаться предметом научных исследований многих ученых (Ю. К. Бабанский, Л. М. Митина, О. М. Косянова, Н. В. Кузьмина и др.). Так, Ю. К. Бабанский считал, что профессионализм является самостоятельной категорией, которая соприкасается с мастерством, является интегративным качеством личности, формируемым в деятельности, и определяет результат этой деятельности [3]. О. М. Косянова утверждает, что специалист должен обладать сформированной профессиональной компетенцией, которая должна служить основой профессионализма [6]. По мнению Н. В. Кузьминой, профессионализм характеризуется мотивами, умениями осознания важности

профессии, самосовершенствованием в профессии [7].

Л. М. Митина, исследуя вопросы профессионализма с психологической точки зрения, подчеркивает, что профессионализм следует рассматривать в русле инте-гративного качества, которое способствует эффективности профессиональной деятельности. Психологическая модель профессионализма, с точки зрения Л. М. Ми-тиной, включает в себя профессиональные знания, профессиональные способности, общую культуру и приобретенные умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские) [8].

В научной литературе большое внимание уделяется классификации и сущности компетенций специалистов разного профиля. Учеными выделены разные группы компетенций: группа социально-личностных, группа общепрофессиональных, группа специальных компетенций (В. Д. Шад-риков) [14]; группы общих, профессиональных, академических компетенций (В. И. Байденко) [4]; ключевые компетенции (А. В. Хуторской) [13]. Ю. Г. Татур выделяет компетенции общенаучной сферы, которые являются основой той или иной профессии [11; 12]. В. А. Адольф, исследуя профессиональную компетентность педагога, подчеркивает, что данная компетентность состоит из следующих компонентов: мотивационного, целевого, личностного, содержательно-операционального [1]. Таким образом, анализ литературы показывает неоднозначность подходов к выделению и обоснованию разных групп компетенций.

Проблеме формирования профессиональных компетенций курсантов военных учебных заведений и студентов технических вузов посвящен целый ряд диссертационных работ (П. Н. Коноваленко, В. А. Смирнов, А. В. Романов, И. Я. Янюк и др.). Так, П. Н. Коноваленко исследует проблему формирования педагогической компетенции курсантов вузов МЧС России при проведении учебной практики [5]; проблему формирования профессионально-правовой компетенции специалистов противопожарной службы МЧС России в вузе рассматривает В. А. Смирнов [10]; процесс развития профессионализма студентов технического вуза исследует А. В. Романов [9]; вопрос о формировании исследовательской компетенции студентов технического вуза раскрывает И. Я. Янюк [15].

В образовательных учреждениях МЧС России осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов МЧС России, которая происходит в соответствии с целями и задачами, стоящими перед спе-

циалистами аварийно-спасательной службы. В настоящее время предъявляются высокие требования к подготовке специалистов пожарной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях, так как в мире участились природные, экологические, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации. Специалист МЧС должен быть готов к спасению жизни людей в экстремальных ситуациях, к предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Результатом подготовки специалистов МЧС России в рамках ФГОС должны быть сформированные профессиональные компетенции.

Основой профессиональной подготовки курсантов Ивановской пожарно-спаса-тельной академии ГПС МЧС России является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (уровень высшего образования) по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», ориентированный на применение компетентностного подхода, характеризующий профессиональную деятельность выпускников, освоивших программу специалитета.

Областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета согласно указанному ФГОС является совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств. Результатом качественной профессиональной подготовки специалистов МЧС России является сформированность общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников, соответствуют следующим видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, сервисно-эксплутационной, производственно-технологической, организационно-управленческой деятельности.

Нами рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций, соответствующих производственно-технологической деятельности специалиста МЧС России. В рамках данной статьи мы рассматриваем формирование следующих компетенций, которые характеризуются умением вести оперативно-тактические действия по тушению пожаров и проведе-

нием аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (ПК-17), знанием пожарной техники и умением ее эксплуатировать (ПК-18), умением организовывать тушение пожара, разрабатывая пожарную тактику (ПК-19), способностью осуществлять руководство тактически-оперативными действиями пожарных подразделений (ПК-20), умением предотвращать чрезвычайные ситуации (ПК-21).

Профессиональные компетенции курсантов формируется при изучении специальных дисциплин, среди которых «Пожарная техника», «Пожарная тактика», «Производственно-пожарная автоматика». При изучении данных дисциплин курсанты приобретают знания о пожарной технике и особенностях ее эксплуатации при тушении пожаров, особенностях пожарной тактики, умения применять технические средства связи и организовывать взаимодействие в пожарных подразделениях при ликвидации чрезвычайных ситуаций, овладевают способами спасения людей в чрезвычайных ситуациях.

С возрастающими требованиями к организации современного образования и новыми подходами к подготовке специалистов МЧС России при изучении специальных дисциплин особое внимание мы обращаем на важность следующих аспектов: разработка и реализация на практике креативных методов обучения, инновационных технологий обучения курсантов, приобретение курсантами умений управления пожарной техникой, разработка пожарной тактики, применение производственной пожарной автоматики, применение в учебном процессе компьютерных проектов, развитие творческих способностей курсантов.

Большое значение в процессе формирования профессиональных компетенций курсантов имеет создание следующих педагогических условий:

• моделирование при изучении специальных дисциплин чрезвычайных ситуаций с помощью деловых игр, создания компьютерных проектов, организации комплексных учений на практических занятиях в учебных спасательных центрах, выездов на условные пожары на реальных объектах;

• организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы курсантов;

• создание условий для самостоятельной творческой деятельности курсантов;

• применение профессиональных задач с использованием кейс-метода, викторин, олимпиад, конкурсов мастерства, содержание которых разрабатывается курсантами.

Обратимся к примерам. На занятиях по дисциплине «Производственная и пожарная автоматика» курсанты изучают тему «Системы тушения пожара, область применения и эффективность автоматических установок пожаротушения, особенности их построения».

Основной целью занятий является приобретение курсантами глубоких и прочных знаний по основным аспектам темы, чтобы квалифицированно предупреждать пожары, осваивать автоматические средства, предупреждающие пожары, изучать и анализировать установки производственной пожарной автоматики.

При проведении профессионального тренинга курсантам предлагались такие задания:

- «Смоделируйте реальные чрезвычайные ситуации, например, такие, как «пожар на объекте с массовым пребыванием людей», «пожар четвертой степени сложности», «тушение пожара на химическом производстве»)»;

- «Составьте викторину о соблюдении правил пожарной безопасности и проведите ее на занятиях»;

- «Организуйте просмотр видео о некоторых видах пожарной техники, автоматических установок пожаротушения и подготовьте инструкцию по их эксплуатации»;

- «Подготовьте и проведите деловую игру «Взаимодействие пожарного подразделения на пожаре в здании»».

Как показывают наблюдения за учебным процессом и опросы курсантов о предлагаемых заданиях, курсанты творчески подходили к выполнению подобных заданий, применяя нестандартные пути разрешения производственных ситуаций, самостоятельно решая профессиональные задачи.

Итак, используемые в процессе профессиональной подготовки курсантов инновационные формы работы способствуют формированию профессиональных компетенций курсантов в аспекте производственно-технологической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М. : Просвещение, 1983. - 250 с.

4. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. - М., 2004.

5. Коноваленко П. Н. Формирование педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе учебной практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 24 с.

6. Косянова О. М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.- 48 с.

7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М. : Высшая школа, 1990.- 149 с.

8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М. ; Воронеж, 2002. - 226 с.

9. Романов А. В. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов в военных инженерных вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2009. - 23 с.

10. Смирнов В. А. Формирование профессионально-правовой компетентности специалистов противопожарной службы МЧС России в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 23 с.

11. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. - М., 2004.

12. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апр. 2002 г.

14. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / / Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8.

15. Янюк И. А. Формирование исследовательской компетентности студентов технических вузов : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2010. - 22 с.

REFERENCES

1. Adol'f V. A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti uchitelya : dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1999.

2. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam). - M. : IKAR, 2009. - 448 s.

3. Babanskiy Yu. K. Optimizatsiya protsessa obucheniya. Obshchedidakticheskiy aspekt. - M. : Prosveshche-nie, 1983. - 250 s.

4. Baydenko V. I. Kompetentsii: k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda. - M., 2004.

5. Konovalenko P. N. Formirovanie pedagogicheskoy kompetentnosti kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MChS Rossii v protsesse uchebnoy praktiki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yaroslavl', 2005. -24 s.

6. Kosyanova O. M. Integrativnyy podkhod k formirovaniyu professional'noy kommunikativnoy kompetent-nosti studentov pravovykh spetsial'nostey : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2008.- 48 s.

7. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. - M. : Vysshaya shkola, 1990.- 149 s.

8. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentnosposobnoy lichnosti. - M. ; Voronezh, 2002. - 226 s.

9. Romanov A. V. Sovershenstvovanie professional'noy podgotovki kursantov v voennykh inzhenernykh vuzakh : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Shuya, 2009. - 23 s.

10. Smirnov V. A. Formirovanie professional'no-pravovoy kompetentnosti spetsialistov protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii v vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007. - 23 s.

11. Tatur Yu. G. Kompetentnostnyy podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya. - M., 2004.

12. Tatur Yu. G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista // Vysshee obra-zovanie segodnya. - 2004. - № 3.

13. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty : doklad na otdelenii filosofii obra-zovaniya i teorii pedagogiki RAO 23 apr. 2002 g.

14. Shadrikov V. D. Novaya model' spetsialista: innovatsionnaya podgotovka i kompetentnostnyy podkhod / / Vysshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 8.

15. Yanyuk I. A. Formirovanie issledovatel'skoy kompetentnosti studentov tekhnicheskikh vuzov : avtoref. diss. . kand. ped. nauk. - Shuya, 2010. - 22 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.