Научная статья на тему 'Методологические подходы к системной организации процесса формирования патриотизма у современной молодежи'

Методологические подходы к системной организации процесса формирования патриотизма у современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / EDUCATION / EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITY / CONCEPTUAL BASES / YOUTH / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / DEVELOPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Артемий Павлович, Томилина Светлана Николаевна

Авторы статьи на основе современных требований раскрывают концептуальные, теоретические основы формирования патриотизма у современной молодежи, включающие: методологические подходы, принципы, основные направления, педагогические условия воспитательно-патриотической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Артемий Павлович, Томилина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO SYSTEMIC ORGANIZATION OF DEVELOPING PATRIOTISM AMONG MODERN YOUTH

The authors of the article on the basis of modern requirements reveal the conceptual, theoretical bases of developing patriotism in modern youth, including: methodological approaches, principles, basic directions, pedagogical conditions of educational and patriotic activities

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к системной организации процесса формирования патриотизма у современной молодежи»

А.П. Федоров

(г. Туапсе), С.Н. Томилина

(г. Новороссийск)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO SYSTEMIC ORGANIZATION OF DEVELOPING PATRIOTISM AMONG MODERN YOUTH

Авторы статьи на основе современных требований раскрывают концептуальные, теоретические основы формирования патриотизма у современной молодежи, включающие: методологические подходы, принципы, основные направления, педагогические условия воспитательно-патриотической деятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательно-патриотическая деятельность, концептуальные основы, молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, формирование.

The authors of the article on the basis of modern requirements reveal the conceptual, theoretical bases of developing patriotism in modern youth, including: methodological approaches, principles, basic directions, pedagogical conditions of educational and patriotic activities.

Key words: education, educational and patriotic activity, conceptual bases, youth, patriotism, patriotic education, developing.

Современные условия развития отечественной экономики, задачи укрепления обороноспособности государства настоятельно требуют всемерной активизации патриотического воспитания всех категорий граждан Российской Федерации, особенно молодежи - учащихся вузов и молодых специалистов.

Все это приводит к аполитичности части населения, потере ими ценностных ориентиров, росту количества молодых людей, желающих эмигрировать на постоянное место жительство в развитые западные страны.

Основными факторами, требующими активизации патриотического воспитания российской молодежи, являются: наличие духовно-нравственной проблемы в сфере воспитания, следствием чего явилось разрушение ценностных установок; деструк-

тивность, разрушительность для личности, семьи и государства новых насаждаемых «идеалов»; преобладание материальных ценностей над моральными; перенасыщенность Интернета, социальных сетей фальсификатом по истории России, ее руководителей, победам и героическим событиям; тенденциозное преподнесение материалов о прошлом и настоящем России средствами массовой информации, пагубно влияющее на современную молодежь;

Ныне под угрозой оказывается национальная самоидентификация россиян, что в перспективе приведет к разрушению культурного пространства, сплоченности и единства России.

В этих условиях, патриотизм есть единственная «национальная идея» конструктивно способствующая сплочению много-

национального российского народа, его сохранению и развитию [7].

Созданная государственная нормативно-правовая база патриотизма позволила создать единую систему патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Воспитательно-патриотическая деятельность стала проводиться на основе пятилетних государственных программ патриотического воспитания россиян, предусматривающих достаточно высокое финансирование из государственного бюджета [3].

Вместе с тем результативность проводимой работы остается не очень высокой. Основные причины этого - поверхностность, формализм и бездушие в проводимой воспитательной работе, снижение патриотического настроя в семьях и их вкладе в воспитание патриотов, «умелое» распыление выделяемых денежных средств, попытки переложить эту работу на учебные заведения, учителей и преподавателей, которые перегружены своей непосредственной работой.

С целью активизации воспитательно-патриотической деятельности с молодежью - учащимися вузов и молодыми специалистами - были разработаны теоретические основы формирования патриотизма у современной российской молодежи.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [4].

Богатую информацию о сущности патриотизма можно почерпнуть из авторских работ отечественных ученых.

Так, А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев отмечают: «Патриотизм есть основа жизненных ориентаций, определяющая стратегию развития личности, общества, государства, смысл и самоценность жизни гражданина России» [2, с. 34]. По мнению Л.В. Байбородо-вой и соавторов, патриотизм - это «одно из наиболее глубоких человеческих чувств, ин-тегративное социально значимое качество, важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведе-

ния и связанная с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе» [1, с. 9]. М.Ю. Корнилова и А.Н. Томилин пишут: « ... патриотизм - это личностное качество гражданина, которое формируется социальной средой и целенаправленным воспитательным процессом» [5, с. 16].

Дадим авторское определение патриотизма, понимаемого как основное личностное чувство, интегративное социально значимое качество и устойчивая характеристика гражданина, базирующиеся на любви к Отечеству, Родине и своему народу, верности и преданности им, широком патриотическом мировоззрении и патриотических убеждениях, выражающихся в твердой, непоколебимой патриотической позиции, реализуемой в результативной деятельности, патриотическом поведении и подступах готовности к защите Отечества и его интересов в мирное и военное время, вплоть до самопожертвования в бою.

Патриотизм формируется в процессе систематического, длительного, целенаправленного, повседневного, кропотливого патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания -формирование высокого уровня патриотизма личности, активной государственно-патриотической позиции у современной российской молодежи, включающей любовь к своей Родине, своей семье и многонациональному российскому народу, повышенную гражданскую ответственность за судьбу и безопасность Отечества.

Достижение намеченной цели требует решения следующих задач [1]:

- осознание каждым молодым человеком себя как гражданина Российской Федерации на основе единых национальных духовных и нравственных ценностей, адекватного восприятия ценностей общества;

- развитие у российской молодежи интереса к героическому прошлому, настоящему и будущему своей страны, гордости за славные достижения и подвиги;

- воспитание патриотических чувств, гражданского долга и личной ответственности за безопасность и судьбы Отечества и российского народа;

- формирование потребности верно, преданно и добросовестно служить своему государству, его интересам, беречь территориальную целостность, честь и достоинство Родины, конкретными делами и личными поступками укреплять ее могущество и независимость;

- формирование готовности трудиться и стремления предприимчиво, инициативно и энергично работать на благо людей, своей страны с целью роста благосостояния и обороноспособности России;

- воспитание бережного отношения к истории, культурному наследию и историческому прошлому своей страны, стремление сохранить и приумножать обычаи, боевые и трудовые традиции российского многонационального народа;

- воспитание культуры межнационального общения и толерантности, заботы о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержании межэтнического мира и согласия;

- формирование готовности солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи, неприятия чуждых и аморальных ценностей.

Сформулированная цель и конкретизированные задачи позволяют определить следующие доминирующие стратегии патриотического воспитания молодежи [8]:

1. Опора на историко-героические традиции Отечества, понимаемая как совокупность логически систематизированных, целенаправленных организационных и воспитательных мероприятий и действий, направленных на качественное изменение уровня патриотизма личности.

2. Актуализация принципов национального менталитета в сознании и патриотической деятельности (включает: принципы гордости и понимания величия культуры народа, национальных и семейных традиций, государственных масштабов, природных богатств, легендарной российской истории, исторических подвигов, массовых фактов проявления героизма, самопожертвования в бою во имя Отечества и др.).

3. Опережение развития идейно-мировоззренческих представлений личности в условиях развития современных техноло-

гий (информационных, цифровых и др.), такая стратегия предусматривает формирование у учащихся вуза научного, государственно-патриотического мировоззрения, собственной системы знаний о мире, патриотических убеждений, идеалов и представлений.

Специфика проведения патриотического воспитания с молодежью требует использовать принципы:

а). системной организации воспитания (требует осуществления плановой, скоординированной и целенаправленной воспитательно-патриотической деятельности всех заинтересованных государственных, региональных и местных структур, а также общественных организаций);

б). конструирования информационно-воспитательной среды (способствует формированию патриота как активной и творческой личности, обладающей устойчивым познавательным интересом и направленной на непрерывность процесса самовоспитания и самосовершенствования);

в). интеграции (обеспечить целостность воспитательного процесса, взаимосвязь компонентов, направлений патриотического воспитания, преодолеть разобщенность в деятельности различных образовательных структур и организаторов патриотического воспитания;

г). адресного подхода (предполагает применение специальных форм и методов работы с молодежью с учетом возрастных, социальных, индивидуально-психологических особенностей личности);

д). активности и наступательности (полагает использование настойчивости и разумной инициативы в трансформации мировоззрения молодежи и ее ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России) [ 1,4,6 ].

Отмеченные стратегии, подходы и принципы обусловливают содержание и средства патриотического воспитания молодежи.

К основным направлениям патриотического воспитания молодежи относятся :

Государственно-патриотическое воспитание, включающее следующие компоненты: формирование активной государствен-

но-патриотической позиции личности, позволяющей ей эффективно отстаивать государственные интересы и решать государственные задачи в мирное и военное время; укрепление морально-психологического духа личности на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала государственных, ветеранских, различных общественных организаций и религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания молодежи в духе дружбы народов Российской Федерации.

Духовно-нравственное направление, содержащее: формирование нравственной личности, обладающей высокими моральными качествами (гуманизм, честность, коллективизм, соблюдение моральных ценностей, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу); воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование положительного отношения к труду, как к основе жизнедеятельности; формирование активной социальной позиции; позитивного отношения к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно-историческое направление, требующие: воспитание любви к своей «малой» Родине; вовлечение молодежи в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы России; формирование позитивного чувства национальной гордости, национального самосознания, единства и сплоченности многонационального и поликонфессионального народа Российской Федерации.

Гражданско-правовое направление, ориентированное на: изучение государственной системы РФ, содержания Конституции и Гимна РФ, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; уяснение сущности гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости; формирование культуры правовых отношений, стремления к соблюдению законодательных норм.

Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов россиян в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч молодежи с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к воинской службе и добросовестному выполнению воинского долга в рядах армии и флота.

Реализация намеченных направлений возможна при эффективном применении:

методов убеждения (выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности); соревнования (основан на естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств), стимулирования (подразумевает воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на побуждение личности к улучшению своего отношения к деятельности и дисциплине, развитию у нее мотивации патриотического поведения);

средств: волонтерской деятельности (добровольная, бесплатная работа патриотической направленности); поисковой работы (поиск по местам боев останков, не захороненных бойцов и командиров Советской Армии и Военно-морского флота);

форм: бесед, лекций, встреч с ветеранами, викторин, тематических вечеров, диспутов, адресной помощи ветеранам, проведения патриотических акций и операций (Георгиевская лента, Бессмертный полк, Бескозырка и др.).

Результатом процесса патриотического воспитания молодежи (учащихся вузов и молодых сотрудников) следует считать высокий уровень патриотизма у каждого из них, проявляемый в наличии активной государственно-патриотической позиции, личной ответственности за судьбу Отече-

ства, деятельном участии в укреплении экономического и оборонного могущества государства, дисциплинированности, исполнительности и готовности с оружием в руках защищать Родину.

Содержание процесса патриотического воспитания молодежи требует постоянного

творческого развития и корректировки.Его реализация получить драгоценный практический опыт, что позволит обогатит предлагаемые концептуальные основы.

Литература

1. Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов //Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №6. -С. 8-14.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: мон. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]/ https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 04.08. 2018).

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]/ https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 01.11. 2018).

5. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: мон. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2017. - 138 с.

6. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 284 с.

7. Путин В.В. Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http://baldin. ru/article/a- 218.html (дата обращения: 31.10. 2018).

8. Томилина С.Н. К вопросу о стратегиях воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью // Человек и образование. - 2018. - №3. - С. 73-78.

9. Томилин А.Н. О целесообразности применения социального и средового подходов при исследовании патриотизма курсантов морского ВУЗа // Материалы I Международной научно-практической конференции: Наука. Общество. Личность.- Ставрополь: Логос, 2017. - С. 66-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.